С момента своего появления на свет ребёнок познаёт мир. Сначала его внимание сосредоточено на самых простых вещах: погремушках, красочных картинках, ярких игрушках. По мере взросления детские приоритеты становятся шире. Малышу уже интересны не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия и явления. Родители, бабушки и дедушки, няни ежедневно отвечают на вопросы маленьких почемучек: почему дует ветер? Откуда берётся дождь? Куда прячется по вечерам солнце? Почему зимой холодно, а летом жарко?
А многие ли из нас сегодня вспомнят, как мы сами когда-то узнали обо всём этом? Вряд ли. Ведь в представлении взрослых эти знания были с нами всегда. Хотя это совсем не так. Например, о временах года нынешним мамам и папам рассказывали их родители. А то, как зиму сменяет весна, наверняка не раз обсуждали в детском саду. И вот теперь настала очередь объяснить это нашим маленьким крохам.
Но как сделать так, чтобы знакомство с временами года было интересным? Просто рассказать про все сезоны и их признаки недостаточно. Важно, чтобы информация запомнилась крохе на всю жизнь. А значит, нужно использовать увлекательные обучающие методики. Поговорим подробнее об играх и упражнениях, которые рекомендуется использовать во время занятий.
Все детские психологи и педагоги дошкольного образования считают, что самый оптимальный возраст для обучения – 4-4,5 года. Ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы запоминать большой объём информации. Более того, в этом возрасте он запоминает осознанно, то есть уже может понять реальную разницу между зимой и летом, осенью и весной.
Но было бы неправильным вообще не знакомить малыша с временами года до четырёх лет. Напротив, есть масса игр и занимательных упражнений для детей 1,5-2 лет, благодаря которым он сможет усвоить базовые понятия. Это самое лучшее время для формирования представлений об окружающем мире. Каждый раз, выходя на улицу, комментируйте погоду. Например, идёт дождь или выпал снег, светит солнце или появились тучки, холодно или тепло. Используйте ассоциации: осенью листья жёлтые, а весной они только распускаются, летом растут ягоды, а зимой вокруг только белые сугробы. Эта информация будет откладываться в памяти ребёнка.
В возрасте 2,5-3 лет дети с удовольствием рассматривают картинки. Возьмите любую детскую книжку с красочными иллюстрациями, покажите ребёнку картинку и постарайтесь простым языком объяснить ему, что там изображено. Возможно, он уже и сам сможет это сделать. Но если вы видите, что малыш совсем не проявляет интереса к книге и картинкам, лучше не заставлять его, а дождаться подходящего момента.
В 3,5-4 года кроха уже должен понимать разницу между зимой и летом, осенью и весной. Если регулярно рассказывать ему о природных явлениях, то он сможет описать погоду за окном: например, на улице жарко или, наоборот, холодно, дует ветер или идёт дождь, солнечно или небо затянуто тучками. Многие из этих явлений он в буквальном смысле может потрогать руками. Не нужно запрещать ему пройтись по луже или снять сосульку с крыши. Пусть лепит снеговика, ловит бабочек или собирает цветы на поляне – так он лучше запомнит признаки каждого из четырёх сезонов.
Наверняка к этому возрасту у крохи уже сформировались и свои собственные ассоциации, связанные с забавами и играми: зима – это санки и снежки, лето – бассейн и велосипед. Осенью можно собрать букет из красивых листьев, а весной запустить кораблик по ручью. Если до 3-4 лет вы ещё не начинали изучать времена года, не тратьте драгоценное время и как можно скорее приступайте к знакомству с сезонами. К 5 годам ребёнок уже должен хорошо разбираться в природных явлениях, чтобы можно было сосредоточиться на более информативном погружении в тему.
Конечно же, универсальной методики обучения детей-дошкольников не существует, ведь каждый из малышей индивидуален и развивается в своём ритме. Но есть проверенные педагогические практики, благодаря которым процесс обучения будет интересным и эффективным.
В рамках групповых занятий (в детском саду или в центрах раннего развития) сначала следует провести обзорную беседу, в ходе которой педагог сможет понять реальный уровень знаний детей о временах года и природных явлениях. А далее можно разрабатывать план по знакомству с сезонами для следующих занятий.
Занятия не должны быть слишком затянутыми, а сам процесс обучения лучше выстраивать в игровой форме. Сегодня можно найти множество наглядных пособий, книг и красочных материалов на тему природы и времён года. Они есть и в продаже, и в интернете. Используйте их, чтобы заинтересовать малышей и сделать каждое обсуждение увлекательным.
Не нужно изучать времена года по порядку. Начните с контрастных сезонов и ассоциаций с ними:
Зима – холод, мороз, снег, сугробы, Новый год и Дед Мороз, ёлка, подарки, тёплая куртка, шапка и варежки.
Лето – жара, яркое солнце, цветы, бабочки, катание на велосипеде, отдых у речки, прогулки в парке.
Следующий этап – разговор о двух оставшихся сезонах:
Весна – пробуждение природы, ручьи, капель, первые зелёные листочки, возвращение птиц.
Осень – красочное убранство деревьев, листопад, алые гроздья рябин, уборка урожая, дождь и слякоть.
Используйте живописные образы для каждой поры. Постепенно ребёнок сам начнёт составлять небольшие рассказы о зиме, весне, лете и осени по сюжетам детских книг и картинок.
Среди огромного ассортимента наглядных пособий можно найти множество книг и наборов для творчества по теме “Времена года”. Это могут быть раскраски, наборы для аппликации, книжки “с окошечком”. Используйте их, чтобы развивать внимание, образное мышление, мелкую моторику рук. И параллельно обсуждайте изменения в природе.
Детям постарше будет полезно поработать с пластилином и природным материалом. Слепите вместе с ребёнком ёжика, несущего на спине яблоко, и объясните ему, что так животные готовятся к зиме. Или используйте цветную бумагу, клей и ножницы, чтобы сделать аппликацию с сюжетом про бабочек и цветы или со снеговиком и ёлкой.
В продаже есть книжки с наклейками. Они нравятся малышам любого возраста, ведь с их помощью они могут своими руками создавать красочные картинки. Сюжеты в этих книгах могут быть абсолютно любыми. Главное, чтобы во время занятия ребёнок учился рассуждать. Любые идеи для творчества будут полезны, а обучение – увлекательным.
Пазлы, лото, тематические карточки – всё это без проблем можно найти в продаже. Более того, если вы ориентируйтесь на раннее и всестороннее обучение ребёнка, у вас под рукой должно быть как можно больше разных развивающих игр. Только не забывайте, что наборы для обучающих игр нужно подбирать в соответствии с возрастом крохи. Даже если на картинке изображён любимый сюжет о лесных животных, вряд ли трёхлетний малыш сможет собрать пазл с большим количеством деталей.
И совершенно точно лото с самыми простыми картинками не будет интересно ребёнку 5-6 лет. В этом возрасте дошкольники чувствуют себя по-настоящему взрослыми, поэтому уже готовы заниматься серьёзно. Они уже не раз наблюдали за сменой сезонов, а значит, могут многое рассказать о явлениях, природе, поведении животных в разные времена года. Пришло время расширить багаж знаний. Почему бы не заняться изучением погоды на разных континентах?
Только не стоит слишком углубляться в это вопрос. Достаточно рассказать ребёнку, что в некоторых странах лето длится почти круглый год. Жители этих мест не знают, как выглядит снег. А вот пингвины и белые медведи живут в окружении льдов и сугробов постоянно. Наверняка ребёнку будет не так просто понять причину этих явлений, поэтому вам придётся вкратце и в доступной форме объяснить, что происходит это из-за разницы климатических поясов. Используйте для объяснения карту, а ещё лучше – глобус. В продаже есть атласы для дошкольников и модели солнечной системы, которые будут полезны для рассказов о том, как меняются времена года. Покажите наглядно, что в одних точках нашей планеты солнце светит круглый год, а куда-то его лучи почти не попадают. Эти знания обязательно пригодятся в школе.
Каждый сезон – это новые краски, запахи, ощущения, явления. Найдите соответствующие возрасту стихи и песенки, и ребёнок будет с удовольствием заучивать небольшие четверостишия о зимних забавах или летних развлечениях. Чтобы игра и обучение были интересными, песенки можно напевать вместе с ним. А ещё есть не менее интересные загадки, пословицы и поговорки.
Если вы изучаете времена года с детьми 3-4 лет, обязательно используйте все возможные методики: наглядные пособия, подвижные игры, ассоциативный ряд. Так малышам будет проще воспринимать сложную и не всегда понятную информацию.
Эта методика подходит и для домашнего обучения, и для занятий в детском саду. Необходимо выбрать какой-нибудь объект рядом с домом или на детской площадке. Это может быть дерево, кустарник, клумба с цветами. Наблюдайте хотя бы раз в неделю за тем, как меняется его облик. И обязательно рассуждайте вместе с детьми:
Кстати, изменения, которые происходят с объектом наблюдения, можно заснять на фотоаппарат.
Найдите красочные изображения со всеми сезонами и развесьте картинки на доске. Также предварительно подберите изображения разных предметов одежды – солнечные очки, шапки, панамы, куртки, футболки, сапог и т. д. Ребёнок должен выбрать рисунки для соответствующего сезона.
Игру в ассоциации можно расширить, используя другие “сезонные” изображения: елочные игрушки, сачок, цветок, овощи и фрукты, жёлтые листья, снежинки, велосипед, зонтик, скворечник.
Следующее упражнение тоже можно назвать ассоциацией, но только наоборот. Ребёнку нужно найти лишнее в ассоциативном ряду слово или картинку. Например:
Лето – жара, бабочки, снег, цветы, ягоды.
Осень – слякоть, Новый год, жёлтые листья.
Для обратных ассоциаций можно использовать и картинки с изображениями, и крупно написанные печатными буквами слова. Выбирайте вариант игры в соответствии с возрастом детей.
Вряд ли найдутся дети, которые способны хотя бы десять минут усидеть на месте. Используйте детскую активность не только для игры, но и для обучения.
Суть игры заключается в следующем: ребёнок или взрослый “показывает” время года, а остальные участники пытаются его угадать. При этом можно использовать любые движения и действия, которые ассоциируются с какими-то сезоном:
Весна – сделать взмахи руками, имитирующие прилёт птиц, или наклоны за первыми цветочками.
Лето – сделать движения, напоминающие плавание в речке, или показать, что на улице очень жарко.
Осень – показать, что на улице идёт дождь и надо раскрыть зонт.
Зима – показать, что на улице холодно, или сделать движения, напоминающие игру в снежки.
Похожий ассоциативный ряд можно использовать и по-другому. Для этого нужно выбрать какое-то животное (например, маленького барсучка) и показать его действия в разные сезоны.
Весна – барсучок просыпается, потягивается и выходит из норки.
Лето – веселится, играет, бегает.
Осень – наступает пора подготовки к зиме. Барсучок роет норку и готовит запасы.
Зима – наш барсучок ложится спать в мягкую постельку из листьев.
Как только малыш усвоит разницу между сезонами, можно приступать к изучению месяцев. Ведь просто знать, что зимой холодно, а летом тепло недостаточно. Важно понять, что изменения в природе происходят постепенно, от месяца к месяцу.
Сначала необходимо объяснить ребёнку, что в каждом сезоне по три месяца.
Зима – декабрь, январь, февраль.
Весна – март, апрель, май.
Лето – июнь, июль, август.
Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь.
А затем уже можно приступать к знакомству с каждым из месяцев.
Пожалуй, стоит начать с самого холодного сезона – с зимы. Тем более, что это время ассоциируется не только с морозом и стужей, но и с весёлыми праздниками и развлечениями.
Декабрь
Это самый “хитрый” месяц: он заканчивает год, но начинает зиму. Обсудите вместе с детьми всё, что связано с декабрём. Во-первых, наступают настоящие холода, поэтому нужно одеваться теплее. Во-вторых, выпадает снег, а значит, можно лепить снеговика и кататься на санках. Ну и конечно же, Новый год – любимый праздник детворы. В декабре все украшают ёлку, дарят подарки и водят хороводы.
Январь
Середина зимы и начало календарного года. За окном уже очень много снега, поэтому птичкам трудно находить себе еду. Нужно делать для них кормушки. А ещё в январе светит солнце. Но только оно почти не греет, поэтому гулять без шапки и куртки пока нельзя.
Февраль
В феврале появляются первые сосульки. Это происходит потому, что солнце днём очень яркое. Но по ночам всё ещё морозно. Да и метель может начаться в любой момент.
Весна – время пробуждения.
Март
Пришла весна, зазвенели ручьи, по утрам запели птички. Природа постепенно оживает и пробуждается ото сна. Появляются первые проталины. Прилетают грачи и с важным видом ходят по полям.
Апрель
В апреле от снега не остаётся и следа, земля оттаивает, появляется зелёная трава и первые жёлтые цветочки – мать-и-мачеха. Все птицы дружно возвращаются из тёплых стран и занимаются обустройством гнёзд. На улице становится тепло, а значит, можно ходить без тёплой шапки и куртки.
Май
Все деревья принарядились в зелёные кафтаны. Яблони и вишни усыпаны белыми цветами. В мае часто бывают дожди и грозы, но потом всегда светит тёплое солнце. Ещё чуть-чуть, и наступит лето.
Лето – самый тёплый сезон и любимой время для детворы.
Июнь
На улице становится совсем тепло, поэтому можно ходить в футболке и шортах. А ещё начинает всё сильнее припекать солнце, а значит, самое время позагорать. По вечерам поют сверчки, в траве скачут кузнечики.
Июль
Это самый жаркий месяц в году, и лучшее место для отдыха – пляж. У птиц появляется потомство, поспевают сочные ягоды и фрукты.
Август
В августе уже не так жарко, но всё ещё можно загорать и купаться. В садах начинают созревать яблоки и груши, но уже чувствуется приближение осени. Птицы готовят своё потомство к долгому перелёту, лесные животные запасаются едой на зиму.
Осень – время подготовки к зиме.
Сентябрь
Это месяц ярких красок. Ну когда ещё можно увидеть деревья в таком красочном убранстве? Рябины во дворах буквально усыпаны алыми ягодами. Только не нужно их рвать, ведь это корм для птичек во время долгой и холодной зимы.
Октябрь
Начинается дождливая пора. По утрам за окном туманно и слякотно. Небо всё чаще затянуто тучами, хотя солнце частенько проглядывает из-за них. Но оно уже почти не греет, поэтому птицы потянулись в тёплые края.
Ноябрь
В ноябре дожди идут почти каждый день. По утрам морозно и хмуро. Все листья с деревьев облетели.
Объяснить маленькой крохе причину смены времён года не так просто, ведь он ещё очень мало знает о нашей планете. Поэтому теорию большого взрыва лучше отложить до средней школы, а сейчас ограничиться общей информацией. Расскажите малышу, что Земля вращается вокруг огромной и горячей звезды – Солнца. А ещё она вращается вокруг собственной оси. Поэтому солнечные лучи по-разному освещают поверхность нашей планеты, из-за чего в одних странах тепло, а в других холодно.
Когда лучи светят прямо на наш континент, начинается весна и лето. Потом Земля постепенно разворачивается, солнце отдаляется, тёплых лучей становится меньше. Так приходит осень, а за ней и зима. После того, как планета совершит полный цикл вращения, снова приходит весна.
Для дошкольника этих знаний будет достаточно для понимания природных процессов. Чтобы закрепить информацию, составьте вместе с ребёнком рассказ о временах года и явлениях, происходящих весной, летом, осенью и зимой. Например:
Если ребёнок проявляет интерес к этой теме, то можно рассказать ему и о других явлениях. Например, о том, что на планете сейчас не везде одно и то же время года. Если у нас лето, то на другом континенте зима. Конечно, слишком глубоко погружаться в тему и рассказывать крохе о наклоне земной оси не стоит. На данном этапе вполне достаточно общих сведений.
Все без исключения дети любознательны. Вне зависимости от возраста их интересует всё, что происходит вокруг. Взрослые должны быть готовы к тому, что как только малыш научится говорить, он начнёт задавать вопросы обо всём на свете. Постарайтесь не оставлять эти вопросы без ответов. Тем более, что сегодня существует масса доступных методик и пособий для обучения. Наберитесь терпения и занимайтесь с крохой каждый день, чтобы в дальнейшем у него не возникло проблем в школе. Ведь знания, полученные на раннем этапе, становятся базой для дальнейшего познания мира и освоения наук.
Взрослым сменяемость сезонов кажется привычным делом. Однако попробуйте представить, как много рождается изумления в детских глазах при наблюдении за изменением природы. Родителям часто бывает непросто с первого раза понятно объяснить малышу о смене времён года. В этой статье мы расскажем, как сделать времена года для детей увлекательной и понятной темой.
Начинать знакомить детей с разными сезонами можно с самого раннего возраста, используя присказки, потешки и стишки. С двух лет проговаривайте разные рассказы-описания, которые могут быть применимы к погоде за окном. Например: “Мы сегодня идём гулять и одеваем много тёплой одежды. А почему? Потому что на улице холодно: бр-р-р-р, на улице зима!”. Дополните свои слова весёлыми строчками:
Чтобы не замёрзли ножки — одеваем мы сапожки.
Не нужна нам шляпка, зимой поможет шапка!
Чтобы пальчики согреть — нужно варежки надеть!
Такие смешные потешки про одежду вместе с рассказом о морозе и снеге помогут сформировать впечатление о зимней погоде. Когда ребёнок одет и вы уже вышли на улицу, проговорите: “Зачем мы надели варежки? В них ручкам тепло, потому что снег холодный, лёд холодный, а морозный воздух захолодит наши пальчики. Надо их беречь”. Также можно объяснить, что панамка или кепка не спасут от мороза, нужна тёплая шапка и т.д.
По возвращении с прогулки предложите ребёнку посмотреть на картинки с текущим временем года. Проговорите то, что вы видели на улице: большие сугробы, маленькие первые листики, высокую траву или опавшие разноцветные листочки. Первое время обсуждайте тот сезон, который вы сейчас наблюдаете на улице, проговаривая его название и особенности.
Когда одно время года обсудили и запомнили, покажите картинки с другими сезонами. Вам помогут специальные подборки, в которых изображены одни и те же предметы в разных условиях. Например, дети играют в снежки, дети в резиновых сапогах на фоне лужи, но деревья голые или в цвету, дети купаются, дети идут под зонтиками на фоне яркой листвы.
Так можно наглядно рассказать, что природа бывает разная: мы живём в одном месте, а погода сильно меняется. От этого мы и одеваемся по-разному, и занимаемся разными делами.
Времена года для малышей постарше объяснить уже легче: у них есть свой маленький опыт и яркие впечатления. Взрослым нужно только помочь детям запомнить верную последовательность сезонов. Проще всего это сравнить с суточной активностью самого ребёнка: ночью ты спишь — набираешься сил. Зимой природа тоже отдыхает. Наступает весна, природа просыпается, как и ты утром. Днём, когда так светло, у природы тоже много солнца, много игр, важных дел. Летом, как и днём, хочется больше двигаться. А потом наступает вечер — и люди, и природа хотят отдохнуть, они готовятся ко сну.
Вопросы про сезоны года — одни из самых популярных при подготовке к школе, поэтому времена года для дошкольников — важная тема для изучения детьми в возрасте 5-7 лет.
Запоминать времена года легче всего по ассоциациям. Для этого используйте наглядные картинки, фотографии и подручный материал. Например, зимой падает снег, на улице холодно, образуется лёд. В нашем доме всегда есть маленький уголок зимы — это морозильная камера. Предложите заглянуть в неё и достаньте оттуда что-нибудь, на чём будут видны следы мороза.
Весной снег тает, на улице много воды, деревья одеваются в зелень, зацветают цветы. Если разговор о весне происходит зимой, то на прогулке отломите веточку лиственного дерева и дома поставьте её в воду. От домашнего тепла могут проснуться почки и даже дать маленькие листочки. Или просто принесите домой снежок или льдинку и разморозьте её. Для красочности можно добавить пищевого красителя или обычной гуаши. Так вы проведёте один из самых ярких и доступных экспериментов.
Лето — зелёная пора. Покажите ребёнку комнатный цветок и объясните, что летом на улице очень много растений. Они такие же зелёные и цветущие. А некоторые растения на огороде приносят нам вкусные плоды!
Для рассказов про осень очень пригодится гербарий. Рекомендуем вам запастись разнообразными листьями, не жалейте такой природный материал: из него можно составлять интересные творческие работы. А ещё будет полезно просто дать ребёнку сухие листочки для тактильного знакомства. Пусть малыш похрустит и покрошит ладошками и пальчиками эти высохшие приветы осени. Такие занятия на развитие осязания очень полезны в маленьком возрасте!
В возрасте четырёх-пяти лет можно проводить творческие уроки по созданию картин и поделок из природных и подручных материалов. Делайте аппликации, наклейки и раскрашивайте тематические раскраски.
Также очень полезны будут размещённые на стене наглядные красочные плакаты про смену времён года. Вы можете сделать такой плакат самостоятельно. Очень хорошая идея по иллюстрациям плаката — использовать фотографии вашей семьи в разные сезоны года и в разном составе.
В этом возрасте с детьми можно просматривать развивающие тематические мультфильмы или обсуждать детали любимых мультфильмов: “Посмотри, герои пошли купаться. Потому что тепло, лето. А что любишь делать летом ты?”.
Закрепите знания о временах года с помощью развивающих игр, например, пазлов, лото или домино с картинками. Полезны будут бродилки, квесты и другие настольные игры на эту тему.
Обсуждение любого сезона можно начинать с погоды, а затем переходить к описанию природы. Обязательно расскажите, как люди приспосабливаются к изменениям вокруг и чем занимаются зимой, весной, летом и осенью. Упомяните о сезонных праздниках и напомните малышу, в какое время года он родился. Опишите погоду в этот период, чтобы получилась ассоциация “день рождения — месяц — время года”.
Зимой холодно: на улице мороз, снег, лёд. Хотя и бывает яркое солнышко, всё равно его тепла недостаточно: нужно правильно одеваться! Тёплая одежда, обувь, рукавицы спасают людей от мороза. И именно в это время года можно кататься на санках и ватрушках, ходить на каток — кататься на коньках или играть в хоккей. А ещё лыжи! На них мы прокатимся в лесу, по лыжне, а можно даже с горки. Ещё с горы катаются на сноуборде. Главный праздник зимы — Новый год. Дедушка Мороз и Снегурочка дарят подарки, все поздравляют друг друга с началом нового года и желают здоровья и новых успехов.
Весной снег тает, ведь солнце греет сильнее, потому и на улице становится теплее. Возвращаются перелётные птицы, из зимней спячки выходят животные. На веточках распускаются листочки, появляется трава, распускаются цветы. Дожди становятся более тёплыми. Люди одеваются в куртки и плащи, носят резиновые сапоги, часто берут с собой зонты в дорогу. Весной можно запускать кораблики в ручейках, выходить на улицу рисовать мелками на асфальте. Люди достают велосипеды, беговелы, роликовые коньки, скейтборды, самокаты. Взрослые катаются на мотоциклах и мопедах. Приход весны отмечается Масленицей: праздником приготовления и поедания вкусных блинов — символов солнышка с разными начинками.
Лето — самое тёплое время года. У школьников начинаются каникулы, дети много гуляют, кто-то уезжает из городов на дачи, в деревни. Летом можно посадить и вырастить урожай, ходить в лес по ягоды и грибы, делать заготовки на зиму. Кстати, предложите ребёнку сварить вместе варенье.
Выберите любые доступные ягоды, для необычности можно добавить кабачок, апельсин или лимон — не ограничивайте себя в фантазии. Затем распределите функции: пусть малыш помоет и выложит ягоды или пересыпет их сахаром. Можно использовать пропорцию 1 кг ягод = 1 кг сахара и немного воды. Поставьте на медленный огонь и варите, помешивая. Если хотите более густое варенье, то нужно больше времени, чтобы оно уварилось. Чем меньше жидкости, тем более густой получится сладость. Готовое варенье разлейте по баночкам и после остывания уберите в холодильник. Так вы сохранили немного солнышка на зимние чаепития!
Летом у детей на прогулках много развлечений.Составьте ваш список дел на лето, а нашу статью используйте для вдохновения!
Осень начинается с праздника знаний — 1 сентября. Школьники начинают новый учебный год, длинные каникулы заканчиваются последним днём лета — 31 августа. Природа готовится к наступлению зимы, становится холоднее, дни укорачиваются, а тёмное время суток удлиняется. В начале осени идут холодные дожди, а в конце уже выпадает первый снег. Но бывают и солнечные деньки — насладитесь бабьим летом и золотой осенью и сделайте много заготовок для гербария. Обратите внимание малыша, как меняется листва и в какие красивые краски одеваются деревья! А люди после летней поры вновь достают тёплые одежды, подготавливают велосипеды, самокаты, ролики и к зимовке.
Прекрасные иллюстрации времён года и месяцев есть в игре лото. Также предложите детям разгадать тематические загадки.Ещё один вариант настольных игр — подбирать по сезонам подходящие картинки. Готовые наборы карточек можно купить в магазине или сделать самим, вырезав картинки из газет и журналов: дети загорают на море — лето, гонки на собачьих упряжках — зима, корзинка с грибами может относиться как к лету, так и осени в зависимости от нарисованных деталей.
Для подвижной игры можно использовать мяч: ведущий бросает мяч игроку, называя предмет. Игрок ловит мяч и называет время года: например, лыжи — зима, земляника — лето, тюльпан — весна, тыква — осень и т.п.
На нашем сайте вы сможете пройти увлекательные упражнения по теме Времена года. Задания для дошкольников.
После знакомства с сезонами переходите к изучению месяцев. Как выучить времена года по месяцам? В этом поможет наша статья.
Времена года по порядку для самых маленьких можно запомнить с помощью ассоциаций с режимом дня, как мы писали выше. Дошколятам постарше уже объясняйте более подробно о причинах сезонности погоды на планете. Для этого проведите наглядное занятие с глобусом и любым крупным предметом, обозначающим Солнце. Например, можно поставить в центр комнаты стул и объяснить, что Солнце — это звезда, а вокруг вращается наша планета. Перемещая глобус или мяч вокруг стула, укажите, куда сейчас падает много солнечных лучей, там сейчас лето, а где меньше — зима. Сделав целый круг, объясните, что цикл закончен, начинается новый. Когда дети увидели и поняли смысл, попросите их перемещать глобус самим и рассказать, какое время года наблюдается в определенной точке планеты. Будет здорово, если дети смогут сами сделать вывод, что экватор равномерно распределяет тепло от Солнца в отличие от полюсов. Познакомьте также с вращением Земли вокруг своей оси, измерением времени, а затем переходите к обсуждению более широкой темы — астрономии для детей. Она прекрасно подойдёт для развития фантазии и кругозора. Для занятия используйте нашу статью про Солнечную систему.
Желаем вам успехов в знакомстве с многогранным окружающим миром!
Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения
Четыре сезона года
Весна
Лето ☀️
Осень
Зима ❄️
Песня о временах года
Словарь погоды и времен года для печати ️
Учись играть с Lingokids!
Игра на память о временах года
Детям сложно понять время. Они начинают понимать, как проходит время, благодаря различным ситуациям, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, таким как часы приема пищи, повседневные привычки или переход от дня к ночи. Тот факт, что эти события происходят в определенном порядке, помогает малышам лучше понять время и его важность. Изучение
Смена времен года очень отчетлива в некоторых частях мира, и это то, что дети замечают с раннего возраста.
Дети с радостью предвкушают, как будут играть с опавшими листьями осенью или делать самые лучшие и удивительные снежные фигуры, когда зима наступит. Не говоря уже об азарте, когда лето почти наступило, а возможность съездить на пляж появляется! Или некоторые малыши рады видеть, как растения становятся сильнее, а цветы распускаются в течение 9 дней.0021 весенний сезон . Однако времена года не происходят одновременно по всему земному шару, есть разница между северным и южным полушариями, и это может вызвать некоторые трудности при изучении сезонов .
Лучший способ сделать это — научить детей характеристикам каждого времени года , чтобы они могли легко различать их.
Во время весны , световой день становится длиннее, солнце светит немного сильнее, и начинают цвести цветы ! Кроме того, температура начинает падать, и иногда может быть ветрено и дождливо.
Лето ☀️
Лето – самое жаркое время года! Дни стали длиннее, и солнце ярко светит на ясном небе. В это время года деревья усыпаны листвой. Это явно лучшее время, чтобы пойти на пляж, так как погода тепло и дни солнечные !
Осень
Когда осень наступает , дни становятся короче, с деревьев начинают падать листья, и кучи листьев ложатся на землю. Кроме того, температура начинает падать, и с каждым днем становится немного холоднее. Осень известна в некоторых частях мира как сезон сбора урожая , потому что именно тогда большинство культур готовы к уборке.
Зима ❄️
Самое холодное время года! Дни короткие, а ночи длинные. В одних местах обычно снега , а в других – сезон дождей. Wintertime также известен как холодное время года , идеальное время для занятий сноубордом и катания на лыжах.
Пойте с Кауи и узнавайте о временах года!
В Lingokids мы знаем, что когда учиться весело, дети любят учиться! Вот почему приложение Lingokids содержит множество увлекательных игр, которые помогут вашим малышам выучить названия времен года на английском языке! Взгляните на них:
Смогут ли ваши малыши найти совпадающие пары и узнать о разных временах года?
https://lingokids. com/wp-content/uploads/2020/04/Preview-4.mp4
Факты о детской энциклопедии
Чтобы узнать о других значениях, см. Сезон (значения).
Четыре времени года, весна, лето, осень и зима.
А сезон – это часть года. В большинстве регионов мира в году бывает четыре сезона: весна, лето, осень (британский английский) или осень (американский английский) и зима.
В некоторых районах разное количество сезонов. Например, в тропических районах Австралии (в северных частях Квинсленда, Западной Австралии и Северной территории) также наблюдаются влажный и сухой сезоны. Они являются дополнением к названиям регулярного сезона или заменяют их.
В тропических и субтропических районах бывает два сезона: сезон дождей (или влажный, или муссонный) и сухой сезон. Это потому, что дождь меняет больше, чем температура.
Лето — теплое время года, потому что дни длиннее, а Солнце высоко в небе, освещая землю прямым светом. Зима — холодное время года, потому что дни короче, а Солнце находится низко в небе, давая непрямой свет на землю. И изменения продолжительности дня, и высоты Солнца в полдень вызваны наклоном оси вращения Земли относительно плоскости пути Земли вокруг Солнца. В любое время, в любое время года в северном и южном полушариях (половинах Земли) времена года противоположны.
Пружина | Зима | ||
Времена года | |||
Лето | Осень |
Анимация сезонных различий, особенно снежного покрова в течение 9 лет.0003
Метеорологические сезоны определяются по температуре, при этом лето является самой жаркой четвертью года, а зима – самой холодной четвертью года. В 1780 году Societas Meteorologica Palatina (прекратившая свое существование в 1795 году), одна из первых международных метеорологических организаций, определила сезоны как группы из трех полных месяцев, определенных по григорианскому календарю. С тех пор профессиональные метеорологи во всем мире используют это определение.
Таким образом, для районов с умеренным климатом в северном полушарии весна начинается 1 марта, лето — 1 июня, осень — 1 сентября и зима — 1 декабря. Для умеренной зоны южного полушария весна начинается 1 сентября, лето — 1 декабря, осень — 1 марта, зима — 1 июня.
В Австралазии метеорологические термины для времен года применяются к зоне умеренного климата, которая занимает всю Новую Зеландию, Новый Южный Уэльс, Викторию, Тасманию, юго-восточный угол Южной Австралии и юго-запад Западной Австралии, а также юго-восток Районы Квинсленда к югу от Брисбена.
Северное полушарие | Южное полушарие | Дата начала | Дата окончания |
---|---|---|---|
Зима | Лето | 1 декабря | 28 февраля |
Пружина | Осень | 1 марта | 31 мая |
Лето | Зима | 1 июня | 31 августа |
Осень | Пружина | 1 сентября | 30 ноября |
В Швеции и Финляндии метеорологи используют некалендарное определение сезонов на основе температуры. Весна начинается, когда среднесуточная температура постоянно поднимается выше 0 °C, лето начинается, когда температура постоянно поднимается выше +10 °C, лето заканчивается, когда температура постоянно падает ниже +10 °C, а зима начинается, когда температура постоянно падает ниже 0 °C. С. «Постоянно» здесь означает, что среднесуточная температура остается выше или ниже предела в течение семи дней подряд.
В Великобритании наступлением весны раньше считалось время, когда максимальная дневная температура достигала 50 °F (10 °C) в течение определенной последовательности дней. Это почти всегда происходило в марте. Однако с глобальным потеплением такая температура теперь не редкость зимой.
Тропический сезон дождей/муссон в Махараштре, Индия
Освещение Земли при каждой смене астрономического сезона
Четыре сезона умеренного и субполярного климата: (вверху) зима, весна, (внизу) лето, осень/осень
Годовой цикл инсоляции (энергия Солнца, показана синим цветом) с ключевыми точками для сезонов (в центре), четвертных дней (вверху) и межквартальных дней (внизу), а также месяцев (внизу) и домов Зодиака (вверху).