Пальчиковая гимнастика про рябину: “Рябина красная” | Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему:

“Рябина красная” | Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему:

Воспитатель Селякова Ирина Владимировна

«МБДОУ д/с №7 «Солнышко»г. Корсаков

         Экологический проект

«РЯБИНА КРАСНАЯ !»

«Ягоды не сладость

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье»

1. Тип проекта

  1.  Информационно – познавательный.

  2.   По содержанию – творческий.

  3.   По возрасту участников: средняя группа (дети 4-5 лет)

  4.   По времени проведения: среднесрочный.

  5.   Групповой.

2. Актуальность проблемы

  Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Рябина –  одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, и горят гроздья рябины ярко-красной окраской!

  Актуальность разработки и реализации проекта: стремление обратить внимание детей на красоту этого дерева и воспитывать бережливое и эстетическое отношение к природе.

3. Цель проекта:

  Дать дополнительные знания о  дереве – рябине.

4. Задачи проекта:

 Закрепить представления дошкольников о рябине, ее красоте:  учить узнавать по внешнему виду, развитие творческих способностей дошкольников, в том числе и через продуктивные виды деятельности: апликация.

  Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений за рябиной: чем отличается рябина от березы,  какой формы и какого цвета листья и ягоды рябины, как и кому, рябина помогает в любое время года.

    Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения о рябине  и яркие явления природы.

   Привлечь родителей к оформлению выставки поделок «Рябина красная» для воспитания экологической и творческой культуры в семье.

6. Гипотеза проекта:

Если у ребенка 4-х лет воспитывать познавательный интерес к дереву рябине, то у него вырабатывается творческий подход и бережное отношение к природе.

7. Предполагаемый результат:

  В ходе информационно – познавательной деятельности у детей сформированы экологические знания, доступные пониманию детей. Дети узнали, чем дерево рябина отличается от других растений, какие ягоды и листья у рябины. Услышали произведения про рябину: Ирина Токмакова «Рябина», Светлана Шишкина «О рябине», Елена Благинина «Рябина», Ирис Ревю  сказка «Красавица-рябина»,  загадки и приметы про рябину.

Оформлена  выставка «Рябина красная!».

  Принимали активное  участие в продуктивной деятельности, проявили самостоятельность, творческий подход.

8. Методы проекта:

В работе с родителями:

Консультации, рекомендации

Выставка творческих работ

В работе с детьми:

Беседы

Экскурсия

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Ручной труд – апликация

Дидактические и подвижные игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

9. Этапы  проекта:

Подготовительный:

Постановка цели и задач проекта.

Беседы с детьми, для выявления знаний о дереве рябине.

Подготовка стихотворений, потешек, закличек, загадок, игр, иллюстративного материала,

Чтение художественной литературы по теме.

Беседы с родителями.

Деятельностный этап:

Беседа с детьми «Рябина красная».

Целевая экскурсия к рябине.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики «Рябиновая цепочка», «Золушкино занятие», «Что за  ягодка», «Что будет, если…».

Подвижные игры «Кто быстрее до рябинки?», «Кто больше ягод соберет», «Похлопали – потопали». «Допрыгай до рябинки».

Прослушивание песен, стихотворений, хороводов, сказки.

Физкультминутка «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»

Завершающий этап:

Коллективная работа – аппликация из мятой бумаги.

        Оформление выставки «Рябина красная».

10. План проекта:

1 неделя:

Понедельник: – беседа с детьми «Рябина красная».

                        – Дидактическая игра «Что за  ягодка?».

Вторник:     –  Дидактическая игра «Рябиновая цепочка»

                 -Работа с родителями – творческое задание.

Среда:         – Загадки про рябину.

                    – Дидактическая игра «Золушкино занятие»

Четверг:   – Подвижная игра «Кто быстрее до рябинки?»    

                – Чтение и обсуждение сказки  «Красавица-рябина»

Пятница:   – Итоговая деятельность: Целевая экскурсия в парк к рябине.

             

               

2 неделя:

Понедельник: – Чтение стихов про рябину.

                – Пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два

                       рябинка!»

Вторник:     – Подвижная игра «Кто больше ягод соберет»

                    – Прослушивание песен про рябину.

Среда:        -. Физкультминутка «Рябинка»,

            – Консультация для родителей «Все о рябине»

Четверг:    – Подвижная игра «Допрыгай до рябинки».

Труд:        сбор  листиков вокруг рябинки после ветра.

                    – Дидактическая игра «Что будет, если…».

Пятница:   – Итоговая деятельность: Оформление выставки  

                    «Рябина красна!»

                    – Подвижная игра «Похлопали – потопали».

       3 неделя: 

        Понедельник: -проведение итоговой деятельности: посещение парка. ; 
       Вторник: сбор опавших ягод и разложить их в кормушки.

        Среда: – Консультация для родителей  « прогулка с детьми в парк»

        Четверг: -проведение циклов занятий специалистами ДОУ;

         Пятница: -Итоговая деятельность: выставка работ «Рябина красна!»

Приложение

Художественное слово

(стихи, загадки, сказка, приметы)

Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина – красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.

Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,
И сразу увидишь ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Берёзы России,  рябины России.

***   ***   ***

«Рябина»

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она – как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

 (Ирина Токмакова)

***   ***   ***

«О рябине»

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод-для души,

Из рябины бусы очень хороши!

А зимой рябинки огоньком горят,

Красны, как рубины, на ветвях блестят…

Веточки рябины золотом сияют,

Солнце их листвою весело играет.

Около рябины осмотрюсь кругом.

Вижу я росточек,

Мал, но не цветочек,

Он высоким, стройным вырастет потом…

Просыпаюсь утром, но ещё темно.

Стройная рябина спилена давно.

Этого не знала,

Грустно очень стало.

Маленький росточек, ты расти быстрей!

Солнышко лучами деревце пригрей.

Помню про рябину, помню я всегда,

В памяти моей она ещё жива.

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

(Светлана Шишкина)

***   ***   ***

«Рябина»

На тропинке — тень,

Солнечная сетка.

Через тын, через плетень

Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,

На носках привстану,

Ветку за косы схвачу,

Ягоды достану.

У плетня посижу

И на шелковинку

Осторожно нанижу

Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень,

Веточка, ветка!

На тропинке — тень,

Солнечная сетка.

(Елена Благинина)

***   ***   ***

Наливная, спелая рябина,

Не грусти, краснея под окном.

Ты зимой холодною и длинной

Станешь птицам праздничным столом.

***   ***   ***

Ещё неспелая малина

К лучам повёрнута лицом,

А покрасневшая рябина

Уже грозится сентябрём!

***   ***   ***

Загадки о рябине

Платье потерялось, а пуговки остались.

***

Висят на ветке подружки,

Прижавшись тесно друг к дружке.

***

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

***

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

***

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют.

***

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?

***

Цветки – пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –

Место у беседки.

***

Увидал в лесу

Ягоду  – красу.

Тяжела корзина,

Хороша… (рябина).

Приметы про рябину

Если много ягод рябины, то осень будет дождливая

Много ягод на рябине предвещает строгую зиму

Поздний цвет рябины – к поздней осени.

Если родится рябина – рожь будет хороша.

Поздно цветет рябина – будут морозы зимой

Цветение рябины – признак устойчивого тепла

Сказка про рябину

Вроде бы обыкновенное дерево – рябина. С ветвями, цветками, плодами, листьями. Да необыкновенные свойства ей присущи. А какие?

«Красавица-рябина»
Автор сказки: Ирис Ревю

Росла в лесу рябина. Кудрявая. Нарядная. Богатая на плоды.

На праздничном балу не было ей равных. Стройная, раскидистая, красивая. Одни бусы кумачового цвета чего стоят. Соседки — осина и берёза подобными украшениями не обладали, и на бал являлись в простых нарядах.

Красивыми у рябины были не только бусы. Листочки её – зубчатые, окрашенные в золотистые и красные тона, — тоже выделялись на общем фоне.

С раскрасавицей – рябиной весело перешёптывались дуб и клён.

Бал был в самом разгаре, когда случилось непредвиденное.

На бал пришёл ёж. Он неважно себя чувствовал. Среди приглашённых начали срочно искать врача. Кто бы вы думали, оказался врачевателем? Наша красавица – рябина!

Но, прежде всего, надобно сказать, что приключилось с ежом. Он гостил в соседнем лесу, и там начался пожар. Ёж надышался продуктами горения. Поначалу он не обратил внимание на ухудшение самочувствия. Но потом ему срочно понадобилась помощь.

Раскрасавица – рябина протянула ежу несколько ягодок, и попросила его пожевать их. Рябина знала, что в народе давно используют её ягоды при отравлении угарными газами.

Ежу быстро полегчало. Все присутствующие были рады тому, что ёж повеселел. А рябине сказали: «Большое спасибо».

Вопросы и задания к сказке о рябине:

– Какие украшения имела рябина?

– Какие деревья пришли на бал?

– Какие листочки у рябины?

– Кто из животных плохо себя почувствовал на осеннем балу?

– Какой врач вылечил ежа? А каким образом?

Игры про рябину

Игра «Рябина».

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий –рябина.

Мы посадим рябину–               Все ходят по кругу вокруг «рябины».

Вот, вот!                                     Присесть.

Пускай наша рябина                 Медленно встать.

Растет, растет!

Вырастай ты, рябина,               Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, рябина,               Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Вырастай ты, рябина,               Делают «пружинку».

В добрый час!

Потанцуй, Сафия (имя водящего), Хлопают в ладоши.

Покружись для нас!                   Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой рябины

Ягоды срывать будем.             Приближаются к ведущему.

От нашей Сафии                      Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем!                         Дети убегают, ведущий их ловит.

Игра «Похлопали – потопали».

 Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Ягоды рябины красные и полезные.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Игра «Что будет, если…».

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится деревом если… (исчезнут птицы, дождевые черви, если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

Конспект целевой прогулки  «Рябина»

Цель: познакомить детей с деревом – рябиной, с особенностями строения (тонкий ствол, гладкая кора, резные листья, гроздья ягод). Любоваться красотой этого дерева. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Ход прогулки:

–  Посмотрите, ребята, какое красивое дерево. Это рябина. Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно   встретить рябину? (рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке).

– Почему люди сажают рябинку около дома так, чтобы ее из окна было видно? (чтобы ягоды есть, чтобы любоваться ее красотой).

– Посмотрите на дерево, на ее крону. Кудрявая рябина – так о ней поется в песнях. Красивы ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (из ее ягод варенья варят, чай заваривают)

–  Кто еще любит ягоды рябины? (птицы)

–  Рябине в народном календаре посвящен праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой пусть она оберегает наш дом. (аккуратно сорвать веточку с гроздьями рябины, дать попробовать ягоды вкус)..                                                              

А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте попробуем сами сделать такие бусы. (сбор ягод рябины).

 Конспект беседы с детьми о рябине

Цель проведения беседы:

– расширить знания детей о рябине и о целебных свойствах плодов рябины;

– поощрять детей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям.

-развивать творческое воображение, память, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать, делать добро.

– расширять словарный запас словами: ягоды; листья; ветки; кора рябины.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ).

– Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина.

 – Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей?

– Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).

– Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

– С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

– Какие они на вкус? (Горьковатые).

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже на территории нашего сада. Ведь мы не раз ходили к ней в гости.

 Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.  Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть:  «Висят на ветке подружки, прижавшись, тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве.   А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, лисы, зайцы.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.  

Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет.

Если много ягод рябины, то осень будет дождливая

Много ягод на рябине предвещает строгую зиму

Поздний цвет рябины – к поздней осени.

Если родится рябина – рожь будет хороша.

Поздно цветет рябина – будут морозы зимой

Цветение рябины – признак устойчивого тепла

Интересный факт: cчитается, что кора рябины, спрятанная под матрасом у детей, помогает им быстро успокоиться и заснуть.

Народ любил рябину с глубокой древности. И потому люди издавна сажали ее у своих домов.

        «Все о рябине»

Консультация для родителей.

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево – рябина

Удивительно, но то, что у нас рядом, мы часто не так оцениваем и перестаем замечать. А ведь напрасно. Раньше считалось, что рябина несет счастье в дом, оберегает его от зла. Поэтому и сажали люди его рядом со своим жилищем. И если она чахла без всякой видимой причины — это был дурной знак.

Лекса Шарова

Наступила весна. Проснулись после долгой зимы деревья. На веточках набухли почки. Пригревало солнышко, из почек появились листочки. Прилетали разные птицы и пели веселые песни, сидя на ветвях деревьев. Так пролетело теплое, солнечное и беззаботное лето. Наступила осень затейница. Раскрасила осень все деревья в разные цвета.

Вот так на одной осенней полянке и оказались желтая березка, красная рябинка, красно-желтый резной клен, да чуть по отдали, стоял дуб с елочкой. Первой спор затеяла березка: 
– Посмотрите на мои веточки, на них листочки желтые, красивые как лучики у солнышка.

Подхватил разговор клен. 
– А я то какой красавец! – Воскликнул он. – Листочки не чета твоим желтым.  Есть и красно – желтые и даже желто – зеленые!
Рябина стояла, смотрела на них и улыбалась, а потом произнесла:
– Ой, да что там ваши листочки! Вы на мои листочки поглядите. У меня их много хоть они и маленькие и самые яркие. Я всех краше.
Слушал этот спор столетний дуб. Знавший, что этот спор ник чему не приведет, вздыхал и приговаривал:
– Вот лиственные хвастуны то какие.
Потом, шелестя ветками, обращался к елочке:
– А вы то хвойные поскромнее будете. 
Елочка только молча улыбалась и кивала в знак согласия.

Пришла пора поздней осени. Солнце все больше пряталось за тучи, дожди стали чаще, ветра сильнее и холоднее. Наши спорщики притихли. Так как листья их оторвались с веточек и закружились в красивом танце листьев – листопаде. Ярких красок стало мало, а потом они исчезли совсем. И только тогда деревья: клен, береза и рябина обратили внимание на елочку.
– Вот смотрите, она с листочками осталась. – Промолвила береза. 
– Ага, стоит тут модничает. – Продолжила рябина. 
– Да не листочки это у нее. Это у лиственных деревьев листочки, а у хвойных – иголочки, то есть хвоинки. – Объяснил клен.
В этот момент из-за тучи выглянуло солнышко, и лучики попали на иголочки елочки, на которых лежал первый пушистый снежок. Елочка вся заблестела в лучах солнца. Деревья – спорщики даже рты открыли.  Улыбнулся дуб и сказал:
– Вот она настоящая красавица.

Полезные свойства рябины:

    Рябина славится, прежде всего, содержанием в ней витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах.

    Рябина богата микроэлементами. Такими, как марганец, цинк, калий, железо, магний, медь и некоторыми другими. Железа в рябине в 4 раза больше, чем в яблоках.

    Активирует обмен веществ и энергии в тканях, поэтому очень хорошо её применять людям после тяжелых болезней.

    Используется при авитаминозах.

    Прекрасно применять рябину при анемии. Особенно, если её сочетать с крапивой. Рябина активирует действие крапивы.

Прекрасна для наших сосудов.

    Укрепляет сердце. Особенно её хорошо применять при нарушениях микроциркуляции крови.

    Лечит печень и желудок. Она сохраняет печень от повреждений.

    Обладает мочегонным, желчегонным действием.

    Легкое слабительное.

    Кровоостанавливающее средство.

    Подавляет газообразование в кишечнике.

    Тормозит рост микроорганизмов.

    Рябина прекрасна для профилактики всех грибковых заболеваний, в том числе молочницы.

    Снижает уровень холестерина в крови.

    Рябина полезна всем диабетикам.

    Широко применяется в косметологии. Разлаживает морщины, омолаживает кожу лица.

 Конспект занятия по аппликации «Ветка рябины».

Средняя группа.

Задачи:

а) образовательные задачи: продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить скатывать шарики из салфеток, располагать детали в определенном порядке. Развиватькомпозиционные умения.

б) воспитательные задачи: учить бережно и внимательно относиться к родной природе.

Материалы для занятия:  фон – желтый лист бумаги, готовые формы: веточек, листочков, розовые (красные) салфетки, веточка рябины, крупная иллюстрация.

Методические приёмы:

  1. Художественное слово – «Сказка о рябине».
  2. Показ иллюстраций к сказке: рябина весной, летом, осенью, зимой.
  3. Создание проблемной ситуации – прилёт снегирей,  которые хотят поклевать ягоды рябины.
  4. Рассматривание веток рябины
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Выбор  материалов с детьми.
  7. Указания   по   поводу   использования   знакомых   и   новых   техник
  1. Индивидуальная помощь
  2. Физкультминутка.
  3.  Совместная работа.

11.Оценка педагога и детей.

12.Художественное слово: стихотворение «Рябинушка — красавица».

Ход занятия

Дети стоят перед мольбертом.

-Послушайте интересную сказку.

Педагог рассказывает сказку, иллюстрируя происходящее.

«Жила – была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела

красивыми белыми цветами. Летом, когда отцвели цветы, на их месте появились зеленые ягодки . Все  лето  рябина пила дождевую воду, грелась на солнышке, и ягоды становились всё краснее, крупнее, сочнее. Наконец  ягоды созрели. Наступила осень.Листья у рябины пожелтели, покраснели и стали опадать. Вот наступил ноябрь – последний месяц осени.  Его так  и называют – полузимник. Стало холодно, спрягались все насекомые, и даже пошёл снег. И прилетели к рябине птички, клевать рябиновые ягодки, «Спасибо тебе рябина, что сохранила для нас свои ягодки!»

Художник подарил мне вот такую картину, это наша рябина. Она вам

нравится? Чего здесь не хватает?

Ответы детей. Не хватает веток, ягод. А к этому дереву каждый день прилетали птицы, а теперь они не находят здесь корма.

– Ребята, чем же мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно. Мы сделаем веточки рябины с ягодами и угостим птиц. Подойдите, пожалуйста, к столу  и рассмотрите их. (Дети: подходят к столу, рассматривают веточку рябины).

Из чего мы будем делать ягодки рябины? Как располагаются листочки у рябины?

(Дети рассматривают изобразительные материалы на столах.

Педагог подсказывает что ягодки можно «скатать» из бумаги.

-Чтобы наши  пальчики  нас слушались  и  хорошо трудились, мы  их
потренируем.

Пальчиковая гимнастика.

С веток ягодки снимаем.       ( поочерёдно поглаживаем   пальчики, как –

                                                  будто « снимаем ягодки».)

Наших птичек угощаем         ( показываем ладошку.)

Птички ягодки склевали    (другой  рукой  имитируем движение «Клюют

зернышки

И крылом нам помахали    (машем ладошкой. )

Проводим второй раз со сменой рук.

-Напомните, пожалуйста, как мы будем скатывать шарики?

(   дети   практически   или   словесно   объясняют   особенности   техник).

Приступаем к работе.

По   ходу   педагог   осуществляет   индивидуальную   помощь,   советует,

показывает.

– Какие у нас грозди  получились?  Пусть ягоды немного подсохнут,  а мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Рябину ветер раскачал- руки вверх, медленно раскачиваем встороны.

С рябины листики сорвал- руки  медленно опускаются вдольтуловища.

Листочки ветер покрутил- кружатся вокруг себя на носочках.

И на землю положил – приседают

(Проводится два раза)

Займите, пожалуйста, свои места (дети садятся на своё рабочее место).

А наши грозди рябины подсохли. Можно и птиц угощать.

Педагог отклеивает защитную ленту с двустороннего  скотча и даёт ребенку. Ребёнок сам наклеивает гроздь рябины.

Педагог читает стихотворение:

Прилетели в гости к ней стайка алых снегирей.  

По ветвям они снуют, горьку ягоду клюют.

Педагог раздаёт снегирей. Дети сажают снегирей на свои ветки рябины.

Ой, какая красота! Вот мы и покормили птиц.

Посмотрите, какие разные ягоды получились: есть и крупные, и мелкие ягодки и листочки.

Замечательно! И птички рады, что поклюют ягоды и будут сыты.

конспект занятия “Ветка рябины” | План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

с использованием нетрадиционных

техник рисования

на тему:

«ГРОЗДЬЯ РЯБИНЫ»

в старшей группе «Почемучки»

                                         воспитатель: Борисова АА

г. Москва 2014 г.

Задачи:

 Учить изображать ягоды и листья рябины, передавая особенности их расположения («грозди рябины», симметричное расположение листьев). Продолжать учить детей учитывать средства выразительности знакомых техник: рисование пальчиками – крупные ягоды, рисование ватной палочкой – мелкие ягоды, скатывание бумаги – мелкие и крупные ягоды; рисование листьев – приманивание целой фалангой пальца или использование печаток из пробки. Упражнять детей в комбинировании уже знакомых нетрадиционных техник: рисование пальчиками, рисование ватной палочкой, оттиск печатки из картошки, скатывание бумаги. Закрепить умение пользоваться клеем ПВА.

Формировать понятия «целое», «часть»; закрепить понятия (крупная, мелкая), согласование существительных с глаголами. Стимулировать самостоятельность при выборе основных способов изображения и средств их выразительности в разном материале, развивать познавательный интерес к процессу и результату изобразительной деятельности.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к птицам и деревьям через изображение их образов. Формировать умение слушать и понимать объяснение, действовать в соответствии с ним. Активизировать в речи словарь: ветка, ствол, рябина, снегирь (снегири), гроздь (грозди) рябины, сочный, крупный, мелкий.

Демонстрационный материал:

 Иллюстрация рябины: весной, летом,

осенью, зимой.

Магнитофон и аудиокассета с записью инструментальной музыки.

Мольберт.

Раздаточный материал.

  1. «Веточки рябины» на каждого ребёнка (нарисованные ветки без ягод).
  2. Снегири: по одному на каждого ребёнка (на обратной стороне наклеен двусторонний скотч.).
  3. Баночки с гуашью красного и светло – коричневого цвета;
  4. Ватные палочки.
  5. Бумажные салфетки.
  6. Подставки для палочек.
  7. Ватман, где нарисована рябина без ягод.
  8. Цветная бумага красного цвета.
  9. Баночки с клеем ПВА.
  10. Штампики  «листочки» из картофеля.

Предшествующая работа:

1.Специально организованная форма обучения.

2.Изобразительная деятельность на темы: «Осеннее дерево», «Ветки рябины»

(трад и ц ион н ая  тех ни ка),  « Осен н ий  л и с т (ри со вание  пальцами ), «О вощи  и фрукты  на тарелке» (рисование пальцами), декоративное рисование «Узор на квадрате» (оттиск печатками из пробки, картефеля), «Цыпленок » – скатывание бум аги.

Методические приёмы:

  1. Художественное слово – «Сказка о рябине».
  2. Показ иллюстраций к сказке: рябина весной, летом, осенью, зимой.
  3. Загадка о снегире.
  4. Создание проблемной ситуации    прилёт снегирей,  которые хотят поклевать ягоды рябины.
  5. Рассматривание веток рябины, где пет ягод.
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. В ыб ор  материалов с детьми.
  1. Указания   по   поводу   использования   знакомых   и   новых   техник (ри сование смятой бумагой).
  1. И иди в иду ал ь н ая пом о щ ь.
  2. Ф изку л ьтм и н у т к а.
  3. Совместна я работа.
  4. Сюрпризный момент.

13.        Наклеивание веток к стволу.
1.4. Оценка педагога и детей.

  1. Художествен нос слово: стихотворение «Рябинушка — красавица».
  2. В опросы: «Как мы будем рисовать ягоды: близко или далеко друг от друга? », «Чем можно нарисовать крупные ягоды? Мелкие ягоды? Как можно нарисовать недостающие листочки?».

Ход  занятия.

Дети стоят перед мольбертом.

-Послушайте интересную сказку.

Педагог рассказывает сказку, иллюстрируя происходящее.

«Жила – была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела

красивыми белыми цветами.

Летом,  когда отцвели цветы, на их месте появились зеленые ягодки . Все  лето  рябина пила дождевую воду, грелась на солнышке, и ягоды становились всё краснее, крупнее, сочнее. Наконец  ягоды созрели. Наступила осень.

Листья у рябины пожелтели, покраснели и стали опадать. Вот наступил

но я бр ь – последний месяц осени.  Е го та к  и наз ы вают – пол уз и м н и к. Стало холодно, спрягались все насекомые, и даже пошёл снег. И прилетели к рябине птички, клевать рябиновые ягодки, «Спасибо тебе рябина, что сохранила для нас свои ягодки!»

Художник подарил мне вот такую картину, это наша рябина. Она вам

нравится? Чего здесь не хватает?

Ответы детей. Не хватает веток, ягод. А к этому дереву каждый день прилетали птицы, а теперь они не находят здесь корма.

–        Ребята, чем же мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно. Мы нарисуем веточки рябины с ягодами. Веточки у нас уже есть. Подойдите, пожалуйста, к столу  и рассмотрите их. (Дети: подходят к столу, где для каждого ребёнка ветка без ягод).

–        Но вот беда,   ведь на наших веточках нет ягод.  (Дети  предлагают нарисовать их).Посмотрите, пожалуйста, на столы и догадайтесь, чем мы будем их рисовать?

(Дети рассматривают изобразительные материалы на столах. Воспитатель предлагает нарисовать ягоды пальчиками, ватными палочками, знакомит с новой техникой рисования смятой бумагой.

  • Как мы будем изображать ягоды? Близко или далеко друг от друга? (близко).
  • Чем мы будем рисовать крупные ягоды? (пальцами).
  • А мелкие ягоды? (ватной палочкой).
  • Как мы будем рисовать недостающие листочки?

( дети показываjот движением пальцев и словесно объясняют, предлагают

использовать  шта мпи ки).

П еда гог подсказывает что ягодки можно «скатать» из бумаги

–        Чтобы наши  пальчики  нас слушались  и  хорошо рисовали, мы  их
потренируем.

Пальчиковая гимнастика.

С веток ягодки снимаем.       ( поочерёдно поглаживаем   пальчики, как –

                                                  будто « снимаем ягодки».)

Наших птичек угощаем                   ( показываем ладошку.)

Пти ч ки ягод ки склевали             (д ругой  ру кой  рукой имитируем движение «Клюют зернышки

И крылом нам помах а ли           (машем ладошкой.)

Проводим второй раз со сменой рук.

–        Напомните, пожалуйста, как мы будем рисовать’?

(   дети   практически   или   словесно   объясняют   особенности   техник).

Приступаем к работе.

По   ходу   педагог   осуществляет   индивидуальную   помощь,   советует,

показывает.

–        Какие у нас грозди  получились!  Пусть ягоды немного подсохнут,  а мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Рябину ветер раскачал        – руки вверх, медленно раскачиваем в

                                                                     стороны.

С  ря б и ины  л и с т и к и  сор в ал              – ру к и  мед лен но  опу с к ают ся  вдоль

                                                                   туловища.

Листочки ветер покрутил                  – кружатся вокруг себя на носочках.

И на землю положи л                                 – приседают

(Проводится два раза) .

  • Займите, пожалуйста, свои места (дети садятся на своё рабочее место).
  • А наши грозди рябины подсохли. Можно и птиц угощать.

(Педагог отклеивает защитную ленту с двустороннего  скотча и даёт ребенку. Ре бёнок сам наклеивает гроздь рябины.) Педагог читает стихотворение: Прилетели в гости к ней стайка алых снегирей.  По ветвям они снуют, горькую ягод у клюют).

Педагог раздаёт снегирей. Дети сажают снегирей на свои ветки рябины.

  • Ой , какая красота! Вот мы и завершили рисунок художника, и у нас получилось дерево.
  • Посмотрите, какие разные ягоды получились: есть и крупные, и мелкие ягодки и листочки.

Замечательно! И птички рады, что поклюют ягоды и будут сыты. А я даже

стихотворение сочинила про вашу рябинку:

«Рябинушка – красавица.

Ты очень хороша

Украсила рябинушку

Сегодня детвора.

Дети радуются тому, что у них получилось, и что все птички сыты. Педагог

предлагает  детям   выбрать   место   в   группе,   где   можно   будет  «повесить

картину».

Как вырастить рябину (рябину) с помощью TCV

Как отличить рябину Загрузите бесплатное руководство по сбору семян

Сбор

Лучшее время для сбора алых ягод рябины – конец августа или начало сентября. Если вы соберете их слишком рано, вы рискуете, что семена не созреют, а если слишком поздно, то их могут схватить птицы.

Соберите грозди прямо с дерева, взявшись за ветку под гроздью и срезав парой острых секаторов. Будьте осторожны, чтобы не удалить почку следующего года! Таким образом, дереву не наносится никакого вреда.

Ягоды рябины на дереве

Добыча и хранение

Ягоды можно хранить в ведрах или корзинах для хлеба в течение недели или двух при условии, что они хранятся в прохладном, сухом месте.

Рябина не из самых простых ягод для извлечения семян, особенно если они недозрелые. Каждое из четырех семян цепляется за внутреннюю плоть. Одни рекомендуют оставить ягоды на некоторое время гнить, другие же считают, что это повредит часть семян. Это один из фруктов, с которым можно поэкспериментировать.

Мы настойчивы и экстрагируем традиционным способом, хотя мы очень бережно относимся к нежным семенам. Вам понадобится ведро или два, шест с плоским дном (например, старая отпиленная ручка от лопаты), сито и доступ к шлангу или водопроводу. Ягоды растирают, а отходы и семена отделяют через сито. Вы можете обнаружить, что помогает «раздавить» семя через загадку пальцами. Загадка должна быть достаточно большой, чтобы сквозь нее прошли семена, но достаточно маленькой, чтобы можно было раздавить мякоть.

Извлечение семян рябины

Предварительная обработка

Рябину легко прорастить, несмотря на то, что ее трудно извлечь. Извлеченные семена следует смешать в равных частях с садовым песком или смесью песка и компоста (для этих семян добавление компоста в смесь может помочь вывести их из состояния покоя).

Используйте 50% листовой плесени или компоста без торфа и 50% садового песка. На каждую горсть семян добавить две-три горсти смеси. Выберите горшок, в котором достаточно места для этой смеси семян и песка (и немного больше), и положите на дно слой камней. Засыпьте камни песком. Поместите смесь семян и песка поверх этого и засыпьте 2-3 см песком. Пометьте горшок и поставьте в затененном месте на открытом воздухе.

Горшок нужно оставить на зиму снаружи. Поливайте горшки, если они показывают признаки высыхания, и защищайте от птиц и мышей, если они обнаружат ваши семена. Никогда не позволяйте семенам высохнуть, иначе они могут не прорасти в первую весну после сбора.

Экстрагированные семена рябины

Посев

В марте проверить наличие всходов. Если около 10% растут, они готовы к посеву. В 1-литровый горшок посейте четыре семени и засыпьте компостом или песком толщиной не более 5 мм. Аккуратно укрепите и полейте. На семенном ложе разбрасывайте семена довольно плотно – расстояние между семенами должно быть около 5 мм.

Укрепите катком или доской, чтобы хорошо вдавить семена в почву. Покройте 5 мм зернистостью.

Молодые саженцы рябины

Полив

Следите за тем, чтобы семена и молодые растения всегда были влажными.

Выращивание

Не забудьте удалить более слабые саженцы, чтобы оставить самые сильные, если вы выращиваете их в контейнере.

Рябина должна хорошо прорастать и расти при правильных условиях. Они должны быть готовы после первого или второго года посадки.

Посадка

Тщательно подготовьте участок, удалив все сорняки и траву и выкопав достаточно большую яму, чтобы в нее поместился корневой ком. Аккуратно посадите в яму на ту же глубину, что и раньше, и уплотните почву.

Получить информацию по посадке и уходу за деревьями

Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры для детей 2-3, 4-5, 6-7 лет

Игровые занятия на пальцах рук выполняют несколько полезных функций – помимо веселая игра, дети получают занятие на развитие памяти, координации и мелкой моторики. Задача родителей помочь на несколько минут сконцентрировать внимание ребенка на соответствии движений тексту.

Предлагаем использовать сборник коротких стихотворений, которые полезны как для развития моторики рук, так и в качестве учебного материала.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры с детьми раннего возраста помогают установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Увлекательные стишки привлекут внимание ребенка и выполнят обучающую функцию.

Коммунальные услуги
  • Наша семья.

Дедушка безымянный палец,
Бабушка безымянный палец,
Папа безымянный палец,
Папа безымянный палец,
Безымянный палец мамы,
Безымянный палец наш ребенок
А вот и вся семья.

Одна рука для одного человека. Затем ладонью второй руки обхватить пальцами кулак.

  • Машинная каша.

Наша Машенька сварила кашу.
Сварила кашу, накормила детей:

Первая дала
Вторая дала
Третья дала
Четвертая дала
А она не дала.
Он немного шагнул.
И он разбил тарелку.

Мы показываем, как варится каша правой рукой над ладонью левой руки. С третьего по шестой ряд начинаем сгибать пальцы, начиная с большого. Насыпаем последние три строчки на мизинец, качаем его и не сгибаем.

  • Белка
Дети
  • Пальцы встали

Сонный пальчик спать хочет
Шустрый пальчик – прыгает в кровать,
Ленивый пальчик скучал
Этот палец заснул.
Проснулись пальцы – “Ура!”
Пришло время всем повеселиться!

На каждой новой строке счета ребенок загибал палец. Возглас «Ура» сопровождается разгибанием кулака и растопыриванием пальцев. Повторяем рифмовку дважды – по одному на один счет для каждой руки.

  • Поздоровайся с природой.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Привет, вольный ветерок,
Здравствуй, дубинка!
Мы живем в одной стране –
Всем привет!

На каждой линии правой рукой можно поочередно захватывать кончики пальцев левой руки.

  • Улитка

Затвор улитки вылезает рожками.
Я покажу ей, как ходить, если есть ноги.

Сожмите пальцы в кулак. Приклейте указательный и мизинец. Упакуйте стол двумя пальцами.

  • Дом

Строим дом выше, выше!
В нем есть окна и крыша.

Сгруппировать пальцы рук. Соединяем две ладони. Поставьте руки под небольшим углом, не отрывая кончики пальцев. Замкните треугольник большими пальцами, выстроенными в прямую линию. Руки до локтей строят стены дома.

  • Вспоминаем пальцы
Поэма

Начав с большого пальца, погладьте пять пальцев подряд.

  • Игрушки Vanines.
Как игрушки

Играем пальчиками, как с игрушками.

Стихи

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их ежедневно. Не нужно заставлять ребенка. Серьезность занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.

  • Корзина с овощами.
Повторяем овощиСчитаемКак грибы
  • Ассо считаем.

Мука в тесто замешена

(Обеими руками попеременно разжимает и сжимает кулаки).

А из теста мы слепили:

(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок руками. Движения быстро чередуем).
Пирожки и булочки,
Ватрушки асс,
Булочки и калачи –
Мы все печем в печи.

(Из двух кулаков открыто раскрываем ладонь).

Очень вкусно!

(Погладить нам руки животиком).

  • Считаем мебель.

Предметы в комнате начнут считаться:

Стул, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Тумба, комод и табуретка.

(Для каждого предмета мебели зажимается палец).

Он назвал много мебели

Десять пальцев сжаты!

(Показать два кулака).

  • Спящий режим.
О Мишке
  • Пальчиковая гимнастика для мальчиков.
Мальчики
  • Мамина профессия.
Так ты освоишь профессии
  • Передай привет.

Доброе утро, котенок!

Добрый день, козочка!

Добрый вечер, щенок!

Здравствуй, утенок!

Привет веселая забавная свинка!

(Протягиваем палец по каждой строчке, затем машем ладонью).

  • Мир под водой.

Оглянись!

(Прикладываем ладонь по линии бровей) .

Что ты видишь, дорогой друг?

(Ладонями делаем два кольца в виде биноклей).

Там прозрачная вода.

Здесь плывет морской конёк.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыбный шарик.

Но выпрямляя восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Пальчиковая гимнастика проводится для каждого морского жителя).

  • Цветы.
Про цветы

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет

Игровая пальчиковая гимнастика оказывает стимулирующее влияние на речевые функции ребенка и развитие в целом. Детям старшего дошкольного возраста, у которых по разным причинам не сформирована качественная речь, рекомендуются пальчиковые игры. Наша подборка игр поможет ребенку улучшить память, улучшить аналитические способности, улучшить координацию движений.

Полезно для письма
  • Пятна и складки.
О животных
  • Помощники мамы
О помощи
  • Старушка в хижине.
Для детей
  • Летающие листья.

Ветер гулял по лесу,

(Поднимите руки вверх и покажите, как ветер гуляет волнами)

Ветер листьев поверил:

Вот дуб, вот клен,

Вот рябина, резная,

Вот из золотой березы.

Вот последний лист из осины

Ветер выбросил его на дорогу.

(Пальчиковые игры с загибанием каждого листочка).

  • Веселая трубка.
Песня
  • Мышь в перчатке.

Шустрая мышь

Я нашел перчатку.

(Растопырьте пальцы как перчатки)

Устроив в нем гнездо, я позвала мышей,

(Сложить ладони лодочкой)

Они дали им хлебные крошки откусить,

Она всех погладила и отправила спать.

(Показать, как кушать, провести одной ладонью по второй руке, две ладони подложить под каждое ухо).

  • Рыба в реке.
О рыбках
  • Муркинские котята.

У нашей Мурочки десять котят,

Теперь все дети разбиты на пары:

(Пальчиковая игра начинается с двух пальцев)

Два толстяка, два бодрящих,

(Индикатор двух больших пальцев)

Два длинных, два хитрых,

(Показать сначала два средних, затем два безымянных)

Два маленьких и самых милых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *