Национальный костюм бурятов (66 фото): традиционный женский бурятский наряд, стилизованные костюмы народа Бурятии
Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.
Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.
Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.
Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.
Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.
Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.
Содержание
Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.
Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.
Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.
Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.
С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.
С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.
Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.
Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие – височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.
Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней. Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.
И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.
У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.
Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.
У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.
Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.
Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.
Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.
Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.
Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.
Летний вариант обуви шился из конского волоса на плоской подошве.
Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром – ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.
Заслуживают внимания и ткани – шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета – синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.
В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.
В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.
Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам – Сагаалган (Белый месяц – наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.
Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.
В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.
Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм – воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.
Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.
Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения – браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.
Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.
Головной убор бурят (бур.
Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы — внизу желтовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Первоначальный вариант энгэра — желто-красный, чёрный, белый.
Энгэр как элемент одежды монголоязычных народов, по мнению Л.Л. Викторовой, был известен со времен киданьской империи.
У монгольских народов исследователи фиксируют существование двух видов энгэра. Один из них, по мнению Б. Ринчена, ташуу энгэр (досл. косой борт) был характерен для старинного монгольского костюма и был заменен на другой вариант с квадратным бортом под влиянием манчжуров во времена империи Цин. Хотя вариант характерный для бурятского национального костюма или квадратный энгэр зафиксирован в различных китайских источниках описывающих монгольские народности времен создания монгольской империи. К примеру, сообщения в переводе Р. Храпачевского: “Их черных татар одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена она шилась из войлока, шерсти и кожи, а сейчас – из полотна и шелков, прошитых золотыми нитями.” В варианте перевода Н.Ц. Мункуева и Линь Кюн-и: “У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный”.
К этому описанию примыкает пометка другого китайского наблюдателя: “Пола, которую называют квадратной, это пола похожая на четырехугольник. Воротники такие же, какие делают и китайцы. Владетель татар вместе с членами чжуншу шэн и прочими людьми из верхов общества уже не носят такое одеяние.” Об одежде “верхов общества” на примере го-вана Мухали говорится следующее: “В платье к системе церемониала целиком следует установлениям, существующим для сына Неба (т.е. китайского императора)”. По–мнению Д.В. Цыбикдоржиева, к моменту создания Монгольской империи такой элемент одежды монголов как квадратный энгэр начал выходить из употребления и заменяться косым энгэром, хотя имел до этого широкое распространение начиная со времен Киданьской империи и расцвета Найманского ханства ввиду его практичности, он хорошо закрывал грудь, а в варианте – с воротником-стойкой – шею и горло, что было немаловажно при езде верхом.Энгэр бурятского национального костюма выделяется существованием верхней полосы, который в отличие от других полос носит специальное названиесагаалса и первоначально был только белого цвета.
Со временем, наряду с ним начали использоваться золотистый, зелёный или синие цвета.Вероятно, в связи с распространением буддизма, в верхней части энгэра начал использоваться золотисто-жёлтый цвет. В буддизме жёлтый, особенно глубокий, насыщенный золотисто-жёлтый — это цвет урожая и созревшего зерна, что символизирует не только материальное богатство, но и духовное. Жёлтый цвет означает изобилие благих качеств, в особенности изобилие добродетелей. На самом высоком уровне, в высшем смысле, жёлтый цвет представляет неисчерпаемые богатства просветлённого ума, неисчерпаемые достоинства самой реальности. На данном уровне жёлтый цвет представляет безграничную продуктивность и креативность просветлённого ума, творческую энергию, которая не просто проистекает, но изливается щедрым потоком, течёт изобильным дождём, низвергается богатством духовных качеств на всех живых существ.
Чёрный цвет у бурят ассоциируется с землёй и домом и является символом наличия своей родины (бур. тоонто).
Красный цвет ассоциируется с огнём и символизирует жизненную энергию.
Синий цвет традиционно связан с вечным синим небом.
Улаан залаа или красные кисти — это декоративный и символический элемент на головном уборе некоторых монголоязычных народов. Существует в виде красной кисти у ойратов (в том числе калмыков) и бурятов или куска красной ткани у халхов.
В 1449 году ойратский Эсэн-тайша, руководя монгольскими войсками разбил армию минского Китая и пленил императора Чжу Цичжэня. В честь этого он приказал носить на голове улаан залаа всем народам входившим тогда в монгольское государство.
Нож(бур. хутага) и огниво (бур. хэтэ) — чаще всего они встречаются в паре и обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.
Первоначально бурятский нож использовался в чисто утилитарных целях. В основном как инструмент для забивки скотины. Забивали на старинный манер кочевников (этот способ также применяют испанские тореодоры) — неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевало испугаться. Для этого был нужен узкий, длинный и прямой клинок. К тому же такая форма клинка отлично подходила для разрезания суставов, освежевывания шкуры и разделки туши животного. Таким образом необычные формы бурятского ножа связаны с его первоначальным применением в хозяйстве кочевника.
Первичная утилитарная функция ножа со временем сменилась на декоративную: нож стал предметом украшения костюма.
Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшалась и металлическая подвеска. Использовалось обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор. Золото не применялось ввиду дороговизны и труднодоступности.
Огниво — парный предмет к ножу — плоская кожаная сумочка, похожая на кошелек, размером 4-5×7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня — один из сакральных предметов, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду — пояс, нож и огниво.
У бурят издавна существовал обычай — при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.
Традиционная одежда бурят была представлена в зимнем (бур. дэгэл) и летнем (бур. тэрлиг) вариантах. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата. Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра.
Дэгэлы имеют две полы — верхнюю (бур. гадар хормой) и нижнюю (бур. дотор хормой), спинку (бур. ара тала), перед, лиф (бур. сээжэ), борта (бур. энгэр).
Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.
Верхняя одежда была прямо спинной, то есть не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания — снизу вверх — начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.
Женская одежда состояла из рубахи (бур. самса) и штанов (бур. умдэ), поверх которых носили халат (бур. дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (бур. тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.
Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.
Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.
Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.
Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной — (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.
Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.
Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.
Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.
Источник: Википедия
Эта страница представляет собой фоторепортаж о традиционной бурятской одежде. Бурятская одежда отражает большую среднеазиатскую и сибирскую традицию этнического костюма и не случайно напоминает монгольскую, маньчжурскую, тувинскую, алтайскую, тунгусскую, якутскую традиционную одежду.
Бурятская одежда больше всего напоминает монгольскую традиционную одежду, что неудивительно, поскольку буряты – монгольский народ. Монгольское платье состоит из длинного халата, известного как дээл, который надевают поверх брюк. Бурятское название этого халата — дигил, древнемонгольское название этого предмета одежды. Дигил идеально приспособлен к сибирскому и монгольскому климату, где температуры ниже нуля по крайней мере ночью в любое время года, кроме лета. Он также хорошо приспособлен для верховой езды, поэтому представители обоих полов традиционно носили его с брюками. Для еще большего сохранения тепла в холодную погоду дигиль застегивается на правом плече так, чтобы была двойная толщина сукна (а зимой меховая дигиль, прикрывающая жизненно важные органы груди и живота.
Справа вверху пара традиционных бурятских танцоров из Монголии в летних костюмах. Обратите внимание, что женщина носит жилет поверх своего дигила, а мужчина носит бехен, пояс. Обратите внимание, что на груди мужчины есть тройные полосы синего, черного и красного цветов. Это один из отличительных признаков традиционной бурятской одежды, особенно мужских халатов, и имеет шаманское значение. Полосы представляют три мира шаманской космологии: синий для неба (верхний мир), черный для земли и красный для нижнего мира. В некоторых костюмах цвета тесьмы могут различаться, но это своеобразный бурятский узор. Деталь этой выкройки показана справа на ухэтей дигиль (дигиль с меховой подкладкой), в данном случае также называемый хурган дигиль (дигиль из овечьей шкуры), который является традиционной зимней одеждой.
Вверху женщина в традиционном зимнем платье, подбитом овечьей шкурой. Самые богатые буряты когда-то подбивали свою зимнюю одежду шкурами диких животных, но обычно эти шкуры теперь используются только для головных уборов, например, из норки, которой подбита шляпа этой женщины. Обратите внимание на манжеты на концах рукавов, они известны как нударга и также встречаются на летней одежде, например, в той, что носят танцоры в верхней части этой страницы. Часто говорят, что эти манжеты символизируют лошадиные копыта из-за их конической формы; тем не менее, они имеют очень практическую функцию. В зимнее время их отворачивают, чтобы увеличить длину рукава, чтобы руки могли согреваться внутри них, как европейцы используют муфту. Отвернутую нударгу также можно использовать как рукавицу, чтобы поднимать холодные предметы, например, куски льда. Жилет, который женщины обычно носят поверх дигиля, зимой не надевают.
Выше приведен образец летней одежды бурятской женщины. Обратите внимание на сходства и отличия от зимнего костюма, приведенного выше на странице. Сходным является пошив рукавов, уникальный для бурятского народного костюма. Сегментация рукава представляет собой большой палец. Представим себе основную часть дигила как ладонь, тогда надутая верхняя часть рукава – это надутая часть руки непосредственно под большим пальцем. Две полосы фантазийного материала на рукавах представляют собой основание и средний сустав большого пальца. Происхождение этой символики неизвестно. Обратите внимание, что летнее платье для женщин, изображенное на этой странице, имеет как длинные, так и короткие хантазы, жилетки. Традиционно монгольские женщины не носили пояса, бехен, а скорее носили жилет, чтобы закрепить дигил на груди и талии в летнее время. На самом деле, монгольское и бурятское традиционное слово для обозначения «женщины» — «бехэгуй» или «бусгуй», что означает «без пояса». С другой стороны, зимой и в некоторых сельских районах, а также в Монголии бурятские женщины носят бехен, например, бабушку внизу. У ее дигила нет полос на груди, и он напоминает монгольский дэил.
На снимке ниже бурятские мужчины и женщины в традиционной одежде. Обратите внимание на длинные жилеты, которые носят здесь женщины, в отличие от коротких на фотографиях выше. Длинный жилет более типичен для западных бурят, подобные жилеты встречаются у калмыков, ойратских монголов и некоторых монгольских групп Внутренней Монголии. Длинный жилет был характерен для женской одежды времен Чингисхана и сохранился у некоторых монгольских групп. Также обратите внимание на пояса, которые носят мужчины. У некоторых бурятских групп бехен разноцветный, как у старухи наверху, в то время как другие носят сплошные цвета, как у других монголов. Характерной чертой пояса, который носят сибирские мужчины, является то, что концы оставляют свисающими вниз, как у мужчин внизу, в то время как другие монголы засовывают концы внутрь, например, монгольский бурятский танцор вверху этой страницы.
Обратите внимание на остроконечную коническую шапку, которую носит большинство бурят на этой странице. Коническая шапка — древний головной убор монголов, о чем свидетельствуют рисунки монголов времен Чингисхана. Буряты говорят, что коническая форма олицетворяет связь человека с Тенгером, Отцом-Небом. Он имеет тот же символизм, что и обу, который обсуждается в другом месте на этом веб-сайте. Женщины традиционно носили искусно сделанные серебряные украшения и цепочки в качестве подвесок к своей малгаи, шляпе. Женские шляпы, которые кажутся цилиндрическими, по-прежнему имеют заостренный верх, но козырек скрыт высокими полями, украшенными кораллами и янтарем.
Мужчины соревнуются в Сурхарбане, традиционных монгольских играх, которые проходят в Улан-Удэ в начале лета. Это показывает большие различия в длине и стиле дигилов среди различных бурятских групп. Мужчина слева, вероятно, западный бурят, потому что у него длинная одежда с очень причудливой каймой. Этот вид дигила также встречается в некоторых частях Внутренней Монголии. Мужчина в середине носит дигил, не слишком отличающийся от тех, что носят в Монголии, довольно простой. На мужчине справа короткая дигил, которую часто носят буряты хонгодоры, проживающие в восточных Саянах юго-восточной Бурятии.
Бурятская традиционная обувь – гуталь на толстой подошве из кожи, подбитой войлоком и мехом животных. Они очень теплые и защищают ноги даже в суровую погоду -40 и выше. Подошвы толстые, чтобы предотвратить потерю тепла через подошву ступни, и обычно покрыты кожей и войлоком. Ножка сапога обычно выстлана мехом животных. Часть кишки, покрывающая голень, может быть выстлана толстым войлоком или мехом. Носок слегка приподнят, но не так загнут на кончике, как у традиционных монгольских сапог. Говорят, что загнутый вверх кончик устроен таким образом, чтобы палец ноги не царапал священную Мать-землю во время ходьбы. Скорее всего, это приспособление для легкого сползания в стремена. Бурятские гуталы настолько теплые, что популярны как зимняя одежда и в Монголии. Зимой буряты также любят носить сапоги в якутском или эвенкийском стиле, которые сделаны из шкуры оленя с мехом внутри и снаружи, голенище украшено полосой орнаментальной вышивки бисером из мелкого бисера. Эти сапоги очень напоминают традиционные сапоги атабасков Аляски. К сожалению, фотографии этого типа гутала отсутствуют.
На рисунке ниже показан танец ёхор в Этнографическом музее под Улан-Удэ, а также костюмы бурятских групп из разных регионов.
Bilder
Sortieren nach:
Am beliebtesten
fokussierte frau, die paddelball auf geschlossenem platz spielt – buryat woman stock-fotos und bilderFokussierte Frau, die Paddelball auf geschlossenem Platz spielt
Fokussierte asiatische Frau, die Paddelball auf einem kleinen geschlossenen Платц шпильт. Begriff der Konzentration im Wettbewerb
selbstbewusste geschäftsfrau im amt mit aktentasche mit dokumenten – бурятская женщина стоковые фото и фотографииSelbstbewusste Geschäftsfrau im Amt mit Aktentasche mit…
Burjatin Aus Südostsibirien, Halbtondruck, Erchienen 1899 -Buryat Woman Stock -Grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleBurjatin aus südostsibirien, Halbtondruck, Erschienen 1899
Selbsteplesste geleshriTshriTshriTshteSruckEltSruckEltSruckEltSruckEltSruckEltSruckEltSruckErSelbstbewusste Geschäftsfrau im Amt mit Aktentasche mit…
erfolgreiche geschäftsfrau mit aktentasche in der nähe des konferenztisches im büro – buryat woman stock-fotos und bilderErfolgreiche Geschäftsfrau mit Aktentasche in der Nä
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фото и фотографии banner_Bride-and-Groom.png Азиатская женщина, сложенная в руке в саду, фото – бурятская женщина, стоковые фотографии и фотографии0003Lächelnde asiatische Frau mit welligen dunklen Haaren in Freizeitkleidung steht während der Ernte an sonnigen Sommertagen im Obstgarten und hält reife Früchte in den Händen
fokussierte japanische frau hörvortrag in der erwachsenenbildung klasse – buryat woman stock-fotos und bilderFokussierte japanische Frau Hörvortrag in der Erwachsenenbildung. ..
Fokussierte Japanerin hört aufmerksam zu und macht sich Notizen während der Vorlesung im Erwachsenenbildungsunterricht
schlanke asiatische geschäftsfrau, die sich am tisch im büro notizen macht – бурятская женщина stock-fotos und bilderschlanke asiatische Geschäftsfrau, die sich am Tisch im Büro… und macht Notizen
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фотографии и фотографии -no/banner_Bride-and-Groom.png athletische koreanische frau durchführung gepaart yoga-übungen mit männlichen partner – buryat woman stock-fotos und bilderAthletische koreanische Frau durchführung gepaart Yoga-Übungen…
Erwachsene athletische koreanische Frau, die während des Gruppentrainings im Fitnessstudio gepaarte Yogaübungen mit männlichem Partner durchführt
sportliche asiatin spielt padel auf hallenplatz – бурятская женщина фото и фотографииSportliche Asiatin spielt padel auf Hallenplatz
Портрет женщины азиатского происхождения, посвященной спорту, на крытой площади. Aktives Lifestyle-Konzept
fokussierte frau, die paddelball auf geschlossenem platz spielt – бурятская женщина сток-фото и фотографии Frau erntet grüne Zwiebel im HausgartenLächelnde asiatische Frau, die am sonnigen Herbsttag gereifte Frühlingszwiebeln im Hausgarten erntet
mongolische paar tragen traditionelle kleidung – buryat woman stock-fotos und bilderMongolische paar tragen Traditionelle Kleidung
fokussierte frau, die paddelball auf geschlossenem platz spielt – buryat woman stock- фотографии и фотографииФокусная женщина, паддельбол на geschlossenem Platz spielt
Азиатский фокус женщина, паддельбол на kleinen geschlossenen Platz spielt. Konzept der Konzentration im Wettbewerb
Frau und mann in burjatischen volkstrachten. вектор-иллюстрация – бурятская женщина сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символФрау и Манн в бурятской народной. Vektor-Illustration
Женщина и Манн в национальной бурятской одежде. Vektorillustration
женщина в burjatischer volkstracht. вектор-иллюстрация – бурятская женщина сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символЖенщина в burjatischer Volkstracht. Vektor-Illustration
Женщина в volkstümlicher burjatischer Tracht. Векториллюстрация
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фото и фотографии banner_Bride-and-Groom.png Азиатская женщина, сложенная в руке в саду, фото – бурятская женщина, стоковые фотографии и фотографии0003Lächelnde asiatische Frau mit gewelltem dunklem Haar in Freizeitkleidung, die während der Ernte an sonnigen Sommertagen im Obstgarten steht und reife Früchte in den Händen hält
Frau in Traditional burjatischer nationaltracht. mädchen aus burjatien. burjaten в volkskleidung. этническая мода, травяной образ, наряд. burjatischer стиль в kleidung. mongoloider – бурятская женщина стоковые фотографии и фотографииЖенщина в традиционном бурятском национальном журнале. Mädchen aus…
МОСКВА, РОССИЯ – 3. ОКТЯБРЬ 2021: Жена в традиционном бурятском национальном тракте. Mädchen aus Burjatien. Burjaten in der Volkstracht. Этнический стиль, Herbstlook, Outfit. Burjatischer Stil in der Kleidung. Монголоидер
Азиатская женщина, профессиональная профессиональная аппаратная техника, работающая на начальном этапе – бурятская женщина, фото и фотографииАзиатская женщина, профессиональная аппаратура, работающая на…
Mongolische paar tragen Traditionelle Kleidung
die mongolische Antike couplehttps://lh6.googleusercontent.com/-fqCGZnR3JKk/VPHr3hpunMI/AAAAAAAABAs/5e86ZjBaS4c/w380-h250-no/banner_Bride-and-Groom.png
sportliche asiatische frau spielt padel auf indoor-court – buryat woman stock-fotos und bilder Мяч цу шлаген. Aktives Lifestyle-Konzept Vier Generationen – бурятская женщина стоковые фото и изображенияVier Generationen
Большое бурятское (монгольское) семейство: Urgroßmutter, Großmutter, Sohn mit Frau und ihren Kindern, in Nationaltrachten
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фото и фотографии banner_Bride-and-Groom. png киргизская женщина в традиционном фото – бурятская женщина стоковые фотографии и изображения0002 Fokussierte Frau mit Linkshänder Vorhand in Paddel-Tennis-MatchFokussierte sportliche asiatische Frau, die Doppel-Paddle-Tennis auf geschlossenem Platz spielt und Linkshändige Vorhand spielt
nahaufnahme porträt diet-meditanau asiatischen -fotos und bilderNahaufnahme porträt einer asiatischen Frau, die in Padmasana-Haltu
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фотографии и изображенияMongolische paar tragen Traditionelle Kleidung
античная монгольская пара die völker im hohen norden russlands. – бурятская женщина стоковые фотографии и изображения
Семья чукчей Рантьерхертен. Die Völker im hohen Norden…
Билибино, Россия – 20 января 2014: Familie Tschuktschische Rentierhirten. Die Völker des hohen Nordens Russlands.
östliche herrscherorden – бурятская женщина сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символÖstliche Herrscherorden
Der östliche Herrscher ruht sich auf dem Teppich und den Kissen aus und befiehlt der russischen Frau in Nationaltracht und Kopfschmuck, neben einer Platte und einem Fruchtgetränk in eine Schüssel, um das Zelt herum, ein Militärlager Nomaden aufzustellen
mongolischen jungen und Мэдхен фолькстрахт. мульт киндер в трахте. jäger, jagd mit einem adler, kamel, Traditionalelle Behausungen, wie z. б. die jurte und das zelt. вектор – бурятская женщина сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символMongolischen jungen und Mädchen Volkstracht. Cartoon Kinder in…
самых популярных монгольских детских и детских фольклорных страхов. мульт киндер в трахте. jäger, jagd mit einem adler, kamel, Traditionalelle Behausungen, wie z. б. die jurte und das zelt. вектор – бурятская женщина стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символNahtlose Muster mongolischen jungen und Mädchen Volkstracht. …
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фотографии и изображенияMongolische paar tragen Traditionelle Kleidung
die mongolische Antike couplehttps://lh6.googleusercontent.com/-fqCGZnR3JKk/VPHr3hpunMI/AAAAAAAABAs/5e86ZjBaS4c/w380-h250-no/banner_Bride-and-Groom.png
asiatische mädchen – бурятская женщина стоковые фото и изображения 90 Mädchen asiatische mädchen – бурятская женщина стоковые фотографии и фотографииAsiantische Mädchen
Outdoor-Porträt eines jungen asiatischen Mädchens mit langen Haaren
schöne asiatische mädchen-turner mit ball – бурятская женщина стоковые фотографии и изображенияSchöne asiatische Mädchen-Turner mit dem ball
Schöne asiatische Turnerin mit einem Ball auf weißem Hintergrund
mongolische paar tragen traditionelle kleidung – buryat woman stock-fotos und bilderMongolische paar tragen Traditionelle Kleidung
asiatische frau hört vortrag im klassenzimmer mit gruppe – buryat woman stock-fotos und bilderАзиатская женщина Hört Vortrag im Klassenzimmer mit Gruppe
Konzentrierte asiatische Frau, die dem Vortrag im Klassenzimmer mit einer Gruppe von erwachsenen Menschen zuhört. Postgraduales Ausbildungskonzept
азиатская женщина в саду и сыне – бурятская женщина стоковые фото и фотографии -fotos und bilderMongolische paar tragen Traditionelle Kleidung
fokussierte frau gräbt erde mit schaufel im gemüsegarten – бурятская женщина стоковые фотографии и изображенияFokussierte Frau gräbt Erde mit Schaufel im Gemüsegarten
Qualifizierte fokussierte Frau, die am sonnigen Herbsttag im Gemüsegarten arbeitet und mit Schaufel Erde gräbt
vier generationen – buryat woman stock-fotos und bilderVier Generationen
buryats von insel olkhon, sibirien (alte holz gravur) – бурятская женщина сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символБуряты фон Ольхон, Сибирь (alte Holz Gravur)
“Портреты бурят с острова Ольхон. Опубликовано в Systematischer Bilder-Atlas zum Conversations-Lexikon , Ikonographische Encyklopaedie der Wissenschaften und kuenste (Брокгауз, Лейпциг) в 1875 году».
Азиатская женщина, профессиональная женщина, работающая с аппаратным обеспечением, для профессионального обучения бурятской женщиныЖенщина азиатка, профессиональная женщина, работающая с оборудованием, фон… Фотографии и фотографии
Азиатская женщина Херт Реднерин в бизнес-обучении
Концентрация азиатских женщин по игре в паддель-теннис в инненрауменах – бурятская женщина стоковые фотографии и фотографииАзиатские азиатские девушки по игре в паддель-теннис в инненрауменах
Портрет азиатской женщины, занимающейся паддл-теннисом в зале, играющем и занимающемся спортивным мячом,
Азиатская женщина, занимающаяся йогой, с мужским партнером – Азия, фотографияПозитивная азиатская женщина, место для тренировок в фитнес-центре Paar-Yoga-Positionen mit männlichem Partner praktiziert
buryat frau (alte holz gravur) – buryat woman stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -символBuryat Frau (alte Holz Gravur)
«Иллюстрация бурятской женщины. Опубликовано в Systematischer Bilder-Atlas zum Conversations-Lexikon, Ikonographische Encyklopaedie der Wissenschaften und Kuenste (Брокгауз, Лейпциг) в 1875 г.».
mongolischen jungen und mädchen in blauer tracht und hut. мульт киндер в трахте. jäger, die jagd mit einem adler. вектор – бурятская женщина сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символМонгольские юноши и девушки в синем Трахте и Хате….
Mongolischer Junge und Mädchen in blauer Tracht und Hut. Мультяшный Kinder в традиционной версии. Jäger, Jagd mit einem Adler. Vektor-Illustration
монгольских юношей и девушек в ротере трахт и хижине. мульт киндер в трахте. вектор – бурятская женщина сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символМонгольский юноша и девушка в ротере Tracht und Hut. Cartoon…
selbstbewusste geschäftsfrau mit portfolio im konferenzraum – бурятская женщина фото и фотографииSelbstbewusste Geschäftsfrau mit Portfolio im Konferenzraum
mongolische paar tragen Traditionalelle kleidung – бурятская женщина стоковые фотографии и изображения Stock-fotos und bilderSelbstbewusste Geschäftsfrau mit Portfolio im Konferenzraum
Positive selbstbewusste asiatische Geschäftsfrau, die mit Portfolio in den Händen im Konferenzraum eines modernen Büros posiert
Азиатская женщина беременна в своем саду в саду – бурятская женщина стоковые фото и фотографии stock-fotos und bilderАзиатская женщина-медик в йога-позиции Padmasana mit Gruppe.