Пьесы баха – Список основных произведений Баха. Если бы Бах вел дневник

Список основных произведений Баха. Если бы Бах вел дневник

Список основных произведений Баха

А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):

I. 198 церковных кантат

II. 12 светских кантат

III. 6 мотетов

IV. Рождественская и пасхальная оратории

V. Большая месса h-moll

VI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-dur

VIII. Страсти по Матфею и Иоанну

IX. Траурная ода

X. Церковные арии и песни

Б. Произведения для оркестра и камерная музыка:

I. 4 увертюры (сюиты) и 6 Бранденбургских концертов

II. 7 концертов для клавира с оркестром

3 концерта для двух клавиров с оркестром

2 концерта для трех клавиров с оркестром

1 концерт для четырех клавиров с оркестром

III. 3 концерта для скрипки с ор кестром

IV. 6 сольных сонат для скрипки

8 сонат для скрипки с клавиром

6 сонат для флейты с клавиром

6 сольных сонат (сюит) для виолончели

3 сонаты для виолы да гамба и клавира

3 сонаты для трио

V. Музыкальная жертва

В. Произведения для клавира:

I. Партиты, французские и английские сюиты, инвенции для двух и трех голосов, симфонии, прелюдии, фуги, фантазии, увертюры, токкаты, каприччио, сонаты, дуэты, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга

II. Хорошо темперированный клавир

III. Гольдберговы вариации

IV. Искусство фуги

Г. Произведения для органа:

I. Прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, канцоны, сонаты, пассакалия, концерты на темы Вивальди

II. Хоральные прелюдии

III. Хоральные вариации

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Скачать песни Johann Sebastian Bach в MP3 бесплатно – музыкальная подборка и альбомы исполнителя

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.

zaycev.net

Самое известное произведение Баха: barucaba — LiveJournal

Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Сочинение «Токката и фуга ре минор BWV 565» включено во все издания авторитетного каталога BWV и в (наиболее полное) новое издание сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, известное как NBA).

Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг. В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.


В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.



Титульная страница BWV 565 в рукописной копии Йоганнеса Рингка. В связи с тем, что автограф Баха был утерян, эта копия, по состоянию на 2012 год, является единственным близким по времени создания источником.


Токката (на итальянском toccata – прикосновение, удар, от toccare – касаться, трогать) – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган).



Начало токкаты
Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) –  наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения.

Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.



Johann Sebastian Bach’s Toccata and Fugue in D Minor BWV 565 played by organist Hans-André Stamm on the Trost-Organ of the Stadtkirche in Waltershausen, Germany.


Далее слышатся мощные “завихряющиеся” виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.

barucaba.livejournal.com

Иоганн Себастьян Бах

Дата рождения: 21 марта 1685
Место рождения: Эйзенах
Страна: Германия
Дата смерти: 28 июля 1750

Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами.Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец. Мальчика взял к себе старший брат Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 гг. учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира.

В январе 1703 г. после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

В 1706 г. Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. 17 октября 1707 г. Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. В этом браке родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты “Господь — мой царь” (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина.

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является “Хорошо темперированный клавир”). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над “Органной тетрадью” — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина.Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Герцог Анхальт-Кётенский нанял Баха на должность капельмейстера. Герцог, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако герцог был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.

7 июля 1720 г. в то время, когда Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия – внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 г. Несмотря на разницу в возрасте (она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет), их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

В 1723 г. состоялось исполнение его “Страстей по Иоанну” в церкви св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, св. Фомы и св. Николая.

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как “Wachet auf! Ruft uns die Stimme” and “Nun komm, der Heiden Heiland”) основываются на традиционных церковных песнопениях.

Сочиняя кантаты большую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 г. Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 г., когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё большую роль в общественной музыкальной жизни, их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-ми, 40-ми и 50-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, “Кофейная кантата” и клавирный сборник, а также многие концерты для виолончели и клавесина.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Хотя месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

В 1747 г. Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван “Музыкальным приношением”.

Другой крупный цикл “Искусство фуги” не был завершён Бахом. При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений.

Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии — “Vor deinen Thron tret ich hiermit” (“Вот я предстаю перед Твоим троном”), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного “Искусства фуги”.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 г. Бах перенес две операции, но обе они оказались неудачными. Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля, возможно, причиной смерти стали осложнения после операций.

Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 г. останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.
В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени “свободных” жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, Дитрих Букстехуде), так и музыка южных композиторов. Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык, позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714 гг.) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную “Органную книжечку” — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа, тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Бах также написал ряд произведений для клавесина. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием “Клавирные упражнения”.
“Хорошо темперированный клавир” в двух томах, написанных в 1722 и 1744 гг., — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
Три сборника сюит: “Английские сюиты”,”Французские сюиты” и “Партиты для клавира.”
“Гольдберг-вариации” — мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
Разнообразные пьесы вроде “Увертюры во французском стиле”, “Хроматической фантазии и фуги”, “Итальянского концерта”.

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, партиту для флейты соло — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы “Искусство фуги” и “Музыкальное приношение”.

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — “Бранденбургские концерты”. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.

В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются “Christ lag in Todesbanden”, “Ein’ feste Burg”, “Wachet auf, ruft uns die Stimme” и “Herz und Mund und Tat und Leben. Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две “Свадебных кантаты” и шуточная “Кофейная кантата”.

“Страсти по Иоанну” (1724 г.) и “Страсти по Матфею” (ок. 1727 г.) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

Наиболее известна “Рождественская оратория” (1734 г.) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. “Пасхальная оратория” (1734—1736 гг.) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем “Рождественская оратория” или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723 г.) и более поздней и известной (ре мажор, 1730 г.).

Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 г.), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как “Sanctus” и “Kyrie”.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск Вояджера.

 

www.olofmp3.ru

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею». Впервые — в Германии — было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же — неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит — «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» — в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным — своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею — это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха — это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Но основная работа Баха — руководителя школы певчих — приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.


Интересные факты

1. юный преступник

Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа – Иоганну Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник ‘модной’ музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник… Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.
Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы… Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию…
Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
– Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
– Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил…

2. тайна трех селедок

Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург – послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.
Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.
Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову – еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.
Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург – слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.

3. ну, я-то ни при чем…

Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
– Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…

4. гармония прежде всего!

В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов… Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту… Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

5. а где соперник?..

В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.
Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.
Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим… Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше – француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.
Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть – попросту сбежал…

6. здоровый воздух лейпцига

Служа кантором в церкви св. Фомы, Бах получал дополнительные доходы от исполнения церковных треб (свадеб и похорон), которые неплохо оплачивались прихожанами. Однажды, когда все граждане города долгое время пребывали в полном здравии и никак не хотели умирать, а следовательно, доходы Баха стали мизерными, жена пожаловалась ему, что скоро у них в доме будет денег не только на похлебку, но и на хлеб… Иоганн Себастьян развел руками:
– Дорогая моя, всему виной здоровый возух Лейпцига, оттого и покойников маловато, и мне, живому, жить не на что…

7. бах сердится

Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку… Рассердившись и не найдя под рукой чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул им в органиста.
– Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! – закричал Иоганн Себастьян.

8. блудный сын и музыка

Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку.
Вечером, когда он ложился спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу.
Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный -в сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок пошел помочиться и скоро вернется. Не тут-то было. Эммануил не возвращался!
Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор безмятежно спал.

9. шутник

Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного органиста разрешения сыграть на органе. Получив таковое, великий органист садился за инструмент и… Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали… Они думали, что к ним в церковь заглянул… переодетый дьявол.

10. династия

Все Бахи были музыкантами, кроме ‘основателя’ династии Фейта Баха, жившего В XVI столетии, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, напоминающем гитару, и очень любил музыку.
Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии…
Сам же Бах в конце жизни говорил:
– Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.

11. бах и ученик

Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:
“В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган”.

www.classic-music.ru

Музыка И.С. Баха – Классика

Музыка И.С. Баха, созданная более 300 лет тому назад, до сих пор исполняется и слушается во всём мире.

Произведения Баха входят в программу музыкальных учебных заведений; они звучат на концертах классической музыки, в современных кинофильмах, телепрограммах, на ледовых шоу…

Каждое новое поколение людей открывает в музыке Баха нечто новое и созвучное себе и своему времени. А обучение маленьких музыкантов невозможно представить без прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.

И.С. Бах возглавляет десятку самых великих композиторов всех времён и народов.

Краткая биография И.С. Баха

Элиас Готтлиб Осман (Хаусманн или Хаусман) “Портрет И.С. Баха”

Иога́нн Себастья́н Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог. Он жил в эпоху барокко. Бах написал более 1000 произведений. Его творчество представлено во всех жанрах того времени, кроме оперы.

И.С. Бах родился в семье музыканта и был младшим в семье, шестым ребёнком. Многие предки и родственники Баха были профессиональными музыкантами. Обычно музыканты того времени участвовали в светских концертах и исполняли церковную музыку.

Иоганн Себастьян рано остался сиротой, с 10 лет мальчика воспитывал старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии и одновременно обучался у брата игре на органе и клавире.

После окончания учёбы в 1703 г. он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Здесь он стал известен как виртуозный исполнитель, и его пригласили на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, а затем и на пост органиста церкви. В этот период Бах создал много органных произведений.

После этого композитор несколько раз менял места службы, пока не осел на 9 лет в Веймаре. Здесь у него родилось трое его детей. Здесь же он написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»), начал работу над «Органной книжечкой» (сборником органных хоральных прелюдий). К концу службы в Веймаре Бах был уже известным органистом и клавесинистом.

С 1717 г. Бах служил 6 лет в качестве капельмейстера в Кётене, где создал много светских сочинений, в том числе знаменитые Бранденбургские концерты. В 1720 г. внезапно умерла его жена, оставив 4 детей. Но в 1721 г. он женится на молодой певице Анне Магдалене Вильке.

В 1723 г. Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви в Лейпциге, где состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну». В Лейпциге им были написаны произведения на евангельские тексты, в том числе знаменитая Месса си минор. Бах много сочинял, но стал терять зрение. В 1750 г. ему были сделаны две операции на глазах, но после них композитор полностью ослеп и через некоторое время умер.

Могила Иоганна Себастьяна Баха находится в Лейпциге в церкви Святого Фомы.

Могила И.С. Баха

Творчество И.С. Баха

Всю жизнь Бах сочинял музыку для органа. Он был известен как виртуозный органист и преподаватель. Одновременно он занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Он написал также ряд произведений для клавесина. Многие из них представляют собой сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Например, «Хорошо темперированный клавир» в двух томах (1722 и 1744). В каждом томе содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность.

Бах писал музыку для отдельных инструментов и для ансамблей. Инструментальные произведения: 3 сонаты и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, партиту для флейты соло, несколько произведений для лютни соло, трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимыми являются  циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

Произведения для оркестра: «Бранденбургские концерты» – 6 концертов в жанре кончерто гроссо. Кончерто гроссо (итал. – большой концерт) – инструментальный жанр эпохи барокко, основывающийся на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов.

Бах сочинил 4 оркестровые сюиты, некоторые отдельные части из них в наше время широко популярны и имеют популярные переложения. Например, знаменитая «Шутка» Баха.

Из вокального жанра в творчестве Баха преобладают кантаты. Всего он написал более 300 кантат на духовную тематику. Бах написал 4 или 5 пассионов, но до наших дней дошли только 2: «Страсти по Иоанну» (1724) и «Страсти по Матфею» (1727). Страсти (от лат. passio – страдание) – вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах.

К вокальным произведениям относятся также оратории (крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом писались только на сюжеты из Священного Писания) и магнификаты (славословие Девы Марии).

Рикардо Андре Франц «Исполнение мотета»

Среди других вокальных произведений И.С. Баха – мессы (основная литургическая служба в латинском обряде католической церкви), мотеты (вокальное многоголосное произведение полифонического склада), хоралы, песни и арии.

Популяризация музыки И.С. Баха

Популяризация музыки Баха особенно активизировалась в XX в.: это известные мелодии в исполнении Swingle Singers, запись Венди Карлос 1968 г. «Switched-On Bach», в которой использовался синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, например, Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей можно назвать Фёдора Чистякова с его сольным альбомом 1997 г. «Когда проснётся Бах». Популярна современная обработка Токкаты и фуги ре минор оркестром Поля Мориа, которая использовалась в заставке программы «Человек и закон» Первого канала.

Начало Токкаты

www.classic-musik.com

Иоганн Бах: список произведений

Иоганн Себастьян Бах — известный немецкий композитор, один из ярчайших представителей эпохи барокко в музыке. Он прославился как искусный сочинитель и виртуозный исполнитель органной музыки. Кроме того, музыкант был и талантливым педагогом и руководил концертными группами.

Кратко о композиторе

При жизни Иоганн Себастьян не получил признания, и лишь спустя почти столетие к его произведениям стали проявлять интерес. Пожалуй, ничто из музыки времени барокко не пользуется сейчас такой популярностью, как произведения Баха. Список по годам этих сочинений следует составлять с учётом основных этапов творчества автора. Впоследствии работы мастера вошли в золотой фонд вечной классики и до сих пор пользуются популярностью, прочно войдя в репертуар концертных исполнений.

Начало творчества

Бах, список произведений которого является предметом интересного обзора, родился в музыкальной семье: его отец, старший брат и сестра были музыкантами. С детства будущий композитор проявил удивительный талант к обучению игре на скрипке. Ещё в юности он серьёзно увлёкся произведениями известных композиторов, не упускал случая послушать знаменитых мастеров, постоянно учился, пополняя свои знания.

Очень скоро он проявил себя как талантливый органист. Он в совершенстве овладел игрой на этом инструменте, так что к нему даже стали обращаться за советами музыканты. Бах, список произведений которого можно открыть упоминанием сочинений для органа, подражал известным композиторам своего времени, но вместе с тем дополнял партитуры народными мелодиями, стараясь придать ей национальное звучание.

Первыми работами композитора были хоралы, гимны и прелюдии для органа. Эти сочинения отличаются торжественным, величественным характером. Однако произведения Баха, список которых постоянно пополнялся, были многообразны по своей обработке: его ранние токката и фуга имеют красочное, драматичное звучание.

Веймарский период (1708—1717)

Расцвет творческой карьеры композитора начался на новом месте его работы, когда он получил придворную должность органиста и музыканта при одном из немецких герцогов. Здесь для автора сложились оптимальные условия для творчества: он был свободен в выборе тематики и работал с очень хорошим оркестром.

Именно в этот период он создаёт свой знаменитый цикл фуг, которые составили первый том его известного труда «Хорошо темперированный клавир». Никто из тогдашних музыкантов не был таким виртуозом органного искусства, каким являлся Бах. Список произведений композитора постоянно расширялся: он много работал, сочиняя хоральные прелюдии и перерабатывая концерты итальянских композиторов. Через девять лет Иоганн покидает место старой работы и отправляется на поиски новой.

В Кётене

Патроном композитора стал князь, который любил музыку и ценил талант композитора. Он дал ему должность капельмейстера и предоставил большую свободу действий. Произведения Баха, список которых пополнился работами светского характера, получили одобрение и признание. Он сочинил клавирную музыку, сюиты на французские и английские темы, более двух десятков прелюдий, а также фуги. К этому же времени относится создание знаменитых Бранденбургских концертов. В наши дни их обычно исполняют камерные оркестры.

Также он сочинил несколько концертов. Бах, список произведений которого в это время нередко составляли работы развлекательного характера, создал сонаты и сольные исполнения для скрипки и флейты, что походили на весёлые песни. Несмотря на это, в его концертах каждый инструмент получил самостоятельное звучание.

Религиозная музыка

В это время в Германии одним из самых известных композиторов уже стал Иоганн Себастьян Бах. Произведения, список которых теперь включал и религиозную музыку, быстро рос. Автор написал несколько месс на Евангельские сюжеты, что считаются одними из лучших в творчестве композитора. Будучи музыкальным директором церквей города, он создал цикл кантат для богослужения, которые основывались на протестантских хоралах. Отдельно следует упомянуть про «Мессу си минор», в которой автор частично использовал отрывки из своих лучших кантат.

Светские мелодии

Однако композиции светского, развлекательного характера продолжали занимать видное место в его творчестве: им отводил особое значение Иоганн Себастьян Бах. Произведения, список которых быстро увеличился за счёт мелодий, сочинённых специально для музыкальной ассамблеи автора, вошли в сокровищницу мирового репертуара. Ими восхищаются и по сей день. Бах, список произведений которых постоянно пополнялся самыми различными работами, в это время создал свою знаменитую «Кофейную кантату», а также ряд концертов для виолончели и клавесина.

В конце 1740-х годов композитор написал новый цикл, состоящий из трио, ричеркаров и канонов, который преподнёс в дар королю под названием «Музыкальное приношение». В то же время он сочинил ряд фуг, в которых особенно ярко проявилось его искусство создания полифонии. Эта работа не увидела свет при жизни автора и была опубликована после его смерти сыновьями композитора.

Особенности сочинений

Самые известные произведения Баха, список которых был представлен выше, отражают характерные черты его мелодий. Композитор заслуженно признан как мастер полифонии: его фуги, сонаты поражают богатством звучания, драматичностью, колоритом и многообразием звуков. Он ещё при жизни считался непревзойдённым мастером игры на органе. Тогда никто из композиторов не мог с ним сравниться в этом виде искусства.

Ещё одной особенностью творчества Баха является то, что он работал во всех известных музыкальных жанрах XVIII века, за исключением оперы. Однако её мотивы всё-таки присутствуют в ряде его хоровых произведений. Автор умело сочетал достижения северных и южных композиторов в Западной Европе. Большое влияние на него оказало творчество немецких, итальянских и французских музыкантов.

Бах умело соединял их мелодии, нередко перерабатывая сочинения других композиторов. Часто он редактировал собственные произведения, которые впоследствии становились так называемыми каверами, самостоятельными и оригинальными. Он также с успехом сочинял и клавирные произведения. Многие из них стали своеобразным руководством для написания и исполнения полифонической музыки: опыт Баха знакомил учеников с техникой и более совершёнными приёмами работы с музыкальными инструментами (клавирные упражнения).

Значение работ композитора

Существует достаточно распространённая точка зрения, что после смерти Бах был забыт. Однако это не так: его органная музыка и хоралы продолжали звучать в церквях и не утратили своего значения и поныне. Но дело в том, что на смену эпохе барокко пришёл классицизм, который ориентировался не на полифонию, а на гармонию. Потому действительно многие молодые композиторы стали считать музыку Иоганна Себастьяна устаревшей.

Но такие знаменитые авторы, как Бетховен и Моцарт часто восхищались творчеством своего великого предшественника. Оба учились на его работах, которые оказали большое влияние на их творчество. В сегодняшнее время сочинения композитора являются неотъемлемой частью концертных исполнений, причём одна и та же работа может звучать в разных вариантах, поскольку не все партитуры Иоганна содержат полную информацию об инструментовке. Произведения Баха, список на русском языке которых был представлен в статье, представляет лишь краткий перечень работ этого выдающегося композитора и музыкального педагога.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *