Нормы домашнего задания – Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений

Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

– начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

– предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

– предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

eduface.ru

Минобрнауки определило нормативы на выполнение домашнего задания — Российская газета

Минобрнауки решило особо прописать в одном из официальных документов для школ количество времени, которое должно отводиться на домашние задания.

В первом классе их вообще нет, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах – два часа, в 6-8 – два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день. Проще говоря, не может в один день быть химия, биология, физика, математика.

Это же самое, к слову, говорится в СанПиНах, которые вступили в силу еще в 2011 году. Зачем понадобилось снова напоминать школам правила? В минобрнауки “РГ” рассказали, что в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузку в школе.

– Министерство вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, прописав в нем требования, утвержденные СанПиНом, чтобы обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок, – пояснили “РГ” в минобрнауки.

Проблемы с “домашкой” действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе . Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.

Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.

– Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! – высказывает мнение заместитель директора знаменитой московской школы N57 Борис Давидович.- Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера – на дом больше шести давать нельзя.

В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю. “А иногда и всю жизнь!” – шутит Борис Михайлович.

– Мы перешли на пятидневку, чтобы разгрузить детей, – говорит директор школы N17 Брянска Ирина Голикова, – стараемся на выходные дни давать меньше заданий. Вторая смена учится до семи часов вечера, и уроки обычно дети делают утром”. “Получается, без родителей? – уточняю. – Как это сказывается на успеваемости?” – “У нас одна из лучших школ!”

А так ли уж нужны домашние задания? Когда-то в XIX веке по этому поводу уже разгорался спор, но “домашка” устояла. В 1917 году ее отменили и вернулитолько в 30-х годах прошлого века. Сейчас некоторые эксперты снова задаются вопросом: если мы говорим о переходе на школу полного дня, отказываясь от жестких рамок ведения урока, может, действительно пора отменить и домашнее задание?

Мнение

Ирина Ильина, мама третьеклассника, профессор РГСУ:

– Сын тратит на уроки столько же времени, сколько некоторые студенты на подготовку к семинару – около двух часов. Но семинар – раз в неделю, а уроки – каждый день.

rg.ru

Минобразования решило закрепить в законе нормативы выполнения домашнего задания школьниками

Министерство образования и науки РФ решило внести изменения в порядок организации обучения в школах. Для этого ведомство подготовило проект приказа, согласно которому, в частности, будет четко устанавливаться время, отведенное школьникам на выполнение домашнего задания, сообщает «Российская газета».

Министерство образования и науки вынесло на общественное обсуждение приказ, согласно которому будет четко установлено время, которое отводится на выполнение домашнего задания в школе.

 

Как поясняется в проекте приказа, который попал в распоряжение «РГ», в порядок организации обучения в школах должны быть внесены изменения. И одно из них касается времени, отведенного под домашние задания.

— При реализации учебных программ нужно учитывать, что объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы время на его выполнение не превышало во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа,  в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа, — говорится в документе.

При этом учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Отдельно в документе стоит пункт по первоклашкам.

«В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий», — подчеркивается в нем.

До конца общественного обсуждения осталось всего 13 дней.

Как рассказали «РГ» в министерстве, за последнее время к ним поступило много жалоб родителей на большой объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению. Поэтому ведомство решило внести изменения в порядок организации обучения в школах, прописав в нем требования, утвержденные СанПиН. Цель изменений — обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок.

Текст документа опубликован на едином портале проектов нормативных правовых актов. В нем отмечается, что предложенные изменения соответствуют требованиям СанПиН (Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10), утвержденных в России еще в декабре 2010 года.

Согласно этим требованиям, выполнение домашнего задания не должно превышать во 2 — 3 классах 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа (в астрономических часах).

Эти же цифры приводятся в приказе Минобразования. «При реализации учебных программ нужно учитывать, что объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы время на его выполнение не превышало во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа», — говорится в проекте приказа.

В нем также отмечается, что время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе — 20 минут, в 3 и 4 классах — 30 минут. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Отдельно в документе стоит пункт по первоклассникам. «В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий», — подчеркивается в документе.

В настоящее время инициатива Минобразования проходит стадию общественного обсуждения. Оно завершится через 13 дней — 4 марта.

В министерстве объясняют, что выступить с инициативой их вынудили жалобы родителей на большой объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению. В связи с этим ведомство решило обратить внимание школ на объем допустимых нагрузок и внести изменения в порядок организации обучения, прописав в нем требования СанПиН.

При этом глава Минобразования ранее высказывал несогласие с мнением, что российские школьники сильно перегружены учебой. «Если сравнить нашу страну со странами ОЭСР, куда входят страны с наиболее развитыми системами образования, то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и большего количества праздничных дней наши дети с 1 по 9 класс примерно на 15% проводят меньше времени в школе, чем их сверстники из других стран», — заявлял министр в ноябре 2014 года (цитата по РИА «Новости»). А если принять во внимание тот факт, что российские школьники учатся 11 лет, а в большинстве стран продолжительность школьного обучения составляет 12-13 лет, то в целом этот разрыв возрастает до 30%, утверждал министр.

Источники: http://www.newsru.com, http://www.rg.ru

shkola5sosva.ru

О нормативах домашних заданий

ДОПУСТИМЫЕ НОРМАТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Рекомендации:

  • объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

  • норма домашнего задания на письменных предметах не более 2/3 от объема выполняемой работы на уроке;

  • домашнее задание не задается на праздничные, каникулярные и выходные дни с 5 по 8 класс, исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю; в 9-11 классах домашнее задание на праздничные, каникулярные и выходные дни может быть задано только по предметам, подлежащим обязательной итоговой аттестации.

  • в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся.

  • Рекомендуется, в некоторых случаях, по ряду предметов, творческий характер домашних

заданий.

  • Домашнее задание сообщается в соответствии с выстроенной логикой урока, а не после звонка.

  • В апреле – мае домашние задания в выпускных классах задаются только по предметам ГИА.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Памятка для учителя.

  1. Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

  2. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учёбе и творческих способностей .

  3. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств обучающихся, задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

  4. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у обучающихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

  5. Никогда не задавайте домашнее задание по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

  6. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей обучающихся и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одарённых детей.

  7. С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

  8. Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке обучающихся. Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.

  9. Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.

Использованные источники

  1. Проект «Порталы и сайты образовательных организаций»

https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/dopustimye_normativy_vypolneniya_domashnih_zadanij_dlya_uchawihsya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij1

  1. Методика обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися средней общеобразовательной школы

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212206/

  1. О домашнем задании  school584.ru

  2. Памятка для учителя  www.russchool27.ru

  3. Видео о ребёнке и домашней работе https://www.youtube.com/watch?v=ftztyQN1lK8

infourok.ru

Дозировка домашнего задания во 2 классе

Дозировка домашнего задания во 2 классе.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу. Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.

Домашнее задание по содержанию включает в себя:

  1. усвоение изучаемого материала по учебнику;

  2. выполнение устных упражнений на заданное правило;

  3. выполнение письменных заданий;

  4. выполнение творческих работ;

  5. наблюдения, изготовление схем, таблиц;

  6. индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся.

Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. По нормам выполнение домашнего задания для учащихся 2-го класса не должно превышать двух часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 1/4 – 1/5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков. Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям в выходные, праздничные и каникулярные дни дети не должны получать домашние задания.
Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

Выполнение домашнего задания по одному из базовых предметов не должно занимать более 20 минут.

Литературное чтение:

выразительное чтение текста и ролевое чтение – не более 3 страниц текста.

выучить стихотворение наизусть – стихотворение объёмом не более 10 – 12 строк.

Подробный пересказ текста – текст объёмом не более 1 учебной страницы.

Краткий пересказ текста – если содержание произведения превышает 1 учебную страницу.

Большие по содержанию произведения прочитываются в несколько этапов (по количеству отведённых урочных часов в календарно-тематическом плане).

Иногда задаю выполнить задание творческого характера в рабочей тетради (в соответствии с объёмом прочитанного произведения).

Русский язык:

Для выполнения домашнего задания задаю одно упражнение для письменного выполнения в тетради. Иногда, если письменное задание, небольшое по своему объёму, то задаю задание для устного выполнения (разгадать ребус, подобрать слова на заданное правило).

После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила или словарные слова.

Математика:

Для письменного выполнения задаю не более двух заданий: одно – содержащее задачу, второе – состоящее из 4 примеров, либо 2 уравнения, либо одно геометрическое задание.

После проведения контрольных письменных работ, письменного задания не задаю, прошу устно повторить изученные правила.

Познание мира:

Для закрепления темы задаю подготовить пересказ одной темы, изученной на уроке (соответственно календарно-тематическому планированию). По желанию детям предлагается найти дополнительный материал, соответствующий изучаемой теме.

На выходные дни домашнее задание задаю, но составленное расписание уроков позволяет его выполнить досрочно (т.е. в субботу нет предметов, предполагающих выполнение письменных заданий). Основная нагрузка приходится на понедельник, вторник и среду.

Рекомендации по выполнению домашних заданий:

1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.

2. Обратить внимание на выполнение устных предметов.

3. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.

4. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.

5. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.

6. По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий).

infourok.ru

“Нормирование и объём домашнего задания для начальной школы”

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Основные положения о нормировании объема домашнего задания в начальной школе».

Подготовила: Рафекова Д.Р.

В положении Санпина о гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса, в пункте 10.30. указано, что объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч, в 4 – 5 классах – 2 ч, в 6 – 8 классах – 2,5 ч, в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.

Учителя, при осуществлении образовательной деятельности и нормировании домашнего задания должны придерживаться локального акта школы.

В нем может быть указано следующее.

1.Общие положения о домашнем задании

СанПиН 2.4.2.1178-02 (для общеобразовательных учреждений) устанавливает требование обучения детей в 1-м классе с соблюдением следующего требования – обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

Для учащихся других классов домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м – до 1,5 ч, в 3 – 4-м – до 2 ч, в 5 – 6-м – до 2,5 ч, в 7 – 8-м – до 3 ч, в 9 – 11-м – до 4 ч.

Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов – на выходные дни, всем учащимся – на каникулярное время.

В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: – в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 часа; – во 2-м – до 1,5 часа; – в 3 – 4-м – до 2 часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

1.2.Перегрузку учащихся могут вызывать:

-чрезмерно большое домашнее задание;

-чрезмерно трудное домашнее задание;

-несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения домашнего задания;

-неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

1.3.Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

2. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Методика проверки домашней работы учащихся должна .быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и

цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

· фронтальный контроль;

· выборочный контроль;

· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

· самоконтроль учащихся.

infourok.ru

Выполнение требований санитарных норм о дозировке домашнего задания на I ступени общего среднего образованияоблюдения объемов домашнего задания

ИНФОРМАЦИЯ

ТЕМА: выполнение требований санитарных норм о дозировке домашнего задания на I ступени общего среднего образования

ГДЕ СЛУШАЕТСЯ: совещание при заместителе директора

ДАТА: март 2018 г.

ЦЕЛЬ: контроль за выполнением требований санитарных норм о дозировке домашнего задания на I ступени общего среднего образования

В соответствии с планом работы школы в марте 2018 года был изучен вопрос «Выполнение требований санитарных норм о дозировке домашнего задания на I ступени общего среднего образования».

Согласно приложению 1 «Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования» инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» (далее – ИМП) домашние задания для учащихся II–IV классов должны задаваться с учетом возможности их выполнения: во II классе – до 1,2 часа, III–IV классах – 1,5 часа.

С целью определения времени выполнения домашнего задания учащимися II–IV классов и определения степени удовлетворенности родителей образовательным процессом в учреждении образования был проведен мониторинг. Полученные результаты представлены в таблице.

II «А»

II «Б»

II «В»

III «А»

III «Б»

IV «А»

IV «Б»

IV «В»

Понедельник

30 мин

83 мин

90 мин

90 мин

70мин

90

мин

70

мин

90

мин

Вторник

52 мин

77 мин

95 мин

60 мин

60 мин

90

мин

60

мин

100

мин

Среда

46 мин

79 мин

85 мин

60мин

90мин

90

мин

120 мин

120

мин

Четверг

42 мин

68 мин

90 мин

60мин

60 мин

90

мин

120

мин

120

мин

Пятница

40 мин

70 мин

90 мин

60мин

60мин

80

мин

50

мин

120

мин

Всего

за неделю

30мин

17мин

30мин

30 мин

40мин

20

мин

20

мин

20

мин

В среднем

за неделю

42 мин

15мин

30мин

6 мин

8мин

28

мин

28

мин

52

мин

Предмет,

на подготовку

к которому уходит больше всего времени

Бел.лит.

Бел.лит.

Бел.лит.

Англ.яз.

Англ.яз.

Чел.и мир

Чел. и мир

Бел.яз

Степень удовлетворен-ности родителей образовательным процессом

86,5%

90,3%

90%

90%

86%

90,6%

78,6%

87,9%

Средний процент степени удовлетворенности родителей образовательным процессом

на I ступени общего среднего образования

87,5%

В целом, количество времени, затраченное на выполнение домашнего задания учащимися II–IV классов, соответствует возможности его выполнения во II классе – до 1,2 часа, III–IV классах – 1,5 часа. Однако во II «В» и IV «В» классах учащиеся в среднем тратят на выполнение домашнего задания на 20 минут больше положенного времени (учителя Яковлева Н.В., Храмцова С.М.).

Согласно приложению 8 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» ранговая шкала трудности учебных предметов для учащихся II–IV классов представлена в таблице.

N п/п

Предмет

Балл

1

Математика

11

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

2

Белорусский (русский) язык в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания

10

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

3

Иностранный язык

9

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

4

Русский (белорусский) язык в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания. Язык национального меньшинства

9

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

5

Белорусское (русское) литературное чтение в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания

7

6

Русское (белорусское) литературное чтение в учреждении общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания. Литература национального меньшинства

6

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

7

Человек и мир

5

8

Физическая культура и здоровье

2

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

9

Трудовое обучение

2

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

10

Изобразительное искусство

2

11

Музыка

2

(в ред. постановления Минздрава от 17.05.2017 N 35)

12

Основы безопасности жизнедеятельности

4

(п. 12 введен постановлением Минздрава от 17.05.2017 N 35)

Анкетирование показало, что наибольшее количество времени затрачивается на выполнение домашних заданий по белорусскому языку и литературе, иностранному языку, учебному предмету «Человек и мир». Однако учебный предмет «Человек и мир» соответствует 5 баллам по ранговой шкале трудности учебных предметов, белорусское литературное чтение – 7 баллам по ранговой шкале трудности учебных предметов.

В том же ИМП отмечается, что на дом не задаются:

задания ученикам I класса в течение всего учебного года по всем учебным предметам;

задания, обозначенные «звездочкой»;

задания по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В связи с тем, что в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 3 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, домашние задания на каникулы не задаются. Однако при проверке журналов выявлены следующие нарушения: задано домашнее задание на осенние каникулы во II «А», II «Б», II «В», III «Б», IV «Б», IV «В» классах (учителя Клименкова О.Л., Лукашевич Н.В., Яковлева Н.В., Авдеенко О.Л., Боброва Л.А., Храмцова С.В.), на зимние каникулы во II «А» по русской литературе (учитель Клименкова О.Л.), IV «Б» классе по белорусской литературе, учебному предмету «Человек и мир» (учитель Боброва Л.А.), на весенние каникулы во II «А» классе по русскому языку и учебному предмету «Человек и мир» (учитель Клименкова О.Л.) во II «Б» классе по учебному предмету «Человек и мир» (учитель Лукашевич Н.В.), во II «В» классе по русскому языку, русской и белорусской литературам (учитель Яковлева Н.В.).

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования» от 21 июля 2017 года определен примерный объем домашних заданий для учащихся II – IV классов.

Учебный предмет

II класс

III класс

IV класс

Математика

Задача или

2 столбика примеров

Задача или

3 столбика примеров

Задача и

2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский (белорусский) язык

15 – 17 слов (упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

25 – 28 слов

(упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

35 – 37 слов

(упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

Литературное чтение

не более 1 – 1,5 страницы

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

Человек и мир

не более 1 – 1,5 страницы

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

Однако объем домашнего задания по русскому языку 13.12., 10.01., 31.01. в 3 «А» классе ( учитель Киндалёва Р.А.), 07.09., 19.09., 02.10., 30.01., 06.02. в 3 «Б» классе ( учитель Авдеенко О.Л.) превышает допустимую норму. Объемы домашних заданий по литературному чтению, учебному предмету «Человек и мир» во II – IV классах часто превышают объем, представленный в таблице, так как в журналах не указываются номера страниц, а задается текст целиком.

На основании вышеизложенного следует:

– работу учителей Клименковой О.Л., Лукашевич Н.В., Яковлевой Н.В., Авдеенко О.Л., Бобровой Л.А., Храмцовой С.В. по выполнению требований санитарных норм о дозировке домашнего задания на I ступени общего среднего образования считать недостаточной;

– работу учителей Киндалёвой Р.А., Мохначёвой Г.И. по выполнению требований санитарных норм о дозировке домашнего задания на I ступени общего среднего образования считать удовлетворительной;

– учителям начальных классов строго выполнять рекомендации инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования» в части определения объемов домашних заданий.

Заместитель директора по учебной работе Е.Л.Зайцева

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *