Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 – ЦРР»
город Бийск
Проект
«Огород на окне»
(старший дошкольный возраст)
воспитатель
Марина Васильевна Мурашова
2015 год
Тип проекта: информационно – творческий; групповой.
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
Дети 5 – 6 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Краткосрочный.
Актуальность. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Предмет исследования. Культурные растения: огурец, помидор, перец, баклажан, горох, фасоль, укроп, лук.
Цель. Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян.
Задачи:
1. Познакомить с историей огурца, гороха
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура: строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
Гипотеза.
В условиях группы можно вырастить урожай на окне.
Проблемная ситуация.
Недостаточные знания детей об овощных культурах ,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Принципы работы.
Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка – пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Маленькие садоводы», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-5-я неделя.
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 6-я неделя.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Взаимодействие с родителями
I. Подготовительный этап
Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки , стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.
Сбор информации по тебе совместно с родителями.
Сбор информации по теме совместно с детьми.
II.
Практический этап
Подготовка и проведение опытов, бесед.
Установка связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек. (беседа с детьми)
Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Конкурс – выставка «Изобретение горшков для рассады из бросового материала: пластиковых бутылок, стаканчиков и тарелок по тематике «Космос» ».
Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
Участие в конкурсе-выставке, создание совместно с родителями необычных горшков.
Помощь детям в посадке семян.
Чтение с детьми литературы об овощах: сказки, рассказы, пословицы.
Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».
Участие с детьми в конкурсе-выставке, создание необычных горшков из бросового материала по тематике «Космос».
III. Заключительный этап
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Подготовка дидактических игр: “Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.
Анализируют и обобщают полученный результат.
Дидактические игры: “Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Участие в оформлении стенгазеты.
Просмотр оформленной педагогом и детьми стенгазеты «Огород на окне».
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети более бережнее стали относиться к растительному миру.
Приложение:
Фотоотчет о проделанной работе:
Литература:
Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
infourok.ru
№ пп | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Огород на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители. | 1-я неделя |
2 | Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | 1-я неделя |
3 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели родители. | 1-я неделя |
2 этап – основной. | ||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели | 2-я неделя |
5 | Занятие «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений. | Воспитатели | 2-я неделя |
6 | Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, гороха. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели | 2-я неделя |
7 | Опыт – наблюдение за ростом лука, чеснока, гороха. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, горошка. | Воспитатели | 3 – неделя |
8 | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | 3 – неделя |
9 | Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | Воспитатели | 3-я неделя |
10 | Рассматривание цветочных семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам | Воспитатели | 2-я неделя |
11 | Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, первоцветы). | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели | 3-я неделя |
12 | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». | Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | Воспитатели | 3-я неделя |
13 | Дидактическая игра «Цветочный магазин». | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Воспитатели | 3-я неделя |
14 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | Воспитатели | 3-я неделя |
15 | Труд в природе. | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели | 3-я неделя |
16 | Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | Воспитатели | 3-я неделя |
3 этап – заключительный. | ||||
17 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Воспитатели | 4-я неделя | |
18 | Анализ результативности | Воспитатели | 4-я неделя |
nsportal.ru
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
« Детский сад № 4 «Родничок»
Проект на тему:
«Огород на окне»
образовательная область «Познавательное развитие”
(для детей старшей и подготовительной группы)
Подготовили:
Гагарина Вера Павловна
Спицына Елена Алексеевна
п. Шайгино 2018 год
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта:
-дети старшей и подготовительной группы
-воспитатели
-родители.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах, лук, помидоры) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах, помидорах, луке), зернобобовых культурах (горох): строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4.Формировать умение договариваться с помощником воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Реализация проекта:
«Огород на окне»
В повседневной жизни детей мы обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» – отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра дополиваю»
На вопрос воспитателя: – Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Мы предложили обсудить это вместе все группой.
Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
– Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном мы предлагали, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
2-й этап: реализационный:
3-й этап: итоговый:
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные | |
1 этап – подготовительный. | |||||
1 | Беседа с родителями «Огород на окне» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя | Воспитатели, родители | |
2. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | 1-я неделя | Воспитатели, родители | |
3. | Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» | Просвещать родителей по данной теме. | 1-я неделя | Воспитатели | |
2 этап – основной. | |||||
4. | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. | Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться, о них. Беседы о происхождении семян. | 2-я неделя | Воспитатели, родители. | |
5. | Занятие «Посев семян гороха, помидор, лука и огурцов для выращивания рассады» | Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. | 2-я неделя | Воспитатели | |
6. | Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов, помидор, лука. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | 2-я неделя | Воспитатели | |
7. | Труд в уголке природы | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | 2-я неделя | Воспитатели | |
8. | Занятие «Овощной суп» (рисование) | познакомить со значением овощи, фрукты в жизни человека. | 2-я неделя | Воспитатели | |
9. | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. | 2-я неделя | Воспитатели | |
10. | Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. | 3-я неделя | Воспитатели | |
11. | Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) | Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). | 3-я неделя | Воспитатели | |
12. | Опыт – наблюдение за ростом гороха, помидор, лука огурцов. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады | 3-я неделя | Воспитатели | |
13. | Наблюдение за формированием цветка и плода | Приучить детей замечать изменения в росте и развитии растений | 3-я неделя | Воспитатели | |
3 этап – заключительный. | |||||
14 | Обработка и оформление материалов проекта, фотографий | Создание презентации опыта работы в виде фотоотчета | 4-я неделя | Воспитатели | |
15 | Подбор стихотворений, поговорок, загадок об овощах | Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об овощах», представление полученных знаний | 4-я неделя | Воспитатели, дети, родители | |
16. | |||||
Анализ результативности 4-я неделя Воспитатели |
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно – продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры “Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Что необходимо для роста растений?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью.
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах, помидорах, луке) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части гороха, огурца, помидора, лука;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о овощах используя опорную схему;
Знать, как растут эти овощи где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах; стихи Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), Стихи про семена ( С.Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова” Огурцы”, сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох».беседа по картине “Сельскохозяйственные работы в полях” и т.д., иллюстрации с изображением овощей конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Начиная с самого раннего детства, ребенок исследует и познает окружающие его предметы. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая и не замечая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, почему идет дождь или снег, для чего на небе луна, откуда прилетает ветер и многое другое.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность детей.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Конспект беседы со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром
«Что необходимо для роста растений?»
Цель.
Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло) ; воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Ход беседы
Воспитатель:
Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения – живые существа или нет?(ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей)Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать – рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.
Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.
Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.
Воспитатель. Давайте заведем дневник наблюдений и будем записывать в него все изменения, которые произойдут с семенами. Посмотрим, вырастут у нас в группе или нет. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки об овощах.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в срок – будет прок.
Каков уход, таков и плод.
Сей лук от семи недуг
Кто ест лук, тот избавлен от мук.
Лук да баня все правят.
Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.
Труд кормит, а лень портит.
Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
МОЛОДЦЫ, а теперь объясните их значение.
В конце похвалить детей за старательность.
Приложение 2
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи»
Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.
Задачи:
1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности;
2) Развивать глазомер;
3) Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду)
4) Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.
Оборудование: Пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка, муляжи овощей.
Индивидуальная работа:
-показать ребенку приемы работы с куском пластилина
-помочь ребенку при затруднении
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно – ролевую игру «Магазин» овощами.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами поиграем. Перед Вами стоит корзина с овощами. Я буду загадывать загадки, тот из Вас, кто отгадает, подходит к корзинке и достает загаданный овощ на ощупь.
1. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. /Помидоры/
2. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. /Огурцы/
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/
4. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? /Лук/
Воспитатель задаёт всем детям наводящие вопросы:
Какой овощ по форме?
Какой овощ по цвету?
Что особенного по фактуре (есть пупырышки, вытянутый и т. д.?
Теперь мы сами попробуем сделать такие овощи. Но давайте с начало внимательно рассмотрим их. Например, помидор, какой он формы?
Дети: круглый
В: Какой цвет?
Д: красный
В: А на ощупь, какой помидор, потрогайте?
Д: ровная поверхность
В:А морковь какая?
Д: длинная, оранжевая, не ровная.
В: Правильно, молодцы
Теперь смотрите внимательно, я выполняю несколько предметов, на образец. Подняли глазки и смотрим на меня.
1) Берем кусочек, сжимаем его в руке, чтобы он стал пластичным.
2) Начинаем придавать куску форму задуманного предмета.
3) Работаем стекой, оформляем бороздки.
4) Прикрепляем отдельные детали.
Выбирайте, кто, что будет делать. Аккуратно приступайте к выполнению. Воспитатель следит за организацией рабочего места, и за работой детей, выполняет индивидуальную работу с ребенком.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.
Наши синие цветки распускают лепестки
.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Воспитатель: Теперь я предлагаю выложить ваши вылепленные овощи на красивую тарелочку и поставить на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
Воспитатель: Какие замечательные овощи у нас с Вами получились! От настоящих не отличить, так и хочется попробовать. Теперь в нашем магазине будет работать большой овощной отдел.
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем и закрепим название овощей.
Игра называется «Волшебный мяч» (дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя овощи) .
Приложение 3
Фотоотчет по проекту
«Огород на окне»
nsportal.ru
ПРОЕКТ /краткосрочный/
в старшей группе «Огород на окне» Вид проекта: познавательный, исследовательский.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
– расширить знания детей о культурных растениях.
– продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).
– обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
– продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
– способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
– развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
– продолжать развивать наблюдательность.
– воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
– развивать познавательные способности детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. В группе будет создан « Огород на подоконнике».
6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений. 7. Родители примут активное участие в реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный: 1 неделя: – определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике».
– составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта):
2, 3 недели:
– проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
– уход за растениями.
– наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный:
4 неделя:
– подведение итогов.
– составление фото отчёта по реализации проекта.
– выставки творческих работ детей.
– итоговая беседа.
Этапы реализации проекта.
№ | мероприятия | цели | ответственные | сроки | ||||||||||
1 этап. Подготовительный. | ||||||||||||||
1. | Беседа с родителями по организации «огорода на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители. | 1-я неделя | ||||||||||
2. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» | Воспитатели, родители. | 1-я неделя | ||||||||||
2 этап. Основной. | ||||||||||||||
1. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. | Воспитатели. | 2-я неделя | ||||||||||
2. | Образовательная деятельность «Что растет на огороде». | Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. | Воспитатели. | 2-я неделя | ||||||||||
3. | Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, корнеплодов свеклы, картофеля, моркови. | Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. | Воспитатели. | 2-я неделя | ||||||||||
4. | Наблюдение за ростом лука, развитием корнеплодов. | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. | Воспитатели. | 3-я неделя | ||||||||||
5. | Труд на «огороде на окне» | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. | Воспитатели. | 3-я неделя | ||||||||||
6. | Опытническая и экспериментальная деятельность детей | Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. | Воспитатели. | 3-я неделя | ||||||||||
7. | Наблюдение «Как развиваются растения» | Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» | Воспитатели. | 3-я неделя | ||||||||||
8. | С/р игра «Огородники» | Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. | Воспитатели. | 3-4-я недели | ||||||||||
3 этап. Заключительный. | ||||||||||||||
1. | Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатели. | 4-я неделя | ||||||||||
2. | Творческие работы детей «Наш огород» | Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями. | Воспитатели, родители. | 4-я неделя | ||||||||||
3. | Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки | Подведение итогов работы по проекту | Воспитатели, родители. | 4-я неделя |
В ходе реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2. В группе был организован «Огород на окне».
3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.
4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5. Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.
6. Дети стали более уважительно относится к труду взрослых .
7. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьёй:
– оформление огорода (закупка земли, приобретение необходимого оборудования, посадочного материала).
– участие в наблюдениях.
– организация в выставке творческих работ.
Фото отчёт
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Проект
«Огород на окне»
Проект: краткосрочный
Вид проекта: познавательный, творческий
Участники проекта: дети группы «Почемучки», родители, воспитатели
Возраст детей: 5-6 лет
Сроки реализации – февраль, март, апрель
Цель проекта:
Задачи:
Ожидаемые результаты
Для детей
Для родителей
Для педагогов
Этапы работы над проектом
Деятельность воспитателей | Деятельность детей | Взаимодействие с семьей |
Подготовительный этап | ||
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). 2.Составление плана работы над проектом. 3. Сбор материала необходимого для реализации проекта. 4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме. 5.Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. 6. Изготовление дидактических игр и пособий. | 1.Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. | 1.Сбор семян, необходимых для посадки. 2.Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. |
Основной этап – решение задач | ||
1. Беседы с детьми познавательного характера. 2.Организация предметно – развивающей среды по теме. 3.Организация развлечений, выставок. 4.Работа с родителями по озеленению участка | 1. Игровая, двигательная деятельность. 2. Участие в практической деятельности. 3. Посадка семян в землю. | |
Заключительный этап | ||
1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы). 2. Представление опыта | 1.Продуктивная деятельность «Огород на окне» 2. Фотовыставка «Наш огород» 3.Фотогалерея на сайте детского сада |
Этапы реализации проекта.
№ | Мероприятия | Цели | Ответствен-ные | Сроки реализа-ции |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Огород на окне» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители. | февраль |
2 | Консультация для родителей «Огород на окне» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | февраль |
3 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели родители. | февраль |
2 этап – основной. | ||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели | февраль |
5 | Занятие «Что растёт на огороде» | Закрепить знания детей об овощах, закрепить названия частей растения | Воспитатели | февраль |
6 | Практическая деятельность: посадка лука, свёклы, гороха и др. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели | конец февраля |
7 | Наблюдение за прорастанием семян. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений. | Воспитатели | март |
8 | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | март |
9 | Наблюдение за ростом лука, укропа и др. | Развивать наблюдательность, воспитывать любознательность. | Воспитатели | март |
10 | Рассматривание цветочных семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам | Воспитатели | март |
11 | Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, анютины глазки, петуния). | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели | март |
12 | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие растения». | Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | Воспитатели | март |
13 | Дидактическая игра «Цветочный магазин». | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Воспитатели | март |
14 | Наблюдения: «Как растут наши растения на окне?» Оформление дневника наблюдений | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений Наблюдения за веточками тополя, черёмухи, смородины . | Воспитатели | апрель |
15 | Посадка луковиц гладиолусов | Наблюдать за появлением ростков | Воспитатели | апрель |
16 | Труд в природе. | Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели | апрель |
17 | Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность на участке детского сада | Воспитатели | апрель |
3 этап – заключительный. | ||||
18 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации, фотовыставки | Воспитатели | апрель | |
19 | Анализ результативности | Воспитатели | апрель |
По реализации проекта «Огород на окне » были получены следующие результаты:
Работа с родителями:
огорода на окне.
Работа с детьми
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «На даче»
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что лишнее» и др.
Речь и речевое общение.
Творческое рассказывание по темам:
«Что растёт на нашем огороде»
«Как я помогаю летом на даче»
Эстетическое развитие.
Художественная литература:
Сказки: «Вершки и корешки»
«Пых»
«Колосок»
Ю. Тувим «Овощи»
Заучивание загадок, пословиц и поговорок об овощах, цветах, труде.
Творческая деятельность
Рисование «Наш огород», «Овощи и фрукты».
Аппликация «Ветки с листочками».
Конструирование «Дачный домик».
Используемая литература:
nsportal.ru
Краткосрочный проект в старшей группе «Василек»
«Мини-огород на окне»
Воспитатели: Горожанкина О.А.
Таразанова М.Д.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц (март).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини-огорода.
Задачи:
Предполагаемый результат:
Этапы работы над проектом:
итоговая беседа – 4-я неделя.
Этапы реализации проекта.
По реализации проекта «Мини – огород на окне» были получены следующие результаты:
Работа с родителями:
nsportal.ru
Актуальность темы проекта. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о зелёном луке, на то, как своими усилиями зимой в детском саду на подоконнике можно вырастить экологически чистый продукт, на осознание значимости витаминов в жизнедеятельности человека.
Тип проекта: познавательно –исследовательский.
Участники проекта: дети 5 лет, родители и воспитатель.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени, выращенный самими дошкольниками.
Сроки реализации проекта: 4 недели, февраль 2016 г.
Этапы проекта и его реализация.
1этап (подготовительный).
1.Рассказ воспитателя о пользе зелёного лука,о желании вырастить его в детском саду.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для выращивания зелёныx перьев.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста зелёныx перьев; учить правильно уxаживать за луковицами; развивать речь детей, активизировать словарь (витамины ,корень, луковица, стрелка) .
5. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
6. Разъяснять значимость труда.
7. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
8. Формировать осознанно – правильное отношение к взаимосвязи здоровья человека от повседневного употребления свежиx ,экологически чистыx овощей.
Цель проекта. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию зелёного лука на окне.
Формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
2 этап (планирование).
Для реализации проекта был разработан план.
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
5. Разработка домашних заданий.
6. Итог проекта – «оформление огорода на подоконнике».
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из луковицы прорастают зелёные перья . Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса в детском саду.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы.
3 этап – основной ( практический).
– Заучивание загадок
-Заучивание пословиц и поговорок о труде
– Рисование « «Наш лучок»
– Изготовление атрибутов для оформления огорода
Сюжетно-ролевая игра «На даче»
-Игра «Огородница»
– Настольно-печатная игра «Фрукты – овощи»
– Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
Беседа.
З а д а ч и: рассказать о пользе зелёного лука для человека; развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения, трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад.
Ход занятия
1. Б е с е д а «Что за растение – лук?».
Воспитатель. Отгадайте загадки.
1) Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
2) Сидит бабка на грядках
Вся в заплатках;
Кто заплатку оторвет,
Тот заплачет и уйдет. (Лук.)
Зеленый лук – это овощное растение, которое добавляют во время приготовления разнообразных блюд, рекомендуют кушать его круглый год. К весне организм человека истощается из-за недостатка витаминов. Зеленая трава способна помочь справиться человеку с весенним авитаминозом, который, прежде всего, связан с недостатком аскорбиновой кислоты – витамина С. Поэтому зеленый лук – это средство для «весеннего лечения». Его целительная сила способна противостоять различным вирусам и бактериям. Поэтому те, кто регулярно потребляет луковые перья, реже болеют, а их организм отличается повышенным иммунитетом.Учеными доказано, что люди, которые часто находятся в помещении, где выращивают зеленый лук, не болеют гриппом даже во время эпидемий. Это обусловлено противовирусным и антибактериальным действиями фитонцидов. В зеленом луке содержится в три раза больше аскорбиновой кислоты, чем в репчатом. Лук обеззараживает ротовую полость, в которой в течение дня накапливаются миллионы бактерий. Фосфор, который в достатке содержится в зеленом луке, благоприятно сказывается на состоянии зубов и десен.
Пословицы и поговорки о труде:
-Где труд – там и счастье.
-Кто не работает, тот не ест.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Терпение и труд все перетрут.
-На все руки мастер.
-Кончил дело, гуляй смело.
-Труд человека кормит, а лень портит.
– Вся семья вместе, так и душа на месте.
Стихотворение
«ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК»
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки на бороде,
Пузырьки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет,
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой,
Навостряет стрелки:
– Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!
Игра – считалка «Огородница»
Чищу овощи для щей. ( Хлопаем в ладоши.)
Сколько нужно овощей? ( Развести руки в стороны, загибаем три пальца.)
Три картошки,
Две морковки. ( Загибаем два пальца на левой руке.)
Луку полторы головки. (Загибаем три пальца на правой руке.)
Да петрушки корешок. ( Загибаем один палец левой руки.)
Да капустный кочешок. ( Загибаем палец правой руки.)
Потеснись – ка ты, капуста .( Ладошками отодвигаем капусту в сторону.)
От тебя в кастрюле густо. ( Выставляем ладошку.)
Раз (Поочереди выставляем три пальца на правой руке.)
Два
Три
Огонь зажжен. ( Хлопаем.)
Кочерыжка (Правой рукой показываем на центр.)
Выйди вон! (Правой рукой показываем на дверь.)
2. И с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т а.
Дети рассматривают лук, ведут обследовательские действия и комментируют их, описывая цвет, форму, пользу для человека, место, где будет расти лук.
Воспитатель предлагает вырастить зеленый лук у себя в группе.
3. П о с а д к а л у к а.
4этап –фотовыставка
nsportal.ru