Мысли народа о книге и пользе знания, быть может, самая важная часть пословично-поговорочного фольклора. Ими в полной мере воспользовался исторический прогресс. Уже в XVIII веке пословицу «Ученье — свет, а неученье — тьма» чаще других упоминали русские писатели. Я. Б. Княжнин вложил в уста персонажа своей комедии «Неудачный примиритель» такие слова: «Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма!». Свое уважение этой «старинной пословице» свидетельст-вовал И. А. Крылов. Позднее И. С. Тургенев сказал: «Ученье — не только свет, по народной пословице, — оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…» Писатель расширил смысл народного изречения, но связь его мысли с народной, пословичной мыслью вне всякого сомнения.
В пословицах и поговорках о книге и знаниях выразилась вся противоречивость условий прежней жизни народа. «И сам тому не рад, что грамоте горазд» — горько сетует пословица: грамотность часто становилась источником новых для человека страданий. «Грамотей — не пахарь» — порицала другая пословица обычай отделять грамотного человека от простого люда. И при всем том среди пословиц преобладали другие — такие, как: «Ученье — человеку ожерелье» и еще — «Наука верней золотой поруки».
Некоторые старинные пословицы и поговорки сегодня воспринимаются как памятники давней истории быта. В речи современного человека все эти пословичные суждения и поговорочные выражения обрели широкий переносный смысл. «Сперва аз да буки, а там и науки» — пословица стала обо-значением постепенности и порядка в любом деле. Однако многие пословицы сохраняют и свой первоначальный смысл: «Азбука — к мудрости ступенька», «Грамота — второй язык».
Старинные пословицы и поговорки о книге и знаниях не были замкнутой областью, чуждой других сфер народной жизни: народ знал, что книга не должна отделять человека от дела («Книги читай, а дела не забывай»), что подлинное знание неотделимо от опыта («Не испортив дела, мастером не будешь») и что ученье тогда полезно, когда ведет к умению («Учение без уменья не польза, а беда»). Посмотрев рубрики, под которые подведены пословицы и поговорки в этой книге, читатель и сам увидит, как естественно пословично-поговорочный фольклор соединяет разные сферы жизни. Пословицы и поговорки складывали не затворники, ушедшие от житейской суеты, а те, кто был озабочен мыслью о приложении знаний к жизни, труду. Народ избегал отвлеченного толкования пословиц, каким бы широким ни казался, на первый взгляд, их смысл. Такие пословицы, как «Непереная стрела в бок идет», в народной речи имели тесную связь с мыслью о неученом, хотя иносказание не исключало и других толкований, тоже, однако, практических, а не отвлеченных. Читатель не раз встретится в книжке с пословицами и поговорками такого типа. Их отношение к книге и знанию — частный случай жизненного применения. Такова уж летучая природа народной пословицы и поговорки: вне этого свойства трудно представить их.
Русские пословицы и поговорки, включенные в сборник, — старинная доподлинная пословично-поговорочная мудрость.
Неторопливое чтение сборника и размышление над каждой из пословиц и поговорок откроет читателю мир мыслей, выношенных длительным опытом народа, — тот ум, который, по пословице, «разуму подспорье».
Не красна книга письмом, красна умом.
Не складна письмом, складна вымыслом.
Лучше печатного не скажешь.
Одна книга тысячи людей учит.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Сила слова в правде.
На великое дело — великое слово.
Не пером пишут — умом.
Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.
Написано пером, не вырубишь и топором.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Написанное не пропадает.
Книга — в ней два листка, а середка пуста.
За семью печатями книга[1].
Тарабарская грамота[2].
Кто много читает, тот много знает.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книги читать — зла не пытать.
Глядит в книгу, а видит фигу[3].
Книга, а в ней кукиш и фига.
Читай, не вертись, а что написано, не сердись[4].
Эко диво: поглядишь — чистехонько, поглядишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается[5].
Книги читай, а дела не забывай.
Хороша книга, да чтец плох.
Немного читай, да много (да побольше) разумей.
Книга книгой, а своим умом двигай.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Читает — летает, да ничего не понимает.
Много читает, а дела не знает.
Уложенье читает, а дела не знает.
Читает как пономарь.
Читает как псалтирь[6].
Уела попа грамота[7].
По старой памяти — что по грамоте[8].
Он на этом собаку съел[9].
Прочитать от доски до доски[10].
Вар.: Вызубрить от доски до доски.
Есть и читать вместе — память проглотить.
Птице — крылья, человеку — разум.
Быстрее мысли ничего нет.
Разум силу победит.
И сила уму уступает.
Око видит далеко, а ум еще дальше.
От добрых дум крепчает ум.
Ум да разум надоумят сразу.
Ум — великое дело.
Ум золота дороже.
Где ум, там и толк.
Большой ум лучше малых дум.
Ум разумом крепок.
Ум разуму подспорье.
Ум без разума беда.
Думай так, чтобы после не передумывать.
Думка — надоумка.
Не подумавши, ничего не начинай.
Нетрудно сделать, трудно выдумать.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Не штука — наука, а штука — разум.
Ум без догадки гроша не стоит.
Догадка не хуже разума.
Думать хорошо, а отгадывать лучше того.
Дураку по пояс, а умный сух пройдет.
Без ума голова — котел.
Вар.: Без ума голова — шабала[11].
Имей ум — все остальное приложится.
У умной головы сто рук.
Свой ум — царь в голове.
Ума городьбой не огородишь.
Самое сладкое — язык, самое горькое — язык.
Язык мал, да горами качает.
Язык везде достанет.
Язык дружину водит.
Язык на замок не запрешь.
Язык не стрела, а пуще стрелы.
Не ножа бойся — языка.
Жало остро, а язык острей того.
Что знается, то и скажется.
Каков разум, таковы и речи.
В мыслях неправых не жди советов здравых.
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет (глаголет).
Умей сказать много в немногих словах.
Слова хороши, когда они коротки.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Слово по слову — что на лопате подает.
Знай больше, а говори меньше.
Много знай, да меньше бай[12].
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Длинный язык с умом не в родстве.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Во многословии не без пустословия.
Думка чадна, недоумка бедна, а всех тошней пустослов.
Слов много, да складу нет.
В долгих речах и короткого толку нет.
Язык повинен голове: пустой язык — пуста и голова.
Востер язык, да дурной голове достался.
Дай волю языку, скажет то, чего и не знает.
Пустому слову тугое ухо.
Пустая бочка пуще гремит.
Пустые слова — что орехи без ядра.
Из пустого в порожнее, а оттуда назад.
Ученье человеку ожерелье.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Красна пава[13] перьем, а человек — ученьем.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Ученый везде почтенный.
Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Не насытится око зрением, а человек — знанием.
Наука — не бука: она не стращает, а мрак незнания отгоняет.
Ничего не смыслить — век киснуть.
От знаний уйдешь — в хвосте пойдешь.
Ученье лучше богатства.
Работой — сыт будешь, учись — умен будешь.
Наука хлеба не просит, а хлеба дает.
Наука — верней золотой поруки.
Знание да наука на вороту не висят.
Знания на плечи не давят.
Без наук как без рук.
Наука переменяет природу.
Не бог поможет, а наука.
Руки поборют одного, знание поборет тысячу.
Сильному наука — лишний козырь.
Знание приобретешь — не пропадешь.
Не кичись, а учись.
Кабы все знал, так бы не учился.
Учись — умен будешь.
Умел дитя родить — умей и научить.
Не научи, да в мир пусти, так будет шиш, а не куски.
И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.
Учить — ум точить.
Учиться всегда пригодится.
Делу обучиться — всегда пригодится.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Без опыта и науки не бери и хомута для починки в руки.
Чему учился, тому и пригодился.
Учение в детстве как резьба на камне.
Учи сына, поколе поперек лавочки укладывался, а как во всю вытянулся — не научишь.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Гни деревцо, пока гнется; учи дитятку, пока слушается.
К мягкому воску печать, а к юну[14] ученье.
К мягкому воску печать явна, а к молодому человеку учение внятно[15].
Не кайся рано встати, а молодо учитись.
Учись смолоду — слюбится под старость.
Опустя[16] время учиться, что по ушлому[17] гонять.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Молодому учиться рано, старому поздно.
Старого не выучить — мертвого не вылечить.
Вар.: Старого учить — что мертвого лечить.
Учиться — никогда не поздно.
Умей быть умней.
Век живи — век учись.
Вар.: Век живи — век трудись, а трудясь — век учись.
Век жить — век учиться.
Для учения нет старости.
Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь — учись.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
Ученью — время, игре — час.
Книгами не лодыгами играть[18].
В книги — не в чурки[19].
Грамоте поучиться — как камешки подглодать.
Повторение — мать ученья.
Зады, зады! — а переды перед тобою[20].
Не будь тороплив, а будь памятлив.
К большому терпенью придет и уменье.
Наука не пиво: в рот не вольешь.
Всякое уменье трудом дается.
Всем добро, да не всякому па пользу (ученье).
Не всякому все дается.
Не далась ему эта наука.
Без складу по складам, без толку по толкам[21].
Безумен учения не любит.
Сытое брюхо — к ученью глухо (туго).
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Науку в голову не вобьешь, как охоты не будет.
Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч.
Тупо сковано — не наточишь: глупо рожено (рождено) — не научишь.
Словами жернова не вернешь[22], а глупого не научишь.
Ни мертвеца рассмешить, ни дурака научить.
Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить.
Дурака учить — что мертвого лечить.
Вар.: Мертвого не вылечить, дурака не выучить.
Вар.: Дурака учить — что на воде писать.
Вар.: Дурака учить — что решетом воду носить.
Вар.: Дурака учить — что в стену горох лепить.
Дырявого меха не надуть, а безумного не научить.
Дураку наука — что ребенку огонь.
Глупому сыну и отец ума не пришьет.
Человек неученый — что топор неточеный.
Ни аза[23] в глаза не знает.
Индюшки от воробья не распознает.
Ни в дудочку, ни в сопелочку.
Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.
Непереная стрела в бок идет.
Недоученый хуже неученого.
Переученый хуже недоученого.
По складам — так не грамотей.
Где чихнуть пришлось — запятая; где икнулось — двоеточие, а где табаку понюхать — точка[24].
Легко забыть то, чего не знаешь.
Кукушка не ястреб, а недоучка — не мастер.
Всему учен, только не изловчен.
Знайка незнайку учит.
Ученый (умный) водит, неученый следом ходит.
Всезнайки не родятся.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Вар.: Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
Вар.: Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сидит.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
Азбука — к мудрости ступенька.
Сперва аз да буки[25], а там и науки.
Аз да буки избавляют от муки.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Грамота — второй язык.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться — всегда (вперед) пригодится.
Без грамоты как без свечки в потемках.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Грамота не болезнь, годы не уносит.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают, да и то не берут.
Худая грамота — (только) душе пагуба.
Вар.: Худая грамота — человеку пагуба.
Азбуку учат, во всю избу кричат[26].
Аз, буки и веди страшат, что медведи.
Азбука — наука, а ребятам бука (мука).
За аз да за буки, там и указку в руки.
Аз — били мене раз[27], буки — набрался муки.
Аз, буки — бери указку в руки; фита, ижица — плетка ближится[28].
Вар.: Фита да ижица — к ленивому плеть ближится.
Ум да умец да третий — дубец[29].
Не побивши, не выучишь.
Мнится, писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело[30].
Добро сеять — добро и пожинать.
У врача лечись, а у умного учись.
Ученику — удача, учителю — радость.
Дерево и учитель познаются по плоду.
Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Умный научит, дурак наскучит.
Учи показом, а не рассказом.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Учи других — и сам поймешь.
Толкуй, да прежде сам разжуй.
На вожжах и лошадь умна.
Добрый разум наживешь не разом.
Поживешь подольше, узнаешь побольше.
Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что.
Будешь все знать, скоро состаришься.
Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений.
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.
Опыт молодому крылья дает, а у старого цепями на ногах волочится.
Сквозь огонь и воду и медные трубы прошел.
Поживешь с мое да пожуешь с мое, так и узнаешь с мое.
Научен горьким опытом.
Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля[31].
Всякий умен: кто сперва, кто после.
Разок надоумить можно, а навек ума не дашь.
Печка нежит, а дорожка учит.
Нужда ум родит.
Нужда острит ум.
Когда придет беда, купишь ума.
Чем ближе беда, тем больше ума.
Сума да беда дадут ума.
И не учен, да толчен.
Вар.: Не ученый, да толченый.
Школа вымучит, охота выучит.
Вар.: Не выучит школа — выучит охота.
Вар.: Не выучит школа — выучит нужда.
И на большие умы живет промашка.
Ошибка учит людей разуму.
Ошибся, что ушибся: вперед наука.
Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII—XX веков. Издание подготовили М. Я. Мельц,
В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. М.—Л., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.
Русские пословицы и притчи, изданные И. Снегиревым. М., 1848.
Новый сборник русских пословиц и притчей, служащих дополнением к собранию русских народных пословиц и притчей, изданных в 1848 году И. Снегиревым. М., 1857.
Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., Гослитиздат, 1957.
Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сборник русских пословиц и поговорок. Изд. 3‑е, испр. и доп. М., 1915.
Русские пословицы и поговорки. Из собрания В. М. Подобина, И. П. Зиминой. Лениздат, 1956.
Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1961.
Русские народные пословицы и поговорки. Составил
А. М. Жигулев. «Московский рабочий», 1965.
[1] О книге непонятной или непонятой. При иносказательном толковании выражение употребляется для обозначения всего неведомого и тайного.
[2] Тарабарская грамота в прямом смысле — условная тайнопись; для понимания ее был нужен особый ключ. В переносном значении — всякое неразборчивое письмо, «темная» книга. Тарабарщина — бестолковщина, непонятный, бессмысленный разговор, непонятное распоряжение и пр.
[3] Интересное пояснение этой пословицы дал Н. В. Гоголь. В «Мертвых душах» есть такое место: «И был он похож на того рассеянного ученика, который глядит в книгу, но в то же время видит и фигу, подставленную ему товарищем».
[4] Пословица с лубочной картинки «Роспись приданому тебе молодцу удалому» (XVIII век).
[5] Из народной шутки над дьячком, плохо освоившим грамоту.
[6] Псалтирь — собрание псалмов и молитв.
[7] Возможно, пословица возникла в XVII столетии, когда была предпринята правка церковных богослужебных книг. Духовенство, вытвердившее молитвы и службы на старинный лад, с трудом при-норовлялось к новому порядку: иной и в чтении был нетверд, полагаясь всецело на память. В переносном смысле пословица относилась ко всякому, кого подвела приверженность к старине.
[8] Пословицу сложили защитники старины, оправдывавшие древний порядок церковной службы самим фактом длительной традиции. Оставаясь памятью о церковных спорах XVII века, пословица обрела в речи переносный смысл и применялась, когда необходимо было оправдать законность древней традиции в чем-либо вообще.
[9] Поговорка становится пословицей, когда продолжена: «Собаку съел, только хвостом подавился», т. е. знающий, опытный, а в пустяке ошибся.
О предполагаемом смысле этой поговорки см. в книге С. Максимова «Крылатые слова», М., 1955, стр. 194—196, 410—411.
[10] Переплет у книг в старину был досчатый. От доски до доски — означает от начала до конца книги.
[11] Шабала — плашка, осиновый чурбан, а также деревянный ковш, всякая деревянная посуда вообще.
[12] Бай — говори (от глагола баить — говорить, толковать, беседовать).
[13] Пава — павлин.
[14] Юн — юноша, юный.
[15] Внятно (от глагола внимать) — прочно усваивать слышанное или читанное.
[16] Опустя — спустя, упустив.
[17] Ушлое (от уходить) — ушедшее, потерянное; по ушлому гонять — попусту искать, трудиться.
[18] Лодыгами играть — играть в бабки, кости.
[19] В чурки — игра в городки.
[20] Пословица о необходимости продвижения в учении: зады — старое, пройденное; переды — предстоящее.
[21] Читать по толкам — бегло, в противоположность чтению по складам — слогам, медленно.
[22] Не вернешь — не повернешь.
[23] Аз — первая буква в алфавите. «Ни аза» — ничего не знать, даже первой буквы.
[24] Пословица о безграмотном письме с произвольно расставленными знаками препинания.
[25] Аз да буки — старинные названия первой и второй букв в алфавите.
[26] Т1ри старинном обучении грамоте учитель произносил слог, ученики хором повторяли его за ним, приучаясь самостоятельно складывать буквы.
[27] Мене — мне.
[28] Фита, ижица — старинные названия последних букв в алфавите. Ближится — близится.
[29] Пословица о наставнике (ум), ученике (умец) и розге, пруте, (дубец — в северных говорах).
[30] Пословица о битье, без которого не мыслили обучения грамоте и письму.
[31] Опосля — после.
Узнавать что-то новое всегда было важно. Но не всем это по плечу, ибо нужна настойчивость. Наверное, поэтому и говорят: «Без терпения – нет учения».
Когда ребенок учится ходить, то он часто падает и так же часто поднимается. Он пытается снова и снова, пока наконец у него не получается сделать первый полноценный шаг. Подходит ли пословица «Без терпения нет учения» к этому случаю? ребенок не чувствует того напряжения, которое связано с усилием научения, малыш осваивает навык по наитию. Но, конечно, он преодолевает себя даже бессознательно.
То же самое справедливо и в отношении обучения какому-то делу или науке. Ни у кого и никогда не получается все с первого раза, а значит, нужно проявить упорство и выдержку. Да, есть люди, которые схватывают на лету, но нет тех, кто схватывает и понимает все в деталях сразу же. Всему надо учиться. Об этом и говорит выражение «Без терпения – нет учения».
Есть очень показательный пример соотношения между физическим умением и умственным. Ребенок учится ходить, и его приводят в пример как идеал выдержки и упорства. Но здесь есть некоторый изъян: человек не может сказать себе: «Я ходить не хочу, буду всю жизнь ползать». Когда же человек учится какому-то делу, то важно понять, сколько времени можно потратить на овладение наукой. Если человек тратит на обучение год, два или десять лет, а умение, меж тем, пустяковое, то ему не следует думать о ребенке и его упорстве, когда тот учится ходить. Возможно, просто человек выбрал не свое дело и тратит время зря. Понять правильно или неправильно человек живет, бывает не менее ценно, чем обрести себя.
Но во многих случаях, конечно, стоит помнить о рассматриваемой пословице и не бросать нечто после первой попытки. Учение трудно, иногда даже мучительно, но без упорства и терпения оно не существует. В любом случае многое решает самоощущение человека, если ему дело нравится, и он готов жертвовать своим временем ради того, чтобы добиться результатов, то кто ему может запретить? Правда, всегда есть вероятность, что в таких попытках, человек проходит мимо своего предназначения.
1. Спишите пословицы. Выделите графически мягкий знак: разделительный — одной чертой, а показатель мягкости — двумя чертами.
Без ученья нет уменья.
Побольше знай, поменьше говори.
Чтобы больше знать, надо меньше спать.
Труд кормит, а лень портит.
Счастье в воздухе не вьётся, а трудом достаётся.
Ручьи сольются — река, люди соединятся — сила.
2. Спишите пословицы. Выделите графически разделительный мягкий знак.
Отольются волку зайкины слезки.
Муравьиная рать и льва победит.
Где согласье, тут и счастье.
Без ученья нет уменья.
Береги платье снову, а честь смолоду.
3. Спишите пословицы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Два друга — мороз да вьюга.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Доброе молчанье лучше ворчанья.
Без вдохновенья нет достиженья.
Встречай не лестью, а честью.
1. Спишите пословицы. Определите склонение и падеж имён существительных.
Порядок время бережёт.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Жизнь — в борьбе, а борьба — в жизни.
На всякого мудреца довольно простоты.
Краткость — сестра таланта.
Собирая по ягодке, наберёшь кузовок.
2. Спишите пословицы. Определите склонение и падеж имён существительных.
Лисицу поймаешь хитростью, а волка — мужеством.
Ссора до добра не доводит.
В лесу дров не нашёл.
Не учи щуку плавать.
В пустой бочке звону много.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
3. Спишите пословицы. Определите склонение и падеж имён существительных.
Худая крыша от дождя не защита.
За чужой щекой зуб не болит.
Всякая сорока от своего языка погибает.
Курица соседа всегда выглядит гусыней.
На вкус, на цвет товарища нет.
На ловца и зверь бежит.
Кашу маслом не испортишь.
4. Спишите пословицы. Определите падеж и число имён существительных.
Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.
Суди о людях не по словам, а по делам.
Пошло дело на лад, и сам тому рад.
Не спеши языком, торопись делом.
Ключ от курятника не вешай на шею лисы.
Когда телега разбита, много людей вам скажут, по какой дороге надо было ехать.
5. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имён существительных.
Труд ведёт к чест… и слав….
Без волнения и заботы не жди радост… от работы.
Азбука — к мудрост… спупенька.
Сила жизн… в дружб….
Жить — Родин… служить.
Любовь к Родин… сильнее смерт….
При солнышк… тепло, при матер… добро.
6. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Выделите падежные окончания имён существительных.
Лучше умереть геро…м, чем жить рабом.
Мир осв…щается солнц…м, а человек знанием.
Красуйся не улыбк…й сладкой, а трудовой хватк…й.
Смелый к побед… стремится.
Делу время, потех… час.
Капля по капл… и камень долбит.
7. Спишите пословицы. Подчеркните имена существительные с мягким знаком после шипящих.
Красна речь пословицей.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
На помощь надейся, а сам не плошай.
Рожь поспела — берись за дело.
Всякая вещь хороша на своём месте.
Целина крепка, а молодёжь ещё крепче.
Весною оглобля за ночь травою обрастает.
Как ни долга ночь, а рассвет будет.
8. Спишите пословицы. Подчеркните имена существительные с мягким знаком после шипящих.
Умный товарищ — половина дороги.
Тяжёлую вещь лучше поднимать сообща.
После дождя и туч снова солнца луч.
Дружеская помощь дороже золота.
Без пословицы речь не молвится.
Ложь человека не красит.
9. Спишите пословицы. Подчеркните антонимы — имена существительные.
Труд кормит, а лень портит.
Смех и слезу прошибает.
Лето — припасиха, а зима — подбериха.
Молодость — не грех, а старость — не смех.
Правда и кривда — что огонь и вода.
От радости кудри вьются, а от печали секутся.
Горе старит, а радость молодит.
Пословицы и поговорки об учении возникли с тех самых пор как человек научился мыслить и выражать свои мысли словами. Они тонко подмечают роль силы знаний в жизни каждого.
Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы
Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый “свет” в жизни. Свет – значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.
Без знаний жизнь подобна “тьме” – значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.
Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учение красота, а неучение слепота.
Ученье лучше богатства
Повторение – мать учения
Ученье и труд – все перетрут.
Учение да труд к славе ведут.
Учиться всегда пригодится.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без мученья нет ученья!
Без муки нет и науки.
Без терпенья нет ученья.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения вперед не пойдешь. (удм)
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Больше узнаешь – сильнее станешь.
Век живи – век учись.
Всякому делу обученье надобно.
Где учение, там и умение.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Для учения нет старости.
Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Куй железо, пока горячо, – учись, пока молод. (морд)
Многое ученье трудов потребует.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
Намучишься, так и научишься.
Не будешь учиться – знать ничего не будешь. (хакас)
Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)
Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)
Не кичись, а учись.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Не учась, в люди не выйдешь.
Не учившись, человеком не будешь. (коми)
Небрежность в ученье – гибель в бою.
Оттого в люди пробился, что учился.
Пока талант получат, век учат.
Почитай учителя, как родителя.
Сам учиться иди и товарища за собой веди.
Свет земли – солнце, свет человека – учение. (осет)
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Тяжело учиться – легко жить.
Учение – источник знаний, знание – свет жизни. (казах)
Учение – путь к умению.
Учение – человеку ожерелье.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение к плохому не приведет. (морд)
Учение образует ум, а воспитание – нравы.
Учение требует призвания.
Ученику – удача, учителю – радость.
Ученого учить – лишь портить.
Ученому везде дорога.
Ученому и книги в руки.
Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.
Ученый везде почтеный.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье – красота, а неученье – сухота.
Ученье – красота, неученье – слепота.
Учить – ум точить.
Учиться никогда не поздно.
Человека украшает не одежда, а знание.
Внеклассное занятие по ручному занимательному труду
Цель: показать взаимосвязь учебной и трудовой деятельность в жизни
обучающихся
Задачи: прививать обучающимся любовь к труду, к учебной деятельности ;
закрепить навык работы с ножницами, умение экономить бумагу;
способствовать развитию творческих способностей, внимания,
памяти, мышления;
развивать кругозор обучающихся.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
I. Сообщение темы.
– А у нас сегодня не урок, а внеклассное занятие по ручному занимательному труду. (Слайд 1) Тема его «Без ученья, нет уменья» (Слайд 2)
– Как вы понимаете тему занятия?
– Вот нам и предстоит это выяснить. А для этого вам необходимо стать активными участниками, быть внимательными, смекалистыми, старательными и аккуратными.
Проверим вашу готовность к уроку. (Слайд 3)
– Чего у вас нет на столах? (Картона)
– Вы его получите в процессе занятия.
Итак, начинаем!
II. Основная часть.
Расскажу, друзья, сейчас я историю для вас.
Жил на свете мальчик (Слайд 4) Вася.
Учился он во втором классе.
Вася был большим лентяем,
Он уроки пропускал.
И учиться, как ребята,
Мальчик в школе не желал.
Целый день играл в футбол он,
Книжек Вася не читал, и, конечно,
Маме с папой он ни в чём не помогал.
Говорили мама с папой: «Должен ты учиться.
Это в жизни, милый мальчик, тебе пригодится».
Вася головой кивал, но уроки пропускал.
Он считал, что хоть и мал
А в жизни много уже знал.
Но однажды страшный сон Васечке приснился,
Наш малыш в стране чужой разом очутился.
Он на остров вдруг попал, и чуть в обморок не упал.
Что увидел мальчик Вася, никто такого не видал.
Огромные насекомые по острову летали,
Огромные насекомые всё на острове уничтожали.
– Каких насекомых вы узнали?
– Посчитайте, сколько их было?
– Кто может помочь избавиться от вредных насекомых?
Вася решил найти птиц, но на острове их не было.
Вася к берегу побежал, он там лодку увидал.
Лодка старая была, с дыркой в корпусе она,
По воде уж не плыла.
Вася плакал и рыдал, но никто ему не помогал.
– Ребята, давайте поможем Васе, сделаем ему кораблики, ведь он ничего не умеет делать.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (Слайд 8)
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)
А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)
(Слайд 9) «Кораблик».
– Из чего будем делать кораблик? (Из цветной бумаги)
– Скажите, какого цвета у вас будет кораблик?
Выполнение работы по инструкционной карте (Слайды 10, 11)
Прикрепление корабликов на доску.
– Вот какие вы молодцы!
– Чем отличаются кораблики? (Цветом, размером)
– На каком же из них поплывёт Вася, сейчас выясним.
– Он не поплывёт на втором кораблике справа (убрать), на маленьком, на третьем кораблике слева, на кораблике после зелёного и т. п. (Остаётся 2 кораблика)
– А на каком он поплывёт, вы решите сами, прослушав песню (Дети слушают «Белые кораблики»). (Слайд 13)
А на остальных корабликах он отправится в другие путешествия.
Вася по морю плывёт, птичек кличет и зовёт. Позовём вместе с ним:
« Птички, птички, помогите, насекомых проглотите!»
Вдруг откуда ни возьмись, пара птичек появись. Сколько это пара? (Слайд 14)
Васю поняли они и на помощь ему пришли.
– Но птичек мало, а насекомых много. Давайте попробуем превратиться в птичек, и уничтожим остальных насекомых.
Физкультминутка. Птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят.
Влево поглядели, вправо поглядели,
Вверх поглядели, вниз поглядели,
И клевать насекомых полетели.
Вася остался на острове жить,
Ведь кругом море, куда же плыть.
Как кораблём управлять, куда курс держать,
Вася не знал и не понимал,
И от этого ещё больше страдал.
Дождь идёт (Слайд 16)
Солнце печёт (Слайд 17),
А Вася без дома на острове живёт.
Как построить дом не знает,
Плачет Вася и рыдает.
– А как называют людей, которые строят дома? (Слайд 18) Давайте и мы с вами побудем строителями и построим для Васи дом, ведь Вася ничего не умеет делать.
– Вспомните, из чего состоит дом. (Дети называют и выбирают себе нужный шаблон)
– Какая геометрическая фигура?
– Но дом должен быть красивым. Вот таким! (Слайд 19)
– Из чего мы его построим? (Из картона)
Выберите правильно необходимый картон для вашей части дома.
Строительный материал готов. А теперь аккуратно изготовляем детали. Помним об экономии бумаги.
– Выполняем работу.
– А теперь из деталей построим дом.
(Слайд 21)
Дни летят напролёт.
Вася целый год на острове живёт.
Плачет мальчик и рыдает,
Школу он не посещает,
По дому очень скучает.
Понял вдруг наш мальчик Вася,
Зря уроки пропускал.
Если б он учился в школе,
То бы многое узнал.
Как себе жильё построить
И кораблик смастерить.
Как с врагом нужно сразиться,
И его как победить.
Вдруг проснулся мальчик наш.
Побежал он в школу. (Слайд 22, 23)
И решил он для себя
«Должен я учиться.
Если буду много знать,
В жизни пригодится!
III. Итог занятия.
Вернёмся к теме нашего занятия. Какие выводы вы сделали для себя?
– Ведь действительно, ребята, без ученья, нет уменья. Когда человек учится, то он и трудится, когда трудится, то в процессе труда учится.
Не случайно народ сложил такие прекрасные пословицы о труде. (Слайд 25)
– Как вы их понимаете? Какие пословицы о труде ещё знаете?
– А какой главный труд сейчас для вас? Помните, что без ученья, нет уменья. И если у кого-то из ребят в классе что-то не получается, не оставайтесь в стороне, придите на помощь. Вспомните, как вы помогли Васе. Вася благодарит вас за помощь и дарит вам на прощание песню.
Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы
Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый «свет» в жизни. Свет — значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.
Без знаний жизнь подобна «тьме» — значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.
Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учение красота, а неучение слепота.
Ученье лучше богатства
Повторение — мать учения
Ученье и труд — все перетрут.
Учение да труд к славе ведут.
Учиться всегда пригодится.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без мученья нет ученья!
Без муки нет и науки.
Без терпенья нет ученья.
Без учения вперед не пойдешь. (удм)
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Больше узнаешь – сильнее станешь.
Век живи – век учись.
Всякому делу обученье надобно.
Где учение, там и умение.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Для учения нет старости.
Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)
Куй железо, пока горячо, – учись, пока молод. (морд)
Многое ученье трудов потребует.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
Намучишься, так и научишься.
Не будешь учиться – знать ничего не будешь. (хакас)
Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)
Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)
Не кичись, а учись.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Не учась, в люди не выйдешь.
Не учившись, человеком не будешь. (коми)
Небрежность в ученье – гибель в бою.
Оттого в люди пробился, что учился.
Пока талант получат, век учат.
Почитай учителя, как родителя.
Сам учиться иди и товарища за собой веди.
Свет земли – солнце, свет человека – учение. (осет)
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Тяжело учиться – легко жить. (морд)
Учение – источник знаний, знание – свет жизни. (казах)
Учение – путь к умению.
Учение – человеку ожерелье.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение к плохому не приведет. (морд)
Учение образует ум, а воспитание – нравы.
Учение требует призвания.
Ученику – удача, учителю – радость.
Ученого учить – лишь портить.
Ученому везде дорога.
Ученому и книги в руки.
Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.
Ученый везде почтеный.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье – красота, а неученье – сухота.
Ученье – красота, неученье – слепота.
Учить — ум точить.
Учиться никогда не поздно.
Человека украшает не одежда, а знание.
Смотрите также:
— пословицы и поговорки о чтении — пословицы и поговорки о книгеВ этой статье представлены русские народные пословицы и поговорки об учении, знаниях, науке, образовании.
Смотрите: Пословицы и поговорки на другие темы
Афоризмы про учителей
Цитаты о чтении
173,2 тыс.
просмотров
by Персонал TeachThought
Интернет любит многое.
Например, он любит кошек. Мемы тоже. Он любит видео, а значит, любит YouTube. Он любит рецепты и Википедию, тревожные ошибочные диагнозы на WebMd и, среди прочего (и здесь ближе к делу), цитаты. Отчасти это связано с кратким характером цитаты, соответствующей объему внимания читателей, заваленных бесконечным потоком нового контента.
Длина цитаты часто соответствует многим из наиболее популярных форматов в Интернете, включая графику, удобную для Pinterest, твиты, слайд-шоу и многое другое.
Итак, цитаты об обучении. Ниже мы отобрали 52 наши любимые цитаты об обучении. (У нас уже есть набросок следующей статьи, потому что многие из тех, кто нам нравится, не попали в этот раз.) Мы пытались выбрать из множества мыслителей, от учителей и писателей до поэтов и фермеров, философов и предпринимателей лидерам движения за гражданские права и, в некоторых случаях, даже политикам.
Цитаты об обучении: Эти цитаты об обучении обязательно отражают определенный взгляд на обучение, поэтому этот список является редакционным. В TeachThought мы фокусируемся на человеческом/критическом мышлении/инновациях, и цитаты, которые мы выбрали, в основном отражают это, как и в 50 лучших цитат о преподавании .
Мы надеемся, что некоторые из них будут вам полезны, например, в качестве подсказок. Начинается дискуссия, наверное. Или просто как напоминание вам как преподавателю о характере и важности вашего ремесла.
52 лучших цитаты об обучении
1. «Способность точно говорить тесно связана со способностью точно знать». — Уэнделл Берри
2. «Любой дурак может знать. Суть в том, чтобы понять». — Альберт Эйнштейн
3. «Скажи мне, и я забуду. Научи меня, и я запомню. Вовлеките меня, и я научусь» – Бенджамин Франклин
4. «Именно то, что мы уже знаем, часто мешает нам учиться» – Клод Бернар
5. «Обучение – это объединение, казалось бы, расходящихся идей и данных» – Терри Хейк
6. «Неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться, разучиваться и переучиваться», — Элвин Тоффлер
7. «Весь мир — лаборатория для любознательных ум.» –Мартин Фишер
8. «Важно то, чему ты учишься после того, как узнаешь все это». – Гарри С. Трумэн
9. «Вы ничему не учитесь, когда говорите» – Линдон Б. Джонсон
10. «Я никогда не учился у человека, который соглашался со мной» — Роберт А. Хайнлайн
См. также 52 наших любимых вдохновляющих цитаты для учителей
11. «Вы не научитесь ходить, следуя правилам. Вы учитесь, делая и падая». – Ричард Брэнсон
12. «Все наше знание начинается с чувств, затем переходит к пониманию и заканчивается разумом. Нет ничего выше разума». –Иммануил Кант
13. «Образование – это разжигание пламени, а не наполнение сосуда». –Сократ
14. «Дело не в том, что я такой умный. Но я остаюсь с вопросами намного дольше». – Альберт Эйнштейн
15. «Мы можем научиться мудрости тремя способами: во-первых, путем размышления, которое благороднее всего; Во-вторых, путем подражания, что проще всего; и в-третьих, по опыту, который является самым горьким». — Конфуций
16. «Небольшое обучение — опасная вещь». — Александр Поуп
17. Просветление — это отказ человека от своей незрелости, вызванной им самим. Незрелость — это неспособность использовать свой интеллект без руководства другого. Такая незрелость является самопричинной, если она вызвана не недостатком интеллекта, а отсутствием решимости и мужества использовать свой интеллект без руководства другого. Сапер Од! Имейте смелость использовать свой собственный интеллект! поэтому является девизом просвещения». – Иммануил Кант
18. «Чем больше я читаю, чем больше узнаю, тем больше убеждаюсь в том, что ничего не знаю», — Вольтер
19. «Тяжело терпеть неопределенность, но то же самое и с большинством других добродетелей». Бертран Рассел
20. «Возможно, когда мы больше не знаем, что делать, мы подошли к нашей настоящей работе, и когда мы больше не знаем, куда идти, мы пришли к нашему настоящему путешествию. Ум, который не сбит с толку, не используется. Препятствующий поток — это тот, который поет». — Уэнделл Берри
21. «То, что мы упорно делаем, становится нам легче делать; не то, чтобы природа самой вещи изменилась, а то, что наша способность делать увеличилась». – Ральф Уолдо Эмерсон
22. «Не просто учите своих детей читать. Научите их задавать вопросы о прочитанном. Научите их все подвергать сомнению» — Джордж Карлин
23. «Человек, который слишком много читает и слишком мало пользуется собственным мозгом, впадает в ленивую привычку думать» — Альберт Эйнштейн
24. «Если вы не научились что значит дружба, ты ничему не научился» – Мухаммад Али
25. «Каждый, кто начал думать, подвергает опасности какую-то часть мира», — Джон Дьюи
См. также 50 лучших цитат об образовании
26. «Хорошо поставленная проблема наполовину решено» – Джон Дьюи
27. «Чем больше вы читаете, тем больше вещей вы узнаете. Чем больше вы узнаете, тем больше мест вы сможете посетить». Сьюз
28. «Всякое обучение имеет эмоциональную основу». – Платон
29. Знания, которые приобретаются под принуждением, не овладевают умом. – Платон
30. «Мудрость — это научиться тому, чего не замечать» Уильям Джеймс
31. «Каждый ученик может учиться, но не в один и тот же день и не одним и тем же способом» — Джордж Эванс
32. «Знать недостаточно ; Мы должны подать заявку. Желания недостаточно; Мы должны это сделать». – Брюс Ли
33. «Имейте больше, чем показываете, говорите меньше, чем знаете, давайте меньше, чем должны, катайтесь больше, чем уходите, учитесь больше, чем вкладываете, ставьте меньше, чем бросаете». – Уильям Шекспир
34. «Быть невежественным не столько позор, сколько нежелание учиться» – Бенджамин Франклин
35. «Мы должны научиться жить вместе, как братья, или погибнуть вместе, как дураки», — Мартин Лютер Кинг-младший
36. «Сотрудничество позволяет нам узнать больше, чем мы способны узнать сами», — Пол Соларц.
37. «Высокий гений презирает проторенные пути» Авраам Линкольн
38. «Никогда не позволяйте формальному образованию мешать вашему обучению» — Марк Твен
39. «Диалог не может существовать без смирения» — Пауло. Freire
40. «Развитие — это череда перерождений», — Мария Монтессори 9.0003
41. «Разум человека, однажды расширенный новой идеей, никогда не восстанавливает свои первоначальные размеры», — Оливер Уэнделл Холмс
42. «Мы учимся быть лучше, чем мы есть, не благодаря себе», — Уэнделл Берри.
43. «Даже гений задает вопросы» — Тупак Шакур
44. «Ожидать, что все дети одного возраста будут учиться на одних и тех же материалах — это все равно, что ожидать, что все дети одного возраста будут носить одежду одинакового размера» — Мадлен Охотник
45. «О чем ты думаешь, тем ты и становишься. Что вы чувствуете, то и притягиваете. Что вы представляете, то и создаете». – Будда 9.0003
46. «Перенос важен, но сначала подумайте об учащемся, а затем о его родной среде. Тогда, далее, будем надеяться на самоинициативное применение знаний. Без подсказки. Неформатированный. Спонтанное, личное и творческое применение понимания в динамичной физической и цифровой среде», — Терри Хейк,
,, 47. «Человеческий разум — наш основной ресурс», — Джон Ф. Кеннеди,
, 48. «Все книги в в мире содержат не больше информации, чем транслируется в виде видео в одном большом американском городе за один год. Не все биты имеют одинаковое значение», — Карл Саган 9.0003
49. «Чем тише вы становитесь, тем больше слышите». — Будда
50. «Разум — это способность приспосабливаться к изменениям». — Стивен Хокинг
51. «Идеи без действий — это не идеи. Это сожаления» — Стив Джобс
52. «Возможно, когда мы больше не знаем, что делать,
мы подошли к нашей настоящей работе
и когда мы больше не знаем, куда идти,
у нас есть началось наше настоящее путешествие.
Ум, который не сбит с толку, не используется.
Поет тот поток, которому препятствуют». – Уэнделл Берри
53. «Есть четыре силы: память и интеллект, желание и алчность. Два первых являются ментальными, а остальные чувственными. Три чувства: зрение, слух и обоняние не могут быть предотвращены; ни осязать, ни пробовать на вкус». Леонардо да Винчи
52 лучших цитат об обучении
Обучение не ограничивается рамками классной комнаты. Жизнь, пожалуй, величайший учитель из всех. Вы никогда не будете слишком старым или слишком большим экспертом, чтобы узнать что-то новое. Наденьте шапочку для размышлений со списком мудрых, юмористических и проницательных цитат об обучении ниже.
Тот, кто перестает учиться, стар, будь то в двадцать или восемьдесят лет. Тот, кто продолжает учиться, остается молодым. Величайшая вещь в жизни — сохранить свой ум молодым.Генри Форд
Человек, который спрашивает, дурак на пять минут. Человек, который никогда не спрашивает, — дурак на всю жизнь.Китайская пословица
Момент озарения иногда стоит целого жизненного опыта.Оливер Венделл Холмс
Скажи мне, и я забуду.Бенджамин ФранклинНаучи меня, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
Учитесь так, как будто вам суждено жить вечно.Махатма Ганди
Кто учится, но не думает, тот пропал! Тот, кто думает, но не учится, находится в большой опасности.Конфуций
Следуя правилам, ходить не научишься. Вы учитесь, делая и падая.Ричард Брэнсон
Я всегда готов учиться, хотя мне не всегда нравится, когда меня учат.Уинстон Черчилль
Образованию нет конца. Дело не в том, что вы читаете книгу, сдаете экзамен и заканчиваете образование. Вся жизнь, с момента вашего рождения до момента смерти, представляет собой процесс обучения.Джидду Кришнамурти
Вы можете преподать ученику урок на один день; но если вы можете научить его учиться, вызывая любопытство, он будет продолжать процесс обучения, пока жив.Клэй П. Бедфорд![]()
Я все время учусь. Надгробие будет моим дипломом.Эрта Китт
Самое полезное знание для использования в жизни — это разучиться тому, что не соответствует действительности.Антисфен
Целью обучения является рост, и наш разум, в отличие от нашего тела, может продолжать расти по мере того, как мы продолжаем жить.Мортимер Адлер
Каждый акт сознательного обучения требует готовности понести ущерб собственной самооценке. Вот почему маленькие дети, прежде чем они осознают свою собственную значимость, так легко учатся.Томас Сас
Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.Элвин Тоффлер
Я никогда не учился у человека, который со мной соглашался.Роберт А. Хайнлайн![]()
Человек, который слишком стар, чтобы учиться, вероятно, всегда был слишком стар, чтобы учиться.Генри С. Хаскинс
Развитие желания учиться является отправной точкой всех достижений в классе.Роберт Джон Михан
Ожидать, что все дети одного возраста будут учиться на одних и тех же материалах, все равно что ожидать, что все дети одного возраста будут носить одежду одинакового размера.Мадлен Хантер
Если обучение — это акт исследования, то технологии подготовят исследователя к путешествию всей его жизни.Аноним
Парадоксально, но многие воспитатели и родители до сих пор различают время обучения и время игры, не видя между ними жизненно важной связи.Лео Бускалья
Подростки лучше всего учатся, делая что-то, они лучше всего учатся в командах, и они лучше всего учатся, делая что-то по-настоящему — все это противоположно тому, что на самом деле делает общеобразовательная школа.Джефф Малган![]()
Обучение не достигается случайно. Ее нужно искать с рвением и уделять ей внимание с усердием.Эбигейл Адамс
Никогда не позволяйте формальному образованию мешать вашему обучению.Марк Твен
Если человек опустошит свой кошелек себе в голову, никто не сможет его у него отнять. Инвестиции в знания всегда окупаются наилучшим образом.Бенджамин Франклин
Во времена кардинальных перемен именно ученики наследуют будущее. Ученые обычно обнаруживают, что готовы жить в мире, которого больше не существует.Эрик Хоффер
Вот что такое обучение. Вы вдруг понимаете то, что понимали всю жизнь, но по-новому.Дорис Лессинг
Теперь мы принимаем тот факт, что обучение — это процесс, который длится всю жизнь, чтобы идти в ногу с изменениями.