Оформление загадок на листе – 5-9 .

Идея для конкурса загадок + загадки и задания



Поделиться:

Идея оформления конкурса загадок и логических задачек пришла ко мне в канун наступления 2008 года – года мыши. Но такой вариант подходит, я думаю, и к дню рождения и к любому празднику.
Так как мыши любят сыр, то у меня это большая голова сыра с дырочками-окошками, за которыми прячутся загадки и веселые задания.

 

Сделала так: на плотную бумагу формата А3 приклеила нарисованный на желтом картоне сыр размером с лист формата А4 с предварительно вырезанными дырочками-окошечками. Вырезать дырочку надо не до конца (чтобы получалась дверца). Приклеивать сыр нужно так, чтобы оставались непроклеенными участки, расположенные снизу окошечек. Поэтому лучше намазывать клеем сам сыр, где видно, какие участки не надо приклеивать. Таким образом получается кармашек, в который вкладываются маленькие листочки с загадками. Для надежности по боковым краям сыра прошлась ещё и степлером.

Сверху приклеила отсканированное изображение с открытки – мышки спускаются с еловых веточек на сыр.

А вот и сами загадки и задания. Загадки авторские, поэтому не судите строго. Авторы я и мой племянник Егорка ( ему тогда было 9 лет). Тема загадок: “Сказочные персонажи”.

  • Лежит лежебока, работать неохота.

        Поймал он рыбёшку – стал жить без заботы. (Емеля)

 

  • Три желанья исполняет, главное – не рассердить. (Золотая рыбка)
  • Мал, да удал, в темном лесу не пропал. (Мальчик-с-пальчик)
  • Уродливая кожа скрывает красоту. (Царевна-лягушка)
  • Парящий, горящий  дотронется языком – останутся от тебя пепел и кости. (Змей-Горыныч)

 

  • Вкусный шарик бежал, а не знал,

        Что на каждого хитреца найдется свой хитрец. (Колобок)

                                           /

  • От картошки до суши:

         Всех накормит от души. (Скатерть-самобранка)

 

  • Хоть на вид и неказист, другом верным может быть:

        Птиц волшебных он поймает и царевну он доставит. (Конек-горбунок)

 

  • Голос хрипит, и сама – инвалид, зато летает. Кто отгадает? (Баба-Яга)
  • Вот и грустный наш герой: потерял он хвостик свой. (Ослик Иа)

 

  • Без мотора и пропеллера летает,

         В любое царство-государство он доставит. (Ковер-Самолет)

 

  • Он худеть не станет, мёд есть не перестанет. (Винни-Пух)
  • Цепи гремят, кости трещат, но умирать никак не хотят. (Кощей Бессмертный)
  • За ним пойдешь – лесное чудище найдешь. (Аленький цветочек)

Логические задачки:

  1. Поставить на стол шесть стаканчиков в ряд: три с водой (рядом) и три пустых (рядом с ними). Задание: дотронувшись только до одного стаканчика, сделай так, чтобы стаканы чередовались (полный, пустой, полный, пустой…). Ответ: надо взять средний из трех наполненных стаканчиков (то есть второй в ряду) и перелить воду в средний из пустых (то есть в пятый).
  2. Эта задачка родилась у меня в голове при проведении когда-то конкурса, кто быстрее прогонит шарик от настольного тенниса с помощью коктейльной трубочки (надо было дуть) через все препятствия, созданные из складок полотенца. Так мой муж догадался не дуть, а втянуть в себя воздух через трубочку, приставив её к шарику, тем самым прилепив шарик к трубочке. И так он благополучно перенес шарик через все препятствия за секунду, выиграв приз за сообразительность. Вот задание: поставить рядом на небольшом расстоянии друг от друга стаканчики, в один их которых поместить шарик от настольного тенниса. Задача:
    при помощи только коктейльной трубочки переместить шарик из одного стакана в другой.
    Решение: надо догадаться, как и мой муж, втянуть воздух и перенести шарик.
  3. Подсмотрела по “Здоровому ТВ” классную задачку: 100=102. Задание: передвинуть только одну цифру так, чтобы равенство стало верным. Ответ: надо передвинуть цифру 2 вверх (100=10 в квадрате). Если кто-то отгадает, считайте его если не гением, то очень находчивым человеком. Обычно пытаются двигать из стороны в сторону, забывая, что можно двигать вверх-вниз.
  4. Очень хороши для проведения и логические игры со спичками. Надо было видеть как вся компания за столом перемещалась от одного разгадывающего к другому, помогая решать задачу. Приводить игры не буду, это можно найти в Интернете.

Были у нас с Егоркой ещё загадки на темы: “Огородные растения” и “Лесные жители”. Да, к сожалению потерялись… Но, если задаться целью, то их придумать несложно. Вот, что помню: “Летающие тарелки приземлились на грядки. (Патиссон)”, “Белый франт в малиновом жилете. (Редис)”, “Куча гребцов в лодочке плывут. (Горох)” и т.д. и т.п. Для проведения детского дня рождения самое то!!!

Приятного вам празднования и веселого настроения. Буду рада, если наши идеи пригодятся.

 

 

 

 

 

stranamasterov.ru

Творческий проект в 1 классе по чтению “Книга загадок”

Творческий проект

по литературному чтению

“Книга загадок”.

Обучающейся в 1 классе

Шемота Русланы

Руководитель: Немудрякина Г.А

2015 г

План проекта

1. Что такое загадка

2.Происхождение загадок

3. Для чего нужны загадки

4 Мои любимые загадки

5. Кроссворд

6. Заключение

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

– внимательно слушать;

– подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

– не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ;

Что же такое загадки, скороговорки, откуда они появились?

Как только человек научился говорить, а это произошло не сразу, он стал составлять предложения. Появились первые жесты, а потом и первые стихи. Загадки и скороговорки это тоже поэзия, стихи. Какой- то древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил догадаться, что это за предмет.

Например: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А как вы думаете, почему «зубасты?» (грабли имеют зубы)

В.Даль: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Учитывая эти признаки, мы определили загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ». В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки – средство развлечения.

Происхождение загадок

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых существ( волка, змеи…).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предмет( роса, лед, снег, вода, ручей) или явление( дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

Для чего нужны загадки?

В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки – средство развлечения

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово “загадка” образовано от слова “гадать”, которое означало “думать”, “размышлять”.

Мои любимые загадки

Загадки про животных

Длинный хвостик гол у крошки,

«Пи-и-и», — пищит при виде кошки,

В норке скрыт её домишко,

А зовут малютку… (Мышка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Загадки по сказкам

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Ответ: Репка

На сметане мешан, на окошке стужен,

круглый бок, румяный бок

покатился (колобок)

А дорога – далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пир

Загадки про овощи и фрукты.

                  
На грядке длинный и зелёный, 
А в кадке жёлтый и солёный.
Ответ (Огурец)

Расту в земле на грядке я, 
Красная, длинная, сладкая.

Ответ (Морковь)

Как на нашей грядке 
Выросли загадки 
Сочные да крупные, 
Вот такие круглые. 
Летом зеленеют, 
К осени краснеют.
Ответ (Помидоры)

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (бананы)

Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

Кроссворд «Овощи»

Напиши названия плодов. Прочитай слово, которое получилось в выделенных клетках.

1. Сидит девица в темнице,

А коса на улице. ( Морковь)

 

2. Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках.(Фасоль)

 

3. Он свежий, приятный

И сочный на вид,

Он соком томатным

Тебя угостит. (Помидор)

 

4. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец).

 

5. От него душистый зубчик

Мы положим с тобой в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ. (Чеснок)

 

6. Его варят, жарят, трут,

На костре его пекут.( Картофель)

 

7. Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей. (Свекла).

Значение загадок

Загадка по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В давно известных вещах, таких как вода и лед, загадка открывает необычное и красивое. Мне кажется, что без загадок было бы скучно.

infourok.ru

Придумать загадку

Придумать загадку

Придумать загадку – это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки  про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.

Загадки придуманные детьми

Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
                                         (Кошка)

Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
                                         (Часы)

Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
                          (Дождь)

С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
                                (Дождь)

На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
                                         (Вилка)

Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
                             (Пылесос)

Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
                             (Ёжик)

Что всё время ходит без оглядки 
                            (Часы)

У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души.  (Книги)

Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
                            (Мухомор)

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
                                 (Петух)

Дым пускает и тепло даёт.
                            (Печь)

Его бьют, а он летает.
                               (Волан)

Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
                             (Телевизор)

Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
                           (Шторы)

Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
                               (Телевизор)

Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
                           (Пенал)

Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
                          (Арбуз)

У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
                                   (Заяц)

Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
                                    (Школа)

Она сама немая,
Но учит всех она.
                       (Доска)

Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
                        (Арбуз)

Лохматый дружок
Дом стережёт.
                  (Собака)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
                      (ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Сидит на ложке,
Длинные ножки.
                 (Лапша)

Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
                      (Воздушный шар)

Говоришь тихо-слышно громко.
                              (Микрофон)

Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
                     (Зимой)

После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)

Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
                         (Телевизор)

По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
                          (Часы)

У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
                             (Лопата)

С ним – тепло,
Без него – холодно.
                           (Сорлнце)

Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
                             (Кошка)

Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
                             (Кукла)

А это – любят все,
Особенно в жару.
                      (Мороженое)

Что за яркий свет в темноте?
                                    (Лампочка)

Маленький, колючий.
                         (ЁЖ)

Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
                               (Лампочка)

Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
                               (Колодец)

Утром распускается,
Ночью закрывается.
                            (Цветок)

Круглый шарик
По полю катается.
                    (Мяч)

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.(Чайник)

На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)

Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?

Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна

Смотрите так же:

ucthat-v-skole.ru

Как придумать загадку самостоятельно?

Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.

Как придумать загадку? Дадим несколько советов.

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
  • Медный бес на стол залез. (Самовар).
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу – всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Солнце

Какое?

На что похоже?

жаркое

на печку

золотое

на яблоко, одуванчик

круглое

на мяч, колесо, камешек, клубок, голову

яркое

на огонь

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.

Попробуйте – это увлекательный процесс!

Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Ветер

Что делает?

На что (кого) похож?

воет

на волка

летит

на птицу

гнёт деревья

на великана

свищет

на Соловья Разбойника

Вот что получилось:

Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:

Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.

Как придумать загадку «наоборот»?

Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.

Жук

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

на птицу

да без хвоста

рогатый

на барана

да не забодает

на самолёт

летает

да садится на листья деревьев

на пчелу

жужжит

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.

Рассмотрим части и целое

Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Велосипед

Названия частей

Сколько их?

На что похожи?

Что такое же?

колесо

2

кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце

руль

1

вилы, ухват, рога

седло

1

горб верблюда, стул

педаль

2

подножка, стремя, ступенька

Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *