Оформление лэпбука в доу: Из чего сделать лэпбук в детском саду. Мастер-класс «Изготовление лэпбука

Содержание

Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. | Консультация:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦО №2» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

Тема доклада:

Методические рекомендации по использованию лэпбука в

 образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

                                                                 

                                                                                 Подготовила: инструктор по физической культуре

                                                                   Домникова В.А.

Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.

          Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

          Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?

          Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

          Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук – сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).

          Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук – это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию , что является хорошей подготовкой к школьному обучению.

          Цель:  использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.

         Задачи:

1.Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.

2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.

3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.

4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).

5. Развивать общую моторику детей.

6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.

7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.

          Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной.

         Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

          Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде (такой размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с ним (держать его в руках, писать в нем, рисовать и т.д., а после занятий поставить папку на отведенное для неё место). Но размер лепбука может быть и другим, по выбору педагога.

Чтобы родители активно включились в образовательный процесс с детьми, проявили свое творчество в изготовлении лэпбуков, с семьями воспитанников необходимо провести консультации, беседы, показать презентации, так как для большинства родителей это все-таки является новшеством.

          Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные), заинтересовавшие ребенка, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально. Например, можно сделать общий лэпбук на тему “Игрушки”. А потом каждый ребенок может взять какую-нибудь конкретную любимую игрушку и в своем лэпбуке дать подробную информацию о ней.

          Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы.

         На широких просторах интернета можно найти огромное количество информации о применении этой технологии американскими педагогами. Убедившись в преимуществе такой формы работы с детьми, у меня возникла мысль о применении технологии лэпбук на занятиях по физкультуре. Возникла масса сложностей, так как основным минусом в этой методике является время, которое необходимо для сбора информации, обработки, систематизации в соответствии с интересами детей. Но мы решили этот вопрос, а помогли нам в этом родители, которых также как и детей заинтересовала данная форма работы. Так совместными усилиями были созданы следующие интерактивные папки:  

– папка «Профилактика плоскостопия», самая интересная, по мнению детей, позволила в игровой, творческой форме подойти к рассмотрению такой серьезной на сегодняшний день теме – как плоскостопие.

        

– огромный интерес у детей вызвала и работа над совместным лэпбуком: «Такие разные мячи». Разрабатывая содержание этой интерактивной папки, каждый ребенок смог включиться в работу. 

Создание лепбуков в нашей совместной с детьми  работе помогло закрепить и систематизировать ранее изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.  

           Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 

Этапы работы над лэпбуком:

1. Выбор темы (тема проекта, тема недели).

2. Составление плана лэпбука.

Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого – текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Потом все это рисуется на черновике: листе А4-А3, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Дети старшего возраста могут самостоятельно составить план работы.

3. Составление макета лэпбука.

Оформление лэпбука (подбор материала – из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.). Наполняем Лэпбук.

Собранную информацию по образцу макета складываем, приклеиваем в наш Лэпбук. Для создания лэпбука можно воспользоваться готовыми шаблонами, которые есть в интернете – это экономит время, знакомит новичков с новой формой подачи информации, проще в изготовлении. Если Вы делаете лэпбук самостоятельно, то это дешевле (не все шаблоны бесплатны), это уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.

          Вывод:

1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 2 лет.

2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый, безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.

3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают минимальное присутствие текста в оформлении лэпбуков.

5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.

6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.

      Все детские сады образовательную деятельность организуют согласно основной образовательной программе дошкольного образования, которая реализуется в трех направлениях: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. В связи с этим тоже можно изготовить лэпбуки согласно тематическому планированию. Например, «Транспорт», «Растительный и животный мир», «Наш город», «История, традиции и культура народов», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Осень», «Зима», «Животные нашего края», «Растения наших лесов», «Домашние животные», «Профессии» и т.д. Можно использовать лепбук для ознакомления с родным краем, чтобы уже начиная с малых лет дети получали знания о своей малой Родине, расширяли кругозор о растениях и животных, растущих и живущих в нашем краю, имели представления о временах года, внешнем виде животных и птиц, закрепляли их различия и сходства, развивали логическое мышление, знали народные праздники, чтобы хоть чуть-чуть показать маленьким ребятам, как можно любить и беречь свой родной край и т.д.

         Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты; это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность. Для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования, надо совсем немного – заинтересованность взрослых в развитии детей.

         Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает познавательную активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.

Список литературы

1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168 с.

2. Педагогический словарь Т.1 Изд – во АПН, М., 1960. с. 335 (Статья «Дидактический материал»)

3. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 – № 12 – с. 6-11

4. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева – СПб. : Сфера, 2010. – 176 с.

Лэпбук как средство этнокультурного воспитания детей

Поспелова Елена Николаевна, Дерябина Маргарита Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Колокольчик» г. Кудымкара

проект «Лэпбук как средство этнокультурного воспитания детей» 2016 г.

Актуальность проекта

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования.

 

Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Нас, педагогов, заинтересовал вопрос о возможности использования лэпбука в этнокультурном воспитании.Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народов. Требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ, определяют основное содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста  по данному вопросу и включает в него: историю, обычаи, обряды и традиции коми-пермяцкого народа. Поэтому для реализации этнокультурного развития мы в своей работе используем современное средство воспитания – лэпбук. Эта интерактивная книга имеет массу достоинств, среди которых: необычный способ фиксации всей информации, возможность познакомиться  поближе с культурой коми – пермяцкого народа в одном пособии, пополнение предметно-развивающей среды группы, создание условий как для самостоятельной, так и совместной деятельности детей.

Проблемы:

  • недостаточный уровень интереса детей к национальной культуре;
  • низкая организационная и творческая активность родителей в образовательном процессе.

Руководители проекта:

Поспелова Елена Николаевна, воспитатель

Дерябина Маргарита Ивановна, воспитатель

Вид проекта: творческий, информационный, познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:

Дети подготовительной группы «Одуванчики»,

их родители, педагоги .

Гипотеза:

в результате создания лэпбуков с этнокультурной направленностью повысится интерес  у родителей и детей к национальным ценностям и традициям коми-пермяцкого народа.

Цель проекта:

создать серию лэпбуков для приобщения детей к культуре коми-пермяцкого народа и обогащения предметно – развивающей среды группы.

Задачи проекта:

  • Познакомить родителей с понятием и технологией создания лэпбука.
  • Вызвать интерес родителей к ценностям и традициям коми-пермяцкой культуры, творческую активность участников проекта.
  • Провести презентацию этнокультурных  лэпбуков.
  • Организовать мастерскую по созданию лепбуков.
    • Расширить и углубить знания родителей об истории, обычаях и быте коми-пермяков.

Формы и методы реализации проекта:

  • Консультирование родителей
  • Мастер-класс
  • Сбор и изучение информации
  • Беседы
  • Выставка
  • Презентация работ

 

Ожидаемый результат:

  • Развивающая среда пополнится серией лэпбуков.
  • Родители вместе с детьми получат представления о культуре и истории коми-пермяков.
  • С помощью лэпбуков дети познакомятся с орнаментом, бытом, утварью коми-пермяков, получат знания об их прошлой жизни.
  • У детей сформируется интерес и чувство уважения к культуре родного края.
  • Родители с детьми активно будут использовать лэпбуки в своей познавательной и игровой деятельности как в детском саду, так и дома.
  • Повышение компетентности и роли родителей в этнокультурном воспитании детей.

Критерии оценки результата проектной деятельности:

  • Количество семей принявших участие
  • Оригинальность полученных лэпбуков
  • Объем познавательного и информационного материала для детей
  • Доступность и разнообразие материалов в лэпбуке
  • Оригинальность защиты лэпбуков

Формы оценивания результатов проектной деятельности:

  • собеседование с детьми и родителями о проделанной работе;
  • наблюдения в свободной деятельности за игрой детей с лэпбуками;
  • анализ активности участия родителей в создании и обогащении предметно-развивающей среды;
  • повышение познавательных интересов родителей и детей  к коми-пермяцким традициям.

Этапы реализации проекта:

I этапподготовительный

  • Информирование родителей о предстоящей деятельности.
  • Проведение мастер – класса «Изготовление лэпбука и работа с ним»
  • Обсуждение и распределение тем лэпбуков  между семьями: «Коми-пермяцкая литература», «Орнамент и язык коми-пермяков», «Быт, еда и утварь коми-пермяков», «Праздники, обычаи и обряды коми-пермяков», «Амулеты и обереги коми-пермяков».
  • Индивидуальные консультации для родителей по их темам.

II этап – основной

  • Консультации по изготовлению лэпбуков.
  • Выбор оформления, дизайна лэпбуков.
  • Сбор материалов по выбранным темам.
  • Подготовка иллюстраций, игр.
  • Изготовление лэпбука.
  • Подготовка защиты лэпбука 2 минуты.

III – этап заключительный

Презентация совместно с ребенком лэпбуков на родительском собрании.

Оформление выставки готовых лэпбуков.

Список используемой  литературы

  1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов  дошкольных учреждений».
  2. Г.А. Прохорова «Взаимодействие с родителями в детском саду».
    1. А.И.Долгушина, В.В. Субачев «Традиции земли Уральской».
    2. В. Г. Казанцева «Этнокультурный компонент в ДОУ».
    3. Т.Е. Тотьмянина, М.Е. Галкина «Отчий дом. (Чужанiн)»
    4. maam.ru›Детский сад
    5. Metodisthttp://metodist-mir.ru/mir.ru›portfolio/attestatciya/samoanaliz…

Промежуточный результат проекта

На подготовительном этапе с родителями был проведен мастер – класс, где было дано понятие и значение  лэпбука, как изготовляется, семьям были розданы темы лэпбуков. Совместно с родителями обговорили и набросали примерные варианты игр, иллюстраций, списки коми–пермяцких произведений.

В нашем проекте принимают участие 5 семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как сделать журнал кругов: с БЕСПЛАТНЫМ шаблоном

Lap Books повсюду!  Если вам нравятся практические проекты, интерактивные блокноты или творческие способы вовлечь учащихся в процесс обучения, попробуйте лэпбуки. Сегодняшний пост посвящен тому, как сделать лэпбук из нескольких простых предметов! Кроме того, загрузите БЕСПЛАТНЫЙ шаблон лэпбука с отчетом о книге для учителей и семей, обучающихся на дому, чтобы использовать его со своими учениками!

Бесплатный отчет о кругах!

Присоединяйтесь к тысячам учителей, которые загрузили мой БЕСПЛАТНЫЙ шаблон проекта Book Report Lap Book!

 

Как только вы зарегистрируетесь, я немедленно отправлю вам бесплатную загрузку. Вашим ученикам понравится этот проект!

Имя

Адрес электронной почты

Спасибо за подписку!

Когда я впервые услышал о лэпбуках и увидел несколько образцов, сделанных другими учителями, я боялся, что это отнимет слишком много времени и проектов, если не сосредоточиться на реальном обучении. Я ошибся . (Не говорите моему мужу, что я сказала это… он может записать это для дальнейшего использования!) 😉

Книги для занятий не обязательно должны быть огромными многостраничными приспособлениями. На самом деле их довольно просто

сделать. Вот как создать простую книгу для занятий, используя ОДНУ папку с файлами . 😀 В душе я простая девчонка!

Необходимые материалы:

  • 1 папка с файлами
  • 1 лист цветной плотной бумаги (или картона)
  • клей-карандаш
  • ножницы
  • цветные карандаши, мелки, дополнительная бумага

ШАГ 1:

Положите открытую папку с файлами на стол.

ШАГ 2:

Сложите каждую сторону папки внутрь по направлению к центральному сгибу. Сложите сильно на 2 новых складках. (Это должно выглядеть как французская дверь.)

ШАГ 3:

Вырежьте кусок плотной плотной бумаги или картона и приклейте его к внутренней задней стенке тетради. Это не только усиливает и укрепляет заднюю стенку, но и добавляет красок проекту.

ШАГ 4:

Добавьте интерактивные заметки, заголовки, исследования и любые желаемые функции в свой лэпбук.

Вот и все! Просто, легко и весело. Существует так много разных проектов, для которых вы можете использовать лэпбуки — отчеты о книгах, проект известного человека, исторический отчет, все обо мне, математический дисплей, проект творческого письма и многое другое!

Хотите попробовать лэпбук с БЕСПЛАТНЫМ шаблоном для печати?  Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы загрузить БЕСПЛАТНЫЙ лэпбук Book Report!  Он включает фотопримеры, простые инструкции и ВСЕ шаблоны для печати, необходимые для выполнения проекта вместе с детьми. Вот несколько фотографий завершенного проекта:

Ищете другие идеи для отчетов о книгах? Ознакомьтесь с этой записью в блоге, посвященной отчетам о коробках с зерновыми. Они пользуются успехом у студентов и приятно отличаются от традиционного книжного отчета. Также взгляните на 10 идей для книжных отчетов, которые понравятся детям. Я думаю, вам понравится!

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ LAP BOOK:

Сохраните это руководство по Lapbook для дальнейшего использования

Прикрепите это к своей любимой доске Pinterest в классе , чтобы вы могли вернуться к этому уроку о том, как сделать лэпбук!

Шелли Риз

Привет, я Шелли! Спасибо, что вы здесь. Мне нравится помогать учителям третьего, четвертого и пятого классов с веселыми и увлекательными занятиями, которые не требуют особой подготовки! Позвольте мне помочь вам, приняв на себя часть стресса и поработав с вашей тарелки.

Курс лэпбуков и интерактивных блокнотов

Лапбуки и интерактивные блокноты, без сомнения, являются одним из лучших способов практической деятельности по изучению, систематизации и представлению информации.


В этом курсе вы получите:

1) Полностью настраиваемый файл PowerPoint , содержащий более 100 шаблонов, которые можно редактировать для лэпбуков или интерактивных блокнотов.

2) Шаблоны в формате PNG , поэтому вы также можете настроить свои шаблоны в других программах, таких как Keynote или Google Slides.

3) Полные видеоуроки по каждой категории шаблонов и как их настроить, чтобы идеально создать именно то, что вам нужно.


КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ шаблонов – ОК!

Зарегистрируйтесь сейчас и получите пожизненный доступ к видеоурокам и шаблонам, которые сделают создание ваших собственных лэпбуков и интерактивных блокнотов легкой задачей!

Программа курса