Плоскостной театр в детском саду – . , – .

Материал (младшая группа) на тему: Плоскостной театр

 Плоскостной театр : «Колобок»

Программное содержание:

-повышать у детей уверенность в себе;

-развивать координацию движений;

-совершенствовать умение детей использовать разнообразные выразительные средства: интонацию, темп, тембр речи, пластику, движения, умение передавать образ героя, придумывать фантазировать, проектировать сюжет;

– формировать отношение к игре;

-воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

Словарная работа; радость, трусливый, злой, голодный, грубый, коварная, толстый, сердитый, хитрая.

Материал: плоскостной театр «Колобок»

Предворительная работа  чтение р.н.с. «Колобок», инсценировка сказки, отгадывание загадок. 

ХОД

Звучит музыка, дети заходят в группу 
-Сегодня мы с вами попали на сказочную полянку.

-Ребята слышите пение птиц? А почему они поют?

(потому что радостно)

-Давайте тоже улыбнемся, друг другу, и глазки засветятся, как солнышко (дети улыбаются). 

-На сказочной поляне живет много сказочных героев.

-Но для начала послушайте загадку.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок 

Все ж попался… (колобок)

-Ребята, а вы помните любимую песенку колобка?

(ответы детей, индивидуальное и хоровое пение)

-Кто первым встретился колобку на лесной тропинке? (ответы)

-Какой был заяц по характеру? (ответы детей)

-А что сказал заяц колобку, при встречи? (ответы)

-Катился колобок, катился и встретил он того, кто зимой холодной ходит злой голодный. Кто это? (волк)

-Каким был волк, в сказке? (злым, голодным)

-Как вы думаете, испугался колобок волка? (ответы).Значит, колобок был еще и смелым.

-Каким голосом говорил волк? (хриплым, грубым, дети имитируют голос волка)

-А как ходит волк по лесу? Глазками сверкает, озирается.

-Катился колобок, а на встречу ему косолапый и большой, спит в берлоге он зимой, любит шишки, любит мед. Ну-ка кто же назовет? (медведь)

-Какой был в сказке медведь? (толстый, неповоротливый, большой, косолапый)

-А каким голосом говорил медведь? (грубым, сердитым)

– Что сказал медведь, при встречи? Как повел себя колобок? (не побоялся и спел песенку)

-Катится колобок, а на встречу ему «Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет и кур крадет» (лиса)

-Какая же была лиса в сказке? (хитрая, коварная)

-Каким голосом говорила лиса? (ответы)

-Ребята, давайте вспомним, чем закончилась сказка? (ответы детей) Вам понравился конец этой сказки? (ответы)

-Можно придумать новый конец в нашей сказке, про колобка. Если колобок был таким ловким и смелым, то пусть он и от лисы убежит. Колобок станет послушным, и он вспомнит про дедушку с бабушкой и захочет вернуться домой. Он от лисы убежит с новой песенкой.

Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусекам метен,

На сметане мешен,

На окошке студен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

Я от медведя ушел

И от тебя лиса убегу!

А у меня для вас есть сюрприз, посмотрите какой красивый сундучок стоит на сказочной полянке. Но только чтобы он открылся, надо сказать, волшебные слова: чок-чок открывайся сундучок. (дети повторяют слова, сундучок открывается, в сундучке лежат фигуры героев сказки колобок, оставшиеся дети становятся зрителями).

Дайка в глазки погляжу,

Сказку детям расскажу.

Глазки весело ваши глядят,

Слушайте сказку про, колобка.

Драматизация сказки, по желанию детей можно повторить сказку 2-3 раза.

По окончании сказки беседа:

-Понравилась вам сказка?

-Кто из героев понравился больше всего?

-Почему колобок убежал от лисы?

-Молодцым

Поощрение детей подарками за хорошо сыгранные роли.

-Теперь мы попрощаемся со сказочной поляной и обязательно сюда еще вернемся.

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников

Вид

Атрибуты

Изготовление кукол

1

Стендовый

На фланелеграфе:

плоские игрушки.

фланелеграф( кусок ковралина)

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются. С обратной стороны картона приклеивается небольшой кусочек липучки.

2

Магнитный:

магнитная доска,

плоские игрушки

Так же , вместо липучки кусочки магнитной ленты

3

Теневой:

плоские игрушки,

экран,

проектор (фонарик)

Персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета (тени), вырезаны и наклеены на картон.

Крепятся на трубочку или палочку с обратной стороны силуэта.

4.

Плоскостной:

плоские игрушки, декорации

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки  на пластмассовые пробки.
Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно обойтись и без них — фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом.

5

Театр игрушки

(готовый, самодельный):

объемные игрушки сделанные из бумаги, картона,

декорации

Для основы берется конус или цилиндр, который можно сложить по типу оригами или склеить. На верх цилиндра надевается голова, сделанная из теннисных шариков, слепленная из теста или папье-маше

6

Настольный

Магнитный:

легкие игрушки из бумаги, поролона, картона,

декорации

Игрушки, сделанные из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.

7

Из природного материала:

объемные игрушки

декорации

Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.
Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений.

8

Театр на руке

Пальчиковый:

пальчиковые куклы,

небольшая ширма,

декорации

Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.
Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей.

Пальчиковый театр из бумажной массы.

Пальчиковый театр из теннисных шариков, на которых рисуются лица.

Вязанные фигурки.

9

Перчаточный:

куклы на руку,

ширма,

декорации на ширму 

Персонажей можно сделать из старых перчаток.

Из носка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать.

Из варежек , пришив к ним головки от ненужных мягких игрушек.

 Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки).

10

Живых теней:

стена,

прожектор (солнечный луч)

«Живые» тени можно создавать с помощью своих рук — театр ручных теней.  Движения при этом должны быть выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга.

11

Верховой театр

На ложках:

ширма,

куклы,

декорации

Игрушка делается из деревянной ложки. На выпуклой части рисуется лицо или мордочка. К ручке крепиться ткань. Ребенок держит куклу за ручку, под тканью.

12

Театр  Би-ба-бо:

ширма большая по росту ребенка ,

куклы,

декорации

Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец — головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

12

Тростевые куклы:

ширма большая по росту ребенка,

куклы,

декорации

Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, которые приклеиваются или пришиваются.
Плоские тростевые куклы выполняются из картона. Принцип изготовления такой же, как и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров, расписываются красками, оформляются аппликацией.

13

Напольный театр

Марионетки:

куклы,

декорации

Персонажи театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки, также можно использовать коробки , шары, мячи разной формы, ткань.

Принцип действия такими игрушками — благодаря леске, привязанной к крестовине.

14

Театр  живой  куклы

Театр масок:

декорации,

маски

Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали.

Также маски могут быть из картона и бумаги.

13

Большая кукла:

декорации,

атрибуты

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

nsportal.ru

Статья (младшая группа) на тему: Театрализованные игры в ДОУ

Театрализованные игры в ДОУ.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованных игр:

1. Литературная или фольклорная основа их содержания.

2. Наличие зрителей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

 • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев;

 • осваивают способы их внешнего выражения;

 • осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «От рождения до школы» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

         Видами драматизации являются:

– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– ролевые диалоги на основе текста;

– инсценировки произведений;

– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Классификация театрализованных игр.

Кукольный театр – это волшебный мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители – короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты – и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Игры в кукольный театр:

 • Настольный театр.

 • Театр на руке.

 • Напольные куклы.

 • Стендовый театр.

 • Верховые куклы.

 • Театр живой куклы

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Игры – драматизации:

1. Инсценирование потешек.

2. Инсценирование небольших сказок.

3. Инсценирование песен.

4. Инсценирование небольших литературных текстов.

Творчество детей.

Игры – спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Игры – спектакли:

• Драматический спектакль.

• Музыкально-драматический спектакль.

• Детская опера.

• Спектакль на хореографической основе.

• Спектакль ритмопластики.

• Пантомима.

• Мюзикл.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

Требования к театрализованной игре:

Разнообразие тематики содержания.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Развитие музыкальных способностей.

Социально-эмоциональное развитие.

Театрализованное занятие включает в себя:

Просмотр кукольных сценок.

Театрализованные игры.

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Беседы о театре.

Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность в ДОУ.

 Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

– от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

– от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

– от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:

– настольного театра игрушек;

– настольного плоскостного театра;

– плоскостного театра на фланелеграфе;

– пальчикового театра.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка. », «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Наш детский сад реализует программу «От рождения до школы». В рамках реализации программы по речевому развитию детей была проведена неделя театра. В течение которой, дети разных возрастов показывали театральные представления различных видов театра.

Апробация данного опыта работы позволила определить ее эффективность в развитии не только художественно-творческих способностей детей, но и личности в целом, что обеспечило хороший уровень речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) и что в дальнейшем приведет к готовности детей к школе и последующие их успехи в новом социальном статусе.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *