Обучение дошкольников грамоте картинки: Задание в картинках на обучение грамоте детей 4-6 лет

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста “Игры деда буквоеда”

Программа материала
Оглавление:
     Аннотация: данная работа является конкурсной

    Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе специально организованной деятельности (на занятии), так и в других видах детской деятельности: во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках, в процессе проведения кружковой работы по подготовке к школе и т.д.

    Данный сборник основывается на  идеях ФГОС дошкольного образования – это «прежде всего развитие многообразия, это мир детства, это технология развития детства. Главное – процесс развития, а не результат; социализация, развитие ребенка, а не обучение; это педагогика свободных искусств. Ребенка ценят, а не оценивают. Счет, чтение, письмо – это побочные продукты деятельности, через которые ребенок входит в мир, приобщается к нему».

    Адресуется специалистам различной квалификации, занятые в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

    Пояснительная записка

    В работе с детьми мы применяем основной метод обучения – игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом.

    Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.

    Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю. Дети очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.

    В группе создан мобильный, постоянно действующий центр по обучению грамоте. Главный персонаж центра Дед Буквоед. Дед Буквоед – это кукла, роль которой могут исполнить и взрослые, и дети. Игры в уголке постоянно меняются по мере изучения материала. Создание такого центра малозатратно, потому что все игры изготовлены руками воспитателей. Для воспитателей это очень хорошее подспорье, помогающее закрепить материал, изученный на занятии. Можно отметить повышенный интерес детей к игре в данном центре, и как следствие 90 % детей идут в школу уже читающими.

    За годы работа сложилась своя система: игры мы разделили на 3 блока.

    1. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать.

    2. Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов.

    3. Игры, направленные на развитие техники осмысленного чтения.

    Главная задача любого, в том числе и добуквенного, этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но  привлекательной и интересной.

    Поэтому к предлагаемым играм следует относится не как к инструкции, требующей пунктуального выполнения, а как к теме для свободной игровой импровизации

    Игры звукоподражания

    -Ты слышал, как жужжат пчёлы? Давай поговорим на пчелином языке. Вот так: “Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Угощайся                           медовыми           пироЖЖЖками           и           мороЖЖЖеным.”

    Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин. Акцентируя в словах звуки Ш и С, легко превратить обычную речь в ” змеиный язык” и т. д.

    Звукоподражание можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.

    Игровая ситуация “Магазин”

    “Продавец” отпускает товар только в том случае, если ” покупатель” правильно называет первый звук в слове, которое обозначает “покупку”.

    ПРОДАВЕЦ: Миша, ты выбрал ложку? За неё надо заплатить первым звуком этого слова. Произнеси его!

    ПОКУПАТЕЛЬ: ЛЛЛ.

    ПРОДАВЕЦ: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.

    Возможные варианты игры «МАГАЗИН».

    На доске выкладываются предметные картинки с изображением игрушек. Педагог – продавец, дети – покупатели. Чтобы купить игрушку, выполняется задание:

    1)               Продается игрушка, в названии которой 2 слога, ударный второй слог. (Например: юла.)

    2)               В названии которой 2 слога, ударный первый слог. (Кукла.)

    3)               В названии которой один слог. (Мяч.)

    Игра “Почтальон”

    Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

     Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.

    Задания:

    2)               Отнести только в те домики, где буквы согласные.

    3)               Отнести только в те домики, где буквы гласные.

    Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.

    Задания:

    1)               Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.

    2)               Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.

    Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.

    Задания:

    1)               Отнести почту в домик, где в слове два слога.

    2)               Отнести почту в домик, где в слове один слог.

    Игра “Домики для звуков”

    Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

    Правила игры.

    Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е. без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.

    Вариант 1.

    Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

    Вариант 2.

    Каждому ребенку раздается несколько (2,3,…) карточек и одна фишке. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

    Игра “Звонкий – глухой”

    Цель: развитие фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти. Комплектность: 4 большие карты, 64 маленькие карточки, бумажный кубик. 16 картинок в начале слова звонкий согласный звук, а в конце слова глухой: матрос, ландыш, волк, мак, жук, молоток, венок, горох, мост, грузовик, мяч, бегемот, мышь, бык, василек…

    16 картинок в начале слова глухой согласный звук, а в конце звонкий: трактор, пеликан, слон, крокодил, сыр, тигр, стакан, стул, телевизор, самовар, кувшин, стол, пингвин, светофор, тюльпан, кабан…

    16 картинок в начале и в конце слова звонкий согласный звук: забор, лимон, баран, барабан, мотоцикл, букварь, доктор, магнитофон, дятел, ворон, мухомор, дверь, батон, диван дом, милиционер.

    .. Дополнительные слова: бидон, рупор, балкон, мел. 16 картинок в начале и в конце слова глухой согласный звук: самолет, шарф, карандаш, чеснок, колокольчик, кубик, троллейбус, платок, чайник, петух, холодильник, снеговик, шарик, теленок, кот, флажок… Дополнительные слова: пылесос, конверт, поросенок, кит, камыш, танк, шкаф, квадрат, фотоаппарат, кактус, хомяк.

    Правила игры.

    Перед началом игры определите, по какому из вариантов: в начале слова, в конце слова, сразу в начале и в конце слова будете собирать карту.

    На большие карты с желтым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове звонкий согласный звук либо в начале слова, либо только в конце слова или сразу в начале и в конце слова.

    На большие карты с коричневым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале либо в конце, или в начале и в конце сразу.

    Например: бык – звонкий звук в начале слова, стол – звонкий согласный звук в конце слова, дом – звонкий согласный звук в начале и в конце слова.

    Вариант 1.

    Дети (2-4 человека) берут себе по большой карте и определяются, на какую часть слова будут ориентироваться – на начало, конец или сразу и то и другое. Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?». Дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного «с». Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей карте.

    Вариант 2.

    Играют 2-4 детей без ведущего. Игроки берут себе большие карты. Маленькие карточки с картинками лежат на столе вразброс лицевой стороной кверху. Дети по очереди кидают бумажный кубик. Желтая грань обозначает, что надо взять со стола картинку, чтобы звонкий согласный звук был в начале либо в конце, или сразу в начале и в конце слова (об этом дети договариваются заранее). Если выпадает грань с буквой Д – игрок кидает кубик дважды, это дополнительный ход. Если у игрока карта с коричневым прямоугольником в середине, а на кубике выпала желтая грань – передать ход следующему игроку.

    Выигрывает тот, кто первым соберет картинки на своей карте.

    Вариант 3.

    Кто соберет длиннее цепочку из картинок с наличием в словах заданного звука, независимо от того, в какой части слова он находится:

    «д»: доктор, дом, диван, карандаш, крокодил…

    «дь» ландыш, дверь, дятел…

    «с»: стул, слон, стол, снеговик, самолет, сыр, «сь» стакан, светофор, троллейбус, чеснок, матрос, василек…

    «л»: тюльпан, василек, слон, стул, стол…

    «ль» колокольчик, волк, молоток, пеликан, лимон, холодильник, дятел, мотоцикл…

    Игра “Бабочки на полянке”

    Цель: обучение составлению и чтению слогов.

    Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными – на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог. Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.

    Игра «Самый зоркий», или «Кто быстрее».

    Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

    Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три – внимательно смотри!» – показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.

    Возможны варианты: аналогичная работа может производиться со слогами.

    Задание:

    •                    Найти, показать и прочитать нужный слог.

    •                    Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например: слог «НА» – находим «НЯ».)

    Игра «К кому пойти в гости»

    Цель: развитие внутреннего планирования.

    Не доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.

    1)               Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.

    2)               Он пойдет в гости к тому, у кого в названии 2 слога и первый звук согласный мягкий.

    3)               Они пойдут в гости к другу, в названии которого 3 слога.

    Игра “Придумай слово”

    На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.

    Игра “Хлопушка”

    «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» — хлопни два раза».

    Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул.

    Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.

    Игра “Магический квадрат”

    Внимательно посмотри на картинки и скажи, на какой звук начинаются картинки в каждом ряду. А названия каких картинок оканчиваются на звук «а», «к»? Этот квадрат можно использовать для развития зрительной памяти. (1 таблица) Внимательно посмотри на картинки, запомни их расположение, а потом вспомни, какие из них расположены в первом ряду, во втором, в третьем, в четвертом. А сколько всего картинок ты можешь вспомнить? (2 таблица)

    Игра “Первый — последний”

    Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.

    Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.

    Игра “Волшебные превращения”

    Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

    Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова. Выигрывает тот, кто больше получит новых слов. Новые слова можно обозначать фантами. У кого больше фантов наберется, тот и выиграл. Слово «дом». Замените в нем первый звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов? Замените второй звук в этом слове: дом — дАм. А теперь замените третий звук: доМ — доЛ — ДоН. Для игры можно подобрать слова из 4 — 5 букв: Точка — Бочка — Кочка и т. д.

    Игра «Разрезные буквы»

    Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать так, чтобы получалось 3—5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами: части одной буквы, части одной буквы + одну часть от другой буквы, части 2—3 букв одновременно. Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух букв и более. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П. Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!

    Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Игра способствует и развитию наглядно-образного мышления.

    Игра «Узор из букв»

    Увлекательным занятием могут стать «пространственные загадки» из букв. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги (желательно окрашенной с двух сторон). Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. Сложите лист вчетверо — покажите отгадку.

    ШГА

    Можно поручить проверку отгадки самому ребенку. В этом случае у него появится возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве. Игра развивает пространственное и образное мышление.

    Игра «Найди и подчеркни»

    Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, реклама из почтового ящика). Предложите ребенку, просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую вы с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз ее можно зачер­кивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку…

     Если ребенок успешно выполняет задания, предложите ему поискать две буквы одновременно и под­черкнуть их. Наиболее сложный вариант упражнения —найти две буквы одновременно, отмечая их разными знаками (например, Н — зачеркнуть, И — обвести в кружочек). Начинать поиск двух букв одновременно лучше с букв, явно различающихся по внешнему виду (например, 3 и К), чтобы ребенок сначала освоил принцип работы. Затем можно предложить варианты поиска схожих по внешнему виду букв (например, Н/П, И/Н, У/Ч, Б/В). Это задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как тренирует еще и внимательность.

    Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

    Используйте любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание.

    Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались на картинках. Если выполнить задания на отдельных листах, ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. В случае, когда ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне. Задание развивает зрительное восприятие.

    Игра «От какой буквы деталь?»

    Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать. Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент (если вариантов ответов несколько).

    Если ребенок умеет писать, предложите ему дописать незаконченные буквы:

    Игра «Какая буква следующая?»

    Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: AЛ АЛА. Попросите малыша угадать, какая буква должна быть следующей, выбрать ее из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. При этом ребенок называет буквы. Когда ребенок поймет принцип выполнения задания, предлагайте ему в цепочках буквы, схожие по написанию. Пусть теперь ребенок записывает ответ.

    В дальнейшем можно усложнить задание и предлагать записывать не одну, а две последующие буквы.

    Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание.

    Для дошкольника доступны следующие виды чередования:

    хохохо

    хоохоохоо

    ххооххооххоо

    хонохон

    Игра “Корзина со звуками”

    Пособие составляется из отдельных корзин, каждая из которых наклеивается на бумагу формата А4. К корзине двусторонним скотчем прикрепляется прозрачный кармашек размером 6×6 см. В него вставляются карточки размером 5×5 см с изображением определенного звука. В верхней части корзины сделаны прорези (2,5 см), в которые вставляются силуэты грибов на длинной ножке (5—7 см).

    Это пособие можно использовать на разных занятиях. В занятии-сказке «Маша и Медведь» детям, например, нужно в корзинки со звуками «С», «3», «Ш», «Ж» разложить грибы, в названии которых есть эти звуки (подберезовик, лисичка, сы­роежка, подосиновик, свинушка, груздь, шампиньон, волнушка). А в сказке «Три медведя» в корзинки аналогично раскладываются ягоды.

    Игра “Блины со слогами”

    Это пособие изготавливается из поролонового круга радиусом 8 см. На одну его сторону с помощью клея ПВА приклеиваются карточки со слогами (10×5,5 см), которые легко снимаются. Дети участвуют в эстафете «Принеси блины в сковороде» и читают слоги. В сказке «Маша и медведь» они помогают бабушке перенести блины с одними слогами, а в сказке «Колобок» – с другими.

    Игра “Ромашка”

    Основание этого пособия—деревянный круг радиусом 7 см, в центре которого сделано отверстие радиусом 1 см. В отверстие вставляется зеленая палочка-стебель высотой 18 см. На палочку с помощью винта-самореза прикрепляется серединка ро­машки. Она сделана из двух картонных кругов желтого цвета радиусом 7 см, скрепленных по краям кусочками поролона толщиной 0,5 см, которые образуют ячейки для съемных лепестков ромашки. Лепестки (длина 18 см, ширина в широкой части — 7 см, в узкой — 1 см) вырезаются из картона. На широкую часть наклеивается картинка, узкой частью лепесток вставляется в ячейку. На начальном этапе «Ромашка» используется для изучения слияния звуков в слоги (в центре закрепляется согласный звук, а на лепестках — по гласному звуку). На занятии с использованием сюжета сказки «Колобок» дети собирают ромашку из овощей, растущих в огороде у Зайца, определяя первый звук в словах.

    Игра «Кто в домике живет»

     Данная игра преследует 3 цели: развитие звуко-буквенного анализа; автоматизация звуков в словах; пополнение словарного запаса у детей.  В окошке звук (буква) зовет гостей: «З-з-з», «К-к-к»

    Игра «Соберем урожай»

    Педагог  предлагает Незнайке помочь  собрать урожай, но выбрать нужно только те овощи, в названиях которых есть звук «р» (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами петрушка, огурцы, перцы, чеснок, кабачок, свекла, помидор.

    Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?»

    Педагог  предлагает  детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль». (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами белка, лиса, крокодил, лошадь, лев, лиса, слон и т.п.

    Игра «Веселые скоморохи»

    Данная игра многофункциональна. Скоморохи живут в красивом разноцветном сундучке и приходят в гости к детям. У них различные имена, состоящие из одного звука, либо из одного слога. Возможны варианты игры:
    у педагога на столе стопкой лежат картинки изображе­нием вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картин­ку, называют изображенный на ней предмет, выделяют пер­вый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку соответствующему скомороху. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревно­вание.

    Игра «Собери пазлы»

    В данной игре детям предлагается собрать пазлы. Ребенку предлагается соотнести картинку с звуковой схемой, либо со слоговой схемой слова.

    Игры «Слоги рассыпались», «Лото»

    Детям предлагается из слогов составить слова из данных слогов. Слова могут быть на разную тему. Например, в канун нового года могут быть «новогодние» слова.

    Игра «Звуковая пирамидка»

    Оборудование: рисунок пирамиды из схем. В нижней части каждой схемы — кармашек для вкладывания карти­нок; в основании пирамиды — схема из 3 слогов, выше — из двух, потом — один слог; заканчивается пирамида треугольной вер­хушкой. Предметные картинки тех же размеров, что и схемы пирамиды. Педагог  предлагает детям построить из картинок пира­миду. Он объясняет, что в ее основании должны быть картин­ки, названия которых состоят из трех слогов, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют два слога, и т.д.

    Игра “Кто больше слов составит”

    Цель: развитие техники осмысленного чтения. Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков (напечатанных на доске) так, чтобы они образовывали осмысленные слова. Например: КО ЛОГОР MAP КНИ МАРА ГА

    КО

    КО

    КО

    ГА

    КО

    КО

    КО

    КО

      Игра “Накормите зверей”

    Цель: развитие техники осмысленного чтения.

    Для этой игры потребуются предметные картинки с изображениями различных животных. Дети выбирают себе понравившиеся картинки. Это звери и птицы, которых они будут «кормить». На столе перед детьми – карточки, где написаны названия кушаний (молоко, пшено, овес, рыба и т. д.). Карточки перевернуты, дети по очереди открывают карточки, читают названия блюд и выбирают то, что подходит их питомцу.

    Игра “Поваренок”

    Цель: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире, развитие техники осмысленного чтения.

    Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюль с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками с сыпучими продуктами: вермишелью, крупами, горохом, фасолью, карточки со словами.

    Ход игры. Педагог раздает «кастрюли», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох — от фасоли и т. Д. Затем образуют прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т. П. Дети читают названия круп, каш, написанных на карточках и определяют к какой кастрюльке подходит.

    Рассказать друзьям:

Л.Е. Журова. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет (конспекты занятий)

Главная » РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ » обучение грамоте

Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, и особенно родители детей дошкольного возраста зачастую склонны обучать детей грамоте, «натаскивая» их шесть лет по общеобразовательной программе 1 класса. Но при этом достаточно скоро выявляется, что такая тактика подготовки ребенка к школьному обучению не результативна. Потому что, как только заканчивается запас «предшкольных» знаний, ребенок начинает постепенно отставать от своих одноклассников. Бывают и такие ситуации, что ребенок в 5 лет не запоминает буквы. Связано это с тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к сформированности у будущих учеников навыков учебной деятельности.

Основные задачи:

Нельзя ограничить подготовку к школе последним годом предшкольного детства. Обучающая система в детской дошкольной организации имеет специфику обучения не только в подготовительной группе, но и в старшей, и в средней. Таким образом, речь идет об особенностях интеллектуального развития детей. Дошкольников учат различать и называть цвета, форму и величину предметов, проводятся дидактические игры на ориентировку в пространстве, упражнения на развитие логики и мышления. На занятиях широко используются дидактические пособия и наглядный материал: сюжетные и предметные картинки.

Этапы обучения

В средней группе развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, внимание к речевым и неречевым звукам, к способам образования звуков речи. Это подводит их к усвоению фонематического анализа — первому этапу овладения грамотой.

В старшей группе приобретаются навыки звукового анализа и синтеза слов разнообразной фонетической конструкции, различению гласных, различных типов согласных звуков. Преподносятся знания о слоговом построении слов, об ударных и безударных позициях.

В подготовительной группе предполагается знакомство с образами букв и правилами их начертания. Дети овладевают послоговой техникой чтения, обучаются грамотно выкладывать слова и короткие предложения из кассы букв.

О книге

Предлагаемое пособие посвящено вопросам обучения грамоте и основывается на теоретических положений, предложенных П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным. Разработанный и апробированный курс учитывает возрастной потенциал старших дошкольников и построен на поэтапном введении детей в звуковую реальность родного языка.

Книга представляет опорные конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты содержат задания не только по обучению грамоте, но и по совершенствованию мыслительных процессов, зрительного и слухового восприятия, графомоторных умений и навыков.
Материал адресован педагогическим работникам детского сада, может быть использован родителями детей дошкольного возраста в работе над обучением чтению и подготовкой к школе в домашних условиях.

Скачать: Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет (конспекты занятий)

Полный комплект методического материала​ Л.Е. Журовой

  • ​От звука к букве​​
  • От слова к звуку​​
  • Поиграем в слова​​
  • Тайны слов и звуков​​
  • Читаем сами​​
  • Обучение дошкольников грамоте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

33 Увлекательные занятия по обучению грамоте для дошкольников

Важно стимулировать вашего ребенка и учащихся еще до того, как они пойдут в школу. Эти 33 занятия по обучению грамоте помогут стимулировать вашего ребенка и заложат прочную основу для его будущего обучения. Обучение ваших дошкольников этим ценным навыкам имеет много преимуществ, таких как поддержка их когнитивного развития, улучшение их языкового развития, поддержка их творчества и помощь в решении проблем.

1. Читать вслух

Это занятие стоит первым в списке, потому что оно, вероятно, является наиболее важным для развития навыков грамотности. Маленькие дети многому учатся, слушая рассказы, рассматривая книжки с картинками и связывая слова на бумаге с устной речью. Пусть ваш ребенок выберет свою любимую книгу и обнимет ее, пока вы улучшаете его навыки чтения, пока он запоминает.

Подробнее: Сюжетная линия онлайн

2. Ударь по алфавиту

Простая, но эффективная игра поможет вашим ученикам быстро выучить алфавит. Просто возьмите несколько чашек и напишите на них буквы алфавита. Скажите своему ученику, чтобы он пнул мяч с определенной буквой. Это веселое занятие для дошкольников развивает их моторику, а также навыки распознавания букв.

Узнайте больше: увлекательное обучение для детей

3. Корзины для писем

Используйте три или четыре корзины и маркируйте их одной буквой на каждой. Найдите маленькие игрушки, предметы и картинки, которые начинаются с буквы в каждой из корзин, и попросите учеников рассортировать предметы по каждой корзине. Эта веселая игра поможет учащимся распознавать буквы, а также определять начальные звуки.

Узнать больше: Дерево воображения

4. Пластилин с алфавитом

Воспитатель дошкольного возраста может использовать пластилин практически для всего. Для этого занятия ваши ученики могут использовать пластилин, чтобы раскатать и сформировать буквы из теста. Это не только хорошо для мелкой моторики, но также поможет вашим ученикам с названиями букв и формами букв.

Узнайте больше: CCEI Online

5. Письмо из муки и посыпки

Это веселое сенсорное занятие поможет вашим малышам составить буквы и выучить строчные и прописные буквы. Вам понадобится противень, посыпка, карточки с алфавитом и мука. Дайте своим ученикам карточки с буквами и попросите их написать свои буквы на муке.

Узнать больше: Умная жизнь

6. Расскажи детские стишки

Детские стишки — один из лучших способов вовлечь ваших начинающих читателей в фонологическую осведомленность. Изучение детских стишков поможет им усвоить концепцию рифмовки, игры слов и моделей. Этот сборник детских стишков и песенок заставит ваших учеников прочитать их в кратчайшие сроки.

Узнать больше: Bilingual Kidspot

7. Играть в шпионажа

Игра «Я шпион» — это увлекательный способ помочь дошкольникам выучить начальные звуки, что необходимо для развития устной речи и фонологической осведомленности. Это занятие также даст вашему ребенку возможность выучить новые слова и названия предметов.

Узнайте больше: CCEI Online

8. Блоки слов прицеливания

Для этого увлекательного занятия вам понадобятся строительные блоки и маркер. Напишите визуальное слово на блоке с тремя точками для прикрепления блоков, затем напишите буквы этого визуального слова на трех отдельных блоках, и пусть ваши ученики сопоставят буквы.

Узнать больше: Самый счастливый ребенок

9. Класс Scavenger Hunt  

Это веселое практическое занятие увлечет и увлечет весь ваш класс! Для поиска сокровищ распечатайте эти бесплатные распечатки основных предметов домашнего обихода, и пусть ваши дошкольники начнут искать предметы и учить слова.

Узнайте больше: мамины маленькие исследователи

10. Бросьте воздушный шар

Это игровое обучающее занятие для детей поможет им выучить слова, которые видятся глазами, во время игры и развлечения. Просто напишите три-четыре слова на воздушном шаре или пляжном мяче и позвольте детям осторожно бросить его своим друзьям, и каждый раз, когда они поймают его, они должны будут прочитать первое слово, которое они увидят.

Узнать больше: Самый счастливый ребенок

11. Игра «Алфавит в картинках»

Это увлекательное занятие поможет вашим учащимся распознавать буквы и начальные звуки, а также позволит проявить творческий подход. Просто напишите буквы алфавита на бумаге, и пусть ваш ребенок нарисует изображение животного с этой буквой, которая имеет тот же начальный звук.

Узнайте больше: мамины маленькие исследователи

12. Бутылка Alphabet Discovery

Для этого красочного занятия вам понадобятся маленькие разноцветные буквы в бутылке. Наполните бутылку буквами и разноцветными бусинами, и пусть ваши ученики выбирают по одной букве за раз. Они должны сопоставить бусинки с буквами с настоящими буквами на бумаге.

Подробнее: Нет времени на карточки

13. Отправить письмо по почте

Пусть каждый ученик нарисует что-то, что начинается с определенного звука. Пусть вложат в конверт и напишут на конверте название буквы, с которой начинается картинка. Используйте большую картонную коробку в качестве почтового ящика и позвольте ученикам отправлять свои письма. Затем каждый студент получает свое письмо и должен прочитать его и добавить картинку к оригиналу.

Узнайте больше: CCEI Online

14. Алфавитная игра

Для этой игры нужны пара учеников, карточки с алфавитом и мухобойка. Один учащийся называет буквы, а другой хлопает по правильной букве, соответствующей названной.

Узнать больше: Самый счастливый ребенок

15. Ледяные буквы

Это ледяное занятие не только увлекательно, но и познавательно. Это отличное занятие для ваших тактильных учеников, которое заинтригует даже самого упорного ученика. Найдите магнитные буквы алфавита и мелкие предметы. Поместите их в форму для льда и заморозьте. Пусть ваши дошкольники поиграют с кубиками льда и назовут букву, когда она разморозится.

Узнать больше: Веселые игры для малышей

16. Игра «Собери алфавит»

Для этого увлекательного занятия вам понадобятся форма для кексов, формочки для кексов, бобы и маркеры. Напишите буквы алфавита на бобах и по одной букве на каждой формочке для кексов. Студенты должны перебрать бобы и рассортировать их по правильному вкладышу для кексов.

Узнайте больше: Дерево воображения

17. Волшебные буквы

Благодаря этому занятию ваши ученики почувствуют себя волшебниками. Просто напишите слово белым мелком на белом картоне, и пусть ваши ученики используют цветные мелки или водную краску, чтобы пройтись по слову и показать его.

Узнать больше: Самый счастливый ребенок

18. Облачное письмо

Это увлекательное занятие еще больше увлечет ваших тактильных учеников. Просто положите немного крема для бритья на лист для печенья и дайте своим ученикам карточку с алфавитом с правильными инструкциями по формированию букв на ней.

Узнать больше: Тернер Тотс

19. Письмо животных

Эти забавные поделки помогут вашим ученикам выучить названия букв и то, как они образуются. На этом веб-сайте есть поделки для каждой буквы алфавита, чтобы ваши ученики были вовлечены в процесс изучения языка.

Подробнее: Научись создавать любовь

20. Игра «Собери буквы»

Эта игра на совпадения идеально дополнит вашу тему погоды. Увлекательный способ научиться формировать буквы и практиковать навыки распознавания букв.

Узнать больше: Тернер Тотс

21. Алфавитные стихи

Стихи и стишки — отличный способ познакомить детей с буквами и грамотой. Эти забавные стихотворения помогут вашим ученикам распознавать названия букв и звуки, а также распознавать рифмы и узоры.

Узнать больше: Самый счастливый ребенок

22. Головоломки с именами

Научиться писать свое имя — это один из первых шагов в обучении грамоте. Создайте головоломку с именами для своих учеников, написав буквы их имен на крышках от бутылок или других предметах, и позвольте ученикам расположить буквы в правильном порядке.

Узнайте больше: идеи раннего обучения

23. Поиск букв

Поиск по буквам полезен не только для навыков распознавания букв, но и для навыков решения проблем! Эти листы для печати с поиском букв можно заполнить мелками.

Узнайте больше: Гордимся тем, что являемся начальным классом

24. Сенсорный лоток для письма

Возьмите немного коричневого пластилина и маленькие камешки одинакового размера, и пусть ваши ученики будут рисовать буквы на глиняном пластилине! Это веселое практическое занятие, которое поможет вашим ученикам оставаться вовлеченными.

Узнать больше: Экономное развлечение для 4 мальчиков

25. Рифмованные замки

Рифмование является очень важной частью грамотности и фонологического восприятия. Это увлекательное занятие поможет вашему ребенку развить необходимые навыки рифмовки, весело проводя время! Просто поместите изображение на замок и изображение чего-то, что рифмуется с тем, что находится на замке, на соответствующем ключе. Смешайте замки и ключи, и пусть ваши ученики сопоставят рифмующиеся слова!

Узнайте больше: нет времени на карточки

26. Накорми Алфавитного Монстра

Это забавное занятие увлечет вашего ребенка на долгие часы! Просто напишите названия букв на крышках от бутылок и возьмите контейнер, чтобы поместить их в него. Сделайте смешное лицо на контейнере и начните веселье! Вы можете настроить эту активность как угодно.

Узнать больше: Я могу научить своего ребенка

27. Прицел Word Soccer

Это упражнение на развитие крупной моторики поможет вашим дошкольникам тренировать слова для зрения, получая при этом веселую тренировку! Просто напишите несколько слов на карточках и прикрепите их к конусам. Вызовите прицельное слово и позвольте вашим ученикам пнуть мяч в правильный конус.

Узнайте больше: Chalk Academy

28. Алфавитная игра

Распознавание букв — очень важный навык. Вы можете создать эту игру, чтобы просто сопоставлять буквы или сопоставлять прописные и строчные буквы. Просто сделайте большой кубик с коробкой и напишите букву на каждой стороне коробки. Напишите 6 соответствующих букв на бумаге.

Подробнее: Занятый малыш

29. Спиннер для бумажных тарелок

Пришло время использовать эти спиннеры с пользой! Возьмите бумажную тарелку, напишите алфавит по краям и поместите спиннер со стрелкой в ​​середину тарелки. Возможности этой игры безграничны.

Узнать больше: Научи меня, мама

30. Алфавит Поп-Итс

Это занятие понравится всем. Напишите алфавит на поп-это и вызовите буквы. Ваши ученики должны «вытолкнуть» правильную букву или поместить на нее предмет или наклейку.

Узнайте больше: Шоу Марека

31. Алфавитные книги  

Вместе со своими учащимися создайте эти буквари, которые помогут им ассоциировать слова и изображения с правильными буквами.

Узнать больше: Обучение особых мыслителей

32. Алфавитные железнодорожные пути  

Расставляя буквы алфавита, почему бы не расставить их при строительстве железнодорожных путей? Напишите алфавит на дорожках, и пусть ваши ученики расставят его в правильном порядке!

Узнать больше: Бумага и клей

33. Письмо радужной солью

Это красочное занятие можно использовать по-разному. Ваши ученики могут писать свои имена, слова или буквы радужной солью и наблюдать, как цвета оживают, когда они пишут.

Узнайте больше: Natural Beach Living

Что нужно знать о дошкольной грамотности

Внутри: найдите веселые и увлекательные занятия по обучению грамоте дошкольников, которые охватывают все компоненты дошкольного обучения грамоте, от зарождающихся навыков грамотности до обучения чтению и письму .

Подготовка к обучению чтению начинается рано в жизни детей, даже раньше, чем некоторые могут подумать. На самом деле, некоторые скажут, что формирующиеся навыки чтения начинаются с рождения, когда дети впервые знакомятся с речью. Формирующиеся навыки чтения продолжают развиваться в дошкольном возрасте по мере того, как дети усваивают язык и осмысленно знакомятся с печатными материалами.

A комплексное раннее обучение грамоте включает все четыре компонента дошкольной грамотности, также известные как «большая четверка» , и они составляют основу для будущего развития грамотности.

Компоненты дошкольной грамотности

Развитие устной речи


Знание печатного текста
Фонологическое знание
Алфавитный принцип

«Большая четверка» дошкольного обучения грамоте

развитие устной речи, алфавитный принцип и фонологическая осведомленность.

Каждый компонент важен для дошкольной грамотности, поэтому учителям и родителям нужен обширный ресурс стратегий обучения в их педагогическом арсенале.

Развитие устной речи

Говоря простым языком, устная речь — это приобретение словарного запаса, который помогает в осмысленной речи и разговоре. Однако развитие устной речи состоит не только из словарного запаса. Сюда также входят:

  • фонология – организация звуков в алфавитном языке
  • грамматика или синтаксис – правила, управляющие структурой речи и письма
  • морфология – подмножество семантики, рассматривающее мельчайшие единицы значения в слове, а также способ образования слова
  • прагматика – понимание как язык используется в социальных ситуациях
  • дискурс – акт общения в устной или письменной форме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ ЯЗЫКА

Печатная осведомленность

Осведомленность о печатном языке относится к пониманию ребенком того, что письменный язык имеет прямую связь с устной речью. Иногда его называют «концепцией печати». Он также включает в себя такие навыки, как:

  • осведомленность о книге — умение правильно обращаться с книгой, в том числе перелистывать страницы книгу, а не полагаться на слова, которые нужно читать вслух
  • различение картинок и слов – это две разные вещи
  • подметание строк – акт «подметания» чтения от конца одной строки к началу следующей общаться и предоставлять информацию читателю
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ Печать Осведомленность

Фонологическая осведомленность

Фонологическая осведомленность относится к способности распознавать различные звуковые единицы, из которых состоят слова. Он включает в себя широкий спектр навыков, связанных со звуком, которые необходимы для чтения. Навыки включают в себя: