Одноактный балет на музыку И. С. Баха.
Сценарист Ж. Кокто, балетмейстер Р. Пети, художник Ж. Вакевич.
Премьера состоялась 25 июня 1946 года в труппе «Балет Елисейских полей», Париж.
Мансарда художника загромождена столом, стульями, железной кроватью, умывальником, гипсовыми слепками, холстами. Все расставлено и разбросано в явном беспорядке. К обшарпанной стене приколот автопортрет Жана Кокто. Посредине комнаты на потолочной перекладине висит веревочная петля. На постели валяется молодой человек в одном трико и с сигаретой в зубах. Он нервно посматривает на часы. Наконец, появляется молодая Девушка в платье с короткими рукавчиками, ее волосы перевязаны легким шарфом. Она дразнит Юношу, не даваясь ему в руки. Он преследует ее по всей мастерской, проделывая при этом сложные балетные движения и акробатические трюки. Она то ускользает, то сама преследует юношу. В этот своеобразный дуэт вовлекаются стулья, стол. Мастерская выглядит разгромленной. Неожиданно Девушка исчезает. Юноша в отчаянии вешается в заранее заготовленной петле.
Стены мастерской исчезают, уступая место парижским крышам. Видна Эйфелева башня и неоновая реклама фирмы «Ситроен». Приходит Смерть в длинном белом платье, в длинных до локтя черных перчатках, в легком капюшоне и с маской на лице. Когда пришедшая снимает маску и надевает ее на умершего, то выясняется, что Смерть лишь другой лик недавней гостьи мансарды. Смерть медленно и торжественно уводит за собой Юношу по крышам Парижа.
* * *
Роль сценариста в балете бывает различной. Вклад Жана Кокто в «Юношу и Смерть» был решающим. На афише премьерного спектакля было указано: «танцы, декорации и костюмы подсказаны хореографу Ролану Пети, декоратору Жоржу Вакевичу и костюмеру Барбаре Карински Жаном Кокто». Полное авторство Кокто на этот балет было даже признано судом в 1958 году. И это не удивительно. Ролану Пети было только 22 года, и он лишь начинал свою великолепную карьеру. А Жан Кокто (1889-1963) находился в расцвете своей славы поэта, драматурга, романиста, художника, киносценариста и кинорежиссера. Он начинал как дерзкий поэт и закончил членом Французской академии (1955). В России известны пьесы Кокто «Трудные родители» и «Человеческий голос», его фильмы «Опасное сходство», «Вечное возвращение» и «Орфей» стали классикой кинематографа. Кокто был тесно связан с «Русским балетом Сергея Дягилева», написав сценарии к балетам «Синий бог» (1912), «Парад» (1917), «Голубой экспресс» (1924) и нарисовав свои, вошедшие в историю, знаменитые афиши. Кокто был одним из организаторов труппы «Балет Елисейских полей», сочинив, помимо «Юноши и Смерть», еще ряд балетных сценариев и создав сценографию к ним.
Казалось бы, уж на музыку, использованную в спектакле, Кокто не мог повлиять. Не тут-то было! Балет сочинялся и репетировался Пети на джазовую музыку, в которой звучала тема популярной американской песни «Френки и Джонни». И буквально накануне премьеры Кокто потребовал поменять музыкальную основу балета на «Пассакалью и фугу си минор» Иоганна Себастьяна Баха в обработке Отторино Респиги. О замене хореограф и исполнители узнали в день премьеры.
Кокто позже так пояснял свое решение: «Я знаю и по опыту фильмов, что, неважно какая, возвышенная музыка неожиданно объединяет действия и поступки героев. Оставалось попробовать, сможет ли танец, сочиненный на выбранные хореографом ритмы, обойтись без них и обрести силу в ином музыкальном климате». Кокто добавлял, что нет ничего более чуждого искусству, чем жесты и движения, воспроизводящие ноты. «Контрапункт, обдуманная неуравновешенность, откуда проистекает взаимодействие, не могут проявлять себя, когда равновесие полного согласия порождает инертность. Именно из тонко продуманной неуравновешенности равновесие извлекает свое очарование».
Музыка Баха придала балету значительность, строгая сдержанность непреклонно идущей к кульминации музыки «поясняла» неизбежность суицида юноши. Первому исполнителю главной партии Жану Бабиле роль принесла известность. В дальнейшем роль Юноши привлекала многих, среди них Михаил Барышников (1975, Американский театр балета; исполнение этой партии частично вошло в фильм «Белые ночи»).
Экзистенциализм темы был характерен для атмосферы послевоенного Парижа. Герой тщетно пытается вырваться из гнетущего его одиночества. Только Смерть выводит Юношу из постылой реальности в иные измерения. Смерть — одна из постоянных тем и самого Жана Кокто: «В моей жизни выпадали столь тяжкие времена, что смерть казалось мне желанным избавлением. И я приучился не бояться ее и разглядывать в упор… Смерть, как хамелеон: мы полагаем, что она за тридевять земель, а она тут как тут, везде, даже в самой радости жизни. Она наша молодость. Наша зрелость. Наша любовь».
В 1998 году Франсуа Адре и Ян Брекс (ассистенты Ролана Пети) перенесли балет «Юноша и Смерть» в Мариинский театр. Премьеру танцевали признанные звезды Ульяна Лопаткина и Фарух Рузиматов. В дальнейшем интересные трактовки спектакля показали и Диана Вишнева, Юлия Махалина, Игорь Зеленский и другие. Русские артисты танцевали французский балет пятидесятилетней давности с отчаянием последней юношеской надежды, как равноправный поединок человека и его судьбы.
А. Деген, И. Ступников
Опера Массне «Вертер» Оперы
Опера Штрауса «Дафна» Оперы
Опера Верди «Разбойники» Оперы
Опера Мейербера «Пророк» Оперы
Равель. «Гробница Куперена» Фортепианные
Шопен. Баллады Фортепианные
Скрябин. Симфония No. 2 Симфонические
Хореографическая миниатюра Фокина «Умирающий лебедь» Балеты
Каллош. Балет «Макбет» Балеты
Бетховен. Струнный квартет No. 13 Камерные и инструментальные
Здесь собраны лучшие произведения Баха – 10 шедевров, в том числе Бранденбургские концерты, Страсти по Матфею и Хорошо темперированный клавир.
Иоганн Себастьян Бах (31 марта 1685 – 28 июля 1750), один из величайших композиторов – возможно величайший композитор – всех времен. В свое время он славился в основном своими навыками игры на клавишных, и большую часть своего времени он тратил на сочинение для церквей, где работал. Тем не менее, что касается качества его работы, он произвел больше количество музыкальных драгоценностей. Вот десять из лучших произведений Баха всех времен, в которых представлен невероятный диапазон композитора.
Многие композиторы эпохи барокко написали десятки или даже сотни концертов, но Бах сумел суммировать весь жанр всего шестью, в каждом из которых был состав солистов с широким диапазоном и даже структур (тогда концерты должны были иметь три формы темпа: быстро-медленно-быстро). Таким образом, мы прыгаем с головокружительных высот невероятно сложной игры на трубе, которая украшает второй Бранденбургский концерт, который приобретает свои темные оттенки из-за отсутствия скрипок. А для чистой виртуозности послушайте великолепную № 5, в которой флейта, скрипка и клавесин привлекают всеобщее внимание.
Помимо концерта, во времена Баха модным жанром была оркестровая сюита (или «увертюра», как он ее называл). В то время как концерт возник по итальянской традиции, сюита по своему происхождению представляла собой последовательность французских танцев. В то время как все четверо Баха обладают чем-то вроде придворного благородства за пределами этого, они очень сильно различаются: от изящной последовательности танцев в Первой сюите; через запоминающуюся “Badinerie” для флейты, завершающую Вторую; к трубно-барабанному открытию Третей сюиты; и, наконец, пьянящее величие Четвертой, несомненно, одного из лучших произведений Баха, соперничающего с самыми роскошными творениями Генделя с точки зрения чистой пышности.
Страсти по Матфею – это масштабные хоровые произведения, повествующие о страданиях и смерти Христа из которых можно выделить: святой Иоанн и святой Матфей. Последняя – одна из величайших икон музыки, но после смерти Баха она не исполнялась почти 80 лет, пока молодой Феликс Мендельсон не представил ее миру. Сочетание масштаба, торжественности и трогательной человечности (воплощенное в глубоко скорбной арии «Erbarme Dich» для альта и скрипки) придает ей не проходящую привлекательность, пленяющую как верующих, так и неверующих.
Кантаты Баха (сохранилось почти 200 духовных и немало светских) тем более примечательны, т.к. они выпускались для церковных служб каждую неделю. Это означало, что они должны были быть исполнены без особых репетиций; так что либо прихожане переживали довольно странную игру, либо музыканты Баха были необычайно одаренными и терпиливыми. Кантата № 21 – одна из самых красивых. Его текст – популярный сюжет лютеранской традиции: «Неужели Бог оставил меня? Оно необычайно масштабно и среди лучших произведений Баха демонстрирует, что никто не выражает тоску лучше, чем Бах.
S. Bach: Cantata No.21, BWV21 – "Ich hatte viel Bekümmernis" – Sinfonia” src=”https://www.youtube.com/embed/6EvPSP5Gh2g?feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Баха особенно восхищали его навыки игры на клавиатуре, не в последнюю очередь его умение импровизировать; Большая часть его органной музыки, вероятно, зародилась именно так – каракули превратились в нечто мощное. Не говоря уже о самом известном органном произведении, Токкате и Фуге ре минор (что, по некоторым сомнениям, вообще не принадлежит Баху), одним из самых блестящих произведений является его Фантазия и Фуга соль минор . Свободная Fantasia имеет угловатую красоту и мрачное настроение, которое происходит от пристрастия Баха к хрустящему диссонансу, в то время как Fugue – это сила, которая приближается к потрясающей кульминации.
Бах был не просто одним из величайших композиторов-гениев в истории; он также был преданным семьянином и часто писал клавишные в качестве учебного пособия для своих многочисленных детей. Хорошо темперированный клавир – это набор прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях (всего 48 работ). Если это звучит суховато, просто помните, что мы говорим о Бахе. А учитывая, что эта музыка никогда не предназначалась для публики, неудивительно, что даже в самых обширных и грандиозных произведениях чувствуется интимность.
В конце концов, с Бахом вы можете либо потратить целую вечность, пытаясь проанализировать, почему его музыка так бесконечно убедительна, либо, как с Вариациями Гольдберга (якобы написанными для того, чтобы усыпить бессонницу аристократа), вы можете просто наслаждаться ею. Созданный для клавесина, но с таким же энтузиазмом востребованный пианистами, он состоит из лирической темы с 30 вариациями, продолжительностью около часа. Бах пропускает тему через мириады перестановок настроения и скорости, и когда тема возвращается без украшений в конце, ощущение важного путешествия завершается.
Сольные сюиты Баха для виолончели чрезвычайно трудны, не в последнюю очередь потому, что он решил сделать инструмент самодостаточным. На долгие годы они исчезли из репертуара, но были вновь открыты и впоследствии отмечены, когда великий каталонский виолончелист Пабло Казальс начал их играть, доказав, что они не были, как ранее думали некоторые, просто этюдами. С тех пор они пугают исполнителей и восхищают публику. Они превращают виолончель в настоящий оркестр и варьируются от великолепно утвердительной № 1 через самоанализ № 2 до блестящей, высокопарной Шестой сюиты.
Скрипачам незачем завидовать Сюитам для виолончели , так как Бах оставил им равноценное сольное произведение: Сонаты и Партиты . Самая известная из них – Партита ре минор с ее дьявольским и эпическим финалом «Чакона», в которой простая тема варьируется не менее 64 раз, вызывая необычайный эмоциональный эффект. Не менее эффективна Партита ми-мажор, которая танцует с неудержимым духом, которому редко угрожают в остальных частях. Слушатель никогда не ждет аккомпанемента ни к одному из этих произведений, поскольку скрипка так неотразимо находится в центре внимания. И это несомненно лучшие произведения Баха.
Бах не оставил много сольных концертов, но этот – настоящая жемчужина, легко стоящая на одном уровне с лучшими произведениями Баха всех времен. Он состоит из двух скрипачей с простым струнно-клавесиновым аккомпанементом и особенно популярен за его восторженные медленные движения (бесстыдно разграбленные мириадами режиссеров в моменты сильных эмоций), в которых два солиста доверительно переплетаются друг с другом, больше походя на певцов, чем на инструменталистов. Это контрастирует с энергичными внешними движениями, в которых два игрока блестяще зажигают друг друга. Неудивительно, что великие скрипачи на протяжении всей истории создавали пары для этого неотразимого двойного действия.
На этом все, это были лучшие произведения Баха, 10 основных работ великого композитора.
14 285
Метки: бахклассическая музыкалучшие произведения
5 марта 2021, 16:58
Каковы лучшие музыкальные произведения Баха? Картина: ГеттиРози Пентрит
@rosiepentreath
Классическая музыка не была бы классической без наследия и прочного превосходства композитора эпохи барокко И.
Ах Бах. Музыка Баха одновременно величественна и возвышенна, виртуозна и универсальна — и выходит за рамки слов.
Дж.С. Бах был композитором эпохи барокко и клавишником, который просто определяет весь жанр классической музыки — нам кажется, что все важные пути в музыке ведут от Баха и обратно к Баху.
Бах писал почти во всех жанрах, какие только можно себе представить, — от больших оркестровых и хоровых композиций до камерных пьес и инструментальных сонат для множества музыкальных инструментов, до мощных произведений без аккомпанемента и томов клавишных.
Сократить список до десяти произведений, конечно, амбициозно. Но ниже вы найдете основные фрагменты музыки Баха, которые мы действительно не хотим, чтобы вы пропустили.
Подробнее: Клип Йо-Йо Ма о Бахе — самое прекрасное, что мы когда-либо видели >
Баха Бранденбургские концерты представляют собой сборник из шести трехчастных оркестровых произведений, написанных композитором примерно в 1721 году для прусской королевской семьи, маркграфа Христиана Людвига Бранденбург-Шведтского.
Шесть концертов демонстрируют абсолютную сложность и легко узнаваемые мелодии, типичные для Баха. Третий концерт, в частности, кажется олицетворением эпохи барокко для многих любителей музыки, он до сих пор лежит в основе многих саундтреков к фильмам или телепередачам и остается неизменным фаворитом концертных залов.
Вариации Гольдберга , изначально написанные для клавесина, сосредоточены вокруг этой самой возвышенной клавишной арии, слегка присыпанной форшлагами и украшениями, но по своей сути простой и до боли красивой.
Вариации следуют одна за другой и превращают прекрасную мелодию Баха в умопомрачительно красивое и сложное произведение в стиле барокко, которое заставляет вас сесть и заметить, как изобретательно Бах мог использовать любой доступный ему музыкальный прием. Невероятный.
youtube.com/embed/55hk75OgWDg?enablejsapi=1″>Концерт Баха для двух скрипок, известный как «Двойник Баха», представляет собой мастер-класс по мощному дуэтному письму.
В первой части два скрипача-солиста соревнуются под радостную мелодию Баха, а затем делают паузу и глубоко размышляют над душераздирающе красивыми мелодиями и аккордами медленной второй части.
Концерт завершается яркой третьей частью, в которой одна скрипка, кажется, преследует другую, отставая всего на долю шага на всем протяжении, создавая захватывающий и энергичный финал.
Все, что вам нужно знать о мастерстве Баха в игре на клавишных, содержится здесь, в «Хорошо темперированный клавир» , книги первая и вторая. Оба сборника содержат прелюдию и сопровождающую ее фугу, написанные во всех 24 мажорных и минорных тональностях западной музыкальной гаммы.
Цвет и настроение каждой клавиши оживают в тщательно продуманных и творческих композициях Баха, которые остаются полезными как для тех, кто учится игре на клавиатуре, так и для опытных мастеров игры на клавиатуре. Фактически,
Бах написал две хоровые оратории, основанные на Страстях или заключительном периоде жизни Иисуса в христианстве. Страсти по Матфею — это воплощение способности Баха создавать духовную хоровую музыку, и он содержит одни из самых красивых мелодий и мощные хоровые моменты, встречающиеся в музыке.
Ария для меццо-сопрано со скрипкой соло и оркестровым континуо «Erbarme dich, mein Gott, um meiner Zähren Willen» — одна из самых любимых в оратории — и это неудивительно.
Невероятно трогательная музыка словно ноет и всхлипывает: «Помилуй, Боже…» — плачет.Еще одно произведение, приписываемое Баху, — немного пугающая Токката и фуга ре минор. Написанная для органа пьеса открывается вызывающим мурашки по коже росчерком верхней части клавиатуры, которая спускается с ее высоких высот в каскад яростного, виртуозного органного письма, которое никогда не перестает ошеломлять.
Произведение использовалось в саундтреке Диснея Фантазия , а затем в жуткой сцене в 1962 экранизация Призрак оперы , и с тех пор он остается чем-то вроде саундтрека к хоррору.
Еще одна из самых узнаваемых мелодий Баха взята из Сюиты № 1 для виолончели соло, части шести сюит, написанных Бахом для этого инструмента, вероятно, между 1717 и 1723 годами.
В мессе си минор Бах поместил христианскую литургию в одно из самых устойчивых духовных хоровых произведений в истории классической музыки. Полная массовая постановка, она состоит из музыкального оформления пяти секций «ординариума» — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Benedictus и Agnus Dei — и является ярким свидетельством способности поистине великой хоровой музыки. говорить с верой и славой Божией.
Партита ре минор Баха для скрипки соло является частью целой серии сонат и партит, написанных для этого инструмента, но эта — особенный нокаут.
Особенно бросается в глаза пятая часть «Чаконы». Он призывает скрипача с самого начала играть драматические растянутые аккорды, но так, чтобы они чувствовались подвешенными и мучительно напряженными. Она написана в минорной тональности, и мелодия развивается невероятно динамично, что делает ее по-настоящему трогательной. Ух ты.
Даже скромная флейта в руках Баха становится мощным, многогранным музыкальным инструментом, для которого в любой момент доступна только одна мелодическая линия.
Соната си-минор для флейты и клавишных расширяет горизонты флейты с точки зрения мелодии и динамического диапазона, которые она требует, и это самая сложная, но удовлетворяющая работа для любого флейтиста. Обещаем, что даже те
Любовь Бах ? Дайте ему резервную копию в Зале славы Classic FM 2021 . Проголосуйте сейчас, чтобы получить шанс выиграть iPad, роскошную корзину и умную колонку.
Посмотреть больше последних функций Баха
Откройте для себя музыку
Шеку Канне-Мейсон
Йо-Йо Ма
Рождество
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Подробнее Лучшая классическая музыка
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Рахманинов
Бернштейн, L
Рахманинов
Глобальные награды
Откройте для себя музыку
Откройте для себя музыку
Андреа Бочелли
Откройте для себя нашу подборку лучших произведений Баха, включающую 10 шедевров, включая Бранденбургские концерты и Хорошо темперированный клавир.
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Иоганн Себастьян Бах, вероятно, был бы поражен своей репутацией одного из величайших композиторов — возможно, величайшего композитора — всех времен. В свое время он был известен главным образом своими навыками игры на клавиатуре, и большую часть своего времени он писал для церквей, где работал. Тем не менее, когда дело дошло до качества его работы, он произвел больше драгоценностей, чем Bvlgari. Бах сочинял для всех музыкальных жанров своего времени, кроме оперы, и в конечном счете его целью было прославить Бога. Он сказал: «Единственной целью музыки должна быть слава Божья и восстановление человеческого духа». Прокрутите вниз, чтобы открыть для себя нашу подборку лучших произведений Баха, включающую 10 шедевров великого композитора.
Слушайте лучшие произведения Баха в Apple Music и Spotify.
Бранденбургские концертыМногие композиторы эпохи барокко написали десятки, а то и сотни концертов, но Баху удалось обобщить весь жанр всего шестью, в каждом из которых был свой состав солистов с широким диапазоном настроений и даже структуры (шокирующие в эпоху, когда концерты должны были состоять из трех частей: быстро-медленно-быстро). Итак, мы прыгаем с головокружительных высот диковинно трудного письма на трубе, окрашивающего вторую девятку.0137 Бранденбургский концерт , № 6, который приобретает темные оттенки из-за отсутствия скрипок. А для чистой виртуозности попробуйте блестящую No.5, в которой флейта, скрипка и клавесин привлекают всеобщее внимание.
Четыре оркестровые сюитыНаряду с концертом во времена Баха был популярен еще один жанр — оркестровая сюита (или «увертюра», как он ее называл). В то время как концерт вышел из итальянской традиции, сюита по происхождению была последовательностью французских танцев. В то время как у всех четырех Баха есть своего рода придворное благородство, помимо этого, они чрезвычайно разнообразны: от изящной последовательности танцев в Первом; через броскую «Badinerie» для флейты, которая завершает Вторую; к открытию Третьей трубы и барабанов; и, наконец, пьянящее величие Четвертой, несомненно, одного из лучших произведений Баха, соперничающего с самыми роскошными творениями Генделя с точки зрения чистой пышности.
Дж.С. Бах: Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067 – 7. Badinerie
Нажмите, чтобы загрузить видео
Страсти по Матфеюсмерти Христа, и нет ничего лучше, чем у Баха, из которых до нас дошли два: Святого Иоанна и Святого Матфея . Последняя является одной из величайших музыкальных икон, но после смерти Баха она не исполнялась почти 80 лет, пока молодой Феликс Mendelsson повторно представил его миру. Сочетание масштаба, торжественности и трогательной человечности (воплощенное в скорбно-печальной арии «Erbarme Dich» для альта и скрипки) придает ему непреходящую привлекательность, очаровывающую как верующих, так и неверующих.
Дж.С. Бах: Страсти по Маттеусу, BWV 244 / Zweiter Teil – No. 39 “Erbarme dich”
Нажмите, чтобы загрузить видео
Кантата No.21Кантаты Баха горстка светских выживает) тем более замечательны, если подумать, что это был настоящий хлеб с маслом, изготовляемый каждую неделю для церковных служб. Это означало, что их нужно было исполнять без долгих репетиций; так что либо прихожане вытерпели какую-то изрядно потрепанную игру, либо музыканты Баха были из ряда вон выходящими, так как они далеко не просты. Кантата №21 — одна из самых красивых. Его текст является популярной темой в лютеранской традиции: «Покинул ли меня Бог? Фу, нет. Она необычайно масштабна и среди лучших произведений Баха демонстрирует, что никто не выражает тоску более восхитительно, чем Бах.
Альбрехт Майер, Bamberger Symphoniker, Якуб Груша – Бах: Ich hatte viel Bekümmernis: I. Sinfonia
Нажмите, чтобы загрузить видео
Органная фантазия и фуга соль минор , BWV542Бах особенно восхищался его игрой на клавиатуре, не в последнюю очередь его умением импровизировать; большая часть его органной музыки, вероятно, начиналась именно так — каракули превратились во что-то мощное. Если оставить в стороне самое известное органное произведение из всех, Токкату и фугу ре минор (которое, как некоторые сомневаются, вообще принадлежит Баху), одно из самых блестящих произведений — его Фантазия и фуга соль минор . Свободно текущий Fantasia имеет угловатую красоту и мрачное настроение, которое исходит от любви Баха к хрустящему диссонансу, в то время как Fugue — это демонстрация силы, которая ведет к кульминационному моменту, сотрясающему небосвод.
Дж.С. Бах: Прелюдия (фантазия) и фуга соль минор, BWV 542 – “Great”
Нажмите, чтобы загрузить видео
Хорошо темперированный клавир — The 48Бах не был просто один из величайших композиторских гениев в истории; он также был преданным семьянином и часто писал музыку для клавишных в качестве учебного пособия для своих многочисленных детей. Хорошо темперированный клавир представляет собой набор прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях (всего 48 произведений). Если это звучит немного сухо, то просто помните, что мы говорим о Бахе. 48 так же захватывающе слушать, как и играть, заслужив свое место среди лучших произведений Баха. И, учитывая, что эта музыка никогда не предназначалась для публики, неудивительно, что даже в самых объемных и грандиозных произведениях присутствует ощущение интимности.
Дж.С. Бах: Хорошо темперированный клавир: Том 1, BWV 846-869 – Прелюдия и фуга до мажор, BWV 846
Нажмите, чтобы загрузить видео
Вариации ГольдбергаВ конечном итоге с Бахом вы Вы можете либо потратить целую вечность, пытаясь проанализировать, почему его музыка так бесконечно неотразима, либо, как в случае с Вариациями Гольдберга (якобы написанными, чтобы успокоить бессонного дворянина), вы можете просто наслаждаться этим. Созданная для клавесина, но столь же восторженно воспринятая пианистами, она состоит из лирической темы с 30 вариациями, длительностью около часа. Бах проводит тему через бесчисленное множество вариантов настроения и скорости, и когда в конце тема возвращается без украшений, ощущение важного путешествия завершается.
Ланг Ланг – Бах: Вариации Гольдберга, BWV 988: Ария
Нажмите, чтобы загрузить видео труднее это время. Соло Баха Сюиты для виолончели чрезвычайно сложны, не в последнюю очередь потому, что он был полон решимости заставить инструмент звучать самодостаточно. Они исчезли из репертуара на долгие годы, но были заново открыты и впоследствии прославлены, когда великий каталонский виолончелист Пабло Казальс начал играть на них, доказав, что они не были, как некоторые считали ранее, просто этюдами. С тех пор наборы пугали игроков и восхищали публику. Они превращают виолончель в настоящий оркестр и варьируются от великолепной утвердительной №1 через интроспективную №2 до блестящей, высокопарной Шестой.
Дж.С. Бах: Сюита для виолончели № 1 соль мажор, BWV 1007 – I. Прелюдия
Нажмите, чтобы загрузить видео
Сонаты и партиты для скрипки Скрипачи не должны завидовать Сюиты для виолончели26 6 , поскольку Бах оставил им эквивалентное сольное произведение: сонат и партит. Самая известная из них — «Партита ре минор» с ее дьявольским и эпическим финалом «Чакона», в котором простая тема варьируется не менее 64 раз, что приводит к необычайному эмоциональному эффекту. Столь же эффективна «Партита ми мажор», которая танцует с неудержимым духом, которому редко угрожает опасность в остальных частях. Слушатель никогда не захочет аккомпанировать ни одному из этих произведений, поскольку скрипка так убедительно находится в центре внимания. Дж.С. Бах: Партита для скрипки соло № 2 ре минор, BWV 1004 – 5. Чаккона Нажмите, чтобы загрузить видео Бах не оставил многих сольные концерты, но этот — настоящая жемчужина, легко сравнимая с лучшими произведениями Баха всех времен. Включая двух скрипачей с простым аккомпанементом струнных и клавесина, он особенно популярен за его восторженную медленную часть (бесстыдно разграбленную мириадами кинорежиссеров для моментов высоких эмоций), в которой два солиста доверчиво переплетаются, звуча больше как певцы, чем инструменталисты.
Посмотреть видео на YouTube