Мы были одни в столовой – я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, – мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.
– Смотри, Бум, – шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
– Что это? Кто это? – Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
– Это… это… Бум!
– Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: – Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
– Как же он разбил?
Уши мои горели. Я развёл руками:
– Он немножечко подпрыгнул… и лапами…
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
– Он будет жить в будке, – сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.
Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
– Не пускай! – быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе.
Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: – Ты очень испугался?Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
– Ты очень испугался? – повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.
– Если ты… нечаянно, – медленно начала она.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
– Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
– Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания – я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с “Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
– Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
– Будет дождь.
Я попросил:
– Пусти Бума…
– Нет.
– Хоть в кухню… мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
– Иди спать, – со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
– Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
– Мама!
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
– Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”
Мама долго не спала. Она тоже думала:
“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”
В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.
Рассказ ведется от лица мальчика. Он, сидя за столом, играл на стуле, раскачиваясь на нем. Рядом был пес Бум, – он улавливал игривое настроение мальчика и пытался его то лизнуть, то по-доброму укусить за пятки. Мальчик смотрел на фотографию своего отца, который был уже мертв. Это фото было таким добрым, но как будто предостерегало «Не балуйся». Тут стул резко наклонился, мальчик схватил скатерть, и со стола полетела чашка, которой постоянно пользовался отец.
Мальчик испугался, а в комнату вошла мама, и расстроилась так сильно, что закрыла лицо руками, а затем спросила у мальчика, он ли это сделал. Но что мальчик, заикаясь, ответил, что это сделал Бум. Мама выгнала собаку из дома и расстроилась еще больше оттого, что поняла, что сын ей врет. Мальчик страдал, видя, как мохнатый друг страдает на улице и просится в дом. Главного героя мучила совесть, он не мог найти себе места, постоянно прося маму запустить пса домой. Ночью пошел дождь, чувство вины мальчика стало настолько сильным, что он побежал к маме и во всем сознался. Мама с радостью запустила пса домой, а мальчик так и не понял, почему мама его не ругала.
Рассказ учит читателя правдивости, – как бы не было страшно, и каких бы последствий не принесла правда, – ее нужно говорить. Так должен поступать честный человек, и его никогда не будет мучить совесть.
Другие тексты:← Волшебное слово (Спасибо)↑ Осеева
нет картинки
Краткие содержания за 2 минуты
Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле, а Бум под столом хватал его за голые пятки.
На эту веселую компанию с большой настенной фотографии смотрел папа мальчика. Чтобы удержаться на стуле во время особо сильного раскачивания, мальчик схватился за скатерть. Последствия не заставили себя ждать – разбилась розовая чашка с золотой каемкой, принадлежавшая папе мальчика и бережно хранимая после его смерти.
На шум прибежала мама и упрекнула сына за разбитую чашку. Но дрожащий и перепуганный мальчик свалил всю вину на Бума, как будто тот подпрыгнул и лапами скинул чашку. При этом уши мальчика ярко пылали.
Мама с потемневшим лицом взяла собаку за ошейник и отвела в будку, сказав при этом, что Бум будет жить там всегда. Женщина пыталась вытянуть из сына признание, объясняла, что за нечаянные действия не наказывают, но он упорно твердил, что виноват Бум. Изгнанник же тем временем пытался прорваться в дом, скребся в дверь, визжал, лупил по крыльцу хвостом, но все было напрасно.
У мальчика сжималось сердце, и мурашки пробегали по телу, когда он представлял Бума одного ночью на холодной улице. Он вышел из дома и прижался к собаке. В этот миг он увидел маму, смотрящую в окно, и испугался, что она прочитает правду по его лицу. Тогда он погрозил Буму пальцем.
Спать он лег со слезами на глазах. Внезапно пошел сильный дождь и мальчик бросился к маме, в слезах уснувшей за столом. Мальчик закричал, что это он разбил чашку и надо немедленно впустить Бума.
Весь мокрый, Бум ворвался в дом, от радости начал кататься по полу и поднимать вверх лапы. Про себя он думал, почему его выгоняли из дома. Мама тоже размышляла о том, почему сын не сказал правду сразу. А мальчик не мог понять, почему мама его не бранила.
Рассказ учит всегда говорить правду, отвечать за свои поступки и не предавать друзей
Рассказ про Совесть Осеевой называется Почему?
Можете использовать этот текст для читательского дневника
В произведении «Мочёные яблоки», созданном Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, как один шофёр на своём автомобиле попал в огромную лужу и какие выводы из этой ситуации мужчина сделал.
Американский писатель Эрнест Хемингуэй известен всему миру благодаря непревзойденному таланту создавать поистине неповторимые произведения. Их герои – это люди, которых он лично знал и ситуации, свидетелем
Ивану Андреевичу Лаевскому около тридцати лет, он служит чиновником на Кавказе, куда сбежал два года назад с чужой женой Надеждой Федоровной. Они оба мечтали, как будут трудиться на собственном участке земли, работать, приносить пользу.
В книге рассказывается о времени правления испанского короля Филиппа II. В рассказе описываются отношения короля и его сына дона Карлоса, единственного наследника королевского трона
В конце весны у одной оленихи родился маленький малыш, и назвала она его Бэмби. Летом она старалась познакомить и приспособить его к жизни в лесу. А когда он немного повзрослел, то они вместе отправились на поляну
Валентина Осеева – автор цикла детских рассказов. В своем творчестве продолжила реалистические традиции К. Д. Ушинского и Льва Толстого. Рассказы для детей (Осеева) несут огромную воспитательную нагрузку, обычно их стержнем является какая-то актуальная морально-этическая проблема.
На протяжении 16 лет Валентина Андреевна работала с трудными подростками, была воспитателем в детской колонии, коммуне и нескольких детективах. Именно ее ученики помогли писательнице стать той, кем она стала. Она писала рассказы для детей Осеевой о войне и полководцах, помогала детям с постановкой спектаклей, придумывала разнообразные коллективные игры.
Биография Валентины Андреевны как писательницы началась с произведения «Гришка», опубликованного в газете «За коммунистическое просвещение». Свои довоенные рассказы для детей Осеева Валентина Андреевна пишет, ориентируясь на нравственные нормы. Яркими образцами произведений этого периода являются рассказы «Рыжий кот», «Бабушка» и «Выходной день Вольки». Рассказы для детей Осеева В.А. Использует для проведения художественных исследований людей разного возраста. Главным героем ее произведения традиционно является ребенок, совершивший неправильный с точки зрения этики поступок. Ребенок серьезно переживает свой проступок, и в муках совести у него возникает озарение: как сделать, да как.
Писатель Андрей Платонов анализирует рассказы для детей (Осеева) в своей статье, где подчеркивает, что произведение «Бабка», написанное в 1939 году, является жемчужиной не только с точки зрения удачной передачи авторского дизайн, но и с точки зрения искренности, с которой написана история. Смысл рассказа в том, что живет старая бабушка, и все относятся к ней с пренебрежением, не принимая ее всерьез. Но потом она умирает, и внук находит написанные ею нехитрые записи. Он читает их и понимает, как много было не так, с иронией и пренебрежением относясь к милой, любящей старушке. Мальчик глубоко раскаивается, и это очищает его больную душу. Очищение через муки совести – вот рецепт Валентины Осеевой.
Краткая биография и рассказы Валентины Осеевой учат маленьких читателей, как поступать в сложных ситуациях. Произведения, написанные в 1940-е годы, предназначены для дошкольников и младших школьников. Они затрагивают и морально-этические проблемы, связанные с формированием характера ребенка-подростка.
Произведения к этому времени («Синие листья», «Печенье», «Сыновья», «Три товарища», «На катке», «Волшебное слово») автор пишет, чтобы помочь детям научиться читать, работая параллельно со своими душами. Так могла и сделала только Валентина Осеева. Рассказы для детей и анализ ее недолгой жизни позволяют сделать выводы, что только честные, сильные, искренние люди способны на правильные, достойные поступки. Рассказы Осеевой отличаются тщательным подбором средств художественной речи, они производят глубокое впечатление как на ребенка, так и на взрослого. Это объясняется умелым построением предложений, правильным использованием интонации и точностью выбора коллизии. С годами рассказы Валентины Александровны Осеевой занимают достойное место в учебниках литературы младших школьников и дошкольников.
“Волшебное слово” – рассказ, ставший хрестоматийным. Чтобы заинтересовать маленьких читателей чтением произведения и донести до них значение вежливого слова «пожалуйста», автор использует в рассказе прием сказочного повествования. Все подсказки главный герой произведения получает от загадочного старика, немного похожего на фокусника.
И действительно, слово, подсказанное стариком мальчику, оказывается волшебным. Его использование приводит к тому, что к пожеланиям героя прислушиваются все: и сестра, и бабушка, и даже старший брат. Волшебное слово делает людей податливыми и дружелюбными. Рассказ написан так, что, прочитав его, маленький читатель вряд ли устоит перед соблазном придумать продолжение. А еще лучше испытать действие волшебного слова на себе и своих близких.
Все рассказы цикла так или иначе затрагивают морально-этические и нравственные проблемы. Они рассказывают о жизни обычных среднестатистических людей, живущих с нами бок о бок. На примере героев своих произведений Валентина Осеева учит детей правильно понимать нравственные законы и правила. Создавая свои рассказы для детей, Осеева Валентина Александровна как бы издает собственный нескончаемый свод правил, которые формулируются или вытекают из повествования.
В рассказах писателя все служит для раскрытия авторского замысла, даже названия произведений, некоторые из которых также задают главный вопрос, которому посвящен рассказ. Например: «Плохо», «Хорошо», «Долг», «Кто в доме хозяин» и так далее.
Проблемы, рассматриваемые в примерах этих произведений, относятся не к условным детским грехам и добродетелям, таким как непослушание или нечистоплотность, а к серьезным качествам, достойным любого взрослого человека (доброта, чуткость, честность) и противопоставленным им недостаткам человеческая природа (подлость, эгоизм, грубость, равнодушие) . Жизненная достоверность рассказов Валентины Осеевой заживает и заставляет глубоко задуматься о нравственных проблемах, поднятых автором.
Валентина Осеева – автор цикла детских рассказов. В своем творчестве продолжила реалистические традиции К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Сказки для малышей (Осеева) несут большую воспитательную нагрузку, обычно розгой является какая-то актуальная морально-этическая проблема.
На протяжении 16 лет Валентина Андреевна работала с трудными подростками, была воспитателем в детской колонии, муниципалитете и нескольких детприемниках. Ее воспитанники и помогли писателю стать тем, кем он стал. Писала рассказы для детей Осеева о войне и командирах, помогала детям с постановкой спектаклей, придумывала разнообразные праздничные игры.
Биография Валентины Андреевны как писательницы началась с произведений «Григория», опубликованных в газете «За коммунистическое просвещение». Свои довоенные рассказы для детей Осеева Валентина Андреевна пишет, ориентируясь на нравственные нормы. Примерами произведений этого периода являются повести «Рыжий кот», «Бабушка» и «День Вольки». Рассказы для детей В. А. Осеева использует для проведения художественных исследований поступков людей разного возраста. Главным героем ее произведений традиционно является ребенок, совершивший проступок с точки зрения этического поступка. Ребенок переживает тяжелую обиду и в муках совести рождает просветление: как делать, как нельзя.
Писатель Андрей Платонов анализирует рассказы для детей (Осеева) в своей статье, где подчеркивает, что произведение «Бабушка», написанное в 1939 году, является жемчужиной не только с точки зрения удачной передачи авторского замысла , но и с точки зрения искренности, с которой написана история. Суть истории в том, что у него живет старая бабушка, и все относятся к ней с пренебрежением, не принимая всерьез. Но она умирает, и внук находит написанные ею нехитрые записки. Он читает их и понимает, насколько неправильно было относиться к милой любвеобильной даме с иронией и пренебрежением. Мальчик глубоко сожалеет, и это очищает его больную душу. Очищение угрызениями совести – вот рецепт Валентины Осеевой.
Рекомендовано
LP – женщина или мужчина, и это важно?
Те, кто хоть раз удосужился познакомиться с магическим творчеством певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…
Песня “Гибралтар-Лабрадор”. Смыслы и образы
Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997. Она стала частью саундтрека известного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…
Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера
Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и богатых. ..
Краткая биография и рассказы Валентины Осеевой учат юных читателей, как вести себя в сложных ситуациях. Произведения, написанные в 40-е годы, предназначены для дошкольников и младших школьников. В них также затрагиваются этические вопросы, связанные с формированием характера ребенка-подростка.
Произведения этого времени («Синие листы» «Печеньки», «Сыновья», «Три амиго», «Каток», «Волшебное слово») автор пишет, чтобы помочь детям научиться читать параллельно, воздействуя на Их не умудрил жизненный опыт души.Так умела только Валентина Осеева.Рассказы для детей и краткий анализ ее жизни помогают сделать вывод,что только честные,сильные,искренние люди способны на правильное, благородных поступков.Рассказы Осеевой характеризуются тщательным подбором средств художественной речи, они производят глубокое впечатление на ребенка и взрослого.Это связано с умелым построением предложения, правильным использованием интонации и точностью выбора конфликта Рассказы Валентины Осеевой уже много лет входят в учебники литературы младших школьников и дошкольников.
«Волшебное слово» — рассказ, ставший парадигматическим. Чтобы заинтересовать юных читателей чтением произведения и донести до них важность вежливого слова «пожалуйста», автор использует в рассказе прием сказки. Все советы главный герой произведения получает от загадочного старика, немного похожего на волшебника.
Действительно, слово, предложенное старичком, оказывается волшебным. Его употребление приводит к желаниям героя к домашней и сестре, и к бабушке, и даже к старшему брату. Волшебное слово, делающее людей послушными и дружелюбными. Рассказ написан так, что, прочитав его, маленький читатель с трудом удержится от соблазна придумать продолжение. А еще лучше ощутить волшебное действие речи на себе и своих близких.
Все рассказы цикла так или иначе затрагивают морально-этические проблемы. Они описывают жизнь простых людей, которые живут с нами бок о бок. Например, герои своих работ Валентина Осеева учит их постижению нравственных законов и правил. Создавая детям собственные рассказы, Осеева Валентина Александровна как бы издает собственный бесконечный свод правил, которые сформулированы или выведены из повествования.
В рассказах писателя все есть раскрытие авторского замысла, даже названия произведений, некоторые из которых задают главный вопрос, которому посвящен рассказ. Например: «Плохо», «Хорошо», «Долг», «Кто в доме хозяин» и так далее.
Разобрать примеры этих произведений, проблемы не условных детских грехов и добродетелей, таких как непослушание или нерадивость, а серьезные, достойные любых взрослых качеств (доброта, чуткость, честность) и противопоставить им недостатки человеческой натуры (нечестность, эгоизм, грубость, равнодушие). Точность жизненных историй Валентины Осеевой берет за живое и заставляет глубоко задуматься над нравственными проблемами, поднятыми автором.
…
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/mastactva-zabavy/11771-shkola-dabryn-apavyadann-dlya-dzyacey-oseeva-valyanc-na.