Оформление конспекта занятия в доу по фгос: Рекомендации для воспитателей ДОУ по оформлению конспекта НОД в соответствии с «ФГОС ДО»

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения.

Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели.

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и

 методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Например:
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть – 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) называние детьми осенних примет;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми поговорок об осени;
г) дидактическая игра «С какого дерева лист». .. и т.д.

III. Заключительная часть – 2 минуты.
а) чтение рассказа об осени;
б) прослушивание грамзаписи П.И. Чайковского «Сентябрь»;
в) обобщение воспитателя;
д) анализ занятия {о том какие знания показали дети).
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей – при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Воспитатель: «Дети, какое время года изобразил художник на своей картине?»
Дети: «На картине изображена осень”
Воспитатель: “Правильно, на картине изображен осенний пейзаж. Художник передает красоту осенней природы красками, писатель и поэт – словами, эпитетами, а композитор музыкой. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Сентябрь» (включаю магнитофон).

То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т.д.).
Занятие завершается словами анализа.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:
1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей.
2. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
3. Словарная работа.
4. Оборудование занятия.
5. Демонстрационный материал.
6. Раздаточный материал.
7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
8. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
9. Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в ка-кой части занятия).
10. Структура занятия и методические приемы.
11. Организаций детей на занятии.
12. Ход занятия (в прямой речи). В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Напоминаем типы занятий:
1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

 

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

НОД в детском саду: виды, формы и проведение

О чем речь? НОД в детском саду – это, по сути, обычное занятие, но с небольшим дополнением. Согласно ФГОС, оно должно преследовать конкретную цель и требует особой подготовки от воспитателя.

Как организовать? Прежде чем приступить, необходимо разобраться в формах НОД. Они же подскажут тему занятия. Важно учитывать возраст воспитанников, так как в каждой группе предусмотрена своя нагрузка НОД.

Из этого материала вы узнаете:

Оглавление:

  1. Что такое НОД в детском саду
  2. Виды НОД
  3. Формы НОД в детском саду
  4. Нагрузка НОД в детском саду
  5. Подготовка к НОД в детском саду
  6. Цели НОД
  7. Этапы реализации НОД
  8. Советы для педагога по проведению НОД в детском саду
  9. Пример конспекта НОД в детском саду

Что такое НОД в детском саду

НОД в детском саду — непосредственная образовательная деятельность. Дети дошкольного возраста лучше запоминают информацию, когда она подаётся во время совместной игры. Такой подход в виде совместной деятельности подразумевает решение образовательной задачи путем применения различных методик.

Тема НОД в детском саду весьма актуальна. При этом от классических занятий с дошкольниками она существенно отличается по структуре образовательных процессов. НОД нацелена на индивидуальный подход при изменении парадигмы воспитателя. Методики направлены на развитие какого-либо из видов деятельности:

  • развлекательной;
  • коммуникативной;
  • физической;
  • экспериментаторской;
  • музыкально-художественной;
  • созидательной;
  • трудовой;
  • литературно-художественной.

НОД – это основная форма обучения в детском саду. Расшифровка термина подразумевает взаимодействие детей и педагога, целью которого является освоение ребёнком образовательной программы разных направлений. Для этого воспитатель применяет различные педагогические методики с учётом возраста, уровня подготовки и некоторых других факторов. Перечислим некоторые виды НОД в детском саду.

Виды НОД

  • Комбинированная. Объединение разных, несвязанных логикой действий в один процесс. При такой НОД в детском саду рисование, например, сменяется серией подвижных игр.
  • Комплексная. Решение задач при помощи инструментария разных ассоциативно связанных действий. Главная роль отводится одному виду деятельности, например, НОД по ПДД в детском саду, а другие имеют вспомогательные функции (рассказ о движении на дороге плавно перетекает в создание рисунков по этой теме).
  • Интегрированная. Сочетает сведения из разных сфер образования без какого-либо приоритета одной из них. При такой НОД в детском саду аппликация, лепка, музыка помогают раскрыть понятие «настроение».

Формы НОД в детском саду

При организации НОД в детском саду занятия можно подразделить на:

Двигательные:

  • Подвижные игры по правилам.
  • Динамичные поучительные игры.
  • Игровые упражнения, игровые сценарии.
  • Состязания.
  • Гимнастика под музыку.
  • Спортивные упражнения.
  • Аттракционы.
  • Физкультурные праздники.
  • Зарядка.
  • Плавание, игры на воде.

Игровые:

  • Сюжетные игры.
  • Моделирование ситуаций (с использованием литературных произведений).
  • Игры с речевым сопровождением.
  • Мелкая моторика рук.
  • Театрализованные представления.

Продуктивные:

  • Занятия по изготовлению продуктов детского творчества.
  • Реализация проектов.
  • Дизайн в детском исполнении.
  • Исследовательская деятельность с практическими опытами.
  • Вернисажи, мини-музеи.

Чтение:

  • Обсуждение прочитанных произведений.
  • Запоминание, пересказ.
  • Разговор.
  • Театрализованная деятельность.
  • Конкурсы.
  • Беседа в форме вопрос-ответ.
  • Презентации книги.
  • Литературные фестивали.

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Экскурсия.
  • Поиск решения проблем.
  • Эксперименты.
  • Коллекционирование.
  • Моделирование.
  • Интеллектуальные игры (головоломки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).
  • Конструирование.
  • Хобби.

Коммуникативные:

  • Беседа, ситуативный разговор.
  • Речевая ситуация.
  • Сочинение загадок и их отгадывание.
  • Игры и сценарии (сюжетные, с правилами, театрализованные).
  • Этюды и импровизации.
  • Логоритмика.

Трудовые:

  • Дежурство, поручения, задания.
  • Самообслуживание.
  • Коллективные действия.

Нагрузка НОД в детском саду

Организация НОД в детском саду осуществляется с учётом возрастных групп:

  • младшей;
  • второй младшей;
  • средней;
  • старшей;
  • подготовительной.

Рассмотрим структуру НОД в детском саду по возрастам.

  • Дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет

СанПиН регламентирует начало НОД в детском саду в младшей группе не ранее 09:00. Дети этого возраста должны заниматься не более 10 минут. Допускается проведение 10 уроков в течение недели общей продолжительностью в 100 минут. Второе занятие НОД в детском саду младшей группы возможно организовывать после обеда и тихого часа.

  • Дошкольники от 3 до 4 лет

НОД в детском саду средней группы не превышает 15 минут. В отличие от предыдущей категории в неделю допускается проводить 11 занятий общей длительностью в 165 минут. Следующее за первым занятие можно проводиться после перерыва на дневной сон.

  • Возрастная категория от 4 до 5 лет

НОД в детском саду старшей группы составляет 20 минут. Недельная нагрузка увеличивается до 12 уроков общей продолжительностью не более 240 минут.

  • Дети от 6 до 7 лет

НОД в детском саду для подготовительной группы воспитанников не должна превышать 25 минут. При этом недельный лимит непосредственной образовательной деятельности составляет 14 занятий, суммарное время длительности которых не должно превышать 240 минут.

Нужно подчеркнуть, что максимальная НОД в детском саду для детей второй младшей и средней возрастной группы не должна превышать 30 и 40 минут соответственно. Дети старшей возрастной категории в первой половине дня могут активно заниматься до 45 минут, а в подготовительной — до 90 минут.

При этом воспитатель должен чередовать уроки физкультурными паузами с периодичностью в 15-20 минут. А продолжительность спортивных «минуток» должна составлять не менее 10 минут.

Подготовка к НОД в детском саду

В обязательном порядке необходимо учесть:

  1. Интеграцию всех пяти областей образования (знания из разных сфер объединяются на паритетной основе).
  2. Адекватность структуры и расписания НОД в детском саду решаемым задачам. Логическое выстраивание последовательности этапов (и их взаимозависимости) образовательной деятельности.
  3. Эффективность установления временных рамок, чередование умственных и физических нагрузок, дифференцированный подход к предлагаемым заданиям.
  4. Материальное оснащение. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастной категории, требованиям безопасности, доступности, эстетическому восприятию.
  5. Целевой компонент (триединство задач – ясное и недвусмысленное определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции образовательных областей).

Цели НОД

Цель – это конечный результат, на который направлена деятельность педагога и для достижения которого он выбирает соответствующие средства и создает благоприятные условия. Цель НОД в детском саду состоит в успешном выполнении всей программы.

Основой определения итога непосредственной образовательной деятельности должен являться анализ имеющихся потребностей и задач на текущей стадии реализации программы, а также оценка возможностей, способов и ресурсов.

Требования при постановке целей:

  • Актуальность и адекватность наиболее существенным задачам, насыщенность и реальность воплощения.
  • Чёткая формулировка, исключающая другие трактовки.
  • Мотивация и стимуляция желания их достигнуть.
  • Цели должны быть такими, чтобы все участники образовательной деятельности в полной мере осознавали их и стремились к реализации.

Алгоритм выработки цели:

  1. Сделайте анализ проблем, выберите приоритетную задачу и дайте её исчерпывающее определение.
  2. Составьте план НОД в детском саду для её решения, состоящий из последовательных этапов.
  3. Дайте чёткую формулировку каждому из предварительных результатов таких шагов.
  4. Определите насыщенность такими действиями одной НОД и дайте оценку их количеству и качеству.
  5. Определите цель НОД с подробным описанием эффекта от планируемых действий.

Задачи и условия их решения:

  • Образовательная: постоянное развитие ребёнка.
  • Воспитательная: оказывать влияние на личностный рост, убеждения.
  • Развивающая: в процессе обучения делать акцент на развитие у воспитанника интереса к учёбе и познанию, творческих способностей, коммуникативных навыков (умение формулировать свои мысли, используя грамотную речь), нравственных приоритетов.

Задачи решаются посредством анализа проблем, проведения экспериментов, обучающих игр и пр. Всё это объединяет тема или образ, рассмотрению которых и посвящена образовательная деятельность.

Этапы реализации НОД

  1. Мотивационный. Введение: организационные мероприятия. Постепенное вовлечение детей в предстоящий процесс обучающей деятельности, формирование у них стойкого интереса к действиям, создание и поддержание эмоциональной атмосферы. НОД в детском саду должна осуществляться в строгой последовательности с фиксацией промежуточных результатов.
  2. Содержательный. Это основная часть: практическая деятельность, направленная на самостоятельную интеллектуальную и физическую работу. В ходе этого этапа должны быть в целом выполнены основные задачи. НОД осуществляется с упором на самостоятельные действия обучаемого ребёнка. Воспитатель следит за этим процессом и при необходимости вносит коррективы советами, наводящими вопросами, демонстрацией правильной реакции и пр. Ориентир – каждый дошкольник должен стараться достичь результата.
  3. Рефлексивный. Заключительная часть состоит из разбора ситуации и подведения итогов. Эффективность этого этапа заключается в оценке отношения детей к НОД и их стимулированию на продолжение занятий по программе.

Воспитанников младшей группы необходимо поощрять за усилия и увлеченность в выполнении заданий, а также активизировать у них позитивный эмоциональный настрой. В средней группе педагог уже более объективно оценивает результаты действий детей, тактично и мягко указывает на ошибки и способы их преодоления. В старшей и подготовительной группах осуществляется коллективный подход к оценке результатов, в котором принимают активное действие и сами ученики.

Советы для педагога по проведению НОД в детском саду

Первая половина дня ­ самое лучшее по эффективности время проведения НОД в детском саду. В это время суток целесообразно организовывать мероприятия, требующие повышенного внимания, умственной активности детей. У ребенка происходящие в процессе занятий события должны вызывать стойкие ассоциации с личным опытом.

Именно в этом состоит смысл личностно-ориентированной сущности НОД. Воспитатель обязан с уважением относиться к любому высказыванию дошкольника, и диалог должен строиться на принципе равноправности, а не в виде жёсткого диктата.

НОД в детском саду для всех возрастных групп проводится в комфортной обстановке за столами или в игровой комнате с использованием наглядных пособий. Значительное влияние на эффективность занятий оказывает эмоциональная атмосфера, царящая в детском коллективе.

Большего результата педагог может добиться, демонстрируя доброту, искренность, взаимоуважение. Дети воспринимают это как норму, и у них формируется позитивное отношение друг к другу. Чтобы наглядно показать свое уважение, воспитатель должен:

  • называть каждого ребёнка по имени;
  • выдерживать индивидуальный подход при беседе с воспитанниками;
  • разговор вести на одном уровне с ребенком, для этого нужно садиться на корточки или использовать низкий стульчик;
  • показывать заинтересованность речью дошкольника, не игнорировать поставленные им вопросы;
  • выражать восхищение результатом детского творчества;
  • внимательно выслушивать рассказы воспитанника о своих интересах;
  • быть вежливым и т. п.

Пример конспекта НОД в детском саду

Подробные конспекты и расписания НОД в детском саду должны разрабатываться для каждого конкретного занятия с учётом возрастной группы. Они могут содержать указание типа образовательной деятельности, например, «интегрированное познавательное развитие с использованием ИКТ-технологий во второй младшей группе «В гостях у трех медведей».

Затем нужно изложить программное содержание:

  • Расширять познавательный интерес у детей.
  • Развивать двигательную активность, желание повторять движение по образцу.
  • Воспитывать стремление доводить дело до конца, доброжелательные отношения между детьми; обеспечить психологическое благополучие детей.
  • Продолжать работу по развитию мелкой моторики рук.

Материалы и оборудование, которые будут использоваться на занятии:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • набор геометрических фигурок, карандаши, бумага, счётные палочки.

Интеграция:

  • формирование познавательных навыков;
  • физическая тренировка, развитие мелкой моторики рук;
  • социально-коммуникативное совершенствование.

Главная цель образовательного воспитания — реализация комплексной программы обучения. Основной задачей является выработка у детей базы знаний, навыков и умений. Достигается это продуманной организацией образовательных действий, активным вовлечением воспитанников в процесс, формированием у них нравственных ориентиров и тяги к накоплению знаний об окружающем мире.

Талант и усилия педагога во многом определяют эффект от проводимой образовательной и воспитательной работы. Интегральный НОД в детском саду позволяет формировать у детей видение целостной картины мира, потому что при этом подходе каждый объект подлежит разностороннему анализу: теоретическому, практическому, ассоциативному, прикладному.

Чередование видов деятельности способствует гармоничному развитию личности, выработке коммуникативных навыков, умению взаимодействовать в коллективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *