Часто мы не задумываясь произносим пословицы разной степени вредности. Больше всего они влияют на мотивационно-финансовую сферу жизни. Редакция Мегаплана собрала несколько выражений, которые могут прививать нам плохие установки.
1343 просмотров
Не все пословицы одинаково полезны
Самый большой сборник пословиц и поговорок собрал В.И. Даль — там 30 130 выражений. Когда филолог представил свой сборник на рецензию Академии наук в 1853 году, то получил полярные мнения. Книгу удалось опубликовать только спустя девять лет, во время ослабления цензуры. Впоследствии Даль разместил на титульной странице изречение «Пословица несудима».
Здесь имеется в виду, что критиковать поговорки не стоит, ведь они отражают чей-то реальный опыт — понятный и правдивый для своего времени и места. Мы полагаем, что вопрос не столько в самих пословицах, сколько в их толковании. Правильные и конструктивные мысли могут быть доведены до крайности через обобщения и логические манипуляции.
Но есть и вредные пословицы. Часто это более современный фольклор из фильмов и песен, которого в сборнике Даля нет. Например, «Кто не работает, тот ест» за авторством тунеядца Верзилы из «Напарника». Пословицы становятся вредными и тогда, когда мысль вырывают из контекста, используя только часть фразы. Так смысл может поменяться на противоположный. У известной поговорки «От работы кони дохнут» есть замечательное продолжение: «…а люди крепчают». Прижившаяся сокращенная форма оправдывает лень, тогда как полная — вдохновляет и мотивирует.
Что не так с поговорками про деньги
Наши психологические установки определяют все, в том числе отношение к деньгам, труду, риску, неудачам, возможностям. Пословицы — один из камней в фундаменте, на котором они держатся. Мы слышали их от родителей, бабушек и дедушек, произносим их сами.
Есть хорошие пословицы про деньги.
Они учат ценить заработок, не быть транжирой, не бояться работы. Например, «Без труда не выловить и рыбку из пруда», «Копейка рубль бережет». Такие поговорки, подкрепленные примером близких, с детства расставляют правильные ориентиры.Но есть и вредные пословицы-демотиваторы. Они оправдывают бездействие и поощряют лень. Такие «перлы» — отчасти отражение того социального дискурса, который был в обществе в советские годы. Личная инициатива тогда не приветствовалась, предпринимателей уничижительно называли торгашами и фарцовщиками, наказывали рублем и сроком. Но то время прошло, а некоторые пословицы как идейные атавизмы остались с нами.
8 потенциально вредных пословиц
1. Не жили богато, нечего и начинать
Чувствуете, как от нее веет обреченностью и беспомощностью? Это красивое оправдание для людей, которые не хотят даже попробовать. Либо начали что-то делать, обожглись на молоке и теперь на воду дуют.
Для малообеспеченного человека сама конструкция «начать жить богато» может показаться смешной. Разве для этого достаточно желания начать? А если нет, то как это сделать? Если вы не единственный родственник престарелого дедушки-миллионера, то единственный способ улучшить качество жизни — упорный труд.
Да, у нас у всех разные стартовые условия. Человеку из бедной семьи сложнее выбиться в люди, хотя сейчас для этого не обязательно заканчивать топовый вуз. Основное, что мешает ему, — это мнимая беспомощность и ничем не оправданная пассивность. Нередко и окружение осуждает попытки «одного из нас» вырваться на новый уровень. Тут вспоминается ведро с раками, которые стягивают друг друга вниз по стенке. Возможно, в этот момент они приговаривают: «Не вылезли из ведра, нечего и начинать».
Улучшайте свой уровень жизни. Подумайте, на чем еще вы можете заработать. Что хорошо умеете? Чему хотели бы научиться?
2. Голь на выдумку хитра
На первый взгляд, это просто констатация факта: за неимением лучшего люди придумывают более простые аналоги, эдакие лайфхаки без бюджета. Но если копнуть глубже, выходит, что такая фраза проистекает из философии тотальной экономии и смирения с текущим положением дел. Да, голь-то, может, и хитра на выдумку. Но зачем быть голью и выдумывать что-то, если можно постараться исправить это?
Есть две экономические парадигмы, которые принципиально разным образом формируют взгляды и поступки людей.
Первая: нужно экономить на всем, мы не можем позволить себе больше.
Вторая: нужно заработать больше, чтобы позволить себе больше.
Экономия — это хорошо и нормально, сорить деньгами не нужно. Но когда вся фантазия, свободное время и силы человека направлены на то, чтобы сэкономить, ему попросту некогда зарабатывать сверх той планки, которая у него есть.
Повезло тем, кто видел пример предприимчивых, трудолюбивых и вместе с тем экономных людей. Если у вас такого примера не было, постарайтесь стать им для себя.
3. Всех денег не заработать
Но ведь никто и не пытается заработать все деньги, это попросту невозможно. Пословица становится вредной, когда звучит в контексте «Не пытайся заработать больше». Но если на кон не становятся отношения с близкими, здоровье и сон, то почему нет?
Не зарабатывайте все деньги. Попробуйте заработать столько, сколько вам нужно для решения ваших проблем.
4. Счастье не в деньгах
Можно быть богатыми и несчастными. Равно как и бедными и счастливыми. Но в самой поговорке есть манипулятивное противопоставление: дескать, с одной стороны есть счастье, а с другой — деньги. Это не так.
Как бы вы ответили на философский вопрос «Что такое счастье?». Есть несколько хороших определений:
• Счастье — это отсутствие несчастья.
• Нет пути к счастью. Счастье — это путь.
• Счастье на стороне того, кто доволен.
Ни один из этих вариантов не противоречит идее денег и обеспеченности. Деньги — лишь инструмент для решения житейских вопросов: сделать ремонт, поправить здоровье, оплатить учебу ребенка и пр. Разве плохо зарабатывать больше, чтобы позволить себе более комфортную и здоровую жизнь?
При этом счастье и деньги иногда находятся в разных плоскостях. Они в какой-то мере пересекаются, но не полностью соответствуют друг другу.
Учитесь быть счастливыми независимо от количества денег в кармане. Но не противопоставляйте эти категории, они хорошо сочетаются.
5. Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся
Сразу возникает вопрос: а каким способом были заработаны эти «каменные» деньги? Финансы, доставшиеся честным трудом, не будут тяжело ложиться на душу. А если они все равно воспринимаются как груз, стоит пересмотреть свое отношение к деньгам.
В интернете появилось много экспертов (в кавычках и без), которые учат денежному мышлению и обещают финансовое исцеление. К некоторым их идеям точно стоит прислушаться. Например, к тому, какое отношение к деньгам и достатку передавалось в вашем роду начиная со времен коллективизации (1928–1937 гг).
Возможно, кто-то из ваших родственников был раскулачен или даже репрессирован за то, что зарабатывал больше обычного крестьянина. Каким будет сознательное или бессознательное отношение к деньгам у родных такого человека? Деньги — риск и зло, лучше быть как все.
Возможно, кто-то отказался идти в колхоз и пострадал за свою «излишнюю» самостоятельность. Захотят ли дети такого человека работать на себя? Какое отношение к этому вопросу они передадут своим детям? Осознание того, что могло отразиться на вас, — первый шаг к наведению порядка в голове и кошельке.Когда деньги, что каменья, то с ними некомфортно и непривычно, хочется их потратить, чтобы вернуться в более привычное состояние нужды. Кстати, распространенная, но очень нерациональная привычка — «кутить» в день зарплаты, а потом считать дни до следующей.
Зарабатывайте так, чтобы деньги не были грузом. Проработайте свое отношение к финансам, если у вас есть страх денег, боязнь выделяться и не зависеть от «системы».
6. Богатый бедному не брат (Сытый голодному не верит)
Разделение общества по уровню доходов неизбежно. Как не миновать и недопонимания между обеспеченными и малоимущими людьми. Но это не значит, что между ними должна быть вражда.
Скептическое и недоверчивое отношение может помешать бедному поучиться у богатого, как зарабатывать и распоряжаться деньгами. Он будет уверен, что богатый человек обязательно нечестный, что деньги достались ему через мутные схемы или благодаря связям. «Лучше быть бедным, но честным», — можно услышать от честного бедняка, живущего в плену стереотипов.
Разделение на «нас» и «их» может удерживать более предприимчивых людей от реализации своего потенциала. «Я стану богаче и перестану быть своим для близких людей. Оно мне не надо».
Не думайте, что все обеспеченные люди жулики и воры. Сейчас есть много возможностей честно и хорошо зарабатывать на том, что вы умеете делать.
7. В тесноте, да не в обиде (С милым рай в шалаше)
Такое компромиссное мышление приземляет на текущем уровне и не способствует движению к лучшему. Да, нужно уметь жить в разных условиях и уметь довольствоваться малым. Но уметь не значит жить так постоянно.
Стремление к большему — это нормально. Разрешите себе хотеть лучшего и двигаться к нему. Постепенно, честно, с пользой для себя и других.
8. Лучше синица в руке, чем журавль в небе
Эта пословица про риск, точнее, про его избегание. В ней тоже есть манипулятивное противопоставление: или синица, но в руке, или журавль, но в небе. Получается, что журавль трудно достижим, он в небе. А синица — вот она, в руке. Не потерять бы ее, погнавшись за журавлем. Но опасность синиц в том, что они только кажутся стабильными и предсказуемыми.
Мастер работал в цеху деревообработки. Это была его «синица в руке». Несколько лет он мечтал о «журавле» — своей мастерской, где он будет делать двери, лестницы, стулья — он все это умеет. Ему даже знакомый предложил рискнуть и начать такое дело вдвоем. Но он не рискнул. А лень и страх отпустить синицу и остаться вообще без птиц (вдруг не получится с мастерской?!) мешали ему даже попробовать не увольняясь. Годы прошли незаметно, теперь он на пенсии и очень жалеет, что не попробовал «поймать журавля».
Не бойтесь оставить синицу в одной руке, а другой ловить журавля. А если есть возможности, то и освободить обе руки, рискнув ради крупной добычи. Не получится — поймаете синицу. А потом попробуете еще.
Выводы
Нужно быть внимательными к тому, какие пословицы и афоризмы мы используем по отношению к деньгам, достатку и риску. Они и закрепляют определенное мировоззрение в нас, и отражают его.
Улучшать образ жизни, реализовывать потенциал, зарабатывать и решать житейские вопросы — это абсолютно нормально. Не зазорно быть обеспеченным человеком. Плохо лениться, убаюкивать и жалеть себя, соглашаться на проигрышные компромиссы и равняться на такое же «удобное» окружение. Каждый из нас может больше.
Сергей Козлов
генеральный директор Мегаплана
«С милым рай в шалаше, если милый — атташе» — во времена Советского Союза так заканчивали фразу. Тогда должность в дипмиссии давала возможность жить не по-советски. Я к тому, что народу свойственно находить варианты даже в суровых условиях всеобщей уравниловки и ограничений социалистического строя. Сейчас другой строй, другие условия. Думай, выбирай, ищи свой путь с учетом всеобщей цифровизации экономики.
Практичные советы несут в себе пословицы про деньги. Они учат правильному отношению к рублю и уважению к обеспеченным людям.
Народные афоризмы рассказывают о том, что копейка зарабатывается трудом. Только тогда она приносит счастье и достаток в дом. Копейка к копейке – целый кошелек наполняется.
Деньги нужно уметь считать, чтобы не тратить лишнего. Ведь бедняку любая цена покажется высокой. Чтобы жить в достатке, нужно не бояться труда. Профессию следует выбирать тоже с умом. Учитывая свои способности и спрос рынка.
Житейские и нравственные уроки народных пословиц помогают молодым людям совершать правильные поступки, честно зарабатывать.
Без денег проживу, без хлеба не проживу.
243
Счет дружбы не портит.
193
Деньгами чувства не купишь.
53
Деньга деньгу наживает (или: родит, кует).
52
Копеечный интерес.
52
Деньги не щепки — на полу не подымешь.
51
Велика злодейка-копейка.
50
Деньга деньгу наживает.
47
Деньги лучше уговора.
45
Деньги да живот — и баба живет, а без денег и мужик худенек.
43
Деньги глаза слепят.
39
Деньгами не укупишься.
38
Деньга гору бьет.
38
Деньги дело наживное.
37
Деньга на буден, деньга на праздник да деньга про черный день.
35
Деньги ваши станут наши.
35
Деньги есть — друзья здесь, денег нет — пропал и след.
35
Деньги не пахнут.
34
Денег нет — горе, а есть — вдвое.
34
Деньга попа купит и бога обманет.
34
Деньги не пахнут.
34
Деньги водом, добрые люди родом, а урожай хлеба годом.
32
Всех денег не загребешь.
29
Деньга на деньгу набегает.
28
Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
24
Деньга кругла, да поката — уйдет.
23
Деньгам нет заговенья: каждый день расход.
23
Деньгами души не выкупишь.
23
Деньги для человека, а не человек для денег.
23
Деньгам счет, а хлебу мера.
22
Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.
22
Были бы мы, а деньги будут.
21
Денег ни гроша, да слава хороша.
20
Деньги не люди, лишними не будут.
20
Деньги любят счет, а хлеб — меру.
19
Деньги всему голова.
18
Деньга лежит, а шкура дрожит.
17
Деньгам все повинуется.
17
Деньгами не укупишься.
17
Деньги всякого прельстят.
17
Деньги к деньгам.
17
Деньги есть, так на печь лезь.
16
Деньга деньгу достает.
15
Деньга деньгу родит.
15
Деньга ум родит.
15
Деньги к деньгам льнут.
14
Деньга и попа в яму заведет.
13
Деньги идут к деньгам.
13
Деньга покатна живет.
12
Деньга и камень долбит.
10
Библия много говорит о деньгах и имуществе. Есть много стихов о богатстве и бедности. С некоторыми темами мы можем сбиться с пути, потому что Библия говорит так мало. Что мы должны думать о загаре? Ну, у нас не так много конкретных инструкций, так что тут особо не о чем догматизировать.
Но когда дело доходит до денег и имущества, возникает обратная проблема. Поскольку Библия так много говорит о деньгах, возникает искушение разработать несбалансированную теологию денег.
Реклама на TGC
С одной стороны, легко понять, откуда взялась теология процветания. Возьмите несколько обетований Моисеева завета вне их национального контекста, возьмите обетование в Малахии 3 об открытии небесных хранилищ, смешайте с некоторыми утверждениями Иисуса о получении всего, о чем вы просите с верой, и вы можете испечь мало здоровья и богатства евангелие.
С другой стороны, можно придумать несбалансированную теологию аскетизма. Укажите, что Иисусу негде было преклонить голову, вернитесь к истории о богатом молодом правителе, добавьте притчу о богатом дураке, и вы получите теологию, которая говорит, что деньги — это плохо, как и те, у кого они есть.
Можно привести библейский аргумент, что Бог любит богатых парней. Просто посмотрите на Авраама, Иова и Закхея. Посмотрите, как он благословляет послушных королей. Посмотрите на видение космического наслаждения в саду и в грядущем веке.
С таким же успехом можно привести библейский аргумент, что Бог ненавидит богатых парней. Вы только посмотрите на богача и Лазаря. Посмотрите на книгу Иакова. Посмотрите на версию Нагорной проповеди Луки.
Так что же нам думать о деньгах и имуществе? Какие библейские принципы мы должны помнить, рассматривая богатство и бедность, обращаясь с собственным богатством или бедностью? Есть несколько вещей, о которых Библия говорит чаще всего. И это хорошо, потому что мало что так важно для всех людей во всем мире, как хорошее богословие денег.
Место для старта
Притчи — хорошее начало для развития библейского богословия материальных благ. Для начала на эту тему написано много стихов. Что еще более важно, существует несколько различных направлений обучения по этому предмету. Если бы вы начали с Бытия, вы могли бы заключить, что Бог всегда благословляет Свой народ. Если бы вы начали с Амоса, вы могли бы подумать, что все богатые люди — угнетатели. Но Книга Притчей рассматривает богатство и бедность с нескольких точек зрения. А поскольку Притчи — это книга общих правил, принципы, изложенные в притчах, легче передать Божьим людям в разное время и в разных местах.
Вечером в прошлое воскресенье я дал своей пастве десять принципов из Притчей о деньгах и материальном имуществе. Я не буду приводить вам здесь всю проповедь, но я подумал, что, возможно, стоит хотя бы перечислить основные моменты. Может быть, на следующей неделе я смогу более подробно остановиться на конкретных моментах.
Я расставлю баллы примерно в том порядке, в котором Притчи говорят о том или ином принципе. Таким образом, мы закончим с самыми важными темами.
Десять принципов о деньгах и имуществе из Притч
1. Существуют крайности богатства и бедности, которые создают уникальные искушения для тех, кто в них живет (Притчи 30:7-9).
2. Не беспокойтесь о том, чтобы не отставать от Джонсов» (Притчи 12:9; 13:7).
3. Богатые и бедные больше похожи, чем они думают (Притчи 22:2; 29:13).
4. Вы не можете отдать больше Бога (Притчи 3:9-10; 11:24; 22:9).
5. Бедность некрасива (Притчи 10:15; 14:20; 19:4).
6. Деньги не могут дать вам полной безопасности (Притчи 11:7; 11:28; 13:8).
7. Господь ненавидит тех, кто обогащается неправдой (Притчи 21:6; 22:16, 22-23).
8. Господь любит тех, кто щедр к бедным (Притчи 14:21, 31; 19:7; 28:21)
9. Упорный труд и правильное принятие решений обычно ведут к увеличению благосостояния (Притчи 6:6—11; 10:4; 13:11; 14:24; 21:17, 20; 22:4, 13; 27). :23-27;28:20
10. Деньги решают не все. Это не удовлетворяет (Притчи 23:4-5). Она ниже мудрости (Притчи 8:10-11, 18-19; 24:3-4). Оно ниже праведности (10:2; 11:4; 13:25; 16:8; 19).:22; 20:17; 28:6). Он ниже страха Господня (Притчи 15:16). Оно ниже смирения (Притчи 16:19). Это хуже, чем хорошие отношения (Притчи 15:17; 17:1).
Достижение деликатных выводов и обретение Христа
Вы не сможете понять библейский взгляд на деньги, если не будете готовы принять ряд противоречивых истин.
В 1 Коринфянам 1:30-31 говорится, что Христос для нас есть мудрость от Бога, праведность, освящение и искупление, так что, как написано: «Хвалящийся хвались Господом». Деньги не могут дать вам ничего из того, что вам в конечном итоге нужно. Это не может сделать вас святым. Это не может сделать вас праведником. Это не может спасти вас от ваших грехов. Богатство — это знак благословения, но также и одно из ваших самых больших искушений, потому что оно побуждает вас хвастаться собой. Он обещает повысить вашу самооценку и обещает сделать вас самодостаточным. Он приглашает вас хвастаться чем-то или кем-то, кроме Господа.
Таким образом, деньги всегда зависят от веры. Верьте, что поступать так, как хочет Бог, — лучший способ для вас. Поверьте, что если вы отдадите свои деньги, он сможет их вернуть. Поверьте, что деньги могут быть хорошими. Но не смей верить, что это все. Деньги — это дар от Бога, но те дары, в которых вы действительно нуждаетесь, можно найти только в Боге.
Кевин ДеЯнг (доктор философии, Лестерский университет) — старший пастор Церкви Христа Завета в Мэтьюзе, Северная Каролина, член Совета Евангельской коалиции и адъюнкт-профессор систематического богословия Реформатской теологической семинарии (Шарлотта). Он написал множество книг, в том числе Просто сделай что-нибудь . У Кевина и его жены Триши девять детей: Ян, Джейкоб, Элизабет, Пол, Мэри, Бенджамин, Табита, Эндрю и Сюзанна.
Знаете ли вы, что в Библии около 2350 стихов о деньгах? Это почти в два раза больше, чем стихов о вере и молитве вместе взятых. Иисус много говорил о деньгах:
Почти 15% всего, о чем говорил Иисус, касалось денег и имущества
16 из его 38 притч были посвящены теме денег
Единственной темой, которой Иисус учил не только о деньгах, было Царство Божье
Почему? Потому что Писание очень ясно указывает на неотъемлемую связь между духовной жизнью человека, отношением и действиями в отношении денег и имущества.
Envoy Financial предоставляет надежный совет по пути для министерств и их сотрудников. Мы помогаем вам принимать мудрые инвестиционные решения для вашего будущего финансируемого служения.
Библия ясно говорит, что мы должны копить на будущее. «Мудрый откладывает на будущее, а глупый тратит все, что получает». (Притчи 21:20, LB)
Деньги, богатство, благословение и процветание