Проект про баха: “Иоганн Себастьян Бах Проект учащихся 9 класса. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Исследовать творческий путь великого композитора И.С Баха Расширить свои знания о творчестве.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Проектная работа Иоганн Себастьян Бах. доклад, проект

Слайд 1Проект


«Иоганн Себастьян Бах»

Выполнил:
Ученик 8класса

Бударный Иван
МБОУ СОШ №2


Слайд 2Цель:


Познакомиться с биографией и творчеством Иоганна Себастьяна Баха

Задачи:
Изучить биографию И.С.Баха
Познакомиться с

творчеством композитора


Слайд 3


Биография
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком

захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой.
Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант, скрипач.

Мать – Элизабет Леммерхирт.



Слайд 5В девять лет будущий великий композитор лишился родителей и переехал жить

к своему брату. Иоганн Кристоф был органистом и еще работал учителем музыки. Теперь Иоганн Себастьян учился у него.
С достижением 15 лет, юноше захотелось уехать, и он устроился на работу в городе Люнебурге, где мог иметь небольшой доход от своей музыкальной деятельности. Параллельно с 1700 по 1703 годы Бах обучается в школе церковных певчих, которую закончил блестяще.


Слайд 6Закончив обучение, Бах поступил на службу к герцогу Веймарскому на должность

придворного музыканта. Через семь месяцев ему предлагают должность смотрителя органа в церкви города Арнштадт, где он становится органистом церкви.
В 1708 году Бах принимает предложение
герцога Веймарского и становится
придворным органистом.


Слайд 7В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе

принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам был музыкантом, поэтому ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь не
приветствовал использование
утончённой музыки на
богослужениях, поэтому

большинство кётенских
работ Баха были светскими.


Слайд 8В 1720 году трагически оборвалась жизнь Марии Барбары, первой жены Баха,

на руках у Баха осталось четверо маленьких детей. В 1721 году Бах снова женился на Анне Магдалене Вилькен. От этого брака у него было 13 детей.


Слайд 9В 1723 году в Лейпциге, в церкви св. Фомы прозвучали его

«Страсти по Иоанну». Вскоре Бах получает предложение исполнять обязанности певчего этой церкви и учителя латыни и пения в школе при церкви.
Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания:
“Не выезжать из города без
разрешения господина бургомистра”.
Ограничивались его творческие
возможности. Но Бах, жертвуя многим,
никогда не отступал от главного –
своих художественных убеждений.
На протяжении всей жизни он

создавал произведения,
поразительные по своему глубокому
содержанию и внутреннему
богатству.


Слайд 10Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал

активное участие в деятельности “Музыкальной коллегии” города. С большим успехом Бах выступал в концертах “Музыкальной коллегии” как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.


Слайд 11Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он

продолжал сочинять музыку. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, который дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, композитор остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций.


Слайд 12Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были

самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени.
Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:
Органная музыка.
Вокально-инструментальная.
Музыка для различных инструментов
(скрипки, флейты, клавира и других).
Музыка для инструментальных
ансамблей.

Творческое наследие Баха


Слайд 13Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре

были сочинены самые выдающиеся органные композиции.

Прелюдия и фуга до минор, ля минор.
Токката до мажор.
Пассакалия до минор.
Токката и фуга си бемоль минор.

Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений.

1 том “ХТК”.
Английские сюиты.
Сонаты для скрипки соло.
Французские сюиты.
“Бранденбургские концерты” (шесть штук).
“Хроматическая фантазия и фуга”.


Слайд 14В Лейпциге же написано большинство


вокально-инструментальных.
“Страсти по Иоанну”.
Месса си минор.

“Страсти по Матфею”.
Около 300 кантат.
“Рождественская оратория”.

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:
2 том “ХТК”.
Итальянский концерт.
Партиты.
“Искусство фуги”.
Арию с различными вариациями.
Органную мессу.
“Музыкальное приношение”.


Слайд 15Творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире.

Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.


Слайд 16Изучая биографию Баха, я очень много открыл для себя нового. Еще

могу сказать, что его произведения мне очень понравились. И хотел бы, чтобы мы в классе прослушали некоторые из них.

Вывод


Исследовательский проект “Бах и джаз”

V региональный фестиваль-конкурс

исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

«Свой путь к открытиям»

Направление: «Встречи с искусством»

                         «Искусство»

Тема: «И. С.Бах и джаз».

                                          Авторы: Грачева Екатерина

                   Шатский Илья 7 д класс

Руководитель:  Красильникова Ирина Юрьевна.

г. Саратов

2015г.

Оглавление

Введение                                                                                     стр.3

Глава 1.    

  1. Многогранность музыки И.С.Баха                                стр.5

1.2.     Джаз. Характерные особенности                                  стр.10

Глава 2.

  1. И.С.Бах и джаз                                                                 стр.12

Заключение                                                                               стр. 14                                                                                                                      

Список литературы                                                                  стр.16

Введение

Цель музыки — трогать сердца.

 И.С. Бах

На одном из уроков музыки мы знакомились с произведениями И.С.Баха. Нас заинтересовала музыка этого композитора, и мы захотели  больше узнать о его творчестве. 

Широкое распространение музыки, в том числе и классической, увеличение ее роли в жизни современного человека делает проблему влияния классической музыки на формирование личности весьма актуальной.

Работая над исследовательским проектом,  мы столкнулись с очень интересным и необычным открытием  – что одним из первых джазменов называют Баха! Мы решили узнать, мог ли И. Бах быть джазовым музыкантом, если бы жил в наше время? На первый взгляд это два разных мира.

Нас заинтересовали вопрос:

Имеется джаз в самой природе музыки Баха;

Мы решили узнать интересна ли эта тема нашим одноклассникам?

В ходе работы мы провели анкетирование, в процессе которого опросили 30 наших одноклассников. Ребята ответили на следующие вопросы:

  1. Знают ли они композитора-классика И.С.Баха и его музыку?
  2. Знакомы ли они с таким направлением в музыке, как джаз?
  3. Можно совместить два стиля- джаз и музыку И.С.Баха?
  4. Интересна ли им  эта тема?
  5. Хотели бы они узнать об этом более подробно?

Анализ ответов показал:

  1. 95% опрошенных ответили, что они знакомы с творчеством И.С.Баха;
  2. 89% опрошенных ответили, что  джаз-это танцевальная музыка и  она  очень ритмичная;
  3. 60% опрошенных ответили, что можно музыку Баха сыграть на саксофоне как-то по-другому, более свободно;
  4. 50% опрошенных ответили, что тема – «Бах и джаз» интересна им и они хотели бы узнать об этом побольше.

Мы решили  познакомить одноклассников с этой темой более подробно.

Цель работы – ответить на поставленные вопросы, благодаря   решению следующих задач:

  • Подобрать и проанализировать материал по данной теме.
  • Изучить творчество И.С.Баха;
  • Узнать особенности джазовой музыки;
  • Выяснить имеется ли джаз в самой природе музыки   Баха;
  • Пользуется ли популярностью классическая музыка в современной обработке;

Исходя из результатов анкетирования, мы сделали вывод, что

классическая музыка в современной обработке сегодня пользуется большой популярностью. 

Мы решили  познакомить одноклассников с этой темой более подробно.

Глава 1.

1.1Многогранность музыки И.С.Баха.

«Не ручей, а море имя ему».

Л.Бетховен

Здесь игра слов: “Бах” – по-немецки означает “ручей”. Но музыка Баха – это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей.

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, падать ниц исполнителей, осчастливливает почитателей  Баха и приводит в уныние всех остальных. Многие из нас находят Баха скучным. Как это может быть?

Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди) крупнейших представителей итальянской оперы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.  Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы. Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).

Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали. Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества.

Для музыкантов, которые учатся музыке, получают музыкальное образование, имя Баха – это не просто имя. Это музыка, которая впервые адресует человека к понятию “полифония”, хотя само это понятие появилось и развивалось задолго до появления на свет Иоганна Себастьяна.  Полифонию во времена Баха называют полифонией свободного стиля. Это уже колоссальные математические построения, это звучащие схемы, невообразимые! Представить себе, что вся эта прекрасная музыка – это гениально просчитанная формула, воплощенная в звуках, просто невозможно поначалу, но это так. 

Когда изучают биографию Баха, его жизнь делят по периодам, связанным с городами, в которых он жил и работал.

Веймар (1708—1717)- в Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной тетрадью» — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом.

Кётен (1717—1723) – большинство кётенских работ Баха были светскими.

Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.

Лейпциг (1723—1750)- в обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, св. Фомы и св. Николая. Должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни. В Лейпциге Бах посвятил себя жанрам духовной вокально-инструментальной музыки: он создал лучшие духовные концерты, оратории, пассионы, Мессу си минор – произведения, которые знаменюут самую высокую кульминацию в творчестве художника.

Сам Бах при жизни не был известен как композитор, зато все ценили его как блестящего музыканта-импровизатора.

Известна такая история. Некоего беднягу Гольдберга его хозяин, мучившийся бессонницей, заставлял каждую ночь играть ему что-нибудь. И Бах подарил музыканту 30 импровизаций на одну и ту же тему. Так появились знаменитые теперь «Гольдберг-вариации». В то время частенько устраивали публичные музыкальные турниры, участники которых соревновались в импровизации на заданную тему. И Бах неизменно побеждал своих соперников.

 Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.
Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.
Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то, что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим… Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше – француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.
Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть – попросту сбежал…. 

В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».  

«Возрождение» Иоганна Себастьяна Баха началось спустя почти век после его смерти. 11 марта 1829 года в Берлине состоялось крупнейшее музыкальное событие: оркестр под руководством 20-летнего Феликса Мендельсона исполнил одно из самых пронзительных произведений Баха «Страсти по Матфею». К тому времени совершенно забытая композиция (правда, сокращенная и переписанная Мендельсоном) поразила современников настолько, что концерт был исполнен и в день рождения Баха – 21 марта. «Страсти по Матфею» можно было услышать во Франкфурте, Дрездене и Кёнигсберге.

В 1960-е годы появились первые джазовые обработки произведений Баха, в частности, вокальной группы Swingle Singers, которая записала некоторые прелюдии и фуги композитора в духе свинга,  с ненавязчивыми ударными. В дальнейшем и Жак Лусье. В 1959г.  вышла первая пластинка Жака Лусье, которая была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент — самые популярные темы И. С.  Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые производили впечатление наличием музыкального поиска.

В 2000-ном году, на рыночной площади (Marktplatz) в Лейпциге прошел концерт, посвященный 250-летию кончины Иоганна Себастьяна Баха. Концерт был необычный и уже само название говорило о том, что зрители услышат джазовые версии известных произведений композитора. Место концерта было выбрано не случайно, т.к последние 27 лет жизни Бах провел в Лейпциге, а рыночная площадь располагается рядом с церковью св. Фомы, где он служил. Несмотря на то, что в день концерта шел дождь, а концерт проходил под открытым небом, большое количество людей, часто даже без зонтов, наслаждались божественной музыкой Баха. 
Концерт начался утром и продолжался до позднего вечера и то, что шел дождь — не имело никакого значения. Во время концерта оператор часто дает крупные планы публики и видно, насколько у всех людей просветленное выражение лица. А момент, когда вся площадь вместе с Бобби Макферрином поет Ave Maria — это что-то из разряда удивительного.  Бобби Макферрин также исполняли его произведения в джазовой интерпретации.  

«Истинный отец гармонии», как называл его Бетховен, Бах, подобно Шекспиру в литературе, по праву считается композитором номер один в музыке. 

Прежде чем ответить вопрос, есть ли в музыке Баха джазовые интонации и  почему Бах подвергается джазовой обработке чаще, чем, другие композиторы мы решили разобраться в особенностях джаза.

1. 2. Джаз. Характерные особенности.

Джаз – (англ, jazz) —жанр эстрадной музыки, главным образом танцевального характера. Возник в начале XX в. В предшественники джаза— спиричуэлс, блюз, регтайм и др.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.

В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,

ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники

привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений

стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная

жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На

слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в

основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но

петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на

лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни

спиричуэлс.

А в конце XIX века появились и другие песни – песни-жалобы, песни

протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом

труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали

себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали

гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе

настоящие гитары.

Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски.

Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной).

         Джазовую музыку отличает: импровизационность, повышенная эмоциональность исполнения, утонченная ритмичность (синкопирование -смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим, полиритмия- сочетание в музыкальном произведении двух (и более) самостоятельных ритмических рисунков ), специфический состав исполнителей и инструментов, использование разнообразных тембровых красок и звукоподражательных элементов. Первое в истории систематическое описание синкопы  в своих трактатах затронул фламандский теоретик музыки и композитор Иоанн Тинкто́рис, живший в 15-16 вв. во Фландрии.

Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing – качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: “Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение

легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения

всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя

фактически темп остается неизменным”.

  1. Бах и джаз.

Для того,  чтобы понять, есть ли в музыке Баха элементы джаза, мы послушали несколько произведений.

Проанализировав  их, мы составили таблицу, где сравнили средства музыкальной выразительности джазовой музыки и музыки Баха. Мы попытались найти в музыке Баха, элементы присущие джазу. Ответы мы оценили по 3-х бальной системе.

Мелодия в джазе является важным элементом. Импровизационная мелодия помещается в так называемые квадраты. Так, например, блюзовый квадрат составляет 12 тактов, квадрат песенной формы— 32 такта.

А знаменитая   “Ария” Баха, написана на 32 такта! Этим  она  сходна  c  джазовыми конструкциями. Поэтому в этом пункте мы Баху отдаем 3 балла.

Джазовая  гармония –  следует тем же правилам и законам, что и гармония классическая .Разница же заключается, во-первых, в более свободном подходе к правилам, а во-вторых – в сложности аккордов. Здесь мы Баху поставили 2 балла.

Ритм – мы выяснили, что одним из важнейших элементов джаза является синкопа.

Для Баха характерна равномерная пульсация,  создающая ощущение непрерывного текущего движения. Оно может вздыматься или ниспадать, как волны прилива, но размеренность остаётся неизменной. Хотя ритмические акценты присутствуют в музыке Баха, поэтому в этом пункте мы поставили Баху 1 балл.

Импровизация – мы выяснили, что джаз – это прежде всего наличие импровизации в той или иной форме. Сам Бах был великолепным импровизатором. При жизни он был известен как композитор-импровизатор.  

В результате нашего исследования,  мы пришли к выводу, что если бы Бах жил в наше время, он вполне мог бы быть джазовым музыкантом, т.к. джаз и Бах стоят в глубоком духовном родстве.

Мы себе задали такой вопрос: Почему Бах подвергается джазовой обработке чаще, чем другие композиторы? Мы выяснили, что джазовому музыканту не надо сильно трудиться над превращением музыки Баха в джазовую.    Хотя бы взять баховскую фугу – она удовлетворяет всем требованиям, которые можно применить к джазовой композиции.  Ничего лишнего, ни одной произвольной, “необязательной” ноты;  единство и многообразие стиля, ритма и метра.  

Итак, мы выяснили, что джаз на момент 324 Дня рождения Иоганна Себастьяна – это прежде всего наличие импровизации в той или иной форме. Широко известно, что в его времена импровизационность была неотъемлемой частью музицирования. Для него сесть и сыграть что-нибудь “в джазовом стиле” не составляло труда, просто он не знал, что в XX веке это будет называться джазом. К слову сказать, искусством импровизации блестяще владели и Моцарт, и Бетховен, и многие другие музыканты того времени, пока оно не начало отмирать ближе к середине XIX века.

Сам Бах при жизни не был известен как композитор, зато все ценили его как блестящего музыканта-импровизатора. Известна такая история. Некоего беднягу Гольдберга его хозяин, мучившийся бессонницей, заставлял каждую ночь играть ему что-нибудь. И Бах подарил музыканту 30 импровизаций на одну и ту же тему. Так появились знаменитые теперь «Гольдберг-вариации»*. В то время частенько устраивали публичные музыкальные турниры, участники которых соревновались в импровизации на заданную тему И Бах неизменно побеждал своих соперников. Пожалуй, ему смело можно присвоить звание «чемпиона мира» по джазу эпохи барокко!

В  интерпретациях некоторых композиторов и джазовых “стандартах” весьма заметна склонность к полифонии, которая наиболее свойственна Баху и которая царила в раннем нью-орлеанском джазе. В эпоху свинга и бибопа эта склонность уже не проявлялась. А вот музыканты кул-джаза А вот музыканты кул-джаза, как правило, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, часть которых они заимствовали у Баха. , как правило, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, часть которых они заимствовали у Баха.

Заключение.

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др. ), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.

Классическая музыка в современной обработке пользуется большой популярностью. Давно знакомые и любимые многими музыкальными ценителями классические вещи обретают новое звучание, новый стиль, новый характер благодаря интеграции различных жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают еще одну жизнь музыкальному произведению, доносят его к той аудитории, которая еще не была знакома с ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и прекрасный мир классики.

                И потому, очень важно ценить в Бахе не только замечательного и совершенного мастера контрапункта, но прежде всего глубокого мыслителя и художника, на много лет опередившего свою эпоху, создателя музыкальных произведений, которые до сих пор потрясают слушателя силой, яркостью и правдивостью образов и чувств.

Предоставим заключительное слово Ли Коницу, который в одном из интервью однажды сказал: “Я слушаю своего Баха и всегда стараюсь не забывать, что джаз вышел именно из него. Я думаю, что Бах был самым первым джазовым музыкантом. В его музыке есть тот самый свинг и то самое содержание, которые для меня существуют как джаз. Меня глубоко трогают удвоения темпа и музыкальные фразы, которые можно считать очень джазовыми. Почти ежедневно я прослушиваю его сюиты для виолончели. Более грандиозной, более возвышенной музыки я просто не знаю”.

                       А настоящее искусство в любых видах, по сути, всегда затрагивает одни и те же вечные темы, созданные в различные культурно-исторические эпохи, раскрывают суть нравственных понятий Любви и Красоты, Добра и Справедливости, Самопожертвования и Свободы, торжества Жизни и Разума.

Список литературы:

 «Гармонический стиль И.С.Баха»  Р.Н. Слонимская;

«Великие музыканты западной Европы» Хрестоматия для учащихся старших классов, составитель В. Б.Григорович  Москва «Просвещение» 1982г.;

«Если бы Бах вел дневник…» Хаммершланг Я. Будапешт, 1963.;

«Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация» Носина В.Б.


«Джаз и Бах», Маркус А. Вельфле , Перев. с немецкого — И.Рыбак. Ред. — Г.Искандер, 2000г.

«Иоганн Себастьян Бах»  А. Швейцер.

Гармония в джазе – Ю. Чугунов – учебно-методическое пособие, «Советский композитор» 1988г.

«Джазовая гармония» Д.Низяев.

Высказывания великих о музыке и музыкантах, форум педагогов.

“Великие пианисты “Гарольда Шонберга

Проект Баха О проекте | Yo-Yo Ma

Лос Дос Ларедос, Техас // Фото © Austin Mann

Сидней, Австралия // Фото © Austin Mann

36 концертов. 6 континентов.

36 дней акции.
Изучение того, как нас объединяет культура.

В августе 2018 года Йо-Йо Ма начал двухлетнее путешествие, чтобы исполнить шесть сюит Иоганна Себастьяна Баха для виолончели соло в 36 местах по всему миру, музыку, которую Йо-Йо когда-либо выучил, когда начал играть на виолончели. в возрасте четырех лет. Проект мотивирован не только его шестидесятилетними отношениями с музыкой, но и способностью Баха обращаться к нашему общему человечеству в то время, когда наш гражданский разговор так часто сосредоточен на разделении.

Для Йо-Йо музыка Баха, которой 300 лет, является одним из выдающихся примеров того, как культура объединяет нас и может помочь нам вообразить и построить лучшее будущее, но он считает, что существует гораздо больше. А для Йо-Йо культура включает в себя не только искусство, но и все, что помогает нам понять окружающую среду, друг друга и самих себя, от музыки и литературы до науки и еды. Проект Баха исследует и прославляет все способы, которыми культура делает нас сильнее как личности, как сообщества, как общество и как планету.

День действий, Вена, Австрия // Фото © Остин Манн

День действий, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико // Фото © Остин Манн

День действий
Местные и глобальные. Культура, общение и сотрудничество.

Наряду с каждым концертом Йо-Йо и его команда сотрудничают с артистами и деятелями культуры, культурными и общественными организациями, а также с лидерами из разных секторов для разработки разговоров, сотрудничества и выступлений. Эти публичные мероприятия и творческий опыт различны в каждом месте; они стремятся к локальному и глобальному значению; они демонстрируют способность культуры создавать позитивные изменения; они вдохновляют на новые отношения, объединяют партнеров из разных мест и просят всех нас держать культуру в центре наших усилий по построению общего будущего.

«Общее понимание, которое культура порождает в эти времена разногласий, может связать нас в один мир и направлять нас к политическим и экономическим решениям, которые принесут пользу всему виду. Мы все культурные существа — давайте посмотрим, как культура объединяет нас и может помочь построить лучшее будущее».

– YO-YO MA

«…люксы несут большую идею о том, как люди связаны не только с искусством, но и друг с другом. И обеспечение этого общения стало миссией Ма на данном этапе его карьеры. Он понял, как важно объединять людей, и не всегда простыми способами».

– Рэй Марк Ринальди, The Denver Post

«Мягкие звуки вокруг меня свидетельствовали о том, что другие были охвачены такими же сильными эмоциями. Каким образом Ма оказывает такое влияние на людей, остается загадкой: я подозреваю, что это связано с тем теплом, которое он привносит в музыку, что в корне непостижимо. Он делает богоподобного человека».

– Алекс Росс, The New Yorker

Домашняя страница Сетка Фото Кредиты:
© Остин Манн (Вена, Австрия; Лима, Перу; Сантьяго, Чили; Бейрут и Библос, Ливан; Техас; Мумбаи, Индия; Барселона, Испания; Крайстчерч, Новая Зеландия; Сиань , Китай; Монреаль, Канада; Афины, Греция)
© Jun Michael Park (Сеул, Южная Корея)
© Bruno Molina (Мехико, Мексика)
© Mustafah Abdulaziz для The New York Times (Лейпциг, Германия)
© Natalia Botero (Медельин, Колумбия)
© Ellen Jaskol (Денвер) , Колорадо)
© Брайони Джексон (Мельбурн, Австралия)
© Тодд Розенберг (Чикаго, Иллинойс)
© Эрика П. Родригес (Сан-Хуан, Пуэрто-Рико)
© Донна Демари (Беркшир, Массачусетс)

О программе | Проект Баха

NMM 4548. Скрипка Джейкоба Штайнера, Absam, 1668. Скрипка спереди, крупный план спереди, вверху | Попечительский совет, 1989 | Национальный музыкальный музей | Университет Южной Дакоты | Байрон Пиллоу, фотограф

Выдержка из «Проекта Баха: введение» Джона Холлоуэя — полное эссе доступно на сайте подписки

Идея «универсального канона» «культурных шедевров», конечно же , рассматривается как довольно сомнительная концепция, особенно в критических и академических кругах. Тем не менее некий музыкальный «канон» существует, по крайней мере, в том виде, в каком его определяют слушатели и исполнители. Есть два композитора 18-го века, которые фигурируют в списке каждого скрипача и имеют особое и непреходящее присутствие в жизни скрипача: Моцарт и Бах. Я не знаю ни одного серьезного скрипача-классика в мире, который верил бы, что им можно стать без глубокого знания и опыта двух великих сборников шедевров XVIII века: скрипичных концертов Моцарта (особенно последних трех) и шести Сонаты и партиты только для скрипки Баха.

Вместе они представляют собой непревзойденное сочетание технических и интерпретационных задач, которые гарантированно выявляют лучшее в любом действительно хорошем игроке и обнажают каждую слабость. Именно по этой причине они появляются в обязательном репертуаре всех серьезных международных конкурсов скрипачей во всем мире, и хотя концерты Моцарта долгое время были основным требованием для оркестровых прослушиваний, соло Баха также все чаще появляются там.

Проект Баха посвящен сольным сонатам и партитам. Благодаря разнообразию и гибкости, предлагаемым интернет-форматом, этот веб-сайт предлагает необычайно широкий спектр текстов и лекций, набор видео мастер-классов, демонстрацию и обсуждение танцев барокко, наиболее представленных в партитах, и, что немаловажно, возможность обновления и обратной связи.

Джон Холлоуэй — пионер современного движения старинной музыки в Англии. Он основал L’Ecole d’Orphee в середине 1970-х годов, сделавший первые полные записи инструментальной камерной музыки Генделя. С 1977 по 1991 год он был лидером/первой скрипкой группы Taverner Players Эндрю Пэрротта, с 1978 по 1992 год — группы London Classical Players Роджера Норрингтона. Он также руководил ансамблями таких режиссеров, как Брюгген, Кристи, Хогвуд, Купман, Леонхардт, Мальгуар, МакГеган. Многие записи сольной и камерной музыки Джона включают «Сонаты Розария» Бибера (премия «Граммофон», 1991 г.), «Сонаты Букстехуде соч. 1 и 2 (Датская Грэмми, 1995) и Кантаты (Датская Грэмми, 1998), сольные сонаты и партиты Баха (Preis der deutschen Schallplattenkritik), Lachrimae Pavans Доуленда (International Classical Music Award 2014). Джон был профессором скрипки в стиле барокко в Школе Гилдхолл в Лондоне, приглашенным профессором в Schola Cantorum в Базеле и в Институте старинной музыки в IU в Блумингтоне, США, лектором регентов в Калифорнийском университете в Беркли, США, а с 1999 по 2014 гг. ) Скрипка и камерная музыка в Высшей школе музыки в Дрездене. В 2016 году он ушел из публичных выступлений и записей, спустя 60 лет после своих первых публичных концертов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *