Предания 7 кл презентация – Презентация по литературе на тему “Предания” (7 класс)

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Устное народное творчество

Слайд 1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 урок) 7 класс

Слайд 2

Основное содержание урока. Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник». Предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении. Основные виды деятельности учащихся. Восприятие текста преданий и их вырази­тельное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание».

Слайд 3

Планируемые результаты Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа. Метапредметаые : развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывал совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Предметные: воспитание квалифицированного читателя, способного доказывать своё мнение , осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях .

Слайд 4

Домашнее задание ВСЕМ: Выполнить задание 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову» и задание 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия . Слушаем актёрское чтение». Письменно ответить на вопрос « Каково отношение народных сказителей к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?». Прочитать былину « Вольга и Микула Селянинович ». Задания для желающих по рядам. Подготовить краткие сообщения о собирателях былин: 1 ряд – о Кирше Данилове, 2 ряд – о П . Рыбникове, 3 ряд – А . Гильфердинге на основе справочной литературы и ресурсов Интернета

Слайд 5

Проверка домашнего задания Задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя». Письменный ответна вопрос «Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?». Прочитайте подобранные афоризмы , пословицы и поговорки о писателях и книгах. Прочитайте написанную для школьной газеты статью на тему «Советы читателю».

Слайд 6

Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы Что такое устная народная проза ? Найдите этот термин в словаре литературоведческих терминов или на сайте www.gramma.ru и определите ключевые слова этой формулировки. Какие жанры устной народной прозы вы знаете? Чем различаются фольклор и литература ? Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Какая народная мудрость отразилась в быличках и преданиях, изученных в 5—6 классах? Вспомните, что такое предание. Найдите определение этого понятия в словаре литературоведческих терминов и выявите в нём ключевые слова. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову ».

Слайд 7

Предания как поэтическая автобиография народа Чтение и обсуждение статьи учебника «Предания»: Почему предания называют поэтической автобиографией народа ? Что такое автобиография ? Как возникли предания и как они связаны с русской историей ? Какие исторические личности стали героями преданий? Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя». Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь ».

Слайд 8

Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник » Групповая работа: Группа 1. Прочитайте выразительно предание «Воцарение Ивана Грозного». Расскажите об историческом событии, отражённом в предании (Д/ З: Составить краткие историко – культурные комментарии к следующим реалиям: Рюрик , Иван Грозный, Пётр I, взятие Азова, Полтавская битва ) . В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания? Каким мы видим Ивана Грозного? Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание? Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль ? Группа 2. Прочитайте выразительно предание « Сороки – ведьмы». Расскажите о борьбе Ивана Грозного с колдунами. В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания (Д/ З). ? Каким показал в предании Иван Грозный ? Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль ? Группа 3. Расскажите об источниках, повествующих о работе Петра I плотником. Прослушайте предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении . Ответьте на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия . Слушаем актёрское чтение». В чём юмор предания и его глубокая мудрость ? (Д/ З).

Слайд 9

Итоговый вопрос: Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

nsportal.ru

Разработка урока литературы в 7 классе “Предания”

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Помимо учебника, нам понадобится тетрадь для выполнения необходимых записей. Все готовы к работе?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Тема нашего урока «Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

  • Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

– Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

– Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

– Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

– История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

– А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

– Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

– Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

– Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

– Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

– Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

– В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3) – Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Изучение новой темы (с. 7—8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

– Что нового узнали из статьи?

– Кто чаще всего является героями преданий?

– Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

– Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

– Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

– Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I – исторические. Вторая группа преданий – топонимические – древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

– Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь – Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы – лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы… Имя этих гор – Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

– Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

– Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

– Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

V. Домашнее задание (слайд 12): стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).

multiurok.ru

Презентация – Устное народное творчество

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Устное народное творчество.
Предания.
1

Слайд 2

Фольклор – устное народное творчество
Фольклор (англ. «народная мудрость») 1. Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество
2

Слайд 3

Особенности фольклора
Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)
3

Слайд 4

Жанры фольклора
фольклор
пословицы
поговорки
песня
присказка
сказка
былина
считалка
потешка
предание
4

Слайд 5

Предание
Предания – жанр фольклорной прозы. Предания рассказывают о событиях или происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными.
5

Слайд 6

Содержание преданий
В преданиях содержатся воспоминания о событиях старины, объяснение какого-то явления, названия или обычая.
6

Слайд 7

«Своеобразная устная энциклопедия по истории»
В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого: о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком; об основании Петром Первым Санкт-Петербурга; о переходе Суворова через Альпы; о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие
7

Слайд 8

Всё ли в преданиях правда?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
8

Слайд 9

Этиологические предания
Этиологические (от греч. aitia – «причина» и logos – «слово», «учение», «рассказ») Существует предание об основании Киева. Киев будто бы основал князь Кий, у которого были братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь. По их именам были названы холмы Щековица и Хоривица и река Лыбедь.
9

Слайд 10

Похожие жанры
Близки к преданиям былички и бывальщины. Это рассказы о встрече с нечистой силой (лешим, водяным, кикиморой, домовым).
10

Слайд 11

Если о встрече с нечистью повествовал сам очевидец, то такие рассказы назывались быличками, а если рассказчик повествовал о случившемся с другими, то эти рассказы назывались бывальщинами.
11

Слайд 12

Подведём итоги
1. Что такое предания? 2.О чём рассказывают предания? 3.Всё ли в преданиях правда? Что такое этиологические предания? Назовите близкие к преданиям жанры.

12

lusana.ru

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: ПРЕДАНИЯ. Урок в 7 классе

ТЕМА: ПРЕДАНИЯ

Цели: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование новых понятий.

1. Слово учителя.

Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

– Какова же была основная тема «устной живописи»?

– На что обращают наше внимание народные сказители?

Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Задания.

1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».

– Кто  герой  предания?  (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».

– Каким предстает перед нами Иван IV?

– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

3) Пересказ предания «Петр и плотник».

– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Работа с учебником (с. 7–8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)

– Кто чаще всего является героем  преданий?

– Откуда взяты эти строки?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

                (А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?

– Какие  былины  и  предания  были  прочитаны  вами  в  предыдущих классах?

– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?

Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.

nsportal.ru

Урок литературы в 7 классе “Предания

Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»

Класс: 7

Предмет: литература

Дидактические характеристики урока

  1. Целевой компонент.

Педагогические цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;

  • развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

  • удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;

  • формирование предметных знаний и умений.

Предметные цели:

  • знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;

  • обучение написанию сочинения-рассуждения;

  • работа над средствами выразительности;

Ожидаемые результаты

      • ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

      • ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;

      • ученик может построить логическую цепь рассуждений;

      • ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

      • ученик способен формулировать проблемы.

      • ученик может планировать свою деятельность;

      • ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

  • Предметные

    • ученик может проводить анализ преданий;

    • ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;

    • ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.

  1. Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

  2. Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный;

  • творческий.

  1. Средства обучения:

  1. Организационные формы:

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сообщение темы и целей урока

Организация побуждающего к гипотезам диалога

  1. Записывают тему в тетрадь.

  2. Формулируют цели и задачи урока, планируют работу.

Предания – поэтическая автобиография народа

Организация проблемного диалога, в ходе которого ученики анализируют предания, знакомятся с новыми терминами.

  1. Выдвигают и доказывают гипотезы о происхождении, значении термина «предания», особенностях данного жанра фольклора, тематике произведений.

  2. Выразительно читают предания.

  3. Анализируют предания.

  4. Читают, анализируют статью учебника, систематизируют полученную информацию.

  5. Узнают новый термин – «лиризм»

Домашнее задание

Написание сочинения-рассуждения

Организация самостоятельной работы по написанию сочинения-рассуждения

Работают самостоятельно: пишут сочинение-рассуждение.

Рефлексия

Организация подведения итогов

  1. Формулируют учебную проблему.

  2. Формулируют новое знание.

  3. Вспоминают, какая работа помогла совершить «открытие».

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

  • Чему будет посвящён сегодняшний урок?

  • Тема нашего урока – предания.

  • Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

  • Как по-другому называется УНТ?

  • Кто автор фольклора?

  • Назовите жанры фольклора.

  • Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

  • Узнать, что такое предание.

  • Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

  • Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

  • Познакомиться со своеобразием языка преданий.

Предания – поэтическая автобиография народа

  1. Предание как жанр фольклорной прозы

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре– равно значению приставки пере-).

Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.

Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

  • о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;

  • об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;

  • о переходе Суворова через Альпы;

  • о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.

  1. Предание «Воцарение Ивана Грозного».

  • О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)

  • Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Предание «Сороки-ведьмы».

  • Каким предстает перед нами Иван IV?

  • С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

  • Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Всё ли является правдой в преданиях?

В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.

  • Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?

  • Почему же в преданиях появляется вымысел?

  1. Предание «Петр и плотник»

Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.

Царьплотникпамятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).

  1. Работа по учебнику

Откройте учебник «Литература. 7 класс» на с. 7—8, статья «Предания».

— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

Домашнее задание

— Дома прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре. Будет замечательно, если вы сможете включить в свою работу не только информацию, прочитанную в учебнике, но и те сведения, которые узнали на уроке.

Написание сочинения-рассуждения

Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?

  • Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?

  • Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)

  • Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)

  • Что он обозначает?

  • Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)

Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.

Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.

  • Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.

  • А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.

Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.

Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».

Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.

Рефлексия

  • Какие цели мы поставили в начале урока?

  • Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

  • Какое новое знание вы открыли?

infourok.ru

Презентация к уроку (русский язык, 7 класс) на тему: Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме “Причастие” (2 часа) 7 класс

Слайд 1

Урок русского языка 7 класс Урок подготовила и провела учитель МБОУ «Самофаловская сош» Науменко Людмила Ивановна 2012 год

Слайд 2

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека она своя. У одних -это большой город, у других – ма­ленькая деревенька, но все люди любят ее одинако­во. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы никогда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни. Для нас с вами малая родина – это Городищенский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А поможет нам в этом причастие. Какова же цель нашего урока?

Слайд 3

Причастие Действительные СтрадательстстрасС Страдательные Наст. вр. Прош. вр. УЩ- ЮЩ -АЩ-ЯЩ- АЩ-ЯЩ ВШ- -Ш- -Ш ВШ ОМ-ЕМ-ИМ -НН- -ЕНН- -Т- Т Несовершенный Совершенный

Слайд 4

Горит на земле Волгограда Вечный огонь солдатский – Вечная слава тем, Кем фашизм, покоривший Европу, Был остановлен здесь . Маргарита А гашина Горит на земле Волгограда Вечный огонь солдатский – Вечная слава тем, Кем фашизм, покоривший Европу, Был остановлен здесь .

Слайд 5

Район Городищенский – Милая родина. Ровно ложатся стихи на листок… В них моё сердце согрето теплом, В них моя жизнь, моя школа, мой дом.

Слайд 6

Я, причастие _СОГРЕТО___________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение___________________,___________________время, ______________________ вид. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.

Слайд 7

1 – действительное причастие 2 – страдательное причастие Идущие дети, найденный солдатский медальон, асфальтированная дорога, пролиставший книгу, оберегаемая школьниками, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

Слайд 8

Синтаксические конструкции Дон – крупная полноводная река, которая протекает по территории Волгоградской области . Дон- крупная и полноводная река, протекающая по территории Волгоградской области.

Слайд 9

В каком из предложений можно заменить выделенную курсивом часть определением, выраженным причастным оборотом? 1.Существует предание, по которому на территории современного Городищенского района в районе реки Мечетка стояли войска хана Мамая. 2. Царицынская сторожевая линия, которая была построена по приказу Петра Первого к 1718 году , предназначалась для защиты южных рубежей страны от набегов татар.

Слайд 10

Орфограммы в причастиях -ущ- -ющ- -ащ- -ящ- -ем- -им- -ом- -енн- -нн- -т-

Слайд 11

Зависят от спряжения Зависят от гласной неопределённой формы 1 спряжение УЩ-ЮЩ ЕМ-ОМ Ш-ВШ Н-НН АН-ЯН 2 спряжение АЩ-ЯЩ ИМ

Слайд 12

Донская земля как магнит, притягива…щий к себе интересной историей. Котлубань, упомина…мая в исторических документах как волость, была основа(н,нн)а в начале 19 века. Названием наше село обяза(н,нн)о крестьянину Самофалову, когда-то проживавш..му здесь. А железнодорожная станция Котлубань была построе(н,нн)а в 1871 году. Правописание причастий

Слайд 13

Н-НН в причастиях Н НН В кратких причастиях В остальных случаях От глаголов совершенного вида Решить – решённый ИСКЛ! РАНЕНЫЙ С приставкой, кроме НЕ покрашенный Есть зависимые слова Крашенный краской забор Есть суффиксы ОВА-ЕВА Линованный ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ Запомнить: медленный, желанный, священный, нечаянный, негаданнный, невиданный, неслыханныйЗазЗа, отчаянный

Слайд 14

ГОРОДИЩЕНСКИЙ РАЙОН, РАСПОЛОЖ…ЫЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДИТСЯ В МЕЖДУРЕЧЬЕ ВОЛГИ И ДОНА НА ПРИВОЛЖСКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ.

Слайд 15

1 группа организованная экскур сия расположенный в поселке пруд засеянные подсолнечником поля тюльпаны освещены солнцем Красота донской природы

Слайд 16

2 группа установленный монумент посаженные цветы взволнованные лица гостей каска прострелена В поход по местам боевой славы

Слайд 17

3 группа Беленный известью храм исполненная на концерте песня созданный учащимися проект присвоено имя писателя В мире культуры

Слайд 18

НЕ с причастиями Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление, частицы? ДА НЕТ

Слайд 19

1 вариант 2 вариант Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно. 1. вовсе (не) бесполезный поход 2. статья (не) опубликована в газете 3. (не) достоверная информация 4. (не) навидящий врага 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый народ 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная атака 9. совсем (не) праздничное настроение 10. никогда (не) забывающие подвига Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется раздельно. 1. (не)побежденный отряд 2. далеко (не) легкая победа 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. (не) достигнутая гармония 10. (не)забытые имена героев

Слайд 20

ЗАДАНИЕ «КОРРЕКТОР» Матвей Путилов сражаящийся в составе 308-й стрел- ковой дивизии в ожесточоных боях под Самофаловкой осколками вра- жеской мины был ранен в обе руки. Чтобы восстановить связь, он зуба- ми зажал концы телефоного провода разорваного немецкой миной. Связь была восстановленна. За этот подвиг герой был награжден посмертно орденом Отечественной войны 2 степени и захороненн в Братской могиле в нашем поселке .

Слайд 21

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Связист Матвей Путилов , сража ющ ийся в составе 308-й стрел- ковой дивизии , в ожесточ енн ых боях под Самофаловкой осколками вра- жеской мины был ранен в обе руки. Чтобы восстановить связь, он зуба- ми зажал концы телефо нн ого провода , разорва нн ого немецкой миной. Связь была восстановле н а. За этот подвиг герой был награжден посмертно орденом Отечественной войны 2 степени и захороне н в Братской могиле в нашем поселке .

Слайд 22

Повторение пунктуации при причастном обороте Дальше наш путь лежит по улицам Самофаловки. Используя краеведческий материал, составьте предложения, включив в них причастные обороты и объяснив знаки препинания. Составьте схемы предложений. Творческая работа «Экскурсия по поселку»

Слайд 23

МБОУ «Самофаловская сош».Новое здание построено в 1980 году. Составьте предложения с причастным оборотом, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Слайд 24

Наш путь лежит мимо Братской могилы.

Слайд 25

Рядом с памятником установлены пилоны. На них высечены имена погибших.

Слайд 26

Около нового монумента находится первый памятник. Он установлен в 1959 году.

Слайд 27

Сегодня на уроке я научился… я постарался… мне понравилось… мне было трудно… мне было интересно…

Слайд 28

На выбор: 1 . 1 группа. Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты. 2. 2 группа А) Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?» Б) Написать сочинение-миниатюру «Есть такой поселок» «Мой любимый уголок природы»,( можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты. Домашнее задание

Слайд 29

1 группа Дон – река в Европейской части России прот…ка…щая по те(р,рр)итории Волгоградской област… . Это самый крупный и полн…водный пр…ток реки Волга впада…щий в нее на те(р,рр)итории нашей област… . (Кое)где река имеет ширину пр…выша…щую 200 метров. Дно ее песч…ное, местами глинистое, т…чение медле…ное спокойное. На берегах Дона постро…ны крупные промышл…ные города, многочисл…ные туристические базы. В исторических документах сохр…нилось упоминание о реке еще в татаро-монгольский период. По Дону шли груже…ные разными товарами суда. Чудес…ный вид открывает?ся и теперь перед туристами: стоящ….. у самой воды базы отдыха, сверка…щие на солнце маковки церквей в казачьих станицах, окрамля…щие берега холмы. Река Дон

Слайд 30

Ах, как сладко звучит это: “Малая родина”! Словно в детство свое ты нырнул с головой. Сколько б новых дорог тобой ни было пройдено, Все они начинаются с тропочки той. Той тропинки, что во поле вьется, во полюшке, Между желтыми нивами зрелых хлебов. Любите свой край, изучайте его историю. И помните: куда бы вы не уехали, родина всегда ждет вашего возвращения домой. Ведь лучше этого места на свете нет!

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 7 классе. М.Горький “Легенда о Данко”

Слайд 1

Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ №277 Кировского района, Ладошиной Ириной Борисовной

Слайд 2

Максим Горький «Легенда о Данко»

Слайд 3

Эпиграф к уроку Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Слайд 4

В жизни всегда есть место подвигам “ …Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас…” Максим Горький – громадный художественный талант, который оставил после себя замечательные произведения…И всегда особое место у писателя занимает человек с его проблемами, переживаниями. Об этом говорят его крылатые выражения : «Человек – это звучит гордо», «В жизни всегда есть место подвигам»…

Слайд 5

Работа с текстом художественного произведения. Какими вы видите людей племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса? Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели? Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

Слайд 6

Работа с текстом художественного произведения. Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему? Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

Слайд 7

Работа с текстом художественного произведения . Какой момент следует считать кульминационным? Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя? Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

Слайд 8

Подведение итогов урока. Какова же тема легенды? Можно ли назвать Данко героем? Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

Слайд 9

Синквейн «Данко»

Слайд 10

Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “ Можно ли назвать Данко героем?”, “ Какого человека можно назвать красивым?”, “ Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *