Доклады
Самым известным правителем Киевской Руси был князь Владимир Великий, который за свои достижения в народе получил прозвища «Красное Солнышко», «Креститель», «Святой». Он был сыном князя Святослава и внуком княгини Ольги. Владимир был незаконнорожденным сыном князя Святослава от служанки Малуши, которая по разным версиям была то ли ключницей княгини Ольги, то ли плененной дочерью древлянского князя Мала, убитого Ольгой в отместку за смерть мужа – князя Игоря. Из-за своего низкого происхождения Владимира с детства прозвали «робичич», что означало «сын рабыни».
Около 970 г. перед своим последним походом Святослав отправил Владимира на княжение в Новгородскую землю, поскольку два его старших брата отказались ехать в такую глушь. Вместе с ним туда поехал брат его матери Добрыня, воевода из армии Святослава.
После смерти отца Владимира, между его братьями разразилась междоусобица, которая стоила жизни младшему Олегу, правившему Искоростенем – столицей древлянских земель. С официальной целью отомстить за смерть брата, а на самом деле, не желая повторить его судьбу, Владимир отправился с войском походом на Киев, который он успешно захватил и стал в 978 г. единоличным правителем Киевской Руси.
Владимир много воевал с соседними государствами и племенами (поляками, вятичами, балтами и литовцами, радимичами, волжскими булгарами, хорватами).
В тот период на Руси было принято языческое вероисповедание, которое позволяло иметь много жен. Так, у Владимира имелось 5 жен и сотни наложниц, от которых у него осталось 13 сыновей и не меньше 10 дочерей.
Князь пытался провести религиозную реформу и создал в Киеве капище специально избранным языческим богам с Перуном во главе. Однако такое религиозное новшество не прижилось в народе, и каждое племя и по-старому поклонялось своему богу-покровителю.
Затем Владимир стал искать новые способы преодоления религиозного кризиса и, в конечном итоге, решил принять христианство и покрестить всю Русь. Принять именно византийский образец христианской религии князь решил, поскольку полагал, что так наладит лучшие связи с Византией и сможет жениться на сестре императора Анне.
По легенде, в 988 г. в Херсонесе (на территории г. Севастополя в Крыму) князь Владимир перешел в православную религию и женился на царевне Анне. Хотя некоторые исследователи полагают, что крещение князя произошло в Киеве. После чего князь приказал крестить всех киевлян в Днепре, а также надругался над языческими статуями богов, проволочив их привязанными к лошадиным хвостам через весь город.
Не все славянские племена хотели принимать новую веру, в связи с чем местами крещение проходило насильственно.
Остаток своего правления князь старался не воевать без надобности и усердно развивал религиозную мощь государства, его культуру. Так, в Киеве возводились великолепные соборы и храмы, создал библиотеку, начал печатать первые монеты. Самым известным храмом стала Десятинная церковь, в которой и был похоронен Великий князь после смерти.
Своих взрослых сыновей Владимир по примеру своего отца отправил княжить в различные важные города Руси, которые после его смерти также начали междоусобную войну за престол.
Князь Владимир был очень почитаем народом, что нашло отражение в приятных народных прозвищах, которые он получил. Кроме того, этот правитель стал прототипом для князя Руси – героя русских былин о богатырях.
Князь Владимир Святославович великая историческая личность. Третий князь киевский, носивший славянское имя. Точная дата рождения князя историка не установлена, по историческим летописям около 980 года. Третий сын в семье князя Святослава, он был рожден вне брака от ключницы Малуши. Бабушка великая княгиня Ольга, отослав от двора беременную рабыню, после рождения внука не отказалась от него и в три года привезла его в Киев.
Воспитание и обучение было поручено брату княгини Добрыне- полководцуСвятослав Игоревич, находясь постоянно в военных походах, разделил свои владения на сыновей. Владимиру достались Новгородские земли, где после смерти отца он стал полноценным князем.
Междоусобная война между двумя старшими братьями посадила на престол Ярополка, который также завладел и Новгородом. Князь Владимир почувствовав опасность, скрылся от брата в Скандинавии. Народ любил Владимира , поэтому когда через два года он с войском вернулся в Новгородские земли, люди поддержали его и он вернув свои земли, покорил всю Русь. Так в 980 году на киевский престол взошел князь Владимир в народе любовно прозванный красно солнышко.
После убийства своего брата Ярополка, Владимир женился на беременной жене покойного. Родившегося мальчика назвали Святополком и Владимир усыновил его.
Приступив к правлению в Киеве князь начал с укрепления языческой религии. Строго придерживаясь обрядам, у князя Владимир было 5 жен по закону и более 1000 девиц-наложниц. Согласно историческим летописям у Владимира ясно солнышка было более 20 детей, точное количество установить не представляется возможным. Точно можно лишь говорить о 13 сыновьях.
За первое десятилетие правления Владимир укреплял свои границы, захватывал новые земли. Но имея острый ум, князь Владимир Святославович начинал понимать о не состоятельности языческой религии. Даже его бабушка княгине Ольга была христианкой. Учитывая необходимость поддержания дружеских отношений с Византией, князем было принято решение о крещении Руси в православную веру. Для женитьбы на византийской принцессе Владимир Святославович крестился , затем крестил своих детей и весь народ киевский. Историки датируют это событие 989 годом. Женившись на Анне Византийской Владимир отказался от всех жен. Политика его была на созидание. При его правлении основаны города Владимир, Переславль, Белгород. Были издан церковный устав, открыты учебные заведения для священников.
В загородном поместье Берестова князь Владимир скончался в 1015 году.
За неоценимый вклад в развитие русских земель князь Владимир почитался во все времена. Церковь причислила его к лику святых и 15 июля в день смерти святого церковь отмечается православный праздник. Во многих городах России, Украины установлены памятники князю Владимиру. В 2016 году в Москве открыт самый большой памятник Владимиру Крестителю в мире.
3, 4, 6 класс
Ежегодно 12 апреля во всем мире отмечается День космонавтики, посвященный полету первого человека в космос. В 1961 г. советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин совершил оборот вокруг Земли.
Царь-колокол – именно так называют памятник русского литейного искусства 18-ого века. Он представляет из себя гигантский колокол высотой 6,24 метра, 6,6 метров в диаметре и весом в 202 тонны
Дорога – неотъемлемая часть нашей жизни. А пешеходы – участники этой части. Они обязаны не нарушать указания, если хотят остаться живыми и целыми. Но что для этого нужно делать? Это должен зн
Вшами – мелкие кровососущие насекомые, что обитают в местах на теле человека, обладающих растительностью. Подобное заболевание также называется педикулезом, однако данный медицинский термин
Почти у каждого народа есть свой национальный инструмент. При упоминании волынки представляем шотландцев, губной гармошки – немцев, домбры – казахов. Национальным инструментом русского народа
Без истории нет будущего. Поговорим о памятниках истории, это не только те которые стоят на площадях и в парках. Памятниками истории могут быть исторические, памятники культуры и архитектуры
Владимир является самым известным князем, о котором до сих пор говорят и помнят. Мало кто никогда не слышал о нем. Именно поэтому о его биографии знают все, а вот по-настоящему интересные факты доступны не всем.
К концу жизни у Владимира появилось много врагов, особенно в лице своих сыновей, что было для князя сильным ударом. Под конец жизни он стал опасаться за свою жизнь всерьез. Умер князь Владимир Красное Солнышко 15 июля 1015 года.
Имя князя Владимира Великого (как прозвали его современники) навсегда останется в истории России, как имя величайшего из Святых.
3, 4, 6 класс
Воронеж это крупный город, поэтому памятников в нем установлено немало. Это монументы как государственным деятелям нашей страны, так и знаменитым людям, чья судьба тем или иным образом связана с этим областным центром.
Самое удивительное животное на нашей планете – хамелеон (лат. сhamaeleonidae) – принадлежит к классу пресмыкающихся, отряду чешуйчатые. Эта ящерица известна тем, что она способна менять свою окраску и сливаться с окружающей природой.
Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.
Лемминг – это небольшое животное, грызун из отряда хомячков. Этот зверек имеет плотное телосложение, короткие лапки и хвост. Ушки этого зверька скрыты в меху. Длина туловища лемминга обычно составляет 10-15 сантиметров, а вес около 70 грамм
Учитель – одна из самых почетных в мире профессий. Это человек, который вместе с родителями дает ребенку новые знания, осуществляет его воспитание, помогает взрастить в нем личность, привив необходимые моральные ценности.
Владимир I
Смотреть все СМИ
См. Все связанный контент →
Vladimir I , в полном Vladimir Swyatoslavich или Украине Volodymyr Sviatoslavych , Byname Saint Vladimir or Vladimir The Greate , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . г. 956, Киев, Киевская Русь [ныне в Украине] — умер 15 июля 1015, Берестова, близ Киева; день памяти 15 июля), великий князь киевский и первый христианский правитель Киевской Руси, чьи военные завоевания укрепили Киевской и Новгородской губерний в единое государство, чье византийское крещение определило курс христианства в регионе.
Владимир был сыном нормандско-русского князя Святослава Киевского от одной из его куртизанок и принадлежал к родословной Рюриковичей, господствовавшей с 10 по 13 века. В 970 г. стал князем Новгородским. После смерти отца в 972 г. вынужден был бежать в Скандинавию, где заручился помощью дяди и победил Ярополка, другого сына Святослава, пытавшегося захватить Новгородское княжество. а также Киев. К 980 г. Владимир объединил Киевское царство от Украины до Балтийского моря и укрепил границы от набегов болгарских, балтийских и восточных кочевников.
Хотя христианство в Киеве существовало до Владимира, он остался язычником, нажил около семи жен, основал храмы и, говорят, участвовал в идолопоклоннических обрядах с человеческими жертвоприношениями. В связи с волнениями, охватившими Византию, император Василий II (976–1025) обратился за военной помощью к Владимиру, который согласился в обмен на жену сестры Василия Анны. Договор был заключен около 987 года, когда Владимир также согласился на условие, что он станет христианином. Приняв крещение, приняв христианское отцовское имя Василий, он штурмовал византийскую область Херсонеса (Корсунь, ныне часть Севастополя), чтобы устранить окончательное сопротивление Константинополя. Затем Владимир приказал обратить в христианство Киев и Новгород, где идолы были брошены в реку Днепр после подавления местного сопротивления. Новое русское христианское богослужение восприняло византийский обряд на старославянском языке. История (восходящая от монаха XI века Иакова) о том, что Владимир предпочел византийский обряд литургиям германского христианства, иудаизма и ислама из-за его трансцендентной красоты, по-видимому, мифически символизирует его решимость оставаться независимым от внешнего политического контроля, в частности немцев. Византийцы, однако, сохранили церковный контроль над новой русской церковью, назначив в Киев греческого митрополита или архиепископа, который выполнял функции как легата Константинопольского патриарха, так и императора. Русско-византийская религиозно-политическая интеграция сдерживала влияние римско-латинской церкви на славянском Востоке и определяла курс русского христианства, хотя Киев и обменивался легатами с папством. Среди церквей, воздвигнутых Владимиром, была Десятинная в Киеве (по проекту византийских зодчих, освященная около 9 г. до н.э.).96), что стало символом обращения Руси. Христианский Владимир также расширил образование, судебные учреждения и помощь бедным.
Другой брак, после смерти Анны (1011 г.), связал Владимира с императорами Священной Римской империи германской династии Оттонов и произвел на свет дочь, которая стала супругой Казимира I Восстановителя Польши (1016–58). Память о Владимире хранили бесчисленные народные баллады и легенды.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Адамом Августином.
Святой Великий равноапостольный князь Владимир. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святого Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава († 972). Мать его, Малуша (+ 1001), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе частичку загадочного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.
В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».
Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.
Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».
В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.
Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.
Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.
Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.
Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии. Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, которые вошли в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.
Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».
Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.
«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен святителем Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.
Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах под церкви, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной церковной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».
С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь святого Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви. Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором Святым Константином как новая столица Римской империи, град Константинопосвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под святой Ольгой). Святой Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святого Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.
Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определяло «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и отдавало их в юрисдикцию митрополита.
Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».
С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в первоначальном виде, а также «Повесть о том, как при взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.
При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев из Армянской Севастийской кафедры (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский (+ 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г. ), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».
Для продвижения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, которые помогали их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».
Твердою рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах, строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.
В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон (+ 1000), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».
Помимо христианской проповеди, здесь проходили знаменитые праздники святого Владимира. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.
В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на лахов и взял города их, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.
После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.
Заговор Святополка и Рейберна явился тотальной угрозой историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.
Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.
Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью, не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.
Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.
Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святой Иларион. Его дело продолжили его сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли на протяжении почти шести столетий, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г.