Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 “Дельфинята” с/п “Непоседы”
Проект по исследовательно – экспериментальной деятельности
детей второй младшей группы
«Я познаю окружающий мир»
Разработала воспитатель:
1 квадификационной категории Эвоян Людмила Юрьевна
Г.О. Коломна, 2018
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: октябрь 2017 г. – май 2018 г. (долгосрочный)
Участники проекта: педагог, дети 2-х младших групп, родители.
Актуальность проекта:
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семенович Выготский
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
– Расширять представления детей об окружающем мире.
– Развивать понимание взаимосвязей в природе.
– Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
– Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
Прогнозируемые результаты:
– расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
– развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
– дети научатся проводить простейшую опытно – экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
– подбор литературы;
– подбор материала для экспериментирования;– подбор дидактических игр по экологии;
– оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;
– Разработка комплексно – тематического плана работы
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных занятий.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей.
3 этап: Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Практическая деятельность
3. Опытно-исследовательская работа
4. Мини-занятия
5. Развлечения
6. Взаимодействие с родителями
Основные методы работы:
– Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
– Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
– Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Методические условия:
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.
Материалы и оборудование:
1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, соль, сахар, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Перспективное планирование:
ОктябрьЦель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5
Тема: «Какого цвета вода?»
Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Тема: «Какие предметы держатся на воде?»
Цель:обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие – тонут.
Тема: «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Ноябрь
Тема: «Что в пакете?»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6
Тема: «Ветер по морю гуляет»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 8
Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»Цель: закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 7
Тема: «Надувание мыльных пузырей»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 8
Декабрь
Тема: «Музыка или шум?»
Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 11
Тема: «Что звучит?»
Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 11
Тема: «Легкий – тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 10
Тема: «Горячо – холодно»
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12
Январь
Тема «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 5
Тема: «Вот беда – был снег, стала вода»
Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30
Тема: «Мы сосульку не сосали»
Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду)
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32
Тема: «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)
О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16
Февраль
Тема: «Ткань, её качества и свойства»
Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит)
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом.
infourok.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Улыбка»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Мы делаем сами»
Авторы проекта: Плотникова Дарья Сергеевна, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (29.01-09.02.2018)
Тип проекта: Исследовательско – творческий
Участники проекта: Воспитатель, воспитанники, родители младшей группы «Светлячок»
Сысерть, 2018 год
1. Тема: «Мы делаем сами»
2. Автор проекта: воспитатель группы «Светлячок» МАДОУ «Детский сад № 2» города Сысерть, Плотникова Дарья Сергеевна
3. Вид проекта: исследовательско-творческий
– по характеру координации: открытый
– по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель группы , родители воспитанников;
5. Срок проекта: краткосрочный – 2 (две) недели
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
– создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
-развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
-формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
-учить объяснять наблюдаемое.
Предполагаемые результаты проекта:
– расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
– развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
Продукты проекта:
-картотека опытов.
-План реализации проекта в младшей группе ДОУ
Сбор информации.
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Тематические беседы с детьми:
Сроки
«Чудеса в природе-солнышко» , составление рассказа.
1 неделя
понедельник
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
1 неделя
вторник
«Из чего бабушка стряпает пирожки», составление рассказа
1 неделя среда
«О свойствах мокрого и сухого песка», рассуждение
2 неделя
«Мыльные пузыри», познавательная беседа
2 неделя среда
«Свойства воды». Познавательная беседа
2 неделя понедельник
2. Ознакомление с литературой:
ЧтениеСроки
Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
1 неделя понедельник
А.Бецко «Шарик»
1 неделя
вторник
А.Вишневская «Пирожки»
1 неделя
среда
Рассказ «Как Костя не умывался»
2 неделя
пятница
З. Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель
Сроки
1
ОО Рисование «Светит солнышко в окошко»
Цель: Обучать рисованию прямых линий в разных направлениях, закрашиванию по контуру (рисование пальчиками)
1 неделя
понедельник
2
ОО Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата»
Цель: Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
2 неделя
понедельник
3
ОО Лепка из дрожжевого теста «Пирожки»
Цель: Создать условия для практической деятельности.
1 неделя
среда
4
ОО Познание «Разноцветные мыльные пузыри»
Цель: Создать условия для формирования познавательного интереса к экспериментированию
2 неделя
вторник
5
ОО Аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды»
Цель: Закреплять умение наклеивать готовые формы .
2 неделя
пятница
4. Игровая деятельность:
Название игры, цель
Сроки
1
Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»
Цель: Способствовать развитию моторики рук;
1 неделя
Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
2 неделя
2
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»
Цель: Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
1 неделя
понедельник
3
Д/и: «Я помогаю маме»
Цель: активизировать речь детей
1 неделя среда
4
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки»
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
1 неделя
2 неделя
Игра с песком «Постройка зоопарка»
Цель: Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений
5. Опыты, экспериментирование. Практическая деятельность
Тема, цель
Сроки
1
Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
-Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
– Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Весь период
проведения проекта
2
Практическая деятельность «Я пеку, пеку, пеку»
Познакомить детей с практическими методами приготовления пирожков;
1 неделя
3
Экспериментирование «Что в пакете»
Цель: Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
1 неделя
4
Экспериментирование с водой:
«Вода – жидкость, у воды нет запаха»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
2 неделя
Четверг
«Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
2 неделя
Работа с родителями:
-индивидуальные беседы, консультации, по теме экспериментирования;
-памятки: «Эксперименты с детьми в домашних условиях»
-ознакомление с детский творческом;
infourok.ru
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Починковский детский сад № 8»
Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Поиграем с водой»
Подготовила: воспитатель
Пургина Елена Ивановна
Починки 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).
Цель проекта
Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности
Задачи:
Реализация проекта в три этапа.
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Итоговое занятие «Вода и ее свойства»
Ход образовательной деятельности
Под водой всегда она,
Молчалива и скромна.
Можно дома содержать,
Лишь водички капельку набрать.
Голова, хвост, плавники,
Ее знаешь точно ты.
Отвечаешь же, делай выбор,
Дети знают, это…РЫБА!
-А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)
– Какая у рыб вода?
– Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.
– Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
Физминутка
Рыбка плавает в водице, — плавные движения руками перед грудью
Рыбке весело играть. — хлопки в ладоши справа и слева от головы
Рыбка, рыбка-озорница, — грозим пальчиком
Мы хотим тебя поймать! — обнимаем себя
Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»
Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.
Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.
Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.
Список используемых источников
nsportal.ru
Проект по опытно – экспериментальной деятельности
во 2-ой младшей группе
«Удивительные свойства воды».
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип проекта: Опытно – экспериментальный
Автор проект: Марьина С.И.
Срок реализации: 1 неделя
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели.
Актуальность. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок младшего дошкольного возраста познает объект в ходе практической деятельности с ним. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Побуждать в детях исследовательский интерес и познавательную активность, через эксперименты с водой;
2. Учить детей выполнять простейшие опыты с водой, последовательно выполняя указания педагога.
3. Закрепить знания детей о свойствах воды: без запаха, без вкуса, льется, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать.
4. Воспитывать аккуратность при проведении опытов с водой, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;
5. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание, мышление, речь в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Ожидаемый результат:
У детей будут формироваться познавательные способности, в процессе исследовательской деятельности практических опытов с водой;
Научатся выполнять простейшие опыты с водой, последовательно выполняя указания педагога.
Расширятся знания о свойствах воды: без запаха, без вкуса, льется, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать, через эксперименты с водой;
Делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности
Появится интерес к экспериментированию, умение договариваться друг с другом для решения общих задач; с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Повысится рост уровня любознательности, наблюдательности, внимание, мышление, речь в процессе совместной исследовательской деятельности аккуратности при проведении опытов.
Этапы реализации:
1 этап: Подготовительный этап.
Подбор методической литературы.
Составление плана проектной деятельности.
Оформление картотеки опытов с водой
2 этап: Основной этап.
Практическая часть: проведение опытов с детьми.
План занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.
ТемаЦель
Совместная деятельность
Материал
Выводы
Вводное
«Беседа о воде»
Опыт №1 «Какую форму принимает вода?»
Познакомить детей со свойствами воды.
Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.
Воспитатель читает стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
Ход: Воспитатель показывает разнообразные формочки и баночки и предлагает с ними поиграть.
1. Игры со стаканчиками. Воспитатель что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».
2. Игры с формочками и баночками.
Воспитатель предлагает заполнить водой все приготовленные ёмкости и поставить их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Картотека опытов
Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт № 2 «Какой вкус у воды?»
Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
Ход: Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике
Вопросы:. Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем. Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (вода станет сладкой). Дети пробуют воду.
Ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых
в ней веществ.
Опыт № 3.
«Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Ход: Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной)
Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Вывод: Краска быстрее растворится в теплой воде, чем в холодной воде. Вода окрасится сильнее, если красителя будет больше.
Опыт № 4 «Играем с красками».
infourok.ru
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.
1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку… »
Цели: познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей.
2. Игры с вертушками.
Цели: познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.
3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
4. Игра-забава с мыльными пузырями.
Цели: наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.
5. Экспериментирование с песком: дополнить представления детей свойствах песка: сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки, Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.
6. Эксперимент: свойства сухого и влажного песка.
Цели: предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.
7. Игры с песком: »Угощение для кукол»
Цели: учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.
8. Опыты с вертушками.
Цели: обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?
9. Рисование на мокром песке.
Цели: обогащать эстетический опыт детей.
10. Опыты с камнями.
Цели: развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.
11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Цели: учить детей на вкус определять овощ или фрукт.
12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.
13. Начать знакомить со свойствами снега: снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .
14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.
15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.
16. Опыты со снегом.
Цели: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.
17. Опыт: «Тонет-не тонет».
Цели: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы.
18. Опыт «Лед и снег»
Цели: предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
19. Опыт со снегом: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
20. Эксперимент «Цветной снеговик»
Цели: расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.
21. Опыты со снегом
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)
22. Экспериментирование с водой.
Цели: формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.
23. Игры со снегом: «Я пеку, пеку, пеку… »
Цели: в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.
24. Конкурс «Снежный ком»
Цели: побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.
25. Опыт» Чем пахнет? »
Цели: учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей.
26. Опыт: подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.
27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»
Цели: формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.
28. Опыт с глиной.
Цели: познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей.
29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.
Цели: расширять практический опыт детей.
30. Эксперименты со своей тенью.
Цели: познакомить детей с понятием «тень». Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.
31. Эксперимент «Куда исчез снег? »
Цели: расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .
32. Эксперимент:» Куда делась вода? »
Цели: показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство. Вызвать желание экспериментировать.
33. Эксперимент «Таяние сосульки».
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.
34. Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.
35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть? -солнце стало более ярким.
36. Опыт «Свойства почвы»
Цели: освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.
37. Опыт» Легкий-тяжелый»
Цели: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать, провалится ли он в снег.
38. Опыт «Как растут проталины? »
Цели: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
39. Опыт: запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.
40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.
41. Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.
42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»
Цели: в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.
43. Опыт «Уголь и мел»
Цели: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.
nsportal.ru