Рассказ деревья осенью – Рассказ об осени – Батмановой Ольги Васильевны

Содержание

Короткие рассказы о природе осенью

«Осень в лесу»
А осень тем временем бодро шагает по лесу. Может кто-то забыл приобрести осенний наряд? Деревья стоят в золоте и ржавом багрянце, листьев на кустарниках мало, но они ещё держатся. Мох местами пожелтел, местами съёжился. Черничные кусты – непривычного, красного цвета. Сама черника давно собрана.

Ещё недавно в лесу было полно паутины, но порывистый ветер оборвал почти все тонкие нити. Осенний ветер особенный. Он как будто бы играет, а на самом деле торопит зиму.

Но бывает, расщедрится природа, и подарит хорошие осенние денёчки. И тогда в лесу благодать. Несметное количество листьев устилает землю. Мягкая хвоя смешными усиками прилипает к земле. Сквозь стволы деревьев проглядывает робкое солнце.

«Осенний ветер»
Осенний ветер… Невидимое, но ощутимое движение холодных, воздушных струй. Роятся осенние тучи, то нависая, то мчась громадами над головой. Верхушки деревьев вздыхают по-особенному. Осенний ветер раскачивает их, не жалея сил, а тучи, кажется, вот-вот заденут их за живое. Грациозная осина уже не может похвастаться своей красотой. Лист её местами красный, местами ржавый, жалобно трепещет на ветру.

— Погоди ты, ветер, не торопи зиму. Дай насладиться осенней природой, хоть и не благоухающей, но по-своему прекрасной!

«Осенняя рапсодия»
Закончилось лето. Осенняя природа торжественна, красочна, но она не ликует. Ведь впереди зима, а значит – холода, вьюги, метели. Небо – бледное, с таким оттенком, которого не увидишь в летний период. Ягоды уже попрятались, а грибы, если и попадаются, то только самые выносливые. Берёзы и осины красуются в новых нарядах: берёзки — в золотых, а осины – в алых. Для деревьев наступает особая пора, пока они ещё хороши, пытаются привлечь всех яркой палитрой осенних красок.

В лесу, конечно, красиво, но чего-то не хватает. Не хватает распевающих от восхода до заката птиц. Они улетели в тёплые края.

Солнце не дарит своё жаркое сердце, оно лишь всё освещает вокруг. Ветер дует без перерыва, он соскучился по осеннему приволью.

— Мадам Осень! Мы рады твоему приходу. Рады тому, что ты появилась вовремя. Ты убрала с полей душистые, золотистые хлеба, похозяйничала на лугах, и воздвигла стога сена. Ты подняла стаи птиц высоко в небо, и они, сгруппировавшись в острые косяки, отправились в теплые края. Им пока нечего делать на родине. Скоро снега заметут всё.

detskiychas.ru

Деревья и кустарники осенью. Осенние изменения. Почему листья желтеют и опадают.

Когда дни становятся короче, а солнце уже не так щедро делится с землей своим теплом, наступает одно из самых красивых времён года — осень. Она, словно загадочная волшебница, меняет мир вокруг и наполняет его сочными и необычными красками. Заметнее всего эти чудеса происходят с растениями и кустарниками. Они одни из первых откликаются на перемены погоды и наступление осени. Впереди у них целых три месяца, чтобы подготовиться к зиме и расстаться со своими главными украшениями — листьями. Однако, сначала, деревья непременно порадуют всех вокруг переливами цвета и безумством красок, а опавшая листва бережно укроет своим покрывалом землю и защитит ее самых мелких жителей от сильных морозов.

Осенние изменения с деревьями и кустарниками, причины этих явлений

Осенью происходят одни из самых главных перемен в жизни деревьев и кустарников: изменение цвета листвы и листопад. Каждое из этих явлений помогает подготовиться им к зиме и пережить столь суровое время года.

Для лиственных деревьев и кустарников одной из главных проблем в зимнее время года является недостаток влаги, поэтому осенью все полезные вещества начинают накапливаться в корнях и сердцевине, а листья опадают. Листопад помогает не только увеличить запасы влаги, но и сэкономить их. Дело в том, что листья очень сильно испаряют жидкость, что очень расточительно зимой. Хвойные деревья в свою очередь могут позволить себе покрасоваться иголками и в холодное время года, так как испарение жидкости с них происходит очень медленно.

Еще одной причиной листопада является большой риск для веток быть сломанными под напором снежной шапки. Если бы пушистый снег ложился не только на сами ветки, но и на их листья, они не выдержали такой тяжелой ноши.

Кроме того, в листьях со временем накапливается много вредных веществ, избавиться от которых получается только при листопаде.

Одной из недавно раскрытых загадок является тот факт, что лиственные деревья, помещенные в теплую среду, а, значит, не нуждающиеся в подготовке к холодам, также сбрасывают листья. Это говорит о том, что листопад связан не столько со сменой времен года и подготовкой к зиме, сколько является важной частью жизненного цикла деревьев и кустарников.

Почему осенью листья меняют цвет?

С наступлением осени деревья и кустарники решаются сменить изумрудный цвет своих листьев на более яркие и необычные цвета. При этом, у каждого дерева свой набор пигментов—«красок». Эти изменения происходят из-за того, что в листьях содержится особое вещество, хлорофилл, который превращает свет в питательные вещества и придает листве зеленый цвет. Когда дерево или кустарник начинают запасать влагу, и она уже не поступает к изумрудным листьям, а солнечный день становится значительно короче, хлорофилл начинает распадаться на другие пигменты, которые и придают осеннему миру багряные и золотистые тона. 

Яркость осенних красок зависит от погодных условий. Если на улице стоит солнечная и относительно теплая погода, то осенние листья будут яркими и пестрыми, а если часто идет дождь, то коричневыми или тускло-желтыми.

Как осенью меняют цвет листья разных деревьев и кустарников

Буйству красок и их неземной красотой осень обязана тому, что у листвы всех деревьев разные сочетания цветов и оттенков. Наиболее часто встречается багряный цвет листьев. Багряным окрасом могут похвастаться клен и осина. Эти деревья очень красивы осенью.

Клён

Осина

Листья березы становятся светло-жёлтыми, а дуба, ясеня, липы, граба и орешника — буровато-желтыми.

Берёза

Дуб

Ясень

Липа

Граб

Орешник (лещина)

Тополь быстро сбрасывает свою листву, она лишь начинает набирать желтизну и вот уже опала.

Тополь

Кустарники также радуют разнообразием и яркостью красок. Их листва становится желтой, фиолетовой или красной. Виноградные листья (виноград – кустарник) приобретают неповторимый темно-пурпурный цвет.

 

Пунцово-красным оттенком выделяются на общем фоне листья барбариса и вишни.

 

Барбарис

От желтого до красного цвета  могут быть осенью листья рябины.

Рябина

Алеют вместе с ягодами листья калины.

Бересклет одевается в фиолетовые одежды.

Красный и пурпурные оттенки листвы определяет пигмент антоцианин. Интересным является тот факт, что он полностью отсутствует в составе листьев и может образовываться только под воздействием холода. Это означает, что чем морознее дни, тем более багряным будет окружающий лиственный мир. 

Однако, есть растения, которые не только осенью, но и зимой сохраняют свою листву и остаются зелеными. Благодаря таким деревьям и кустарникам оживает зимний пейзаж, а многие животные и птицы находят в них свой дом. В северных краях к таким деревьям относят деревья: сосну, ель и кедр. Южнее количество таких растений еще больше. Среди них выделяют деревья и и кустарники: можжевельник, мирт, тую, барбарис, кипарис, самшит, горный лавр, абелию.

Вечнозеленое дерево – ель

Вечнозеленый кустарник – можжевельник

Некоторые лиственные кустарники тоже не расстаются со своей изумрудной одежкой. К ним относят клюкву и бруснику. На Дальнем Востоке есть интересное растение багульник, листья которого не меняют осенью окраску, а сворачиваются осенью в трубочку и отпадают.

Почему листья опадают, а хвоинки нет?

Листья играют большую роль в жизни деревьев и кустарников. Они помогают создавать и запасать питательные вещества, а также накапливают минеральные компоненты. Однако, зимой, когда возникает острая нехватка света, а, значит, питания, листья только увеличивают расход полезных компонентов и вызывают чрезмерное испарение влаги.

Хвойные растения, которые чаще всего растут на территориях с довольно суровым климатом очень нуждаются в питании, поэтому не сбрасывают свои иголки, выполняющие роль листьев. Хвоя прекрасно приспособлена к холодам. В иголках сосредоточено очень много пигмента хлорофилла, который и преобразует из света питательные вещества. Кроме того, они имеют небольшую площадь, что значительно уменьшает испарение с их поверхности столь необходимой зимой влаги. От холодов иголки защищены особым восковым покрытием, а благодаря веществу, в них содержащемуся, они не промерзают даже в сильные морозы. Воздух, который захватывают иголки создает вокруг дерева своеобразный изоляционный слой.

Единственным хвойным растением, которое расстается на зиму со своими иголками является лиственница. Она появилась в глубокой древности, когда лето было очень жарким, а зимы невероятно морозными. Эта особенность климата привела к тому, что лиственница стала сбрасывать свои иголки и не нужно было защищать их от холодов.

 

Когда заканчивается листопад у разных деревьев? 

Листопад, как сезонное явление, наступает у каждого растения в свой определенный срок. Это зависит от породы дерева, его возраста и особенностей климата.

Раньше всего расстаются со своими листьями тополь и дуб, затем наступает время рябины. Яблоня одной из последних сбрасывает листья, и, даже, в зимнее время, на ней могут еще оставаться несколько листочков.

Листопад  у тополя начинается в конце сентября, а к середине октября он полностью заканчивается. Молодые деревья дольше сохраняют свою листву и позже желтеют.

Дуб начинает терять свои листья в начале сентября и через месяц полностью лишается своей кроны. Если заморозки начинаются раньше, то листопад происходит значительно быстрее. Вместе с листьями дуба начинают осыпаться и желуди.

Рябина начинает свой листопад в начале октября и до 1 ноября продолжает радовать своими розовыми листьями. Считается, что после того, как рябина расстается с последними листьями, начинаются промозглые зябкие дни. 

Листья на яблоне начинают золотиться к 20 сентября. К концу этого месяца начинается листопад. Последние листья осыпаются с яблони во второй половине октября.

Вечнозеленые деревья и кустарники

Вечнозеленые растения и кустарники не теряют свою листву даже с наступлением холодов, как это делают обычные лиственные породы. Постоянный лиственный покров позволяет им пережить любые погодные условия и сохранить максимальный запас питательных веществ. Конечно, такие деревья и кустарники обновляют свои листья, но процесс этот происходит постепенно и практически незаметно. 

Вечнозеленые растения не сбрасывают сразу все свои листья по нескольким причинам. Во-первых, тогда им не приходится тратить большие запасы питательных веществ и энергии для выращивания молодых листьев весной, а во-вторых, их постоянное наличие обеспечивает беспрерывное питание ствола и корней. Чаще всего вечнозеленые деревья и кустарники произрастают на территориях с мягким и теплым климатом, где и зимой стоит теплая погода, однако, встречаются они и в суровых климатических условиях. Наиболее распространены такие растения во влажных тропических лесах.

Такие вечнозеленые растения, как кипарисы, ели, эвкалипты, некоторые виды вечнозеленых дубов, родендрон можно найти на широкой территории от суровой Сибири до лесов Южной Америки.

Одним из наиболее красивых вечнозеленых растений является голубая веерная пальма, которая произрастает в Калифорнии. 

Необычным видом и высотой более 3 метров отличается средиземноморский кустарник олеандр.

Олеандр

Еще одним вечнозеленым кустарником является гардения жасминовая. Ее родиной является Китай.

Осень — одно из самых красивых и ярких времен года. Всполохи пурпурных и золотистых листьев, готовящихся разноцветным ковром покрыть землю, хвойные деревья, пронизывающие своими тонкими иголками первый снег и вечнозеленые растения, всегда радующие глаз, делают осенний мир еще более восхитительным и незабываемым. Природа постепенно готовится к зиме и даже не подозревает, насколько завораживают взгляд эти приготовления. 

7gy.ru

Сказка про осеннее дерево

Осеннее дерево живёт совсем по другим законам, чем летнее или зимнее. Нравится ли деревьям осенний наряд? Одной нашей знакомой осинке одеяния, которые дарила царица Осень, пришлись не по вкусу. Чем всё это закончилось?

Сказка «Осенний наряд»
Автор: Ирис Ревю

Жила-была осинка. Все знают, что осина – это дерево. Но наша осинка быть деревом не хотела.

Почему?

Так-то осинку всё устраивало, но уж больно не хотелось ей осенью сбрасывать листву.

Услышала ель, что осинка не хочет менять летнюю одежду на зимнюю и решила поговорить с ней.

— Оставайся как я, вечнозеленой, — предложила ель.

Осинка с интересом посмотрела на неё.

— Попробую, — решила она.

Осенью все деревья собрались на осенний бал, надели новые красивые наряды: березы – золотистых цветов, клены – пурпурно-красных.

— А ты что стоишь скромная, зеленая, как бедная родственница? – спрашивали её другие деревья.

Поначалу осинка бойко отвечала всем, что ей так нравится. Но на самом деле она почему-то ощущала себя нездоровой. День шел за днем, а осинка чувствовала себя всё хуже и хуже. И тут она поняла, что царица Осень неспроста дарит разноцветные наряды. Так лучше для здоровья самих деревьев. Таким образом они готовятся к зиме.

Рано утром осинка с радостью сменила летний наряд на осенний.

Она почувствовала себя легко и свободно!

Вопросы и задания к сказке

Почему осинке не нравился осенний наряд?

Кто посоветовал осинке оставаться вечнозелёной?

В каком наряде осинка явилась на осенний бал?

Почему осинка всё же поменяла летний наряд на осенний?

Какие пословицы подходят к сказке?

Всему своё время.
Если станете отыскивать истину, то природа придёт на помощь.

Главный смысл сказки заключается в том, что если изменить раз и навсегда привычный ход жизни (например, связанный со сменой времен года), то можно испытать значительные трудности.

Царица Осень дарит дереву яркий наряд, а потом, когда старуха Зима на подходе, холодный ветер срывает его, и только после этого зимняя владычица надевает на осинку и другие деревья белые шубки.

detskiychas.ru

Конспект по развитию речи “Деревья осенью”

Вид: формирование лексико-граматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема: Осень. Деревья.

Обучающие задачи занятия:

  • Систематизировать знания детей об осенних явлениях.

  • Познакомить детей с некоторыми породами деревьев.

  • Показывать и называть части деревьев.

  • Закрепить знания детей о причинах опадания листьев.

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивающие задачи занятия:

  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.

  • Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательная задача занятия:

Коррекционные задачи занятия:

  • Устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

  • Следить за речью детей.

Речевой материал: листопад, березовый сок, тополевый лист, багряный, золотой, желто-коричневый, осеннее.

Оборудование: картина с изображением осеннего дерева, панно, картинки с изображением деревьев, гербарий, картинный план, фишки для оценки детей.

Ход проведения занятия.

– Ребята, приготовимся к занятию, слушайте меня внимательно, выполняйте все старательно.

– Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.

– Назовите признаки осени.

– Назовите первый осенний месяц?

– Назовите последний месяц осени?

– Как называется месяц, который находится между сентябрем и октябрем?

На улице похолодало, на небе серые тучи, на улице идет холодный дождь. Листья на деревьях пожелтели, люди надели теплые шапки и куртки. Птицы собираются в теплые края. Люди убирают опавшую листву. Животные готовятся к зиме, делают запасы.

Сентябрь.

Ноябрь.

Между сентябрем и октябрем находится месяц октябрь.

11. Основная часть (25 мин.).

1. Сообщение темы:

– Ребята слушайте меня внимательно, отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки

– Что это?

– Почему и о чем говорится:

«весной и летом мы видим одетым»?

– Почему говорится:

«упали все рубашки»?

– Что имеется в виду?

– Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

– Как называется явление в природе, когда опадают листья?

– А почему это происходит осенью?

Вывод:

– Правильно, для того чтобы листья были зеленые нужно тепло и солнце.

А также дереву нужно время, чтобы отдохнуть, чтобы весной снова появились новые зеленые листья.

2. Работа с предметной картинкой (на доске картинка с изображением осеннего дерева).

– Посмотрите внимательно и скажите мне в какое время года было зарисовано это дерево?

– Как вы догадались?

– Если дерево изображено осенью, то оно какое?

– Назовите что есть у дерева? (показ по картинке).

– Чем покрыт ствол?

– Для чего дереву нужна кора?

– Для чего дереву нужен корень?

3. Дидактическая игра

«Назови правильно»

– Назовите правильно деревья.

– У всех этих деревьев есть листва, значит они какие?

4. Динамическая пауза.

– А сейчас возьмите листья, которые вы принесли на занятие и выходите в круг.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

– Опять ветер дунул, полетели.

– Что у нас получилось?

– Присели, рассмотрели листья.

– Какой формы листья?

– Какого цвета листья?

– Ребята возьмите себе, один лист и пройдем на свои места.

5. Подбор слов-значений.

«С какого дерева лист»

– Посмотрите внимательно на свои листья и назовите с какого дерева лист.

– А теперь помогите мне (показ гербария).

– Лист клена (какой)?

– Лист березы (какой)?

– Лист рябины (какой)?

– Лист тополя (какой)?

– Лист дуба (какой)?

6. Дидактическая игра.

«Назови ласково»

Лист

Береза

Ветка

Дуб

Дерево

7. Составление рассказа-описания с опорой на наглядные схемы.

Молодцы!

– Мы сегодня с вами много говорили о деревьях, а сейчас мы составим рассказ об одном дереве по картинному плану.

Логопед дает образец рассказа с опорой на наглядные схемы.

Это береза. У нее есть корни, ствол, ветки, листья. У березы прямой белый ствол. Летом у березы листья зеленого цвета треугольной формы, а осенью желто-коричневого цвета. Береза человеку помогает тем, что из нее строят дома, делают мебель. Береза дает человеку березовый сок, из почек делают лекарство.

Мне очень нравится это дерево за красоту ствола, золотую листву осенью.

Это дерево нашей родины – России.

– Это дерево.

– На дереве весной и летом есть листва.

– Это говорится о листве.

– Осенью с деревьев опадает листва.

– Мы будем говорить о деревьях.

– Это листопад.

– Солнце светит реже, становится прохладно, дерево готовится к отдыху.

– Это дерево изображено в осеннее время года.

– Я догадался по цвету листвы. Листья желто-коричневого цвета.

– Дерево осеннее.

– У дерева есть корни.

– У дерева есть ствол.

– У дерева есть ветки.

– У дерева есть почки.

– У дерева есть листья.

– У дерева ствол покрыт корой.

– Кора защищает ствол от вредных насекомых, от холода и жары.

– С помощью корня дерево удерживает ствол;

– Через корни дерево получает питание из земли.

– Это дуб.

– Это осина.

– Это береза.

– Это тополь,

– Это ива.

– Это клен.

– Это деревья лиственные.

Показ листьев.

Движение по кругу.

Дети кладут листья на пол.

Подбрасывают.

– Получился листопад.

Дети берут листья.

Листья овальной и круглой формы.

– У меня лист желто-коричневого цвета.

– У меня лист желто-зеленого цвета.

– У меня лист багряного цвета.

– У меня лист с березы.

– У меня лист с клена.

Кленовый лист.

Березовый лист.

Рябиновый лист.

Тополиный лист.

Дубовый лист.

Листочек

Березонька

Веточка

Дубочек

Деревце

Рассказ составляется по схеме 1-2 детьми.

Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа описания по теме «Деревья» проводится воспитателем на логочасе или индивидуальном логопедических занятиях.

111. Заключительная часть (3 мин.).

1. Домашнее задание.

– Составьте рассказ о дереве, которое вам очень нравится.

2. Итог.

– Что нового и интересного вы узнали?

– Какие новые слова вы запомнили?

3. Оценка.

Молодцы!

– Вы сегодня очень хорошо работали (раздаются фишки в форме листьев).

– Березовый сок

– Желто-коричневый

– тополиный лист

– Багряный

infourok.ru

Материал по окружающему миру (старшая группа) на тему: КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ ОБ ОСЕНИ

Осень

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Осень

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

В лесу

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Грибы

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Лес осенью

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Природа осенью

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Осенний день в березовой роще

Автор: Тургенев Иван Сергеевич

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

***

Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

***

Автор: Куприн Александр Иванович

… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Поздняя осень

Короленко Владимир Галактионович

Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин…

Антоновские яблоки

Бунин Иван Алексеевич

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком…

«Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.

На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь…

Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми…

Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.

Словарь родной природы

Паустовский Константин Георгиевич

Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».

Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…

***

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.

Мой дом

Паустовский Константин Георгиевич

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.

Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

Какие бывают дожди

Паустовский Константин Георгиевич

(Отрывок из повести «Золотая роза»)

… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы —липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…

nsportal.ru

Описание осеннего леса – Сочинение на тему леса осенью

Нравится ли вам лес осенью? Если вы любите природу и не равнодушны к её прекрасным пейзажам, то наверняка ответите положительно.

Описание леса осенью

Прогуливаясь по осеннему лесу, невозможно не восхищаться его величавой красотой. Всё вокруг изобилует яркими, весёлыми красками. В воздухе пахнет прелыми листьями, грибами и осенними цветами. Деревья стоят нарядные и нереально красивые. Они переоделись в пёстрый осенний наряд, словно готовясь к большому празднику. Листья, будто окрашенные волшебной кистью в оранжевый цвет, медленно кружатся в воздухе и тихим шорохом падают на землю. Главный цвет осени — жёлто-золотистый. Недаром это время года зовут золотым.

Но не все изменения погоды приятные. Становится холодно, часто идут дожди и резко дует ветер. Эти неизменные атрибуты осени всегда навевают на грустные мысли. Но, как поётся в одной известной песне, «от осени не спрятаться, не скрыться»… Уж таковы законы природы.

Бывают и тёплые, погожие дни. Особенно в сентябре-октябре, когда стоит «бабье лето». Как хорошо в этот период в лесу! Ласковые солнечные лучи пробиваются сквозь поредевшие листья деревьев. По тёмным стволам игриво скачут неуловимые солнечные зайчики. У подножий стелются багрово-золотистые коврики.

Осенью лес особенно прекрасен. В этом может убедиться каждый.

Описание природы осеннего леса

Постепенно осень подходит к концу. На календаре октябрь сменяет ноябрь. Бурная жизнь осеннего леса замедляется, хотя и не прекращается. Шурша опавшими листьями, выглядывает из-за пеньков колючий ёж. Он готовит себе зимнюю постель — собирает сухие листочки и тонкие веточки. То тут, то там снуёт трудолюбивая белка. Затаскивая шишки и грибы в дупло, она делает запасы на зиму. Прячутся в землю и кору деревьев насекомые. Ищут уютное местечко юркие ящерицы и ужи. Слышно каждый звук в осеннем лесу.

Перелётные птицы уже улетели в тёплые края. Те пернатые, что остались зимовать, ведут себя тихо, особенно по сравнению с жизнью весной. Лесной покой лишь изредка нарушают печальные напевы синиц, болтовня белобокой сороки, чириканье воробьёв. Иногда неожиданно дятел стучит клювом по стволу дерева. Этот стук эхом разносится по всему лесу.

Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным естественным «гербарием». Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в молчаливом ожидании. Сухие и безжизненные, они уже давно отцвели и осыпали семена на грунт, а теперь грустно шуршат под ногами.

Не за горами морозы, поэтому природа уже начала готовиться к долгому зимнему сну.

Другие рассказы и сочинения:

Сочинение «Осенний лес»

Сочинение на тему «Поздняя осень». Рассказ с описанием осени

Сочинение «Осенняя природа»

Сочинение на тему «Осень»

Короткое сочинение об осени, 2-3-4-5 класс

Сочинение на тему «Наступила осень»

Сочинение об экскурсии в осенний лес

glazastik.com

Проект на тему “Деревья осенью”

Разделы: Работа с дошкольниками


Продолжительность реализации проекта: 2 недели (14.10-26.10). Участники проекта – дети средней группы, родители, воспитатели. Тип проекта: исследовательско-творческий. Почему я выбрала именно этот проект? Во-первых я очень люблю осень. Это  прекрасная пора. Когда вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные,  бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья. Самое главное условие при выборе темы – это интерес детей, что обеспечивает мотивацию к учению. Дети очень любят осень, красоту осени. Природа -вечный источник детского разума. Во-вторых, проект  исследовательско-творческий, т.е. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности. Данный проект позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными направлениями развития.

Актуальность проекта

В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к природе, исследовательские навыки. Предоставляем малышам возможность самостоятельного приобретения знаний. Приобщаем к совместной деятельности родителей.

На основе изученных проблем детей поставила цель проекта.

Цель проекта: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью. Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, для развития исследовательской активности, развития творческих способностей.

Задачи

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения и любви к природе родного края,
  • воспитание умения любоваться красотой осенней природы.

Развивающие:

  • развитие у детей познавательных способностей к осенним изменениям в жизни деревьев,
  • развитие умений детей в продуктивной и других видах деятельности.

Обучающие:

  • обучение детей устанавливать связи взаимодействия человека с природой.

Проект “Деревья осенью” имеет три этапа.

1 этап – подготовительный. Я сформулировала цель проекта. Разработала план движения к цели (обсуждение с воспитателями, родителями, ). Составила план – схему проекта. Включила в план – схему проекта различные виды детской деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Подготовила проект и конспекты непосредственно образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей. Организовала с детьми экскурсии: в осенний парк; по участку детского сада.

2 этап – основной. Организовала непосредственно образовательную деятельность  по темам: “Деревья осенью”, “Составление рассказа о деревьях в осенний период по впечатлениям во время прогулок и экскурсий”, “Рассматривание репродукции, фотографии, иллюстрации: И. Шишкин “Осень”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Бродский “Опавшие листья”, В. Поленов “Золотая осень”; “Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени: “Дуб и орешник” Л.Н. Толстого, “По лесным тропинкам” Е. Трутнева, “Осень на пороге” Н. Сладкова, “Осень” А. Пушкина, “Четыре желания” К. Ушинского; “Знакомство с профессией дворника”; “Составим из осенних листьев”, экскурсия в осеннюю природу. Организовала совместную деятельность с детьми: труд по уборке листьев на участке, экскурсия в осеннюю природу, на прогулке сбор листьев для гербария и поделок, разучивание подвижных игр “Мы осенние листочки”, “Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т.д.) беги”, оформление группы к празднику “Золотая осень”.

Организовала самостоятельную деятельность детей: обследование  детьми и сравнивание листьев и деревьев, наблюдение за листопадом; дидактические игры: “Чей лист?”, “Найди лист”, “Найди дерево по семенам”.

Перспективный план реализации проекта

Реализация ФГТТемаВиды деятельности
1Социализация

Коммуникация

Познание

Музыка

 Деревья осеньюНепосредственно образовательная деятельность
2Познание

Коммуникация

Социализация

Экскурсия в осенний паркСовместная деятельность воспитателя с детьми
3Познание

Коммуникация

Социализация

Составление описательного рассказа о деревьях в осенний периодНепосредственно образовательная деятельность
4Познание

Коммуникация

Социализация

Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото: И. Шишкин “Осень”, И. Левитан “Золотая осень”, И. Бродский “Опавшие листья”, В. Поленов “Золотая осень”.Непосредственно образовательная деятельность
5Познание

Коммуникация

Социализация

Наблюдение за листопадомСовместная деятельность воспитателя с детьми
6Познание

Коммуникация

Обследование и сравнение листьев и деревьевСовместная деятельность воспитателя с детьми
7Познание

Коммуникация

Социализация

Дидактические игры: “Чей лист?”, “Найди лист”, “Найди дерево по семенам”.Самостоятельная деятельность детей
8Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

Социализация

“Дуб и орешник” Л.Н. Толстого, “По лесным тропинкам” Е. Трутнева, “Осень на пороге” Н. Сладкова, “Осень” А. Пушкина, “Четыре желания” К. УшинскогоНепосредственно образовательная деятельность
9Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

Знакомство с профессией – дворник.Непосредственно образовательная деятельность
10Социализация

Труд

Помощь в уборке листьев на участкеСамостоятельная деятельность детей
11Социализация

Труд

Познание

Сбор листьев для гербария и поделокСовместная деятельность воспитателя с детьми
12Познание

Коммуникация

Социализация

Подвижные игры “Мы осенние листочки”, “Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т.д.) беги”.Самостоятельная деятельность детей
13Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Труд

Музыка

Конструирование –коллаж из осенних листьевНепосредственно образовательная деятельность
14Художественное творчество

Социализация

Труд

Коммуникация

Оформление группы к празднику “Золотая осень”Совместная деятельность воспитателя с детьми
15Художественное творчество

Познание

Труд

Музыка

Рисуем ветку рябиныСамостоятельная деятельность детей
16Художественное творчество

Познание

Труд

Музыка

Лепим кленовый листСамостоятельная деятельность детей
17Художественное творчество

Социализация

Труд

Коммуникация

Выставка творческих работ детей. ПрезентацияСовместная деятельность воспитателя с детьми

3 этап – заключительный. Самый интересный этап.

Организовала выставку совместных работ детей и взрослых “Красота осени”.

Подготовили и провели праздник “Золотая осень” с участием родителей,

Взаимодействие с родителями:

  • создание папки-передвижки для родителей “Красота осени”,
  • праздник “Золотая осень”,
  • конкурс совместных работ, при организации конкурса совместных с родителями работ обнаружилось, что многие дети с родителями и дома оформили очень интересные гербарии, коллажи,
  • составление загадок о деревьях осенью и издание книжки – малышки.

Ожидаемый результат:

  • научились наблюдать за природой родного края, любоваться ее красотой,
  • научились передавать свои наблюдения на рисунках,
  • закрепили названия деревьев, их строение, внешние признаки,
  • получили развитие семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.

8.03.2017

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *