Пословица о учении: Пословицы и поговорки об учении

Пословицы и поговорки русского народа о книге и знаниях


Оглавление
  • От составителя
  • О книге
  • О чтении
  • Ум, разум, мысль
  • Язык
  • Краткость и содержательность речи
  • Пустословие и многословие
  • Польза учения, знаний, науки
  • Необходимость учения
  • Учись вовремя, учись постоянно
  • Учение – труд
  • Учение дается не каждому
  • Неученый и недоученый
  • Знайка – незнайка
  • Об азбуке, грамоте и старинном обучении
  • От учителя – наука
  • Знания от опыта
  • Источники
  • Примечания

От составителя

Мысли народа о книге и пользе зна­ния, быть может, самая важ­ная часть посло­вично-пого­во­роч­ного фольк­лора. Ими в пол­ной мере вос­поль­зо­вался исто­ри­че­ский про­гресс. Уже в XVIII веке посло­вицу «Уче­нье — свет, а неуче­нье — тьма» чаще дру­гих упо­ми­нали рус­ские писа­тели. Я. Б. Княж­нин вло­жил в уста пер­со­нажа своей коме­дии «Неудач­ный при­ми­ри­тель» такие слова: «Какая это спра­вед­ли­вая посло­вица: уче­нье свет, а неуче­нье тьма!». Свое ува­же­ние этой «ста­рин­ной посло­вице» сви­де­тельст-вовал И. А. Кры­лов. Позд­нее И. С. Тур­ге­нев ска­зал: «Уче­нье — не только свет, по народ­ной посло­вице, — оно также сво­бода. Ничто так не осво­бож­дает чело­века, как зна­ние…» Писа­тель рас­ши­рил смысл народ­ного изре­че­ния, но связь его мысли с народ­ной, посло­вич­ной мыс­лью вне вся­кого сомнения.

В посло­ви­цах и пого­вор­ках о книге и зна­ниях выра­зи­лась вся про­ти­во­ре­чи­вость усло­вий преж­ней жизни народа. «И сам тому не рад, что гра­моте горазд» — горько сетует посло­вица: гра­мот­ность часто ста­но­ви­лась источ­ни­ком новых для чело­века стра­да­ний. «Гра­мо­тей — не пахарь» — пори­цала дру­гая посло­вица обы­чай отде­лять гра­мот­ного чело­века от про­стого люда. И при всем том среди посло­виц пре­об­ла­дали дру­гие — такие, как: «Уче­нье — чело­веку оже­ре­лье» и еще — «Наука вер­ней золо­той поруки».

Неко­то­рые ста­рин­ные посло­вицы и пого­ворки сего­дня вос­при­ни­ма­ются как памят­ники дав­ней исто­рии быта. В речи совре­мен­ного чело­века все эти посло­вич­ные суж­де­ния и пого­во­роч­ные выра­же­ния обрели широ­кий пере­нос­ный смысл. «Сперва аз да буки, а там и науки» — посло­вица стала обо-зна­че­нием посте­пен­но­сти и порядка в любом деле. Однако мно­гие посло­вицы сохра­няют и свой пер­во­на­чаль­ный смысл: «Азбука — к муд­ро­сти сту­пенька», «Гра­мота — вто­рой язык».

Ста­рин­ные посло­вицы и пого­ворки о книге и зна­ниях не были замкну­той обла­стью, чуж­дой дру­гих сфер народ­ной жизни: народ знал, что книга не должна отде­лять чело­века от дела («Книги читай, а дела не забы­вай»), что под­лин­ное зна­ние неот­де­лимо от опыта («Не испор­тив дела, масте­ром не будешь») и что уче­нье тогда полезно, когда ведет к уме­нию («Уче­ние без уме­нья не польза, а беда»). Посмот­рев руб­рики, под кото­рые под­ве­дены посло­вицы и пого­ворки в этой книге, чита­тель и сам уви­дит, как есте­ственно посло­вично-пого­во­роч­ный фольк­лор соеди­няет раз­ные сферы жизни. Посло­вицы и пого­ворки скла­ды­вали не затвор­ники, ушед­шие от житей­ской суеты, а те, кто был оза­бо­чен мыс­лью о при­ло­же­нии зна­ний к жизни, труду. Народ избе­гал отвле­чен­ного тол­ко­ва­ния посло­виц, каким бы широ­ким ни казался, на пер­вый взгляд, их смысл. Такие посло­вицы, как «Непе­ре­ная стрела в бок идет», в народ­ной речи имели тес­ную связь с мыс­лью о неуче­ном, хотя ино­ска­за­ние не исклю­чало и дру­гих тол­ко­ва­ний, тоже, однако, прак­ти­че­ских, а не отвле­чен­ных. Чита­тель не раз встре­тится в книжке с посло­ви­цами и пого­вор­ками такого типа. Их отно­ше­ние к книге и зна­нию — част­ный слу­чай жиз­нен­ного при­ме­не­ния. Такова уж лету­чая при­рода народ­ной посло­вицы и пого­ворки: вне этого свой­ства трудно пред­ста­вить их.

Рус­ские посло­вицы и пого­ворки, вклю­чен­ные в сбор­ник, — ста­рин­ная допод­лин­ная посло­вично-пого­во­роч­ная мудрость.

Нето­роп­ли­вое чте­ние сбор­ника и раз­мыш­ле­ние над каж­дой из посло­виц и пого­во­рок откроет чита­телю мир мыс­лей, выно­шен­ных дли­тель­ным опы­том народа, — тот ум, кото­рый, по посло­вице, «разуму подспорье».

О книге

Не красна книга пись­мом, красна умом.

Не складна пись­мом, складна вымыслом.

Лучше печат­ного не скажешь.

Одна книга тысячи людей учит.

Ум без книги, что птица без крыльев.

Сила слова в правде.

На вели­кое дело — вели­кое слово.

Не пером пишут — умом.

Напи­шешь пером, не сте­шешь (не выру­бишь) топором.

Напи­сано пером, не выру­бишь и топором.

Что напи­сано пером, того не выру­бишь и топором.

Напи­сан­ное не пропадает.

Книга — в ней два листка, а середка пуста.

За семью печа­тями книга[1].

Тара­бар­ская гра­мота[2].

О чтении

Кто много читает, тот много знает.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Книги читать — зла не пытать.

Гля­дит в книгу, а видит фигу[3].

Книга, а в ней кукиш и фига.

Читай, не вер­тись, а что напи­сано, не сер­дись[4].

Эко диво: погля­дишь — чисте­хонько, погля­дишь — гла­де­хонько, а ста­нешь читать — везде заде­ва­ется[5].

Книги читай, а дела не забывай.

Хороша книга, да чтец плох.

Немного читай, да много (да побольше) разумей.

Книга кни­гой, а своим умом двигай.

Не вся­кий, кто читает, в чте­нии силу знает.

Читает — летает, да ничего не понимает.

Много читает, а дела не знает.

Уло­же­нье читает, а дела не знает.

Читает как пономарь.

Читает как псал­тирь[6].

Уела попа гра­мота[7].

По ста­рой памяти — что по гра­моте[8].

Он на этом собаку съел[9].

Про­чи­тать от доски до доски[10].

Вар.: Вызуб­рить от доски до доски.

Есть и читать вме­сте — память проглотить.

Ум, разум, мысль

Птице — кры­лья, чело­веку — разум.

Быст­рее мысли ничего нет.

Разум силу победит.

И сила уму уступает.

Око видит далеко, а ум еще дальше.

От доб­рых дум креп­чает ум.

Ум да разум надо­умят сразу.

Ум — вели­кое дело.

Ум золота дороже.

Где ум, там и толк.

Боль­шой ум лучше малых дум.

Ум разу­мом крепок.

Ум разуму подспорье.

Ум без разума беда.

Думай так, чтобы после не передумывать.

Думка — надоумка.

Не поду­мавши, ничего не начинай.

Нетрудно сде­лать, трудно выдумать.

Не нужен уче­ный, а нужен смышленый.

Не штука — наука, а штука — разум.

Ум без догадки гроша не стоит.

Догадка не хуже разума.

Думать хорошо, а отга­ды­вать лучше того.

Дураку по пояс, а умный сух пройдет.

Без ума голова — котел.

Вар.: Без ума голова — шабала[11].

Имей ум — все осталь­ное приложится.

У умной головы сто рук.

Свой ум — царь в голове.

Ума городь­бой не огородишь.

Язык

Самое слад­кое — язык, самое горь­кое — язык.

Язык мал, да горами качает.

Язык везде достанет.

Язык дру­жину водит.

Язык на замок не запрешь.

Язык не стрела, а пуще стрелы.

Не ножа бойся — языка.

Жало остро, а язык ост­рей того.

Что зна­ется, то и скажется.

Каков разум, таковы и речи.

В мыс­лях непра­вых не жди сове­тов здравых.

Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет (гла­го­лет).

Краткость и содержательность речи

Умей ска­зать много в немно­гих словах.

Слова хороши, когда они коротки.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Слово по слову — что на лопате подает.

Знай больше, а говори меньше.

Много знай, да меньше бай[12].

Хороша веревка длин­ная, а речь короткая.

Длин­ный язык с умом не в родстве.

Не стыдно мол­чать, коли нечего сказать.

Пустословие и многословие

Во мно­го­сло­вии не без пустословия.

Думка чадна, недо­умка бедна, а всех тош­ней пустослов.

Слов много, да складу нет.

В дол­гих речах и корот­кого толку нет.

Язык пови­нен голове: пустой язык — пуста и голова.

Востер язык, да дур­ной голове достался.

Дай волю языку, ска­жет то, чего и не знает.

Пустому слову тугое ухо.

Пустая бочка пуще гремит.

Пустые слова — что орехи без ядра.

Из пустого в порож­нее, а оттуда назад.

Польза учения, знаний, науки

Уче­нье чело­веку ожерелье.

Уче­нье в сча­стье укра­шает, а в несча­стье утешает.

Красна пава[13] перьем, а чело­век — ученьем.

Уче­нье — свет, а неуче­нье — тьма.

Уче­ный везде почтенный.

Хотя уче­нье горь­ким зрится, но слад­кий плод от него родится.

Корень уче­нья горек, да плод его сладок.

Не насы­тится око зре­нием, а чело­век — знанием.

Наука — не бука: она не стра­щает, а мрак незна­ния отгоняет.

Ничего не смыс­лить — век киснуть.

От зна­ний уйдешь — в хво­сте пойдешь.

Уче­нье лучше богатства.

Рабо­той — сыт будешь, учись — умен будешь.

Наука хлеба не про­сит, а хлеба дает.

Наука — вер­ней золо­той поруки.

Зна­ние да наука на вороту не висят.

Зна­ния на плечи не давят.

Без наук как без рук.

Наука пере­ме­няет природу.

Не бог помо­жет, а наука.

Руки побо­рют одного, зна­ние побо­рет тысячу.

Силь­ному наука — лиш­ний козырь.

Зна­ние при­об­ре­тешь — не пропадешь.

Необходимость учения

Не кичись, а учись.

Кабы все знал, так бы не учился.

Учись — умен будешь.

Умел дитя родить — умей и научить.

Не научи, да в мир пусти, так будет шиш, а не куски.

И птица, выси­дев да выкор­мив птенца, его летать учит.

Учить — ум точить.

Учиться все­гда пригодится.

Делу обу­читься — все­гда пригодится.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Без опыта и науки не бери и хомута для починки в руки.

Чему учился, тому и пригодился.

Учись вовремя, учись постоянно

Уче­ние в дет­стве как резьба на камне.

Учи сына, поколе попе­рек лавочки укла­ды­вался, а как во всю вытя­нулся — не научишь.

Учи дитя, пока попе­рек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.

Гни деревцо, пока гнется; учи дитятку, пока слушается.

К мяг­кому воску печать, а к юну[14] ученье.

К мяг­кому воску печать явна, а к моло­дому чело­веку уче­ние внятно[15].

Не кайся рано встати, а молодо учитись.

Учись смо­лоду — слю­бится под старость.

Опу­стя[16] время учиться, что по ушлому[17] гонять.

Чему смо­лоду не научился, того и под ста­рость не будешь знать.

Моло­дому учиться рано, ста­рому поздно.

Ста­рого не выучить — мерт­вого не вылечить.

Вар.: Ста­рого учить — что мерт­вого лечить.

Учиться — нико­гда не поздно.

Умей быть умней.

Век живи — век учись.

Вар.: Век живи — век тру­дись, а тру­дясь — век учись.

Век жить — век учиться.

Для уче­ния нет старости.

Нового доб­рого знай не дичись, а чего не зна­ешь — учись.

Учение – труд

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Труд при уче­нии ску­чен, да плод от уче­ния вкусен.

Одной пчеле Бог сроду открыл науку.

Уче­нью — время, игре — час.

Кни­гами не лоды­гами играть[18].

В книги — не в чурки[19].

Гра­моте поучиться — как камешки подглодать.

Повто­ре­ние — мать ученья.

Зады, зады! — а переды перед тобою[20].

Не будь тороп­лив, а будь памятлив.

К боль­шому тер­пе­нью при­дет и уменье.

Наука не пиво: в рот не вольешь.

Вся­кое уме­нье тру­дом дается.

Учение дается не каждому

Всем добро, да не вся­кому па пользу (уче­нье).

Не вся­кому все дается.

Не далась ему эта наука.

Без складу по скла­дам, без толку по тол­кам[21].

Безу­мен уче­ния не любит.

Сытое брюхо — к уче­нью глухо (туго).

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Науку в голову не вобьешь, как охоты не будет.

Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч.

Тупо ско­вано — не нато­чишь: глупо рожено (рож­дено) — не научишь.

Сло­вами жер­нова не вер­нешь[22], а глу­пого не научишь.

Ни мерт­веца рас­сме­шить, ни дурака научить.

Нера­зум­ного учить — в без­дон­ную кадку воду лить.

Дурака учить — что мерт­вого лечить.

Вар.: Мерт­вого не выле­чить, дурака не выучить.

Вар.: Дурака учить — что на воде писать.

Вар.: Дурака учить — что реше­том воду носить.

Вар.: Дурака учить — что в стену горох лепить.

Дыря­вого меха не надуть, а безум­ного не научить.

Дураку наука — что ребенку огонь.

Глу­пому сыну и отец ума не пришьет.

Неученый и недоученый

Чело­век неуче­ный — что топор неточеный.

Ни аза[23] в глаза не знает.

Индюшки от воро­бья не распознает.

Ни в дудочку, ни в сопелочку.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Непе­ре­ная стрела в бок идет.

Недо­уче­ный хуже неученого.

Пере­уче­ный хуже недоученого.

По скла­дам — так не грамотей.

Где чих­нуть при­шлось — запя­тая; где икну­лось — двое­то­чие, а где табаку поню­хать — точка[24].

Легко забыть то, чего не знаешь.

Кукушка не яст­реб, а недо­учка — не мастер.

Всему учен, только не изловчен.

Знайка – незнайка

Знайка незнайку учит.

Уче­ный (умный) водит, неуче­ный сле­дом ходит.

Все­знайки не родятся.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Вар.: Знайка дорож­кой бежит, незнайка на печке лежит.

Вар.: Знайку впе­ред тол­кают, а незнайка за печ­кой сидит.

Знайка все с полу­слова пони­мает, а незнайка все только рот разевает.

Об азбуке, грамоте и старинном обучении

Азбука — к муд­ро­сти ступенька.

Сперва аз да буки[25], а там и науки.

Аз да буки избав­ляют от муки.

Без букв и грам­ма­тики не учатся и математике.

Гра­мота — вто­рой язык.

Кто гра­моте горазд, тому не пропасть.

Гра­моте учиться — все­гда (впе­ред) пригодится.

Без гра­моты как без свечки в потемках.

Ложка нужна, чтобы суп хле­бать, а гра­мота, чтобы зна­ния черпать.

Гра­мота не болезнь, годы не уносит.

И сам тому не рад, что гра­моте горазд.

За уче­ного (битого) двух неуче­ных (неби­тых) дают, да и то не берут.

Худая гра­мота — (только) душе пагуба.

Вар.: Худая гра­мота — чело­веку пагуба.

Азбуку учат, во всю избу кри­чат[26].

Аз, буки и веди стра­шат, что медведи.

Азбука — наука, а ребя­там бука (мука).

За аз да за буки, там и указку в руки.

Аз — били мене раз[27], буки — набрался муки.

Аз, буки — бери указку в руки; фита, ижица — плетка бли­жится[28].

Вар.: Фита да ижица — к лени­вому плеть ближится.

Ум да умец да тре­тий — дубец[29].

Не побивши, не выучишь.

Мнится, писа­ние лег­кое дело, пишут два пер­ста, а болит все тело[30].

От учителя – наука

Добро сеять — добро и пожинать.

У врача лечись, а у умного учись.

Уче­нику — удача, учи­телю — радость.

Дерево и учи­тель позна­ются по плоду.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

От умного научишься, от глу­пого разучишься.

Умный научит, дурак наскучит.

Учи пока­зом, а не рассказом.

Учись доб­рому, так худое на ум не пойдет.

Учи дру­гих — и сам поймешь.

Тол­куй, да прежде сам разжуй.

На вож­жах и лошадь умна.

Знания от опыта

Доб­рый разум нажи­вешь не разом.

Пожи­вешь подольше, узна­ешь побольше.

Ста­рый ворон не карк­нет даром: либо было что, либо будет что.

Будешь все знать, скоро состаришься.

Один добы­тый опыт важ­нее семи муд­рых поучений.

Семь муд­ре­цов дешевле одного опыт­ного человека.

Опыт моло­дому кры­лья дает, а у ста­рого цепями на ногах волочится.

Сквозь огонь и воду и мед­ные трубы прошел.

Пожи­вешь с мое да пожу­ешь с мое, так и узна­ешь с мое.

Научен горь­ким опытом.

Кабы мне тот разум напе­ред, что при­хо­дит опосля[31].

Вся­кий умен: кто сперва, кто после.

Разок надо­умить можно, а навек ума не дашь.

Печка нежит, а дорожка учит.

Нужда ум родит.

Нужда ост­рит ум.

Когда при­дет беда, купишь ума.

Чем ближе беда, тем больше ума.

Сума да беда дадут ума.

И не учен, да толчен.

Вар.: Не уче­ный, да толченый.

Школа выму­чит, охота выучит.

Вар.: Не выучит школа — выучит охота.

Вар.: Не выучит школа — выучит нужда.

И на боль­шие умы живет промашка.

Ошибка учит людей разуму.

Ошибся, что ушибся: впе­ред наука.

Источники

Посло­вицы, пого­ворки, загадки в руко­пис­ных сбор­ни­ках XVIII—XX веков. Изда­ние под­го­то­вили М. Я. Мельц,

В. В. Мит­ро­фа­нова, Г. Г. Шапо­ва­лова. М.—Л., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.

Рус­ские посло­вицы и притчи, издан­ные И. Сне­ги­ре­вым. М., 1848.

Новый сбор­ник рус­ских посло­виц и прит­чей, слу­жа­щих допол­не­нием к собра­нию рус­ских народ­ных посло­виц и прит­чей, издан­ных в 1848 году И. Сне­ги­ре­вым. М., 1857.

Посло­вицы рус­ского народа. Сбор­ник В. Даля. М., Госли­т­из­дат, 1957.

Иллю­ст­ров И. И. Жизнь рус­ского народа в его посло­ви­цах и пого­вор­ках. Сбор­ник рус­ских посло­виц и пого­во­рок. Изд. 3‑е, испр. и доп. М., 1915.

Рус­ские посло­вицы и пого­ворки. Из собра­ния В. М. Подо­бина, И. П. Зими­ной. Лен­из­дат, 1956.

Рыб­ни­кова М. А. Рус­ские посло­вицы и пого­ворки. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.

Рус­ские народ­ные посло­вицы и пого­ворки. Составил

А. М. Жигу­лев. «Мос­ков­ский рабо­чий», 1965.

Примечания

[1] О книге непо­нят­ной или непо­ня­той. При ино­ска­за­тель­ном тол­ко­ва­нии выра­же­ние упо­треб­ля­ется для обо­зна­че­ния всего неве­до­мого и тайного.

[2] Тара­бар­ская гра­мота в пря­мом смысле — услов­ная тай­но­пись; для пони­ма­ния ее был нужен осо­бый ключ. В пере­нос­ном зна­че­нии — вся­кое нераз­бор­чи­вое письмо, «тем­ная» книга. Тара­бар­щина — бес­тол­ков­щина, непо­нят­ный, бес­смыс­лен­ный раз­го­вор, непо­нят­ное рас­по­ря­же­ние и пр.

[3] Инте­рес­ное пояс­не­ние этой посло­вицы дал Н. В. Гоголь. В «Мерт­вых душах» есть такое место: «И был он похож на того рас­се­ян­ного уче­ника, кото­рый гля­дит в книгу, но в то же время видит и фигу, под­став­лен­ную ему товарищем».

[4] Посло­вица с лубоч­ной кар­тинки «Рос­пись при­да­ному тебе молодцу уда­лому» (XVIII век).

[5] Из народ­ной шутки над дьяч­ком, плохо осво­ив­шим грамоту.

[6] Псал­тирь — собра­ние псал­мов и молитв.

[7] Воз­можно, посло­вица воз­никла в XVII сто­ле­тии, когда была пред­при­нята правка цер­ков­ных бого­слу­жеб­ных книг. Духо­вен­ство, вытвер­див­шее молитвы и службы на ста­рин­ный лад, с тру­дом при-норов­ля­лось к новому порядку: иной и в чте­нии был нетверд, пола­га­ясь все­цело на память. В пере­нос­ном смысле посло­вица отно­си­лась ко вся­кому, кого под­вела при­вер­жен­ность к старине.

[8] Посло­вицу сло­жили защит­ники ста­рины, оправ­ды­вав­шие древ­ний поря­док цер­ков­ной службы самим фак­том дли­тель­ной тра­ди­ции. Оста­ва­ясь памя­тью о цер­ков­ных спо­рах XVII века, посло­вица обрела в речи пере­нос­ный смысл и при­ме­ня­лась, когда необ­хо­димо было оправ­дать закон­ность древ­ней тра­ди­ции в чем-либо вообще.

[9] Пого­ворка ста­но­вится посло­ви­цей, когда про­дол­жена: «Собаку съел, только хво­стом пода­вился», т. е. зна­ю­щий, опыт­ный, а в пустяке ошибся.

О пред­по­ла­га­е­мом смысле этой пого­ворки см. в книге С. Мак­си­мова «Кры­ла­тые слова», М., 1955, стр. 194—196, 410—411.

[10] Пере­плет у книг в ста­рину был дос­ча­тый. От доски до доски — озна­чает от начала до конца книги.

[11] Шабала — плашка, оси­но­вый чур­бан, а также дере­вян­ный ковш, вся­кая дере­вян­ная посуда вообще.

[12] Бай — говори (от гла­гола баить — гово­рить, тол­ко­вать, беседовать).

[13] Пава — павлин.

[14] Юн — юноша, юный.

[15] Внятно (от гла­гола вни­мать) — прочно усва­и­вать слы­шан­ное или читанное.

[16] Опу­стя — спу­стя, упустив.

[17] Ушлое (от ухо­дить) — ушед­шее, поте­рян­ное; по ушлому гонять — попу­сту искать, трудиться.

[18] Лоды­гами играть — играть в бабки, кости.

[19] В чурки — игра в городки.

[20] Посло­вица о необ­хо­ди­мо­сти про­дви­же­ния в уче­нии: зады — ста­рое, прой­ден­ное; переды — предстоящее.

[21] Читать по тол­кам — бегло, в про­ти­во­по­лож­ность чте­нию по скла­дам — сло­гам, медленно.

[22] Не вер­нешь — не повернешь.

[23] Аз — пер­вая буква в алфа­вите. «Ни аза» — ничего не знать, даже пер­вой буквы.

[24] Посло­вица о без­гра­мот­ном письме с про­из­вольно рас­став­лен­ными зна­ками препинания.

[25] Аз да буки — ста­рин­ные назва­ния пер­вой и вто­рой букв в алфавите.

[26] Т1ри ста­рин­ном обу­че­нии гра­моте учи­тель про­из­но­сил слог, уче­ники хором повто­ряли его за ним, при­уча­ясь само­сто­я­тельно скла­ды­вать буквы.

[27] Мене — мне.

[28] Фита, ижица — ста­рин­ные назва­ния послед­них букв в алфа­вите. Бли­жится — близится.

[29] Посло­вица о настав­нике (ум), уче­нике (умец) и розге, пруте, (дубец — в север­ных говорах).

[30] Посло­вица о битье, без кото­рого не мыс­лили обу­че­ния гра­моте и письму.

[31] Опосля — после.

значение пословицы и примеры употребления. Пословицы об учении Без ученье

Узнавать что-то новое всегда было важно. Но не всем это по плечу, ибо нужна настойчивость. Наверное, поэтому и говорят: «Без терпения – нет учения».

Пословица. Физический пример

Когда ребенок учится ходить, то он часто падает и так же часто поднимается. Он пытается снова и снова, пока наконец у него не получается сделать первый полноценный шаг. Подходит ли пословица «Без терпения нет учения» к этому случаю? ребенок не чувствует того напряжения, которое связано с усилием научения, малыш осваивает навык по наитию. Но, конечно, он преодолевает себя даже бессознательно.

Умственный пример

То же самое справедливо и в отношении обучения какому-то делу или науке. Ни у кого и никогда не получается все с первого раза, а значит, нужно проявить упорство и выдержку. Да, есть люди, которые схватывают на лету, но нет тех, кто схватывает и понимает все в деталях сразу же. Всему надо учиться. Об этом и говорит выражение «Без терпения – нет учения».

Есть очень показательный пример соотношения между физическим умением и умственным. Ребенок учится ходить, и его приводят в пример как идеал выдержки и упорства. Но здесь есть некоторый изъян: человек не может сказать себе: «Я ходить не хочу, буду всю жизнь ползать». Когда же человек учится какому-то делу, то важно понять, сколько времени можно потратить на овладение наукой. Если человек тратит на обучение год, два или десять лет, а умение, меж тем, пустяковое, то ему не следует думать о ребенке и его упорстве, когда тот учится ходить. Возможно, просто человек выбрал не свое дело и тратит время зря. Понять правильно или неправильно человек живет, бывает не менее ценно, чем обрести себя.

Но во многих случаях, конечно, стоит помнить о рассматриваемой пословице и не бросать нечто после первой попытки. Учение трудно, иногда даже мучительно, но без упорства и терпения оно не существует. В любом случае многое решает самоощущение человека, если ему дело нравится, и он готов жертвовать своим временем ради того, чтобы добиться результатов, то кто ему может запретить? Правда, всегда есть вероятность, что в таких попытках, человек проходит мимо своего предназначения.

1. Спишите пословицы. Выделите графически мягкий знак: разделительный — одной чертой, а показатель мягкости — двумя чертами.

Без ученья нет уменья.

Побольше знай, поменьше говори.

Чтобы больше знать, надо меньше спать.

Труд кормит, а лень портит.

Счастье в воздухе не вьётся, а трудом достаётся.

Ручьи сольются — река, люди соединятся — сила.

2. Спишите пословицы. Выделите графически разделительный мягкий знак.

Отольются волку зайкины слезки.

Муравьиная рать и льва победит.

Где согласье, тут и счастье.

Без ученья нет уменья.

Береги платье снову, а честь смолоду.

3. Спишите пословицы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Два друга — мороз да вьюга.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Доброе молчанье лучше ворчанья.

Без вдохновенья нет достиженья.

Встречай не лестью, а честью.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Спишите пословицы. Определите склонение и падеж имён существительных.

Порядок время бережёт.

Что на месте лежит, то само в руки бежит.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Жизнь — в борьбе, а борьба — в жизни.

На всякого мудреца довольно простоты.

Краткость — сестра таланта.

Собирая по ягодке, наберёшь кузовок.

2. Спишите пословицы. Определите склонение и падеж имён существительных.

Лисицу поймаешь хитростью, а волка — мужеством.

Ссора до добра не доводит.

В лесу дров не нашёл.

Не учи щуку плавать.

В пустой бочке звону много.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

3. Спишите пословицы. Определите склонение и падеж имён существительных.

Худая крыша от дождя не защита.

За чужой щекой зуб не болит.

Всякая сорока от своего языка погибает.

Курица соседа всегда выглядит гусыней.

На вкус, на цвет товарища нет.

На ловца и зверь бежит.

Кашу маслом не испортишь.

4. Спишите пословицы. Определите падеж и число имён существительных.

Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.

Суди о людях не по словам, а по делам.

Пошло дело на лад, и сам тому рад.

Не спеши языком, торопись делом.

Ключ от курятника не вешай на шею лисы.

Когда телега разбита, много людей вам скажут, по какой дороге надо было ехать.

5. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имён существительных.

Труд ведёт к чест… и слав….

Без волнения и заботы не жди радост… от работы.

Азбука — к мудрост… спупенька.

Сила жизн… в дружб….

Жить — Родин… служить.

Любовь к Родин… сильнее смерт….

При солнышк… тепло, при матер… добро.

6. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Выделите падежные окончания имён существительных.

Лучше умереть геро…м, чем жить рабом.

Мир осв…щается солнц…м, а человек знанием.

Красуйся не улыбк…й сладкой, а трудовой хватк…й.

Смелый к побед… стремится.

Делу время, потех… час.

Капля по капл… и камень долбит.

7. Спишите пословицы. Подчеркните имена существительные с мягким знаком после шипящих.

Красна речь пословицей.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

На помощь надейся, а сам не плошай.

Рожь поспела — берись за дело.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Целина крепка, а молодёжь ещё крепче.

Весною оглобля за ночь травою обрастает.

Как ни долга ночь, а рассвет будет.

8. Спишите пословицы. Подчеркните имена существительные с мягким знаком после шипящих.

Умный товарищ — половина дороги.

Тяжёлую вещь лучше поднимать сообща.

После дождя и туч снова солнца луч.

Дружеская помощь дороже золота.

Без пословицы речь не молвится.

Ложь человека не красит.

9. Спишите пословицы. Подчеркните антонимы — имена существительные.

Труд кормит, а лень портит.

Смех и слезу прошибает.

Лето — припасиха, а зима — подбериха.

Молодость — не грех, а старость — не смех.

Правда и кривда — что огонь и вода.

От радости кудри вьются, а от печали секутся.

Горе старит, а радость молодит.

Пословицы и поговорки об учении возникли с тех самых пор как человек научился мыслить и выражать свои мысли словами. Они тонко подмечают роль силы знаний в жизни каждого.

Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы

Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый “свет” в жизни. Свет – значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.

Без знаний жизнь подобна “тьме” – значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.

Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.

Пословицы и поговорки об учении

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Учение красота, а неучение слепота.

Ученье лучше богатства

Повторение – мать учения

Ученье и труд – все перетрут.

Учение да труд к славе ведут.

Учиться всегда пригодится.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без мученья нет ученья!

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Без учебы и труда не придет на стол еда.

Без учения вперед не пойдешь. (удм)

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Больше узнаешь – сильнее станешь.

Век живи – век учись.

Всякому делу обученье надобно.

Где учение, там и умение.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Для учения нет старости.

Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Куй железо, пока горячо, – учись, пока молод. (морд)

Многое ученье трудов потребует.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

Намучишься, так и научишься.

Не будешь учиться – знать ничего не будешь. (хакас)

Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)

Не кичись, а учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Не учась, в люди не выйдешь.

Не учившись, человеком не будешь. (коми)

Небрежность в ученье – гибель в бою.

Оттого в люди пробился, что учился.

Пока талант получат, век учат.

Почитай учителя, как родителя.

Сам учиться иди и товарища за собой веди.

Свет земли – солнце, свет человека – учение. (осет)

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Тяжело учиться – легко жить.

(морд)

Учение – источник знаний, знание – свет жизни. (казах)

Учение – путь к умению.

Учение – человеку ожерелье.

Учение в детстве, как резьба на камне.

Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Учение и труд к счастью ведут.

Учение к плохому не приведет. (морд)

Учение образует ум, а воспитание – нравы.

Учение требует призвания.

Ученику – удача, учителю – радость.

Ученого учить – лишь портить.

Ученому везде дорога.

Ученому и книги в руки.

Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.

Ученый везде почтеный.

Ученый идет, а неученый спотыкается.

Ученый сын старше неученого отца.

Ученье – красота, а неученье – сухота.

Ученье – красота, неученье – слепота.

Учить – ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Человека украшает не одежда, а знание.

Внеклассное занятие по ручному занимательному труду

«Без ученья, нет уменья».

Цель: показать взаимосвязь учебной и трудовой деятельность в жизни

обучающихся

Задачи: прививать обучающимся любовь к труду, к учебной деятельности ;

закрепить навык работы с ножницами, умение экономить бумагу;

способствовать развитию творческих способностей, внимания,

памяти, мышления;

развивать кругозор обучающихся.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

I. Сообщение темы.

– А у нас сегодня не урок, а внеклассное занятие по ручному занимательному труду. (Слайд 1) Тема его «Без ученья, нет уменья» (Слайд 2)

– Как вы понимаете тему занятия?

– Вот нам и предстоит это выяснить. А для этого вам необходимо стать активными участниками, быть внимательными, смекалистыми, старательными и аккуратными.

Проверим вашу готовность к уроку. (Слайд 3)

– Чего у вас нет на столах? (Картона)

– Вы его получите в процессе занятия.

Итак, начинаем!

II. Основная часть.

Расскажу, друзья, сейчас я историю для вас.

Жил на свете мальчик (Слайд 4) Вася.

Учился он во втором классе.

Вася был большим лентяем,

Он уроки пропускал.

И учиться, как ребята,

Мальчик в школе не желал.

Целый день играл в футбол он,

Книжек Вася не читал, и, конечно,

Маме с папой он ни в чём не помогал.

Говорили мама с папой: «Должен ты учиться.

Это в жизни, милый мальчик, тебе пригодится».

Вася головой кивал, но уроки пропускал.

Он считал, что хоть и мал

А в жизни много уже знал.

Но однажды страшный сон Васечке приснился,

Наш малыш в стране чужой разом очутился.

Он на остров вдруг попал, и чуть в обморок не упал.

Что увидел мальчик Вася, никто такого не видал.

Огромные насекомые по острову летали,

Огромные насекомые всё на острове уничтожали.

– Каких насекомых вы узнали?

– Посчитайте, сколько их было?

– Кто может помочь избавиться от вредных насекомых?

Вася решил найти птиц, но на острове их не было.

Вася к берегу побежал, он там лодку увидал.

Лодка старая была, с дыркой в корпусе она,

По воде уж не плыла.

Вася плакал и рыдал, но никто ему не помогал.

– Ребята, давайте поможем Васе, сделаем ему кораблики, ведь он ничего не умеет делать.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (Слайд 8)

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)

Паруса подниму,

(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)

А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)

(Слайд 9) «Кораблик».

– Из чего будем делать кораблик? (Из цветной бумаги)

– Скажите, какого цвета у вас будет кораблик?

Выполнение работы по инструкционной карте (Слайды 10, 11)

Прикрепление корабликов на доску.

– Вот какие вы молодцы!

– Чем отличаются кораблики? (Цветом, размером)

– На каком же из них поплывёт Вася, сейчас выясним.

– Он не поплывёт на втором кораблике справа (убрать), на маленьком, на третьем кораблике слева, на кораблике после зелёного и т. п. (Остаётся 2 кораблика)

– А на каком он поплывёт, вы решите сами, прослушав песню (Дети слушают «Белые кораблики»). (Слайд 13)

А на остальных корабликах он отправится в другие путешествия.

Вася по морю плывёт, птичек кличет и зовёт. Позовём вместе с ним:

« Птички, птички, помогите, насекомых проглотите!»

Вдруг откуда ни возьмись, пара птичек появись. Сколько это пара? (Слайд 14)

Васю поняли они и на помощь ему пришли.

– Но птичек мало, а насекомых много. Давайте попробуем превратиться в птичек, и уничтожим остальных насекомых.

Физкультминутка. Птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят.

Влево поглядели, вправо поглядели,

Вверх поглядели, вниз поглядели,

И клевать насекомых полетели.

Птички остров тот спасли и мы Васе помогли.

Вася остался на острове жить,

Ведь кругом море, куда же плыть.

Как кораблём управлять, куда курс держать,

Вася не знал и не понимал,

И от этого ещё больше страдал.

Дождь идёт (Слайд 16)

Солнце печёт (Слайд 17),

А Вася без дома на острове живёт.

Как построить дом не знает,

Плачет Вася и рыдает.

– А как называют людей, которые строят дома? (Слайд 18) Давайте и мы с вами побудем строителями и построим для Васи дом, ведь Вася ничего не умеет делать.

– Вспомните, из чего состоит дом. (Дети называют и выбирают себе нужный шаблон)

– Какая геометрическая фигура?

– Но дом должен быть красивым. Вот таким! (Слайд 19)

– Из чего мы его построим? (Из картона)

Выберите правильно необходимый картон для вашей части дома.

Строительный материал готов. А теперь аккуратно изготовляем детали. Помним об экономии бумаги.

Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. (Слайд 20)

– Выполняем работу.

– А теперь из деталей построим дом.

(Слайд 21)

Дни летят напролёт.

Вася целый год на острове живёт.

Плачет мальчик и рыдает,

Школу он не посещает,

По дому очень скучает.

Понял вдруг наш мальчик Вася,

Зря уроки пропускал.

Если б он учился в школе,

То бы многое узнал.

Как себе жильё построить

И кораблик смастерить.

Как с врагом нужно сразиться,

И его как победить.

Вдруг проснулся мальчик наш.

Побежал он в школу. (Слайд 22, 23)

И решил он для себя

«Должен я учиться.

Если буду много знать,

В жизни пригодится!

III. Итог занятия.

Вернёмся к теме нашего занятия. Какие выводы вы сделали для себя?

– Ведь действительно, ребята, без ученья, нет уменья. Когда человек учится, то он и трудится, когда трудится, то в процессе труда учится.

Не случайно народ сложил такие прекрасные пословицы о труде. (Слайд 25)

– Как вы их понимаете? Какие пословицы о труде ещё знаете?

– А какой главный труд сейчас для вас? Помните, что без ученья, нет уменья. И если у кого-то из ребят в классе что-то не получается, не оставайтесь в стороне, придите на помощь. Вспомните, как вы помогли Васе. Вася благодарит вас за помощь и дарит вам на прощание песню.

Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы

Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый «свет» в жизни. Свет — значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.

Без знаний жизнь подобна «тьме» — значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.

Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.

Пословицы и поговорки об учении

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Учение красота, а неучение слепота.

Ученье лучше богатства

Повторение — мать учения

Ученье и труд — все перетрут.

Учение да труд к славе ведут.

Учиться всегда пригодится.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без мученья нет ученья!

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Без учения вперед не пойдешь. (удм)

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Больше узнаешь – сильнее станешь.

Век живи – век учись.

Всякому делу обученье надобно.

Где учение, там и умение.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Для учения нет старости.

Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)

Куй железо, пока горячо, – учись, пока молод. (морд)

Многое ученье трудов потребует.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

Намучишься, так и научишься.

Не будешь учиться – знать ничего не будешь. (хакас)

Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)

Не кичись, а учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Не учась, в люди не выйдешь.

Не учившись, человеком не будешь. (коми)

Небрежность в ученье – гибель в бою.

Оттого в люди пробился, что учился.

Пока талант получат, век учат.

Почитай учителя, как родителя.

Сам учиться иди и товарища за собой веди.

Свет земли – солнце, свет человека – учение. (осет)

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Тяжело учиться – легко жить. (морд)

Учение – источник знаний, знание – свет жизни. (казах)

Учение – путь к умению.

Учение – человеку ожерелье.

Учение в детстве, как резьба на камне.

Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Учение и труд к счастью ведут.

Учение к плохому не приведет. (морд)

Учение образует ум, а воспитание – нравы.

Учение требует призвания.

Ученику – удача, учителю – радость.

Ученого учить – лишь портить.

Ученому везде дорога.

Ученому и книги в руки.

Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.

Ученый везде почтеный.

Ученый идет, а неученый спотыкается.

Ученый сын старше неученого отца.

Ученье – красота, а неученье – сухота.

Ученье – красота, неученье – слепота.

Учить — ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Человека украшает не одежда, а знание.

Смотрите также:

— пословицы и поговорки о чтении

— пословицы и поговорки о книге

В этой статье представлены русские народные пословицы и поговорки об учении, знаниях, науке, образовании.

Смотрите: Пословицы и поговорки на другие темы

Русские народные пословицы и поговорки об учении, знаниях, науке и образовании

  • Без учебы и труда не придет на стол еда.
  • Образование — гость, а ум — хозяин.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • По ученику и об учителе судят.
  • Повторение — мать учения.
  • Учение образует ум, воспитание — нравы.
  • Учи других — и сам поймешь.
  • Дурное ученье иступляет память.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Азбука к мудрости ступенька.
  • Без букв и грамматики не учатся математики.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.
  • Без муки нет и науки.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Больше узнáешь — сильнее станешь.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • В книге ищи не буквы, а мысли.
  • Будешь книги читать — будешь все знать.
  • Знания не даются без старания.
  • И медведя плясать учат.
  • Кто любит науки, тот не знает скуки.
  • Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму.
  • Много ученых, мало смышленых.
  • Наука дает крылья уму.
  • Наука и труд дивные всходы дают.
  • Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
  • Не учи ученого есть хлеба печеные.
  • Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
  • Век живи, век учись, а умри дураком.
  • Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  • Всякое уменье трудом добивается.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Грамоте учиться — всегда пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Для хорошей работы мало умения: нужна привычка.
  • Знание — половина ума.
  • Злой ученый не стоит доброго глупца.
  • Знание — сила, время — деньги.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Учёного учить только портить.
  • Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного.
  • Не хочу учиться, хочу жениться.
  • Ученье лучше богатства.
  • Чему учился, тому и пригодился.
  • Дело мастера боится.
  • За учёного двух неучёных дают, да и тех не берут.
  • Не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • Держись берега и рыба будет.
  • Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.
  • На ловца и зверь бежит.
  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Век живи, век учись, а дураком помрёшь.
  • Собаку съел, только хвостом подавился.
  • Учился читать, да писать, а выучился петь, да плясать.
  • Мастер один, а подносчиков десять.
  • Молодому учиться рано, старому поздно.
  • Ученый водит, неученый следом ходит.
  • Ни сучка, ни задоринки.
  • Иной стреляет редко, да попадает метко.
  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  • С неуменья спина не болит.
  • Сытое брюхо к учению глухо.
  • Не учи козу, сама стянет с возу.
  • Это не ученье, а мученье.
  • Ученье свет, а неученье тьма.
  • Не ловец, да молодец. И не учен, да толчен.
  • Учёный водит, неучёный следом ходит.
  • Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.
  • Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч.
  • Не учи хромать, у кого ноги болят.
  • Не выучит школа, выучит охота.
  • Недоученный хуже переученного.
  • Ученая ведьма хуже прирожденной.
  • В городе живёт, а колокольне кланяется.
  • Не штука промашка, штука поправка.
  • Дураку по пояс, а умный сух пройдёт.
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.
  • Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.
  • Не учили поперёк лавочки, а во всю вытянулся — не научишь.
  • Мастерства за плечами не носить, а с ним добро.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Без палки нет ученья.
  • Работнику полтина, мастеру рубль.
  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Комар носу не подточит.
  • Добрый портной с запасом шьёт.
  • Ничего не смыслить — век киснуть.
  • Учи других и сам поймёшь.
  • Повторенье — мать ученья.
  • Не учи плясать, я и сам скоморох.
  • Из одного дерева икона и лопата.
  • Пекла кажись пирожки, а вышли покрышки на горшки.
  • Наш пострел везде поспел.
  • За всё берётся, да не всё удаётся.
  • Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Афоризмы про учителей

Цитаты о чтении

50 лучших цитат об обучении

173,2 тыс.

просмотров

by Персонал TeachThought

Интернет любит многое.

Например, он любит кошек. Мемы тоже. Он любит видео, а значит, любит YouTube. Он любит рецепты и Википедию, тревожные ошибочные диагнозы на WebMd и, среди прочего (и здесь ближе к делу), цитаты. Отчасти это связано с кратким характером цитаты, соответствующей объему внимания читателей, заваленных бесконечным потоком нового контента.

Длина цитаты часто соответствует многим из наиболее популярных форматов в Интернете, включая графику, удобную для Pinterest, твиты, слайд-шоу и многое другое.

Итак, цитаты об обучении. Ниже мы отобрали 52 наши любимые цитаты об обучении. (У нас уже есть набросок следующей статьи, потому что многие из тех, кто нам нравится, не попали в этот раз.) Мы пытались выбрать из множества мыслителей, от учителей и писателей до поэтов и фермеров, философов и предпринимателей лидерам движения за гражданские права и, в некоторых случаях, даже политикам.

Цитаты об обучении: Эти цитаты об обучении обязательно отражают определенный взгляд на обучение, поэтому этот список является редакционным. В TeachThought мы фокусируемся на человеческом/критическом мышлении/инновациях, и цитаты, которые мы выбрали, в основном отражают это, как и в 50 лучших цитат о преподавании .

Мы надеемся, что некоторые из них будут вам полезны, например, в качестве подсказок. Начинается дискуссия, наверное. Или просто как напоминание вам как преподавателю о характере и важности вашего ремесла.

52 лучших цитаты об обучении

1. «Способность точно говорить тесно связана со способностью точно знать». — Уэнделл Берри

2. «Любой дурак может знать. Суть в том, чтобы понять». — Альберт Эйнштейн

3. «Скажи мне, и я забуду. Научи меня, и я запомню. Вовлеките меня, и я научусь» – Бенджамин Франклин

4. «Именно то, что мы уже знаем, часто мешает нам учиться» – Клод Бернар

5. «Обучение – это объединение, казалось бы, расходящихся идей и данных» – Терри Хейк

6. «Неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться, разучиваться и переучиваться», — Элвин Тоффлер

7. «Весь мир — лаборатория для любознательных ум.» –Мартин Фишер

8. «Важно то, чему ты учишься после того, как узнаешь все это». – Гарри С. Трумэн

9. «Вы ничему не учитесь, когда говорите» – Линдон Б. Джонсон

10. «Я никогда не учился у человека, который соглашался со мной» — Роберт А. Хайнлайн

См. также  52 наших любимых вдохновляющих цитаты для учителей

11. «Вы не научитесь ходить, следуя правилам. Вы учитесь, делая и падая». – Ричард Брэнсон

12. «Все наше знание начинается с чувств, затем переходит к пониманию и заканчивается разумом. Нет ничего выше разума». –Иммануил Кант

13. «Образование – это разжигание пламени, а не наполнение сосуда». –Сократ

14. «Дело не в том, что я такой умный. Но я остаюсь с вопросами намного дольше». – Альберт Эйнштейн

15. «Мы можем научиться мудрости тремя способами: во-первых, путем размышления, которое благороднее всего; Во-вторых, путем подражания, что проще всего; и в-третьих, по опыту, который является самым горьким». — Конфуций

16. «Небольшое обучение — опасная вещь». — Александр Поуп

17. Просветление — это отказ человека от своей незрелости, вызванной им самим. Незрелость — это неспособность использовать свой интеллект без руководства другого. Такая незрелость является самопричинной, если она вызвана не недостатком интеллекта, а отсутствием решимости и мужества использовать свой интеллект без руководства другого. Сапер Од! Имейте смелость использовать свой собственный интеллект! поэтому является девизом просвещения». – Иммануил Кант

18. «Чем больше я читаю, чем больше узнаю, тем больше убеждаюсь в том, что ничего не знаю», — Вольтер

19. «Тяжело терпеть неопределенность, но то же самое и с большинством других добродетелей». Бертран Рассел

20. «Возможно, когда мы больше не знаем, что делать, мы подошли к нашей настоящей работе, и когда мы больше не знаем, куда идти, мы пришли к нашему настоящему путешествию. Ум, который не сбит с толку, не используется. Препятствующий поток — это тот, который поет». — Уэнделл Берри

21. «То, что мы упорно делаем, становится нам легче делать; не то, чтобы природа самой вещи изменилась, а то, что наша способность делать увеличилась». – Ральф Уолдо Эмерсон

22. «Не просто учите своих детей читать. Научите их задавать вопросы о прочитанном. Научите их все подвергать сомнению» — Джордж Карлин

23. «Человек, который слишком много читает и слишком мало пользуется собственным мозгом, впадает в ленивую привычку думать» — Альберт Эйнштейн

24. «Если вы не научились что значит дружба, ты ничему не научился» – Мухаммад Али

25. «Каждый, кто начал думать, подвергает опасности какую-то часть мира», — Джон Дьюи

См. также 50 лучших цитат об образовании

26. «Хорошо поставленная проблема наполовину решено» – Джон Дьюи

27. «Чем больше вы читаете, тем больше вещей вы узнаете. Чем больше вы узнаете, тем больше мест вы сможете посетить». Сьюз

28. «Всякое обучение имеет эмоциональную основу». – Платон

29. Знания, которые приобретаются под принуждением, не овладевают умом. – Платон

30. «Мудрость — это научиться тому, чего не замечать» Уильям Джеймс

31. «Каждый ученик может учиться, но не в один и тот же день и не одним и тем же способом» — Джордж Эванс

32. «Знать недостаточно ; Мы должны подать заявку. Желания недостаточно; Мы должны это сделать». – Брюс Ли

33. «Имейте больше, чем показываете, говорите меньше, чем знаете, давайте меньше, чем должны, катайтесь больше, чем уходите, учитесь больше, чем вкладываете, ставьте меньше, чем бросаете». – Уильям Шекспир

34. «Быть ​​невежественным не столько позор, сколько нежелание учиться» – Бенджамин Франклин

35. «Мы должны научиться жить вместе, как братья, или погибнуть вместе, как дураки», — Мартин Лютер Кинг-младший

36. «Сотрудничество позволяет нам узнать больше, чем мы способны узнать сами», — Пол Соларц.

37. «Высокий гений презирает проторенные пути» Авраам Линкольн

38. «Никогда не позволяйте формальному образованию мешать вашему обучению» — Марк Твен

39. «Диалог не может существовать без смирения» — Пауло. Freire

40. «Развитие — это череда перерождений», — Мария Монтессори 9.0003

41. «Разум человека, однажды расширенный новой идеей, никогда не восстанавливает свои первоначальные размеры», — Оливер Уэнделл Холмс

42. «Мы учимся быть лучше, чем мы есть, не благодаря себе», — Уэнделл Берри.

43. «Даже гений задает вопросы» — Тупак Шакур

44. «Ожидать, что все дети одного возраста будут учиться на одних и тех же материалах — это все равно, что ожидать, что все дети одного возраста будут носить одежду одинакового размера» — Мадлен Охотник

45. «О чем ты думаешь, тем ты и становишься. Что вы чувствуете, то и притягиваете. Что вы представляете, то и создаете». – Будда 9.0003

46. «Перенос важен, но сначала подумайте об учащемся, а затем о его родной среде. Тогда, далее, будем надеяться на самоинициативное применение знаний. Без подсказки. Неформатированный. Спонтанное, личное и творческое применение понимания в динамичной физической и цифровой среде», — Терри Хейк,

,

, 47. «Человеческий разум — наш основной ресурс», — Джон Ф. Кеннеди,

,

, 48. «Все книги в в мире содержат не больше информации, чем транслируется в виде видео в одном большом американском городе за один год. Не все биты имеют одинаковое значение», — Карл Саган 9.0003

49. «Чем тише вы становитесь, тем больше слышите». — Будда

50. «Разум — это способность приспосабливаться к изменениям». — Стивен Хокинг

51. «Идеи без действий — это не идеи. Это сожаления» — Стив Джобс

52. «Возможно, когда мы больше не знаем, что делать,
мы подошли к нашей настоящей работе
и когда мы больше не знаем, куда идти,
у нас есть началось наше настоящее путешествие.

Ум, который не сбит с толку, не используется.
Поет тот поток, которому препятствуют». – Уэнделл Берри

53. «Есть четыре силы: память и интеллект, желание и алчность. Два первых являются ментальными, а остальные чувственными. Три чувства: зрение, слух и обоняние не могут быть предотвращены; ни осязать, ни пробовать на вкус». Леонардо да Винчи

52 лучших цитат об обучении

Учебные поговорки и обучающие цитаты

Обучение не ограничивается рамками классной комнаты. Жизнь, пожалуй, величайший учитель из всех. Вы никогда не будете слишком старым или слишком большим экспертом, чтобы узнать что-то новое. Наденьте шапочку для размышлений со списком мудрых, юмористических и проницательных цитат об обучении ниже.

Тот, кто перестает учиться, стар, будь то в двадцать или восемьдесят лет. Тот, кто продолжает учиться, остается молодым. Величайшая вещь в жизни — сохранить свой ум молодым. Генри Форд
Человек, который спрашивает, дурак на пять минут. Человек, который никогда не спрашивает, — дурак на всю жизнь. Китайская пословица
Момент озарения иногда стоит целого жизненного опыта. Оливер Венделл Холмс
Скажи мне, и я забуду. Научи меня, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Бенджамин Франклин
Учитесь так, как будто вам суждено жить вечно. Махатма Ганди
Кто учится, но не думает, тот пропал! Тот, кто думает, но не учится, находится в большой опасности. Конфуций
Следуя правилам, ходить не научишься. Вы учитесь, делая и падая. Ричард Брэнсон
Я всегда готов учиться, хотя мне не всегда нравится, когда меня учат. Уинстон Черчилль
Образованию нет конца. Дело не в том, что вы читаете книгу, сдаете экзамен и заканчиваете образование. Вся жизнь, с момента вашего рождения до момента смерти, представляет собой процесс обучения. Джидду Кришнамурти
Вы можете преподать ученику урок на один день; но если вы можете научить его учиться, вызывая любопытство, он будет продолжать процесс обучения, пока жив. Клэй П. Бедфорд
Я все время учусь. Надгробие будет моим дипломом. Эрта Китт
Самое полезное знание для использования в жизни — это разучиться тому, что не соответствует действительности. Антисфен
Целью обучения является рост, и наш разум, в отличие от нашего тела, может продолжать расти по мере того, как мы продолжаем жить. Мортимер Адлер
Каждый акт сознательного обучения требует готовности понести ущерб собственной самооценке. Вот почему маленькие дети, прежде чем они осознают свою собственную значимость, так легко учатся. Томас Сас
Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. Элвин Тоффлер
Я никогда не учился у человека, который со мной соглашался. Роберт А. Хайнлайн
Человек, который слишком стар, чтобы учиться, вероятно, всегда был слишком стар, чтобы учиться. Генри С. Хаскинс
Развитие желания учиться является отправной точкой всех достижений в классе. Роберт Джон Михан
Ожидать, что все дети одного возраста будут учиться на одних и тех же материалах, все равно что ожидать, что все дети одного возраста будут носить одежду одинакового размера. Мадлен Хантер
Если обучение — это акт исследования, то технологии подготовят исследователя к путешествию всей его жизни. Аноним
Парадоксально, но многие воспитатели и родители до сих пор различают время обучения и время игры, не видя между ними жизненно важной связи. Лео Бускалья
Подростки лучше всего учатся, делая что-то, они лучше всего учатся в командах, и они лучше всего учатся, делая что-то по-настоящему — все это противоположно тому, что на самом деле делает общеобразовательная школа. Джефф Малган
Обучение не достигается случайно. Ее нужно искать с рвением и уделять ей внимание с усердием. Эбигейл Адамс
Никогда не позволяйте формальному образованию мешать вашему обучению. Марк Твен
Если человек опустошит свой кошелек себе в голову, никто не сможет его у него отнять. Инвестиции в знания всегда окупаются наилучшим образом. Бенджамин Франклин
Во времена кардинальных перемен именно ученики наследуют будущее. Ученые обычно обнаруживают, что готовы жить в мире, которого больше не существует. Эрик Хоффер
Вот что такое обучение. Вы вдруг понимаете то, что понимали всю жизнь, но по-новому. Дорис Лессинг
Теперь мы принимаем тот факт, что обучение — это процесс, который длится всю жизнь, чтобы идти в ногу с изменениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *