Конспекты занятий
По познавательному развитию
«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.
ХОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад № 14 детям группы «Дюймовочка».
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра “Погода осенью”
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная
Холодно – холодная
Пасмурно – пасмурная
Сыро – сырая
Хмуро – хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы .
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре – теплая осень.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Физминутка “Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков.
У вас на столах тоже есть листочки только вот беда осень их не раскрасила давайте мы их раскрасим
Подойдите к столам и раскрасьте листья .
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.
nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
на тему: «Приметы осени.
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
Цель: Познакомить детей со стихотворением о ранней осени, показать особенности стихотворного текста. Раскрыть перед детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь детям понять содержание стихотворения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Обратить внимание детей на мелодичность и напевность стихотворной формы. Повторить приметы осени.
Материалы: картина И. Левитана «Золотая осень», мяч.
Ход занятия:
Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом.
Воспитатель предлагает отгадать детям загадки:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим .
Нам ответят: «Это…» (осень)
Дети: Осень.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Дети: Сентябрь.
Воспитатель:
Молодцы все загадки отгадали.
Ребята, а давайте поиграем в игру. Надо встать в круг и я буду бросать вам мяч по очереди, говоря начало предложения, а ребенок у которого мяч заканчивает его. Игровое упражнение: «Закончи предложение».
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие) — желтые, красные.
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель:
Ребята, а с какого месяца начинается осень?
Дети: Сентябрь.
Воспитатель:
Правильно. Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений и красивых картин. Давайте рассмотрим картину художника Исаака Левитана «Золотая осень».
Какое время года изображено художником на картине?
Дети: Осень.
Почему вы думаете, что это осень?
Дети: листья желтые, опадают и т.д.
Какого цвета кустик около берега реки?
Дети: красный.
Воспитатель:
Посмотрите внимательно и скажите как выглядят березки? Что вы о них можете сказать? ( Подвести детей к ответу, что березы сменили свой летний наряд на осенний. Они желтые, золотистые. Точно так же обращаем внимание на небо и воду в реке.
Что вы видите между березками?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы были очень внимательными. Закрепить умение правильно использовать слова «между, около, вдалеке». Спросить 4-5 детей.
Воспитатель:
А теперь немного разомнемся.
Физкультминутка: «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель:
А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение поэта Ивана Бунина «Листопад»
Чтение И. Бунин «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой
Воспитатель:
А теперь ребята давайте обсудим это красивое стихотворение.
Беседа по содержанию стихотворения:
-Как называет стихотворение?
Дети: «Листопад»
– Какое время года описывает поэт в своем стихотворении?
Дети: Осень.
– Как вы догадались, что это время года – осень?
Ответы детей.
– Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает?
Дети: С теремом.
Воспитатель:
Зачитывает строчки из стихотворения.
– Почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»?
Ответы детей.
– Какая осень в стихотворении поэта Ивана Бунина?
Дети: с подсказкой воспитателя нежная, тихая, расписная, лазурная и т.д.
Воспитатель:
Ребята, вы сегодня умницы. Были внимательными, старались. Мне помогали.
Рефлексия:
– Какое стихотворение читали?
– Какую картину рассматривали?
– Какие новые слова узнали?
– В какие игры играли?
– Что понравилось?
ishpulatova.umi.ru
Представлен
на публичный отчет
детского сада
15 ноября 2016 г.
Конспект
ООД «Речевое развитие» по теме:
«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени
с опорой на картинки – символы».
Подготовила и провела:
Воспитатель МДОУ «ДС №28»
Осламова Анна Анатольевна
Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.
Задачи:
Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции
Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.
Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.
Методы и приемы:
Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».
Словесный: беседа об осени, загадка об осени.
Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.
Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, беседа и объяснения, выполнение панно «Золотая осень», выставка поделок «Дары осени».
Индивидуальная работа: активизировать в составлении описательного рассказа Вику Арзамасцеву, Андрея Федюкова, Таню Сапрыкину, добиваться от них последовательного рассказывания и полных ответов.
ООД
1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй маленький цветок.
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое. Если дождик льется,
Как такое время года у людей зовется? (Осень)
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.
2. Беседа по вопросам.
Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).
Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.
– А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).
Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.
– Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).
– В ноябре тепло или холодно? (В ноябре становится холодно)
– Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)
– Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
– Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)
– Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)
3. Сравнить природу в октябре и ноябре.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.
– В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)
– В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)
– В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)
– В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)
– В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)
Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.
4. Найди ошибку.
Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.
– В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)
– В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)
– В ноябре часто идут дожди (Верно)
– В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)
– В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).
– Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)
Воспитатель: Оказывается, Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.
4. Физминутка.
Солнышко греет уже еле-еле,
Птицы на юг давно улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.
– Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.
– Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.
– А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).
– А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.
– Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.
– Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).
– Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).
– Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.
Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.
– Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).
6. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.
8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».
Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).
nsportal.ru
Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: «Осень»
Цели:
закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: Игрушка Буратино, репродукции художников с осенними пейзажами И. Левитана «Золотая Осень», Остроухова «Осень».
Предварительная работа: Чтение произведения А.Н Толстого «Приключения Буратино», разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.
Ход занятия
1. Организационный момент
В гости к детям приходит Буратино.
Буратино: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит – вот бы сейчас искупаться.
Воспитатель: Буратино, купаться уже поздно, потому, что наступила осень, а лето закончилось.
Буратино: Осень? Что такое осень, я не знаю.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Буратино об осени.
2. Работа по теме
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь).
Есть две осени.
Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.
Другая – неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова – определения к первой, золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).
Послушайте, как красиво М.Геллер написал об осени:
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда – то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем Буратино. ( Дети читают стихи).
Воспитатель:
Народные приметы осени: Теплая осень – к долгой зиме. Осенью много паутины – на ясную погоду. Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.
Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:
Расскажите Буратино, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.
Какие вы знаете поговорки:
Осень богатая – зима сытная.
Теплая осень – к долгой зиме.
Сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде.
Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
3. Игра «Да или нет»
А теперь давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.
Итог: Буратино: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление, когда падают листья, называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.
nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление рассказов об осени».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.
Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
МАТЕРИАЛЫ:
Таблицы по теме «осень», игрушка кукла Марина.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок». Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми. Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени»
.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,
деревья наряжаю, затем их раздеваю,
Бываю золотая, поздняя,
А зовут меня все (осень)
– Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.
Давайте поиграем в игру «Ласковые слова».
Я говорю – солнце, а вы говорите ласково – солнышко.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
Ветка – веточка,
Лист – листочек,
Дождь – дождичек,
Ручей – ручеек,
Трава – травка,
Цветок – цветочек,
Ветер – ветерок,
Туча – тучка,
Песок – песочек,
Дерево – деревце.
Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»
На смену лету пришла (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает (из—за туч).
Деревья надели (разноцветный наряд).
(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам).
Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
(появляется кукла Марина.)
Кукла Марина: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Марине, какая бывает осень?
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»
(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
Игровое упражнение: « Подбери действие»
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью». Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».
Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.
Кукла Марина: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.
Как вы думаете, почему так говорят?
ФИЗМИНУТКА:
КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ
На красных парашютах (показывают руками купол над головой)
к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)
на жёлтых самолётах (руки в стороны)
к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)
на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)
к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками – плывут)
в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)
с собою позовёт. (показ руками – зовет)
На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)
в початках кукурузных, (показ овала руками)
на листиках кленовых, (кружатся)
на шишечках еловых (показ пальцами шишки)
к нам осень прилетит, (машут руками)
к нам осень поспешит… (бег на месте)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.
(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях.
Кукла Марина: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.
multiurok.ru
Тема «Осень»
Пр. задачи:
1. Уточнить и обобщить знания детей о признаках и приметах осени, изменениях в природе, используя образные слова и выражения.
2. Закрепить навык образования прилагательных от существительных.
3. Учить передавать характерные цвета осенних листьев, закрепить приёмы рисования акварелью.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Воспитывать любовь к природе.
Содержание
– Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Пошла по лугам,
По полям, по лесам.
Припасы она приготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала:
– За мною нагрянет Зима!
1- слайд
– Дети, посмотрите, зайчик нам принёс письмо, давайте его прочитаем.
2-й слайд
«Детский сад «Ёлочка», детям подготовительной группы от зайцев с поляны пригородного леса: «Здравствуйте, ребята! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни говорят, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте нам! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое!»
– Вопрос очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него. Дети, зайцам повезло, сейчас мы с вами совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять верное решение.
– Вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите три осенних месяца.
– Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени.
– Как называется явление, когда опадают листья?
– Какого цвета листья бывают осенью?
Давайте проиграем в игру «С каких деревьев листики?»
(На слайдах)
_ Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (По телевизору, интернету, посмотреть на термометр)
Речевая игра «Какая погода бывает осенью?»
– Когда идёт дождь, погода? (Дождливая).
– Когда дует ветер, погода? (Ветряная).
– Когда холодно, погода? (Холодная).
– Когда пасмурно, погода? (Пасмурная)
– Когда сыро, погода? (Сырая)
– Когда хмуро, погода? (Хмурая)
– Когда ясная погода? (Ясная)
Как вы думаете, дети, вся осень одинаковая или осенью бывают какие-то периоды? Какие периоды осени вы знаете? Чем отличается ранняя осень от поздней?
Физкультурная минутка «Листочки»
Осенние листочки закружились,
Весёлый ветер зашумел над ними.
Весело они летели и на землю сели.
Вот ветер тихо снова набежал,
Все листья в воздух он поднял.
Весело они летели и на землю сели.
– У нас в группе есть копилка народных мудростей – сундучок, в него вы можете сложить пословицы и приметы осени. А вы хотите положить сюда свои наблюдения?
В круг, ребята, становитесь,
Крепко за руки беритесь,
Сундучок я вот возьму
И приметы соберу.
– Коли ясно, то и осень прекрасна.
– Осень идёт и дождь за собой ведёт.
– Грибок в кузовок – зимой на пирожок.
– Красна весна цветами, а осень пирогами.
– Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
– Когда гусь улетает – снег выпадает.
Вы, большие молодцы, теперь наш сундучок пополнился вашими наблюдениями.
– Давайте, поиграем в игру «Осенние слова». Каждый из вас по очереди должен сказать по одному красивому слову об осени. (Золотая, красивая, печальная, дождливая, пасмурная, холодная, тёплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая и др.)
– Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери, птицы, насекомые? Все ли птицы улетают в тёплые края? Как мы называем птиц, которые остаются зимовать в нашей местности?
– Мы с вами много узнали об осени, её признаках, и теперь можем зайца дать ответ на письмо. Что мы им напишем?
«Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в тёплые края. Насекомые спрятались. Стало холодать. Пора вам, зайцы, менять свои шубки с серых на белые»
Релаксация – сейчас мы с вами отдохнём и послушаем классическую музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь». Садитесь на стулья, положите руки на колени и закройте глаза. Что вы представили себе, слушая музыку?
– У меня для вас небольшой сюрприз – Осень прислала для вас посылку. Она прислала вам осенние листочки, но они все белого цвета. Нам нужно раскрасить их.
– Выберите цвета для осенних листьев.
(Дети на выбор берут пластилин красного, жёлтого, оранжевого, зелёного и коричневого цветов.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот кленовый,
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Когда все работы выполнены, можно сделать выставку «Осенний букет».
nsportal.ru
«Золотая осень»
Интегрированное занятие для детей 3-4 лет
Воспитатель: Эреджепова М.А.
ГБОУ д/с № 381
Задачи:
-Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идёт дождь, опадают листья, становится холодно. Учить составлять рассказ по картинкам. Продолжать знакомить с новым способом рисования – методом
« печатанье».
-Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы, умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи, речь. Развивать плавный выход воздушной струи.
-Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Цель:
Развивать интерес, переключаемость внимания, сосредоточенность. Учить достигать результат, применять приобретённые умения в повседневной жизни.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: букет из опавших листьев разных деревьев; картинки дуба и берёзы; цветные картинки с изображением явлений природы
Раздаточный материал: Осенние листья, бумага для акварели,гуашь (красная, жёлтая, зелёная), пластиковые ванночки, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия :
Создание игровой мотивации:
Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.
Воспитатель: как красивы деревья в своём золоте и богряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто всё покрыто красивым, ярким ковром.
Сейчас мы поиграем в сказку о том, как осень в лес пришла. Вместе вы – лес. Каждый из вас – дерево. Как много деревьев в лесу! Все они разные и такие красивые! Ноги ваши стали корням. Крепко держатся ими деревья за землю. (Дети не должны передвигаться) Руки ваши стали ветвями. Тихо покачиваются они. (Дети поднимают руки вверх, покачивают из стороны в сторону). Что заставляет вас качаться?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Растут в нашем лесу дубы – сильные, могучие деревья. (Показать детям картинку с изображением дуба. (Слайд № 1). Наши мальчики стали дубами. Помашите нам своими ветвями, дубочки. Растут в нашем лесу берёзы стройные, нежные деревца. (Показать детям картинку с изображением берёзы. (Слайд № 2). Наши девочки стали берёзками. Помашите нам своими ветвями, берёзки. Хорошо деревья в лесу!
Что же любят они?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Тянутся деревья вверх, к тёплому солнышку, греются в его лучах.
(Дети улыбаются, поднимают вверх руки встают на носочки, потягиваются)
Составление рассказа об осени по картинкам.( Слайд № 2)
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень. ( хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе?
Дети: Осенью погода холодная. Листья на деревьях желтеют и опадают. Идёт дождь.
Воспитатель: Посмотрите на картинки с изображением природы в разные времена года. Выберите те, на которых изображены приметы осени.
Пример рассказа: Наступила осень. Осенью погода пасмурная, холодная. Часто идёт дождь. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы улетают в тёплые края.
Физкультминутка:
Мы листики осенние.
На веточках сидим,
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Дети выполняют действие (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.
Дидактическая игра «Разноцветные листочки» (Слайд № 3)
Воспитатель: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета?
Дети: И зелёные, и красные, и жёлтые листья. (Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: У нас есть зелёные, жёлтые и красные листья (показать картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).
Проведение игры.
Разложить на столе картинки листьев и предложить сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зелёные. Затем красные и жёлтые листья.
Воспитатель: Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
А. Толстой
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
И. Плакида
Осень подарила нам праздник. Этот праздник танцующих на ветру листочков. Ребята, вот наш ветерок – проказник подул и …..
Воспитатель: Подбросить вверх листочки.
За листиком летит листок:
Листик красный, лист рябой,
Разноцветный, золотой.
Стоит ветерку подуть,
Листья врассыпную в путь.
Давайте нарисуем, как наши листочки на ветру затанцевали. Закружились, закувыркались и отправились в путь. Рисовать мы будем новым способом. Вот листик красного цвета, я беру его за хвостик и аккуратно окунаю в ванночку с красной краской. Краска окрасила листик с одной стороны, переношу его на бумагу. Прижимаю ладошкой, чтобы он приклеился и осторожно снимаю.
Что получилось?
Остался отпечаток листика. Вот таким способом мы будем рисовать листочки.
Дети, я предлагаю вам выбрать по желанию листок.
(Уточнить, какого цвета выбрать лист и в какую краску его нужно опустить.)
После этого дети «печатают» листья.
Наиболее подготовленные дети работают по 2-3 человека самостоятельно. С остальными детьми работаю индивидуально.
По окончании работы напоминаю детям о том, что нужно вымыть руки.
(Во время «печатанья» листочков включить фонограмму «Пять февральских роз». Музыка В. Цветкова, слова В. Емельянова).
Упражнение «Сдуем листочки» (Слайд № 4)
На столе разложены собранные на прогулке листья.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам подуть на листья так, чтобы они слетели со стола.
Итог занятия:
Воспитатель: Посмотрите, какой праздник танцующих на ветру листочков у нас получился!
Пляска с листочками.
Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко.
Дети стоят врассыпную, в правой руке у них осенний лист.
1. Покачался надо мной (Дети качают листиком над головой )
Мой листочек золотой
Листики дубовые ( Кружатся на шаге)
Листики кленовые
2. Мы за листиком сидим (Дети присаживаются на корточки и «прячутся»
Из – за листика глядим за листик, отводят листик от лица)
Листики дубовые (Кружатся на шаге)
Листики кленовые
3. Вдруг весёлый ветерок (Качают листиком)
Хочет вырвать мой листок
Листики дубовые (Кружатся на шаге)
Листики кленовые
4. Мы листочек не дадим (Прячут листик за спину)
Пригодится нам самим
Листики дубовые (Кружатся на шаге)
Листики кленовые
nsportal.ru