Филимоновская лошадка шаблон – – . , – .

Содержание

виды росписи, какие цвета используются, значения образов

Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.

Содержание материала

История появления игрушки

История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

  1. Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
  2. Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
  3. Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
  4. Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
  5. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
  6. Курочка — символ благополучия.
  7. Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

  • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
  • треугольники — это символы земли;
  • зигзаги олицетворяют воду;
  • елочки — трава и деревья.

Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

  • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
  • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Занятия в детском саду

Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.

Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).

natrukodel.ru

История возникновения, рисование и шаблон филимоновской игрушки

Старинные филимоновские игрушкиФилимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло — гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

Содержание материала

История филимоновской росписи

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

  1. История происхождения филимоновской игрушкиФилимоновская уточка — это основной символ водной среды. Использовали как оберег для малышей.
  2. Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
  3. Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
  4. Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
  5. Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
  6. Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
  7. Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.

Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

  1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
  2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
  3. Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
  4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)

Значение узоров или орнаментов

Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики. Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

  1. Треугольник изображает землю.
  2. Елочки — живую растительность.
  3. Зигзаг — это вода.

Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:

Также рекомендуем прочитать:

  1. Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
  2. Зеленый — возобновление самой жизни.
  3. Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.

Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

Этапы создания филимоновской игрушки

Детские игрушки По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.

Занятия по филимоновской росписи в детском садике

Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д.  Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

  1. Плакат с расписанными элементами росписи
  2. Несколько глиняных свистулек
  3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
  4. Палочки ватные либо кисточки
  5. Гуашь или цветные карандаши
  6. Палитра
  7. Емкость для мытья кисточек
  8. Салфетки

Филимоновские свистулькиБлагодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

Другие виды росписи и рисования

Загрузка…

1igolka.com

Урок рисования во 2-м классе “Филимоновская игрушка”

Разделы: Начальная школа


Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  • Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – “цветком”.
  • Научить расписывать силуэты филимоновских лошадок и петушков.
  • Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

Материал для учителя:

  • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
  • кисти № 2 и № 4;
  • банка с водой;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
  • альбомные листы;
  • шаблоны филимоновских игрушек;
  • лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”;
  • Незнайка.

Материал для учащихся:

  • альбом;
  • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
  • кисти № 2 и № 4;
  • банка с водой;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

Зрительный ряд:

  • филимоновские свистульки,
  • иллюстрации,
  • открытки.

Литературный ряд:

  • Н. Грибачев “Художник”,
  • загадки.

Музыкальный ряд:

  • Запись народных музыкальных инструментов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра “Ярмарка”.
  3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
  4. Педагогический рисунок.
  5. Практическая работа учащихся.
  6. Выставка. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.

Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.

– Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

Наш Сережка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода.

Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги,
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то с боку голова?
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!

– Можно ли Сережку назвать Художником? (…)

– Почему? Каким должен быть художник? (…)

– Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.

Он признался ножу:
“Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог”.
Если ей работу дашь,–
Зря трудился карандаш.

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым…

2. Игра “Ярмарка”.

– Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

– Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

3. Беседа “Филимоновская игрушка”.

– Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.

– Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

– Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.

– В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.

Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.

И раскрашивают в основном тремя красками:

Рис. 1

 

– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

– И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)

– По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.

4. Педагогический рисунок.

Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.

Рис. 2

  1. Желтый фон.
  2. Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
  3. Узор из полос.
  4. “Елочки”.

Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.

 5. Практическая работа учащихся.

Рис. 3

Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.

6. Подведение итогов.

Выставка.

Рис. 4

Рис. 5

– Что нового узнали на уроке?

– Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?

– Кому нравится своя работа?

– Какая работа с выставки тебе больше нравится?

– Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

4.12.2003

urok.1sept.ru

Филимоновская игрушка: фото-картинки и презентации

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

 

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.

Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото

Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?Карточки.слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.

Презентации

Скачать и посмотреть презентации по этой теме Вы можете здесь:

  1. Филимоновские свистульки,
  2. №2,
  3. Древние образы в современных народных.

Видео по теме

Мир филимоновской игрушки радостен и загадочен. В нем так интересно будет побывать детям!

steshka.ru

Дети рисуют филимоновскую игрушку. Лошадка

Еще в конце августа я рассказывала, как дети рисуют филимоновскую игрушку. Это был рисунок петушка. Настало время рассказать о других филимоновских игрушках. Сегодня мы рисуем лошадку.

 

 

 

 

 

 

Как и в прошлый раз, рассматриваем фотографии игрушек, вспоминаем их особенности: форму, цвета, узоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети обводят на бумаге картонный шаблон – получают контур лошадки, который раскрашивают.

После раскраски и высыхания работы можно снова обвести контур филимоновской игрушки по шаблону. А можно вырезать раскрашенную лошадку и использовать для аппликации. Некоторым детям при раскрашивании было сложно удержаться внутри контура. Им можно предложить для раскрашивания уже вырезанную лошадку. Но в этом случае необходимо использовать достаточно плотную бумагу, которая не будет изгибаться при намокании.

 

 

 

 

 

 

 

В конце урока, как всегда, рассматриваем наши работы, повторяем характерные особенности игрушки.

Вот так дети рисуют филимоновскую игрушку-лошадку.

Скоро будем лошадку лепить.

Также на эту тему Вы можете почитать

deti-i-glina.ru

Картинки «Филимоновская игрушка» (40 фото) ⭐ Забавник

В Тульской области расположена небольшая деревня под названием Филимоново. Именно там и появился Филимоновская игрушка. Чаще всего филимоновские мастерицы, создают свистульки. Кроме этого филимоновские игрушки могут изображать животных (медведи, курочки, лошади и тд) или людей (барышни, влюбленные пары, юноши и тд).

 

Филимоновские игрушки

Филимоновские игрушки

Филимоновская игрушка, мужчина на лошаде

свистулька в виде лошади

Филимоновские игрушки животные

Свистульки из глины мужчины верхом на лошаде

Свинья и ее детеныши

Петушек

Мужчина,женщина и ребенок между ними

Кот из глины на камне

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка, заяц держит капусту

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка на лавочке

Филимоновская игрушка мужчина на коне

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка, кот

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка, баран с бабайкой

Филимоновская игрушка черепахи

 

Филимоновская игрушка, мужчина на печи с котом

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка на лавочке

Филимоновская игрушка

 

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

 Филимоновская игрушка, Петушок

Филимоновская игрушка

 

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка, свинки, еще не раскрасшены

Филимоновская игрушка семья на лавочке

zabavnik.club

План-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему: “Филимоновская игрушка свистулька -конь”

                                   НРМОБУ « Сингапайская  СОШ»

                 Группа по присмотру и уходу за детьми 3-4 года.

              Образовательная область: художественное творчество.

                       Тема:  «Филимоновская  игрушка –  свистулька конь»

                         ( нетрадиционное рисование ватными палочками)

Воспитатель: Иванова. Н.В

Цель: продолжать знакомить детей с филимоновской росписью , с особенностями изготовления  филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.

Задачи:

1. продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора;

2. развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей;

3. развивать познавательную активность.

Предварительная работа:

рассматривание филимоновских  игрушек, беседы о них, сравнение их отличий в цветовой гамме; просмотр презентации.

рисование элементов филимоновского  узора.

Оборудование и материалы:

образец рисунка, заготовки рисунков на каждого, ватные палочки, акварельные краски, непроливайки, салфетки. Картинка мальчика Тома.

Презентация, набор картинок об игрушках.

                                                   Ход НОД:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята! К нам в детский сад пришло письмо с просьбой о помощи.

Хотите узнать,  что это за письмо и кто его написал? (да).

Написал письмо мальчик Том из далёкой страны Африка.

Вот что он пишет:

« Здравствуйте, ребята! Я очень надеюсь на вашу помощь! Дело в том, что мой дедушка много лет назад был в вашей стране России, где ему подарили глиняную игрушку. Дедушка уже очень старенький и многого не помнит, а мне очень хочется узнать что это за игрушка, кто и где её придумал и сделал. Посылаю вам её фото.  Надеюсь, вы мне в этом поможете.

Жду ответа. Том».

Воспитатель:  Ребята, поможем Тому? (да)

– Давайте для начала посмотрим на игрушку Тома (демонстрация фото).

Какая это игрушка? (филимоновская)

Совершенно верно, мы с вами уже встречались с такой игрушкой, но мне кажется, что мы с вами ещё недостаточно знаем о ней, поэтому предлагаю отправиться в деревню Филимоново Тульской области.

Дорога нам предстоит длинная…

2.Физминутка

– Сначала поедем на поезде.

Едет поезд ду-ду-ду, я иду-иду-иду,

А колёсики стучат так-так-так.

– А теперь пересаживаемся на самолёт!

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели. (вращение руками, согнутыми в локтях)

Руки в стороны – в полёт (ноги врозь, руки в стороны)

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд (поворот вправо),

Левое крыло вперёд (поворот влево).

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт. (лёгкий бег)

– А у причала нас уже заждался теплоход…

От зелёного причала (дети сели)

Оттолкнулся теплоход (дети встали),

Он шагнул назад сначала (шаг назад),

А потом шагнул вперёд (шаг вперёд),

И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)

Набирая полный ход (топотушки).

3.Основная часть.

– Вот мы и на месте! Деревня Филимоново Тульской области…

Приглашаю вас посетить музей филимоновской  игрушки.

( просмотр презентации о филимоновской игрушке)

1.Работа по вопросам.

– Где придумали и начали делать игрушку?

– Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек?

– В виде каких животных были игрушки?

– Из чего состоит филимоновский орнамент?

(разноцветные полоски, узоры)

 1.Рисование игрушки.

 Дети   мы с вами превращаемся  в филимоновских мастеров  и сами  будем  расписывать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).

– Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…

 – 1,2,3, ребят в мастеров преврати!

Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, надо подготовить пальцы.

2.Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

( смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

( потираем руками)

Не сидится им опять,

( встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

 3.Ход  работы:

1.Набираем на ватную палочку красный цвет и раскрашиваем копытца, ушки, хвост  у свистульки.

2.Затем по очереди  набираем синий цвет и  рисуем полосы на шее, затем  жёлтый и зелёный.

3.Затем обводим круг в центре на спине у коня.  Ставим точки между  линиями.

Вытираем руки о салфетки, кладём  использованные ватные палочки в тарелочку.

(Индивидуальная помощь при раскрашивании коня)

 4.Итог

– Молодцы! А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение!

1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати!  Ребята, открывайте глазки!

Посмотрите, какие красивые кони у вас получились!

Настоящие  филимоновские!

Ребята, давайте ваших лошадок отправим Тому в подарок и пригласим его к нам гости? А когда он приедет, мы сможем ему очень много рассказать о филимоновской игрушке!

Спасибо за работу!

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *