Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе.
Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию. В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.
Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.
Для чего нужна?
Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:
– точность и ловкость;
– фантазия, мышление;
– память, речь;
– концентрация внимания;
– творческие способности.
Упражнения также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.
Упражнения
Учителя должны помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.
«Колечко».
Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.
Пошаговое проведение упражнения:
1. Соединять вместе большой пальчик с другими.
2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки». 3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.
4. Одновременно соединять пальцы на двух руках.
Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.
«Кулачок, ладошка, ребро».
Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.
Проведение:
1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.
2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.
3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.
Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.
Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.
Игра «Ну-ка, братцы, за работу!».
Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:
Ну-ка, братцы, за работу! А тебе – воду носить.
Покажи свою охоту. А тебе – обед варить.
Большому – дрова рубить. А малышке – песни петь.
Печи все – тебе топить. Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Игра «Пальчик-мальчик»
Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел.
С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел.
Грабли.
Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
Цепочка.
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки. )
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Овощи.
Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)
Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)
Фрукты.
Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
Фруктов нужно много. Вот. «размешивают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Дерево.
У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.)
На стволе много веток,
А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.)
Жёлтого цвета.
Ягоды.
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются».)
В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
Лебедь.
Пальчики – голова, (Ладошки повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и
переплетены, большие пальцы – голова, остальные пальцы – крылья. Помахать
ими.)
Крылышки – ладошки.
Ёжик.
Повстречал ежонка ёж: (Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук
поочередно касаться кончиков указательных, средних,«Здравствуй, братец! Как живёшь?» безымянных пальцев и мизинцев.)
Зверьки.
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Продает она орешки
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладошками и удары кулачками.)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Лошадки.
По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритме стихотворения.)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Снеговик.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Ёлочка.
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.
Слон.
В зоопарке стоит слон. (Пальцы опустить вниз, потом средний поднять вперёд.)
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гостит приглашает.
Посуда.
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют. )
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)
Так мы маме помогали.
Птицы.
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальцу.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Водоём.
У нас просторный водоём. (Соединяют пальцы обоих рук, изображая водоём.)
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа, (Потряхивают кистями рук. )
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене (Изображают руками плавание.)
То на боку, то на спине. (Кладут руки на стол то ребром, то ладошкой вверх.)
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой. (Изображают руками плавание.)
Капелька.
Кап, кап, кап – звенит капель. (Ритмично, на каждый слог, стучат подушечками пальцев, начиная с
Приближается апрель. большого, по столу.)
Верба.
Уж верба, вся пушистая, (Сжимают кулачки.)
Раскинулась кругом, (Резко разжимают кулачки.)
Опять весна душистая (Крутят руками.)
Повеяло крылом. (Машут кистями рук.)
Медведь.
Без нужды и без тревоги (Сжимают и разжимают кулачки.)
Спал медведь в своей берлоге, (Складывают ладошки вместе, подкладывают под щёку.)
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Слышит – каплет. (Пальчиками стучат по столу.)
Вот беда! (Качают головой. )
В темноте пошарил лапой (Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы.)
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу. (Указательным и средним пальцами «бегают» по столу.)
Заливает! Не до сна!
Вылез он и видит: лужи, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Тает снег…
Пришла весна!
Ласточка.
Ласточка, ласточка, (На каждую строчку большой палец «Здоровается» дважды с
Милая касаточка, одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой,
Ты где была, потом на левой руке.)
Ты с чем пришла?
– За морем бывала, весну добывала.
Несу, несу весну-красну.
Цветочек.
Наши алые цветы (Плавно разжимают кулачки.)
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, (Машут перед собой руками.)
Лепестки колышет.
Но алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы.)
Тихо засыпают, (Плавно опускают руки на стол.)
Головой качают.
Бабочка.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками. )
Полосатая пчела, (На каждое название насекомого загибают один палец.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетели, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняет ладони на стол.)
Рыбы.
Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников)
Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)
Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)
По четыре раза в сутки
И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Полезные советы.
Есть несколько полезных советов, которые позволят извлечь из занятий максимальную пользу и избежать нежелательных ошибок. Обязательно в каждом уроке учитывать такие требования и рекомендации:
-перед уроком убедиться в том, что руки ребенка теплые, при необходимости провести разминку – тереть ладошки, разгибать или сгибать пальчики;
-если упражнения сочетаются со стихотворным текстом, торопиться с чтением не стоит – слова произносить в медленном темпе;
– после усвоения темпа начать постепенное ускорение; с обновлением репертуара лучше не спешить – достаточно и 3-5 разных игр;
– если ребенок устал, сразу прекратить урок.
Еще одно важное правило – выбирать игры, в которых требуется участие мизинцев, обычно уступающих по подвижности другим пальчикам.
Пальчиковая разминка – полезные и увлекательные занятия для детей, которые позволяют добиться положительных результатов в развитии многих навыков. Главное – не заставлять ребенка – если по какой-либо причине он отказывается повторять упражнение, лучше на некоторое время отказаться от уроков. В противном случае желание продолжать у школьника быстро исчезнет, и полезные занятия станут для него неприятной обузой и лишней тратой времени.
Пальчиковая гимнастика для детей и упражнения на мелкую моторику являются одной из разновидностей физкультминуток в детском саду и начальной школе. Картотека пальчиковой гимнастики для детей в видео и стихах представляет собой комплекс игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у ребегка. Такой вид физической разминки у ребят пользуется популярностью в ДОУ и во время уроков в школе.
Для простоты выполнения пальчиковой гимнастики, предназначенной для детей 1 и 2 лет, 3 и 4 лет, а также легкости выполнения упражнений жесты и фигуры пальцев нужно предварительно показать малышам и отработать в самом начале. В таком случае выполнение пальчиковой гимнастики детьми младшей и средней группы детского сада не вызовет лишнего раздражения или напряжения. Чтобы заинтересовать дошкольников в выполнении упражнений на снятие напряжения с кистей рук, воспитателю следует увлеченно выполнять движения с ребятами.
Смысл проведения пальчиковой гимнастики с детьми 5 и 6 лет старшей и подготовительной группы детского сада заключается в том, чтобы сменить деятельность ребенка во время занятий, отвлечь от учебного процесса, дать возможность мышцам расслабиться и отдохнуть. Поэтому не нужно требовать от детей точного повторения комбинаций и движений, все движения должны выполняться без чрезмерного напряжения мышц рук, чтобы они были легкие и приносили всем радость. Идеально, если текстовый материал пальчиковой гимнастики будет в стихах и соответствовать теме занятия.
Упражнения на этой странице подходят для проведения пальчиковой гимнастики с детьми 7 лет подготовительной группы детского сада и начальной школы (1 класс), а также с младшими школьниками 2, 3 и 4 классов во время уроков. Все комплексы упражнений подобраны с целью расслабить кисти рук ребенка и снять напряжение, возникающее во время письма и иной учебной деятельности.
Интересные музыкальные видео с упражнениями пальчиковой гимнастики, которые можно скачать ниже и использовать на занятиях с детьми (дошколятами) в детском саду и учащимися начальных классов общеобразовательной школы во время физкультминутки.
Скачать: Пальчиковая гимнастика “Мы писали”
Размер: 27,9 Мb
Скачать: Пальчиковая гимнастика “Где наши ручки”
Размер: 27,6 Мb
Скачать: Пальчиковая гимнастика для детей от учителя-логопеда”
Размер: 22,6 Мb
Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.1. Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка, (мизинец)
Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание)
Ими друзей угощали (пальцев на обеих руках).
2. Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз – большие
Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются.
3. Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли.
4. «Слоненок». Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.
5. «Зайка и барабан». Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.
6. «Семья». Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
7. На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальцев в кулачки, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
8. Пальчиковая гимнастика
Простые упражнения пальчиковой гимнастики рассчитаны для детей 1 года и 2 лет ясельной группы, а также могут быть использованы для ребят 3 лет 1-ой младшей группы детского сада.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Пальцы крепко мы сжимаем,
А затем их разжимаем,
Растираем мы ладошки
И похлопаем немножко.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дальше продолжать.
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладошки о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – чистить стал,
Эффективные упражнения пальчиковой гимнастики предназначены для детей 3 лет и 4 лет 2-ой младшей группы, а также могут быть использованы воспитателем для ребят 5 лет средней группы детского сада.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Пальцами провести по другой руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке)
Скачет резвый табунок.
(Повторить с другой руки)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому.
Указательный и средний
Безымянный и последний.
Сам мизинчик малышок.
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга нам нельзя.
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные)
Но купили мы арбуз – большие.
(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)
Маленькая мышка
По городу бежит,
Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки,
Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит:
Грозим пальчиком
“А кто не лёг в кроватку?
Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?
Переворачиваем руки на другой “бок”.
Такого непослушного
Я буду щекотать!”
Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу / коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
“Паучки” ползают по голове.
Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:”Вот и обед !”
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь –
разводим руками
а червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.
Данные упражнения пальчиковой гимнастики будут эффективны для детей 5 лет и 6 лет старшей группы детского сада, применимы воспитателем во время занятий в качестве физкультминуток.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули…
(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покрутили…
(Выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку)
И открыли!
(Пальцы расцепились).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопки на счет)
Вышел пальчик погулять.
(Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки)
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет.
(К указательному присоединяется средний)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи!
(Затем присоединяется безымянный)
Вместе встанем в хоровод (хлопок) – Вот!
Две сестрицы – две руки
Левая и правая,
Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая
Воду моря и реки загребают плавая.
Мы писали, мы писали
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмём,
Сядем и писать начнём.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
Вот это самый толстый пальчик у меня,
Сгибаем и разгибаем большой палец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Сжимаем и разжимаем кулачки
Этот самый ловкий пальчик у меня
Указательный палец
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня,
Средний палец
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Безымянный палец
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня,
Мизинец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Все мои пять пальцев дружная семья,
Выполняем движение “фонарики”
И, когда они танцуют, танцую с ними я!
Хлопки в ритме текста.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно ими помахать.
Представленные упражнения пальчиковой гимнастики наиболее подходят для детей 6 лет и 7 лет подготовительной группы детского сада. Данные упражнения пальчиковой гимнастики используются в 1 классе, 2 классе и иных классах начальной школы перед письмом учителем начальной школы в качестве снятия нагрузки с пальчиков рук детей.
Для детей держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
Данный вид пальчиковой гимнастики служит для снятия усталости с пальцев рук детей. Он очень важен для детей подготовительной группы (6 и 7 лет) и младшего школьного возраста (1 и 2 классы), потому что в этот период ребенку требуется большое количество усилий для того, чтобы не только писать, но и даже держать в руках ручку. Пальчиковая гимнастика служит хорошим способом улучшения кровообращения и помогает формировать ребятам кисти рук.
Шла кукушка мимо рынка,
Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
У неё была корзинка,
Ладони соединяются “ковшом” (корзинка).
А корзинка на пол – бух!
Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять мух!
Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.
(и. п. – сидя за партой, руки лежат ладонями вниз)
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошаки.
Чок – чок – чок, скок – скок-скок.
Скачет резвый табунок.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка, (мизинец)
Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание)
Ими друзей угощали. (пальцев на обеих руках).
(поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.)
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем
(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). “Машем”ими в воздухе.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, “открываем и закрываем рот” крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики для кистей рук, в основу которых положены оздоровительные системы Японии, Кореи и Китая. Данная пальчиковая гимнастика благопритно влияет на развитие памяти и мозга как у детей, так и у пожилых людей.
1. Хлопки. (Стремиться к плотному соприкосновению кистей)
2. Похлопывание всех участков тела (начинаем с плеч до стопы с двух сторон).
3. Готовим руки к массажу.
а) «Умывание рук».
б) Интенсивное растирание.
в) Массаж пальцев (от основания ладошки к ногтю по внешней стороне).
г) Интенсивные встряхивания.
4. В руках — ручка. Начинаем перекатывать по ладоням, массаж по «инь» и «янь» сторонам.
5. Ручку зажать между средними пальцами, массажируем основания ладоней.
6. Кисти встряхнули, разогрели ладонь, обхватили уши, поглаживаем, затем сильно растираем.
7. Точечный массаж ушей.
8. Поднимаем руки вверх, делаем вдох, считаем до 15. Опускаем руки, встряхивая их, одновременно делаем выдох. 2 раза.
9. Массаж головы (широко расставив пальцы, охватываем голову и проводим по воображаемым параллельным и диагональным линиям, продолжающимся от макушки до шеи).
10. Массаж лица.
а) Легкие поглаживания лба обеими руками — одновременно от центра к периферии.
б) Поглаживание подбородка от центра к ушным раковинам.
в) Указательным пальцем левом руки 3 раза поглаживаем левый уголок рта с края к середине (так же правым указательным пальцем — правый уголок рта).
г) Круговые движения пальцев левой руки вокруг рта по часовой стрелке, правой — против часовой стрелки.
д) Круговые движения вокруг глаз, 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.
е) Постукивание подушечками пальцев по всему лицу.
11. Охватить пальцами затылок, прикрывая ладонями уши и барабанить подушечками пальцев по шейным позвонкам.
12. Щелкаем зубами (рот может быть закрыт).
13. Гимнастика для языка (рот закрыли, язык вращаем по часовой стрелке и против часовой стрелки)-
14. Массаж носа:
1) Круговыми движениями надавливаем слегка на точки, расположенные чуть ниже бровей.
2) На среднюю точку.
3) На точки по обе стороны от ноздрей.
15. Упражнения для опорно-двигательного аппарата.
а) «Висение на турнике» — раскачка то на пятках, то на цыпочках.
б) «Сними с полки книгу».
16. Звуковые вибрации в человеке вызывают состояние добра и покоя. Воспроизведение звуков заставляет вибрировать гланды, нервную систему, железы внутренней секреции, мозг, очищает организм от шлаков. Произносим а, у, ы, о, е, ю, и, ий, м, н, р, ж, я, хо, ху, ха, э.
17. Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомления глаз в Индии и Китае разработана система упражнений — гимнастика для глаз. Выполним 3 наиболее эффективных упражнения.
а) С помощью стрелок на плакате указаны направления, по которым должны двигаться глаза (вверх-вниз, влево – вправо, под углом 45°).
б) Растереть ладони и центр ладоней приложить к глазам.
в) Быстрое моргание.
Полезные упражнения для формирования правильной осанки у детей детского сада и школы.
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться)
Поворачиваюсь.
(Повороты туловища)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед)
Повернись туда – сюда!
(Повороты туловища направо -налево)
Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться)
Раз. два. три. четыре
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз. два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться – хлопнуть над головой)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево)
И пройдемся мы немного.
(Ходьба на месте)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех’?
(Дети имитируют движения крыльев)
Чтобы ноги не болели.
Раз – присели, два – присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты)
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты)
Перейти к общему разделу:
Физкультминутки для детского сада
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Попробуйте этот забавный тренажер для пальцев с кубиками и шариками, который поможет вашим детям развить мелкую моторику.
Присоединяйтесь к службе развития мелкой моторики NurtureStore, и я буду каждую неделю присылать вам новую идею для пальчиковой гимнастики. Используя простые материалы, которые легко и быстро настроить, у вас будет новая идея для развития мелкой моторики каждую неделю – никакого планирования, никаких хлопот!
Введите свой адрес электронной почты в поле ниже, и я отправлю вам идеи.
* Подписываясь, вы даете согласие на использование нами ваших личных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности, что включает в себя согласие на получение от нас электронной почты на основе интересов.
Мелкая моторика очень важна для наших детей. они нужны им, чтобы застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать ручку и хорошо писать.
Мы можем помочь нашим детям развить мелкую моторику с помощью веселых игр. Попробуйте эту идею гимнастики для пальцев, в которой используются шарики и блоки.
Разложите стопку блоков и тарелку с шариками.
Рекомендуется поставить этот тренажер для пальцев на большой поднос, или блюдо с приподнятыми стенками, или поднос из туфа: используйте поверхность со слегка приподнятыми стенками, чтобы шарики не высыпались.
Предложите детям построить башни из блоков, а затем посмотреть, смогут ли они балансировать на вершине шариком.
Мраморные шарики и кубики — отличные детали, которые можно использовать в пальчиковом тренажере.
Разъединение блоков и их соединение вместе развивает силу пальцев и рук.
Поднятие шариков тренирует клешневой захват, при котором детям предлагается координировать движения большого и указательного пальцев.
Им нужно зрительно-моторную координацию, чтобы положить шарик сверху.
Если они посчитают это проблемой или их шарик упадет, ничего страшного. Поощряйте их делать еще одну попытку. Практика – это ключ!
Могут ли они построить серию башен, одну из одного блока, следующую из двух блоков, следующую из трех блоков. ..?
Могут ли они построить башню из блоков только одного цвета?
Смогут ли они построить башню из повторяющихся блоков: один розовый, один синий, один розовый, один синий…?
Попробуйте другие идеи для развития мелкой моторики пальцев из библиотеки ресурсов NurtureStore:
гимнастика для пальцев с пузырчатой пленкой
тренажер для пальцев с водой
тренажер для пальцев с пипеткой
тренажер для пальцев с сенсорным управлением
коврик для душа для пальцев для тренажера для пальцев
И используйте свои шарики по-другому с этими идеями:
роспись мрамором
старая модель мраморная дорожка
отдельные детали подсчет точек для печати
Присоединяйтесь к службе развития мелкой моторики NurtureStore, и я буду каждую неделю присылать вам новую идею для пальчиковой гимнастики. Используя простые материалы, которые легко и быстро настроить, у вас будет новая идея для развития мелкой моторики каждую неделю – никакого планирования, никаких хлопот!
Введите свой адрес электронной почты в поле ниже, и я отправлю вам идеи.
* Подписываясь, вы даете согласие на использование нами ваших личных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности, что включает в себя согласие на получение от нас электронной почты на основе интересов.
Домашнее обучение, дошкольное образование, преподавание
💕 Уведомление: этот пост может содержать партнерские ссылки бесплатно для вас. Это означает, что я получаю комиссию, если вы решите совершить покупку по моим ссылкам. Спасибо за Вашу поддержку.
Связь между движением и обучением является одной из центральных тем среди исследователей мозга и педагогов. Мария Монтессори открыла эту связь много лет назад. Она заявила в «Тайне детства»:
«Движение или физическая активность, таким образом, является существенным фактором интеллектуального роста, который зависит от впечатлений, получаемых извне. Благодаря движению мы соприкасаемся с внешней реальностью, и именно благодаря этим контактам мы в конце концов приобретаем даже абстрактные идеи».
Она указала на связь между кинестетическим обучением и физическим взаимодействием с окружающей средой, когда дети учатся, используя «практические» материалы и инструменты. В среде Монтессори происходит постоянное движение.
Одно из исследований показывает, что «Чем больше учащиеся использовали учебную деятельность с движением, тем выше их академические достижения, особенно в следующих видах деятельности: устойчивая учебная деятельность с помощью движения; физический контакт с изучаемой средой; использование визуального и двигательного моделирования; социально-кинестетическое взаимодействие» (источник – Шовал, 2011).
Связь между обучением и движением можно объяснить с исторической точки зрения. Выживание наших предков полностью зависело от их способности путешествовать на большие расстояния — перемещаться из одной местности в другую в поисках пищи и жизненных припасов. Чтобы выжить, им приходилось МНОГО двигаться. Это объясняет, почему ходьба, например, чрезвычайно полезна для здоровья и работы мозга.
Другое исследование предполагает, что:
«…регулярная физическая активность поддерживает здоровое развитие ребенка, улучшая память, концентрацию и позитивный настрой. Например, исследователи обнаружили, что дети, у которых была возможность побегать за 15–45 минут до занятий, меньше отвлекались и более внимательно относились к школьным занятиям. Эти положительные эффекты длились от двух до четырех часов после их тренировок». (источник с сайта edutopia.org)
В своем классе я проводил короткие 10–15-минутные занятия с детьми прямо перед тем, как приступить к работе Монтессори. Мы назвали его «Гимнастика для мозга». Тренажерный зал для мозга помог детям трех и четырех лет развить навыки «поперечной средней линии». Это помогло развить двусторонний навык: «способность использовать обе стороны тела одновременно контролируемым и организованным образом. Способность координировать обе стороны тела является признаком того, что обе стороны мозга общаются и обмениваются информацией друг с другом». Источник – через nspt4kids.com
Упражнения по пересечению срединной линии помогают развить связь между левым и правым полушариями мозга. Идея состоит в том, чтобы помочь ребенку развить способность перемещать левую руку/кисть или ногу/ступню в пространство правой стороны тела и наоборот.
Вот несколько упражнений для тренировки мозга, которые помогают развить навыки поперечной средней линии:
Я также включил простые математические задачи, используя математические игры, например: «Сколько на единицу больше, чем 8». Один ребенок вышел, чтобы написать ответ на доске, и мы все считали вслух, выполняя упражнение.
Каждый сеанс завершался двухминутным бегом на месте.
Излишне говорить, что детям это очень понравилось. Несмотря на то, что многие занятия Монтессори в значительной степени способствуют развитию навыков пересечения средней линии, дополнительная работа над ними пойдет на пользу 3-5-летним детям. На данный момент мы включаем это в нашу рутину домашнего обучения.
Вы регулярно выполняете со своими детьми упражнения по пересечению средней линии?
Об Анастасии.