Почва и ее обитатели подготовительная группа: Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе. | План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему:

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе. | План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему:

Программное содержание:

  1. Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.
  2. Развивать познавательную активность.
  3. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Активизировать словарь: почва, подземные обитатели, воздух, подземные обитатели, перегной.

Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве, экскурсия в парк.

Ход занятия:                                                     

Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку

Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот?

 

– Вы догадались что это?

 

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

– А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

– А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

– А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…).

А кормит она не только нас, но и растения.

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

– Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабараторию

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

 ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).

Какой вывод можно сделать?

Выводпочве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве(ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)

ВыводПочва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 4: А что происходит,  когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).

 

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

 

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных  жителей». Отгадайте загадки

1)Маленький  рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

 

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

 

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)

 

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)

 

5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

 

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» – ведь они нужны почве.)

 

 Игра “Что я видел на участке?”

Воспитатель: Ребята, а теперь, давайте вспомните наш участок и закончите следующие предложения:

– Осенью с деревьев на землю падают ….(листья, плоды, например, каштаны)

– Дождик поливает землю, и листья … (становятся мокрые)

-Желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно-коричневыми и черными пятнами, они. .. (гниют).

-Мы часто видим как по земле ползают …(червячки, насекомые)

-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят … (червяков)

Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили.

 

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» – ведь они нужны почве.)

 

НОД ” Почва – живая земля”

Конспект НОД «Почва – живая земля». Подготовительная группа.

Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, познакомить с её составом.

Задачи:

образовательные:

• формировать у детей знания о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений;

• при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит её загрязнение, как листья превращаются в почву.

• познакомить детей с обитателями почв.

развивающие:

• развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, умение размышлять, высказывать свои предположения, самостоятельно формулировать и обобщать результаты опытов.

• развивать воображение.

воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе, подземным обитателям.

Развитие словаря: растения, насекомые, грызуны, песок, глина, воздух.

Обогащение словаря: почва, свойства, перегной.

Оборудование: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; микроскоп или лупы, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка); для игры-листья, стаканчики с землей, песком, глиной (по количеству детей, шапочки с изображением куста – 2 штуки, с изображением дождевого червя-2 штуки, 4 обруча.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, грызунах, почвах, игры с листьями и наблюдения за ними в разное время года, опыты с почвой.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. Воспитатель показывает детям подарок от Шуршика, предлагает угадать, что в нём спрятано.

Воспитатель: Этот ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки.

Эта земля называется почвой — самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее. Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя: Когда – то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но из-за ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Воспитатель: Почва – это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду нам не нравится, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья. Почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья?

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

ОПЫТ 1: показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп (лупу). Есть в почве и песок с глиной.

ОПЫТ 2:

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время видно, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Мы сказали, что в почве есть воздух. Находится он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы увидеть это – проведём опыт.

ОПЫТ 3:

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх.

– Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух). В почве есть вода, поэтому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По тропинке мы идём (ходьба на месте)

Листья на земле найдём (наклоны вперёд)

А под листьями жуки, муравьи и червяки (приседания)

Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды (приседания)

И земля как пух весной, все растения рады (круговые движения руками)

Воспитатель: Дети, мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (ответы детей)

1. КРОТ- небольшой зверек, живет на опушках леса, в полях, и везде ведет роющий образ жизни, поэтому его трудно увидеть. Он прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых, личинок, а также для отдыха, где крот устраивает гнездо.

2. ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю жизнь проводит в почве. Питается останками

перегнивших листьев. Все его тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности червяка можно увидеть во время дождя.

3. МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей, выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

4. МЕДВЕДКА – насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Живёт на огородах и роет там ходы.

5. ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек, живет на лугах, полях. Днём живёт в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать загадки (с показом иллюстраций).

1. Маленький рост, длинный хвост,

Сероватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2. Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3. Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки (дождевой червь)

4.Погляди на малышей: так резвы и бойки

Волокут со всех концов материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, здесь народ хороший.

Без работы, уж поверь, жить не может… (муравей)

5. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «КУСТЫ И ЧЕРВЯЧКИ»

Разделить детей на две команды. В каждой команде выбрать своего «червяка» и свой «куст». В одном конце помещения на полу на одной линии, на расстоянии друг от друга положить два обруча, это «норки» червяков. От каждой команды выбрать ребенка, который будет «дождевым червяком». Он становится в круг, около него, в кругу на полу поставить стаканчики с землей, песком, глиной. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «кустов». Эти дети встают в круг, держа в руках листья. На голове у детей соответствующие шапочки.

Остальные дети – участники становятся друг за другом. По команде ведущего

«Листопад!» дети бегут к «кусту» берут у него лист, далее бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей, песком или глиной. Потом возвращается с ним к кусту и отдает. Участники команд повторяют действия пока последний не принесет землю, песок или глину своему кусту.

Итог занятия:

– Дети, сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва». Почва – что это?

Из чего она состоит? Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло много лет.

– Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений.Т ак происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

– Кто в ней обитает (ответы детей) Как же мы можем сберечь почву для этих существ?

Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» – они очень нужны почве.

– Молодцы дети, вы внимательно слушали и ответили на все мои вопросы.

ГЛАВА 2 – ПОЧВА И ВОДА

ГЛАВА 2 – ПОЧВА И ВОДА



2.1 Почва
2.2 Попадание воды в почву
2. 3 Условия влажности почвы
2.4 Содержание доступной воды
2.5 Уровень грунтовых вод
2.6 Эрозия почвы водой



2.1.1 Состав почвы
2.1.2 Почвенный профиль
2.1.3 Структура почвы
2.1.4 Структура почвы


2.1.1 Состав почвы

Когда сухую землю раздавить в руке, можно увидеть, что она состоит из всевозможных частиц разного размера.

Большинство этих частиц образуются в результате деградации горных пород; их называют минеральными частицами. Некоторые образуются из остатков растений или животных (гниющих листьев, кусочков костей и т. д.), их называют органическими частицами (или органическим веществом). Частицы почвы, кажется, соприкасаются друг с другом, но на самом деле между ними есть промежутки. Эти пространства называются порами. Когда почва «сухая», поры в основном заполнены воздухом. После полива или дождя поры в основном заполняются водой. Живой материал находится в почве.

Это могут быть живые корни, а также жуки, черви, личинки и т. д. Они способствуют аэрации почвы и тем самым создают благоприятные условия для роста корней растений (рис. 26).

Рис. 26. Состав почвы

2.1.2 Почвенный профиль

Если в почве выкопать котлован глубиной не менее 1 м, то можно увидеть различные слои, разные по цвету и составу. Эти слои называются горизонтами. Эта последовательность горизонтов называется профилем почвы (рис. 27).

Рис. 27. Профиль почвы

Очень общий и упрощенный профиль почвы можно описать следующим образом:

а. Пахотный слой (толщиной 20-30 см): богат органическими веществами и содержит много живых корней. Этот слой подвергается подготовке земли (например, вспашке, боронованию и т. д.) и часто имеет темный цвет (от бурого до черного).

б. Глубокий пахотный слой: содержит гораздо меньше органических веществ и живых корней. Этот слой практически не подвергается воздействию обычных работ по подготовке земли. Цвет более светлый, чаще серый, иногда испещренный желтоватыми или красноватыми пятнами.

в. Подпочвенный слой: органических веществ и живых корней почти не обнаружено. Этот слой не очень важен для роста растений, так как до него доходят только несколько корней.

д. Материнский слой: состоит из породы, в результате деградации которой образовалась почва. Эту породу иногда называют материнским материалом.

Глубина различных слоев сильно различается: некоторые слои могут вообще отсутствовать.

2.1.3 Структура почвы

Минеральные частицы почвы сильно различаются по размеру и могут быть классифицированы следующим образом:

Наименование частиц

Пределы размеров в мм

Можно различить невооруженным глазом

гравий

больше 1

очевидно

песок

от 1 до 0,5

легко

ил

от 0,5 до 0,002

едва

глина

менее 0,002

невозможно

Количество песка, ила и глины, присутствующих в почве, определяет текстуру почвы.

В крупнозернистых почвах: преобладает песок (песчаные почвы).
В почвах среднего гранулометрического состава: преобладает ил (суглинистые почвы).
В почвах тонкого гранулометрического состава: преобладает глина (глинистые почвы).

В полевых условиях структуру почвы можно определить, растирая ее между пальцами (см. рис. 28).

Фермеры часто говорят о легкой и тяжелой почве. Крупнозернистая почва легкая, потому что с ней легко работать, а мелкозернистая почва тяжелая, потому что с ней трудно работать.

Выражение, используемое фермером

Выражение, используемое в литературе

свет

песчаный

грубый

средний

суглинистый

средний

тяжелый

глинистый

штраф

Структура почвы постоянна, фермер не может модифицировать или изменить ее.

Рис. 28а. Почва с грубой текстурой песчаная. Отдельные частицы рыхлые и распадаются в руке, даже когда они влажные.

Рис. 28б. Почва средней текстуры на ощупь очень мягкая (как мука) при высыхании. Его можно легко сжать, когда он влажный, и он становится шелковистым.

Рис. 28в. Мелкозернистая почва прилипает к пальцам во влажном состоянии и может образовывать шарик при нажатии.

2.1.4 Структура почвы

Структура почвы относится к группировке частиц почвы (песок, ил, глина, органические вещества и удобрения) в пористые соединения. Они называются агрегатами. Структура почвы также относится к расположению этих агрегатов, разделенных порами и трещинами (рис. 29).

Основные типы расположения агрегатов показаны на рис. 30, зернистая, глыбовая, призматическая и массивная структура.

Рис. 29. Структура почвы

При наличии в верхнем слое массивная структура блокирует доступ воды; прорастание семян затруднено из-за плохой аэрации. С другой стороны, если верхний слой почвы зернистый, вода поступает легко, и семена лучше прорастают.

В призматической структуре движение воды в почве преимущественно вертикальное, поэтому поступление воды к корням растений обычно плохое.

В отличие от текстуры, структура почвы непостоянна. С помощью агротехнических приемов (вспашка, окучивание и т. д.) фермер пытается получить зернистую структуру верхнего слоя почвы на своих полях.

Рис. 30. Некоторые примеры грунтовых конструкций

ГРАНУЛИРОВАННЫЙ

БЛОЧНЫЙ


ПРИЗМАТИЧЕСКАЯ


МАССИВ


2. 2.1 Инфильтрация процесс
2.2.2 Скорость инфильтрации
2.2.3 Факторы влияние на скорость инфильтрации


2.2.1 Процесс проникновения

Когда на поле подается дождевая или поливная вода, она просачивается в почву. Этот процесс называется инфильтрацией.

Проникновение можно увидеть, налив воду в стакан, наполненный сухой измельченной почвой, слегка утрамбовав. Вода просачивается в почву; цвет почвы темнеет по мере увлажнения (см. рис. 31).

Рис. 31. Инфильтрация воды в почву

2.2.2 Скорость инфильтрации

Повторите предыдущий тест, на этот раз с двумя стаканами. Один заполнен сухим песком, а другой заполнен сухой глиной (см. рис. 32а и б).

Инфильтрация воды в песок происходит быстрее, чем в глину. Говорят, что песок имеет более высокую скорость инфильтрации.

Рис. 32а. В каждый стакан подается одинаковое количество воды

Рис.

32б. Через час вода просачивается в песок, в то время как некоторое количество воды все еще скапливается на глине

Скорость инфильтрации почвы — это скорость, с которой вода может просачиваться в нее. Обычно измеряется глубиной (в мм) водного слоя, который почва может поглотить за час.

Скорость инфильтрации 15 мм/час означает, что слой воды толщиной 15 мм на поверхности почвы будет инфильтроваться в течение одного часа (см. рис. 33).

Рис. 33. Грунт со скоростью инфильтрации 15 мм/ч

Диапазон значений скорости инфильтрации приведен ниже:

Низкая скорость инфильтрации

менее 15 мм/час

средняя скорость инфильтрации

от 15 до 50 мм/час

высокая скорость инфильтрации

более 50 мм/час

2.

2.3 Факторы, влияющие на скорость инфильтрации

Скорость инфильтрации почвы зависит от постоянных факторов, таких как структура почвы. Это также зависит от различных факторов, таких как влажность почвы.

я. Текстура почвы

Грунты с грубой гранулометрической структурой состоят в основном из крупных частиц, между которыми находятся крупные поры.

С другой стороны, мелкозернистые почвы состоят в основном из мелких частиц, между которыми находятся мелкие поры (см. рис. 34).

Рис. 34. Скорость инфильтрации и гранулометрический состав почвы

В грубых почвах дождевая или поливная вода легче проникает в более крупные поры; воде требуется меньше времени, чтобы проникнуть в почву. Другими словами, скорость инфильтрации выше для грубозернистых почв, чем для мелкозернистых почв.

ii. Влажность почвы

Вода быстрее просачивается (более высокая скорость инфильтрации) в сухую почву, чем во влажную (см. рис. 35). Как следствие, когда вода для орошения подается на поле, вода сначала легко просачивается, но по мере увлажнения почвы скорость инфильтрации снижается.

Рис. 35. Скорость инфильтрации и влажность почвы

iii. Структура почвы

Вообще говоря, вода быстро проникает (высокая скорость инфильтрации) в зернистые почвы, но очень медленно (низкая скорость инфильтрации) в массивные и плотные почвы.

Поскольку фермер может влиять на структуру почвы (посредством агротехнических приемов), он также может изменять скорость инфильтрации своей почвы.


2.3.1 Влажность почвы
2.3.2 Насыщенность
2.3.3 Полевая вместимость
2.3.4 Точка постоянного увядания


2.3.1 Влажность почвы

Влажность почвы показывает количество воды, присутствующей в почве.

Обычно выражается как количество воды (в миллиметрах глубины воды), присутствующей на глубине одного метра почвы. Например: при количестве воды (в мм глубины воды) 150 мм на глубине одного метра почвы влажность почвы составляет 150 мм/м (см. рис. 36).

Рис. 36. Влажность почвы 150 мм/м

Влажность почвы также может быть выражена в процентах от объема. В приведенном выше примере 1 м 3 почвы (например, при глубине 1 м и площади поверхности 1 м 2 ) содержит 0,150 м 3 воды (например, при глубине 150 мм = 0,150 м и площадью 1 м 2 ). В результате содержание влаги в почве в объемных процентах составляет:

Таким образом, влажность 100 мм/м соответствует влажности 10 объемных процентов.

Примечание: Количество воды, хранящейся в почве, не является постоянным с течением времени, но может меняться.

2.3.2 Насыщенность

Во время дождя или орошения поры почвы заполняются водой. Если все поры почвы заполнены водой, то говорят, что почва насыщена. В почве не осталось воздуха (см. рис. 37а). В полевых условиях легко определить, насыщена ли почва. Если сжать горсть влажного грунта, между пальцами потечет немного (мутной) воды.

Растениям нужен воздух и вода в почве. При насыщении воздуха нет, и растение будет страдать. Многие культуры не могут выдерживать условия насыщения почвы более 2-5 дней. Рис является одним из исключений из этого правила. Период насыщения пахотного слоя обычно длится недолго. После прекращения дождя или полива часть воды, находящейся в более крупных порах, будет двигаться вниз. Этот процесс называется дренажом или просачиванием.

Вода, вытекающая из пор, заменяется воздухом. В крупнозернистых (песчаных) почвах дренаж завершается в течение нескольких часов. В мелкозернистых (глинистых) почвах дренаж может занять несколько (2-3) дней.

2.3.3 Полевая емкость

После прекращения дренажа большие поры почвы заполняются воздухом и водой, в то время как меньшие поры все еще полны воды. На этом этапе говорят, что почва находится в полевой емкости. При полевой вместимости содержание воды и воздуха в почве считается идеальным для роста сельскохозяйственных культур (см. рис. 37b).

2.3.4 Постоянная точка увядания

Мало-помалу вода, хранящаяся в почве, поглощается корнями растений или испаряется с верхнего слоя почвы в атмосферу. Если в почву не подается дополнительная вода, она постепенно высыхает.

Чем суше становится почва, тем плотнее задерживается оставшаяся вода и тем труднее корням растений извлекать ее. На определенном этапе поглощение воды недостаточно для удовлетворения потребностей растения. Растение теряет свежесть и увядает; листья меняют цвет с зеленого на желтый. В конце концов растение погибает.

Содержание влаги в почве на стадии гибели растения называется точкой постоянного увядания. В почве еще содержится немного воды, но корням слишком трудно высосать ее из почвы (см. рис. 37в).

Рис. 37. Некоторые характеристики влажности почвы

Почву можно сравнить с водоемом для растений. Когда почва насыщен, резервуар полон. Однако часть воды быстро стекает ниже корневую зону до того, как растение сможет ее использовать (см. рис. 38а).

Рис. 38а. Насыщенность

Когда эта вода стечет, почва будет готова к работе. Корни растений черпают воду из того, что осталось в водоеме (см. рис. 38б).

Рис. 38б. Полевая вместимость

Когда почва достигает точки постоянного увядания, оставшаяся вода больше не доступным растению (см. рис. 38в).

Рис. 38в. Точка постоянного увядания

Количество воды, фактически доступное растению, равно количеству воды, хранящейся в почве при полевой емкости, за вычетом воды, которая останется в почве при точке постоянного увядания. Это показано на рис. 39..

Рис. 39. Доступная влажность почвы или содержание воды

Содержание доступной воды = содержание воды при полевой вместимости – содержание воды в точке постоянного увядания ….. (13)

Содержание доступной воды в значительной степени зависит от текстуры и структуры почвы. Диапазон значений для различных типов почвы приведен в следующей таблице.

Почва

Полезная влажность в мм глубина воды на м глубины почвы (мм/м)

песок

от 25 до 100

суглинок

от 100 до 175

глина

от 175 до 250

Полевая емкость, точка постоянного увядания (PWP) и содержание доступной воды называются характеристиками влажности почвы. Они постоянны для данной почвы, но широко варьируются от одного типа почвы к другому.


2.5.1 Глубина уровень грунтовых вод
2.5.2 Подземные воды стол
2.5.3 Капиллярный подъем


Часть воды, подаваемой на поверхность почвы, стекает ниже корневой зоны и питает более глубокие слои почвы, которые постоянно насыщены водой; верхнюю часть насыщенного слоя называют УГВ или иногда просто УГВ (см. рис. 40).

Рис. 40. Уровень грунтовых вод

2.5.1 Глубина залегания грунтовых вод

Глубина залегания грунтовых вод сильно варьируется от места к месту, в основном из-за изменений рельефа местности (см. рис. 41).

Рис. 41. Изменения глубины залегания грунтовых вод

В одном конкретном месте или поле глубина залегания грунтовых вод может изменяться во времени.

После сильных дождей или орошения уровень грунтовых вод поднимается. Он может даже достичь и насытить корневую зону. Если эта ситуация затянется, это может иметь катастрофические последствия для культур, которые не могут противостоять «мокрым ногам» в течение длительного периода. Там, где уровень грунтовых вод выходит на поверхность, его называют открытым уровнем грунтовых вод. Так бывает в заболоченных местах.

Уровень грунтовых вод также может быть очень глубоким и удаленным от корневой зоны, например, после продолжительного засушливого периода. Чтобы корневая зона оставалась влажной, необходим полив.

2.5.2 Высокий уровень грунтовых вод

Поверх непроницаемого слоя можно обнаружить вздымающийся слой грунтовых вод довольно близко к поверхности (от 20 до 100 см). Обычно она охватывает ограниченную территорию. Верхняя часть поднятого слоя воды называется поднятым уровнем грунтовых вод.

Водоупорный слой отделяет выступающий слой грунтовых вод от более глубоко расположенного уровня грунтовых вод (см. рис. 42).

Рис. 42. Поднятый уровень грунтовых вод

Почву с непроницаемым слоем недалеко от корневой зоны следует орошать с осторожностью, поскольку в случае быстро подняться.

2.5.3 Капиллярный подъем

До сих пор было объяснено, что вода может двигаться как вниз, так и горизонтально (или в стороны). Кроме того, вода может двигаться вверх.

Если кусок ткани опустить в воду (рис. 43), вода всасывается тканью вверх.

Рис. 43. Движение воды вверх или капиллярный подъем

Тот же процесс происходит с уровнем грунтовых вод и почвой над ним. Грунтовые воды могут всасываться вверх почвой через очень маленькие поры, называемые капиллярами. Этот процесс называется капиллярным подъемом.

В мелкозернистой почве (глине) восходящее движение воды медленное, но покрывает большое расстояние. С другой стороны, в крупнозернистой почве (песок) восходящее движение воды происходит быстро, но покрывает лишь небольшое расстояние.

Структура почвы

Капиллярный подъем (см)

крупный (песок)

от 20 до 50 см

средний

от 50 до 80 см

мелкая (глина)

более 80 см до нескольких метров


2.6.1 Плоская эрозия
2.6.2 Овражная эрозия


Эрозия – перенос почвы из одного места в другое. Климатические факторы, такие как ветер и дождь, могут вызывать эрозию, но она может возникать и при орошении.

В течение короткого времени процесс эрозии практически незаметен. Однако оно может быть непрерывным, и весь плодородный верхний слой поля может исчезнуть в течение нескольких лет.

Эрозия почвы водой зависит от:

– склон: крутые, наклонные поля более подвержены эрозии;
– структура почвы: легкие почвы более чувствительны к эрозии;
– объем или скорость стока поверхностных вод: большие или быстрые потоки вызывают большую эрозию.

Эрозия обычно наиболее сильна в начале орошения, особенно при орошении на склонах. Сухая поверхностная почва, иногда разрыхленная культивацией, легко удаляется проточной водой. После первого полива почва становится влажной и оседает, поэтому эрозия уменьшается. Новые орошаемые территории более чувствительны к эрозии, особенно на ранних стадиях.

Существует два основных типа водной эрозии: плоскостная эрозия и овражная эрозия. Их часто комбинируют.

2.6.1 Листовая эрозия

Плоская эрозия представляет собой равномерное удаление очень тонкого слоя или «листа» верхнего слоя почвы с наклонной поверхности. Это происходит на больших площадях земли и вызывает большую часть потерь почвы (см. рис. 44).

Рис. 44. Листовая эрозия

Признаками листовой эрозии являются:

– только тонкий слой почвы; или недра частично обнажены; иногда обнажается даже материнская порода;

– достаточно большое количество крупного песка, гравия и гальки в пахотном слое, более мелкий материал удален;

– обнажение корней;

– месторождение эродированного материала у подножия склона.

2.6.2 Овражная эрозия

Овражная эрозия определяется как удаление почвы концентрированным водным потоком, достаточно большим для образования каналов или оврагов.

Эти овраги несут воду во время сильного дождя или орошения и постепенно становятся шире и глубже (см. рис. 45).

Рис. 45. Овражная эрозия

Признаками овражной эрозии на орошаемом поле являются:

– неравномерные изменения формы и длины борозд;
– скопление эродированного материала на дне борозд;
– обнажение корней растений.

Страница не найдена [404] | UGA Cooperative Extension

Публикации

4-H Молодежное развитие Встречи округов и клубов, экологическое просвещение, программы животноводства, достижения проекта, летний лагерь

Животноводство Аквакультура, говядина, пчелы, молочные продукты, лошади, мелкие жвачные, птица и яйца, свиноводство

Окружающая среда и природные ресурсы Инвазивные виды, предотвращение загрязнения, лесное хозяйство, вода и засуха, погода и климат, дикая природа

Деньги, семья и дом Развитие взрослых и семьи, развитие младенцев, детей и подростков, деньги, жилье и домашняя среда

Полевые культуры, производство кормов и газонов Кукуруза, хлопок, фураж, конопля, арахис, мелкозерновые, соевые бобы, табак, газонная трава

Еда и здоровье Сохранение пищевых продуктов, коммерческая и домашняя безопасность пищевых продуктов, пищевая наука и производство, питание и здоровье

Производство фруктов, овощей и декоративных растений Черника, виноград, декоративное садоводство, лук, персики, орехи пекан, мелкие фрукты, овощи

Газон, сад и ландшафт Домашние сады, уход за газонами, декоративные растения, ландшафтный дизайн

Сорняки, болезни и вредители Болезни животных и паразиты, муравьи, термиты, вши и другие вредители, вредные животные, борьба с вредителями и болезнями растений, сорняки

Актуальные и актуальные темы Последние обновления, инициативы и программы от UGA Extension.

Избранные программы

  • 4-H Встречи округов и клубов
  • Волонтерская программа Master Gardener Extension
  • Образовательная программа по безопасности пестицидов
  • Учебная программа школьного сада
  • Обучение ServSafe®
  • Услуги по тестированию почвы и воды

Классы, семинары и клубные встречи UGA Extension предлагает множество персонализированных услуг как семинары, классы, консультации, сертификаты, лагеря и педагог Ресурсы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *