ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО О ВОДЕ
Сказки
«Сказка о воде»
Урядова Ирина
Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
– Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
– Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
– Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
– Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
– Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
– Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
– Здравствуй, Море!
Море ответило:
– Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
– Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:
– Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:
– Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
– Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!
На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
«Сказка о живой воде»
Жила когда-то в одном селе крестьянка-вдова с тремя малыми детьми. Трудилась она, не покладая рук, чтобы вскормить и вспоить своих сыновей. Выросли они все трое добрыми и пригожими молодцами. Старший сын стал солдатом. Обошёл он со своим полком много ближних и дальних стран. А когда надоело ему воевать, воротился в родную деревню, гордо выпятив грудь, увешанную медалями за храбрость. Средний сын отправился учиться в город Краков. Там он превзошёл все науки и тоже воротился домой, задрав важно нос. А самый младший сын, которого звали Мачей, остался дома. Он пахал землю и заботился о старой матери. Поэтому старшие братья считали его невеждой и простаком. Они иногда даже называли его дурачком, но только за глаза, потому что Мачей кормил своим трудом всю семью, да к тому же тяжёлая крестьянская работа сделала его таким сильным, что он легко мог справиться с ними обоими. Поэтому в доме старой вдовы царили мир и любовь.
Но однажды мать слегла от неведомой болезни. И хотя сыновья хорошо заботились о ней, с каждым днём старушке становилось всё хуже и хуже. Каких лекарей не приглашали сыновья, никто не мог вылечить её. Совсем они было отчаялись, но пришла как-то раз старая знахарка и сказала:
– Есть на свете такое лекарство, которое может поставить на ноги вашу мать. Но вряд ли вы сумеете его раздобыть.
– Ты только скажи нам, что это за лекарство, а уж мы его раздобудем, пусть даже для этого придётся нам продать и дом, и землю, и пойти нищими по свету.
– Тогда слушайте и хорошенько запомните то, что я вам скажу. Стоит вам окропить живой водой больную мать, как она тотчас же выздоровеет. Эта вода и мёртвого воскресить может, но её достать очень трудно. Если отправиться отсюда в ту сторону, где всходит солнце, то через семь дней пути дойдёшь до высокой горы, которую люди называют Субботней горой. На её вершине растёт старое-престарое дерево. У него серебряные листья, и оно может говорить человеческим голосом. Под этим деревом и находится родник с живой водой. Только нелегко добраться до него. Дорогу к нему преграждают неведомые силы. Чтобы добраться до живой воды, нужно идти по крутой, каменистой тропинке, не останавливаясь и не озираясь по сторонам, что бы ты там ни увидел и ни услышал. Ежели оглянешься или поддашься искушениям, или же испугаешься опасности и побежишь прочь, то сразу же превратишься в камень. На моём веку много людей ходило за живой водой, да ни один из них доселе не воротился.
Сказав это, старуха ушла, а братья заспорили. Каждый из них хотел немедленно отправиться за живой водой и считал, что лучше других справится с этим делом. Победу в этом споре одержал старший брат. Он сказал:
– За живой водой должен отправиться храбрый человек, которого не испугают никакие опасности. А я на войне повидал всякое и не раз смотрел, не дрогнув, смерти в глаза. Неужто я оробею перед какими-то неведомыми силами? Оставайтесь дома и ухаживайте за матерью, покуда я не вернусь с живой водой!
Согласились братья.
Не теряя времени, бывший солдат вскинул за плечи солдатский ранец, подвесил к поясу саблю и направился к Субботней горе.
Прошло две недели, а от старшего брата никаких вестей. Тогда средний брат решил пойти за живой водой и разузнать, что стряслось со старшим братом.
– Я человек учёный, – сказал он Мачею, – все науки превзошёл. Сумею я разгадать все хитрости неведомой силы и не поддаться её искушениям. А ты оставайся ухаживать за больной матерью.
Положил средний брат в сумку еды, какую-то книгу с заклинаниями от неведомой силы и ушёл.
Прошло ещё две недели – от братьев нет ни слуху, ни духу.
“Оба они, наверно, погибли, – подумал Мачей. – Пойду-ка я за живой водой. Либо добуду её и вылечу мать, либо сам голову сложу, как мои братья!”
Попросил Мачей соседей ухаживать за больной матерью, положил немного еды в сумку, взял посох и пошёл к Субботней горе. Шёл он, шёл всё время на восход солнца. Переправился через три большие реки, прошёл через три дремучих леса и к вечеру седьмого дня пути добрался до подножья Субботней горы. Она была такая высокая, что вершина её скрывалась в облаках.
Зашагал Мачей по каменистой тропинке.
Она извивалась по сумрачному ущелью и вела на вершину горы. Не прошёл Мачей и десяти шагов, как услышал позади голос:
– Эй, парень, куда идёшь? Ты пошёл не по той тропинке!
Хотел было Мачей обернуться, но вспомнил, что говорила старуха-знахарка, и не обернулся, а продолжал идти прямо вперёд. Спустя некоторое время перед ним предстал рыжебородый человек в чёрном кафтане старинного немецкого покроя.
– Добрый вечер? – сказал рыжебородый с угодливой улыбкой, снял остроконечную шляпу и поклонился. – Куда вы направляетесь, мой друг?
– На вершину этой горы, – ответил Мачей. – Я иду за живой водой.
– Я тоже иду за ней. Пойдёмте вместе. Вдвоём идти веселей.
Прошли они вместе немного и дошли до распутья. От тропинки, по которой шли Мачей и его рыжебородый спутник, отклонялась другая тропинка, более широкая и ровная.
– Давайте свернём на эту широкую тропинку. Посмотрите сами, какая она утоптанная, ровная и широкая. Зачем нам всё время спотыкаться о камни и рвать одежду, продираясь сквозь кустарник? – сказал рыжебородый.
Но Мачей, даже не взглянув на другую тропку, ответил:
– Если хотите, можете свернуть на неё, а я пойду прямо вперёд. Тогда рыжебородый принялся уговаривать Мачея, даже схватил его за рукав. Но Мачей хорошо помнил наказы старухи. Он молча оттолкнул навязчивого незнакомца и быстро пошёл по каменистой тропинке, глядя прямо перед собой.
Рыжебородый разразился проклятиями и исчез в сумерках так же неожиданно, как и появился. Мачей облегченно вздохнул. Он был рад, что избавился от такого спутника, потому что ещё раньше догадался, что это не кто иной, как сам дьявол. Мачею не раз доводилось слышать о том, что именно в такой старомодной немецкой одежде дьявол часто появляется среди людей и устраивает им разные пакости.
Мачей шёл и размышлял об этой недоброй встрече, как вдруг позади раздался страшный гул, треск, топот и громкие вопли;
– Вот он! Держите его! Убейте его!
Кто-то дернул Мачея за рубаху, кто-то укусил его за ногу, но отважный юноша не испугался и не оглянулся, только ускорил шаг. Понемногу шум прекратился, снова стало тихо. Вдруг в чистом, усеянном звёздами небе вспыхнула ослепительная молния, гора задрожала от оглушительных раскатов грома. Пламя озарило всё ущелье. Охваченные пламенем вековые деревья с громким треском падали на землю. Огненная стена встала на пути Мачея.
“Это тоже одна из проделок дьявола! Небо чистое, не видно ни одной тучки – откуда же быть молнии и грому?” – подумал Мачей.
Вместо того, чтобы испугаться и повернуть обратно, он смело зашагал прямо в огонь. Шипящие языки пламени лизали ноги Мачея, смрадный дым душил его, но он продолжал идти вперёд. И вот огненная завеса разошлась. Впереди – камнем добросишь Мачей увидел вершину горы. Но тут перед ним предстала новая преграда – высокая гладкая скала, а под ней чудище о семи головах. Увидев юношу, оно поднялось, ощетинилось, выпучило налитые кровью глаза и грозно зарычало. Но Мачей и тут не отступил. Он бросился вперёд и замахнулся на чудовище своим посохом. В тот же миг чудовище провалилось сквозь землю, и на том месте, где оно находилось, открылся вход в тёмную пещеру.
Юноша смело вошёл в пещеру и начал ощупью пробираться в непроглядном мраке вперёд. Через некоторое время впереди засиял свет, который с каждым шагом Мачея становился всё ярче и ярче. Вскоре он вышел из тёмной пещеры и очутился в прекрасном саду. Вокруг благоухали цветы, ветви фруктовых деревьев протягивали Мачею спелые, сочные плоды. Но он не поддался искушению и не сорвал ни одного плода, хотя ощущал сильный голод и мучительную жажду, а пошёл дальше по тропинке, которая привела его к великолепному дворцу. Стены покоев были из чистого золота и сияли под светом хрустальных светильников. У стен стояли большие сундуки, полные золота, серебра и драгоценных каменьев. Казалось, что сокровища всего света собраны в палатах дворца. Усталые ноги Мачея утопали в мягких коврах, а широкие кровати с пуховыми перинами словно манили его отдохнуть. Вдруг послышалась приятная музыка, и Мачея окружил целый рой девушек, одна другой краше. За спиной у них трепетали крылья бабочек. Девушки порхали вокруг Мачея и восклицали:
– Добро пожаловать, добрый молодец! Ты спас нас от страшного чудовища! Оставайся жить вместе с нами. Здесь у тебя будет всё, что пожелаешь, и мы будем исполнять каждое твоё желание!
Но Мачей и тут не поддался дьявольскому искушению. Он взмахнул своим посохом, и все крылатые красавицы умчались прочь со злобными воплями.
Мачей дошёл до железной двери. Она была такой огромной, что казалось, никакой силач не сумеет отворить её. Но только Мачей дотронулся до этой двери, как она бесшумно распахнулась. Юноша увидел сияние лучей восходящeго солнца. Наконец-то он добрался до цели. В двух шагах перед ним высилось старое дерево, серебряные листья которого трепетали под утренним ветерком и вызванивали нежную песенку, а струйки родника внизу вторили ей своим журчаньем.
Шатаясь от усталости, Мачей подошёл к роднику и припал к воде. С каждым глотком юноша чувствовал, как силы возвращаются к нему. Он напился живой воды и вскочил на ноги, бодрый и весёлый. И тут дерево заговорило:
– Слушай меня, юноша! На дне родника лежит кувшин. Достань его и наполни живой водой. Потом отломи у меня одну ветку. На обратном пути будешь обмакивать ветку в живую воду и кропить камни на тропинке. . .
Склонился Мачей над родником и увидел на дне золотой кувшин, достал его, зачерпнул живой воды и, прежде чем двинуться в обратный путь, отломил веточку с серебряными листьями. Пошёл Мачей вниз по тропинке. Железная дверь снова распахнулась перед ним. Из входа в пещеру выпорхнула стая летучих мышей и с писком разлетелась во все стороны. Идёт Мачей и видит – нет ни дворца, ни крылатых девушек, ни прекрасного сада. . . Вышел он из пещеры и снова удивился – по обе стороны от тропинки зеленеют кусты и высокие деревья – будто и не бушевал здесь недавно страшный пожар.
Шагая вниз по тропинке, Мачей делал то, что велело ему говорящее дерево – кропил камни живой водой. И как только капля падала на камень, он тотчас же превращался в человека. Оживлённый человек потягивался, тёр рукой глаза и говорил:
– Что за дурной сон приснился мне? Как хорошо, молодец, что ты разбудил меня! Спасибо тебе!
Потом он поднимался и, радуясь, шёл за Мачеем. Чем дальше, тем больше лежало камней на тропинке. Все они оживали под брызгами живой воды. Вереница людей позади Мачея всё росла и росла. Среди них были и седые старики, и безусые юноши, и отважные рыцари, и пригожие девушки, и гордые вельможи, и нищие в лохмотьях. Были здесь и оба брата Мачея.
Когда все спустились в долину, некоторые из оживленных сразу же отправились по домам. Это были те люди, которые недолго пробыли окаменевшими и потому ещё надеялись застать в живых родных и обрадовать их. Но очень многие были заколдованы давным-давно и понимали, что у них не осталось ни одного близкого человека на свете. Все эти люди решили отправиться вместе с Мачеем в его родную деревню. Когда Мачей и его братья вернулись домой, то увидели, что у кровати матери сидят все их соседи, которые пришли попрощаться с больной, потому что уже наступил её последний час. Не теряя ни минуты, Мачей окропил мать живой водой. Она сразу же открыла глаза и улыбнулась. Потом, полная сил, бодрая и весёлая, встала с. кровати и обняла своих сыновей.
А те люди, которых оживил Мачей, не захотели разлучаться с ним. Они поселились в его родной деревне, построили себе дома и обзавелись хозяйством. Вскоре их маленькая раньше деревня превратилась в большой и красивый город. Жители города выбрали Мачея бургомистром, то есть, городским головой, и он много-много лет мудро вершил все городские дела. А благодарные люди не только повсюду рассказывали о смелости Мачея, но и до сегодняшнего дня славят его подвиг.
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Поэзия дождя
К. Паустовский
Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
В это лето я узнал заново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и не пережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
Живительный дождик
М.Пришвин
Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.
Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.
Сытые пузыри
М.Пришвин
Весь день дождь, и парит. Синица звенит не как раньше — брачным голосом в теплом луче. Теперь под дождем она звенит непрерывно и даже как будто от этого похудела: такая тоненькая на ветке. Ворона не хочет даже подняться на дерево, токует прямо на дороге, кланяется, давится, хрипит, задыхается от желания.
Весна воды началась стремительно. Снег на полях и в лесу стал зернистым, можно ходить, продвигая ноги, как лыжи. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера. На открытых полянах торопливый дождь не дает на лужах вставать пузырям. Но в озерках под елками капли с сучьев падают тяжелые, и каждая, падая в воду, дает сытый, довольный пузырь. Я люблю эти пузыри, они мне напоминают маленьких детей, похожих одновременно и на отца и на мать.
Глупый зайчик и ручеек
Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но все равно знал дорогу обратно. Тут он видит – ручеек бежит. И говорит зайчонку ручеек: «Пойдем наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу.
Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеек?» А ручеек отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеек, который туман?»
«Я тут, – говорит ручеек, – я превратился в облачко. Ну, побежали!»
Недоумевающий зайчик и ручеек продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко?» Ручеек отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко, который дождь?» Ручеек отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком».
Глупый заяц и ручеек добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.
nsportal.ru
Люди настолько привыкли к воде, что не считают ее обычной субстанцией, но в действительности это крайне загадочное вещество. Она хранит множество тайн. Рассмотрим самые интересные факты о воде.
Население жарких, засушливых мест на нашей планете не понаслышке знает настоящую ценность природной жидкости. «Дороже золота только вода», — говорят бедуины, живущие среди горячих песков. Если иссякнет живительная влага, никакие сокровища мира не спасут человечество от неминуемой гибели.
Специалисты дают неутешительные прогнозы о том, что к 2050 году население Земли увеличится с 7 до 9 с половиной миллиардов человек, что вызовет острую необходимость в чистой питьевой воде. Поэтому объяснять детям ее значение нужно начинать с ранних лет, чтобы изменить их поверхностное отношение к «источнику жизни».
…
Вконтакте
Мой мир
Дошкольникам лучше дать объяснение в более простой, творческой форме. Например, прочтите им поучительный рассказ о воде.
На земле в одном далеком государстве с четырьмя океанами и десятками морей жила добрая королева. Звали ее Драгоценная капелька. Ее дворец был построен на вершине огромной горы. Жители королевства трудились с утра до вечера, доставляя людям кристально чистую водицу. Но однажды случилось неожиданное. Реки стали грязными, мутными, начала погибать рыба, травились птицы. Зимой пошел желтый снег с неприятным запахом.
Долго не думая, Драгоценная капелька со своими помощниками отправилась на землю, чтобы посмотреть что произошло. Чуть живые они вернулись домой. Оказалось, люди небрежно относились к природной воде: бросали мусор в реки, отравляли их хозяйственными отходами, проливали нефть, бензин в море. Это сильно рассердило королеву, потому она запретила посылать живительную влагу.
Испугались люди. Как же они будут теперь жить? И быстро стали всё исправлять: вычистили реки, перестали выливать производственные отходы, посадили по берегам деревья. Простила добрая королева жителей земли, отпустила к ним водичку чистую и прозрачную, но с одним условием: водные ресурсы хранить, не загрязнять.
Дети лучше запомнят о явлениях природы и водоемах, если провести параллель с животным миром или рассказать что-то необычное.
Обитатели водного мира
Суша на планете Земля занимает всего 20%. Остальная часть покрыта мировым океаном — морями, реками, озерами, болотами, ледниками, подземными реками. Водное пространство является средой обитания множества живых организмов. В жидкой среде содержится все необходимое для жизнедеятельности: растворенные кислород, углекислый газ, минеральные и питательные вещества. Расскажите подробнее о тех, кто живет в воде, для детей это будет интересно. В разных слоях океанов и морей обитают самые разнообразные существа:
Знания о том, кто живет в воде, для детей будут более понятными, если закрепить теоретический материал практическими действиями, например, отправиться с ними на экскурсию в океанариум или поехать к настоящему водоему.
Школьников непременно заинтересуют следующие сведения:
Подросткам можно дать более насыщенную информацию по теме «что такое вода». Водная среда — основа жизни на Земле. При исследовании других планет в первую очередь зонды направляются на поиск водных ресурсов, ведь без этого абсолютно ничего существовать не может. На нашей планете жидкость содержится практически везде: на поверхности Земли, в мантии, атмосфере и в каждом живом организме.
Из знаний, полученных в школе, и научных статей, мы знаем три агрегатных состояния воды:
Чтобы произошел переход из одного состояния в другое, нужно изменить температурный режим. В обычном состоянии данная стихия жидкая, но если ее нагреть до температуры 100°С получится пар. При снижении температуры до 0°С жидкость превратиться в лед. Это единственное вещество в мире, которое может находиться в трех состояниях.
Эксперименты с водой
Не так давно выяснилось, что природная вода имеет как минимум 5 различных фаз. Американская группа провела ряд опытов и рассказала миру о новом состоянии, в котором жидкость не замерзает даже при -38°С, а при понижении температуры до -120°С происходят еще более странные вещи — она становятся клейкой, вязкой. Температуру опустили до -135°С, и она стала похожа на стекло, то есть твердой, но без кристаллической структуры. Ученые дали ей название «нанотрубная вода», поскольку в процессе эксперимента использовались углеродные нанотрубки. Исследования оказались плодотворными, поэтому предстоят новые работы в лаборатории.
Взрослые люди, не говоря уже о детях, с любопытством познают уникальные особенности вещества. До сих пор исследователям не удалось открыть все ее тайны. Одним из ее феноменов является способность запоминать и хранить информацию. Ее свойства могут меняться в зависимости от окружения. Также она может впитывать положительную и отрицательную энергия, изменяя структуру молекул.
Был проведен такой опыт: 2 стакана наполнили жидкостью и разместили в разных помещениях. Рядом с первым стаканом играла классическая музыка, возле второго – тяжелый рок. Когда взяли пробы на анализ, было установлено, что кристаллы вещества, слушавшего классику, имели ровную и красивую форму. А структура кристаллов, слушавших рок, стала рваной и изрезанной.
Ученые, подготовившие доклад о свойствах h3O, отмечают, что записи памяти могут меняться при переходе вещества из одного состояния в другое. Если заморозить жидкость с плохой энергетикой, то при оттаивании весь негатив стирается. Именно нейтральная жидкость несет положительный заряд организму. Однако у ученых нет четкого объяснения подобным природным явлениям, хотя они не исключают возможности, что в будущем появятся еще более невероятные сведения.
Необычные факты о воде:
Самые интересные факты о воде
Интересные факты о воде — Тайна воды
Еще в прошлом столетии качество водоемов не сильно волновало человечество, но на рубеже третьего тысячелетия экологи бьют тревогу. Каждый год 13 млн. тонн отходов нефти попадает в Мировой океан. И это только нефтеперерабатывающая промышленность, не говоря уже о ядохимикатах, тяжелых металлах, канализационных стоках.
ВОЗ заявила, что на планете не осталось абсолютно чистого природного источника. Все это грозит катастрофой вселенского масштаба.
uchim.guru
Рассказы о воде для ребенка должны быть увлекательными и веселыми! Знания о воде необходимы в случае, если наряду с другими необходимыми для правильного развития личности компонентами уделяете внимание такой составляющей как воспитание экологической культуры. Сегодня воспитание правильного отношения к природе и ресурсам, которыми мы пользуемся, является одной из основных задач дошкольных и общеобразовательных учреждений. В процессе работы над экологической культурой детям необходимо рассказывать и о воде. Ведь именно вода является основой жизни на Земле, без этого ресурса не может существовать и человек, а ограниченность запасов пресной воды заставляет всерьез задуматься об этой проблеме целые народы уже сейчас.
Выбор тематики и способ повествования зависит от возраста детей. Обычно для дошкольников используются специальные познавательные мультфильмы. Так дети могут лучше освоить материал, воспринимать информацию, дошкольникам проще с уст главных героев любимого мультфильма, нежели на обычном занятии.
Детям школьного возраста рассказывать о воде можно и на обычных занятиях и в нестандартных формах. Например, можно проводить в контексте определенной дисциплины эксперименты с водой, смотреть научные фильмы о воде. Важно правильно подбирать материал и доносить до детей действительно важную и интересную информацию.
Рассказ о воде для детей школьного возраста должен предполагать наличие интересных фактов и раскрытие ранее неизученных вопросов.
Вода – основа жизни на нашей планете. В то же время этот вещество является одним из наиболее распространённых на Земле. Но запасы пресной воды все же не очень большие, некоторые страны уже сегодня испытывают большие трудности с обеспеченьем населения водой, а людям там приходится экономить каждый литр воды.
Человек на 70% состоит из воды. Некоторые обитатели подводного мира и вовсе состоят из воды на 99%. Это еще раз подтверждает теорию о том, что жизнь появилась именно в воде и лишь спустя миллионы лет путем эволюции смогла выйти на поверхность.
Несмотря на распространённость воды на Земле найти ее за пределами нашей платы достаточно проблематично. Если она и есть на других небесных телах, то лишь в небольших количествах или в форме водяного льда с примесями мусора.
Ученые предполагают, что наличие на Земле такого количества воды говорит о бурной истории развития планеты. По словам специалистов, такие запасы воды могли сформироваться только в результате многочисленных столкновений комет с Землей. Кометы в основном состоят из водяного ляда и космической пыли.
Человек может прожить без воды всего несколько дней. Вода является основой множества процессов в организме. Для нормальной жизнедеятельности человеческому организму необходимо 1,5-2 литра воды ежедневно.
Вконтакте
Google+
voday.ru
Население Земли пока ещё не сильно заботится о количестве и качестве воды в своей жизни. Для тех, кому повезло родиться и жить на обильных водными ресурсами территориях, не относятся к воде как к большой ценности. Однако ученые всех стран уже давно озабочены количественным и качественным состоянием этого важнейшего ресурса для человеческой цивилизации. С каждым новым исследованием они открывают удивительные факты…
Вода в цифрах
Удивительные факты о человеке и воде
Уникальная особенность воды заключается в том, что она может находиться на планете в различных состояниях:
Чтобы надолго сохранить водные ресурсы на Земле, следует бережно относиться к ним и приучать к такому отношению детей. Как известно, ребенка в любом возрасте необходимо заинтересовать новыми знаниями. Лучший вариант —это рассказывать детям интересные истории и факты о воде. Все дети лучше всего реагируют на факты, которые начинаются со слов «самая, самый» —это вызывает интерес, а значит и повышается запоминаемость информации.
Вот несколько фактов для взрослых и детей:
Это далеко не все удивительные факты о воде, которые можно найти в Интернете и библиотеке. С каждым днем их становится только больше. Узнавайте, ищите, рассказывайте новые факты своим друзьям и близким, чтобы делать мир интереснее и лучше!
Уважаемые читатели!
Спасибо, что читаете наш блог! Получайте самые интересные публикации раз в месяц оформив подписку. Новым читателям предлагаем попробовать нашу воду бесплатно, при первом заказе выберите 12 бутылок (2 упаковки) минеральной воды BioVita или питьевой воды Stelmas. Операторы свяжутся с Вами и уточнят детали. Тел. 8 (800) 100-15-15
* Акция для Москвы, МО, Санкт-петербурга, ЛО
Спасибо за подписку на нашу рассылку
www.healthwaters.ru
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
– Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
– Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
– Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
– Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
– Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
– Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
– Здравствуй, Море!
Море ответило:
– Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
– Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:
– Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:
– Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
– Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!
На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
russkie-skazki.larec-skazok.ru
Иван Бунин На пруде 1887 | На лету они звонко поют, И, как в зеркале, меж тростников, Облака там нежней и белей, | |
Федор Тютчев Весенняя гроза | Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые, С горы бежит поток проворный, Ты скажешь: ветреная Геба, | |
Евгений Баратынский Водопад | Шуми, шуми с крутой вершины, Я слышу: свищет аквилон, Зачем, с безумным ожиданьем, Как очарованный стою Шуми, шуми с крутой вершины, | |
Федор Тютчев Весенние воды | Еще в полях белеет снег, Они гласят во все концы: Весна идет, весна идет, | |
Александр Пушкин Туча | Последняя туча рассеянной бури! Ты небо недавно кругом облегала, Довольно, сокройся! Пора миновалась, | |
Афанасий Фет Нежданный дождь | Все тучки, тучки, а кругом Повиснул дождь, как легкий дым, Смирись, мятущийся поэт, – | |
(Портал Pedsovet.su) Оксана Борщ Что такое вода? | Что такое вода — интересно ребятам, * * * Вода — основа жизни на Земле, | |
Оксана Борщ (Портал Pedsovet.su) Вода — природный дар | Вода — природный дар Вода в морях и океанах, | |
Стихотворение Путешествие капельки | Вот капелька-малышка | |
Мой дружок — ручеек | Познакомьтесь: мой дружок, | |
Откуда вода? | Нам всем интересно: | |
Что за чудо? | Она бежит, бурлит, играет, Не уследишь — может пролиться, Высоко в небо испариться. На землю падает опять. Встречается везде по свету, | |
Воду нужно уважать! | Воду нужно уважать — Ни умыться, ни напиться, | |
На благо человеку | Вода работает на благо С водой, ребята, заодно. Током питают города. | |
Трудолюбивая вода | Вечерком нашей водице, | |
Родничок | Ключик, милый родничок, | |
Ручеек-журчалочка | Ручеек-журчалочка, | |
Окружает нас вода | Окружает нас вода | |
Берегите воду . | Вода — это то, что дает людям жизнь, | |
Н. Рыжова | Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся, Мы привыкли, что водаНаша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. | |
Сайт МОЯ ЛЯЛЯ | ||
Автор: Светлана Olegova
| Я по воде могу ходить! Я по воде могу ходить! Там, за углом залит каток Вы скажете, что я схитрил? | |
Ручеек и речка
| Средь высоких гор и скал С каждым днем он среди скал Говорит: «Привет, родня! Почему ты так решил? Но сказал ей ручеек: Уж давно переплелись. | |
Что может быть в прозрачной капельке воды? Материал взят с сайта http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 | Что может быть в прозрачной капельке воды? И ты такое сможешь увидать, Лишь только любознательным она | |
Берегите воду Материал взят с сайта http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 | Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Где водится грязь, там лягушки живут. Не менее, впрочем, полезна вода Давайте же воду все будем беречь. | |
Что такое вода? Стихи о воде для детей
| Что такое вода? Это струйка из крана, Да, бывает вода в состоянии разном. | |
Вода из-под крана Материал взят с сайта http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 | Я воду в стакан из под крана налил. А в горном ключе если воду набрать, | |
Кто знает, откуда берется вода? Материал взят с сайта http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 | Кто знает, откуда берется вода? Чтоб нам о воде все-при все разузнать, | |
Вода в произведениях Анны Ахматовой | ||
Течет река неспешно по долине… Анна Ахматова произведения о воде На стеклах нарастает лед… | Течет река неспешно по долине,
Как идола, молю я дверь; | |
Самуил Яковлевич Маршак. Произведения для детей. Том 2 Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. Издательство “Художественная литература”, Москва, 1968 ВОЛГА И ВАЗУЗА Русская народная сказка | Меж болот из малого колодца Ручеек, не умолкая, льется. Неприметен чистый ручеек, Не широк, не звонок, не глубок. Перейдешь его через дощечку, А глядишь – ручей разлился в речку, Хоть местами речку эту вброд И цыпленок летом перейдет. Но поят ее ключи, потоки, И снега, и ливни летних гроз, – И течет она рекой широкой, Разливается в спокойный плес, Пенится под плицами колес. Перед нею путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой – Матушкой, кормилицей родной. Волга – рекам родины царица. Ни одна не может с ней сравниться. Высятся над Волгой города. На волнах качаются суда, Носят много дорогого груза. А у Волги есть сестра – Вазуза. Вьется Волга, а ее сестра Напрямик течет, крута, быстра. Меж камней бурлит она в дороге, Сердится, катясь через пороги. — У сестер-красавиц с давних пор Был такой между собою спор: Кто из них сильнее И быстрее, Кто из них умнее И хитрее? И тянулась тяжба долгий век У сестер – у двух соседних рек. Ни одна не уступала в споре. Наконец решили: “Ляжем спать, А проснувшись, побежим опять. Кто скорее добежит до моря, Ту и будем старшею считать!” Вот зима постлала им постели Под широкой крышей ледяной. Шубою накрыли их метели, Белою одели пеленой. Но Вазуза пробудилась рано Под покровом вешнего тумана И сестру решила обмануть: Собралась да и пустилась в путь. Говорит: – Прощай, сестрица Волга, Нежиться во сне ты будешь долго. Я же той порой по холодку От тебя подальше утеку, Выберу дорожку попрямее И до моря добежать успею! Пробудилась Волга в свой черед, Над собой взломала синий лед, Разлилась в полях среди простора, Напилась холодных вешних вод И пошла не тихо и не скоро, Не спеша, не мешкая, вперед. Хоть она весной проснулась поздно И путем извилистым текла, Но сестру свою догнала грозно. Гневная, к Зубцову подошла. И Вазуза, с Волгою не споря, Просит донести ее до моря: Ей самой, усталой, не дойти – Не собрала силы по пути… Что ж, сестра родная – не обуза! Две реки в пути слились в одну. С той поры шумливая Вазуза Будит Волгу каждую весну: – Просыпайся, старшая сестра, Пробираться к морю нам пора!.. — Гонят волны Волга и Вазуза – Две реки Советского Союза. Говорит народ, что у сестер До сих пор не утихает спор. Спорят реки Волга и Вазуза, Спорят с Доном, Обью и Двиной, Кто из них подымет больше груза, Больше рыбы даст земле родной, Кто прогонит летом больше сплава. Всем советским рекам – честь и слава! | |
КОРАБЛИК | Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой, Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. На палубе матросы Свистят, снуют, спешат, На палубе матросы – Четырнадцать мышат. Плывет, плывет кораблик На запад, на восток. Канаты – паутинки, А парус – лепесток. Соломенные весла У маленьких гребцов. Везет, везет кораблик Полфунта леденцов. Ведет кораблик утка, Испытанный моряк. – Земля! – сказала утка. – Причаливайте! Кряк! | |
ЕСЛИ ВЫ ДА КАБЫ… | Кабы реки и озера Слить бы в озеро одно, А из всех деревьев бора Сделать дерево одно, Топоры бы все расплавить И отлить один топор, А из всех людей составить Человека выше гор, Кабы, взяв топор могучий, Этот грозный великан Этот ствол обрушил с кручи В это море-океан, – То-то громкий был бы треск, То-то шумный был бы плеск! | |
ТРИ МУДРЕЦА | Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее Старый таз, Длиннее Был бы мой рассказ. | |
ДЕТИ НА ЛЬДУ
| Ребята летом на пруду Кружились весело на льду, Надев коньки стальные. Но скоро пять из четверых Лед проломили – и бултых! Вернулись остальные. Зачем позволили на льду Кружиться им в июле? Катаясь посуху в саду, Они б не утонули. Те, у кого ребята есть И у кого их нет, Пускай, услышав эту весть, Запомнят мой совет: До срока в строгости ребят Держать необходимо. Пусть по домам они сидят – И будут невредимы! | |
ДОЖДЬ | Дождик, дождик, до свидания! Уходи скорей в Испанию, Может, там нужны дожди, А назад не приходи! | |
ЛИВЕНЬ
| Дождь идет и пыль толчет, Будто перец в ступке. Все девчонки у ворот Подбирают юбки. | |
x x x | Снежок, снежок, Покрывай лужок. Щиплет белый пух старуха. То-то много будет пуха! | |
http://www.rosinka.vrn.ru/aqua/aqua/lit.html Материал подготовила Наумовец В.Ф. | Анализ литературных произведений о воде | |
Мировой океан
Вода в космосе
Физика воды
Самое необыкновенное вещество
Источник жизни
Чистая вода
Тема воды в литературе
|
nsportal.ru
Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
ds383samara.ru