Как правильно составляется характеристика. Бланки, примеры и образцы характеристик. Рекомендации по содержанию.
Письменная характеристика является официальным документом.
Сейчас достаточно часто характеристика включается в перечень обязательных документов при трудоустройстве, поощрении, применении наказаний, в судебном разбирательстве, в школе или университете.
Характеристика – это документ, который содержит совокупную оценку качеств человека. Характеристика является оценочным документом. Он характеризует человеческие качества – от физических до нравственных, деловых или профессиональных, черты характера. Характеристика может быть положительной, отрицательной или нейтральной.
Содержание характеристики определяется ее целью – куда предъявляется документ. Например, характеристика с места работы включает в себя больший уклон на трудовую деятельность, а характеристика для награждения – на профессиональные заслуги и показатели.
Структура любой характеристики независимо от назначения включает в себя следующие сведения:
Все нюансы каждого вида характеристик подробно описаны в соответствующих статьях.
Во-первых, характеристика может стать одним из доказательств по гражданскому делу, по делам административного судопроизводства, рассмотрению дел об административных правонарушениях. Часто ее запрашивают в рамках расследования и рассмотрения уголовных дел.
Используются характеристики и в процессе обучения. Так, составляется такой документ на ученика в военкомат, на студента с места учебы или с места прохождения практики. Это важные для дальнейшего трудоустройства документы.
Достаточно часто рассматриваемый документ составляется самим характеризуемым лицом, которое и заинтересовано в его предоставлении. Именно поэтому каждый пример характеристики на нашем сайте может быть использован в повседневной жизни.
Для составления характеристики удобно воспользоваться представленными бланками и шаблонами по схожей ситуации. Набор используемых в характеристике штампов и клише проще всего взять из приведенных примеров составления характеристик по разным жизненным ситуациям. На сайте можно скачать образцы характеристик.
iskiplus.ru
Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, – это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи.
Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения – телефона – уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса.
Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и “своих” языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями [1].
Развитие письменной речи принадлежит первой, наиболее ясной линии культурного развития потому, что оно связано с овладением известной внешней системой средств, выработанных и созданных в процессе культурного развития человечества.
Однако для того чтобы эта внешняя система средств стала психической функцией самого ребенка, системой его реакций, особой формой его поведения, для того чтобы письменная речь человечества стала письменной речью самого ребенка,— для этого нужны сложные процессы развития, в которых мы сейчас пытаемся разобраться, конечно, только в самых общих чертах. Уже из того, что мы сказали выше, ясно, что развитие письменной речи имеет свою длинную историю, чрезвычайно сложную и начинающуюся задолго до того, как ребенок в школе приступает к изучению письма. Первой задачей научного исследования и является вскрыть эту предысторию детской письменной речи, доказать, что приводит ребенка к письму, через какие важнейшие моменты проходит это предысторическое развитие, в каком отношении оно стоит к школьному обучению.
Эта предыстория детской письменной речи протекает часто в таких формах, в которых без специального анализа трудно открыть этапы, подготовляющие развитие письма. Часто сами эти этапы при неблагоприятных внешних условиях протекают до такой степени скомканно, задержание и подпочвенно, что их не всегда удается обнаружить и установить. Поэтому самым надежным способом выяснить некоторые важнейшие моменты этой предыстории, протекающей скрыто, является экспериментальное исследование этих процессов.
А.Р. Лурия в связи с нашими общими исследованиями, задался целью экспериментально вызвать и проследить момент открытия символики письма, для того чтобы иметь возможность его систематически изучить. Это исследование показало, что история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы. Если не знать этой предыстории детского письма, нам станет непонятно, как ребенок овладевает сразу сложнейшим приемом культурного поведения, письменной речью. И нам станет понятно, что это может случиться только при том условии, что в первые годы своего развития ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи. В своих опытах А.Р. Лурия ставил ребенка, еще не умеющего писать, в такую ситуацию, когда перед ним возникала задача произвести некоторую примитивную запись. Ребенку задавалась задача запомнить известное число фраз. Обычно это число значительно превышало механическую способность ребенка к запоминанию, и когда ребенок убеждался, что запомнить он не в состоянии, ему давали лист бумаги и предлагали как-нибудь отметить или записать предлагаемые ему слова.
Часто ребенок встречал это предложение недоумением, он заявлял, что не умеет писать, но ему настойчиво – предлагали как-нибудь догадаться, как ему могут помочь в этом деле карандаш и бумага. Таким образом, сам исследователь давал в руки ребенку определенный прием и смотрел, насколько ребенок оказывался в состоянии им владеть, насколько штрихи карандаша переставали быть для ребенка простыми игрушками и становились знаками для запоминания соответствующих обозначений. Нам напоминает этот прием то, что делал иногда Келлер с обезьянами, когда, не дожидаясь с их стороны умения взять палку, он ставил их в такие ситуации, где надо было использовать ее в качестве орудия, давал им палку в руки и следил, что из этого выйдет. Опыты показали, что маленькие дети 3—4 лет не могут относиться к письму как к средству; они часто механически записывают заданную фразу и свое письмо иногда даже записывают раньше, чем услышат. На этой стадии записи ребенка нисколько не помогают ему запомнить заданные фразы; он, припоминая, не глядит вовсе на свою запись, но стоит продолжить эти опыты для того, чтобы убедиться, что вдруг дело начинает существенно меняться. Среди нашего материала мы встречали иногда удивительные, на первый взгляд случаи, резко расходящиеся со всем только что изложенным. Ребенок записывает также бессмысленно, недифференциально, он ставит ничего не значащие каракули и черточки, но когда он воспроизводит фразы, создается впечатление, что он читает фразы, указывая на вполне определенные черточки, и безошибочно много раз подряд указывает, какие черточки обозначают какую фразу. У ребенка возникает совершенно новое отношение к своим черточкам, и самоободряющая моторная деятельность, они впервые превратились в мнемотехнические знаки. Примером этого может служить то, что ребенок выносит отдельные черточки по отдельным частям бумаги так, что связывает с каждой черточкой определенную фразу. Возникает своеобразная топография: заметка одной черточкой в углу означает — корова, другой — вверху бумаги — трубочист. Черточки, таким образом, являются примитивным указательным знаком для памяти и т. д.
С полным основанием мы можем видеть в этой мнемотехнической стадии первую предвестницу будущего письма. Ребенок постепенно изменяет функционально эти недифференциальные черточки: указательные знаки, символизирующие штрихи и каракули, заменяются фигурками и картинками, а эти последние уступают свое место знакам. Опыты позволили не только описать сам момент открытия, но и проследить, как он протекает, в зависимости от известных факторов. Именно вводимые в заданные фразы количества и формы впервые ломают тот бессмысленный, ничего не выражающий характер записи, когда разные представления и образы выражаются совершенно одинаковыми черточками и каракулями. Вводя в предлагаемый материал количество, мы довольно легко, даже у четырех – пятилетних детей вызываем запись, отражающую это количество. Необходимость записать количество, быть может, впервые родила письмо. Также точно введение цвета, формы играет такую наводящую роль в открытии ребенком механизма письма. Так, например, фразы: «Как из трубы черный, черный дым идет» или «Зимой белый снег бывает», «Мышь с длинным хвостом» или «У Ляли два глаза и один нос» — очень быстро приводят к тому, что ребенок переходит от письма, играющего роль указательного жеста, к письму, уже содержащему в задатке изображение. От этого ребенок переходит прямо к рисунку, и мы, таким образом, переходим прямо к пиктографическому письму.
Для этого необходимо ребенку сделать основное открытие, именно то, что рисовать можно не только вещи, но и речь. Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма по словам и буквам; юно же приводит ребенка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строиться как переход от рисования вещей к рисованию речи. Однако, как совершается этот переход, трудно проследить, потому что соответствующее исследование еще не привело к определенным результатам, а общепринятые методы обучения письму не позволяют понаблюдать это. Одно только несомненно, что этим путем, путем перехода от рисования вещей к рисованию слив, развивается письменная речь ребенка. Различные методы обучения письму совершают это различным образом. Многие из них пользуются вспомогательным жестом как средством объединения письменного и устного символа, другие — рисунком, изображающим соответствующий предмет, и весь секрет обучения письменной речи заключается в том, чтобы должным образом подготовить и организовать этот естественный переход. Как только он совершится, ребенок овладевает уже механизмом письменной речи, ему остается в дальнейшем только совершенствовать этот способ.
Л.С. Выготский рассматривал, что при современном состоянии психологического знания многим покажется в высшей степени натянутой та мысль, что все рассмотренные нами этапы, как иллюзорная игра, рисование и письмо, могут быть представлены как различные моменты единого, по существу, процесса развития письменной речи. Слишком велики разрывы и скачки при переходе от одного приема к другому для того, чтобы связь этих отдельных моментов выступала достаточно наглядно и ясно. Но эксперимент и психологический анализ приводят нас именно к этому выводу и показывают, что как бы сложным ни казался сам процесс развития письменной речи, каким зигзагообразным, разорванным и спутанным он ни представлялся поверхностному взгляду — на деле перед нами единая линия истории письма, приводящая к самым высшим формам письменной речи. Эта высшая форма, которой мы коснемся только вскользь, заключается в том, что письменная речь из символизма второго порядка становится снова символизмом первого порядка.
Первоначальные письменные символы служат обозначением словесных. Понимание письменной речи совершается через устную, но постепенно путь этот сокращается, промежуточное звено в виде устной речи выпадает, и письменная речь, судя по всему, становится непосредственным символизмом, воспринимаемым так же, как ц устная. Стоит только представить себе, какой огромный перелом во всем культурном развитии ребенка совершается благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, обогащаться опытом, со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова, чтобы понять, какой решающий момент переживает ребенок при открытии письма.
Охватывая всю историю развития письменной речи у ребенка, мы, естественно, приходим к четырем в высшей степени важным практическим выводам, которые вытекают из этого рассмотрения.
Первый вопрос заключается в том, что обучение письму с этой точки зрения было бы естественно перенести в дошкольный возраст. В самом деле, если открытие символической функции письма возможно уже у детей раннего возраста, как показали опыты Гетцер, то обучение письму должно было бы Сделаться действительно обязанностью дошкольного воспитания. И мы действительно видим целый ряд моментов, указывающих на то, что обучение письму у нас является с психологической стороны несомненно запоздалым. Между тем мы знаем, что обучение грамоте в большинстве европейских и американских стран начинается, как правило, в 6 лет.
Исследования Гетцер показали, что 80% трехлеток овладевают произвольным соединением знака и значения, а шестилетки уже все способны к этой операции. По ее наблюдениям, развитие между тремя и шестью годами заключается не столько в развитии самой операции пользования произвольным знаком, сколько в успехах, которые делают внимание и память ребенка. Вопрос о более раннем начале обучения чтению Гетцер решает в том смысле, что уже трехлетки в подавляющем большинстве могли бы обучаться чтению и письму, поскольку это касается овладения символическим письмом. Правда, она не учитывает при этом того, что письмо является символизмом второго порядка, а то, что исследовала она, является символизмом первого порядка. Со всей справедливостью она указывает на ортодоксальное европейское воспитание, которое в три-четыре года обучает детей грамоте, на систему Монтессори, которая в детском саду обучает чтению и письму, и на многие другие французские дошкольные учреждения, поступающие так же. С психологической стороны, говорит она, это не невозможно, но только трудно вследствие недостатка памяти и внимания ребенка. Если же говорить относительно всех детей, то эта операция становится для них возможной только после 6 лет.
Берт приводит сведения относительно Англии, где указывает на то, что там школьная повинность начинается с 5 лет, но дети между 3—5 годами, если остается место, допускаются в школу, где их обучают азбуке. В 4,5 года уже огромное большинство детей умеет читать. За перенос чтения и письма в более ранний возраст высказывается особенно Монтессори. Она обучает чтению и письму 4-летних детей. В процессе игры, путем предварительных упражнений, как правило, все дети в ее садах в Италии в 4 года начинают писать, а в 5 лет читают так же хорошо, как ребенок первого школьного года. Своеобразие всего приема Монтессори заключается в том, что письмо возникает как естественный момент в процессе развития руки, трудность письма для детей заключается не в незнании букв, а в недостаточной развитости мелкой мускулатуры руки.
Путем тщательного упражнения Монтессори приводит к тому, что письму дети научаются не путем писания, а путем подготовления к письму детей, путем рисования штриховки. Они научаются писать до того, как приступают к письму, и поэтому начинают писать сразу, вдруг или самопроизвольно. Весь процесс обучения письму занимает очень мало времени. Двое ее детей 4 лет менее чем в полтора месяца научились писать так, что могли написать уже самостоятельно письма. Из исследований над развитием ребенка в семье, где в большом употреблении книги, карандаши и особенно, где есть старшие читающие и пишущие дети, мы знаем, что ребенок также самопроизвольно в 4—5 лет овладевает письмом и чтением, как овладевает и устной речью. Ребенок самостоятельно начинает писать отдельные буквы, цифры, читать их на вывесках, складывать из них слова и естественным путем проделывает то, что в детском саду формирует Монтессори. Но, пример Монтессори, лучше всего показывает, что дело гораздо сложнее, чем оно может показаться с первого взгляда, и если, с одной стороны, школьное обучение письму является запоздалым в том смысле, что дети уже в 4—5 лет могут вполне овладеть этими механизмами как со стороны мускульно-моторной, так и со стороны символической функции, то, с другой стороны, как это ни странно, обучение письму в 6 и даже в 8 лет является преждевременным в том смысле, что техника письма дается ребёнку раньше, чем у него назревает потребность в письменной речи и чем письменная речь становится для него нужной. Если письмо и как мускульная деятельность, и как символическое восприятие знаков очень легко возникает из игры, то по роли, которую оно играет в поведении, оно далеко отстоит от игры.
В этом смысле совершенно правы те критики Монтессори, которые показывают всю ограниченность того понимания развития, которое у Moнтессори вытекает из натуралистического анатомизма и ведет к механической пассивности. В течение полутора месяцев, говорит Гессен, 4—5-летние дети научаются писать с изумляющей нас каллиграфичностью, но отвлечемся на время от правильности и изящества выводимых детьми букв и обратим внимание на содержание написанного. Что пишут дети Монтессори? «Мы желаем доброй пасхи инженеру Талани и начальнице Монтессори», «Я хочу добра директрисе, учительнице, а также доктору Монтессори», «Дом ребенка, улица Кампании» и т. д.
Л.С. Выготский отвергает возможности обучения чтению и письму в дошкольном возрасте, он считает даже желательным, чтобы в школу ребенок поступил, умея писать и читать, но тогда обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо нужно было бы для чего-то ребенку. Если же они употребляются только для того, чтобы писать официальные поздравления начальству и первые попавшиеся, явно подсказанные учительницей слова, то очевидно, что занятие ими будет чисто механическим средством, которое может скоро надоесть ребенку, в котором не будет проявляться его активность, не будет расти его возрождающаяся личность [3] .
Чтение и письмо должны быть нужны ребенку. Здесь как нельзя ярче сказывается то основное противоречие, которое является не только у Монтессори, но и при школьном обучении письму, именно то, что письму обучают как известному моторному навыку, а не как сложной культурной деятельности, и поэтому, наряду с первыми вопросами о переносе обучения письму в дошкольный возраст, выдвигается само собой второе требование, именно требование жизненного письма, которое можно сравнить с требованием жизненной арифметики.
Это значит, что письмо должно быть осмысленно для ребенка, в нем должна быть вызвана естественная потребность, надобность, оно должно быть включено для ребенка в жизненную необходимую задачу, и только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи. Многие педагоги, как Гессен, будучи несогласны с общим духом обучения чтению и письму у Монтессори, высказываются все за перенос обучения письму из школы в детский сад, но и здесь сказываются ложный подход и недооценка письменной речи во всем ее значении. Подобно речи, говорят они, умение читать и писать, в элементарном смысле этого слова, является скорее навыком психологического порядка.
В. Штерн оспаривает мнение Монтессори, что ребенка надо обучать чтению в 4 года, и считает не случайным то, что во всех культурных странах начало обучения чтению и письму совпадает с началом седьмого года жизни ребенка. В подтверждение этого он ссылается на наблюдение Мухов, что именно бедность в играх в садах Монтессори побуждает детей обратиться к письму и чтению. В садах, устроенных по системе Фребеля, где для детей гораздо больше занятий, наблюдений и работы для фантазии и интересов, самостоятельности в игре, редко наблюдаются случаи, чтобы дети этого возраста сами по себе проявляли интерес к чтению и письму.
И главное, это мнение получает косвенное подтверждение из наблюдения того, как без дидактических влияний ребенок сам приходит к потребности в чтении и письме [3].
Здесь, как говорит В. Штерн, созревание этой способности протекает по совсем другим путям. Все наши исследования, приводимые выше, и ставили себе целью показать, до какой степени умение читать и писать принципиально отличается от умения одеваться и раздеваться. Грубая упрощенность задач, на которую наталкиваются обычно, сказывается ярче всего в том примере с письмом, когда даже лучшие педагоги склонны рассматривать оба навыка письма и одевания как принципиально одно и то же. Когда читаешь письма детей Монтессори и восхищаешься их каллиграфичностью, нельзя отделаться от впечатления, что перед нами дети, которые научились ударять по клавишам, но которые глухи к музыке, вызываемой их пальцами.
Третье положение, которое мы пытаемся выдвинуть как практический вывод из наших исследований,— это требование етественного обучения письму. В этом смысле Монтессори и сделала очень многое. Она показала, что моторная сторона этой деятельности может быть, действительно вызвана в естественном процессе игры ребенка, что письмо надо не навязать, а вырастить, она дала естественный путь к развитию письма.
Идя этим путем, ребенок приходит к письму как к естественному моменту в своем собственном развитии, а не как к внешней выучке. Монтессори показала, что естественной стихией при обучении чтению и письму является детский сад, а это значит, что наилучший метод обучения чтению и письму — тот, при котором дети не научаются писать и читать, но при котором оба эти навыка являются предметом игры. А для этого нужно, чтобы буква также стала элементом детской жизни, как таковым является, например, речь. Так же, как дети сами собой научаются говорить, так они должны сами научиться читать и писать. Естественный способ обучения чтению и письму состоит в надлежащем воздействии на окружающую ребенка обстановку. Чтение и письмо должны стать нужными ему в его игре. Но то, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны этого навыка, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения. Нужно также, естественно, привести ребенка и к внутреннему пониманию письма, нужно сделать, чтобы письмо было не обучением, а организованным развитием ребенка. Для этого мы можем указать только самый общий путь; подобно тому как ручной труд и овладение штрихами являются подготовительными упражнениями у Монтессори к развитию навыка письма, подобно этому указанные нами моменты, рисование и игра, должны явиться подготовительными этапами в развитии детской письменной речи. Педагог должен организовать все эти действия ребенка, весь сложный переход от одного способа письменной речи к другой. Он должен провести его через критические моменты вплоть до момента открытия того, что рисовать можно, не только предметы, но и речь. Если бы мы хотели суммировать все эти практические требования и выразить их в одном, то могли бы сказать, что рассмотрение этого вопроса приводит нас к требованию обучать ребенка письменной речи, а не писанию букв.
Монтессори обучала своим способом не только нормальных детей, но и умственно отсталых того же интеллектуального возраста, и при этом правильно указывают, что она развила метод Сегена, примененный впервые к умственно отсталым детям.
Монтессори смогла научить некоторое число слабоумных писать орфографически и каллиграфически с таким хорошим успехом, что я могла их заставить принять участие в общественной школе, в экзамене вместе с нормальными детьми. Они выдержали это испытание очень хорошо. Таким образом, мы получаем два чрезвычайно важных указания. Во-первых, то, что у умственно отсталого ребенка в том же самом интеллектуальном возрасте процессы обучения чтению и письму оказываются доступными, но здесь с большей яркостью проявляется отсутствие того требования жизненного письма и обучения письменной речи, о которой мы говорили выше. Именно в основе этих методов Геллер отвергает принцип Монтессори, указывая, что в эту пору дети еще не доходят до понимания написанных слов и что это есть фокус, не имеющий никакой педагогической цены. Часто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка, и начало обучения чтению и письму, по его мнению, следовало бы начинать не раньше, чем ребенок достигнет той психической зрелостл, которая необходима, для овладения письменной речью.
Что касается метода обучения, то Геллер также высказывается за приемы дошкольного воспитания, за то, чтобы письмо и чтение у ребенка подготовлялись рисованием и возникли в процессе игры, а не школьного обучения. Важность овладения письменной речью как таковой, а не только внешней грамотой настолько велика, что, многие исследователи прямо разделяют умственно отсталых на читающих и нечитающих.
studfiles.net
translate.academic.ru
Как правило, производственная характеристика на работника, образец заполнения которой вы найдете ниже, необходима для предоставления на новом месте службы, где о качествах сотрудника ничего не знают, потому нуждаются в информации извне, могущей облегчить приобщение его к новому коллективу.
Также составление документа может потребоваться при переводе сотрудника на новую должность, предоставлении нового звания, либо наоборот лишении такового, поощрении и понижении. В зависимости от соответствия сотрудника занимаемой должности, качества выполняемой им работы, а также отношения к своим обязанностям, составленный документ может положительно, отрицательно, либо нейтрально характеризовать работника. Существует определенный шаблон характеристики на работника, который мы рассмотрим ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.8 (499) 350-44-96
Это быстро и бесплатно!
Прежде всего, следует разобраться в терминологии понятия.
Характеристика — это письменный документ, необходимый для выделения и подчеркивания служебных и личностных особенностей конкретного сотрудника. Указанный документ оформляется в произвольную форму на предприятии, где данный сотрудник осуществляет, либо осуществлял профессиональную деятельность.
Вне зависимости от отношения к своим обязанностям, типовая характеристика на работника, включает следующие необходимые компоненты:
Пример типовой характеристики на работника для предъявления по месту требования
Характеристика работника с места работы, пример которой можно найти ниже, пишется от руки, либо печатается на компьютере. Распечатка данного документа производится на листах формата А4. Как только все пункты, изложенные выше, будут подробно отражены в характеристике, ее следует завершить указанием кому и для каких целей она направляется.
Обычно в конце документа отмечается полное наименование организации, затребовавшей обозначенную бумагу, ставится подпись руководителя организации и начальника отдела кадров.
Обязательны к указанию число и год написания характеристики. Документ заверяется печатью предприятия, что необходимо в силу отсутствия для его написания общепринятого официального бланка.
Характеристика не имеет срока годности, однажды написанная она может быть предъявлена в любое время. Потеряв бланк с характеристикой, работник вправе обратиться к бывшему работодателю с повторным запросом на ее составление.
Не зная как правильно написать характеристику на работника, образец которой не представлен среди обычных документов, работодатель может упустить немаловажные для работника детали.
Размер документа зависит от послужного списка работника и желания работодателя заниматься перечислением его заслуг.
Рассмотрим, как составляется отрицательная характеристика на работника, на следующем примере, при этом сам термин «характеристика» опустим:
Характеристика
на младшего бухгалтера ЗАО «СтройИнвест»
Зябликова Илью Николаевича
Зябликов Илья Николаевич 1986 года рождения являлся сотрудником ЗАО «СтройИнвест» с 2014 по 2015 год. За время работы Илья Николаевич не выказал особых профессиональных качеств, был замечен в отказе от выполнения служебных обязанностей с отсылкой на причины, не могущие выступать в качестве оправданий.
Несмотря на то, что коллектив нашей фирмы является дружным и отзывчивым, Илья Николаевич не сумел найти общего языка ни с одним другим работником. Не раз фиксировались факты грубого его отношения к коллегам по работе и клиентам. За время трудовой деятельности данный работник получил несколько строгих выговоров, что должно было вести к его исправлению. Сведения о допущенных нарушениях были внесены в личное дело работника. Поскольку ничего подобного не произошло, мы вынуждены были расстаться с Ильей Николаевичем по обоюдному согласию.
Генеральный директор
ЗАО «СтройИнвест» Л.А. Глушко
Печать
Начальник отдела кадров А. Е. Кошин
09.05.2015
Рассмотрим также образец характеристики на работника для награждения почетной грамотой:
Характеристика
на работника озеленительной сферы ГУП «Зеленострой»
Юрченко Григория Михайловича
Юрченко Григорий Михайлович 1990 года рождения является сотрудником ГУП «Зеленострой» с 2015 года по настоящее время. За время нахождения в занимаемой должности, Григорий Михайлович показал себя как грамотный, исполнительный и добросовестный работник.
Высокая степень культуры, стремление к самообразованию и самовоспитанию, делают Григория Михайловича весьма ценным работником, который сумел найти общий язык не только с начальством, но и с коллегами по службе. Такие качества, как стрессоустойчивость, коммуникабельность и умение быстро налаживать отношения позволяют Григорию Михайловичу выполнять порученные ему задания с удвоенной скоростью. Несмотря на небольшой трудовой стаж в занимаемой должности, Григорий Михайлович уже имеет несколько поощрений, что позволяет нам говорить о необходимости награждения его почетной грамотой с внесением сведений о подобном награждении в личное дело и трудовую книжку работника.
Любовь к труду и высокая степень ответственности являются отличительными чертами Григория Михайловича. За время рабочей деятельности выговоров и взысканий не имел.
Генеральный директор
ГУП «Зеленострой» Ю.К. Нетельно
Печать
Начальник отдела кадров О. Ю. Матюшина
10.07.2015
Следует отметить, что при составлении местной характеристики для приобщения к личному делу работника, продолжающего работать на предприятии, выдавшем данный документ, либо отрицательной характеристики, необходимо иметь соответствующий образец. Характеристика с места работы на работника выдается непосредственно по его требованию, либо требованию организации, являющейся новым местом его работы.
Характеристика не имеет срока годности, однажды написанная она может быть предъявлена в любое время.
Положительная характеристика на работника составляется в этом же ключе, без включения в нее моментов, касающихся выговоров и провинностей работника. В положительной характеристике качества работника описываются исключительно в благоприятном для него виде. Пример подобной характеристики может быть следующим:
Характеристика
на помощника начальника ЖКХ № 14
Инякину Эльвиру Григорьевну
Инякина Эльвира Григорьевна 1968 года рождения является сотрудницей ЖКХ № 14, начиная с 2003 года по настоящее время. За время исполнения ею служебных обязанностей Эльвира Григорьевна показала себя с самой лучшей стороны, зарекомендовав себя как профессионала своего дела, к которому она относится с большим вниманием и любовью.
Особо хочется отметить то уважение, которое сумела заслужить Эльвира Григорьевна от коллег по работе и людей, непосредственно с ней сотрудничающих. Заслуги Эльвиры Григорьевны перед обществом и государством были не раз по достоинству оценены как руководством, так и общественностью.
Эльвира Григорьевна — отзывчивый и коммуникабельный человек. Большой опыт и постоянное совершенствование полученных знаний, делают ее ценным кадровым работником. Отличительными чертами характера Эльвиры Григорьевны можно считать жизнерадостность, честность, высокую стрессоустойчивость. За время нахождения в занимаемой должности заместителя начальника ЖКХ, Эльвира Григорьевна выговоров и предупреждений не имела.
Генеральный директор
ЖКХ № 14 М.И. Жуковский
Печать
Начальник отдела кадров А. Д. Коркина
03.04.2016
Итак, характеристика на работника составляется в виде повествовательного рассказа с использованием третьего лица и постановкой предложений в настоящем, либо в прошедшем времени, что зависит от нынешнего положения сотрудника в организации, от имени которой дается документ.
Размер документа зависит от послужного списка работника и желания работодателя заниматься перечислением его заслуг. Что именно писать в характеристике решает руководитель предприятия, но обычно при составлении данного документа придерживаются общепринятого стандарта.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
8 (499) 350-44-96
Это быстро и бесплатно!
vashbiznesplan.ru
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Задания
1. Составьте текст на одну тему для устного и письменного сообщения. Объясните разницу.
2. Составьте словник (10 – 15 слов) к данной теме.
3. Составьте 4 тестовых задания к данной теме (с ответами).
Форма контроля
Устный опрос на практических занятиях.
Вопросы контрольной работы.
Индивидуальное собеседование на консультации.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему речь бывает письменной и устной?
2. Какой вид речи первый?
3. Существуют ли нормы у устной речи?
4. Могут ли быть отклонения от литературных норм у устной речи?
5. Какой вид речи полифункционален?
6. Есть ли сходство у устной и письменной речи?
Литература
Основная
1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энциклопедия, 1990.
Дополнительная
1. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. ‑ М. : Наука, 1965. – 280 с.
2. Кацпржак Е. И. История письменности и книги // Е. И. Кацпржак. – М. : Искусство, 1955. – 354 с.
3. Павленко Н. А. История письма / Н. А. Павленко. – Мн. : Вышэйшая школа, 1987. – 280 с.
4. Фридрих И. История письма / пер. с нем. И. М. Дьяконова. – М. : Наука, 1979. – 310 с.
Тема № 3 (10 часов)
ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Основные аспекты темы
* Исторические предпосылки возникновения письменности.
* Этапы развития письменности.
* Основные категории письменности.
* Типы письменности.
Основные теоретические положения
Исторические предпосылки возникновения письменности
Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации – такие, как рисунки, картины, невербальные картографические элементы и т. д. – не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения – цифры, логограммы – не имеют прямой связи с определённым языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.
Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.
Этапы формирования письменности
В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.
Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма:
‑ пиктографическое;
‑ идеографическое;
‑ слоговое;
‑ буквенно-звуковое.
Предметное письмо
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.
Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния.
Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
Пиктографическое письмо
Пиктограмма – изображение понятия с помощью определённого знака.
Древнейший, самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо (от лат. pictus ‘картинный’, ‘нарисованный’ и греч. grapho ‘пишу’). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (на надгробных памятниках вождей).
Пиктографическое письмо посредством рисунка передаёт высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.
Идеографическое письмо
Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к большим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова. Древнейшие логографические системы письма – египетская, шумерская, критская, китайская и др. обычно возникали в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.). Возникновение этих систем письма было обусловлено потребностью первых государств в более упорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворить примитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точном письме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учёта, характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейся торговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов, посвящений богам и т. п.
Самый термин «идеография» (от греч. idea ‘понятие’ и grapho ‘пишу’) указывает на способность этого письма передавать отвлечённые понятия, воплощённые в словах. В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография» (от греч. logos ‘речь’, grapho ‘пишу’) на том основании, что графические знаки связываются непосредственно с языковой единицей – словом. Но дело в том, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, или даже на разных языках.
Иероглифическое письмо
Древнейшая иероглифическая (от греч. hieros ‘жрец’ и glyphe ‘резьба’) письменность египтян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV – III тысячелетиям до н.э.
Иероглиф (др.-греч. ἱερογλύφος) – название письменного знака в некоторых системах письма. Слово ἱερογλυφικά состоит из двух частей: ἱερός (иерос) ‘священный’ и γλύφω (глифо) ‘вырезаю’, ‘высекаю’. Таким образом, ἱερογλυφικὰ γράμματα переводится как ‘священновырезанные письмена’.
Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.
Слоговое письмо
По мере дальнейшего развития общества, в частности по мере развития торговли, громоздкое и сложное логографическое письмо обычно преобразовывалось в более простое для обучения и более удобное для пользования слоговое или буквенно-звуковое. Впервые слоговые знаки получили широкое применение в III – II тысячелетиях до н. э. в переднеазиатской клинописи и затем в критском письме.
Слоговым, или силлабическим (от греч. syllabe ‘слог’), называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог.
Алфавитное письмо
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с лёгкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
Задания
1. Верно ли положение: «Пиктограмма является языковым знаком»? Обоснуйте свой ответ.
2. Составьте словник (10 – 15 слов) к данной теме.
3. Составьте 4 тестовых задания к данной теме (с ответами).
Форма контроля
Устный опрос на практических занятиях.
Вопросы контрольной работы.
Индивидуальное собеседование на консультации.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему история письма складывалась так сложно?
2. Какой вид письма представляется субъективно-образным?
3. Нужны ли письменности правила?
4. Что отражают этапы формирования письменности?
5. Какой вид письменности стал впервые отражать слово?
6. Имело ли иероглифическое письмо связь с произношением слова?
7. Без каких звуков обходились первые алфавиты?
Литература
Основная
1.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энциклопедия, 1990. – С. 29; 132; 266; 374; 375–379; 518–519.
2.Селіванова О. О. Лінгвістична енциклопедія / О. О. Селіванова. – Полтава : Довкілля-К, 2010. – С. 74–76; 741–744; 557.
Дополнительная
5. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. ‑ М. : Наука, 1965. – 280 с.
6. Кацпржак Е. И. История письменности и книги // Е. И. Кацпржак. – М. : Искусство, 1955. – 354 с.
7. Павленко Н. А. История письма / Н. А. Павленко. – Мн. : Вышэйшая школа, 1987. – 280 с.
8. Фридрих И. История письма / пер. с нем. И. М. Дьяконова. – М. : Наука, 1979. – 310 с.
Тема № 4 (12 часов)
cyberpedia.su
В ряде случаев руководителю требуется подготовить развернутую характеристику на подчиненного. Это обычно делается при подготовке к аттестации, при решении вопросов о подготовке резерва на замещение руководящих должностей и при назначениях на должность и перемещениях в другие подразделения.
Важной составной частью оценки, которая осуществляется в ходе аттестации, является написание письменной характеристики на работника его непосредственным руководителем. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены (например, рабочие достижения, уровень профессиональной подготовки, сильные и слабые стороны работника, потребность в обучении и повышении квалификации, возможность перевода на более сложную и ответственную работу и др.).
Ниже приводится пример стандартной формы, которая предлагается руководителям для подготовки письменной характеристики на работника для аттестационной комиссии.
Руководитель подразделения _________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТНИКА
(готовится непосредственным руководителем)
Ф.И.О.______________________
• Рабочие достижения, производительность и качество труда работника
_______
• Профессиональные знания и навыки работника
_______
• Способность взаимодействовать с другими работниками
_______
• Сильные стороны работника
_______
• Слабые стороны работника
_______
• Необходимость дополнительного обучения, повышения квалификации
_______
• Рекомендации по повышению в должности или переводу на другую работу
_______
• Рекомендации по оплате труда
_______
Дополнительные сведения
_______
Тот факт, что руководителю при подготовке письменной характеристики на подчиненных приходится давать свои предложения и рекомендации по оплате труда, повышению в должности, переводу на другую работу или высказывать свое мнение по поводу их обучения и повышения квалификации, сам по себе является важным стимулом к анализу работы персонала и выявлению факторов, негативно влияющих на итоговые рабочие показатели.
Основные трудности при оценке работы на основании письменных характеристик состоят в следующем:
• Их объем и содержание могут сильно различаться. Например, один руководитель может много написать о потенциальных возможностях и сильных сторонах подчиненного и умолчать о его недостатках. Другой может все внимание направить в основном на недостатки работника. Третий особенно подробно может рассматривать вопросы обучения и повышения квалификации. Производить оценку работников и сравнивать их рабочие достижения на основании таких характеристик иногда очень затруднительно.
• На оценку также могут влиять навыки письменного изложения, которыми обладает руководитель, производящий оценку. Руководитель, умеющий хорошо “подать” своего подчиненного, при желании может добиться того, что средний работник будет на бумаге выглядеть лучше, чем он есть на самом деле.
• Серьезной проблемой для многих организаций является отсутствие практики работы с информацией, содержащейся в письменных характеристиках.
Шкалы оценки
Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развитияу работников деловых качеств, склонности к определенным видам поведения или готовности к достижению определенных рабочих результатов. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, таких как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе, уровень развития профессиональных навыков и др.
При заполнении оценочной формы следует на основании предлагаемой шкалы оценить деловые качества работников или их готовность к определенным видам рабочего поведения.
Ниже представлены разные варианты оценочных форм, использующих балльную шкалу оценки. Эти формы могут использоваться как при проведении аттестации, так и в практике работы оценочных центров.
Форма 1 представляет собой бланк оценки работы руководителя, форма 2 – исполнителя. В обоих формах использована 5-балльная шкала.
Оценочная форма 1
(для оценки работы руководителей)
Инструкция для оценивающего: Для оценки работы подчиненного Вам следует обвести нужную цифру в графе “Оценка” для каждого из перечисленных показателей работы, используя предлагаемую шкалу:
5 – отлично,
4 – хорошо,
3 – средне (удовлетворительно),
2 – ниже среднего,
1 – плохо.
Фамилия И. О. работника ___________________________
Должность______
Подразделение___
Оцениваемые показатели работы | Оценка |
1. Планирование деятельности и распределение ресурсов | |
Планирование, постановка целей | 5 4 3 2 1 |
Корректировка этих целей в случае необходимости | 5 4 3 2 1 |
Распределение и контроль ресурсов | 5 4 3 2 1 |
Учет всей доступной информации для своевременного принятия решений | 5 4 3 2 1 |
2. Управление в критических ситуациях | |
Выявление критических ситуаций | 5 4 3 2 1 |
Выбор курса действий при возникновении чрезвычайных ситуаций | 5 4 3 2 1 |
Определение отклонений в работе подчиненных, требующих немедленного вмешательства руководителя | 5 4 3 2 1 |
Своевременное принятие решений в критических ситуациях | 5 4 3 2 1 |
3. Работа с документами | |
Подготовка документов | 5 4 3 2 1 |
Работа с документами, требующими принятия решений | 5 4 3 2 1 |
Составление отчетов | 5 4 3 2 1 |
Контроль и поддержание на должном уровне состояния документооборота в своем подразделении | 5 4 3 2 1 |
4. Делегирование | |
Обеспечение подчиненных четкими указаниями и разъяснениями при поручении им тех или иных заданий | 5 4 3 2 1 |
Такое распределение поручений и заданий между подчиненными, при котором достигается максимальная экономия сил, времени, финансов и др. | 5 4 3 2 1 |
Установление сроков выполнения порученной работы и наиболее подходящей формы контроля за ее выполнением | 5 4 3 2 1 |
Оказание подчиненным необходимой помощи при выполнении порученной работы | 5 4 3 2 1 |
5. Мотивация подчиненных | |
Использование методов материального стимулирования (доплаты, премии, льготы и др.) | 5 4 3 2 1 |
Использование нематериальных стимулов (похвала, благодарность, признание достижений) | 5 4 3 2 1 |
Учет и нейтрализация факторов, негативно влияющих на мотивацию подчиненных | 5 4 3 2 1 |
Мотивация подчиненных силой собственного примера | 5 4 3 2 1 |
6. Обучение подчиненных | |
Своевременное обеспечение работников информацией, необходимой им для выполнения порученной работы | 5 4 3 2 1 |
Обеспечение надлежащего введения в должность (адаптации) и обучения новых работников | 5 4 3 2 1 |
Помощь работникам в освоении новых видов работ, организация обучения на рабочем месте | 5 4 3 2 1 |
Организация обучения и повышения квалификации подчиненных | 5 4 3 2 1 |
7. Внимание к подчиненным | |
Тактичность и внимательность в обращении с подчиненными, демонстрация уважения по отношению к подчиненным | 5 4 3 2 1 |
Поддержание хороших отношений в трудовом коллективе | 5 4 3 2 1 |
Внимание к вопросам удовлетворенности работников своей работой и к их личным проблемам | 5 4 3 2 1 |
Индивидуальный подход в работе с подчиненными | 5 4 3 2 1 |
8. Коммуникация | |
Обмен деловой информацией с другими подразделениями | 5 4 3 2 1 |
Доведение до работников информации, необходимой им для выполнения порученной работы | 5 4 3 2 1 |
Взаимодействие с клиентами, поставщиками, общественностью | 5 4 3 2 1 |
Обеспечение вышестоящих уровней управления полной, надежной и своевременной информацией | 5 4 3 2 1 |
9. Координация, взаимодействие с другими подразделениями организации | |
Ведение переговоров и сотрудничество с другими руководителями и специалистами в интересах организации | 5 4 3 2 1 |
Координация усилий различных рабочих групп или подразделений для достижения целей организации | 5 4 3 2 1 |
Поддержание ровных и хороших отношений с руководителями других подразделений организации | 5 4 3 2 1 |
Оказание необходимой помощи другим подразделениям организации | 5 4 3 2 1 |
10. Трудовая мораль | |
Патриотизм, преданность своей организации | 5 4 3 2 1 |
Приверженность целям организации | 5 4 3 2 1 |
Поддержание высоких этических стандартов в своей работе | 5 4 3 2 1 |
Готовность брать на себя ответственность, работать с полной отдачей сил, на высоком профессиональном уровне | 5 4 3 2 1 |
11. Профессиональные знания | |
Поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний | 5 4 3 2 1 |
Готовность выступать в качестве эксперта или консультанта, на чьи советы полагаются при принятии решений | 5 4 3 2 1 |
Достаточный уровень знаний, квалификации, позволяющий правильно решать даже самые трудные проблемы | 5 4 3 2 1 |
Осведомленность о последних достижениях в своей профессиональной области | 5 4 3 2 1 |
12. Нововведения | |
Поддержка нововведений | 5 4 3 2 1 |
Поиск новых подходов к решению старых проблем | 5 4 3 2 1 |
Творческое отношение к порученной работе | 5 4 3 2 1 |
Способность преодолевать сопротивление новому со стороны подчиненных | 5 4 3 2 1 |
Фамилия И.О. оценивающего _______________________
Дата _______
Оценочная форма 2
для исполнителей
Инструкция для оценивающего: Для оценки работы подчиненного Вам следует обвести нужную цифру в графе “Оценка” для каждого из перечисленных показателей работы, используя предлагаемую шкалу:
5 – отлично,
4 – хорошо,
3 – средне,
2 – ниже среднего,
1 – плохо.
Фамилия И. О. работника ___________________________
Должность______
Подразделение___
Оцениваемые показатели работы | Оценка |
Качество работы | |
Поддержание приемлемых стандартов качества | 5 4 3 2 1 |
Точность и тщательность в работе | 5 4 3 2 1 |
Обеспечение экономии материалов и забота о снижении затрат | 5 4 3 2 1 |
Отсутствие переделок и исправлений в работе | 5 4 3 2 1 |
Производительность труда | |
Поддержание стабильного и приемлемого уровня производительности (производственных показателей) | 5 4 3 2 1 |
Выполнение порученной работы в установленные сроки | 5 4 3 2 1 |
При необходимости, ускорение темпа работ, позволяющее уложиться в намеченные сроки | 5 4 3 2 1 |
Эффективная работа при неожиданных увеличениях рабочей нагрузки | 5 4 3 2 1 |
Выявление проблем и обнаружение неполадок | |
Выяснение причин возникновения проблем на уровне отдельных блоков или систем | 5 4 3 2 1 |
Знание потенциальных ошибок или возможных трудностей при работе в данной области | 5 4 3 2 1 |
Обнаружение ошибок или выявление причин неисправностей в работе оборудования | 5 4 3 2 1 |
Профилактика причин, вызывающих неполадки при эксплуатации оборудования или трудности в работе | 5 4 3 2 1 |
Безопасность труда и правильная эксплуатация оборудования и инструментов | |
Обеспечение безопасности путем надлежащей эксплуатации оборудования и поддержания порядка на рабочем месте | 5 4 3 2 1 |
Следование инструкциям и правилам в работе с оборудованием и инструментами | 5 4 3 2 1 |
Осведомленность о потенциальных источниках опасности при эксплуатации оборудования и инструментов | 5 4 3 2 1 |
Поддержание инструментов и оборудования в рабочем состоянии, бережное отношение к ним | 5 4 3 2 1 |
Работа с документами | |
Точность при ведении рабочей документации, баз данных, их своевременное обновление | 5 4 3 2 1 |
Соблюдение установленных сроков при работе с документами и при подготовке отчетов | 5 4 3 2 1 |
Следование установленным правилам при подготовке и оформлении отчетов, документов | 5 4 3 2 1 |
Своевременная регистрация входящих и исходящих документов | 5 4 3 2 1 |
Сотрудничество | |
Взаимодействие с другими работниками для решения задач, стоящих перед подразделением и организацией в целом | 5 4 3 2 1 |
Планирование и организация собственной работы с учетом целей и задач, решаемых другими работниками подразделения | 5 4 3 2 1 |
Активное участие в делах подразделения | 5 4 3 2 1 |
Установление и поддержание хороших личных отношений с товарищами по работе, клиентами, поставщиками и др. | 5 4 3 2 1 |
Профессиональные знания | |
Соответствие профессиональных знаний работника сложности и ответственности выполняемой работы | 5 4 3 2 1 |
Знание процедур, методов, технологии, используемых в работе | 5 4 3 2 1 |
Стремление к приобретению новых знаний, к повышению квалификации | 5 4 3 2 1 |
Понимание целей и задач, решаемых подразделением и организацией в целом | 5 4 3 2 1 |
Мотивация к труду | |
Интерес к выполняемой работе | 5 4 3 2 1 |
Заинтересованность в том, чтобы внести вклад в достижение целей подразделения, организации | 5 4 3 2 1 |
Напряженная работа и готовность принять на себя дополнительные обязанности | 5 4 3 2 1 |
Настойчивость в преодолении трудностей | 5 4 3 2 1 |
Трудовая дисциплина | |
Рациональное использованию рабочего времени | 5 4 3 2 1 |
Своевременный приход на работу и уход с работы | 5 4 3 2 1 |
Четкое и своевременное выполнение требований и распоряжений непосредственного руководителя | 5 4 3 2 1 |
Соблюдение установленного времени для регламентированных перерывов | 5 4 3 2 1 |
Фамилия И.О. оценивающего _______________________
Дата _______
В форме 3 также использована 5-балльная шкала, но при этом для каждой градации шкалы даны комментарии, облегчающие проведение оценки.
Оценочная форма 3
Инструкция для оценивающего: По каждому показателю отметьте знаком “u ” тот вариант, который наиболее точно характеризует Вашего подчиненного.
Фамилия И.О. работника __________________________
Должность ___
Подразделение ________________________________
• Производительность труда и объем работы , который работник выполняет за рабочий день (неделю, месяц)
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) |
Не отвечает минимальным требованиям | Производительность соответствует минимальным значениям установленных стандартов | Объем работы удовлетвори-тельный | Высокая производительность. Делает больше, чем требуется | Отличные показатели производительности труда |
• Самостоятельность – способность хорошо выполнять требуемую работу при минимальном руководстве и контроле
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) |
Несамостоятельный, требует постоянного жесткого контроля | Иногда нуждается в том, чтобы его подталкивали | Обычно выполняет необходимые задания с достаточным рвением | Самостоятельно решает большинство возникающих рабочих проблем | Самостоятельно решает все возникающие рабочие проблемы |
• Профессиональные знания – информация, которой должен владеть работник, чтобы успешно выполнять свою работу
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) |
Плохо разбирается в порученной работе | Имеет недостаточные знания о некоторых направлениях своей работы | Достаточно подготовлен; может ответить на большинство вопросов по выполняемой работе | Хорошо разбирается во всех направлениях выполняемой работы | Отлично разбирается во всех направлениях выполняемой работы |
• Трудовая дисциплина – точность в ежедневном приходе на работу и ухода с работы, присутствие на рабочем месте в рабочее время
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) |
Часто отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, постоянно опаздывает на работу, часто уходит с работы раньше времени | Иногда отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, опаздывает на работу или уходит с работы раньше времени | Редко отсутствует на рабочем месте без уважительной причины | Практически не опаздывает и не уходит с работы раньше времени, практически нет случаев отсутствия на рабочем месте без уважительных причин | Всегда приходит на работу вовремя, добровольно вызывается на сверхурочные работы, когда это требуется |
• Надежность, исполнительность – своевременное доведение до конца порученной работы
(1) | (2) | (3) | (4) | ( 5) |
Ненадежный, на него нельзя положиться. Срывает сроки выполнения работ | Требует частых проверок и постоянного контроля | Обычно доводит начатое до конца, хотя нуждается в регулярном контроле | Надежный, нуждается в минимальном контроле | Очень надежный и исполнительный. Все начатое доводит до конца. Высокий уровень самоконтроля |
6. Аккуратность – тщательность, точность в выполнении порученной работы
(1) | (2) | (3) | (4) | ( 5) | ||
Неаккуратный, очень часто делает ошибки | Часто делает ошибки, недостаточно аккуратен в работе | Делает среднее количество ошибок в работе, достаточно тщателен | Аккуратен и тщателен в работе | Высокая точность, тщательность и аккуратность при выполнении всех рабочих заданий | ||
• Качество работы – выполнение работы в соответствии с установленными стандартами качества
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) |
Неприемлемое качество работы, высокий уровень ошибок, брака | Выполняет работу по нижней границе установленных стандартов качества, допускает ошибки и брак в работе | Работа в основном соответствует установленным стандартам качества, иногда допускает ошибки и брак в работе | Высокое качество работы, ошибки, брак в работе встречаются редко | Исключительно высокое качество работы |
Фамилия И.О. оценивающего _________________________
Должность _____
Подразделение___
Дата __________
Форма 4 оценивает способность к планированию, используя 7-балльную шкалу оценки с развернутой характеристикой каждого пункта шкалы.
Оценочная форма 4
Инструкция:прочитайте список поведенческих характеристик по всем пунктам шкалы и найдите ту группу характеристик, которая наилучшим образом описывает профессиональное поведение работника за определенный период времени (месяц, год) и отметьте нужный пункт на шкале оценки.
Шкала оценки | Характеристика | |
7 [ ] | Отлично | Разрабатывает всесторонний план выполнения работ, хорошо документально оформляет его, получает необходимое одобрение (согласование) и доводит этот план до всех заинтересованных лиц |
6 [ ] | Очень хорошо | Планирует и отслеживает выполнение основных направлений работ. Производит оценку достигнутых результатов и определяет необходимость внесения тех или иных изменений в график выполнения работ |
5 [ ] | Хорошо | Выделяет основные направления работы и составляет графики их выполнения; ищет пути ускорения работ относительно установленного графика, но может допустить и отставание от графика Обычно укладывается в установленные сроки работ. Задержки и перерасход средств случаются редко |
4 [ ] | Средне | Составляет список необходимых обязанностей и обращается к нему по мере выполнения работ. Может иметь хороший обоснованный план, но не отслеживает основные его этапы; не сообщает о задержках в графике прохождения работ или других проблемах по мере их возникновения |
3 [ ] | Ниже среднего | Планы определены плохо; обычным делом являются нереалистические графики Не может планировать больше, чем на 1-2 дня вперед; не имеет понятия о реальных сроках выполнения работ |
2 [ ] | Очень плохо | Не имеет ни плана, ни графика работ, которые должны быть выполнены |
1 [ ] | Неприемлемо | Редко завершает или никогда не завершает полученные рабочие задания из-за неумения планировать свою работу Постоянно терпит неудачи в работе, но это его не волнует. Не проводит анализа того, как можно было бы улучшить свою работу |
Источник:C.E.Scheiner and R.W. Beatty , “Developing Behaviorally Anchored Rating Scales (BARS)”, Personnel,August 1979, p. 60.
megaobuchalka.ru
Конец XV — начало XVI в. — время образования централизованного Российского государства. Условия, в которых происходило образование государства, были не совсем благоприятными. Преобладал резко континентальный климат и очень короткое сельскохозяйственное лето. Плодородные земли Дикого поля (юг), Поволжья и Южной Сибири еще не были освоены. Отсутствовали выходы к морям. Вероятность внешней агрессии была высокой, что требовало постоянного напряжения сил.
Многие территории бывшей Киевской Руси входили в состав других государств, а это означало, что традиционные связи — торговые и культурные — были нарушены.
За вторую половину XVI в. территория России удвоилась по сравнению с серединой века. Если в начале XVI в. в России проживало 6 млн человек, то в конце XVI в. — уже 9 млн человек. Население было многонациональным. Основная часть населения проживала на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва). Но даже в самых густонаселенных местах плотность населения оставалась низкой — до 5 человек на 1 кв. м (для сравнения, в Европе — 10–30 человек на 1 кв. м).
Характер экономики был традиционным, господствовало натуральное хозяйство. Со второй половины XV в. на всей территории Московского государства утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. При таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. Первый участок он засевал яровыми культурами, второй — озимыми, а третий отдыхал под паром, то есть оставался незасеянным. Трехполье обеспечивало устойчивую урожайность и позволяло бережно относиться к земле.
Наиболее распространенной озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали овсом, довольно широко распространились посевы питательной гречихой. Обрабатывалась земля при помощи сохи, сохи-косули, плуга, бороны.
Конец XV — начало XVI в. — время образования централизованного Российского государства. Условия, в которых происходило образование государства, были не совсем благоприятными. Преобладал резко континентальный климат и очень короткое сельскохозяйственное лето. Плодородные земли Дикого поля (юг), Поволжья и Южной Сибири еще не были освоены. Отсутствовали выходы к морям. Вероятность внешней агрессии была высокой, что требовало постоянного напряжения сил.
Многие территории бывшей Киевской Руси входили в состав других государств, а это означало, что традиционные связи — торговые и культурные — были нарушены.
За вторую половину XVI в. территория России удвоилась по сравнению с серединой века. Если в начале XVI в. в России проживало 6 млн человек, то в конце XVI в. — уже 9 млн человек. Население было многонациональным. Основная часть населения проживала на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва). Но даже в самых густонаселенных местах плотность населения оставалась низкой — до 5 человек на 1 кв. м (для сравнения, в Европе — 10–30 человек на 1 кв. м).
Характер экономики был традиционным, господствовало натуральное хозяйство. Со второй половины XV в. на всей территории Московского государства утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. При таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. Первый участок он засевал яровыми культурами, второй — озимыми, а третий отдыхал под паром, то есть оставался незасеянным. Трехполье обеспечивало устойчивую урожайность и позволяло бережно относиться к земле.
Наиболее распространенной озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали овсом, довольно широко распространились посевы питательной гречихой. Обрабатывалась земля при помощи сохи, сохи-косули, плуга, бороны.
dvoechka.com