Пушкин про осень: Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, осенняя лирика на РуСтих

любимое время года А.С. Пушкина: pushkinbibl — LiveJournal

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).

Чем же так дорога осень поэту?

Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…

В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

(«Осень», 1833)

 Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».

Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Глава IV, строфа XL)

Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.

…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…

(Глава VII, строфа XXIX)

Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.

Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.

«Осень» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – сравнение, метафоры, идея, история создания

4.5

Средняя оценка: 4. 5

Всего получено оценок: 62.

Обновлено

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 62.

Обновлено

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдёт речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъём, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры«роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты«чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения«как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор недописал.

Тема

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут источником вдохновения.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подаёт монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: он не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать тёплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизируют Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Лирический герой твёрдо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотичном порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрёстную АВАВ и парную ААВВ.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в центре – образ лирического героя, который обращается к читателю, рассказывая о своих мыслях, чувствах по отношению к разным временам года.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение

всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Дамиль Кулгазинов

    8/8

  • Зарифа Шодмонова

    7/8

  • Юлия Машкина

    8/8

  • Анастасия Стешенко

    5/8

  • Анна Захватова

    7/8

  • Генадий Вранкалов

    8/8

  • Игорь Злынский

    8/8

  • Никита Басманов

    6/8

  • Максим Левин

    7/8

  • Женя Игушкин

    6/8

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 62.


А какую оценку поставите вы?

[Без комментариев] Осень Пушкина | Журнал Харпера

VIII
? ? ?????? ?????? ? ????????? ????;
????????? ????? ????????? ????????? ????;
? ????????? ????? ????? ????????? ??????:
?????? ????????? ???, ?????? ????????? ????;
??????? ? ????????? ?????? ? ?????? ?????,
??????? ????? — ? ????? ????????, ?????,
? ????? ????? ???? — ????? ??? ?????????
(???????????? ??? ???????? ???????? ????????).

IX
????? ?? ??? ???; ? ????????? ??????,
????? ??????, ?? ????????? ?????,
? ?????? ??? ??? ???????????? ?????????
?????? ???????????? ??? ? ???????????? ???.
?? ?????? ????????? ???, ? ? ????????? ?????????
??????? ????? ????? — ?? ????? ???? ???,
?? ????? ????????? — ? ? ???? ??? ?????
??? ???? ?????? ? ???? ???? ?????.

Х
? ????????? ??? — ? ? ????????? ??????
? ?????? ????????? ???? ????????????,
? ???????????? ?????? ?? ???:
???? ???????????? ???????????? ?????????,
????????? ? ??????, ? ???, ??? ?? ???,
???????? ????????? ????????? ???????????? —
? ??? ?? ??? ???? ????????? ??? ??????,
???????? ??????, ????? ????? ???.

XI
? ????? ? ?????? ????????? ? ??????,
? ????? ?????? ????????? ?? ?????,
? ?????? ????????? ? ???, ???? ? ??????,
?????? — ? ????? ????????? ??????.
??? ????????? ????????? ????????? ? ????????? ?????,
?? ??! — ??????? ????? ?????????, ??????
?????, ???? — ? ?????? ?????????, ????? ????;
??????? ????????? ? ????????? ?????.

XII
??????. ???? ? ??? ??????…

VIII
Когда приходит осень, я вновь расцветаю;
Русский мороз творит чудеса со здоровьем;
Вновь влюбляюсь я в обыденность жизни:
Временами сны меня успокаивают, Временами голодом схвачены;
Кровь течет свободно и легко в моем сердце,
Абрим со страстью; еще раз, я счастлив, молод,
я полон жизни – таков мой организм
(извините за этот ужасный прозаизм)

IX
Ко мне привели мою лошадь; в чистом поле,
С развевающейся гривой, он несет быстро своего всадника,
И копытами блестящими он выбивает песню
По замерзшей, звенящей долине и потрескивающему льду.
Но гаснет день мимолетный, Оживает новый огонь
Внутри давно забытой печи – ярко полыхает,
Потом медленно тлеет – как я читал перед ним,
Иль мысли долгие и задушевные питают.

Х
И я забываю мир – в тишине милой,
Я сладко убаюкан своим воображением,
И пробуждается в глубине поэзия:
Мое сердце лирическим волнением бьется,
Оно трепещет, стонет и стремится, как во сне,
Излить в конце свободное изречение –
И вот идут они – призрачный рой гостей,
Мои давно потерянные друзья, плоды всей моей мечты.

XI
Мой ум одолевают лихие мысли,
И рифмы спешат им навстречу,
Моя рука требует пера; ручка – лист бумаги.
Еще минута – и вольным потоком польется мой стих.
Так дремлет неподвижный корабль, застигнутый в неподвижных водах,
Но вот! – матросы вдруг несутся, ползут
То вверх, то вниз – паруса вздымаются, наполненные ветром;
Массивная конструкция движется и разрезает волны.

XII
Он плывет. Но куда мы плывем?…

Александр Сегеевич Пушкин , «Осень» (« ????? »)(отрывок)(1833) из ???????? ????????? ? 10 ????? (перевод М. Истмана, 1924)

Слушайте до Romanze акапельное исполнение оперы Пушкина «Осень».


Эту неделю я провел возле гор Средней Азии. Золотые листья еще цепляются за белые стволы деревьев в березняках. Небо чистое, и солнечного зноя еще достаточно, чтобы в предполуденные часы навевать воспоминания о летнем утомлении, но вечерний холод оправдывает зажигание костров, и их дым сгущает ранние утренние часы. Осень — любопытное время, отмеченное увяданием, но тем не менее наполненное странной силой. Это сезон, когда мы готовимся к темноте и холоду зимы, мир вокруг нас кажется наполненным напоминаниями о смертности и устойчивом цикле жизни. Стихотворение Пушкина — одно из наиболее замечательных выражений этих противоречивых сил. Это отчетливо художественное видение. Цикл мирских изменений связан со стремлением художника творить и выражать.

Слушайте Песня об осени Петра Ильича Чайковского , no. 10 в цикле Времена года , соч. 37 (1876 г.) здесь в прекрасном исполнении молодого корейского пианиста Донг-Хьека Лима.

Пушкинская осень Картина Ленинградской школы живописи

Рада представить художников знаменитой Ленинградской школы живописи. Ленинградская школа живописи — группа советских художников, созданная в Ленинграде в 1930-1950-е годы вокруг реформированной Императорской Академии Художеств и объединения Ленинградского Союза Советских Художников (1932-1991).

Секрет особой привлекательности ленинградской школы живописи заключается в ее прочной связи с традициями русской художественной школы дореволюционного периода. и послереволюционной эпохи. В 1930-е годы большое влияние на становление школы оказали крупнейшие русские художники и педагоги, большинство из них были учениками Петербургской Академии художеств, есть ученики Репина, Чистякова, Куинджи. В послевоенные годы их ученики становятся хранителями и продолжателями их традиций. Так в Ленинграде осуществляется неразрывная связь между русским искусством конца XIX-начала XX века и поколениями художников середины и второй половины XX века: от И. Репина, П. Чистякова, А. Куинджи, В. Маковского, через В. .Поленов, В.Серов, И.Суриков, В.Васнецов, М.Врубель,И.Бродский, Д.Кордоба,А.Осмеркин, К.Петров-Водкин, а затем через их ученика к художникам второй половины двадцатый век. Эта преемственность и есть основная суть, главная особенность, заключающаяся в передаче традиций напрямую от учителя к ученику из поколения в поколение, в одних стенах, с одним и тем же материалом.
Для ленинградской школы характерен традиционализм и общие для европейского и русского искусства ценности. Еще одной важной особенностью школы стали критерии профессионализма и этики. Несмотря на осторожное отношение к новаторству, ему присуще стремление к гармоничному сочетанию достижений разных художественных направлений, направлений и стилей при сохранении традиционного русского понимания целей и задач искусства. Стиль ленинградской школы – это отказ от вычурности, уравновешенность, такт, понимание роли нюансов, тонкий колорит и профессиональная культура, отсутствие экспрессии и гармония цветовой палитры. Произведения художников ленинградской школы широко представлены в собраниях крупнейших музеев России, составляют основу отечественных художественных фондов 1930-1980 период. Произведения художников ленинградской школы живописи имеют по инвестиционной привлекательности среднюю и длительную перспективу.

Тысячи пятизвездочных отзывов

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *