Проект экспериментирование во второй младшей группе – – , . , – .

Проект по исследовательско-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе “Я познаю окружающий мир”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 “Дельфинята” с/п “Непоседы”

Проект по исследовательно – экспериментальной деятельности

детей второй младшей группы

«Я познаю окружающий мир»

Разработала воспитатель:

1 квадификационной категории Эвоян Людмила Юрьевна

Г.О. Коломна, 2018

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации: октябрь 2017 г. – май 2018 г. (долгосрочный)

Участники проекта: педагог, дети 2-х младших групп, родители.

Актуальность проекта:

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семенович Выготский

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

– Расширять представления детей об окружающем мире.

– Развивать понимание взаимосвязей в природе.

– Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

– Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

Прогнозируемые результаты:

– расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

– развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

– дети научатся проводить простейшую опытно – экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

– подбор литературы;

– подбор материала для экспериментирования;

– подбор дидактических игр по экологии;

– оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;

– Разработка комплексно – тематического плана работы

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Формы работы:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Практическая деятельность

3. Опытно-исследовательская работа

4. Мини-занятия

5. Развлечения

6. Взаимодействие с родителями

Основные методы работы:

– Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.

– Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.

– Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

Методические условия:

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.

Материалы и оборудование:

1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, соль, сахар, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Перспективное планирование:

Октябрь

Тема: «Есть ли у воды вкус?»

Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5

Тема: «Какого цвета вода?»

Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Тема: «Какие предметы держатся на воде?»

Цель:обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие – тонут.

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Ноябрь

Тема: «Что в пакете?»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6

Тема: «Ветер по морю гуляет»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 8

Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель: закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 7

Тема: «Надувание мыльных пузырей»

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 8

Декабрь

Тема: «Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 10

Тема: «Горячо – холодно»

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12

Январь

Тема «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 5

Тема: «Вот беда – был снег, стала вода»

Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30

Тема: «Мы сосульку не сосали»

Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду)

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32

Тема: «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16

Февраль

Тема: «Ткань, её качества и свойства»

Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом.

infourok.ru

Проект “Экспериментирование. Мы делаем сами”, вторя младшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Улыбка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема: «Мы делаем сами»

Авторы проекта: Плотникова Дарья Сергеевна, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (29.01-09.02.2018)

Тип проекта: Исследовательско – творческий

Участники проекта: Воспитатель, воспитанники, родители младшей группы «Светлячок»

Сысерть, 2018 год

1. Тема: «Мы делаем сами»

2. Автор проекта: воспитатель группы «Светлячок» МАДОУ «Детский сад № 2» города Сысерть, Плотникова Дарья Сергеевна

3. Вид проекта: исследовательско-творческий

– по характеру координации: открытый

– по количеству участников: групповой

4. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель группы , родители воспитанников;

5. Срок проекта: краткосрочный – 2 (две) недели

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Цель проекта:

– создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

-развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

-формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

-учить объяснять наблюдаемое.

Предполагаемые результаты проекта:

– расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

– развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

Продукты проекта:

-картотека опытов.

-План реализации проекта в младшей группе ДОУ

Сбор информации.

1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;

2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

3. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.

4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

5. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  1. Тематические беседы с детьми:

Беседа

Сроки

«Чудеса в природе-солнышко» , составление рассказа.

1 неделя

понедельник

«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом

1 неделя

вторник

«Из чего бабушка стряпает пирожки», составление рассказа

1 неделя среда

«О свойствах мокрого и сухого песка», рассуждение

2 неделя

«Мыльные пузыри», познавательная беседа

2 неделя среда

«Свойства воды». Познавательная беседа

2 неделя понедельник

2. Ознакомление с литературой:

Чтение

Сроки

Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания

1 неделя понедельник

А.Бецко «Шарик»

1 неделя

вторник

А.Вишневская «Пирожки»

1 неделя

среда

Рассказ «Как Костя не умывался»

2 неделя

пятница

З. Интегрированная образовательная деятельность:

Тема, цель

Сроки

1

ОО Рисование «Светит солнышко в окошко»

Цель: Обучать рисованию прямых линий в разных направлениях, закрашиванию по контуру (рисование пальчиками)

1 неделя

понедельник

2

ОО Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата»

Цель: Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей

2 неделя

понедельник

3

ОО Лепка из дрожжевого теста «Пирожки»

Цель: Создать условия для практической деятельности.

1 неделя

среда

4

ОО Познание «Разноцветные мыльные пузыри»

Цель: Создать условия для формирования познавательного интереса к экспериментированию

2 неделя

вторник

5

ОО Аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды»

Цель: Закреплять умение наклеивать готовые формы .

2 неделя

пятница

4. Игровая деятельность:

Название игры, цель

Сроки

1

Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»

Цель: Способствовать развитию моторики рук;

1 неделя

Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность

2 неделя

2

Игра-ситуация «Солнечные зайчики»

Цель: Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности

1 неделя

понедельник

3

Д/и: «Я помогаю маме»

Цель: активизировать речь детей

1 неделя среда

4

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы

1 неделя

2 неделя

Игра с песком «Постройка зоопарка»

Цель: Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений

5. Опыты, экспериментирование. Практическая деятельность

Тема, цель

Сроки

1

Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух

-Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится

– Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух

Весь период

проведения проекта

2

Практическая деятельность «Я пеку, пеку, пеку»

Познакомить детей с практическими методами приготовления пирожков;

1 неделя

3

Экспериментирование «Что в пакете»

Цель: Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве

1 неделя

4

Экспериментирование с водой:

«Вода – жидкость, у воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

2 неделя

Четверг

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

2 неделя



Работа с родителями:

-индивидуальные беседы, консультации, по теме экспериментирования;

-памятки: «Эксперименты с детьми в домашних условиях»

-ознакомление с детский творческом;

infourok.ru

Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Поиграем с водой»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Починковский детский сад № 8»

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Поиграем с водой»

                                                                                                                           Подготовила: воспитатель

                                                                                                          Пургина Елена Ивановна

Починки 2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).

  • Вид проекта: Опытно — экспериментальный
  • Сроки реализации проекта: с 20 ноября   по 30 ноября 2017 года.
  • Участники проекта: Дети дошкольного возраста, воспитатель.
  • Планируемый результат: расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
  • Материалы и оборудование: емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

Задачи:

  1. Расширять знания детей во 2-ой младшей группе (дети 3 – 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.
  2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
  3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
  4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.
  5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.
  6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

  • Составление проекта.
  • Подготовка к реализации проекта.
  • Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

  • Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
  • Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»
  • Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»
  • Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».
  • Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Ход образовательной деятельности

  • Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Под водой всегда она,
Молчалива и скромна.
Можно дома содержать,
Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,
Ее знаешь точно ты.
Отвечаешь же, делай выбор,
Дети знают, это…РЫБА!

  • Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла золотая рыбка.
  • Воспитатель.

-А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)

– Какая у рыб вода?

  • Дети. Чистая, прозрачная.
  • Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?
  • Дети. Без воды рыбка погибает.
  • Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.

– Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

  • Воспитатель. Вывод. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.

  • Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

– Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

  • Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
  • Дети. Ни чем.
  • Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?
  • Дети. Нет запаха.
  • Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
  • Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.
  • Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?
  • Дети. Нет.
  • Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
  • Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
  • Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?
  • Дети. Рыбок.
  • Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?
  • Дети. Не чего.
  • Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
  • Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?
  • Дети. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.
  • Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?
  • Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.
  • Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.

Физминутка

Рыбка плавает в водице, — плавные движения руками перед грудью
Рыбке весело играть. — хлопки в ладоши справа и слева от головы
Рыбка, рыбка-озорница, — грозим пальчиком
Мы хотим тебя поймать! — обнимаем себя

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.

Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.

Список используемых источников

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М., 2014.
  • Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. — Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова., — Волгоград.
  • «Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева
  • Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
  • Крылова С.В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

nsportal.ru

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Удивительные свойства воды».

Проект по опытно – экспериментальной деятельности

во 2-ой младшей группе

«Удивительные свойства воды».

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип проекта: Опытно – экспериментальный

Автор проект: Марьина С.И.

Срок реализации: 1 неделя

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели.

Актуальность. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок младшего дошкольного возраста познает объект в ходе практической деятельности с ним. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Побуждать в детях исследовательский интерес и познавательную активность, через эксперименты с водой;

 2. Учить детей выполнять простейшие опыты с водой, последовательно выполняя указания педагога.

3. Закрепить знания детей о свойствах воды: без запаха, без вкуса, льется, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать.

4. Воспитывать аккуратность при проведении опытов с водой, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;

5. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание, мышление, речь в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

Ожидаемый результат:

У детей будут формироваться познавательные способности, в процессе исследовательской деятельности практических опытов с водой;

Научатся выполнять простейшие опыты с водой, последовательно выполняя указания педагога.

Расширятся знания о свойствах воды: без запаха, без вкуса, льется, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать, через эксперименты с водой;

Делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

Появится интерес к экспериментированию, умение договариваться друг с другом для решения общих задач; с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Повысится рост уровня любознательности, наблюдательности, внимание, мышление, речь в процессе совместной исследовательской деятельности аккуратности при проведении опытов.

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный этап.

 Подбор методической литературы.

 Составление плана проектной деятельности.

 Оформление картотеки опытов с водой

2 этап: Основной этап.

 Практическая часть: проведение опытов с детьми.

План занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.

Тема

Цель

Совместная деятельность

Материал

Выводы

Вводное

«Беседа о воде»

Опыт №1 «Какую форму принимает вода?»

Познакомить детей со свойствами воды.

Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Воспитатель читает стихотворения

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане 
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: 
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?

Ход:  Воспитатель показывает разнообразные формочки и баночки и предлагает с ними поиграть. 

1. Игры со стаканчиками. Воспитатель что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я  буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».

2. Игры с формочками и баночками.

Воспитатель предлагает заполнить водой все приготовленные ёмкости и поставить их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках  одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет  формы).

Картотека опытов

Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт № 2 «Какой вкус у воды?»

Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

Ход: Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике

Вопросы:. Какой вкус у воды? (вода безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем. Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (вода станет сладкой). Дети пробуют воду.

Ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,  стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Вывод: Вода приобретает вкус  растворимых

в ней веществ.

Опыт № 3.

«Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Ход: Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной)

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Вывод: Краска быстрее растворится в теплой воде, чем в холодной воде. Вода окрасится сильнее, если красителя будет больше.

Опыт № 4 «Играем с красками».

infourok.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. 

1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку… » 

Цели: познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей. 

2. Игры с вертушками. 

Цели: познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания. 

3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают. 

4. Игра-забава с мыльными пузырями. 

Цели: наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей. 

5. Экспериментирование с песком: дополнить представления детей свойствах песка: сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки, Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность. 

6. Эксперимент: свойства сухого и влажного песка. 

Цели: предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи. 

7. Игры с песком: »Угощение для кукол» 

Цели: учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного. 

8. Опыты с вертушками. 

Цели: обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья? 

9. Рисование на мокром песке. 

Цели: обогащать эстетический опыт детей. 

10. Опыты с камнями. 

Цели: развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные. 

11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу» 

Цели: учить детей на вкус определять овощ или фрукт. 

12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок. 

13. Начать знакомить со свойствами снега: снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) . 

14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит. 

15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять. 

16. Опыты со снегом. 

Цели: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение. 

17. Опыт: «Тонет-не тонет». 

Цели: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие выводы. 

18. Опыт «Лед и снег» 

Цели: предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас. 

19. Опыт со снегом: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. 

20. Эксперимент «Цветной снеговик» 

Цели: расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки. 

21. Опыты со снегом 

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым) 

22. Экспериментирование с водой. 

Цели: формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей. 

23. Игры со снегом: «Я пеку, пеку, пеку… » 

Цели: в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом. 

24. Конкурс «Снежный ком» 

Цели: побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена. 

25. Опыт» Чем пахнет? » 

Цели: учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей. 

26. Опыт: подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка. 

27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку» 

Цели: формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи. 

28. Опыт с глиной. 

Цели: познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей. 

29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу. 

Цели: расширять практический опыт детей. 

30. Эксперименты со своей тенью. 

Цели: познакомить детей с понятием «тень». Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета. 

31. Эксперимент «Куда исчез снег? » 

Цели: расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) . 

32. Эксперимент:» Куда делась вода? » 

Цели: показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство. Вызвать желание экспериментировать. 

33. Эксперимент «Таяние сосульки». 

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя. 

34. Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной. 

35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть? -солнце стало более ярким. 

36. Опыт «Свойства почвы» 

Цели: освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны. 

37. Опыт» Легкий-тяжелый» 

Цели: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать, провалится ли он в снег. 

38. Опыт «Как растут проталины? » 

Цели: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. 

39. Опыт: запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает. 

40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки. 

41. Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть. 

42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки» 

Цели: в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде. 

43. Опыт «Уголь и мел» 

Цели: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *