Рисование пластилином для детей — эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности.
Содержание
Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки.
В детских садах занятия по пластилинографии проводят в разных возрастных группах, беря в учет психоэмоциональные, интеллектуальные и физиологические уровни развития дошкольников. Для выполнения сложных заданий может понадобиться не одно занятие.
Пластилинография — увлекательный процесс, но требующий внимательности, усидчивости, кропотливости. Дошкольники быстро утомляются, теряют концентрацию внимания, поэтому занятия непременно должны сопровождаться физкультминутками, пальчиковыми упражнениями.
Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности.
Развитие мелкой моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга. Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими дисциплинами.
Пластилин можно использовать любой, но предпочтителен восковой. Он отличается повышенной мягкостью, легко раскатывается, меняет форму, распределяется по поверхности, при этом не прилипает к коже.
Также необходимы:
Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм, слагающих рисунок:
Занятия по пластилинографии включают несколько этапов. Действуйте так:
Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.
Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:
При применении последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы. Если соединить желтый и голубой, получится зеленый. Если желтый и красный, выйдет оранжевый. А соединением красного и голубого удается сделать сиреневый. То есть принцип тот же, что и при соединении красок. Если нужно сделать оттенок темнее, примешивается небольшое количество черного. А если примешать белый пластилин, то яркий колер превратится в бледный, светлый. Если хочется, чтобы рисунок выглядел глянцевым, то при работе с пластилином пальцы должны постоянно быть влажными.
Первые уроки рисования пластилином можно проводить уже с 2–3-летними детьми. Причем это оптимальный возраст для знакомства с особенностями и возможностями пластилина.
Дошкольники младшей группы уже могут освоить примитивные методы лепки: сплющивание, раскатывание, скатывание. В таком возрасте моторика пальцев еще слабо развита, поэтому для занятия нужно подбирать простые эскизы, содержащие мало деталей. Например, цветок, солнце, гусеница, радуга, фрукт, улитка. Эскизы на основу переводит педагог, а ребенку остается лишь нанести пластилин внутрь контуров.
Лепка для младших дошкольников — средство начального развития мышления и художественного восприятия.
Ключевая цель пластилинографии, проводимой в младшей возрастной группе, — совершенствование мелкой моторики. Лепка — замечательный стимулятор нервных клеток, сигнал от которых поступает в речевой центр мозга. Если хочется усилить положительное влияние на развитие речи и интеллектуальных способностей, можно предложить воспитаннику придумать забавную или сказочную историю, связанную с изображенным объектом.
В 3–4-летнем возрасте дети уже ловчее, они хорошо умеют манипулировать пальчиками, управляться с мелкими предметами. Поэтому им можно предложить более сложные эскизы и техники рисования пластилином. Дошкольники уже способны изображать интересные образы из тонких «шнурков», работать со шприцами. В этой возрастной группе важно научить воспитанников работать аккуратно, не вылезая за контуры. Также детям непременно понравится декорировать пластилиновые рисунки дополнительными материалами. Можно предложить воспитанникам изобразить аквариумную рыбку, жар-птицу, бабочку, осеннее дерево, цветочный букет в вазе.
Ключевое назначение пластилинографии в средней группе — совершенствование творческих навыков и формирование интереса к изобразительно-прикладному искусству. Дети учатся работать по предложенному образцу, ориентироваться в пространстве, продуктивно сотрудничать с товарищами, выполнять работу до конца, адекватно оценивать собственный и чужой результат. Дошкольники уже понимают, как сосредотачиваться, проявлять аккуратность и внимательность.
Дошкольники 4–6-летнего возраста уже без особых затруднений создают сложные изображения, состоящие из множества мелких деталей, причем не только предметные, но и сюжетные. Им можно предложить поработать над созданием лесного пейзажа, аквариума или морского дна, зоопарка, сказочного персонажа. Желательно, чтобы дети попробовали все возможные техники рисования. Пусть не все у них получатся, но такое творческое разнообразие непременно простимулирует интерес к изобразительному искусству.
Отличная идея для проведения занятия по пластилинографии со старшими дошкольниками — создание одной большой композиции общими усилиями.
Многие дошкольники старшего возраста называют возню с пластилином излюбленным занятием. Дети в этой возрастной группе уже знают о свойствах и возможностях пластилина как прикладного материала, о правилах и этапах лепки, умеют соблюдать контуры изображений, координировать движения обеих рук, составлять правильные по композиции и палитре произведения. У них развито сенсорное восприятие и художественный вкус.
Для старших дошкольников пластилинография — действенный способ подготовки нервно-мускульного аппарата рук к школьному письму. Важно стимулировать творческую и познавательную активность воспитанников, их коммуникативные навыки, воспитывать прилежность, аккуратность, дисциплинированность — все это необходимо для успешного начала обучения в школе.
С 5–7-летнего возраста дети могут учиться созданию объемных рисунков, совершенствовать иные сложные техники плоскостной лепки. Возможно использование эскизов любой степени сложности, дошкольники даже могут самостоятельно делать шаблоны на заданные темы. В этой возрастной категории дети уже легко справляются с примитивными приемами лепки, но зачатую приходится еще доработать сложные техники, такие как выдавливание из шприца, создание причудливо изогнутых форм.
В подготовительной группе групповые занятия применяют редко. Обычно сами воспитанники предпочитают работать самостоятельно, творить над эскизом по своему усмотрению. В инструкциях и подсказках педагога дошкольники тоже почти не нуждаются.
Работа с дошкольниками в этой возрастной группе направлена на развитие образного мышления, воображения, творческого стремления, на расширение индивидуального словаря и улучшение коммуникативности. Дети учатся выражать через произведение идеи и эмоции, подбирать гармоничную палитру и подходящий к сюжету рисунка дополнительный декор, совмещать несколько техник пластилинографии.
Вне зависимости от возрастной группы для комфортной работы с пластилином дети нуждаются в наличии шаблонного контурного изображения. Если старший дошкольник при наличии хотя бы минимальных художественных способностей может изобразить эскиз самостоятельно, то для младших воспитанников шаблоны делает педагог.
Шаблон — это контурное или силуэтное изображение объекта. Оно переносится на основу, затем заполняется пластилином.
Эскизы бывают разными по степени сложности: от примитивных предметных картинок с малым количеством крупных деталей, до многоэлементных сюжетных композиций, с работой над которыми справятся только старшие дошкольники и школьники начальных классов. То есть важно учитывать соответствие сложности шаблона возрастной категории ребенка.
Шаблоны существенно упрощают работу над рисунком. Ведь младшим дошколятам еще сложно самостоятельно нафантазировать, а затем воплотить композицию. А старшим дошкольникам тяжело, не имея перед глазами контура, правильно создать очертания изображаемых объектов.
На групповых занятиях педагоги предпочитают раздавать воспитанникам одинаковые эскизы. В этом случае дети не конфликтуют из-за того, у кого рисунок интереснее и проще. Но даже при раздаче одинаковых эскизов результат всегда получается разнообразным, ведь каждый ребенок воображает композицию по-своему. Например, если раздать детям шаблоны новогодней елки, то каждый ребенок будет использовать нравящиеся ему цвета пластилина для окрашивания елочных игрушек.
Дошкольник.ruПедагогамПраздникиРукоделиеДошкольник.руДошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. СервисыРазмещаем статьи
|
| Журнал“Дошкольник.РФ” | |||||||||||
Эмоции
Это важный период эмоционального развития вашего ребенка.
В течение этого года ваш ребенок действительно начинает понимать, что его тело, разум и эмоции принадлежат только ему. Ваш ребенок знает разницу между чувством счастья, грусти, страха или гнева.
Ваш ребенок также проявляет страх перед воображаемыми вещами, заботится о том, как ведут себя другие, и проявляет привязанность к знакомым людям. И когда ваш ребенок станет более уверенным в себе, он также станет лучше справляться со своими эмоциями.
Игра и обучение
Игра важна, потому что именно так ваш ребенок учится и исследует чувства.
Ваш ребенок теперь больше заинтересован в играх и дружбе с другими детьми. Ваш ребенок может начать играть более сообща в небольших группах. Делиться становится легче, потому что ваш ребенок понимает понятия «мое» и «твое».
Ваш ребенок развивает воображение во время игры . Например, ваш ребенок может играть в ролевые игры с воображаемыми друзьями или игрушками, например, устраивать чаепитие с игрушками. Ваш ребенок также может попробовать разные роли — например, он может притвориться врачом или родителем. И в этом возрасте у дошкольников обычно есть воображаемые друзья, хотя ваш ребенок, вероятно, может отличить настоящего от воображаемого.
К 4 годам вашему ребенку может нравиться обманывать других и описывать, что произошло, например: «Мама думала, что я сплю!» В то же время ваш ребенок также беспокоится о том, что другие могут его обмануть.
Ваш ребенок может быть очень любопытен к телам – своим и чужим. Например, вы можете обнаружить, что ваш ребенок смотрит на свои гениталии и гениталии других детей. Сочетание естественного любопытства и ролевых игр обычно является типичной частью детского сексуального поведения. Но если вас беспокоит сексуальное поведение ребенка, рекомендуется поговорить с врачом общей практики, педиатром или другим квалифицированным специалистом в области здравоохранения.
Разговор
В этом году язык вашего ребенка сильно разовьется.
Ваш ребенок узнает много новых слов , слушая вас и других взрослых, а также слушая рассказы. Ваш ребенок также проявляет больший интерес к общению и может хотеть рассказывать истории и вести беседы.
Ваш ребенок понимает большую часть того, что вы говорите, и может угадать незнакомые слова. Как правило, ваш ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести.
Около 3 года Ваш ребенок использует предложения из 3-5 слов или даже больше. Другие люди в большинстве случаев понимают, что говорит ваш ребенок. Ваш ребенок также указывает на части картинок, например, на нос коровы, и называет обычные предметы.
К 4 года Ваш ребенок говорит длинными предложениями, состоящими примерно из 5-6 слов и более. Другие люди всегда понимают вашего ребенка. Ваш ребенок также понимает большую часть того, что вы говорите, и следует инструкциям, состоящим из 2-3 шагов, если они касаются знакомых вещей, например: «Закрой книгу и отдай ее маме». Ваш ребенок понимает такие прилагательные, как «длинный» или «худой», и использует «чувственные» слова, такие как «счастливый» или «грустный».
Мышление
Ваш ребенок очарован окружающим миром и задает много вопросов «кто», «что», «где» и «почему». Когда дело доходит до понимания, ваш ребенок знает о таких противоположностях, как большой/малый и больше/меньше, а также о таких понятиях, как «на», «внутри» и «под».
Память вашего ребенка развивается. Например, ваш ребенок может запомнить детские стишки и даже повторить их вам. Ваш ребенок также начинает указывать и называть буквы и цифры, которые он помнит, и он может сосчитать до 4 предметов и сортировать их по цвету и форме.
Бытовые навыки
Ваш ребенок любит вместе есть вместе. И ваш ребенок понимает вашу семейную рутину и ценит особые события, такие как дни рождения.
Ваш ребенок тоже становится более самостоятельным . Например, ваш ребенок может есть сам, надевать обувь без шнурков, расстегивать пуговицы и делать еще немного, когда одевается.
Ваш ребенок, вероятно, приучен к туалету, и он может самостоятельно выполнять некоторые ежедневные гигиенические задачи, например ходить в туалет, вытирать какашки со своего зада и мыть руки и лицо. Но ваш ребенок по-прежнему нуждается в вашей помощи и присмотре за такими задачами, как чистка зубов.
Движение
Ваш ребенок любит двигаться и быть активным. Ваш ребенок лучше поднимается по ступенькам, катается на трехколесном велосипеде, бросает, ловит и пинает мяч, бегает, карабкается, прыгает, прыгает и балансирует на одной ноге. Поскольку ваш ребенок так активен, неплохо было бы подумать о том, как сделать свой дом безопасным.
Когда дело доходит до использования рук, ваш ребенок может рисовать круг или квадрат, строить большие башни из кубиков и пользоваться безопасными для детей ножницами. Ваш ребенок любит рисовать мелками, карандашами и кистями, и это здорово, потому что рисование и раскрашивание развивают воображение вашего ребенка.
В этом возрасте ваш ребенок может также:
Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
В возрасте 3-4 лет ваш ребенок может пойти в дошкольное учреждение. В дошкольном возрасте ваш ребенок может учиться, играя, заводить друзей и развивать ответственность, независимость и уверенность в себе. Дошкольное учреждение может поддерживать и поощрять удивительное развитие вашего ребенка, а также может доставлять массу удовольствия.
Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего ребенка. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему ребенку любящее внимание, в котором он нуждается, чтобы расти и развиваться. Вы также можете направлять поведение своего ребенка в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.
И помните, что частью заботы о себе является обращение за помощью, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего ребенка, включая вашего партнера, друзей, родственников, детскую и семейную медсестру и врача общей практики.
Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите ребенка в безопасное место, например, в его спальню. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.
Вы лучше всех знаете своего ребенка. Так что рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 3-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:
Поведение и игра
Ваш ребенок:
Движения и двигательные навыки
Ваш ребенок:
Если у вас возникнут какие-либо опасения или вы заметите, что у вашего 4-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:
Поведение и игра
Ваш ребенок:
Двигательные и двигательные навыки
Ваш ребенок:
Обратитесь к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте ваш ребенок испытывает заметную и постоянную утрату навыков, которыми он владел раньше.
Развитие обычно происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Если вам интересно, идет ли развитие вашего ребенка по плану, или если вы чувствуете, что что-то идет не так, лучше обратиться за помощью как можно раньше. Посетите своего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.
Автор: Hedy Marks
Поздравляем, вы пережили «ужасные двойки»! Надеюсь, у вас еще остались силы, чтобы наслаждаться тем, что ждет вас и вашего дошкольника впереди. Они называют следующие несколько лет «волшебными годами» — отчасти потому, что кажется волшебным то, что ваш ребенок, наконец, слушает вас, а отчасти потому, что для вашего ребенка это время, когда его воображение дает волю своему воображению.
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет продолжит расти и развиваться во многих отношениях в следующем году. Хотя дети достигают вех развития в разное время, ваш ребенок, скорее всего, достигнет следующих вех развития до того, как ему исполнится 5. меняй скоро. В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:
Ваш ребенок начнет задавать много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и еще раз вопросы! Хотя иногда это может раздражать, задавать вопросы — нормальный этап развития. В дополнение к вопросу “почему?” все время ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
Ваш занятый дошкольник продолжает двигаться. В возрасте от 3 до 4 лет или в возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:
Ваш ребенок становится намного более ловким. На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более независимым не только физически, но и эмоционально. Вы можете начать замечать меньше истерик, когда оставляете ребенка с няней или в дошкольном учреждении.
Кроме того, ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более общительным. Теперь ваш ребенок может сотрудничать со своими друзьями, ходить по очереди и может начать демонстрировать некоторые навыки решения проблем.
На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:
Кроме того, вы можете заметить, что у вашего ребенка разыгралось воображение. Это может быть хорошо и плохо. Фантазии и притворная игра становятся более интересными и увлекательными, но у вашего ребенка также могут начать развиваться нереалистичные страхи, например, он может поверить, что в шкафу прячется монстр.
Каждый день вы можете делать массу вещей, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти, например:
Что касается телевизоров, смартфонов, компьютеров и планшетов, врачи советуют вам:
Все эти новые навыки очень интересны. Вы должны позволить своему ребенку исследовать, но вам также нужен бдительный глаз, особенно когда речь идет об обычных опасностях, таких как падения, ожоги, яды и незнакомцы.
Вот несколько советов, о которых следует помнить:
Вы также обнаружите, что ваш ребенок может дотянуться до ящиков, шкафов и столешниц, которые раньше считались безопасными. Убедитесь, что лекарства, чистящие средства и даже небольшие предметы домашнего обихода, которые можно проглотить, например магниты и батарейки, нельзя увидеть или достать.
В этом возрасте необходимо убедиться, что ваш ребенок знает, что делать с незнакомцами. Научите ребенка его полному имени, адресу и номеру телефона. Кроме того, сообщите ребенку, что ему следует обращаться за помощью только к определенным взрослым, например к людям в униформе или бейджам с именами. И скажите ребенку:
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок еще не достиг всех этих этапов. Но вы должны заметить постепенную прогрессию в росте и развитии по мере того, как ваш ребенок становится старше. Если вы этого не сделаете или если у вашего ребенка есть признаки возможной задержки развития, как указано ниже, поговорите с врачом вашего ребенка.
Признаки задержки развития у детей в возрасте от 3 до 4 лет включают:
Кроме того, если вы заметили, что ваш ребенок сопротивляется или с трудом выполняет то, что когда-то мог делать, сообщите об этом врачу вашего ребенка.