Обучение грамоте старшая группа конспекты – Конспекты по обучению грамоте старшая группа

Содержание

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе “Маленькие грамотеи”

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:

« Маленькие грамотеи »

Цели: Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

  • Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;

  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;

  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление.

  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Коррекционные:

Тренировать глазодвигательные функции (прослеживание – локализация).

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение).

  • Наглядный (картинки).

Игровой (Д/и: «Едим, летим, плывем», «Где спрятался звук», «Кто внимательный?», «Закончи слово» ).

Материал:

  • Картинки с изображением различных предметов, для индивидуальной работы;

  • Звуковая линейка;

  • Карточки: зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа;

мяч, фишки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети стоят около парт, идет беседа с воспитателем.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям).

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

1 часть

Воспитатель: Сейчас на стульчики сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук, на твердый согласный, на мягкий согласный.

– Давайте вспомним, какими фишками обозначаются звуки? (ответы детей). Гласные звуки – красным цветом, согласные твердые – синим, а согласные мягкие – зеленым.

Сейчас мы с вами немножко поиграем. Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висят картинки с изображением транспорта.

Проводится игра « Едем, летим, плывем »

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Задает вопросы детям:

– Назовите все предметы одним словом? (Транспорт)

– Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …? (Ответы детей)

– Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Т)

– В каких словах звук т встречается в начале? (троллейбус, теплоход, трамвай)

– В каких – в середине? (вертолет, автобус)

– В каких – в конце? (вертолет, самолет)

– Скажите, что летает? (самолет, вертолет)

Что едет? (автобус, троллейбус, трамвай)

Что плывет? (теплоход)

Игра «Кто внимательный?»
Методика: детям раздаются фишки: красные, зелёные, синие. Воспитатель называет любой звук, дети определяют, какой звук, если звук твёрдый согласный, то ребёнок показывает синюю фишку, если мягкий согласный, то зелёную фишку, гласный звук – красную фишку.

Предложенные игры помогают в усвоении программных задач, делают педагогический процесс эмоциональным, помогают добиваться большой активности детей на всех занятиях обучения грамоте.

Упражнение для глаз: «Мигалочки»

Светит солнышко в окошко,

Закроем глазки мы немножко.

Подержали – открываем,

А теперь мы поморгаем.

Правый глазик открываем,

А другой не открываем,

А теперь их поменяем.

Левый глазик открываем,

А другой не открываем,

Правый – левый (2 раза)

Открывай теперь их смело

Проводится игра «Где спрятался звук?».

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Пособия: карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная, синяя или зеленая).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место заданного звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова.

2 часть

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер.

Проводится д/и «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла –за и т.д.)

Дети делятся на две команды ( 1 – девочки, 2 – мальчики).

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество слогов в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (1,2, 3).

Описание: Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество слогов в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу слогов в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, машина, тарелка и т.д..

Д/игра «Найди домик »

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

 Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий домик, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Д/ игра «Третий лишний»

 Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).

Для каждой команды своя карточка.

В конце занятия вызывается ребенок из каждой команды и считает фишки. Сравнивают, кто больше получил фишек и если можно посчитать, то находят разницу.

Д/ игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

 Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

 Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

 Солнце светит очень ярко,

 Бегемоту стало (жарко) .

 Вдруг небо тучей затянуло,

 Из тучи молния (сверкнула) .

 Я сегодня утром рано

 Умывалась из под (крана) .

 Наша старшая сестра

 Вяжет с самого (утра) .

 Мы с Тамарой ходим парой,

 Санитары мы с (Тамарой) .

 Я не бегаю к врачу,

 Я сама его (лечу) .

 Мы не ели, мы не пили,

 Бабу снежную (лепили) .

 Как у нашей дочки

 Розовые (щечки) .

 Солнце светит очень ярко,

 Бегемоту стало (жарко) .

 А рядом бегемотики

 Схватились за (животики) .

 А слониха вся дрожа,

 Так и села на (ежа) .

infourok.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе

               Занятие №1 по грамоте в старшей группе .

Тема: « В мире звуков»

Цель: познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук,

            познакомить с прописями.

Материал: прописи, карандаши.

                                 Ход.

  1. Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.

Есть в стране вообразили городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.

Одни жители умеют петь. Они поют вот так: « ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

  1. Игра « Угадай гласные».

Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

  1. В городке Звукинске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей- согласные звуки.

А согласные –  согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

  1. Игра « Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный то – приседают.

  Занятие № 2 по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «А».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова), дать понятие, что звук «а» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Матеиал: прописи, карандаши.

                                       Ход.

1.Весёлые стихи.

«Андрейка, Алёшка, Антон и Артём – все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении

 2. Скороговорка. 

«Алёша Алине сигнал подаёт

Алина услышит –  Алёшу найдёт».

3. Пословица.

«Аккуратность человека красит».

4.Игра « Кто больше?». Придумать слова в которых звук «а» был бы в начале слова.

5. Игра «Топай – хлопай».Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает.

                                               Физкультминутка.

-Аист, аист длинноногий,                                Снова правою ногой,

Покажи домой дорогу.                                    Снова левою ногой.    

– Топай правою ногой,                                      После правою ногой,

Топай левою ногой.                                           После левою ногой,

                                                                                Вот тогда придёшь домой.

6.Игра « Доскажи словечко».

                                        Есть одна игра для вас:

                                        Я прочту стихи сейчас.

                                        Я начну, а вы кончайте,

                                         Хором дружно добавляйте.

Чтоб тебя я повёз,                                                    Всех на свете он добрей,

Мне не нужен овёс.                                                 Лечит он больных зверей,

Накорми меня бензином,                                      И однажды бегемота

На копытца дай резины,                                         Вытащил он из болота.

И тогда, поднявши пыль,                                        Он известен, знаменит.

Побежит…..( автомобиль).                                      Это доктор….( Айболит).

                                         Сладок он ,друзья, на вкус,

                                          А зовут его …..( Арбуз).

7.Загадки.

Не летает , не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька ( автомашина)

                        Посмотрите, дом стоит,

                        До краёв водой налит,

                        В этом домике жильцы-

                        Все умелые пловцы. ( Аквариум).

                                               Лежит на грядке

                                               Круглый, зелёный, гладкий,

                                               Внутри красный,

                                                На вкус сладкий. ( Арбуз).

  Занятие № 7 по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Е».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                                     

                                   Ход.

  1. Весёлые стихи.

Енот не станет есть, пока

Его еда не мыта

Ему помощница  – река:

Еду полощет, трёт слегка,

А после – ест досыта.

Енот – любитель чистоты,

Немытого не ест…А ты?

                                               В. Лунин

    Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

  1. Скороговорки.

Еле – еле Лена ела, есть из лени не хотела.

  1. Поговорка.

Мели, Емеля, твоя неделя.

  1. Игра « Кто внимательный?»

Каких вы знаете животных, начинающихся на звук «е»? ( ежи, еноты).

Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на звук «е».

  1. Игра « Доскажи словечко».

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…( ежевика)

                     Ну и платье: сплошь иголки.

                     Его носят вечно…(ёлки).

                               Добродушен, деловит,

                               Весь иголками покрыт.

                                Слышишь топот шустрых ножек?

                                 Это наш приятель…(ёжик).

                                                        За рекой они росли.

                                                        Их на праздник привезли,

                                                        На веточках – иголки.

                                                        Кто же это?…( ёлки).

  1. Игра « Буква потерялась».

Вставить пропущенные буквы в слова: …рш,…жик,…лка.

  1. Загадки.

По тропинке идёт, лес на спинке несёт.( ёж).

Лесной портной, не шьёт сорочек на иглах он несёт грибочек. (ёж)

Зимой и летом одним цветом. ( ель).

2 часть. Работа в прописях.

  Занятие № 3 по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «И».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                                         Ход.

  1. Весёлые стихи.

                             Иней лёг на ветки ели

                              Иглы за ночь побелели.

                                                                      С. Маршак.

Индюк по городу идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая-

Индюшка расписная.

Какой звук здесь встречается чаще всего?

  1. Скороговорка

Испекла Иришка                          Нравятся коврижки

Куклам по коврижке.                  Гришке и Маришке.

  1. Пословица.

Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Не колючий, светло – синий,

По кустам развешан… ( иней).

                      В узкий глазок вдета тонкая нитка

                      И поплыла за корабликом прытко.

                      Шьёт, зашивает и колется колко,

                      А называют кораблик…( иголка).

                                                Гордый, важный, пышный, статный,

                                                 В оперении нарядном:

                                                 Синий, жёлтый, красный круг-

                                                  Распустил свой хвост…( индюк).

  1. Загадки.

Неразлучные подружки

Вечно ходят друг за дружкой

Будут ровными следы-

Их похвалят за труды. ( иголка и нитка).

                              Рогатая, хвостатая,

                              Рогом проткнёт, хвостом починит. ( иголка и нитка).

                                                    Всегда на всех

                                                    Надут, как мех. ( индюк).

  1. Игра « Назови игрушку» .За каждое названное слово ребёнок получает фишку.

 

 Занятие №  4  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «О».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «о» гласный звук. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                             Ход.

  1. Весёлые стихи.

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает

Одно только жаль – облетает.

                     Облако, облако,

                      Шёрстка колечками,

                      Очень ты, облако,

                       Схоже с овечками.

                                                                   В. Лунин.

2. Скороговорка.

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.  

3.Пословица.

Работой до поту, так и поешь в охоту.

4.Игра « Кто внимательный?»

Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

5.Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, в которых звук «о» расположен в начале ( отдых, орех…). В конце ( кольцо, молоко, сито).

6.Игра « Доскажи словечко».

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?…( огурцы).

                                    Шубу тёплую в колечках

                                    Носит тихая…( овечка).

                                                             Апельсины и бананы

                                                             Очень любят…( обезьяны).

                                                                         Стройный, быстрый,

                                                                         Рога ветвисты,

                                                                         Пасётся весь день.

                                                                          Кто же это?…( олень).

6.Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву. –сы, -кна, – куни.

7.Загадки.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. ( облака).

                               Не моторы, а шумят

                               Не пилоты, а летят,

                               Не змеи, а жалят.( осы).

                                                 Пришла без красок и без кисти

                                                 И перекрасила все листья. ( осень).

  1. Измерение протяжённости слов хлопками. (машина, сыр, каша, малина…)

     

     

   Занятие №  5  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «У».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «у» гласный звук, совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость ( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                                      Ход.

  1. Весёлые стихи.

Устала утка на пруду

Учить своих утят

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

« Ну что из них получится!»

                                 В. Лунин.

2. Пословицы.

1)Умный себя винит, глупый – своего товарища.

2) Умел ошибаться, умей и поправляться.

3.Скороговорка.

У быка губа туга была!

4.Чистоговорки.

Уа-уа- в коляске плачет детвора.

Ау- ау- кто потерялся не пойму.

Ух-ух-ух- накалился наш утюг

Уч-уч-уч- светит в окна солнца луч.

5.Игра « Кто внимательный?»

1) найдите одинаковый звук в словах: автобус, утюг, лук, улитка, груша.

2) поднимите руку если услышите звук «у» в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

3) определите позицию звука «у» в словах: зубы, утка, наука, глобус, кенгуру.

6.Игра « Кто больше?»

 Придумайте слова со звуком «у» в начале, в середине.

7.Игра « Доскажи словечко»

Вот пришла и осень,

И придут метели,

И с прощальным криком

Птицы…( улетели).

                                 Я осла узнаю сам

                                 По его большим…( ушам).

                                                         Динь-динь-динь- звенит звонок

                                                          Начинается…( урок).

                                                                          У кошки детки- котята,

                                                                           А как зовут деток у утки?…( утята).

8.Игра « Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся со звук «у», к словам: красивый-…( уродливый), широкий-…( узкий), невезучий-…( удачливый), вечер-…( утро), грусть-…( улыбка).

  1. Загадки.

Что за палка- в воду бросай,

Рыбу с крючка скорей вынимай.( удочка).

                       На дорожку вышли рожки.

                       Вы не будете бодать?

                       Я потрогал их немножко,

                       Рожки спрятались опять. ( улитка)

  1. Измерение протяжённости слов хлопками ( зима, санки,горка…)

         

      Занятие №  6  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Ы».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «Ы» гласный звук. Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                           Ход.

1.Весёлые стихи.

Сказала буква Ы уныло:

– Я в слове сыр, и в слове мыло,

И в слове рысь, и в слове тыл…

Дым из трубы весь день валил.

Какой звук чаще всего здесь встречается?

2.Скороговорка « Мама Милу мыла с мылом,

                                   Мила мыло не любила».

3.Игра « Кто внимательный?»

Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

4.Игра « Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком «ы» в середине.

5.Игра «Слоговой аукцион».

Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок , поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. Например: лы(жи), мы(ло),сы(рок),тык(ва),малы(ши).

6.Игра «Один-много»

Образуйте множественное число от слов: лев- (львы),шарф, зонт. стол,пол,сыр.

7.Загадки.

В воде она живёт

Нет клюва, а клюёт. (рыба).

                            Сама крошка, боится кошки,

                             Под полом живёт, туда всё несёт.(мышь)

                                                             Явился в жёлтой шубке

                                                              – прощайте, две скорлупки! ( цыплёнок).

                                                                            Пыль увижу-заворчу,

                                                                            Заворчу и проглочу. ( пылесос).

  1. На фланелеграфе выставлены предметные картинки, дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах.

              Занятие №  8  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Э».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «э» гласный звук. Развивать умение определять количество слогов в словах. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

                           Ход.

  1. Весёлые стихи.

Эхо слышно тут и там –

Эхо ходит по горам.

-Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да,да,да!

Какой звук здесь встречается чаще всего?

          2.Игра « Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: экскаватор, экран, эскимо, этажерка.

2. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук «э» в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щётка, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

           3.Игра « Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов со звуком «э».

4.Игра « Доскажи словечко».

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество,

Это….( электричество).

                            На лучинке, в бумажке,

                            В шоколадной рубашке,

                            В руки просится само.

                            Что же это?…( эскимо).

                                                        Угукало, агакало,

                                                        Аукало и плакало,

                                                        И рассыпалось смехом,

                                                         И называлось…(эхом).

  1. Загадки.

Провела я солнце

За своё оконце

К потолку подвесила.

Стало дома весело. ( электролампочка)

                       В тёмном бору, за любою сосною.

                       Прячется дивное диво лесное.

                       Крикни «ау» – и оно отзовётся

                       Захохочи и оно рассмеётся. (эхо).

                                       К нам во двор забрался крот,

                                       Роет землю у ворот.

                                       Тонна в рот земли войдёт,

                                       Если крот раскроет рот. ( экскаватор).

  1. Дети называют животных и измеряют количество слогов в них.

    Занятие №  9  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Ю».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «ю» гласный звук, развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

                                Ход.

  1. Весёлые стихи.

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юрка очень утомился-

Целый день юлой крутился.

Какой звук  здесь встречается чаще всего?

  1. Пословицы и поговорки

Любишь кататься – люби и саночки возить.

            Юла возле Юльки крутится, поёт,

            Юле и юре спать не даёт.

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юркий.
  2. Хлопните в ладоши, если услышите звук «ю» в словах : ёлка, Эдик, Юля, юмор, улица.
  1. Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, начинающиеся со звука « ю».

  1. Игра « Доскажи словечко».

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица, музыкальная….( юла).

               На прогулку вышел хряк,

               Постоял и в лужу – бряк.

               Сам доволен: -Хрю – хрю – хрюк,

               Хорошо, что я без…( брюк).

  1. Загадки

        Пока верчусь, я не тужу,

        Кружу – жужжу, жужжу –кружу. ( юла).

  1. Деление одно, двух, трёхсложные слова

         

      Занятие №  10  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Я».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «я» гласный звук, продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

                                                      Ход.

  1. Весёлые стихи.

На фуражке моряка

Виден он издалека

И горит, как огонёк,

Золотистый якорёк.

                       Собирали ягоды и вели мы счёт:

                       Ягоду – в кружку, две ягоды – в рот.

                                    Ястреб ягод не клюёт,

                                    Ястреб тетерева ждёт.

  1. Пословицы и поговорки.

Язык болтает – рукам мешает.

На языке мёд , под языком лёд.

  1. Скороговорки.

Ящерка на ящике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

  1. Чистоговорки.

Ял-ял-ял- кисель полезный, в нём крахмал.

Яр-яр-яр- сделал стол и стул столяр.

  1. Игра « Слоговое лото».

 Составьте слова из слогов : яб, бя, ля, мя  ( яблоко, ребята, земля, знамя).

  1. Игра « Доскажи словечко».

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким…( ягнёнком).

                         Вчера погода была ненастной,

                         А сегодня на улице…( ясно).

  1. Загадки.

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.  ( яйцо).

                   Если б не было его,

                   Не сказал бы ничего. ( язык).

                                  Само с кулачок,

                                  Красный бочок.

                                  Тронешь пальцем – гладко.

                                  А откусишь – сладко. ( яблоко).

  1. Деление одно, двух, трёх, четырёхсложных слов.

Занятие №  11  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Б».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «б» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

                                      Ход.

  1. Весёлые стихи.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

А затем баран явился.

Поглядел и удивился.

-Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых есть звук «б».

2. Скороговорка.

Боровик растёт в бору,

Боровик в бору беру.

3.Чистоговорки.

Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы.

Бу – бы –ба  -из окна торчит труба.

4.Пословица.

Была бы охота – будет ладится работа

5.Игра « Кто внимательный?»

Найдите одинаковый звук в словах: берёза, бабочка, баран, берет, белка, Буратино.

6.Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, начинающиеся со звука «б».

7.Игра « Слоговой аукцион».

1) Придумайте слова, начинающиеся со слога ба….

2) Придумайте слова, начинающиеся со слога бу…

8.Игра « Превращение слов – волшебные цепочки».

Замените букву «б» в слове бочка. Так чтобы получились новые слова (дочка, почка, точка, ночка, мочка, кочка).

9.Игра «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,               Но едва туда вошла

Только буква заблудилась:               Буква – озорница,  

Заскочила в чей – то дом                    Очень странные дела

И хозяйничает в нём!                           Начали твориться.

– Угадайте какой звук обозначает заблудившаяся буква.

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота надоело.

                      На остров налетел ураган,

                     На пальме остался последний баран ( банан).

10.Игра « Доскажи словечко».

На ветке не птичка –

Зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? ( белка).

                                         Она весну встречает – серёжки надевает.

                                         Накинута на спинку зелёная косынка,

                                         А платьице в полоску. Ты узнаёшь …( берёзку).

11.Загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. ( бабочка).

                    Что держится весь день

                    За мамину шею,

                    А мама не устаёт? ( бусы).

12.Предложить детям ответить гласный это звук или нет, чем он отличается от гласного звука ( не пропевается, встречает препятствие).

Занятие №  12  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «В».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

                                                    Ход.

  1. Весёлые стихи.

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

– Какоё звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых есть звук «В».

2.  Скороговорка.

Проворонила ворона воронёнка.

  1. Пословица.
  2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
  3. Игра « Кто внимательный?»

Назовите одинаковый звук в словах: василёк, велосипед, дверь, ворона, волк, телевизор.

  1. Игра «Узнайте звук»

Вставайте, если услышите в слове звук «в»: дверь, рама, лампа, ведро. Факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вареник, фара, ловить.

  1. Игра « Звук заблудился».

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки (венки).

  1. Игра « Слоговой аукцион».
  1. Придумайте слова: во…( ва, рона, рота, робей),ве…( ник, чер, нок,тер, рёвка).
  1. Игра « Найди лишнее слово».

Лев, плов, шарф, ваза, волк.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…( василёк).

                      Все спешим мы на перрон

                      И садимся в свой …(вагон)

                                     В тёплый край я не летаю,

                                     Здесь под крышей обитаю.

                                      Чик – чирик! Не робей!

                                      Я бывалый …( воробей).

  1. Загадки.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. ( велосипед).

                        По полю рыщет,

                        Поёт да свищет,

                        Деревья ломает,

                        К земле приклоняет. ( ветер).

                                               Кто зимой холодной

                                               Ходит злой, голодный. ( волок).

  1.  Предложить детям ответить на вопрос  каким является звук « В» гласным или согласным.

2

Занятие №  13  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Г».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов

                               Ход.

  1. Весёлые стихи.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

                       Галка села на забор

                       Грач завёл с ней разговор.

-Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых встречается звук «г».

2. Скороговорки.

Груша гусениц не любит,

Грушу гусеница губит.

  1. Игра « Кто внимательный»

Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

  1. Игра « Кто больше?».

Придумать слова которые начинаются на звук «г».

  1. Игра « Доскажи словечко».

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…гол

              Я в любую непогоду

              Уважаю очень воду.

              Я от грязи берегусь –

              Чистоплотный серый…гусь.

                                    Говорю я брату: – Ох,

                                    С неба сыплется горох!

                                    – Вот чудак,- смеётся брат,-

                                    Твой горох – ведь это …град .

  1. Игра « Доскажи предложение».

Машина стоит в …(гараже).

Мама купила сочные, сладкие …(груши).

Под берёзой нашли крепкий…( гриб).

Папа любит читать…(газеты).

Гриша любит забивать …( гвозди).

  1. Игра « Найди лишнее слово»

1.Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

2.Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

   7. Загадки.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.( градусник).

                     Где мастерят, он тут как тут –

                     На острой ножке, стройный, ловкий.

                     Кого- то гладят по головке,

                     И лишь его- по шляпке бьют. ( гвоздь).

  1. Предложить детям придумать односложные слова.

Занятие №  14  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Д».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов

                               Ход.

  1. Весёлые стихи.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

                              Уложили дятла спать

                              В деревянную кровать.

                              Он в кровати всем на зло

                              Продолбил себе дупло.

– Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите мне слова со звуком «д».

    2. Скороговорки.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

3.Пословицы и поговорки.

1) Друзья познаются в беде.

2) Жизнь дана на добрые дела.

4.Игра « Волшебная цепочка».

Измените одну букву в слове дом:

Дом-том-ком-лом-сом.

5.Игра « Звук заблудился».

1) Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

2) На поляне весной вырос зуб ( дуб) молодой.

3) Сели в ложку ( лодку) и – айда! По реке туда – сюда.

6.Игра « Доскажи словечко»

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь – подождём,

Отгадаешь под …( дождём).

                                            Жить на свете очень туго

                                            Без подруги или…( друга).

7.Загадки.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

                          Кто проходит, кто уходит –

                          Все её за ручку водят.  ( дверь).

                                           Кто в дни болезни всех полезней

                                           И лечит нас от всех болезней? ( доктор).

  1. Игра « Кто больше назовёт одно ( двух ) сложных слов.

 

Занятие №  15  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Ж».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «ж» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 2 слов, называть первое, второе слово.

                               Ход.

  1. Весёлые стихи.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

                        Жук – жучок отвечал урок.

                        Вместо слов « ручей журчит»

                        Написал « жучей жужжит».

Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите мне слова в которых встречается звук «ж».

  1. Скороговорки.

 Хорош пирожок, внутри – творожок.

 Жутко жуку жить на суку.

  1. Чистоговорки.

Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи -здесь живут ежи.

Же же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо лужок, снежок, пирожок, творожок.

  1. Пословицы и поговорки.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

  1. Игра « Кто больше?»
  1. Придумайте слова начинающиеся на звук «ж».
  2. Назовите животных, птиц, насекомых в названии которых есть звук «ж».
  3. Придумайте слова в которых есть звук «ж».
  1. Игра « Кто внимательнее?»
  1. Найдите одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.
  2. Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук «ж» в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щётка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
  1. Игра « Доскажи словечко».

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…( жираф).

                         Лейся, дождь, веселей.

                         Мы с тобою дружим.

                         Весело нам бегать

                          Босиком по …( лужам).

                                                     И бежит Айболит к бегемотикам,

                                                     И хлопает их по …( животикам).

  1. Игра « Слоговой аукцион».
  1. Придумайте слова со слогом жа.
  2. Какое слово получится, если добавить звук «ж» к словам:

-аба, -ук, -изнь, – алоба, – ар, – илистый, – урчать.

    9. Игра « Буква потерялась» .

Найдите пропущенные буквы в словах: лу-а, сту-а,са- а, ро-ь, ло-ка, но-ка.

10.Игра « Четвёртый лишний»

Определите лишнее слово:

                 Журавль, жёлудь, жираф, ёж. (ёж).

                 Жук, жаворонок, уж, жир. (уж).

11.Игра « Звук звблудился».

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

  1. Загадки.

Жу – жу –жу – жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

И звук Ж твержу. ( жук).

                            В золотой клубочек

                            Спрятался дубочек.  ( жёлудь).

  1.  Объяснить детям, что мы называем предложением. Дать задание придумать предложение из 2 слов. Разобрать какое слово первое, какое второе.

   

   

            Занятие №  16  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «З».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «з» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово.

                               Ход.

1.Весёлые стихи.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей

А под музыку, друзья.

Затанцует и змея.

                                        Едет зайка на трамвае,

                                        Едет зайка, рассуждает:

                                        « Если я купил билет,

                                        Кто я : Заяц или нет?»

Какой звук здесь встречается чаще всего, назовите мне слова в которых есть звук «з».

  1. Скороговорки.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

  1. Пословицы и поговорки.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Здоровье дороже богатства.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…(зарядку).

                      Крыша в шапке меховой,

                      Белый дым над головой.

                      Двор в снегу, белы дома.

                      Ночью к нам пришла…(зима).

                                       Ясными ночками

                                       Гуляет мама с дочками.

                                       Дочкам не твердит она:

                                       – Спать ложитесь, поздно! –

                                       Потому что мать – Луна,

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте.

Задание №1.

В: Нужно встать около своих мест, садиться тот кто назовёт слово со звуком: 1) А; 2) О; 3) У; 4) Ы; 5) Э.

Д: 1) Арбуз, автобус, апельсин, ананас, аист, зайка.

     2) Оса, осень, зонт, пальто, озеро.

     3) Утюг, улитка, ухо, утка, лягушка.

     4) Дым, мышь, сыр.

     5) Экран, этаж, аэродром.

В: Ребята вы все справились с заданием, молодцы.

Задание №2. В рабочей тетради.

В. Откройте свои тетради там, где стоит закладка.

Под картинками прочитайте и напишите, как кричит девочка в лесу, как плачет малыш.

Д: Девочка в лесу кричит АУ, мальчик плачет УА.

Дети выполняют задание в тетрадях, у доски выполняет Ульяна, пишет слово АУ, а Арсений пишет слово УА.

В: Ребята проверьте, у всех  так как на доске написали Ульяна и Арсений?

Д: Да.

В: Молодцы все справились.

Задание №3.

В. Ребята нужно показать стрелочкой кто, в каком домике живёт, а для этого нужно определить первый звук в названии нарисованных предметов.

В: С каким домиком соединили улитку?

Д: С домиком, на котором написана буква У.

В: С каким домиком соединили ослика?

Д: С домиком, на котором написана буква О.

В: С каким домиком соединили аиста?

Д: С домиком, на котором написана буква А.

Дети выполняют задание в тетрадях, Амир С. около доски с наглядным материалом.

В: Ребята проверьте у всех так как сделал Амир?

Д: Да.

В: Молодцы, все справились с заданием.

Задание №4.

Физкультминутка.

       Буратино

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,          

Два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Задание №5.

В. Ребята на рисунке у вас много букв, нужно закрасить только гласные буквы. Раскрашиваем аккуратно не выходя за края. Карандашом красного цвета.

Дети выполняют задание в тетрадях, Вика у доски зачёркивает те буквы какие не закрашивали.

В: Ребята какие буквы вы закрасили.

Д. Закрасили А,О,Э,Ы,У.

В: Проверьте у всех так как у Вики на доске?

Д: Да.

В: Хорошо все справились.

Задание №6.

В: Ребята в каждом квадрате напишите гласную букву, соответствующую гласному звуку, который есть в названии предмета.

Дети выполняют задание в тетрадях.

В: Ребята, какую букву написали под картинкой дом?

Д: Букву О.

В: Кто хочет написать букву О на доске? Иди Кирам.

В: Ребята все написали  букву О?

Д: Молодцы все.

В: Ребята, какую букву вы написали под картинкой дым?

Д: Написали букву Ы.

В: Ребята кто хочет написать букву Ы на доске. Иди Эвелина.

В: Ребята все написали, так как Эвелина?

Д: Да.

В: Хорошо.

В: Ребята какую букву написали под картинкой жук?

Д: Букву У.

В: Кто хочет написать букву У на доске? Иди Софья.

В: Ребята у всех так написано?

Д: Да.

В: Хорошо ребята.

В: Какую букву написали под картинкой сыр?

Д: Букву Ы.

В: Ребята кто хочет написать эту букву на доске? Иди Милана.

В: Ребята проверьте у всех так?

Д: Да.

В: Хорошо.

Задание №7.

В: Ребята  осталось у нас последнее задание которое приготовил нам Буратино.

В: Ребята нужно подсказать слово в конце стихотворений – загадок. Назвать первый звук в подсказанных словах.

В: Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый – все довольны,

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его …

Д: Арбуз

В: Какай первый звук в слове Арбуз?

Д: Звук А.

В: На лучинке, в бумажке,

     В шоколадной рубашке,

     В руки просится само.

     Что же это?…

Д: Эскимо

В: Какой первый звук в слове эскимо?

Д: Первый звук  в слове Эскимо  Э.

В: Все ребята со двора

     Молярам кричат …

Д: Ура

В: Какой первый звук в слове ура?

Д: Первый звук У.

В: Несу я урожаи,

     Птиц к югу отправляю,    

     Деревья раздеваю,

     Но не касаюсь сосен я это…

Д: Осень

В: Какой первый звук в слове осень?

Д: Первый звук О.

В: Ребята назовите гласный звук, который никогда не бывает в начале слова.

Д: Звук Ы.

В: Ребята вы все сегодня молодцы, все вами довольны.

Давайте мы с вами вспомним, чем мы с вами занимались на занятии.

Д: Ответы детей.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы Тема: «Построим дом для поросят»

Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы

Тема: «Построим дом для поросят»

Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей.

 Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки. Закреплять навык деления слов на слоги. Совершенствовать умение составлять предложения по заданным словам. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных; в умении отгадывать загадки. Расширять и закреплять словарный запас детей;

Развивающие: Развивать логическое мышление, память; артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать стремление овладеть правильной речью,  активность в обучении.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка»; разучивание физминутки.

Оборудование: и материалы: демонстрационный: ноутбук, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка», презентация к занятию – постройка дома по частям; мяч; солома, ветки, камень.  

Раздаточный: предметные картинки, мяч; карточки для звукового анализа слова «дым»; смайлики – весёлые, грустные, задумчивые.

Ход занятия.

(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка»)

«Нам не страшен Серый волк, Серый волк,

Где ты бродишь, Серый волк, злой и страшный волк?»

Воспитатель: Вы помните из какой сказки эта песня?

Дети: «Три поросенка»

Воспитатель: Три хорошеньких зверушки

                          Себе построили избушки,

                          И от волка убегали…

                         Отгадайте, как их звали?

Дети: Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.

Воспитатель: Вы помните чем закончилась эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа.  Но вскоре поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий, надежный дом. Самим им не справиться, вот они и просят помощи у нас. Вы хотите им помочь?  

Дети: Да!

Воспитатель: Кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Вот мы и превратимся сегодня в строителей. Как вы думаете, из каких частей состоит дом?

Дети: Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо, труба.

Воспитатель: Еще есть фундамент – это основа, на которой строится дом. Из чего был сделан дом у Ниф-Нифа?

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Легкий, желтый, соломенный.

Воспитатель: Из чего был сделан  дом у Нуф-Нуфа? 

Дети: Из веток.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Непрочный, холодный, дырявый.

Воспитатель: Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Почему? Давай те проверим.

Дети дуют на солому, затем на ветки, камень.

Воспитатель: Чей домик волк так и не смог разрушить?

Дети: Домик Наф-Нафа. Оказывается, чем прочнее дом, тем труднее его сломать. Домик  НАФ – НАФА какой, опишите его.  

Дети: Прочный, крепкий дом!

Воспитатель: Дома бывают из разных материалов. Поиграем в игру с мячом. Я буду называть материал, а тот кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет:

1. – из соломы? – соломенный;

2. – из камня? – каменный

3. – из дерева? – деревянный

4. – из стекла? – стеклянный

5. – из железа? – железный

6. – из резины? – резиновый

7. – из пластмассы? – пластмассовый

8. – из кирпича? – кирпичный

Воспитатель: Как вы думаете, стеклянный дом будет крепким?

Дети: Нет, он может разбиться, холодный, просвечивается, его нельзя обогревать и т. д.

Воспитатель: А резиновый?

Дети: Он может лопнуть, разорваться, его нельзя обогревать, он холодный.

Воспитатель: Итак, самый хороший, крепкий, теплый, надежный дом – кирпичный дом. А теперь мы приступим к работе, за каждое правильное выполненное задание будет появляться часть дома. Определите первый звук в именах поросят.

Дети: Н.

Воспитатель: Правильно, теперь вам необходимо определить место звука Н в названии предмета, изображенного на картинке.

                                        Детям предлагается взять картинки.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и у нашего дома появилась стена. Теперь следующее задание, мы с вами отгадаем загадки и назовем, сколько слогов в словах – отгадках.

1. Друг на дружке ровно в ряд 
Эти кубики стоят, 
В каждом есть окно и вход, 
В каждом кто-нибудь живет     (Дом – 1 слог; домик – 2слога)

2. Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это …    (Волк – 1 слог)

3. Будто облако резвилось

И на травку опустилось.

Спинка вся в густых колечках

Бродит по траве …. (овечка – 3 слога)

4. Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную … (дверь – 1слог).

 5. Носик – круглым пятачком

Хвостик – маленьким крючком.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.      (Поросята – 4 слога)

Воспитатель:  Молодцы ребята, мы справились с заданием, и у нас появились стены и дверь. Давайте теперь отдохнем.

Физкультминутка:

Динь-дон, динь-дон.

(наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).

Братцы строят новый дом.

(стучим кулаком об кулак).

Красят стены, крышу, пол

(руками «красим» сбоку, вверху, внизу).

Прибираются кругом.

(«метем» метлой).

Мы к ним в гости все прийдем.

(шаги на месте).

И подарки принесем.

(руки вперед, ладонями вверх).

Воспитатель: Продолжим строить дом. Предлагаю Вам вспомнить сказку. Всё лето  три поросенка, НИФ – НИФ, НУФ – НУФ и НАФ – НАФ  веселились, бегали и играли. Давайте  представим себе веселое лето, где они  радуются солнцу, бабочкам, цветам!

 Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень,  поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно.  Чтобы согреться они стали резвиться. Что значит слово резвиться?

Дети: Бегать, прыгать, скакать…

Воспитатель: Кого разбудили поросята?

Дети: Волка.

Воспитатель:  Конечно, волка! А волк, какой?

Дети: Злой, страшный, голодный.

Воспитатель: Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка! Он громко рычит, клацает зубами, хмурит брови. А теперь давайте покажем, как испугались поросята. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Давайте подразним волка!

Чистоговорка:

Ри-ри-ри – уходи ты от двери!

Ра-ра-ра – целый день кричим ура!

Ру-ру-ру – мы придумали игру!

Ра-ра-ра – уходить тебе пора!

Рё-рё-рё – побежали мы вперёд!

Ро-ро-ро – дует свежий ветерок!

Ру-ру-ру – будем бегать по двору!

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились и у нас появилась  часть крыши. Следующее задание: в предложениях перепутались слова.  Помогите составить предложения правильно, что бы было понятно.

 

Игра «Составь предложение».

– Три, жили-были, братца-поросенка.  (Жили-были три братца-поросёнка)

– Строить, настоящий, начали, дом. (Начали строить настоящий дом)

– Кирпичный, волк, дом,  увидел. (Волк увидел кирпичный дом)

 

-Волка, поросята, проучили, коварного. (Поросята проучили коварного волка).

– Дом, очень, получился, крепкий. (Дом получился очень крепкий)

 

Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание: Я предлагаю вам   выложить схему предложения на столе: «Дом получился очень крепкий».

– Из чего состоит предложение? (из слов)

– А как слова обозначаются? (слова обозначаются полосками)

-Что обозначает уголок? (первое слово в предложении)

-Сколько слов в этом предложении? (четыре)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились и у нас появилась ещё часть крыши.. Последнее задание: провести звуковой анализ слова «дым».

Дети проводят звуковой анализ слова «дым»

Воспитатель: Посмотрите, какой домик появился у трёх поросят! Теперь братья  живут дружно, под одной крышей. Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?

Дети: «Три поросёнка»

Воспитатель: Чем вам нравится сказка «Три поросенка»? Что запомнилось вам сегодня на занятии? (ответы детей)

Воспитатель:  Вы были очень хорошими помощниками, молодцы. Ребята, вот здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрите,  чем они отличаются?  

Дети: Настроением: грусть, радость, задумчивость.

Воспитатель: Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого, а если совсем трудно – грустного.

Звучит песня из мультфильма.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте ” Письмо от Петрушки”

Конспект НОД Коммуникация в старшей группе Тема: «Письмо от Петрушки»

Интегрирующие области;

физическая культура, познавательное развитие, коммуникативное развитие.

Программное содержание:

1. Закрепить понятие: алфавит, звук, буква, слово, предложение.

2. Продолжить учить придумывать слова, с заданным звуком и с заданным количеством звуков.

3. Упражнять в умении делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей придумывать предложения из 4-5 слов.

5. Работать над дикцией.

6. Воспитывать отзывчивость, чувство взаимопомощи.

Литература;

1. Программа «Детство»

2 Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей»

3. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада».

4. О. В. Узорова «Букварь для быстрого обучения чтению».

5. Н. С. Жукова «Букварь».

Ход НОД.

Дети выходят на середину зала

Воспитатель:

– Ребята, у меня сегодня есть сюрприз для вас, но сначала мы с вами немного поговорим.

– Скажите, пожалуйста, какого человека называют грамотным?

– Предположительный ответ детей.

Воспитатель:

– Правильно, грамотным называют человека, который умеет читать, писать и красиво говорить.

– Мы с вами тоже учимся быть, грамотными людьми. И сейчас давайте вспомним нашу чистоговорку. (вдох, – медленный выдох).

Мы спокойны всегда

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

(Дети садятся на стульчики, выставляется плакат с алфавитом).

Воспитатель:

– Ребята, скажите, как это называется одним словом?

Предположительный ответ детей.

– Это азбука

Воспитатель:

– Правильно, это азбука или алфавит?

Воспитатель:

– Из чего состоит алфавит?

Ответы детей:

Из букв.

Воспитатель:

– Что обозначают буквы?

Ответы детей:

– Буквы обозначают звуки

Воспитатель:

– Правильно, молодцы!.

– Скажите, пожалуйста, А чем звук отличается от буквы?

Ответ детей.

Воспитатель:

Совершенно верно, звуки мы произносим, говорим, а буквы мы видим, можем написать!

Воспитатель:

– Из звуков, что можно составить?

Ответ детей:

Из звуков можно составить слова!

Воспитатель:

– Слова, бывают, какие?

Ответы детей:

Слова бывают длинные и короткие.

Воспитатель:

– Придумайте, пожалуйста, короткие слова, а теперь длинные.

(Дети придумывают короткие и длинные слова).

Воспитатель:

– Молодцы, ребята, а вот что можно придумать из слов?

Ответы детей:

Предложение.

Воспитатель:

— Ну, а теперь сюрприз для вас. Сегодня утром, почтальон принес нам в группу вот этот конверт. (достает и показывает конверт).

– Вы, хотите узнать, от кого это письмо и что в нем написано? Я тоже очень хочу прочитать. (вызывает ребенка умеющего читать и просит его прочитать надпись на конверте).

– Сколько всего много написано, но давайте будем читать по порядку. (зачитывает письмо).

– Дорогие, ребята, я сейчас живу в лесу, на даче у бабушки, жду лето, чтобы по- быстрей пойти за грибами. Отгадайте, какие грибы я буду собирать, если в их названии есть звук «р»?

Предположительный ответ детей.

Это боровики, сыроежки, подберезовики, рыжики, грузди.

Воспитатель:

– Правильно, а теперь отгадайте, какие грибы я буду собирать, если в их названии есть звук «т»?

Ответ детей:

Это маслята, опята.

Воспитатель:

– Тоже угадали, а теперь скажите, какие грибы я буду собирать, если в их названии есть звук «с»?

Ответы детей:

Это грибы сыроежки, маслята.

Воспитатель:

– А какой последний звук в слове «маслята»

Ответ детей:

Звук «А».

Воспитатель зачитывает письмо дальше.

Воспитатель:

– Ребята, пишет дальше Петрушка, в моем лесу живет много птиц. Помогите мне их правильно расселить.

На березе живут птицы, в названии которых, три слога.

Ответ детей:

На березе живут птицы, сорока, синица, воробей.

Воспитатель:

На сосне живут птицы, в названии которых, два слога.

Ответ детей:

А на сосне живут дятел сова, сойка.

Воспитатель:

– Молодцы, ребята, ну что, поможем, Петрушке, расселим птиц по своим домикам деревьям.

(На двух мольбертах изображены береза и сосна, дети расселяют птиц по своим местам).

– Молодцы, мы хорошо потрудились и сейчас мы отдохнем и вспомним веселого Старичка

Физкультминутка «Веселый Старичок» (работа над дикцией.)

– Жил на свете Старичок.

Маленького роста.

И смеялся Старичок чрезвычайно просто!

Ха-ха-ха, да Хе-хе-хе.

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь, да трюх-трюх!

(Дети проговаривают слова, согласно тексту)

– Петрушка, пишет нам дальше.

У моей бабушки на даче живут домашние животные и птицы. Отгадайте, какие названия спрятались за цифрами?

Дидактическая игра «Угадай слово»

(Сначала дети отгадывают все вместе, а затем даю задание каждому ребенку, отдельно. Каждый придумывает предложение со своим словом).

Анализ занятия:

Воспитатель:

-Что мы сегодня с вами делали, что вам больше всего понравилось!

Ответы детей

– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и помогли Петрушке. – Ребята, а вот Петрушка еще нам что то написал (зачитывает письмо)

– Дорогие ребята, я не сомневаюсь и знаю, что со всеми моими заданиями вы, конечно, справились и поэтому в подарок вам посылаю звездочки, как самым грамотным детям.

До свидание, до новых встреч!

Раздаются детям звездочки.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Конспект по обучению грамоте

Программное содержание:

Освоение звукового анализа слов,составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах.. Знакомство с графической записью слогов.

Материал: Демонстрационный: доска, мел, фишки красного и синего  цвета,указка,кукла.письмо с загадкой,мяч.

Раздаточный: схемы слова мак,фишки красного и синего цвета.

Ход НОД.

1.Психогимнастика: « Не сердись,улыбнись»

Воспитатель: Сегодня я хочу поделиться с вами  Добротой. Возьмёмся за руки и передадим своё  Добро,Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это солнышко Доброты согрело ваши ладошки.  

  1. Каждый из вас повернёт голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково,улыбаясь.» «Не сердись ,улыбнись!»

2 Составление схемы звукового состава слова.

Воспитатель рассказывает детям о том,что в гости к ним пришла кукла Маша,которая заблудилась в лесу и о том, как волшебное слово ау помогло ей найти друзей. Дети поочерёдно произносят слово ,проводя  указкой под клеточками. Воспитательсообщает ребятам « секрет»: сколько звуков,столько и домиков. Воспитатель говорит детям.что звуки  а и у  гласные ,их можно петь.

Воспитатель говорит,что Маша принесла от Сороки письмо. Достает из конверта письмо и сообщает ,что это загадка.  Читает детям загадку.

Длинный,тонкий стебелёк.

Сверху- алый огонёк.

Не растенье,а маяк.

Это ярко-красный ……….(мак)

3 Звуковой анализ слова мак . Дети последовательно выделяют первый,второй., третий звук в слове ,интонационно выделяя их и выкладывая фишки синего и красного цвета на картинки-схемы. При этом один ребенок работает у доски, остальные на местах.

Физминутка : Игра с  мячом « Наоборот»

Воспитатель называет слово, дети бросают ему мяч и называют  противоположное по смыслу,например: большой -маленький.тёплый-холодный, весёлый-грустный  и т. д.

Давайте немножко отдохнём. Дети выполняют движения под текст:

Вверх ладошки хлоп-хлоп,

По коленкм шлёп-шлёп.

По плечам себя  похлопать,

по бокам себя пошлёпать

Можно хлопнуть за спиной

А теперь перед собой .

Вправо хлопнем,влево хлопнем .

И крест накрест руки сложим..

4 Игра  «Телеграф»

Воспитатель произносит одно-двух-трёхсложное.а дети передают их по телеграфу; отхлопывая количество слогов. У доски графически записывают слова по слогам. Затем  педагог меняется ролями.

 

5 Итог

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Нод по обучению грамоте в старшей группе

   

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Яйский детский сад  «Кораблик»

РФ , 652100, Кемеровская область Яйский район,  п.г.т. Яя,  ул. Ленинградская,4

Контрольно-проверочная НОД по обучению грамоте в старшей группе «Радуга»

Подготовила: Табунова О. В.

П.г.т. Яя

2015-2016гг.

«Задания от гнома Грамотея»

Цель: Закрепить умения детей называть слова с заданным звуком, делить  на слоги двусложные и трехсложные слова, интонационно выделять звук в слове, составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово в предложении, проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

 

  Ход занятия:

Организационный момент: Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики» соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слышим? (шум за окном, тиканье часов и т.п.). А как это все можно назвать одним словом? (звуки). Правильно – звуки.

(раздается раскат грома).

Воспитатель: Ой, дети, а это что за звуки такие? (дети предполагают, что это может быть).

Воспитатель обращает внимание детей на появившегося гостя – гнома Грамотея и волшебный сундучок.

Гном: «Дорогие дети старшей группы!

Я – гном Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я пришел к вам в гости с волшебным сундучком, в котором лежит для вас подарок. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде чем начать выполнять задания гнома Грамотея, давайте разомнем язычок, чтобы говорить четко, правильно и красиво.

  1.  Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

А вот и загадки, которые приготовил нам гном Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, –

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью.

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил гном Грамотей! Справимся с этим заданием –  один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники гнома Грамотея принесли для вас загадку

 «Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку».

Дети: Весна

После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна». Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Ответы детей). Правильно, слова состоят из звуков. А какие звуки мы знаем? (гласные и согласные). А на какие 2 группы делятся согласные звуки? (На твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем  твердые и мягкие звуки? (синим и зеленым). Молодцы ребята, теперь можно приступать к выполнению задания.

Какое время года изображено на картине?

Составьте по картине короткие предложения

 (На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске). А весной люди получают сок из берез – березовый.

Разобрать по составу слово «сок».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от гнома Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                           (Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

   Задание №2.

Воспитатель: Вот и второе задание с ключом:  «Утка с курицей пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

   Задание №3.

Воспитатель: А задание такое: надо найти место, где находится звук. А где может находиться звук в слове?

Дети: (В начале, середине и конце слова)

Воспитатель показывает картинки, а дети на местах определяют позицию звука в слове.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Задание №4.

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».

1. В зоопарке покрасили (забор).

2. По полю бегал трусливый (заяц).

3. На ворота повесили (замок).

4. У Зины белоснежные (зубы).

5. Зоя раскрыла красивый (зонт).

6. Мама повесила на окна новые (занавески).

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

   Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением предметов).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

 (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и шестой ключ нам нужно найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

   Задание №6.

Воспитатель: Слушайте, шестое задание!

К нам в группу прилетели птицы, а какие отгадайте:

-Маленький певец лесной, лучше всех поет весной (соловей)

-Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

-Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворцы)

– Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)

-Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами (трясогузка)

-Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам-враг! (грач)

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Воспитатель: Ребята, а седьмой ключ находится вот где.

Там творим мы и рисуем,

Лепим клеим и малюем!

Дети: Это изостудия!

Воспитатель: Правильно детки!

Давайте пройдем в изостудию и узнаем следующее задание.

(дети с воспитателем проходят в изостудию и выполняют задание).

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! И, как говорится в народе: «Сова – умная голова». Вот таких сов гном Грамотей хочет подарить вам на память, так как вы действительно достойны такой награды! (Дети награждаются шапочками магистров).

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *