Кружок «Волшебный мир природного материала »
Воспитатель :
Гоголева Ольга Николаевна
Пояснительная записка
На сегодняшний день развитие художественно-эстетических способностей детей и экологическое воспитание является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т.д. Чтобы помочь детям понять и осознать окружающий нас мир природы, я веду кружок «Волшебный мир природного материала ». Я стараюсь развивать у детей природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, моторику рук и глазомер, поэтому: направлением кружка является развитие художественно-эстетических способностей детей через работу с природными материалами. Он ориентирован на развитие детского творчества как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребенку познавать новое. Здесь собрано разнообразные коллекции природных материалов, дети используют его для создания оригинальных скульптур, аранжировок, рельефных картин и композиций, а также игрушек. Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек – забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Красота и разнообразие природного материала, изготовленные игрушки и поделки собственными руками вызывает яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка.
Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы.
При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.
Занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка.
Ожидаемый результат я хочу научить детей, как соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе, выполнять работу самостоятельно, используя знания, умения, навыки, сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь. Привить любовь к природе, чтоб дети научились беречь и ценить природу .
месяц | неделя | Тема | Цель | Художественный материал |
сентябрь | 1 | «Винни-Пух и его друзья» | Учить детей делать забавные поделки из конского каштана, развивать согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, точность в выполнении действий, вызвать искреннюю радость, восторг от полученного результата. | Каштаны, ватные палочки, семена растений |
3 | «Стрекоза» | Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки – пластилин; формировать интерес к данному виду труда . | Семена ясеня, клена, сухая веточка любого дерева, пластилин. | |
октябрь | 1 | «Черепашка» игрушка-забава | Создавать образ черепашки с помощью каштана и грецкого ореха, совершенствовать навыки и умение в работе с природным материалом. Получать радость от результатов своего труда. | Грецкий орех, каштан, семена ясеня, пластилин |
3 | «Старик-лесовик» | Учить изготавливать лесовичка из еловых шишек, дополняя растительными элементами, веточками, листьями. Расширять представления детей о разнообразии природного материала. | Еловые и сосновые шишки, веточки и листья растений, желуди | |
Ноябрь | 1 | «Веселые ежики» игрушки | Изготавливать ежика из сосновых шишек, украшая дополнительными элементами для выразительности образа. Воспитывать у детей желание заниматься интересной работой с природным материалом. | Сосновые шишки, пластилин, семена растений |
3 | «Птичка» игрушка | Закрепить навык работы с плодом каштана; способствовать дальнейшему формированию навыков соединения деталей; воспитывать настойчивость в достижении цели. | Каштаны, веточки деревьев, перья, спички, пластилин, краски | |
декабрь | 1 | «Зоосад» сюжетная композиция | Учить детей создавать коллективную работу из природного материала и ранее сделанных игрушек, формировать умение, планировать свою деятельность с учетом общей цели. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Веточки осенних деревьев, листья, ягоды рябины, шишки, игрушки из природного материала |
3 | «Котенок» | Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок ; учить анализировать образец поделки и процесс ее выполнения ; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. | Плоды шиповника, спички или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки. | |
январь | 1 | «Лошадка» | Учить детей делать игрушку лошадку из разного природного материала ; продолжать формировать умения планировать последовательность действий ; закрепить навыки соединять детали поделки при помощи заостренных веточек ; воспитывать настойчивость в достижении цели. | Початки кукурузы, веточка дерева, жолудь , семена огурца или арбуза. |
3 | «Оленье стойбище» сюжетная композиция | Учить детей использовать различный природный материал для изготовления игрушки оленя; развивать у детей умение соединять части игрушек; воспитывать внимательность и старание в работе, умение создавать коллективную работу, объединенную одной темой. | Желуди, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей. | |
февраль | 1 | «Вертолет» | Учить детей делать игрушку из разных природных материалов, закреплять ранее приобретенные навыки работы с природным материалом, развивать умение, планировать предстоящую работу. | Еловая шишка, грецкий орех, крылатки ясеня, веточки. |
3 | «Подарок маме» коллаж-натюрморт | Продолжать знакомить детей с натюрмортом: учить продумывать композицию букета и орнамента с учетом особенностей используемых материалов. Вызвать эмоциональный отклик на красоту цветочного букета. | Засушенные цветы, листья, травы, цветной картон, фасоль, тыквенные семечки, гречневая крупа. | |
март | 1 | «Котенок и щенок» | Продолжать учить детей использовать природный материал для изготовления разнообразных поделок, формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом. Учить детей самостоятельно подбирать материал для работы. Закреплять умение использовать разнообразный материал для осуществления знакомой темы. | Плоды шиповника, веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, желуди, орехи. |
3 | «Павлин» | Закреплять навыки работы с разным природным материалом; продолжать учить детей быть аккуратными, развивать глазомер, эстетический вкус , чувство цвета . | Шишки еловая или сосновая, жолудь, веточки дерева . | |
апрель | 1 | «Пасхальный подарок» работа с готовыми формами | Учить детей преобразовывать готовые формы в образ весенней вазы, украшать изделия орнаментом из пшена, цветов и листьев, дополнять образ распускающимися веточками деревьев. Развивать дизайнерское мышление, фантазию, эстетический вкус. | Баночки из под йогурта, сухие листья, семена растений, веточки, цветы. |
3 | «Колодец» | Учить детей мастерить колодец из деревянных прищепок или брусков, понимать конструкцию объекта, анализировать ее основные части, определять функциональное назначение каждой из них. Воспитывать умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. | Деревянные прищепки, бруски, клей, нитки | |
Май | 1 | «Гнездо аиста» | Учить делать гнездо аиста из сухих веточек растений; аиста из природного и бросового материала | Фасоль, пенопласт, веточки, семена растений, сухая трава |
3 | «Деревенское подворье» | Из прежних поделок оформить сюжетную композицию, развивать воображение, мышление, творчество, умение создавать коллективную работу, воспитывать дружелюбие, эстетический вкус. | Ранее изготовленные игрушки, сено, солома, трава, |
Список детей, посещающий кружок
1.Храмова Юлия
2.Федоряка Софья
3.Иполитова Елизавета
4.Солдатенко Маргарита
5.Сапегина Екатерина
6.Субботина Анастасия
Цели и задачи кружковой работы.
1. Развитие творческих способностей детей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи:
Используемая литература
nsportal.ru
Дополнительная общеобразовательная программа
“ФАНТАЗИЯ”
для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
(для детей 6-14 лет)
Направление: художественно-эстетическое
Автор: Кудымова Любовь Витальевна
Актуальность программы
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы – удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.
Природа – замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Цель программы
– создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся; развитие любви к природе.
Организация деятельности кружка
Программа работы кружка рассчитана на три года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
1год обучения Группа первого года обучения комплектуется из детей- 6-7лет, их количество составляет 10-12 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 64 часа. Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа, всего 32 занятия за учебный год.
2 год обучения Возраст обучающихся в группе второго года обучения – 8-9 лет, количество детей составляет 8-10 человек. Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа (64 часа, 32 занятия в год).
3 год обучения Возраст обучающихся в группе третьего года обучения – 10-14 лет, количество детей составляет 8-10 человек. Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа (64 часа, 32 занятия в год).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план группы первого года обучения
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теория | практика | ВСЕГО | |||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | – | 2 | 1 |
2 | СБОР ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА | 1 | 5 | 6 | 3 |
3 | ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ ИЗ ЦЕЛЫХ ФОРМ РАСТЕНИЙ | 4 | 10 | 14 | 7 |
4 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ МОЗАИКИ | 4 | 10 | 14 | 7 |
5 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | 8 | 12 | 6 |
6 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА | 1 | 5 | 6 | 3 |
7 | ЗАНЯТИЯ ВЫШИВКОЙ | 3 | 5 | 8 | 4 |
8 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | – | 2 | 1 |
| ИТОГО: | 21 | 43 | 64 | 32 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план группы второго года обучения
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теория | практика | ВСЕГО | |||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | – | 2 | 1 |
2 | СБОР ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА | 1 | 5 | 6 | 3 |
3 | ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ ИЗ СЕМЯН РАСТЕНИЙ | 4 | 10 | 14 | 7 |
4 | ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ ИЗ ЦЕЛЫХ ФОРМ РАСТЕНИЙ | 4 | 10 | 14 | 7 |
5 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА | 2 | 6 | 8 | 4 |
6 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК С использованием перьев птиц | 1 | 5 | 6 | 3 |
7 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИСКУСССТВЕНННЫХ ЦВЕТОВ | 3 | 3 | 6 | 2 |
8 | ЗАНЯТИЯ ВЫШИВКОЙ | 2 | 4 | 6 | 3 |
9 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | – | 2 | 1 |
| ИТОГО: | 21 | 43 | 64 | 32 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план группы третьего года обучения
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теор | практ | ВСЕГО | |||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | – | 2 | 1 |
2 | СБОР ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА | 1 | 5 | 6 | 3 |
3 | ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ ИЗ СЕМЯН РАСТЕНИЙ | 2 | 8 | 10 | 5 |
4 | ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИЙ ИЗ ЦЕЛЫХ ФОРМ РАСТЕНИЙ | 4 | 10 | 14 | 7 |
5 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | 8 | 12 | 6 |
6 | ПАННО. КОЛЛАЖ | 1 | 5 | 6 | 3 |
7 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИСКУСССТВЕНННЫХ ЦВЕТОВ | 2 | 2 | 4 | 2 |
8 | ЗАНЯТИЯ ВЫШИВКОЙ | 3 | 5 | 8 | 4 |
9 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | – | 2 | 1 |
| ИТОГО: | 21 | 43 | 64 | 32 |
ЛИТЕРАТУРА
1. 1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), №1,6-2003.
2. Выгонов В. В. «Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. – М.: Первое сентября. 2003.
3. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981.
4. Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
5. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» (№9, 1998)
6. Ежемесячный научно-методический журнал «Школа и производство» (№03, 2004)
7. Ежемесячный научно-методический журнал «Школа и производство» (Народное образование, №№ 5,6 ,1995, №7, 1997. №5-2002).
8. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. Уч. Пособие по художественному труду. Linka-Press, 1996.
9. Положение о кружке Станции юных техников.
10. Положение об учебном кабинете.
11. Программы. Техническое творчество учащихся. – М: «Просвещение» 1995.
12. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
13. Чернышев И. «Основы художественного ремесла»
14. Щеблыкин И. К., Романина В. П., Катакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1990.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
На одну группу из 15 человек на год
Наименование инструмента | Кол-во | Расходные материалы | Кол-во |
Линейки | 15 | Цветная бумага | 15 наб. 3шт. |
nsportal.ru
Программа дополнительного образования «Весёлые поделки».
Направление: художественно-эстетическое
Автор: Фомина Татьяна Павловна
Актуальность программы
В настоящее время дети все больше и дальше отдаляются от природы, заменяя общение на работу в компьютере, не замечая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Во время выполнения работы из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей его среде.
Программа “Весёлые поделки” направлена на развитие художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Помогает детям увидеть удивительный мир живой природы, зачастую скрытый от современного человека .
Природа – замечательная мастерская. Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Цель программы.
Создание условий для развития личности, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы.
Познакомить с приемам и технологиями изготовления композиций.
Способствовать развитию у детей художественного вкуса и творческого потенциала, развитию образного мышления и воображения.
Создать условия к саморазвитию учащихся, развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения.
Формы организации деятельности.
Групповая.
Занятия – практикумы.
Коллективно – творческие дела.
Предполагаемые результаты.
Дети освоят технику работы с природным и бросовым материалом. Овладеют навыками работы с инструментами.
Научатся создавать технологические карты.
Литература:
1. Выгонов В. В. «Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. – М.: Первое сентября. 2003.
2. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981.
3. Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1час в неделю, 34 часа в год)
№п.п. | Тема занятия | Дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. Сбор природного материала. | ||
2. | Выполнение аппликации из целых форм растений. “Лесные бабочки”. | ||
3. | Декоративная мозаика. “Царица листвы”. | ||
4. | Декоративная мозаика. “Волшебник”. | ||
5. | Декоративная мозаика. “Бабочка на окне”. | ||
6. | Декоративная мозаика. “Дамы”. | ||
7. | Объёмные поделки из природного и бросового материала. “Застенчивый ёжик”. | ||
8. | Объёмные поделки из природного и бросового материала. “Лесные жители”. | ||
9. | Объёмные поделки из природного и бросового материала. “Пернатые друзья”. | ||
10. | Объёмные поделки из природного и бросового материала. “Гусеница”. | ||
11. | Объёмные поделки из природного и бросового материала. Работа по выбору. | ||
12. | Аппликация из семян растений. “Рождественские ангелочки”. | ||
13. | Аппликация из семян растений. “Весёлые гномики”. | ||
14. | Аппликация из семян растений.”Букет цветов”. | ||
15. | Аппликация из семян растений. Работа по выбору. | ||
16. | Изготовление поделок с использованием перьев. “Курочка в гнёздышке”. | ||
17. | Изготовление поделок с использованием перьев. “Птички – невелички”. | ||
18. | Изготовление поделок с использованием перьев. “Ангелочки”. | ||
19. | Изготовление поделок с использованием перьев.”Ангелочки”. | ||
20. | Изготовление поделок из яичной скорлупы. “Яичные зайчата”. | ||
21. | Изготовление поделок из яичной скорлупы. “Цыплята”. | ||
22 | Изготовление поделок из яичной скорлупы. “Кошка с котёнком”. | ||
23 | Изготовление поделок из яичной скорлупы. “Поросёнок”. | ||
24. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Морской дворец”. | ||
25. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Апельсиновая кошечка и черепаха”. | ||
26. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Проворная водомерка”. | ||
27. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Кукурузная зайчиха”. | ||
28. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Разноцветные тучки”. | ||
29. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Каменный слон”. | ||
30. | Изготовление поделок из комбинированного материала. “Картофельные зайцы”. | ||
31. | Аппликация. “Ромашковое поле”. | ||
32. | Аппликация. “Весёлый лужок”. | ||
33. | Аппликация. “Весёлый лужок”. | ||
34. | Оформление работ в альбом. |
nsportal.ru
schoolfiles.net
| Я принесла Вам подарок от матушки природы. Вы уже знаете, как много интересного и красивого можно сделать из материалов, которыми в изобилии снабжает нас природа. Давайте вспомним, что такое природный материал? Молодцы! Природный материал – это все то, что находится в природе. Сейчас я загадаю загадку, отгадав, которую Вы узнаете, с каким природным материалом мы будем работать на занятии. Это не овощ, это не фрукт. На хвойных деревьях красиво растут. И раскрываются будто бы книжка. С елки высокой падает… Сегодня мы будем изготавливать поделку из шишки. На каких деревьях растут шишки? Деревья эти желтеют? Рассмотрите, шишки сосны и ели. Чем они между собой отличаются? Верно: у сосны шишка короткая с крупными чешуйками, а у ели удлиненная с тонкими чешуйками. Немного фантазии и воображения и из ваших рук выйдут забавные фигурки зверей, животных, птиц, людей. А какую поделку из шишки мы будем делать сегодня на занятии, вы узнаете, отгадав загадку: Всю ночь летает – Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло. Рассказ о сове: У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, её не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова – хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света. Если сову вытащить из гнезда днем, она будет беспомощной, потому что на свету её большие глаза практически ничего не видят. Поэтому днем сова спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте. Бесшумно летает сова над ночными полянами. Увидит она мышь, поймает её и снова возвратится в дупло. Анализ образца: Назовите материалы, из которых сделана сова? Сколько шишек потребуется для изготовления поделки совы? Какая это шишка? Из каких частей состоит сова? | Листья, коряги, камни, ракушки. шишки, желуди, крылатки клена, орехи, семена и т.д. Шишка (слайд 2) сосна, ель Они зимой и летом зеленые и вместо листьев у них иголки. Формой и размером. ( слайды 3,4,5) (слайды 6-14) Сова ( слайды 15-19) – Из шишки и пластилина. -Одна еловая шишка. -Туловище с головой-шишка; глаза, ушки, клювик, лапки, крылья из пластилина. |
| Ребята, давайте вспомним приемы лепки. А) Когда мы разминаем пластилин, этот прием называется…? Б) А следующий прием, когда мы сдавливаем наши заготовки называется…? В) А когда разминаем пластилин, скатываем и образуем колбаски? | Приемом РАЗМИНАНИЯ. Приемом СДАВЛИВАНИЯ. Раскатывание колбаски. | Физкультминутка. | В лесу темно, все спят давно. (Дети изображают спящих) Все птицы спят… Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками) Совушка – сова, Большая голова. На суку сидит, Головой вертит. (Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте) | Учащиеся выполняют движения по тексту. |
| Давайте вспомним, кого мы сегодня будем делать? Скажите, а какие приспособления нам понадобятся для того, что бы выполнить поделку не испачкав стол? А какие материалы нам понадобятся? Какие инструкции пользования при работе с пластилином? – Что еще? – Для чего нужна стека? – Для того чтобы сделать детали совы вам нужно будет выполнить разные приемы лепки, которые мы с вами уже повторили. Только слушаем, смотрим, запоминаем, ничего не трогаем. 1. Берем шишку – это туловище совы. Вы знаете, что голова совы сливается с туловищем. Далее лепим отдельные элементы головы. 2. Глазки. Берем белый пластилин. Делим его пополам. Один кусок разминаем. Используем прием разминания. Поместим на одну ладонь, сверху накроем второй и совершаем круговые движения, периодически поворачивая будущий шарик, пока он не станет круглым. Используем прием сдавливания. Делаем три пары шарика (1-оранжевая, большая,2-белая, средняя,3-черная, маленькая) 3. Лапки. Берем пластилин коричневого цвета. Делим его пополам. Один кусок делим на 4 равные части. Разминаем все 4 части. Скатываем, делаем маленькие колбаски. Соединяем, одну основа лапки,3 остальные-пальцы. 4. Клювик, ушки сделайте сами из любого цвета, который посчитаете подходящим для вашей Совушки. 5.Крылья сделаем из пластилина. Берем кусок пластилина (цвет крыльев по желанию), делим его пополам. Один кусок разминаем. Используем прием разминания. Вылепливаем продолговатый шарик, затем используя прием сдавливания, расплющиваем кусок пластилина по форме крыла. Так делаем и с другой частью пластилина, чтобы сделать второе крыло. Готовые крылья закрепляем к шишке. | Сову. Доска или клеенка. Пластилин, шишка. При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду. После работы с пластилином следует тщательно протереть руки влажными салфетками. Стека. Чтобы разрезать пластилин. Смотрят за действиями воспитателя. |
| Ребята, а сейчас составьте мне план работы. Проверим, все ли у вас на месте, если чего-то у вас нет, попросите у своего друга, или поделитесь сами. | Дети поэтапно проговаривают план изготовления частей поделки. 1.Берем шишку- это туловище совы. 2.Делаем глазки из пластилина. 3.Делаем лапки тоже из пластилина. Катаем колбаски из пластилина. 4.Делаем клювик и ушки из пластилина. 5.Делаем крылья из пластилина. 6.Сажаем нашу получившуюся поделку на основу. |
| Практическая работа. Совместная лепка воспитателя и учащихся на каждом этапе работы. Воспитатель проверяет, контролирует, отслеживает, корректирует, проводит текущий инструктаж. | Разбивка пластилина на части:
3.Отрезание части для ушек и клюва, крыльев. |
kopilkaurokov.ru
Поделки из природного материала – это увлекательное и очень полезное занятие, развивающее фантазию, художественный вкус, тренирующее ловкость рук и мелкую моторику. Но польза такого творчества не только в этом. Детские психологи утверждают, что каждый ребенок должен почаще переживать в детстве чувство радости и восхищения от общения с природой, от встречи с чем-то праздничным и удивительным. С накоплением жизненного опыта и знаний эти переживания превращаются в понимание красоты природы. Занятия и игры с природным материалом как нельзя лучше подходят для достижения этой цели. Работа с «живым» материалом помогает ребенку ближе соприкоснуться с природой, увидеть красоту в обыкновенной шишке или желуде, дает возможность разглядеть удивительные образы в самых обыденных вещах. Но не пора ли нам перейти от слов к делу? Осеннее творчество ждет нас!
Если недалеко от вашего дома растут дубы и каштаны, интересное занятие во время прогулки, а потом и дома вам обеспечено. Хорошо бы захватить с собой на улицу корзиночку или детское ведерко специально для сбора желудей и каштанов. Замечательные поделки получатся, если сочетать разные природные материалы: каштаны, шишки, кусочки коры и мха, листья, ягоды и др.
Веселая гусеничка. Даже самый маленький творец с вашей помощью сможет смастерить симпатичную гусеницу из каштанов. Для этого нужно отщипнуть небольшие кусочки пластилина и склеить ими каштаны в цепочку. Добавим гусенице пластилиновые глазки и усики из спичек. Красота!
Желудевые человечки.
Ежик. Намажьте на каштановый бочок толстый слой пластилина. Пусть малыш с вашей помощью воткнет в пластилин зубочистки. Получится ежик!
Змейка. Из «шляпок» от желудей можно смастерить оригинальную змею или гусеницу. Для этого соберите таких шляпок побольше. Мама аккуратно прокалывает шляпки шилом, а малыш нанизывает их на проволочку. Для туловища нам понадобится 15–20 шляпок. Желательно, чтобы диаметр желудевых шапочек уменьшался от головы к хвосту (отличный повод обсудить с ребенком понятие «больше–меньше»). В качестве головы используем желудь, насаживая его на проволоку. Глазки змейке рисуем маркером или делаем из пластилина. Изгибая проволоку, можно придать телу «змеи» любую форму.
Осенние вазы. Для этой поделки нам понадобится небольшая стеклянная банка (0,5–0,7 л) или бутылка с широким горлышком. Сначала подготовьте поле деятельности для малыша – обмажьте банку толстым слоем пластилина. Можно сделать ее одноцветной или полосатой, или пятнистой. Лучше использовать пластилин ярких цветов. Теперь дело за ребенком. Выдайте ему разные природные материалы (шапочки от желудей, небольшие желуди и каштаны, мелкие сухие листья, лепестки цветов, веточки и т. п.). Можно еще добавить крупный бисер, бусинки, пайетки. Пусть малыш украсит банку на свой вкус, вдавливая предметы в пластилин. Можно располагать их хаотично, или же создать рисунок, узор. В такой оригинальной вазе особенно красиво будут смотреться высушенные осенние листья и сухоцветы.
Во время прогулки соберите большой букет разных листьев и предложите малышу рассмотреть каждый листок и назвать, какие цвета встречаются в осенней раскраске кустов и деревьев. Можно называть цвета и оттенки по очереди с мамой: красный, розовый, алый, пунцовый, багряный, пурпурный, лимонный, оранжевый, коричневый, фиолетовый… А не использовать ли нам для поделок и листья тоже?
Первые аппликации. Самые маленькие творцы могут сделать замечательную аппликацию, просто наклеивая высушенные листья на бумагу в хаотичном порядке и перекрывая уже наклеенные листья новыми. Получится яркая осенняя абстракция. Для работы подойдет любой клей (например, ПВА). Создавать аппликации можно как на белой бумаге или картоне, так и на цветной. Если потом поместить по центру фотографию малыша, получится замечательный подарок для бабушки!
Цветные отпечатки. Листья можно использовать и в качестве штампов. Лучше печатать не сухими листьями, а только что принесенными с прогулки. Выберем красивый листочек, положим на газету, и пусть малыш закрасит его гуашью при помощи кисточки. После этого приложим к нашему «штампу» лист бумаги, прогладим руками и аккуратно снимем. На бумаге остался яркий отпечаток. Придумайте, как можно использовать отпечатки листьев. Их можно вырезать и украсить комнату. А может, дорисовать, чтобы получилась узнаваемая фигурка?
Осенние художества. Если ваш кроха любит рисовать красками, предложите ему выбрать самый красивый листик и нарисовать его дома в альбоме, постаравшись получить на рисунке такие же цвета и оттенки, что и у настоящего осеннего шедевра. Листик можно предварительно обвести в альбом, а потом раскрашивать.
Гербарий. Наверняка, малышу понравится идея сделать гербарий из осенних листьев. Ведь они такие красивые и необычные, на них можно будет потом любоваться всю зиму. Соберите во время прогулки по несколько листочков от разных деревьев. Дома засушите их, прогладив через газету не слишком горячим утюгом или разложив между страниц старых журналов и придавив сверху чем-нибудь тяжелым. Подготовленные листочки пришейте к листам белой бумаги (или приклейте тонкими полосками клейкой ленты), подпишите названия деревьев, положите каждый лист в файл, а затем поместите в папку. Так ваш маленький исследователь не только позанимается творчеством, но и научится различать листья разных деревьев и кустов.
Наталья Гудкова, актриса, Коля (11 лет) и Вова (6 лет)
С младшим сыном Вовой мы в прошлом году, когда ему было 5 лет, делали поделку из желудей и спичек. Обычно мы лепим по принципу «на кого похоже, тот и будет»! Помню, это были симпатичные лошадки и поросята с ушками из бумаги и пятачками из пластилина… Главное, что сыну нравится и процесс, и результат.
Юлия Такшина, актриса, Ваня (9 лет) и Федя (7 лет)
Осенние поделки – это здорово. Мой старший сын Ваня ходит в кружок лепки поделок из природных материалов. Это развивает и моторику, и воображение. Ребенок видит какой-то листочек или палку, и у него рождается идея, что из них может получиться. Например, однажды Ваня сделал ежика из глины и семечек, из ракушек слепил лебедя. В ход идет все, что под рукой, типа скорлупы от фисташек, вроде бы мусора. А в умелых руках получается что-то интересное.
Природный материал годится не только для творческих поделок. С ним можно придумать еще массу интересных игр! Например, «Каштан в ладошке». Пусть малыш подставит ладонь, будет выкладывать на нее по каштану и считать. Сколько каштанов поместится в ладошку и не упадет? А может, в следующий раз удастся побить рекорд? А сколько каштанов поместится в папину ладошку? Радости будет море. И заодно потренируется счет. Еще можно набрать шишек, желудей, веточек и др., сложить их в мешочек, завязать глаза и наощупь угадывать, что в руке.
Веселых и интересных вам прогулок!
www.2mm.ru
Фантазия человека порою просто не имеет границ. А в маленькой головке юного дарования собран кладезь невероятных идей! Только таланты ребенка нужно вовремя разглядеть и развить. Сделать это можно в том числе и выполняя оригинальные поделки из природного материала своими руками.
Содержание
Виды природного материала для поделок
Правила заготовки природного материала для поделок
Возможности природных материалов для поделок
Виды творческих работ из природного материала
Техника и правила работы с природными материалами
Дополнительный материал для поделок из природного материала
Применение поделок из природного материала
Сколько ярких красок появляется в природе с наступлением осени! Именно в это время года с малышом можно побросаться опавшей листвой, собрать и долго пересматривать желуди или каштаны, а так же пахнущие смолой шишки (какие они все разные!), но главное, объяснить ребенку, что все это – дары природы. А какие красивые получаются осенние поделки из природных материалов!
Не зря учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня в осенние дни чаще выходят на экскурсии в парк, лес, ведь на наглядном примере проще научить детей видеть красоту природы и привить любовь к ней. Попутно можно заготовить природный материал, чтобы и зимой школьная выставка пополнялась новыми поделками.
Самыми правильными припасами природного характера будут те, которые собраны в конце лета и начале осени, так как дозревшие твердые плоды уже не будут морщиться или, наоборот, гнить. А осенние листики будут готовы вместе с ребятами окунуться в сказочный мир, ведь аппликации из природного материала действительно получаются сказочными.
Нужно помнить, что природные материалы (семена овощей, растений) необходимо высушить в проветриваемом помещении, чтобы исключить их загнивание.
Листья важно разложить по одному на страницах толстой тетради для того, чтобы они при просушке приобрели гладкую, ровную форму и не раскрошились. Не забудьте сверху на тетрадь положить пресс.
Самый большой плюс, который имеют поделки из природного материала для детей – это простота их исполнения, а также доступность и большой выбор материалов, деталей для их изготовления. Кроме того, не нужно переживать за сертификацию товара, так как все материалы натуральны и безопасны для здоровья ребенка!
Благодаря изготовлению поделок из природных материалов дети не только учатся аккуратности, усидчивости, развивают фантазию и воображение, но и познают мир растений. Работа с данным материалом положительно сказывается на психическом состоянии малыша, так как действует успокаивающе, способствует развитию мелкой моторики и мышления.
Можно выполнить самые разные поделки из природных материалов своими руками.
При работе необходимо неукоснительно соблюдать технику безопасности, так как прежде, чем приступить к сборке поделки с природного материала своими руками, сначала готовят ее детали.
При изготовлении человечков, зверушек из желудей и шишек требуется выполнение определенных действий: прокалывание шилом, сверление, отпиливание. Любые подобные работы из природного материала должна происходить на рабочем месте, при этом руки с деталями поделки не следует держать на вису, все действия нужно стараться производить на поверхности стола. Острые инструменты необходимо держать в положении от себя.
Праздников очень много и к каждому из них можно сделать необычные поделки из природного материала своими руками, а затем организовать тематические выставки, посвященные празднику Осени, Дню Матери, Новому году, 8 Марта и др.
Поделки своими руками из природного материала подойдут в качестве подарка или сувенира. А овощи и фрукты, представленные в необычном виде, украсят любую выставку под названием «Дары природы».
Поделки из природного материала доставляют массу удовольствия и помогают организации полезного досуга не только для детей, но и для их родителей, и педагогов.
www.rastut-goda.ru