ООД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ : «МОЯ СЕМЬЯ»
Программные задачи:
Образовательные:
– формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
– закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;
– закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-учить детей пользоваться нетрадиционным способом рисования – ладошкой.
Развивающие:
– развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье используя фотографии членов семьи;
– совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
– обогащать словарный запас детей;
–развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
– воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
– воспитывать любовь и уважение к членам семьи средствами художественной литературы;
– воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Материал и оборудование: семейные фотографии, ватман с изображением круга для солнца, краска жёлтого цвета, влажные салфетки, корзинка
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поприветствуем их глазами, губами, головой, руками.
– А сейчас отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья).
– Правильно. Вы угадали – это семья. ( Дети присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья ! Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой – папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Чтение стихотворения о семье.
– Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.
Семья – это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья – это я! И меня называют
Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.
Семья – где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает.
– О чём это стихотворение? (о семье)
– Посмотрите сколько дружных семей в нашей группе.
Фотовыставка «Наша дружная семья»
– Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?
– Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.
Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.
– Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. – А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
– А что делает по дому мама?
– Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)
– Мама какая? (добрая, ласковая, улыбчивая)
-Кто вы для мамы?
– А что делает папа?
– А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)
– Какой папа? (сильный, строгий, смелый)
– Кто вы для папы?
– Чем занимаются бабушка и дедушка?
– Кто вы для бабушки и дедушки?
-Как вас ласково называют дома?
– Какие заботы по дому есть у вас? (ответ детей)
Воспитатель: Кто подруга, кто нам друг, становись скорее в круг!
Подвижная игра «Радостно – грустно».
– Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагайте на месте, опустив голову вниз. Договорились?
Вы помогли маме вымыть посуду?
На прогулке испачкали куртку?
Убрали за собой игрушки?
Позаботились о бабушке, она заболела?
Подрались с другом?
Помогли папе в хозяйственных делах?
Забыли покормить своего котенка?
Поздравили дедушку с днем рождения?
– Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но нужно стараться больше радовать всех хорошими поступками. Давайте вспомним, как вы помогаете дома, какие добрые дела делаете.
Игра «Наши добрые дела»
Дети становятся в круг , воспитатель бросает мяч детям с вопросом какие добрые дела они делают дома: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать. (Во время игры звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Ребята, семья, как солнышко, согревает всех своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло.
Посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. (На доске прикрепляется солнышко). Давайте вместе с вами подарим солнышку лучики. Скажем много хороших слов о своей семье и нарисуем ладошкой лучик. А начнем мы так: «Я люблю свою семью потому, что… » (хорошая, заботливая, трудолюбивая, здоровая, дружная, приветливая, веселая, счастливая, большая, спортивная, гостеприимная…).
– Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся семья.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение.
– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье . Давайте полюбуемся вашими лучиками, вот сколько добрых , ласковых слов вы сказали о своей семье. Я хочу пожелать, чтобы солнышко принесло в каждую вашу семью много тепла и ласки. А сейчас подойдите к своим родителям и пригласите на танец.
Конспект занятия «Моя семья» в средней группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: средняя
Тема НОД: «Моя семья».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Программные задачи:
Образовательные:
– формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
– закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;
– закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-учить детей пользоваться нетрадиционным способом рисования – ладошкой.
Развивающие:
– развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье используя фотографии членов семьи;
– совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
– обогащать словарный запас детей;
–развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
– воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
– воспитывать любовь и уважение к членам семьи средствами художественной литературы;
– воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Материал и оборудование: семейные фотографии, ватман с изображением круга для солнца, краска жёлтого цвета, влажные салфетки, корзинка,бумага, цветные карандаши.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: хороводная игра с речевым сопровождением, дидактическая игра, отгадывание загадок
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поприветствуем их глазами, губами, головой, руками. Дети здороваются.
– А сейчас отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья).
– Правильно. Вы угадали – это семья.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть
Чтение стихотворения о семье.
– Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.
Семья – это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья – это я! И меня называют
Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.
Семья – где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает.
– О чём это стихотворение? (о семье)
Дети садятся на стульчики
Дети отвечают (о семье)
Посмотрите сколько дружных семей в нашей группе
.Фотовыставка «Наша дружная семья»
– Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?
– Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.
– Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.
– А теперь давайте поиграем.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
– А что делает по дому мама?
– Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)
– Мама какая? (добрая, ласковая, улыбчивая)
-Кто вы для мамы?
– А что делает папа?
– А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)
– Какой папа? (сильный, строгий, смелый)
– Кто вы для папы?
– Чем занимаются бабушка и дедушка?
– Кто вы для бабушки и дедушки?
-Как вас ласково называют дома?
– Какие заботы по дому есть у вас?
Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.
(ответы детей)
– Воспитатель: Кто подруга, кто нам друг, становись скорее в круг!
Подвижная игра «Радостно – грустно».
– Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагайте на месте, опустив голову вниз. Договорились?
Вы помогли маме вымыть посуду?
На прогулке испачкали куртку?
Убрали за собой игрушки?
Позаботились о бабушке, она заболела?
Подрались с другом?
Помогли папе в хозяйственных делах?
Забыли покормить своего котенка?
Поздравили дедушку с днем рождения?
– Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но нужно стараться больше радовать всех хорошими поступками. Давайте вспомним, как вы помогаете дома, какие добрые дела делаете.
Дети играют
Ответы детей
Игра «Наши добрые дела»
Дети становятся в круг,
Воспитатель: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Ребята, семья, как солнышко, согревает всех своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло.
Посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. (На доске прикрепляется солнышко). Давайте вместе с вами подарим солнышку лучики. Скажем много хороших слов о своей семье и нарисуем ладошкой лучик.А начнем мы так: «Я люблю свою семью потому, что…» (хорошая, заботливая, трудолюбивая, здоровая, дружная, приветливая, веселая, счастливая, большая, спортивная, гостеприимная).
– Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся семья.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. (песенка о семье)
– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье. Давайте полюбуемся вашими лучиками, вот сколько добрых, ласковых слов вы сказали о своей семье. Я хочу пожелать, чтобы солнышко принесло в каждую вашу семью много тепла и ласки.
Дети отвечают рисуют ладошкой лучик
ответы детей
/ Шаблоны проектирования / Креативные шаблоны
Abstract Factory – это творческий шаблон проектирования, позволяющий создавать семейства связанных объектов без указания их конкретных классов.
ЗадачаПредставьте, что вы создаете симулятор мебельного магазина. Ваш код состоит из классов, которые представляют:
Семейство сопутствующих товаров, скажем: Стул
+ Диван
+ Журнальный столик
.
Несколько вариантов этого семейства. Например, продукты Chair
+ Sofa
+ CoffeeTable
доступны в следующих вариантах: Modern
, Victorian
, ArtDeco
.
Семейства продуктов и их варианты.
Вам нужен способ создавать отдельные предметы мебели так, чтобы они соответствовали другим предметам того же семейства. Клиенты очень злятся, когда получают неподходящую мебель.
Современный диван не сочетается со стульями в викторианском стиле.
Кроме того, вы не хотите изменять существующий код при добавлении в программу новых продуктов или семейств продуктов. Продавцы мебели очень часто обновляют свои каталоги, и вам не захочется каждый раз менять основной код.
Решение Первое, что предлагает шаблон абстрактной фабрики, — это явно объявить интерфейсы для каждого отдельного продукта семейства продуктов (например, стула, дивана или журнального столика). Затем вы можете заставить все варианты продуктов следовать этим интерфейсам. Например, все варианты стульев могут реализовать Кресло
интерфейс; все варианты журнальных столиков могут реализовать интерфейс
и т.д.
Все варианты одного и того же объекта должны быть перемещены в единую иерархию классов.
Следующий шаг — объявить Abstract Factory — интерфейс со списком методов создания для всех продуктов, входящих в семейство продуктов (например, createChair
, createSofa
и createCoffeeTable
). Эти методы должны возвращать abstract типов продуктов, представленных интерфейсами, которые мы извлекли ранее: Chair
, Sofa
, CoffeeTable
и так далее.
Каждому бетонному заводу соответствует определенный вариант продукта.
А как насчет вариантов продукта? Для каждого варианта семейства продуктов мы создаем отдельный класс фабрики на основе интерфейса AbstractFactory
. Фабрика — это класс, который возвращает продукты определенного вида. Например, ModernFurnitureFactory
может создавать только объекты ModernChair
, ModernSofa
и ModernCoffeeTable
.
Клиентский код должен работать как с фабриками, так и с продуктами через их соответствующие абстрактные интерфейсы. Это позволяет вам изменить тип фабрики, которую вы передаете клиентскому коду, а также вариант продукта, который получает клиентский код, без нарушения фактического клиентского кода.
Клиент не должен заботиться о конкретном классе фабрики, с которой он работает.
Допустим, клиент хочет, чтобы фабрика производила стул. Клиенту не обязательно знать класс фабрики и не имеет значения, какой стул он получит. Будь то модель Modern или стул в викторианском стиле, клиент должен относиться ко всем стульям одинаково, используя абстрактный интерфейс Chair
. При таком подходе единственное, что клиент знает о кресле, это то, что он каким-то образом реализует метод sitOn
. Кроме того, какой бы вариант стула ни был возвращен, он всегда будет соответствовать типу дивана или журнального столика, произведенного на том же фабричном объекте.
Осталось уточнить еще один момент: если клиент работает только с абстрактными интерфейсами, что создает настоящие фабричные объекты? Обычно приложение создает конкретный фабричный объект на этапе инициализации. Непосредственно перед этим приложение должно выбрать заводской тип в зависимости от конфигурации или параметров среды.
СтруктураАбстрактные продукты объявляют интерфейсы для набора отдельных, но связанных продуктов, составляющих семейство продуктов.
Бетонные изделия — это различные реализации абстрактных изделий, сгруппированные по вариантам. Каждое абстрактное изделие (кресло/диван) должно быть реализовано во всех заданных вариантах (викторианский/модерн).
Интерфейс Abstract Factory объявляет набор методов для создания каждого из абстрактных продуктов.
Бетонные заводы реализуют методы создания абстрактного завода. Каждая конкретная фабрика соответствует определенному варианту продукции и создает только эти варианты продукции.
Хотя конкретные фабрики создают экземпляры конкретных продуктов, сигнатуры их методов создания должны возвращать соответствующие абстрактные продукты. Таким образом, клиентский код, использующий фабрику, не привязывается к конкретному варианту продукта, который он получает от фабрики. Клиент может работать с любым конкретным вариантом фабрики/продукта, если он взаимодействует с их объектами через абстрактные интерфейсы.
В этом примере показано, как можно использовать шаблон Abstract Factory для создания кроссплатформенных элементов пользовательского интерфейса без привязки клиентского кода к конкретным классам пользовательского интерфейса, сохраняя при этом все созданные элементы в соответствии с выбранной операционной системой.
Пример кроссплатформенных классов пользовательского интерфейса.
Ожидается, что одни и те же элементы пользовательского интерфейса в кросс-платформенном приложении будут вести себя одинаково, но выглядеть немного по-разному в разных операционных системах. Более того, ваша задача — убедиться, что элементы пользовательского интерфейса соответствуют стилю текущей операционной системы. Вы бы не хотели, чтобы ваша программа отображала элементы управления macOS, когда она выполняется в Windows.
Интерфейс Abstract Factory объявляет набор методов создания, которые клиентский код может использовать для создания различных типов элементов пользовательского интерфейса. Конкретные фабрики соответствуют конкретным операционным системам и создают элементы пользовательского интерфейса, соответствующие этой конкретной ОС.
Работает так: при запуске приложения проверяется тип текущей операционной системы. Приложение использует эту информацию для создания фабричного объекта из класса, соответствующего операционной системе. Остальная часть кода использует эту фабрику для создания элементов пользовательского интерфейса. Это предотвращает создание неправильных элементов.
При таком подходе клиентский код не зависит от конкретных классов фабрик и UI-элементов, пока он работает с этими объектами через их абстрактные интерфейсы. Это также позволяет клиентскому коду поддерживать другие фабрики или элементы пользовательского интерфейса, которые вы можете добавить в будущем.
В результате вам не нужно изменять клиентский код каждый раз, когда вы добавляете новый вариант элементов пользовательского интерфейса в свое приложение. Вам просто нужно создать новый фабричный класс, который производит эти элементы, и немного изменить код инициализации приложения, чтобы оно выбирало этот класс, когда это необходимо.
// Интерфейс абстрактной фабрики объявляет набор методов, которые
// возвращаем разные абстрактные продукты. Эти продукты называются
// семейство и связаны общей темой или концепцией.
// Продукты одного семейства обычно могут взаимодействовать между
// сами себя. Семейство продуктов может иметь несколько вариантов,
// но продукты одного варианта несовместимы с
// товары другого варианта.
интерфейс GUIFactory есть
метод createButton():Кнопка
метод createCheckbox (): флажок
// Бетонные заводы производят семейство продуктов, принадлежащих
// к одному варианту. Завод гарантирует, что
// полученные продукты совместимы. Подписи бетона
// методы фабрики возвращают абстрактный продукт, а внутри
// метод создания экземпляра конкретного продукта.
класс WinFactory реализует GUIFactory
метод createButton():Кнопка
вернуть новый WinButton()
метод createCheckbox(): флажок
вернуть новый WinCheckbox()
// У каждого бетонного завода есть соответствующий вариант продукта.
класс MacFactory реализует GUIFactory
метод createButton():Кнопка
вернуть новый MacButton()
метод createCheckbox(): флажок
вернуть новый MacCheckbox()
// Каждый отдельный продукт семейства продуктов должен иметь базу
// интерфейс. Все варианты продукта должны реализовывать это
// интерфейс.
Кнопка интерфейса есть
метод покраски()
// Бетонные изделия создаются соответствующими бетонными
// заводы.
класс WinButton реализует кнопку
метод paint() есть
// Отобразить кнопку в стиле Windows.
класс MacButton реализует Button is
метод paint() есть
// Визуализировать кнопку в стиле macOS.
// Вот базовый интерфейс другого продукта. Все продукты
// могут взаимодействовать друг с другом, но правильное взаимодействие
// возможно только между продуктами одного и того же конкретного варианта.
интерфейс Флажок стоит
метод покраски()
класс WinCheckbox реализует Checkbox
метод paint() есть
// Отрисовка флажка в стиле Windows.
класс MacCheckbox реализует Checkbox
метод paint() есть
// Визуализировать флажок в стиле macOS.
// Клиентский код работает только с фабриками и продуктами
// через абстрактные типы: GUIFactory, Button и Checkbox. Этот
// позволяет передать клиенту любую фабрику или подкласс продукта
// код, не нарушая его.
приложение класса
частная полевая фабрика: GUIFactory
кнопка закрытого поля: Кнопка
приложение-конструктор (фабрика: GUIFactory)
this.factory = фабрика
метод createUI() есть
эта.кнопка = factory.createButton()
метод paint() есть
кнопка.краска()
// Приложение выбирает тип фабрики в зависимости от
// текущие параметры конфигурации или среды и создает их
// во время выполнения (обычно на этапе инициализации).
класс ApplicationConfigurator это
метод main() есть
config = прочитатьApplicationConfigFile()
если (config.OS == "Windows") то
фабрика = новая WinFactory()
иначе если (config.OS == "Mac") тогда
фабрика = новая MacFactory()
еще
throw new Exception("Ошибка! Неизвестная операционная система.")
Приложение приложения = новое приложение (заводское)
ПрименимостьИспользуйте абстрактную фабрику, когда ваш код должен работать с различными семействами связанных продуктов, но вы не хотите, чтобы он зависел от конкретных классов этих продуктов — они могут быть неизвестны заранее или вы просто хотите обеспечить возможность расширения в будущем.
Abstract Factory предоставляет вам интерфейс для создания объектов из каждого класса семейства продуктов. Пока ваш код создает объекты через этот интерфейс, вам не нужно беспокоиться о создании неправильного варианта продукта, который не соответствует продуктам, уже созданным вашим приложением.
Подумайте о реализации абстрактной фабрики, если у вас есть класс с набором фабричных методов, которые размывают его основную ответственность.
В хорошо разработанной программе каждый класс отвечает только за одну вещь . Когда класс имеет дело с несколькими типами продуктов, возможно, стоит выделить его фабричные методы в автономный фабричный класс или в полноценную реализацию абстрактной фабрики.
Как реализоватьСоставьте матрицу различных типов продуктов по сравнению с вариантами этих продуктов.
Объявить абстрактные интерфейсы продуктов для всех типов продуктов. Затем заставьте все конкретные классы продуктов реализовать эти интерфейсы.
Объявите интерфейс абстрактной фабрики с набором методов создания для всех абстрактных продуктов.
Реализовать набор конкретных заводских классов, по одному для каждого варианта продукта.
Создайте заводской код инициализации где-нибудь в приложении. Он должен создавать экземпляр одного из конкретных фабричных классов, в зависимости от конфигурации приложения или текущей среды. Передайте этот фабричный объект всем классам, создающим продукты.
Просканируйте код и найдите все прямые обращения к конструкторам продуктов. Замените их вызовами соответствующего метода создания фабричного объекта.
Многие проекты начинаются с использования фабричного метода (менее сложного и более настраиваемого с помощью подклассов) и развиваются в направлении абстрактной фабрики, прототипа или конструктора (более гибкого, но более сложного).
Builder фокусируется на пошаговом построении сложных объектов. Abstract Factory специализируется на создании семейств связанных объектов. Abstract Factory возвращает продукт немедленно, тогда как Builder позволяет выполнить некоторые дополнительные этапы конструирования перед получением продукта.