Составитель: И.Г. Бехталь, зам. директора
МБУ ЦППМСП города Ростова-на-Дону
В последние годы все больше подростков проявляют интерес к различного рода психоактивным веществам. Такая популярность связана с чрезвычайно широкой распространенностью, пополнением арсенала за счет новых видов и широкой сетью по продаже наркотиков, в том числе нелегальных.
Состояние психологического здоровья подростка, особенности его окружения, личностные качества, занимаемое положение в сообществе сверстников, обстановка в семье могут стать «факторами риска» или «защитными факторами», повышающими или понижающими вероятность вовлечения ребенка в употребление психоактивных веществ.
Психоактивные вещества (ПАВ) оказывают воздействие на работу центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психического здоровья вплоть до полного изменения состояния сознания и деградации личности. «Пробуя» наркотическое вещество, подростки редко задумываются о последствиях, считая, что однократный прием не принесет вреда их здоровью.
К сожалению, практика показывает, что даже однократный прием ПАВ может вызвать стойкое желание возвратить испытанные ощущения, вызывая физическую и психологическую зависимость.
Помочь подростку справиться с искушениями могут в первую очередь родители, если найдут правильный подход к своим детям в сложный период взросления – подростковый.
Причины употребления психоактивных веществ
Подростковый период – это важный этап развития, ребенок взрослеет, автономизируется, меняется его мировоззрение, решает множество задач по переосмыслению себя, своего будущего и окружающего мира. Подростковый возраст – непростое время как для родителей, так и для самого ребенка.
Среди основных причин употребления ПАВ можно отметить:
1. интерес, стремление получить новые ощущения;
2. желание «стать своим» для друзей, новой компании, неумение сказать «нет»;
3. поиск выхода из трудностей, проблем, употребление наркотических веществ как к способ уйти от сложной реальности, снизить остроту проблемы;
4. желание «попробовать», получить новый опыт.
Факторы, повышающие риск употребления
Работа по профилактике употребления психоактивных веществ построена на усилении «факторов защиты» и ослаблении «факторов риска» вплоть до их устранения.
Повышенному риску подвергаются подростки при наличии следующих факторов:
Родительские методы профилактики
Родителям необходимо помнить, что главную роль в профилактике употребления ПАВ играют взаимоотношения в семье, характер взаимодействия подростка и родителей.
Общение
Общение – важная составляющая воспитательного процесса. Обыденные и сокровенные систематические разговоры с подростком могут уберечь его от поиска понимания на стороне, а, значит, и от негативного влияния окружающих. Умение родителя выслушать, понять и ненавязчиво дать дельный совет позволяют ребенку делиться своими переживаниями и мыслями, рассказать о произошедших событиях, своих друзьях. Нехватка времени на общение с ребенком может привести его к поиску понимания на стороне, риску попасть под влияние асоциальных личностей.
Установление доверительных отношений и регулярное общение с ребенком поможет вовремя поддержать подростка в трудной ситуации и уберечь от негативных влияний.
Совместное времяпровождение
Совместное времяпровождение с ребенком – прогулки на велосипедах, спортивные игры, посещение бассейна, музея или концерта, поход в театр или на спортивный матч, сбор грибов, рыбалка и прочие виды досуга – мощный фактор сплочения семьи. Интересное и полезное занятие совместно с родителями поможет наладить отношения, самореализоваться и доверительно пообщаться.
Ставить себя на место ребенка
Подростковый возраст –сложный период, когда дети чувствуют себя непонятыми. Поэтому так важно вести не просто доверительные разговоры, но и дать понять ребенку, что его переживания очень важны и значимы, достойны внимания и уважения. Подростку важно понимать, что при любых обстоятельствах он может довериться родителям, которые любят, принимают его и всегда окажут поддержку.
Общение с друзьями подростка
Ответственные родители всегда в курсе того, с кем дружит и общается подросток, чем интересуются его знакомые, где и с кем живут. Друзья и одноклассники могут стать гостями в доме или союзниками в проведении общего досуга.
Собственный пример
Воспитание собственным примером всегда действеннее любых предупреждений и запретов. Родительский отказ от вредных привычек – лучший способ предотвратить их появление у подростка.
Настораживающие симптомы
Даже действенные меры профилактики могут дать сбой, поэтому родителям важно знать симптомы, позволяющие своевременно выявить проблему и обратиться за квалифицированной помощью.
Родителям необходимо обратить внимание на такие физиологические признаки как:
1. гиперемия (покраснение) или наоборот – бледность – кожных покровов;
2. не соответствующие освещенности узкие или расширенные зрачки;
3. покраснение и мутность глазных яблок;
4. заторможенность во время общения;
5. повышенный аппетит или его отсутствие, относительно быстрое изменение массы тела;
6. регулярно возникающие приступы кашля;
7. нарушения координации движения;
8. нарушение функционирования органов желудочно-кишечного тракта;
9. скачки артериального давления.
Кроме того, индикаторами могут стать изменения в режиме дня и поведении подростка: нарушение сна/сонливость, усталость и вялость сменяющая беспричинную возбудимость, ухудшение мыслительных функций и логического мышления, резкая перемена в интенсивности общения с близкими, пропажа ценных вещей, появление в карманах одежды ребенка странных вещей и предметов.
ЖЕЛАЕМ СЧАСТЛИВОГО РОДИТЕЛЬСТВА!
Список источников
1. Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ, в т.ч. наркозивисимости и табакозависимости среди учащихся учреждений общего образования – ФГАУ «Федеральный институт развития образования», НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт».
https://co21tula.ru/documents/profilakticheskaya_rabota/roditelyam/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.pdf
2. Методические рекомендации для родителей и педагогов. Построение взаимоотношений с детьми в случае выявления признаков употребления психоактивных веществ, 2012 год. – Министерство образования Нижегородской области, ГОУ ДОД “Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области “Дети против наркотиков”
https://www.edusarov.ru/docs/roditelyam/Rodit_sobraniye/Metod_sbornik.pdf
Информация для родителей
Приём в 10-е классы:
– заявление на участие в отборе
– график отборочных испытаний
ВАКЦИНАЦИЯ детей от COVID-19
Профилактика правонарушений (памятки по кибербезопасности)
Детский отдых
– план осенних каникул
– расписание
– план работы психологической
– план
– Программа Лагерь
– программа
– план спортивно массовых мероприятий на июнь
ФГОС-2021
ПРОЧЕЕ
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СЛУЧАЕ НАСИЛИЯ (телефоны)
Буллинг. Памятка для родителей
Кибербуллинг: как защититься от травли в сети Интернет
Методические рекомендации по использованию мобильных телефонов в школе
Положение об использовании мобильных телефонов в лицее
Профилактика выпадения детей из окон
Правила безопасности на железной дороге
Профилактика детского травматизма
Осторожно, тонкий лёд!
Электросамокаты и т.
п.Коронавирусы, грипп, ОРВИ
Осторожно, корь!
Вакцинация
Внимание! Клещи!
Подробнее о Навигаторе
Выдача пайков
Спорт – альтернатива пагубным привычкам
Освободись от табачной зависимости
IT-Фабрика компьютерных гениев (летний профориентационный лагерь: 19 июля – 22 августа)
Основы безопасности
Безопасность на каникулах
Правила и условия организации отдыха детей
Памятка 112
Правила поведения на природе
Пожарная безопасность:
– правила пожарной безопасности
– правила пожарной безопасности на природе
– правила пожарной безопасности в весенне-летний период
– пожар в частном доме
– пожар на пикнике
– пожар лесной
– правила пожарной безопасности при лесном пожаре
– правила пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
– правила обращения с электричеством дома
КОРОНАВИРУС:
– Памятки о вакцинации
– Памятка педагогам
Правила поведения на воде:
Правила поведения на воде
Поведение на водоёмах
Безопасность на воде
Правила поведения на льду:
Гололёд
Тонкий лёд
Выход на лёд
Отряд ЮИД “СВЕТОФОР”:
Безопасные каникулы 2020
Паспорт основного отряда 2020
Паспорт резервного отряда 2020
Информация об учреждениях и службах, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям, подросткам, родителям в городе Ростове-на-Дону
Советы родителям
Ответственное родительство
Памятка для родителей по самовольным уходам детей
Сообщи, где торгуют смертью
ВОРДИ: меняем мир вместе
Киберграмотность
Транспортная карта учащегося
Тренировка по оповещению населения
О Всероссийской переписи населения 2020г.
Коронавирусы, грипп, ОРВИ
Отдых обучающихся в каникулярное время
Литература для чтения летом
Списки книг для летнего чтения в 2022г. (4-10 классы)
Список рекомендуемой литературы на английском языке на лето 2021 (2-11 классы)
Дата: 03 октября 2022 г.
Категории: Профилактика, употребление психоактивных веществ, Употребление алкоголя несовершеннолетними
Jeffrey A. Coady, Psy.D., ABPP, Администратор 5-го региона SAMHSA
В октябре Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) проводит Месяц предотвращения употребления психоактивных веществ среди молодежи. Необходимость профилактики как никогда велика. Исследования показывают, что чем раньше молодой человек начинает употреблять алкоголь или другие наркотики, тем выше риск злоупотребления ими или зависимости в течение всей жизни. 1,2
Чтобы профилактика была эффективной, мы концентрируемся на том, что работает. Руководство по системе стратегических мер профилактики SAMHSA (PDF | 3,3 МБ) предлагает пять шагов и два руководящих принципа для внедрения комплексных решений. Мы знаем, например, что профилактика работает лучше всего, когда она:
Мы также знаем, что раннее вмешательство жизненно важно для молодежи. Каждый год употребление психоактивных веществ откладывается, пока развивается мозг подростка, снижается риск зависимости и злоупотребления психоактивными веществами. 1,2
Современная система профилактики включает четыре элемента (4 E):
Профилактика экономит деньги.
В бюджетном запросе президента на 2023 год содержится призыв к увеличению финансирования для расширения доказательной профилактики, лечения, снижения вреда и поддержки восстановления с целевыми инвестициями для поддержки недостаточно обслуживаемых сообществ, а также для сокращения предложения запрещенных наркотиков и прекращения незаконного оборота наркотиков. 8
В этом месяце и в этом году подключите других к доказательным профилактическим ресурсам. Вот лишь некоторые из ресурсов, доступных через SAMHSA:
Примеры последнего грантового финансирования SAMHSA включают:
Весь октябрь и весь год давайте чествовать всех тех, кто занимается профилактической работой в поддержку лучшей и здоровой жизни отдельных людей, семей и сообществ. Вместе мы сильнее, используя науку о профилактике для спасения жизней.
1 Грант Б.Ф., Доусон, округ Колумбия. Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма. (1997). Возраст начала употребления алкоголя и его связь со злоупотреблением алкоголем и зависимостью от DSM-IV: результаты Национального продольного эпидемиологического исследования алкоголя. Журнал о злоупотреблении психоактивными веществами, Vol. 9, стр. 103-110.
2 Грант Б.Ф., Доусон, округ Колумбия. Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма. (1998). Возраст начала употребления наркотиков и его связь с DSM-IV: злоупотребление наркотиками и зависимость от них: результаты национального лонгитюдного эпидемиологического исследования алкоголя. Журнал о злоупотреблении психоактивными веществами, Vol. 10, стр. 163-173.
3 Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр медицинской статистики. Национальная система статистики естественного движения населения, предварительный подсчет смертности от передозировки наркотиков. Ahmad FB, Cisewski JA, Rossen LM, Sutton P. Доступ по адресу www.cdc.gov/nchs/nvss/vsrr/drug-overdose-data. htm 19 сентября 2022 г. Администрация. (2021). Ключевые показатели употребления психоактивных веществ и психического здоровья в Соединенных Штатах: результаты национального обследования употребления наркотиков и здоровья 2020 г. (публикация HHS № PEP21-07-01-003, серия NSDUH H-56). Роквилл, Мэриленд: Центр статистики и качества поведенческого здоровья, Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и службами охраны психического здоровья.
5 Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками. (н.д.). Расходы на злоупотребление психоактивными веществами. https://archives.drugabuse.gov/trends-statistics/costs-substance-abuse#supplemental-references-for-economic-costs
6 Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками. (январь 2018 г.). Стоит ли лечение наркомании своих денег?
7 Миллер, Т. и Хендри, Д. (2008). Доллары и центы за профилактику злоупотребления психоактивными веществами: анализ затрат и выгод (публикация HHS № (SMA) 07-4298). Роквилл, штат Мэриленд: Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами, злоупотребления психоактивными веществами и управления службами охраны психического здоровья
8 Белый дом. (28 марта 2022 г.). Президент Байден призывает к увеличению финансирования для борьбы с наркоманией и эпидемией передозировок. https://www.whitehouse.gov/ondcp/briefing-room/2022/03/28/president-biden-calls-for-increased-funding-to-address-addiction-and-the-overdose-epidemic/
Домашняя служба / Отделения / Целевая группа по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и выздоровлению / Профилактика / Советы по предотвращению зависимости у молодежи
Родители , помните, что вы играете важную роль в предотвращении злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Подростки чаще употребляют наркотики, если это делают их родители или если они заявили, что это нормально или нормально.
Поговорите со своими детьми.
Спросите их, как прошел их день, и послушайте, что они говорят. Держите линии связи открытыми.
Не стоит недооценивать важность семейных уз.
Обратите внимание на переходные годы в жизни вашего ребенка: от начальной к средней школе и от средней к старшей школе.
Эти годы открывают детей для новых впечатлений, социальных взаимодействий и нового окружения. Они часто становятся уязвимыми в этих новых ситуациях и часто впервые сталкиваются с наркотиками и алкоголем. В это время студенты становятся более восприимчивыми к экспериментам с алкоголем и другими веществами.
Знайте, что происходит в школе, даже если вам об этом не говорят.
Знайте, чем они занимаются в свободное время.
Узнайте, кто их друзья, и познакомьтесь с ними.
Знайте, что говорить «нет» своим детям — это нормально.
Пусть дети знают, что говорить «нет» другим — это нормально.
Расскажите о рисках/опасностях/последствиях злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами.
Расскажите детям о давлении со стороны сверстников.
Предложите своим детям альтернативы их решениям, которые уберегут их от неприятностей.
Если ваш ребенок (дети) говорит, что ему скучно, вовлеките его! Скука является частой причиной первоначального употребления наркотиков. Поощряйте участие в организованных мероприятиях, включая волонтерство, спорт и клубы.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики и/или алкоголь:
Говорите с ребенком спокойно и уважительно, и никогда, когда он находится под воздействием наркотиков или алкоголя.
Поговорите в тихом месте о последствиях того, что они делают.