Плоскостной театр : «Колобок»
Программное содержание:
-повышать у детей уверенность в себе;
-развивать координацию движений;
-совершенствовать умение детей использовать разнообразные выразительные средства: интонацию, темп, тембр речи, пластику, движения, умение передавать образ героя, придумывать фантазировать, проектировать сюжет;
– формировать отношение к игре;
-воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа; радость, трусливый, злой, голодный, грубый, коварная, толстый, сердитый, хитрая.
Материал: плоскостной театр «Колобок»
Предворительная работа чтение р.н.с. «Колобок», инсценировка сказки, отгадывание загадок.
ХОД
Звучит музыка, дети заходят в группу
-Сегодня мы с вами попали на сказочную полянку.
-Ребята слышите пение птиц? А почему они поют?
(потому что радостно)
-Давайте тоже улыбнемся, друг другу, и глазки засветятся, как солнышко (дети улыбаются).
-На сказочной поляне живет много сказочных героев.
-Но для начала послушайте загадку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок)
-Ребята, а вы помните любимую песенку колобка?
(ответы детей, индивидуальное и хоровое пение)
-Кто первым встретился колобку на лесной тропинке? (ответы)
-Какой был заяц по характеру? (ответы детей)
-А что сказал заяц колобку, при встречи? (ответы)
-Катился колобок, катился и встретил он того, кто зимой холодной ходит злой голодный. Кто это? (волк)
-Каким был волк, в сказке? (злым, голодным)
-Как вы думаете, испугался колобок волка? (ответы).Значит, колобок был еще и смелым.
-Каким голосом говорил волк? (хриплым, грубым, дети имитируют голос волка)
-А как ходит волк по лесу? Глазками сверкает, озирается.
-Катился колобок, а на встречу ему косолапый и большой, спит в берлоге он зимой, любит шишки, любит мед. Ну-ка кто же назовет? (медведь)
-Какой был в сказке медведь? (толстый, неповоротливый, большой, косолапый)
-А каким голосом говорил медведь? (грубым, сердитым)
– Что сказал медведь, при встречи? Как повел себя колобок? (не побоялся и спел песенку)
-Катится колобок, а на встречу ему «Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет и кур крадет» (лиса)
-Какая же была лиса в сказке? (хитрая, коварная)
-Каким голосом говорила лиса? (ответы)
-Ребята, давайте вспомним, чем закончилась сказка? (ответы детей) Вам понравился конец этой сказки? (ответы)
-Можно придумать новый конец в нашей сказке, про колобка. Если колобок был таким ловким и смелым, то пусть он и от лисы убежит. Колобок станет послушным, и он вспомнит про дедушку с бабушкой и захочет вернуться домой. Он от лисы убежит с новой песенкой.
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешен,
На окошке студен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
Я от медведя ушел
И от тебя лиса убегу!
А у меня для вас есть сюрприз, посмотрите какой красивый сундучок стоит на сказочной полянке. Но только чтобы он открылся, надо сказать, волшебные слова: чок-чок открывайся сундучок. (дети повторяют слова, сундучок открывается, в сундучке лежат фигуры героев сказки колобок, оставшиеся дети становятся зрителями).
Дайка в глазки погляжу,
Сказку детям расскажу.
Глазки весело ваши глядят,
Слушайте сказку про, колобка.
Драматизация сказки, по желанию детей можно повторить сказку 2-3 раза.
По окончании сказки беседа:
-Понравилась вам сказка?
-Кто из героев понравился больше всего?
-Почему колобок убежал от лисы?
-Молодцым
Поощрение детей подарками за хорошо сыгранные роли.
-Теперь мы попрощаемся со сказочной поляной и обязательно сюда еще вернемся.
nsportal.ru
№ | Вид | Атрибуты | Изготовление кукол | |
1 | Стендовый | На фланелеграфе: плоские игрушки. фланелеграф( кусок ковралина) | Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются. С обратной стороны картона приклеивается небольшой кусочек липучки. | |
2 | Магнитный: магнитная доска, плоские игрушки | Так же , вместо липучки кусочки магнитной ленты | ||
3 | Теневой: плоские игрушки, экран, проектор (фонарик) | Персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета (тени), вырезаны и наклеены на картон. Крепятся на трубочку или палочку с обратной стороны силуэта. | ||
4. | Плоскостной: плоские игрушки, декорации | Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки на пластмассовые пробки. | ||
5 | Театр игрушки (готовый, самодельный): объемные игрушки сделанные из бумаги, картона, декорации | Для основы берется конус или цилиндр, который можно сложить по типу оригами или склеить. На верх цилиндра надевается голова, сделанная из теннисных шариков, слепленная из теста или папье-маше | ||
6 | Настольный | Магнитный: легкие игрушки из бумаги, поролона, картона, декорации | Игрушки, сделанные из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов. | |
7 | Из природного материала: объемные игрушки декорации | Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный. | ||
8 | Театр на руке | Пальчиковый: пальчиковые куклы, небольшая ширма, декорации | Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. Пальчиковый театр из бумажной массы. Пальчиковый театр из теннисных шариков, на которых рисуются лица. Вязанные фигурки. | |
9 | Перчаточный: куклы на руку, ширма, декорации на ширму | Персонажей можно сделать из старых перчаток. Из носка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать. Из варежек , пришив к ним головки от ненужных мягких игрушек. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). | ||
10 | Живых теней: стена, прожектор (солнечный луч) | «Живые» тени можно создавать с помощью своих рук — театр ручных теней. Движения при этом должны быть выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга. | ||
11 | Верховой театр | На ложках: ширма, куклы, декорации | Игрушка делается из деревянной ложки. На выпуклой части рисуется лицо или мордочка. К ручке крепиться ткань. Ребенок держит куклу за ручку, под тканью. | |
12 | Театр Би-ба-бо: ширма большая по росту ребенка , куклы, декорации | Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец — головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше. | ||
12 | Тростевые куклы: ширма большая по росту ребенка, куклы, декорации | Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, которые приклеиваются или пришиваются. | ||
13 | Напольный театр | Марионетки: куклы, декорации | Персонажи театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки, также можно использовать коробки , шары, мячи разной формы, ткань. Принцип действия такими игрушками — благодаря леске, привязанной к крестовине. | |
14 | Театр живой куклы | Театр масок: декорации, маски | Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из картона и бумаги. | |
13 | Большая кукла: декорации, атрибуты | Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы. |
nsportal.ru
Театрализованные игры в ДОУ.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Особенности театрализованных игр:
1. Литературная или фольклорная основа их содержания.
2. Наличие зрителей.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев;
• осваивают способы их внешнего выражения;
• осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «От рождения до школы» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Классификация театрализованных игр.
Кукольный театр – это волшебный мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители – короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты – и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Игры в кукольный театр:
• Настольный театр.
• Театр на руке.
• Напольные куклы.
• Стендовый театр.
• Верховые куклы.
• Театр живой куклы
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Игры – драматизации:
1. Инсценирование потешек.
2. Инсценирование небольших сказок.
3. Инсценирование песен.
4. Инсценирование небольших литературных текстов.
Творчество детей.
Игры – спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.
Игры – спектакли:
• Драматический спектакль.
• Музыкально-драматический спектакль.
• Детская опера.
• Спектакль на хореографической основе.
• Спектакль ритмопластики.
• Пантомима.
• Мюзикл.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
Требования к театрализованной игре:
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:
Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Развитие музыкальных способностей.
Социально-эмоциональное развитие.
Театрализованное занятие включает в себя:
Просмотр кукольных сценок.
Театрализованные игры.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Беседы о театре.
Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованная деятельность в ДОУ.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
– от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
– от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
– от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.
От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:
– настольного театра игрушек;
– настольного плоскостного театра;
– плоскостного театра на фланелеграфе;
– пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка. », «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Наш детский сад реализует программу «От рождения до школы». В рамках реализации программы по речевому развитию детей была проведена неделя театра. В течение которой, дети разных возрастов показывали театральные представления различных видов театра.
Апробация данного опыта работы позволила определить ее эффективность в развитии не только художественно-творческих способностей детей, но и личности в целом, что обеспечило хороший уровень речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) и что в дальнейшем приведет к готовности детей к школе и последующие их успехи в новом социальном статусе.
nsportal.ru