Ниткография для дошкольников техника и методы – Ниткография в детском саду, техника и методы рисования ниткой

«Ниткография» Чудеса шерстяной нити « Дастархан»

Министерство науки и образования РК

ГУ «Комплекс школа – детский сад №33»

Творческий проект

«Ниткография» Чудеса шерстяной нити « Дастархан»

Направление: Этнокультуроведение

Исполнители :Алёхина Анастасия, ученица 9 класса

КШДС №33

Карагандинская область

Г.Караганда

Октябрьский район

Руководитель: Шинкарёва Татьяна Николаевна учитель технологии

КШДС№33

2015

Содержание.

Введение

4

Истории искусства ниткографии

5

Идея проекта

11

Материалы, инструменты

12

Виды ниткографии

13

Техника ниткографии

14

Правила техники безопасности

15

Экологическая экспертиза

16

Самооценка

13

Заключение

17

Список используемой литературы

17

Приложение 1

18

Приложение 2

19

Приложение 3

20

Приложение 4

21

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

При выборе и выполнении изделия я должна учесть:

– уровень моего мастерства;

– необходимость такого изделия;

– затраты на приобретение материалов и инструменты для работы;

– количество времени, необходимого для выполнения изделия.

Целью: творческого проекта является выполнение такого изделия, которое наиболее полно представляло мои знания, умения, навыки, приобретенные в процессе обучения на уроках технологии. Раскрыть свои способности в каком-либо виде рукоделия.

Развивать представления о возможностях обычных материалов (нитки), находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать.

Гипотеза: «Нет людей ни к чему не способных. Есть люди, которые не знают, где и к какому делу «лежат» их задатки».

Задачи проекта:

1. Обратить внимание на значение и разнообразие ниток в нашей жизни;

2. Познакомиться со свойствами и особенностями ниток в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;

3. Обратить внимание на взаимосвязь особенностей нитки на здоровье человека.

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

5. Активизировать личностную позицию .

6. Проследить «эволюционный путь» нитки.

7. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Введение

Известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка и его ре­чевым развитием. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» ‘. Иначе говоря, чем более ловки и умелы пальчики, тем успешнее будет формироваться речь. Причем не только устная, но и письменная, так как ка­чество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

В работе следует уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики. Очень полезны игры с мелкими игрушками и предметами (мозаики и конструкторы), упражнения по выкладыванию из счетных палочек, пуговиц, рисованию пальцем по крупе (рассыпанной тонким слоем на подносе) или по за­потевшему стеклу.

Большую пользу для развития подвижности рук, приносит работа с ножни­цами, когда самостоятельно вырезает изображения предметов по конту­ру или получает симметричные фигурки, вырезая их из листа тонкой бумаги сложенной в 2, 4 и больше раз. Полезна и такая работа с бумагой, как оригами, которая требует от ребенка не только точности движений пальцев рук, но и их силы. Кроме того оригами развивает такие качества как глазомер, пространственные представления, умение ориентироваться на плос­кости листа.

Весьма полезны для развития подвижности и силы пальцев рук занятия по лепке из пластичных материалов — глины и пластилина. В процессе овладения различными приемами работы с пластилином (раскатыванием, скатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, защипыванием) кончики пальцев становятся все более гибкими и чувствительными

Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики мож­но считать метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнур­ка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «жи­выми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают и развивают интерес к декоративно-прикладному искусству.

Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических за­дач:

  • совершенствовать зрительное восприятие ;
  • развивать зрительно-моторную координацию;

— формировать плавность, ритмичность и точность движений;

– подготавливать руку к письму.

Обучение рисованию с помощи нити следует начинать с работы по готовому образцу. Когда научишься выкладывать простейшие изображе­ния, целесообразно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение.

Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи.

Таким образом, ниткография не только развивает моторику , но, в сочетании с живым рассказом, научит со­ставлять план повествования с помощью своих несложных контурных «ри­сунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двига­тельным.

Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе , чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают на­блюдения, у современных школьников преобладают именно визуальный и ки­нестетический типы восприятия.

Ниткография по своей сути схожа с рисованием, только в данном виде искусства применяются нити. Ниткография приобрела популярность лишь за последние десять лет.

Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.

История образования ниткографии принадлежит народу Уичоли, проживающие в центральной и западной части Мексики. Уичоли занимаются различными видами рукоделия, такие например как вышивка, ткачество, узорное плетение, бисероплетение и ниткография. Что касается картин уичоли, то ни являются по своей сути уникальными, потому как выполнены в этническом стиле при помощи шерстяной пряжи. Как правило, они создаются на круглой или квадратной дощечке, где по центру находиться отверстие. С двух сторон дощечка покрыта из смеси сосновой смолы и пчелиного воска. Такая основа покрыта разноцветными шерстяными нитями.

Так называемые «Рисунки»,выполненные в данном искусстве создаются в мягкой форме, поэтому выглядят «живыми» и объемными в отличие от обычных контурных рисунков. Техника такого выполнения очень проста, ее могут увлекаться даже маленькие любители рукоделия. Рукоделие способствует к развитию таланта в декоративно-прикладном творчестве.

Для того, чтобы заниматься ниткографией, нужно иметь толстые, не превышающие 2 мм толщины нитки, клей, в качестве основы можно взять бархатную бумагу, плотный картон, однотонный ковролин или ДВП. Что касается ниток, то для использования подойдут любого плана: акриловые, шерстяные. Также можно применить нитки, которые остались после вязания или роспуска какого-либо изделия. Прежде чем применять такие нитки, необходимо проверить их на наличие катышков, и перед тем как их применить, их следует выпрямить. Перед использованием нитей, нужно убедиться в их одинаковой толщине, исключение составляет работа с рельефами, там применяются нити уже с разной толщиной.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности. Она позволяет выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития , раскрытия и обогащения творческих способностей.

Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Знакомимся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учимся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, творчески развиваемся, получаем дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На кружковых занятиях мы знакомимся с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании развивается, наблюдательность, сравниваем, находим решение, придумываем, додумываем, фантазируем, экспериментируем. Это значит включается в поиск и творчество.

Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают огромные положительные эмоции. Рисование увлекает, а особенно нетрадиционное, мы с огромным желанием рисует, творим и сочиняем что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, мы не боимся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и мы обретаем уверенность в себе, преодолевать «боязнь чистого листа бумаги» и начинаем чувствовать себя маленькими художниками .У нас появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что- нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем незамутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных тех­ник позволяет обогащать и развивать внутренний мир . А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги Нетрадиционная техника рисования помо­гает почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Есть еще один компонент творчества, без которого немыслимо создание но­вого. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение –основа любого творчества.

Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка; использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму. Рисуя, мы даем выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Рисование –это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Хочется остановиться на одной из таких техник – ниткографии, которую незаслуженно мало используют. Рисование нитками — нестандартный способ, но очень эффектный. И с непредсказуемым результатом! Кроме бумаги нужны краски и нитки. Некоторые художники трактуют слово «ниткография» как «рисование нитью». Возможно, именно поэтому к ниткографии сегодня относят такой уникальный и весьма необычный вид искусства, как рисование картин при помощи ниток. Для того чтобы выполнить такую картину, вам не понадобится много материалов и инструментов, достаточно будет иметь под руками пару листов бумаги, нитку, кисть, перо, гуашь или тушь.
Нитку волшебную в руки возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Листок белоснежный сложив пополам,
ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.

Ниткография — разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.

Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты.
Теперь, когда нитка вытянута, у вас есть две зеркальные копии изображения, которые можно доработать так, как вам подсказывает ваша фантазия. Главной задачей художника-ниткографиста является найти в крючках и петлях, оставленных нитью, образы, которые он и будет использовать дальше. Такое занятие, весьма увлекательно и отлично развивает образное мышление и фантазию. Поэтому стоит запастись большим количеством бумаги и в полной мере насладиться `процессом.
Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа.
Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов. Обязательно выводить за пределы листа сухие неокрашенные кончики нити.

Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

Идея проекта.

На уроках технологии мы перепробовали много техник изготовления изделий. То одни входят в моду, то другие.

Я решила попробовать новую технику – ниткография . Сейчас чрезвычайно модны всевозможные изделия ручной работы, поэтому, выполненные в технике ниткографии , будут замечательным подарком для любого. А книга об этом традиционном искусстве будет прекрасным даром для мастериц, у которых хобби рукоделие.

Захотелось попробовать и мне эту нехитрую технику, а после того как я детально просмотрела последовательность выполнения этого изделия и выбрала такую замечательную картину, я загорелась идеей выполнить этот проект.

Какие требования я предъявляю к своему будущему изделию:

  • Мое изделие должно быть красивым, аккуратным и отвечать требованиям современной моды.
  • Конструкция изделия должна соответствовать заранее продуманному эскизу.
  • Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы.
  • Затраты на приобретение материалов должны быть минимальными.

Материалы, инструменты.

  • Нитки
  • Клей
  • Основа для изображения
  • Карандаш
  • Ножницы

В качестве “волшебной нити” может использоваться толстая хлопчатобумажная или шерстяная нитка разных оттенков.

Я использовала клей-момент универсальный, прозрачный.

Можно использовать плотную бумагу, картон, двп.

Техника Ниткографии

Итак, начнем: берем очень плотный лист картона или, даже лучше, лист ДВП и наносим на него рисунок. Подбираем нитки. Особое значение придаем цветовой гамме будущей работы. Нитки можно использовать любые: остатки пряжи для вязания вполне подойдут, акриловые нитки ярких цветов очень хорошо подойдут, мулине в несколько сложений тоже подойдут, главное, чтобы нитки были примерно одинаковой толщины. У меня есть ниточная палитра:

Много? – нет, для меня мало, я хочу чтобы было больше и уже скупила все цвета на нашем рынке и собираю остатки от вязания у подруг, в общем, новым ниточкам мы всегда рады.
Для начинающих не стоит использовать нитки с негладкой структурой. Слишком мохнатые или кудрявые нити могут дать замечательные эффекты, но с ними сложнее работать.
Когда нитки выбраны, берем клей, ножницы и зубочистку – это будет наш нехитрый инструмент. Клей я использую строительный для наклейки пенопластовых плинтусов.

Можно использовать любой полимерный водостойкий клей, их множество видов, и я советую выбирать менее пахучие. Если будете делать киску вместе с маленькими детьми, следует внимательно читать инструкции про проветривание помещения на выбранном Вами флаконе клея. Клеем намазываем линию на картоне, для размазывания клея тонким слоем пользуемся зубочисткой, или любой тонкой палочкой. Кисточка для этого не годится. В дальнейшем, палочкой удобно намазывать клей в труднодоступные места между приклеенных ниток. На влажный клей приклеиваем нитку. Прижимаем ее постепенно пальцами, раскладывая по рисунку. Конец нитки отрезаем ножницами после того, как доклеили до места, где требуется резкий невозможный поворот нити, или когда нужен другой цвет.

Сначала клеим по контуру крупного рисунка, потом заполняем пространство внутри. А для мелких деталей наоборот, сначала внутри, потом по контуру. Нитки приклеиваем как можно плотнее друг к другу, чтобы не оставалось никаких промежутков, тогда Ваша работа будет качественной и красивой.
Когда мы клеим деталь , мы точно уверенны, что она будет именно такого цвета, как мы решили. Но если после наклейки мы точно решили, что она должна быть другого цвета, а этот цвет вовсе ей не подходит, то тут мы благодарим создателей многослойного толстого картона или ДВП, которые мы взяли за основу. С помощью ножа для бумаги я перерезаю по желаемому контуру ту поверхность, цвет которой желаю поменять, и отрываю ее от работы вместе с верхним слоем бумаги. А на это место клею нитки другого желаемого цвета. Такую операцию можно повторять несколько раз, пока слой картона не станет совсем тонким.

Клей у нас клеит крепко, держит хорошо, без верхнего слоя бумаги не оторвется. Зато и при дальнейшей эксплуатации работы ее можно будет пылесосить, мыть влажной губкой с мылом, и не бояться, что нитки отлетят.
Когда делаем край работы, не стоит подрезать каждую нитку отдельно. Это не сильно сэкономит материал. Можно выводить нити за пределы работы, а потом подрезать сразу целой линией. Эти мохнатые края нашей работы легко прячутся в рамку под багет.

И, напоследок, маленькая тайна: если готовую работу отпарить утюгом через мокрую тряпку, марлю, то нитки прижмутся друг к другу и будут выглядеть ровнее.
Удачи в творчестве

Подводя итог работы с нетрадиционными техниками, мониторинг «Художественное творчество», целью которого является определение успешности усвоения материала, привел к выводу: анализ работы по инновационной технологии показал положительную динамику успешного усвоения материла.

Общий вывод: успешно заложена основа эстетического развития. Выявлены индивидуальные способности к художественной деятельности; развита мелкая моторика руки. Экспериментирование с материалами стало любимым занятием .Это положительно сказывается на развитии воображения, нестандартного мышления. Появились задатки эстетического вкуса. Эмоциональное переживание дало толчок к развитию творчества через приобретение практических навыков.

Рекомендую педагогам использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность по освоению нетрадиционных техник рисования; в планировании занятий соблюдать систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности ; повышать свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Правила техники безопасности.

Правила работы с клеем:

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила работы с ножницами:

  1. Храните нож в определённом месте.
  2. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  3. Клади ножницы кольцами к себе.
  4. Передавай ножницы кольцами вперед.
  1. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
  2. Используй ножницы только по назначению.
  3. Не оставляй ножницы раскрытыми.
  4. Ножницы должны иметь скругленные концы.

Экологическая экспертиза.

Ниткография не оказывает на окружающую среду пагубного (отрицательного) влияния. При изготовлении изделия были использованы только экологически чистые материалы.

Нитки не оказывают отрицательного влияния на здоровье человека.

Техника ниткография сложна, но только в начале. И все – таки увлекательный и красивый труд, помогающий человеку культурно развиваться.

Ниткография – это так же прекрасный способ снять стресс.

Самооценка.

Мне кажется, что изделие получилось даже лучше, чем я планировала.

1. Оно выполнено аккуратно, и должно понравиться.

2. Кроме того, его небольшая стоимость внесет экономию в бюджет моей семьи.

3. Для работы с нитками не требуется сложных инструментов и приспособлений, но то небольшое их количество, которое используется, должно быть удобным для работы.

4. Существуют различные приемы ниткографии.

5. Ниткографией можно украсить одежду, выполнить панно или картину.

6. Глядя на свои работы. Я не могу сказать: какое из них лучше: Аппликация из яичной скорлупы, торцевание или выполненное ниткографией. Они просто разные. И я очень их люблю На мой взгляд получилась очень оригинальная, интересная картина . Я довольна своей работой и получившимся результатом. При выполнении творческого проекта я затратила немало усилий, терпения и времени. Узнала много нового и интересного о ниткографии о приемах работы с нитями , совершенствовала свои знания в проектной деятельности и получила огромное удовольствие от проделанной работы.

Заключение.

В моей работе нет особой сложности. На удивление спокойная, она неожиданно приковывает взгляд и обволакивает теплом. Правда не каждый может назвать технику выполнения легкой и незатруднительной. Это увлекательное занятие затягивает всех «от мала до велика». И я планирую не останавливаться на достигнутом, а еще дальше совершенствоваться, создавая все новые и новые украшения.

Поставленная цель – удивить, раскрыть тайны этого искусства мне удалась. Так что не знаю как вас, а обыкновенных, не увлеченных этой наукой людей, я заинтересовала, и именно это я считаю огромным своим достижением и гордостью!

Свою работу я не променяю ни на какую другую, т.к. в моей работе читается свой неповторимый стиль, которого не отыщешь нигде.

Список литературы.

1. Под редакцией Б.В. Нешумова. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов.- М.: «Просвещение», 1986.

2. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.:

«Просвещение», 1988.

3.С.Бернхем. 100 оригинальных поделок . М.: Мир книги,2006.

4.Т.Ткаченко, Н.Стародуб. Сказочный мир поделок . М.:Феникс, 2005

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

infourok.ru

Проект по технологии «Волшебная нить

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Творческий проект по технологии на тему:

«Волшебная нить – ниткография»

г. Каменск-Уральский

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………..3

1.ИСТОРИЯ НИТКОГРАФИИ………………………………………………..6

    1. Историческая справка о ниткографии…………………………………6

    2. Банк идей…………………………………………….………………………..7

    3. Техника выполнения………………………………………………………9

    4. Маленькие хитрости и секреты ниткографии для начинающих….….10

    5. Техника безопасности…………………………………………..……….11

    6. Инструменты и материалы……………………………………….……..12

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ………………………………16

2.1Технологическая карта изготовления……………………………..……16

    1. Экономический расчёт……………………………//////////////////.….20

    2. Экологическое обоснование………………………………………..20

    3. Реклама…………………………………………………………..….21

    4. Самоанализ……………………………………………………..…..21

    5. Наш результат…………………….…………………………….….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛБЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………….24

ВВЕДЕНИЕ

Частенько у любителей вязания остаются разноцветные ниточки. Когда остается пару метров красивой нити – уже ничего не свяжешь, а выбросить жалко… Вам такое знакомо?

Нам очень интересно изготавливать различные вещи своими руками. За время учебы в школе мы научились многим вещам: вышиванию, вязанию крючком, изготовлению цветов из бумаги, различным видам декорирования изделий. В этот раз мы решили попробовать свои силы в интересном виде творчества – ниткографии, тем более, что он дает огромный простор для фантазии.

Мы решили выбрать картину в технике “ниткография” потому, что у нас было много разных нитей пряжи, которые хотелось вложить в хорошее дело, да и получается очень красиво, а денег вовсе не нужно.

Цель:

Для достижения цели наметили выполнение следующих задач:

  • Исследовать источники информации литературных данных об истории ниткографии;

  • Освоить технические условия и приёмы выполнения аппликации из ниток;

  • Овладеть приёмами и способами работы по технологии ниткографии;

  • Используя основные приёмы техники аппликации, придумать новые варианты рисунков и составить с ними разные композиции.

Актуальность: в настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ.

Создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых — «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904) — имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Ниткография хорошо развивает фантазию и художественный вкус, тренирует память.

Характеризуя актуальность проекта по ниткографии, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

  1. ИЗ ИСТОРИИ «НИТКОГРАФИИ»

1.1 Историческая справка о ниткографии

Ниткография-выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. рисование с помощью нити.

Ниткография – великолепная техника рукоделия. Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор (см. рис.1).

Рис. 1 «Индийское племя»

Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. Это индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр.

Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.

В 1951 году в мексиканском городе Гвадалахара впервые состоялась выставка необычных картин, выполненных в не менее необычной технике. На простеньких фанерных дощечках были изображены загадочные сцены из жизни неведомых персонажей, напоминающих то ли людей, то ли растения, то ли духов, то ли животных. Яркие ошеломляющие цвета, странные композиции, множество мелких деталей, имеющих свой сакральный смысл. Картины были сделаны странным способом – из ниток, вдавленных в тонкий слой воска. Авторами картин были индейцы из племени уичоли.

Однако для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции .

“Рисунки”, выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и “живыми”, по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают и развивают интерес к декоративно-прикладному искусству.

1.2 Банк идей

Рассмотрим банк идей. Чтобы сделать картину своими руками, нужно посмотреть несколько техник, которые было экономично.

Цветы, портреты, городские и природные пейзажи, орнаменты, натюрморты, животные, птицы, – всё подвластно нитке!

  1. Вязанные картины –аппликация связана крючком (см. рис 2.)

Рис. 2 «Цветочное панно»

  1. Квиллинг из ниток — ажурная аппликация из скрученных кружков, завитков (см. рис. 3)

Рис. 3 «Кошки дома»

  1. Изготовление “пушистых” наволочек (настриженные разноцветные нитки длиной около 5см продеваются через канву, закрепляются петлей по рисунку) (см. рис. 4).

Рис. 4 «Декоративная наволочка»

  1. Вышивка гладью, крестиком (см. рис. 5).

Рис. 5 «Чайный сервиз»

  1. Ниткография – рисование нитками (см. рис. 6).

Рис. 6 «Маки в поле»

Вывод: Существует много техник, но мы выбрали именно ниткографию, потому что эта техника выполняется легче и ее могут сделать все. Получается оригинально, красиво и менее затратно.

1.3 Техника выполнения ниткографии

Важно научиться правильно формировать и фон изображения. Можно чередовать нити и приклеивать их горизонтально, либо вертикально. Как вариант: нарезать очень коротко (практически в пыль) и приклеить на основу в хаотичном порядке.

Для создания картин из нитей нужно приготовить совсем немного материалов и инструментов. Рукодельницы используют клей ПВА, хорошо заточенные ножницы, простой карандаш или акриловые краски, тонкую деревянную шпажку или спицу.

Нити необходимо использовать одинаковой толщины. Лучше сразу купить всевозможные цвета одной фирмы производителя. Если брать нитки разной структуры, то работа не будет выглядеть идеально и гладко, зато получится необычно рельефной. Подойдет для ниткографии шерстяная пряжа, акриловые нитки или даже мулине.

В качестве основы лучше брать оргалит, так как он не только прочный, но и имеет гладкую основу, поэтому нити легко ложатся на поверхность и быстро приклеиваются. Можно работать и со стеклом, пластиком, деревом, толстым картоном, бархатной бумагой, ковролином и ДВП.

1.4 Маленькие хитрости и секреты ниткографии для начинающих

  • Начинать работу нужно с простых рисунков. Когда научитесь правильно формировать витки, можете переходить к сюжетным изображениям.

  • Клей ПВА лучше брать более густой, так как жидкий будет быстро впитываться в основу.

  • Клей наносится на основу, а нити прикладываются поверху.

  • Нитки можно использовать даже те, которые остались от роспуска вязанных вещей, только их следует предварительно выпрямить.

  • Если в одной работе будут использованы нити разной толщины, то работа выйдет рельефной. Чем толще нить, тем объемнее будет картина.

  • Сложнее работать с фактурной пряжей (мохнатой или кудрявой нитью), поэтому для обучения надо брать гладкие нити толщиной 2 мм.

  • Изображение лучше наносить простым карандашом. Но некоторые рукодельницы предпочитают делать цветное изображение акриловыми красками, чтобы в конечном результате не было видно основы через витки рисунка.

  • Сразу нужно приклеить нить на контур рисунка, а потом приступать к заполнению изображения.

  • Чтобы витки пряжи ложились ровнее, необходимо использовать спицу или тонкую палочку (зубочистку).

  • После приклеивания нитей их нужно слегка прижать руками к основе, чтобы они равномернее приклеились.

  • Если у вас не получилось что-то или витки лежат неровно, можно оторвать нити от гладкой поверхности и все переделать.

  • Чтобы картина получилась качественной, надо следить, чтобы витки ложились плотнее друг к другу.

  • Если вы заметили, что такой-то виток плохо приклеился к основе, то нанесите немного клея на зубочистку и подклейте нить.

  • Круглые элементы заполняются по спирали, а длинные – справа налево.

  • Чтобы готовая работа выглядела более идеальной и ровной, можно прогладить ее теплым утюгом, подложив мокрую светлую ткань или марлю.

  • Готовые картины в технике ниткография лучше размещать в рамке без стекла, чтобы все желающие смогли на ощупь почувствовать рельефность изображения.

1.5 Техника безопасности

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

1. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверить исправность инструментов.

3. Не работать ножницами с ослабленным креплением.

4. Работать только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следить за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы класть кольцами к себе.

8. Подавать ножницы кольцами вперед.

9. Не оставлять ножницы открытыми.

10. Хранить ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Использовать ножницы по назначению.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КЛЕЕМ

  1. Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.

  2. Клей храните в плотно закрытой упаковке.

  3. При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.

  4. Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

  5. Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.

1.6 Инструменты и материалы

Пряжа

В качестве “волшебной нити” может использоваться толстая хлопчатобумажная или шерстяная нитка разных оттенков (см. рис. 7)

Рис. 7 «Цветная пряжа»

Клей

Мы использовали клей-титан, который моментально сохнет, изумительно долго держит склеенные нити и прозрачный при высыхании (см. рис.8).

Рис. 8 Клей «Титан»

Ножницы

Подойдут любые острые и тонкие канцелярские ножницы. Они нужны, чтобы отрезать пряжу нужной длины (см. рис.9).

Рис. 9 «Ножницы»

Шпажки

Их брать необязательно. Некоторым проще работать пальцами, но иногда для выкладывания нитей в труднодоступных местах шпажки просто необходимы (см. рис. 10).

Рис.10 «Шпажки бамбуковые»

Картон

В качестве подложки мы использовали обычный картон, вырезанный из коробки (см. рис.11).

Рис. 11 «Толстый картон»

Рамка

А также для того, чтобы изделие выглядело ещё красивее, мы взяли рамку (см. рис.12).

Рис.12 «Рамка»

1.7 Организация рабочего места

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено, причём свет должен падать на работу с левой стороны.

  • Сидеть нужно прямо, касаясь корпусом спинки стула.

  • Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30-40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали капли клея и кусочки пряжи.

  • Помещение должно быть хорошо проветриваемым, т.к. работа с клеем.

  • Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы пряжа оставалась всегда чистой, а на руках не оставалось мелких частиц.

  • При работе с клеем, нужно быть аккуратным, чтобы не испачкать одежду и кожу.

  • По окончанию работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы шпажек – вкалывать в клубки

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ

2.1 Технологическая карта изготовления

Смотрите таблицу 1

Таблица 1

Описание операции

Фото элемент

1

Подготовить материалы и инструменты

2

Возьмите отрез картона прямоугольной формы и с помощью копировальной бумаги переведите рисунок на картон (можно просто нарисовать). На начальных этапах обучения нужно брать такие рисунки, которые имеют простые формы.

3

Теперь приступайте к формированию изображения. Нанесите клей непосредственно на графический рисунок.

4

И приклейте нить. Используйте длинную тонкую шпажку, чтобы витки ложились ровно по рисунку. Шпажкой можно подвигать нить или прижимать ее к основе.

5

Далее приклеиваем нить по всему контуру. Если ряд закончился, то нить нужно отрезать и продолжить обклеивать фигуру, прижимая нити плотно друг к другу.

6

Приступаем к тюльпану. У него овальные формы, поэтому нить основного цвета ведем по кругу и в конце обрезаем. Так мы продолжаем клеить ряд за рядом.

7

Легче всего контур фигур сделать темным цветом, а основной цвет немного светлее. Так картина получается более выразительной.

8

Проклеиваем цветы до конца, не отступая расстояние между нитками и приступаем к фону.

9

Фон мы решили разделить на квадратики по 5 см. И каждый квадратик обклеиваем нитью (в нашем случае голубую) как бы спиралью во внутрь. По необходимости помогаем себе тоненькими шпажками поправлять нить.

10

Наш результат

2.2 Экономический расчёт

На эту работу мы не затрачивали деньги, т.к. пряжу и клей мы принесли из дома. Рамку, картон и всё остальное нам подготовили в школе. На электричество деньги не тратили, т.к. работала при дневном освещении.

2.3 Экологическое обоснование

Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека важна культурная среда.

Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности.

Наше украшение способствует воспитанию в человеке любви и красоты, а процесс работы прививает трудолюбие.

2.4 Реклама

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано руками человека. Никогда не утолит свою потребность человек, который стремится к красоте.

Надо стремиться к тому, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны.

2.5 Самоанализ

Работа над проектом оказалась кропотливой и очень интересной. Выполнение его дало возможность реализовать нашу идею – создать картину. Мы узнали о ниткографии. Результат такой работы просто восхищает. Только посмотрите – это просто чудо.

Картины являются прекрасным дополнением декора в квартире или классе. Одним словом без декора не сделать помещение уютным.

Хотя в магазинах такой большой выбор различных картин, не всегда можно найти подходящую. Удовольствие, получаемое от самого процесса, приятно дополняет результат.

В наше время очень легко стать оригинальным, подобрать всой стиль и подчеркнуть свою индивидуальность. Это можно сделать разными способами. Рукоделие – очень полезное хобби, позволяющее открыть в себе множество талантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ниткография – великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из нитей», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.

Эта техника не так известна, как например квиллинг или вышивка, но у нее уже есть свои фанаты. И неудивительно, так как ниткография настолько увлекательное рукоделие, что остановиться на одной работе просто невозможно.

Мы рады, что у нас получилось то, что было задумано! Ниткография – это первое с чего мы начали, а дальше нас будет ждать еще много проектов, в которых мы обязательно примем учасие!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://podelki-doma.ru/podelki/iz-nitok/nitkografiya-dlya-nachinayushhih

  2. https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii-volshebnaya-nit-nitkografiya-1064527.html

  3. https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/06/07/kartiny-v-tehnike-nitkografiya

  4. http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhkovaja-rabota-nitkografija-kak-sredstvo-formirovanija-socialno-komunikativnogo-razvitija.html

  5. https://pptcloud.ru/tehnologi/nitkografia

  6. https://educontest.net/ru/2582156/проект-ниткографии/

  7. https://yandex.ru/images/search?text=ниткографии

  8. https://podelki-doma.ru/podelki/iz-nitok/nitkografiya-dlya-nachinayushhih#ixzz56FnVGccn

14

multiurok.ru

Конспект занятия -Ниткография “Причудливые узоры!

Рисование ниткография

Тема: «Причудливые узоры».

Цели: Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой.

Развивать любознательность, мышление и речь детей. Расширить активный словарь детей словами: шов, стежок, шить, вышивать.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Гуашь, нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, баночки с водой, тряпочки, фартуки.

Предварительная работа: Педагог проводит занятие-беседу

«Ниточка-труженица», рассказывая детям о том, какие бывают нитки, читает сказку «Трудолюбивая Ниточка» (Ниточка умела мирить Пуговицу и Пиджак, края швов на брюках, края дырочки на платье). Чтение сказки «Школа необычных художников». Дети разучивают стихотворение:

Я простая с виду нить, изготовлена из льна.

Мне досталось белой быть, только я здесь не одна…

Нитки есть любого цвета, люди любят нас за это!

А игла – моя подружка, я держу её за ушко,

Как она куда идет, так с собой меня берет.

И гуляем с ней стежками, словно мелкими шагами.

Так и было сшито где-то, что сейчас на Вас одето!

Все, что носят все вокруг, это дело наших рук!

Мы с иголкою вдвоем, что угодно Вам сошьем!

Ход занятия:

Вос-ль: Отгадайте загадки:

Я длинная и тонкая и смотана в клубок,

Сбежала от котенка я в укромный уголок.

(Нитка) .

Чтобы шить и вышивать, это нужно в руки взять.

Разноцветные катушки у меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки, нам понадобились. .(Нитки) .

Вос-ль: Ребята, помните мы читали сказку «школа необычных художников». О чем в ней рассказывается?

(Дети вспоминают сказку).

Вос-ль: А сейчас я прочитаю её продолжение:

Таня на одном из занятий слуги Королевы страны Рисовании, Краски, познакомили Таню с Ниточкой. Она была мягкой, покладистой, очень спокойной и терпеливой. Её любимым занятием было мирить тех, кто по каким-то причинам поссорился и разошелся. Но еще, как оказалось, Ниточка любила рисовать!

Педагог показывает детям новый нетрадиционный способ рисования – ниточкой и предлагает детям нарисовать рисунки на тему: «Причудливые узоры».

Самостоятельная деятельность детей.

Дети встают, 3 раза поворачиваются вокруг себя, говорят волшебные слова: «Ду-ду-ду, я за стол иду.

Ать-ать-ать, буду рисовать!

Ру-ру-ру, кисть беру,

Щу-щу-щу, в воду опущу» и оказываются в стране РИСОВАНИИ.

Вос-ль: Садитесь за столы.

Берем ниточки, окрашиваем их в разные цвета и укладываем на альбомный лист, так чтобы края нитки лежали на столе.

Затем накрываем ниточки второй половиной листа и вытягиваем.

Педагог обращает внимание детей, что выдернув концы нити один раз, дети получают сразу два изображения отпечатков, так как листов бумаги было тоже два.

И вот какие причудливые узоры у нас получились.

Итог:

Педагог организует выставку рисунков детей, выполненных в новой нетрадиционной технике – рисование ниточкой.

Психоэтюд «Улыбнись».

Собрались все дети в круг, (воспитатель и дети встают в круг)

Я – твой друг, и ты – мой друг! (воспитатель показывает рукой на себя, потом на детей)

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу) .

СКАЗКА ПРО «ШКОЛУ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ».

Жила-была в нашем городе маленькая девочка Таня, которая очень любила рисовать. Совсем маленькой девочкой Танюша вместе с мамой попала в волшебную страну Рисованию, и с тех пор дочка стала частым гостем в стране красок, кисточек и мелков. Рисовала девочка часто и везде – на бумаге, асфальте, мольберте, который подарил ей папа.

Юная художница быстро научилась произносить волшебные слова «Ду-ду-ду, я за стол иду! Ать-ать-ать, буду рисовать! Ру-ру-ру, кисть беру! Щу-щу-щу, в воду опущу!» и сразу попадала в волшебную разноцветную страну Рисованию.

Королева этой страны, ее слуги, Краски и Кисточки, сразу стали ее добрыми друзьями, помощниками и учителями, когда малышка рисовала на бумаге мир, который ее окружал.И вот однажды, рисует Таня гуашевыми красками красивые цветы, красные, синие, желтые и –вдруг! –с кисточки на рисунок падает огромная красная клякса. Слезы выступили у девочки на глазах. «Пропал мой рисунок! Пропали цветочки мои красивые!» – плачет Таня.

Увидела Королева Красок беду девочки и решила ей помочь. Просит она слуг своих верных, Красок и Кисточек, успокоить девочку и проводить в «ШКОЛУ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ». Дивится Таня, что за школа такая, кто учится в ней? И каково же было удивленье малышки, когда за столиками для рисования сидели…цветы, листики, фрукты и овощи всякие, ластики, веревочки и даже огромный мыльный Пузырь! А за первым столом, ближе всех к Тане, важно уселась та самая злополучная огромная красная клякса, прыгнувшая с кисточки на Танин рисунок! «Ой, кто это? Что делают они в «ШКОЛЕ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ»? Это и есть, необычные художники!» – спрашивает с удивлением девочка Королеву Красок.И рассказала Королева Тане, что теперь и она станет учиться в этой школе и сумеет из кляксы выдуть трубочкой цветок или дерево, нарисовать картошкой и луком натюрморт, а листиками деревьев напечатать осенний лес, совсем как настоящий художник! Ведь необычные художники умеют рисовать всеми предметами, которые их окружают.Обрадовалась Таня, что не надо выбрасывать свой рисунок, послушалась Королеву Красок, взяла трубочку и раздула из кляксы красивую-красивую астру на свой, как ей казалось, испорченный рисунок!

С тех пор юная художница стала прилежной ученицей в «ШКОЛЕ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ» страны РИСОВАНИИ.

.

infourok.ru

Статья “Ниткография в детском саду”

Автор Саидмахмедова Севем Махмудовна

Воспитатель МБОУ Детский сад «Ласточка» г. Судак, Республика Крым

Статья «Ниткография, как вид нетрадиционного рисования, в детском саду»

Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами – «рисование нитками». С помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Ниткография, как вид изобразительного искусства, берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск, а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров.

Рисование нитями позволяет реализовать человеку свой художественный талант в более простой форме. Благодаря своей малозатратности, ниткография стала обретать популярность в наше время. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений.

Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству. Ниткография является замечательным способом совершенствования пальчиковой маторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму

Для создания картин из нитей понадобятся простые материалы и инструменты. Обычно, в детском саду используют плотную бумагу, клей ПВА, ножницы, простой карандаш или акриловые краски, тонкую деревянную шпажку, зубочистку или спицу.

Для того, чтобы сделать «ниточные рисунки», необходимо взять нитки одинаковой толщины. Для удобства, лучше сразу приобрести различные цвета одной фирмы. Если использовать нитки разной толщины и состава, то работа будет выглядеть не гладкой, а рельефной. Наиболее подходящей пряжей для ниткографии является шерстяная, акриловые нитки или мулине.

Работу с детками начинают с простейших рисунков, обычно, заранее подготовленные воспитателем, но простые узоры могут нарисовать и сами дети. Рисунок лучше изображать простым карандашом. В первую очередь, нужно промазать контур всего рисунка клеем и приклеить нить на контур рисунка, а потом переходить к заполнению всего изображения. Затем основу промазать клеем и заполнить нитками, в порядке цветовой задумки. Плотность и направление между нитями также может быть любой, например, по спирали, параллельно и близко друг другу, главное, чтобы не было видно пространства между нитями. Чтобы витки из нитей ложились ровнее, можно использовать шпажку или тонкую палочку (зубочистку).

После приклеивания нитей их необходимо немного прижать руками к основе, чтобы они равномерно приклеились. Если у ребенка что-то не вышло или витки легли неровно, можно все переделать, оторвав нити от гладкой поверхности.

Чтобы скрыть некоторые неровности, образовавшиеся при выкладывании рисунка, можно прогладить ее слегка нагретым утюгом, накрыв рисунок мокрой светлой тканью или марлей.

Такие картины лучше поместить в рамку без стекла или оформить с помощью паспарту, чтобы можно было на ощупь почувствовать выпуклость изображения.

Картины в технике ниткография, сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику.

infourok.ru

Творческий проект по технологии “Волшебная нить- ниткография”

КГУ «Средняя школа №2имени Михаила Ломоносова»

Проект

«Волшебная нить- ниткография»

Подготовила: Мамутова Карина

Руководитель: учитель технологии

Иванова Л.В.

2016 год

Введение

Частенько у любителей вязания остаются разноцветные ниточки. Когда остается пару метров красивой нити – уже ничего не свяжешь, а выбросить жалко… Вам такое знакомо?

Мне очень интересно изготавливать различные вещи своими руками. За время учебы в школе я научилась многим вещам: вышиванию, вязанию крючком, изготовлению цветов из бумаги, различным видам декорирования изделий. В этот раз я решила попробовать свои силы в интересном виде творчества- ниткографии, тем более, что он дает огромный простор для фантазии.

Цели и задачи исследования

Цели:

  • изучить историю возникновения ниткографии;

  • изучить опыт применения ниткографии в современном творчестве; 

Для достижения цели наметила выполнение следующих задач:

1.Исследовать источники информации литературных данных об истории ниткографии;

2.Освоить технические условия и приёмы выполнения аппликации из ниток;

3.Овладеть приёмами и способами работы по технологии ниткографии;

4.Используя основные приёмы техники аппликации, придумать новые варианты рисунков и составить с ними разные композиции.

Гипотеза

Оказывается, даже для остатков ниточек можно найти применение и изготовить красивые, оригинальные панно и картины.

Из истории ниткографии

Ниткография

Ниткография-выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов,т.е. рисование с помощью нити.

Ниткография – великолепная техника рукоделия. Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.

Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. Это индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр.

Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.

В 1951 году в мексиканском городе Гвадалахара впервые состоялась выставка необычных картин, выполненных в не менее необычной технике. На простеньких фанерных дощечках были изображены загадочные сцены из жизни неведомых персонажей, напоминающих то ли людей, то ли растения, то ли духов, то ли животных. Яркие ошеломляющие цвета, странные композиции, множество мелких деталей, имеющих свой сакральный смысл. Картины были сделаны странным способом – из ниток, вдавленных в тонкий слой воска. Авторами картин были индейцы из племени уичоли.

Однако для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции .

“Рисунки”, выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и “живыми”, по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают и развивают интерес к декоративно-прикладному искусству.

БАНК ИДЕЙ

Цветы, портреты, городские и природные пейзажи, орнаменты, натюрморты, животные, птицы, – всё подвластно нитке!

Городские и природные пейзажи

Портреты

Цветы

Натюрморты

Животные

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1-Подготовка материалов

2-Эскиз карандашом на основе будущего рисунка

3-Нанесение клея на основу по контуру рисунка

4-Выкладывание ниток на клей.

  1. Подготовка материалов

Нитки

В качестве “волшебной нити” может использоваться толстая хлопчатобумажная или шерстяная нитка разных оттенков.

Клей

Я использовала клей-момент универсальный, прозрачный.

Основа для изображения

Можно использовать плотную бумагу, картон, двп.

Карандаш

Ножницы

2. Эскиз карандашом на основе будущего рисунка

В технике ниткографии можно выполнить любой рисунок: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр и т.д.

Рисунок выполняется карандашом легкими линиями.

3.Нанесение клея на основу по контуру рисунка.

4. Выкладывание ниток на клей

Эти два этапа ведутся последовательно. То есть наносим клей сначала на один участок рисунка, затем выкладываем его нитками, потом продолжаем работать над следующими частями изображения.

Результат работы

Экономический расчет

120тг.

Экологическая оценка проекта

Изготовленное мной изделие соответствует экологическим требованиям. Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Основной материал – отходы производства, которые можно использовать для своего творчества.

Заключение

Я рада, что взялась за эту работу. У меня действительно получилось творение, великолепное и необычное изделие. Теперь я знаю, что такую красоту можно сделать своими собственными руками. Если сильно захотеть – всегда получится.

Применять ниткографию можно везде: установить в рамку для украшения комнаты, подарить родным и близким. Простые пейзажи, цветы, силуэты людей и животных выполняют важную функцию – украшают интерьер. Изысканные линии, созданные из шерстяных нитей придают картине глубину и особую прелесть.

infourok.ru

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Техника «Ниткография»»

МАСТЕР_КЛАСС

Нетрадиционные техники рисования. Техника «Ниткография».

Учитель:

 Еще  древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка». А современный исследователь детского изобразительного творчества Тамара Сергеевна Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами”.

Учитель:

Я всегда на уроках использую высказывания философов, искусствоведов, они помогают приобщить детей к искусству.

Предлагаю Вам окунутся в мир детства, в мир ярких красок и узоров.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции.
-Посмотрите в моих руках есть материалы, которые помогут назвать тему нашего мастер –класса ( Нитка+ краски+ бумага)

-(Рисование ниткой)

_ А как эта техника называется?

– Правильно техника рисование ниткой называется «Ниткография».

Произнесите слово и объясните из каких слов оно состоит?

(Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи… То есть, получается, «пишу ниткой» или проще – «рисую нитью»). 
По окончании мастер-класса, как вы думаете какой продукт мы получим?

(Картину в данной технике)

Тогда цель нашего мастер-класса какая? ( познакомиться с техникой, освоить рисование ниткой, научиться выполнять рисунок в технике ниткография).

В Изо не мало разных техник,
Об этом я узнала.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о ниткографии я расскажу

Как выполнить ее я подскажу


Некоторые люди считают, что «ниткопись» – это своеобразное рисование картин с помощью нити. Постоянные попытки художников найти вдохновение и попробовать что-то новоё привели к тому, что многие из них стали увлекаться рисовать нитью. Они использовали разные нити: нити из шерсти для вязания, нити для шитья, а иногда даже полоску узкой ткани. Так появилась новая техника рисования и новое слово – «ниткография».

– А вы знаете, как называют человека, который рисует ниткой?

(художник – ниткографист – найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках). 

А сейчас возьмите листы самооценки и представьте, что я прошу выполнить рисунок в технике «Ниткография». На какой ступеньке вы себя расположите? Пометьте пожалуйста.

ФИО_______________________________


 

 

Уважаемые коллеги, приглашаю вас пройти курс повышения квалификации по теме «Нетрадиционная техника рисования. Ниткография».
Учитель рисует и медленно рассказывает стих

Хочу предложить вам шедевры создавать –
Обыкновенной ниткой рисовать.
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Цепь и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию любую нам бы обуять!


Посмотрите на мою картину. Какое бы вы ей дали название?

Попробуем создать и на ваших полотнах фантастические цветы.

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты:

Итак, за дело! Технология выполнения “ниткографии” необычайно проста.

Анализ работ

Высшая похвала для художника – это признание его таланта, похвала.

Посмотрите на результат вашей работы. Как в думаете, удалось ли вам нарисовать фантастические цветы в техники ниткография? Справились ли мы с поставленными задачами.

-Кому бы вы хотели подарить свою картину?

И в заключении предлагаю вам пройти блиц-опрос. Закончите предложение:

Техника рисования ниткой называется —- (ниткография).

Художника рисующего ниткой называют… (ниткографист)

Краска, которую мы использовали в работе называется.. (акрил)

О полученного результата я почувствовал (а)… ( радость…)

А теперь еще раз вернитесь к листам самооценки и расположите себя на той ступеньке, которая соответствует вашим умениям.

ФИО_______________________________


 

 

Вот и подошел наш мастер-класс к концу. А на память о нашей совместной работе я хочу подарить сертификаты о прохождении мастер-класса по теме «Нетрадиционная техника рисования. Ниткография».

 

_______________________

 

СЕРТИФИКАТ

Выдан __________________________,

 

подтверждающий, что он (она) принимал(а) участие 1__декабря 201_г. в мастер-классе «Нетрадиционная техника рисования. Ниткография»

Учитель, проводивший мастер-класс _____

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Консультация на тему “Виды ниткографии и их применение в образовательной деятельности”

Виды ниткографии и их применение в образовательной деятельности

Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь со мной, что художественно-эстетическое развитие играет не маловажную роль в воспитании и развитии личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии и раскрыть новые возможности и уникальные свои способности. (2 слайд)

Предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам вспомнить неоправданно забытый инструмент в изобразительных средствах художника – «ниткография». В отличие от многих других видов рукоделия, ниткография обретает популярность лишь на протяжении последних десяти лет.

Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу»), то есть «рисование» с помощью нити, а именно выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов. Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи. Ниткография в первую очередь привлекает к себе внимание тем, что она очень проста в исполнении, доступна и привлекательна даже маленьким детям. Красивые яркие нитки, приятные на ощупь, успокаивают детей. Кроме того такой вид искусства как ниткография не требует каких-либо значительных финансовых затрат, а ведь это тоже является существенным плюсом.

Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

  • совершенствовать зрительное восприятие детей;

  • развивать зрительно-моторную координацию;

  • формировать плавность, ритмичность и точность движений;

  • подготавливать руку ребенка к письму (3 слайд)

Ниткография может применяться в образовательной деятельности разными способами:

Ниткопись

Необходимо взять шерстяную или акриловую нить длинной – 40-45 см., немного распушив ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Приготовить обычный лист бумаги формата А4. Опустить нить в краску любого цвета. Положите нить на листок бумаги, накрыв другой половиной листа. Поводить нитью в любом направлении. Затем следует раскрыть половинки листа и убрать нить с краской. Дорисовать причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию (4 слайд)

Ниткография

В первую очередь следует определить основу для будущей картины. Как правило, используется обычная или плотная бумага. Затем нанести простым карандашом рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу. Также можно использовать в качестве шаблона для будущей картины готовые схемы, найденные в интернете. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения. Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе. После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен». Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них. После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка.

Одним из вариантов ниткографии может служить и заполнение контура рисунка мелко нарезанной толстой пряжей. (5 слайд).

Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в отверстия. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников. (6 слайд)

Применение в рисовании данной нетрадиционной техники в образовательной деятельности, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными. Работы в технике ниткография, выполненные детскими ручками, уникальны, несут в себе неповторимую положительную энергетику.

Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяются на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.

В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободные и абстрактные темы: разговоры о мечтах, фантазиях.

Удачи в творчестве!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида №2 “Радуга” Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«Виды ниткографии и

их применение

в образовательной деятельности»

Чистополь, 2017

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *