Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.
Познакомить детей с назначением часов, разными видами часов.
Учить детей наблюдать за предметами.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.
Формировать устойчивые представления о величине (длинный-короткий, широкий-узкий. большой-маленький), количестве, цвете, геометрических фигурах.
Упражнять в конструировании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
Развивать умение повторять движения за воспитателем.
Развивать моторику, зрительное сосредоточение, координацию движений.
Часы настенные, наручные, песочные. Будильник.
Картинка с изображением геометрических фигур, циферблаты часов в виде этих геометрических фигур.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
– В сундуке находится какой-то предмет. Послушайте про него загадку и постарайтесь отгадать — тогда узнаете, что в сундуке.
Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Этот предмет звучит вот так:
Тик-так, тик-так!
– Подберите циферблаты к часам подходящие по форме. На какую геометрическую фигуру похожи эти часы? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
– Выложите изображение часов из разных геометрических фигур.
Дети наклеивают, а затем делают стрелки из пластилина.
– В основание башни поставим кирпичик, на кирпичик сверху поставим арку, затем цилиндр с часами и сверху — призму-крышу.
– Вытяните из часов гирю-шишку — сделайте ее веревочку длинной. А какой стала веревочка с гирей-грибком? Короткой. А как сделать, чтобы веревочка с грибом стала длинной? Вытянуть ее. Какой теперь стала веревочка с шишкой
Дети лепят лепешку-часы ( круговое раскатывание, сплющивание). Из горошин выкладывают и вдавливают по окружности цифры, из двух палочек делают стрелки, накладывая их и вдавливая.
– Прикрепите прищепки возле каждой цифры.
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивание туловища, с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Руки на поясе, наклоны влево-вправо)
Дети вставляют воронку в горлышко прозрачной бутылочки и насыпают в нее песок.
– Разложите песочные часы на подставке. Какого цвета песок в часах, такого цвета должна быть подставка.
– Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера
– Приклейте циферблат на круг, затем круг с циферблатом приклейте к ремешку. А теперь взрослые с помощью скрепок соединят концы ремешка.
– Вот ремешки для часов. Они одинаковые или разные? Разные. Вот самый широкий, вот самый узкий. Подберите ремешки к часам по размеру.
Сосчитайте, сколько дырочек в ремешке самых больших часов? Три. Обозначьте цифрой.
– А сколько дырочек в ремешке средних(маленьких) часов? Две (одна). Обозначьте цифрой.
Дети оставляют отпечатки-точки в пустых кругах возле цифр на часах, раскрашивают, обводя рамку часов пальчиком с краской.
– Пока будильник молчит, дети лежат на ковре — спят, когда будильник зазвонит — встают на ноги и делают зарядку — повторяют движения за воспитателем.
Дети слегка постукивают палочками по барабану, на слова «Бом» бьют сильно и громко.
Скачать конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Часы»
Занятие в первой младшей группе по познавательно-изобразительной деятельности
Тема: Зимушка-зима пришла – снег с собою принесла.
Задачи: обогащать представление детей о времени года зима, вызвать интерес к созданию образа снегопада. Закрепить умение рисовать снежные хлопья ватными палочками, формировать представление о белом цвете. Развивать мелкую моторику. Воспитывать доброе отношение к природе.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», беседа по сюжетным картинкам «Как звери готовятся к зиме», д/игра « Оденем куклу на прогулку», разучивание п/и «Зимняя прогулка», разучивание и/упр. «Снежки», чтение стихов о зиме.
Ход:
– Скажите, ребятки, какое сейчас время года? (Зима)
-Молодцы, вы уже запомнили, как оно называется.
Крошки-рукавички
На ручки натяну.
И хотя я маленький, Выставляют по очереди, то одну ногу, то другую.
У меня есть валенки.
Вот одену валенки
И пойду гулять.
– А на улице пошел…(снежок) – рассыпаю искусственный снег.
Игровое упражнение «Снежки»
Мы налепим снежков имитация лепки снежков
Вместе поиграем
И в друг друга снежки
Весело бросаем имитация бросания снежков.
Слышится плач.
-Ой, а кто это плачет? (появляется зайчик)
– Здравствуй, Зайчик!
– Здравствуйте.
– Что случилось, почему ты плачешь?
– Как же мне не плакать. Серую шубку мы зайчики давно поменяли на белую, а в нашем лесу так и не выпал снежок. Совсем нет покоя нам от рыжей плутовки лисы, загоняла она нас бедненьких. Вот я и побежал искать зимушку-зиму.
Посмотрите-ка, ребятки,
Все вокруг белым-бело.
Тихо падает снежок,
К нам зима пришла, дружок!
– Посмотри, Зайка, какие получились у нас снежные картинки.
-Вот теперь обрадуются мои друзья-зайчишки. Спасибо вам, ребятки! За это получайте от меня угощенье.
Главная → Наши документы
Наши документы → Локальные акты
Правила ежедневного утреннего приема детей в группу детского сада
Детский сад открыт с 7.00 до 19.00
Прием детей осуществляется с 7.15 до 8.00
Уход детей домой осуществляется в период с 17.00 до 18.45.
Утром родитель вместе с ребенком приходит в группу и передает ребенка воспитателю или заменяющему его человеку лично.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. п.11.2. в ДОУ проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья, по показаниям проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей.
Данные о состоянии ребенка заносятся в специальный журнал, в котором ставят свою роспись родители, если согласны с результатами визуального осмотра их детей.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образования организации не принимаются.
Заболевших в течение дня изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей (в течении одного часа) или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
Отправлять ребенка в детский сад одного, оставлять ребенка в раздевалке без присмотра взрослого или с посторонними лицами запрещается.
Поздний привод ребенка в детский сад нарушает режим работы группы и затрудняет учебно-воспитательный процесс. В исключительных случаях родителям необходимо информировать воспитателя в известность об опоздании до 08.30.
Приём детей после отсутствия более 5-ти дней.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Данные правила составлены в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В связи с изменением графиков работы персонала в летний период, допускается объединение смежных по возрасту групп. Режим и план работы при этом соблюдается.
Родителям необходимо лично познакомится с новыми воспитателями, представить всех доверенных лиц, кто будет приводить и забирать ребенка.
На территорию детского сада запрещается заезжать на автомобиле
Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
Журнал
Приема воспитанников
в группу № 1 «Мальки»
и ухода домой
№ п/п | Ф. И. ребенка | ДАТА | Утро роспись | Вечер роспись | Причины раннего ухода из д/с (время) | Примечания | ||
t | зев | Кожный покров | ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 1
Провести наблюдение за выполнением режимных моментов у детей с сохранным развитием, соотнести их выполнение с требованиями СанПиН, отметив результат в дневнике.
Задание 2
Провести наблюдение за организацией и проведением режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) у детей с сохранным развитием, результат наблюдений соотнести с требованиями СанПиН, отметив результат в дневнике.
Задание 3
Провести наблюдение за периодом адаптации детей с сохранным развитием в ДОУ, в дневнике ответить на следующие вопросы:
Задание 4
Провести наблюдение за изменениями в самочувствии детей с сохранным развитием в ДОУ в период прохождения практики, ответить письменно на следующие вопросы:
Задание 5
Посетить медицинский кабинет и познакомиться с медицинской документацией, в дневнике ответить на следующие вопросы:
Задание 6
Проанализировать взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом в ДОУ по вопросам здоровья детей в группе прохождения практики, в дневнике ответить на следующие вопросы:
Задание 7
Принять участие в проведении измерений антропометрических параметров физического развития детей.
Задание 8
Провести наблюдение и проанализировать проведение утренней гимнастики с детьми с сохранным развитием, соотнести с методическими рекомендациями проведения утренней гимнастики и требованиями СанПиН.
Задание 9
Провести наблюдение и проанализировать проведение занятия с детьми с сохранным развитием, соотнести с методическими рекомендациями проведения занятия и требования СанПиН.
Задание 10
Провести наблюдение и проанализировать организацию мероприятий двигательного режима в группах для детей с сохранным развитием, определить средства физического воспитания детей с сохранным развитием.
Задание 11
Провести наблюдение и проанализировать проведение физкультурного досуга детей с сохранным развитием.
Задание 12
Провести наблюдение за проведением спортивного праздника для детей с сохранным развитием. Сделать анализ спортивного праздника.
Задание 1
Выполнение режимных моментов в ясельной группе
В данной группе присутствуют дети в возрасте от 9 месяцев до 1,4. В группе 9 детей.
Утром воспитатель принимает детей, общается с родителями, выясняет, есть ли заболевшие дети. В момент приема воспитателю помогает помощник воспитателя.
После окончательного приема детей, воспитатель пробует сделать с ребятами зарядку (потянуться, наклоны, прыжки на месте, шаги на месте).
Пока нянечка накрывает на стол, воспитатель следит за детьми, предлагает им различные игрушки. После того как освободился нянечка, детей ведут мыть руки. Из группы только несколько человек могут помыть руки самостоятельно, остальные дети это делают при помощи воспитателей.
После мытья рук, детей усаживают за столы и начинают кормить. После еды, детей, которые испачкались, вымывают, остальные выходят из-за стола и идут играть. Игры с детьми проводит воспитатель. После игровых занятий детей организованно выводят на прогулку, на улице воспитатель проводит с ребятами подвижные игры. На улице прибывают около 1 часа.
Возвращаясь с прогулки детей, готовят к обеду, умывают, некоторых переодевают, моют руки, расчесывают.
Во время обеда детей кормят, некоторых учат самостоятельно держать ложку и аккуратно кушать, но так как в этом возрасте «ложка» является продолжением руки дети, как правило, сильно пачкаются. По необходимости нянечка умывает и вытирает детей, от еды. В это время воспитатель начинает укладывать детей спать. В момент обеденного сна он находится с детьми в комнате. Детей, которые плохо засыпают, кладет спать первыми, а после сна поднимает их последними. Обеденный сон длится примерно 3 часа.
…
Выполнение режимных моментов в старшей группе
Воспитатель ведет прием детей, общается с родителями по ряду возникших вопросов.
На утреннюю зарядку дети идут под руководством воспитателя в спортивный зал, где их ждет воспитатель физической культуры.
Подготовка к завтраку и гигиенические процедуры проходят под присмотром воспитателя, дети самостоятельно умываются, вытираются. Каждый день в группе назначается дежурный, а не желающий, как было в средней группе. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть на столы. Назначенный дежурный надевает фартук и расставляет посуду.
Дети самостоятельно принимают пищу, дежурные после ее приема убирают посуду.
После завтрака воспитатель организует детей для проведения занятия. Ребята помогают ему расставить стулья, в этом принимают участие не все дети. Усадив ребят в круг, воспитатель проводит занятие по сказке «Волк и семеро козлят». Закончив его проведение детям было дано около 15 минут на отдых, после чего пришел преподаватель ИЗО. Дети надели фартуки, началась организация рабочих мест. Не все дети удачно справляются с подготовкой рабочего места, но, тем не менее, при помощи воспитателя все готовы к занятию. Занятие по ИЗО длится около 20 минут, ребята рисуют красками, стараются справиться с заданием самостоятельно, по необходимости им помогает учитель.
…
Таблица наблюдений за выполнением умывания детей ясельной группы
…
Выводы: Проведя наблюдения за формированием у детей культурно – гигиенических навыков могу сделать вывод о том, что многие дети могут выполнять санитарно – гигиенические требования только при помощи воспитателя, но это для данной возрастной группы в полнее нормально, т.к. В этом возрасте у детей сформирована зона ближайшего развития и дети могут выполнять только то, в чем им может помочь взрослый, хотя некоторые из детей. Умение мытья рук самостоятельно не сформировано у большинства детей.
…
Таблица наблюдений за выполнением умывания детей во второй младшей группе
…
Таблица наблюдений за выполнением умывания детей средней группы
…
Таблица наблюдений за выполнением умывания детей старших групп
…
Таблица наблюдений за выполнением одевания детей ясельной группы
…
Таблица наблюдений за выполнением одевания детей во второй младшей группе
. ..
Таблица наблюдений за выполнением одевания детей средней группы
…
Таблица наблюдений за выполнением одевания детей старших групп
…
Задание 2
Проведя наблюдение за проведением режимных моментов в ясельной, младшей, средней, старшей и подготовительной группе у детей с нормальным развитием полностью соответствует требованиям САНПин.
Так как в ясельной группе детей, принимая утром, осматривает медицинский работник, либо воспитатель, после чего воспитатель группы с детьми проводит утреннюю гимнастику, гимнастика проводится в группе под музыку, кто-то из детей старается повторить то, что показывает воспитатель, кто-то просто стоит, группа разновозрастная, многие только поступили в детский сад.
…
В каждом детском саду применяется деление всех воспитанников по возрастному принципу. Это связано с тем, что дети имеют специфические черты характера и поведения, свойственные определенному возрастному периоду. По этому принципу проводится деление на следующие группы:
Воспитатель 1 младшей группы сталкивается с необходимостью работать с малышами, которые уже успешно освоили возможность ходить и имеют достаточно развитую речь. Это говорит о том, что в своей работе им придется столкнуться с детьми, активно осваивающими окружающий мир, но нуждающимися в постоянной помощи и поддержке взрослого человека. Такая работа накладывает на воспитателя серьезные обязанности, которые связаны не только с воспитанием и обучением детей, но и с сохранением их здоровья, формированием личности, выявлением и развитием способностей, заложенных в них природой.
В младшей возрастной группе детского сада основным способом обучения и воспитания становится игра. В ней ребенок познает мир и самого себя, учится множеству различных вещей, включая общение со сверстниками и взрослыми, развивает свою двигательную активность, совершенствует речь. Все это накладывает на воспитателя большую ответственность. Помогает в работе воспитателя старший воспитатель, ведущий методическую работу и поставляющий ценную информацию для грамотной работы педагогического коллектива. Помощь и обучение часто выступает в форме консультации для воспитателей 1 младшей группы, во время которой поднимаются, обсуждаются и решаются важнейшие вопросы деятельности педагога.
Для маленького ребенка игра является не только методом познания мира, но и способом освоения навыков коммуникации, самообслуживания, норм и правил, принятых в обществе. Именно поэтому игровое обучение ставится во главе угла воспитательного процесса для детей этого возраста.
В период с 2 до 3 лет в организме и психике ребенка происходят следующие изменения:
Перед воспитателем первой младшей группы стоят следующие задачи:
Программа воспитания и обучения для детей этого возрастного периода должна быть направлена на освоение этих задач, а методы воспитания и обучения подогнаны под специфические черты и особенности возраста воспитанников.
Профессиональные навыки, новации и достижения в работе с детьми станут основой того фактического материала, на базе которого будет проходить аттестация воспитателя 1 младшей группы.
Работа воспитателя первой младшей группы представляет собой непрерывный педагогический процесс, состоящий из множества различных компонентов. Каждый из таких элементов базируется на грамотной подготовке и планировании, а также требует проведения контроля и анализа получаемого результата. Поэтому одним из важных компонентов работы является рабочая программа воспитателя 1 младшей группы.
Для того, чтобы педагогу было легче планировать свою деятельность, используется специальная рабочая документация. Она включает в себя следующие компоненты:
Поскольку основным способом обучения и воспитания детей первой младшей группы является игра, то перед воспитателем стоит задача формирования соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть оснащена соответствующими дидактическими материалами, включающими в себя различные пособия, изображения, тетради и альбомы, а также книги и игрушки. Все они должны подходить для детей в возрасте от 2 до 3 лет, чтобы не перегружать воспитанников данными и сведениями, которые они в силу возраста не в состоянии понять и усвоить.
От деятельности воспитателя в этот период зависит очень многое. Если ребенок только что пришел в детский сад и не посещал ясельную группу, у него могут быть сложности с адаптацией, потому что из семейного круга он попадает в совершенно другую обстановку. От уровня эмпатии и коммуникационных способностей педагога зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке и начнет общаться на ином уровне, а также развитие и совершенствование уже имеющихся навыков, формирование новых.
На основании проделанной работы создается творческий отчет воспитателя в 1 младшей группе. Он выступает результатом всей деятельности педагога и служит мерилом его профессиональных достижений.
Актуализация знаний Воспитатель: прежде чем мы пойдем в гости к фее, я загадаю вам загадку. Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама. Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли – Жить нельзя нам без …(воды) Воспитатель: А с водой вы дружите? Для чего нужна вода? Дети: вода нужна, чтобы умываться, пить, мыть, поливать, готовить и стирать ЗКР просмотр фильма Дождик | Загадывание загадки
Беседа |
| Фронтально
Индивидуально | Наблюдение за вербальным и невербальным поведением детей | Организация образовательной области познание Воспитатель: Фея Чистоты дружит с водой. Мы с вами знаем потешки о воде, давайте расскажем Фее и покажем, как мы любим умываться. Потешка «Водичка, водичка!» Водичка, водичка! ( подставить ладони «под струю воды») Умой мое личико, ( «помыть водой» лицо) Чтобы глазки блестели, ( потереть глаза кулачком) Чтобы щечки горели, ( слегка потереть щечки ладонями) Чтоб смеялся роток, ( улыбнуться) Чтоб кусался зубок. (сомкнуть губы: «ам») Массаж пальцев «Умывание». Потешка «Знаем, знаем мы, да-да-да». Знаем, знаем мы, да-да-да. Где ты прячешься, вода, Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошки по-нем-нож-ку. (Поочередно массируют каждый палец) Нет, не понемножку, посмелей, Будем умываться веселей! (Энергично растирают ладони и кисти рук) Воспитатель: А где еще живет вода? (Есть вода у нас везде – И в реке, и в океане, в озере, ручье и ванне). Сейчас мы поиграем в игру «Собери ручейки в речку». (Раздаю голубые ленточки). Дети бегают врассыпную с ленточками под музыку, а затем собираются в речку все вместе, вибрируя рукой с ленточкой. Воспитатель: какую вы большую речку собрали! Теперь воды в нашем детском доме много. Ой, а что это по речке приплыло? Это волшебный сундучок Феи Чистоты. Но что в нем лежит, вы узнаете, отгадав загадки. Загадки: 1. Белое, душистое, моет ручки чисто. (Мыло) Воспитатель: правильно, это мыло! Какое мыло? Дети: душистое, белое, круглое. Воспитатель: для чего нужно мыло? Дети: Мыло нужно для того, чтобы мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы. 2. Вытираю я, стараюсь после бани паренька. Все намокло, все измялось – нет сухого уголка. (Полотенце) 3. Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка) 4. Хожу, брожу не по лесам, А по усам, по волосам. (Расческа) Воспитатель: А что нам для чистоты еще надо? Дети достают из сундука мочалку, зубную пасту, шампунь, зеркало. (Называют предметы их назначение) Воспитатель: все эти предметы называются предметы личной гигиены. Давайте все вместе скажем: «предметы личной гигиены» Давайте поиграем в игру «Чего не стало?» Дети рассматривают, что лежит на столе (расческу, зубную пасту, щетку, мыло, шампунь, мочалку, полотенце), затем закрывают глаза, я убираю один предмет. На слова: «Раз, два, три – посмотри» (дети открывают глаза, называют, какой предмет спрятан) | Чтение и обыгрывание потешки
Массаж
Игра
Загадывание загадок, беседа
Игра на внимание |
Голубые ленточки
Волшебный сундучок, мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце, зеркало, расческа | Фронтально
Индивидуально
Индивидуально
| Проследить за тем как дети произносят звуки «ч», «в», «д».
Наблюдение за вербальным и невербальным поведением детей
Наблюдение за способностью удерживать внимание | Раздается стук в дверь. Появляется мальчик Грязнуля и девочки-микробы Воспитатель: ой, ребята, а кто это же такой грязный, неопрятный? Так это же грязнуля из «Мойдодыра». Просмотр фрагмента фильма из «Мойдадыра» Обращаюсь к подружкам: «А вы кто такие?» 1-ый микроб: Мы микробы, мы микробы Мы пришли к вам, полны злобы «Подружиться» мы хотим Вам сейчас мы навредим 2-ой микроб: Вызываем мы болезни Любим мусор, грязь, хоть тресни Мы с Грязнуляй к вам пришли Сто болезней принесли. Воспитатель: дети микробы и грязь очень опасны для здоровья. Давайте все вместе поможем Грязнуле стать опрятным: научим мальчика, как правильно мыть руки. У меня есть знакомые, но очень важные для нас картинки – алгоритм мытья рук. Дети: рассматривают картинки и объясняют Грязнуле этапы мытья рук. 1. Расстегнуть пуговицы на манжетах. 2. Завернуть рукава 3. Сложить ладошки лодочкой и поставить их под струю воды 4. Намочить руки со всех сторон 5. Взять мыло, смочить его 6. Хорошо намылить ладони 7. Положить мыло на место 8. Намылить руки со всех сторон («перчатки») 9. Сделать руки лодочкой подставить под струю воды 10. Смыть мыло со всех сторон 11. «Отжать» воду (руки в замочек) 12. Взять полотенце, вытереть руки со всех сторон 13. Повесить полотенце на место Воспитатель: поиграем в пальчиковую игру «Что же деткам пригодится?» Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики. – Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться? Нам нужна … – Водица. – Что же с ручек грязь смывает? – Мыло деткам помогает. – В ванну смело мы идем, спинку и животик трем. Что же деткам помогает? – Мочалка. – Чтобы зубки не болели, чтоб они всегда блестели, помогает … – Зубная щетка. – Чисто – чисто умывались. Чем же детки вытирались? – Полотенцем. – Чтоб волосики не путались. Чтоб они нас всегда слушались, чтоб красивой была прическа, помогает всегда … – Расческа Воспитатель: ребята, давайте поможем мальчику Грязнуле умыться, привести себя в порядок. Дети: имитируют умывание. Надо, надо нам помыться. Где тут чистая водица? Кран откроем: «ш-ш-ш», Руки моем: «ш-ш-ш». Щечки, шейку мы потрем И водичкой обольем. Воспитатель: ой, руки мокрые! Что нам нужно, чтобы вытереть руки насухо? (ответы детей) Дети берут в руки воображаемое полотенце и вытирают руки. Т.о, причесываемся и т.д. Воспитатель: посмотрите, каким Грязнуля стал красивым, чистым, как вы, ребята. Теперь мы будем называть его по-другому. Как? (Чистюля) Микробы: а нам такие, дети не нравятся, пойдем мы в другой детский дом, где есть грязнули. (уходят) Грязнуля: спасибо вам, ребята, вы мне сегодня очень помогли. Мне нравится быть таким чистым и опрятным. Фея Чистоты: Ребята, запомните мои советы 1-ый совет: Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши. Чистите зубы. 2-ой совет: Мойте руки с мылом перед едой, после игры, прогулки и туалета. 3-й совет: Чаще принимайте душ и ванну. Умывайтесь и мойте ноги перед сном каждый день Воспитатель: ребята вы должны запомнить и выполнять советы феи Чистоты. Запомнили советы? Когда надо мыть руки? Фея Чистоты: дорогие мои дети, нужно мыться непременно утром, вечером и днем. Перед каждой едой, после сна и перед сном! | Сюрпризный момент
Объяснение
Объяснение алгоритма мытья рук с опорой на наглядность
Игра с договариванием
Речедвигательная игра
Проблемная ситуация
Беседа | Мальчик грязнуля и девочки микробы
Иллюстрации Алгоритм мытья рук | Индивидуально
Фронтально
Индивидуально
Фронтально
Индивидуально
Индивидуально | Наблюдение за поведением детей и артистичностью исполнения
Правильная последовательность выкладывания картинок – алгоритма мытья рук
Правильность договаривания, загибание пальцев
Наблюдение за поведением детей и артистичностью выполнения
Наблюдение за вербальным и невербальным поведением детей |
Существует множество способов проведения и записи наблюдений за маленькими детьми, и каждый из них может рассказать нам что-то свое, – говорит Кэти Броди…
Самым важным занятием любого учителя младшего возраста является наблюдение за детьми, за которыми они ухаживают, за игрой. Вы действительно можете узнать своих подопечных, проведя тщательные наблюдения и используя их, чтобы настроиться на интересы ребенка.
Существует ряд методов наблюдения, которые можно использовать для эффективного выполнения этой задачи. Однако, прежде чем начинать какое-либо наблюдение, разумно рассмотреть причины, по которым вы проводите наблюдение, чтобы вы могли собрать наиболее подходящую информацию. Например, для исследования круга общения ребенка потребуется другая техника, чем для исследования его умения обращаться с числами. Следующие ниже примеры методов наблюдения помогут вам настроиться на интересы и потребности вашего ребенка в развитии.Предупреждение – вы всегда должны убедиться, что у вас есть разрешение на наблюдение за детьми от лица, на которое возложена законная родительская ответственность, и любой, кто записывает наблюдения, должен уважать желания детей.
Это самые краткие наблюдения, которые вы можете сделать. Обычно они записываются на заметках или липких этикетках, которые можно легко поместить в учебное путешествие или папку для развития ребенка. Это самый быстрый способ записать наблюдение и, как правило, наиболее удобный для практикующих, которых часто можно увидеть с блокнотами вокруг своих настроек.Практикующие должны отмечать все, что является «первым», например, первый раз, когда ребенок поднимается по ступенькам без посторонней помощи, а также все, что характерно для этого ребенка, например, увлечение соединением поездов вместе. Практикующие, хорошо знающие своих детей, смогут заметить в этот момент все необычное или исключительное в детской игре. Цель этого типа наблюдения – построить картину об интересах и развитии детей из множества фрагментов информации.
Повествовательное наблюдение, иногда называемое «длительным» наблюдением, представляет собой расширенный письменный отчет о деятельности. Он может включать дословную запись языка, на котором говорит ребенок, уровня вовлеченности и других детей, с которыми они играют, а также может включать фотографию. В идеале ключевой персонаж ребенка должен записать повествовательное наблюдение, так как он или она, скорее всего, поймет контекст игры. Практикующий обычно наблюдает за ребенком от 20 минут до получаса, чтобы можно было записать как можно больше информации.Поскольку этот метод занимает гораздо больше времени и более подробен, чем волшебный момент, он используется реже. Повествовательное наблюдение можно спланировать заранее, чтобы гарантировать, что за каждым ребенком в яслях наблюдают таким образом, например, раз в полгода.
Учебные истории – это более длительные наблюдения, сделанные за гораздо более длительный период времени. Они основаны на интересах ребенка, уровне его вовлеченности, настойчивости, общения и ответственности.Они написаны как рассказ от первого лица, как если бы практикующий разговаривал с ребенком и объяснял то, что они наблюдали. Примерами этого могут быть подробные записи о том, как ребенок взял краски, выбрал конкретную кисть и тщательно составил автопортрет. Актуальность каждого шага объясняется и отражается в конце «истории». Они иллюстрированы фотографиями. Следует проявлять осторожность, чтобы не просто аннотировать фотографии, а создать отражающий, вдумчивый рассказ, сопровождающий их.Родителям или опекунам рекомендуется добавлять свои собственные комментарии в конце учебной истории.
Этот метод наблюдения занимает немного больше времени, чем волшебные моменты и повествование, но он дает действительно личный диалог между ребенком, практикующим и родителями. Это особенно ценно для детей, которые только начинают ходить в детский сад, или для повышения самооценки.
При наблюдении временной выборки наблюдение за ребенком проводится каждые пять минут в течение установленного периода времени, обычно в течение часа.Наблюдения являются краткими, но будут включать в себя то, чем занимается ребенок, в какой области детской он находится, а также степень вовлеченности в это конкретное время. Практикующий должен будет иметь возможность проводить наблюдения регулярно, что может быть проблемой в условиях свободного потока, но для записи каждого наблюдения потребуется меньше минуты.
Этот тип наблюдения очень полезен для регистрации уровня интереса ребенка к видам деятельности и их расположения.Например, из такого рода наблюдений может стать очевидным, что ребенок провел час в разных частях детской, но всегда выполнял строительные работы; или что ребенок никогда не занимался писательской деятельностью, даже несмотря на то, что он или она играл в нескольких областях, в которых были возможности для письма.
Чтобы записать отслеживающее наблюдение, вы должны сначала иметь план помещения, включая внешний вид. Практикующий наблюдает и отмечает на плане этажа зону в детской, которую посещает их ребенок, и как долго они были на каждом занятии или участке.За ребенком можно следить в течение длительного или короткого времени, в зависимости от типа требуемой информации. Например, если наблюдение призвано помочь понять, почему кажется, что ребенок перескакивает с занятия на занятие, практикующий может наблюдать на утреннем занятии. Наблюдения могут показать из этого, что ребенок действительно перевозит предметы из одной области детской в другую, потому что у него или нее есть схема транспортировки.
Наблюдения за всеми детьми могут быть сопоставлены для анализа участков детской, которые используются определенными группами детей.Например, всегда ли девушки заходят в книжный уголок? Младшие дети склонны использовать песок больше, чем старшие?
Менее широко используемый метод наблюдений – социограмма. Это наблюдения за социальными группами, в которых играют дети. Практикующий наблюдает за детьми, с которыми их ребенок играет, во что они играют и как долго. Это отмечается, когда ребенок играет с разными детьми или меняет занятия с одними и теми же детьми.
Эту технику наблюдения можно использовать в детской комнате, чтобы можно было наблюдать и отслеживать растущее социальное развитие ребенка.
Некоторые дети будут играть в тесной социальной группе весь день, в то время как другие будут легко перемещаться между группами. Иногда кажется, что некоторые дети ни с кем не играют, но при ближайшем рассмотрении вы можете обнаружить, что у них действительно большой круг общения, но они проводят время с каждым из своих друзей лишь ненадолго. Эта информация может дать очень убедительное представление о социальных группах и социальной компетентности ребенка.
Выбор метода наблюдения будет зависеть от времени, которое имеют в распоряжении практикующие врачи, и от причины проведения наблюдения. Каждый метод требует от практикующего набора навыков наблюдения. По иронии судьбы, чтобы завершить кратчайшее наблюдение, волшебный момент, требуется наибольшее мастерство. Это потому, что практикующий должен сначала распознать момент, а затем записать его быстро, лаконично и точно. Возможно, стоит подумать о том, чтобы научить менее опытных практиков использовать метод отслеживания или социограммы, пока они не будут уверены в записи наблюдений.Очень важно использовать ряд методов, чтобы практикующие могли получить широкие и глубокие знания о детях, находящихся на их попечении. Точно так же разные практикующие будут наблюдать через призму своего собственного опыта, фиксируя различные аспекты развития детей. Например, практик, занимающийся физическим развитием детей, с большей вероятностью будет записывать наблюдения за моторикой, в то время как кто-то, кто обучен музыкальному развитию, может записывать музыкальную высоту звука.
Внимательно наблюдая за детьми, практикующие могут раскрыть большой объем информации, от интересов и социальных групп до предрасположенностей.
Кэти Броди – EYP и инструктор из Восточного Чешира. Получите дополнительные советы по проведению наблюдений здесь или посетите сайт kathybrodie.com
.На мой взгляд, наиболее значимые наблюдения (а также наиболее полезные как для педагога, так и для ребенка) – это те, которые педагог чувствует уверенно, используя их, чтобы связать их с дальнейшим планированием и повседневными делами и распорядками с детьми.
В идеале руководители и координаторы будут поддерживать своих преподавателей, гарантируя, что они используют гибкую систему, которая хорошо работает с их набором навыков и типом услуг. Наблюдения не обязательно должны быть ограничены одним типом формы, шаблона или приложения, и сочетание нескольких может работать очень эффективно и удовлетворять различные потребности.
Если вы работаете в рамках системы обучения в раннем возрасте (EYLF) в Австралии, имейте в виду, что не регламентирует, что вам необходимо использовать определенный формат документации и с какой периодичностью.
Частота ваших наблюдений будет зависеть от количества детей, находящихся на вашем попечении, среды, в которой вы работаете, и ожиданий вашего центра или схемы – не существует установленного магического числа для соответствия.
Попробуйте подумать о своих наблюдениях, рассказывающих историю ребенка, и о том, как часто вам, возможно, придется добавлять наблюдения и размышления, чтобы история продолжалась без больших пробелов !! Наблюдения здесь и там, или потому, что вы «должны выполнить свою еженедельную квоту обследования», снова являются пустой тратой вашего времени и ничего не делают для поддержки ребенка в его учебном путешествии.
То, что вам нужно, чтобы продемонстрировать с большинством структур и руководств для первых лет обучения, – это письменное свидетельство цикла планирования, которое может показать, что вы наблюдаете, замечаете, записываете, планируете и оцениваете . Также должны быть письменные свидетельства прогресса детей в достижении результатов обучения.
Когда у вас будет собственная система, это займет не так много времени, как я обещаю. Чтобы внедрить систему регулярного наблюдения и документирования, вам сначала понадобится , чтобы понять, какие инструменты или шаблоны использовать – что подойдет вам лучше всего или вам уже сказали использовать определенный тип?
Если вам нужна помощь в запоминании различных форматов наблюдений, которые я упоминаю в этой статье, и о том, как лучше всего использовать их в документации по собственному циклу планирования, вы можете загрузить здесь краткое руководство.
Какой шаблон наблюдения за детьми есть у педагогов ?Существует множество типов стилей наблюдения, и всем есть что предложить при использовании в правильном контексте. Вы обнаружите, что получите наиболее полезные результаты, если будете применять свои суждения и использовать метод, который вам лучше всего понятен и который также подходит детям, находящимся на вашем попечении.
Вам не нужно просто составлять обучающие истории, анекдотические наблюдения или контрольные списки. Это немного миф, и, к сожалению, педагогам как в центрах, так и в семейных детских садах часто говорят, что они могут только записывать свои наблюдения в стиле, который руководство службы сочтет необходимым, и именно здесь многие преподаватели оказываются ошеломленными и возмущены – потому что им говорят, что они должны использовать .
Если вы рассказываете историю, убедитесь, что она дополняет путешествие ребенка, а не просто констатирует очевидное. Сделайте так, чтобы это работало на вас – я люблю фотографировать, все еще увлекая детей в их игре, а затем возвращаюсь позже во время отдыха или в нерабочее время, чтобы просмотреть и добавить текст, если необходимо, чтобы закончить рассказ. Наблюдение не всегда требует текста.
Ключ в том, чтобы попробовать различные стили, чтобы создать изображение ребенка, группы детей и всего служения, чтобы информировать и поддерживать ваше планирование.
Имейте в виду, что независимо от стиля, который вы используете, по возможности всегда следует включать следующую информацию…
Вам, как педагогу, и детям, за которыми вы наблюдаете, полезно использовать различные методы оценки и наблюдения – помните, что в Австралии нет конкретных правил о том, какое приложение, форму, шаблон или систему вы должны использовать, а вы не тоже нужно ограничиться одним форматом!
Если это то, что ваш руководитель или координатор просит вас сделать, возможно, начните разговор о том, почему вас просят использовать только один тип инструмента оценки и есть ли возможность использовать пару вместо одного.
Ниже вы найдете пример моих шаблонов наблюдения за фотографиями, которые я, вероятно, использовал наиболее часто на протяжении многих лет, потому что они лучше всего подходят моему стилю программирования. Они просты, фотографии обычно рассказывают историю и являются основным фокусом – текст, который я добавляю, включает язык EYLF и голос ребенка. Нет необходимости писать слишком много, достаточно нескольких строк – просто убедитесь, что это имеет смысл. Если вы считаете, что эти типы простых шаблонов подойдут, вы можете найти их в моем магазине ресурсов и загрузить пакет ЗДЕСЬ.
Простые методы записи и оценки результатов наблюденийКак педагог, вы можете использовать всего понемногу, чтобы запечатлеть обучение детей, если вам нужно … просто убедитесь, что это важно, а не только для того, чтобы заполнить портфолио, показать фото в приложении или поставить галочки в шаблоне! Вы можете остановиться на одном шаблоне или стиле, или вы можете использовать 3 или 4. Просто убедитесь, что все, что вы используете, полезно!
Вам нужно немного поэкспериментировать и выяснить, что подходит вам и как работает ваш , а не просто автоматически использовать то, что вы видели, работает для других.Некоторые форматы наблюдений также лучше подходят для определенного опыта, действий и бесед, поэтому может потребоваться немного проб и ошибок и опыта работы, прежде чем вы полностью поймете это и как лучше всего записывать свои наблюдения.
Идея документирования наблюдений для индивидуальных записей детей состоит в том, чтобы вы могли определить и отметить сильные стороны, интересы и цели. Есть много способов сделать это, и я поделился несколькими предложениями, которые вы должны рассмотреть ниже – я разделил их на две категории , чтобы показать, как различные формы наблюдения и документации могут дать вам разные уровни информации для оценки обучения и расширения с участием.
Некоторые из них можно скомбинировать, чтобы получить лучшую общую картину, например – в идеале, вы не должны просто использовать контрольный список развития самостоятельно , поскольку здесь недостаточно справочной информации – вы можете добавить его в другой формат наблюдения, например, в анекдотическую запись, чтобы помочь вам определить область результатов обучения, на которой вы хотите сосредоточиться, и дать вам более четкую картину.
Другие типы наблюдений могут предоставить вам всю подробную информацию, необходимую для дальнейшего анализа и расширения по мере продвижения вашего плана.Например, – это беговой рекорд или учебный рассказ, несомненно, даст вам достаточно информации, чтобы двигаться вперед самостоятельно.
Помните, что вам не нужно делать все, всеми способами, все время, чтобы осмысленно рассказывать историю учебного пути ребенка !! Вы также должны стремиться к тому, чтобы они были простыми и понятными для родителей , чтобы вы могли эффективно передавать происходящее обучение. Так что оставьте все сложные числа результатов, коды и пустые слова и просто запишите то, что вы видите, как можно лучше!
Какие методы наблюдения за детьми могут использовать педагоги для записи быстрых кратких наблюдений? Короткие заметки на стикерахМне нравится всегда иметь блокнот для заметок в кармане или рядом на столе для входа.Быстро и ненавязчиво, просто добавьте несколько точек, а затем сразу же вставьте их в свой ежедневный дневник или в форму, подобную той, что есть в моем наборе инструментов для планирования для малышей и малышей.
Ежедневные и еженедельные размышленияДневниковые записи, размышления о программе, среде, групповой динамике, о том, что сработало, а что нет и почему, семейный вклад, изменения в поведении или распорядках и т. Д.
Коммуникационная станцияВключите информацию, собранную из специального пространства и системы, для преподавателей и родителей, чтобы писать заметки о текущих интересах и обучении – еще один способ, которым я предпочитаю использовать Dropbox или стикеры и специальную книгу, которую родители могут вставьте их заметку прямо в нее, чтобы вы ее просмотрели позже, и вы также можете ответить.
Источник фото – Педагог Сара Харт
Контрольные списки развитияНекоторые преподаватели и консультанты предпочитают не использовать их в качестве инструмента (что определенно является их правом, поскольку нам не нужно использовать все возможные формы наблюдения, помните!), Но я чувствую, что контрольные списки используется в качестве простого руководства, при этом всегда помня о том, что все дети развиваются по-разному и достигают вехи в индивидуальном порядке; тогда они могут быть ценным источником информации об успехах ребенка в достижении общих этапов развития.Вам как педагогу решать, что собираемая вами информация говорит вам о ребенке в целом! Вот здесь-то и пригодятся ваш анализ и дополнительные источники оценки.
Контрольные списки развития состоят из некоторых общих контрольных целей, которые часто достигаются детьми в пределах предсказуемого возраста… но они не являются списком «что нужно делать…»!
Анекдотические записиЭто формат, который я использовал чаще всего на протяжении многих лет.Обычно это короткие и простые рассказы о пьесе и действиях, которые вы видели, но написанные в прошедшем времени. Мне нравится комбинировать этот метод с заметками или размышлениями на стикерах, потому что я могу ненавязчиво расставлять точки здесь и там, а затем рассказывать историю полностью, когда у меня есть время сесть и сосредоточиться. Это позволяет вам оставаться в моменте с младшими детьми. Вы записываете наблюдение с момента, когда вы начали наблюдать переживание, до конца этого конкретного события.
Образцы детских работИспользуйте маркировку, рисунки, фотографии проектов – групповых или индивидуальных, конструкции, поделки, фотографии групповых игр или взаимодействия с педагогами, беспорядочную игру, сенсорную игру и т. Д.Соберите доказательства работы, а затем добавьте небольшое текстовое описание того, что вы видели, когда произошло событие, или для детей младшего возраста, только начинающих говорить или говорить со звуком, вы можете записать их точные слова / звук. Затем вы можете ссылаться на соответствующие результаты обучения и вехи.
Приложения и другие цифровые устройстваВ эту категорию входят любые аудио-, видео-приложения, приложения для семейного общения и т. Д., Которые вы можете использовать или ваша служба требует от вас использования.
Соберите фотографии ребенка, занятого чем-то или переживающим какой-либо вид деятельности, и добавьте несколько строк, чтобы описать происходящее.Я считаю, что этот метод особенно эффективен, чтобы помочь вам сообщить об обучении и прогрессе, происходящем в эти «простые» повседневные игровые моменты, чтобы помочь семьям понять, что распорядок дня, игры и взаимодействия их ребенка важны дома и во время ухода. Я предпочитаю, чтобы текст был очень кратким и легко читаемым, и вставляю фотографии в документ или коллаж, которые помогают показать шаги или изменения, которые произошли. Вы можете добавить еще несколько
В этом формате воспитатели пишут в настоящем времени и включают подробную информацию о событии по мере его развития, записывая точных слов и действий ребенка.
Используйте текущие записи, чтобы помочь вам лучше понять поведение и изучить навыки развития или возникающие проблемы.
Стремитесь записывать свои беговые рекорды в установленный период времени.
Учебные историиЧасто рассматривается как более трудоемкий метод записи наблюдений, поскольку они , как правило, представляют собой длинные текстовые описания, сопровождаемые фотографиями, рассказывающими историю – не только о моменте и происходящих событиях, но и также включает вклад педагога и анализ обучения, которое имело место в данный момент, и того, что ребенок может делать (а не то, что он не может).
Однако они могут быть рассказом только об одном событии, или вы можете добавить к ним кое-что со временем, что делает их полезным инструментом для наблюдения за детьми младшего возраста. Немного похоже на учебный журнал или портфолио, но в меньшем масштабе!
Лично я не очень часто использовал обучающие истории , так как я думаю, что очень легко (непреднамеренно) слишком легко сделать рассказ слишком субъективным, если педагог уже не знает ребенка очень хорошо (в отношении семейной жизни, культуры, поведения , благополучие, социальные навыки и т. д.) и уверен в своих навыках и в процессе написания наблюдений.
Тем не менее, они могут быть хорошим вариантом для семей , поскольку их обычно легче понять, поскольку они представлены в формате повествования – но помните, что им все равно нужно время, чтобы просмотреть и прочитать. Кроме того, хороший вариант , чтобы помочь преподавателям включить несколько кратких наблюдений , сделанных за более длительный период времени, в окончательную более полную оценку.
До тех пор, пока педагог, пишущий наблюдение, помнит о своей собственной возможной субъективности или делает неправильные предположения о действиях ребенка из-за своих собственных ценностей или чувств, заучивание историй может быть полезным методом оценки обучения.
Для упрощения и резюмирования. .. все, что вам нужно помнить, это то, что записываемые вами наблюдения должны быть значимыми, конкретными и должны поддерживать вас, чтобы помочь ребенку в обучении и его шагах вперед. Если это не так, значит, вы зря потратили время, и ребенок, о котором вы заботитесь, тоже не получил никакой пользы. На самом деле не имеет значения, какой шаблон вы используете … просто используйте его эффективно!
Если вы хотите вспомнить эту информацию, обязательно закрепите ее, чтобы вы могли легко найти ее снова!
Джоди Кларк – специалист в области раннего детства. оказывает поддержку педагогам, которые хотят и должны оставаться увлеченными своей работой! У нее 30-летний практический опыт в сфере дошкольного образования и социальных услуг на различных должностях.
Джоди мамы на 3 в Австралии и уже помогла тысячам преподавателей в их работе через свои популярные сообщения в блоге , идеи деятельности, онлайн-обучение и электронные книги.
НаблюдениеНаблюдение за отдельными детьми и использование полученной информации для поддержки их обучения являются жизненно важными упражнениями, объясняет д-р Стелла Луис, которая рассматривает, как пересмотренный EYFS может повлиять на практику.
Это так важно, чтобы мы обсуждали, обсуждали и выявляли роль наблюдений в передовой практике в первые годы жизни в свете пересмотренного руководства для начальной стадии обучения в раннем возрасте (EYFS) и руководства по вопросам развития.Помимо некоторых заметных упущений в документах, изменилась и терминология, поэтому стоит изучить, какое влияние это может иметь на наши представления о практике наблюдения.
Ни в пересмотренной структуре, ни в руководстве не объясняется, каким образом традиционный общепризнанный метод наблюдения (наблюдение, оценка и планирование – OAP) должен лежать в основе передовой практики в первые годы.
В адаптированной версии EYFS все еще упоминаются «повседневные наблюдения практикующих за успехами детей»; однако важность наблюдения сделана менее явной.
В EYFS (2017) говорится: «[Оценка] вовлекает практикующих, наблюдающих за детьми, чтобы понять их уровень достижений, интересы и стили обучения, а затем сформировать учебный опыт для каждого ребенка, отражая эти наблюдения». Это предложение теперь заменено словами: «В нем участвуют специалисты, знающие уровень достижений и интересов детей, а затем формируют для каждого ребенка опыт преподавания и обучения, отражающий эти знания».
В пересмотренной версии «Вопросы развития» обычно используется «уведомление», а не «наблюдение», например, «оценка заключается в том, чтобы замечать, что дети могут делать и что они знают.’
Похоже, что изменения направлены на то, чтобы показать сектору, что оценка не должна быть обременительным процессом сбора данных, отнимающим у практикующих врачей время, необходимое для обучения детей, что следует приветствовать. Но каковы более широкие последствия для практики?
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение позволяет нам:
Примером может служить четырехлетний Джон, который любит играть с магнитными плитками. Наблюдения за его игрой в течение 18 месяцев показывают, как она эволюционировала от складывания и строительства к исследованию свойств и разделению форм и, наконец, к символической игре – когда он говорит своей матери: «Я устанавливаю рождественские украшения».
Важность наблюдения была прояснена в проведенном Nutbrown обзоре ранней квалификации, проведенном по заказу правительства. В ее заключительном отчете «Основы качества» (2012 г.) указываются «четыре проблемы педагогического процесса, которые необходимо понять [практикам]».Во главе списка стояла «важность наблюдений и оценок как инструмента, с помощью которого можно достичь правильного понимания ребенка».
Это, как объясняется в отчете, «долгое время было краеугольным камнем, на котором юные практикующие строили свою практику, и это должно быть основным навыком, который приобретают все потенциальные юные практикующие».
Может ли замена «наблюдения» на «наблюдение» непреднамеренно снизить статус наблюдения в процессе обучения – или же это гарантирует, что «замечание» рассматривается как жизненно важный элемент в континууме наблюдения?
Снижение его важности создает серьезную проблему для качественной практики и возможности деколлинга и депрофессионализации рабочей силы.Чтобы противостоять этому, важно, чтобы мы могли сформулировать глубокое понимание каждого элемента процесса наблюдения, включая наблюдение.
УВЕДОМЛЕНИЕ
Важно то, что практики рассматривают «замечание» не как синоним наблюдения, а скорее как отправную точку для процесса наблюдения. В противном случае менее опытные практикующие могут рассматривать наблюдение как единичное действие, которое не требует от них размышлений и реакции на то, что они видели.
«Замечание» можно также рассматривать как быстрое, быстрое и поверхностное. Возможно, это может с большей вероятностью сыграть на бессознательной предвзятости педагогов, поскольку они быстро оценивают успехи ребенка, вместо того, чтобы тратить время на то, чтобы размышлять как о способностях ребенка, так и о своем собственном отношении.
Существует также опасность того, что практикующие могут сосредоточиться на определенных развивающих навыках, таких как захват штатива, что может привести к появлению нового «галочки» в результатах обучения.
Скорее, процесс наблюдения должен быть более медленным, более продуманным, рефлексивным и аналитическим (см. Вставку).
УВЕДОМЛЕНИЕ, РАСПОЗНАВАНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ
Чтобы понять больше о «замечании» и процессе наблюдения, практикующие могут обратиться к определению оценки «уведомление, признание и ответ», которое используется в новозеландском практическом руководстве для первых лет обучения Кей Туа о те Паэ / Оценка для обучения. Каждая часть этого трехэтапного процесса важна для наблюдения за детьми и включает в себя практикующих:
Натбраун и Картер (2010) отмечают: «Наблюдать за детьми, когда они учатся, и понимать моменты их обучения – сложная и трудная работа, которая предъявляет самые высокие требования к их педагогам.’
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ
С другой стороны, включение «замечаний» в наш словарный запас в первые годы жизни усиливает необходимость для практикующих быть постоянно внимательными к важным моментам в обучении и развитии ребенка в течение дня.
«Уведомление» также напоминает практикующим, что наблюдения не должны занимать много времени и не должны регистрироваться, чтобы быть достоверными. Пересмотренный EYFS справедливо признает растущую тенденцию к тому, что преподаватели производят наблюдения ради этого.Я был свидетелем того, как педагоги имели груды письменных наблюдений, которые не анализировались и не учитывались, и, по сути, раскрывают очень мало значимого о ребенке. Слишком много трудоемких наблюдений только ограничивают время, которое практикующий тратит на поддержку обучения ребенка.
«Замечание» также позволяет менее опытным специалистам, обладающим более слабыми знаниями о развитии ребенка, вносить свой вклад в дискуссии об успехах ребенка.
Углубленные наблюдения
Что меня беспокоит, так это то, что пересмотренный EYFS, кажется, подразумевает, что акт наблюдения создает ненужные данные, тогда как на самом деле углубленные и записанные наблюдения должны оставаться важной частью процесса оценки – при условии, что они значимы.
Возьмем, к примеру, случай с практикующей, которая заметила, что ребенок поднимал и хватал предметы только правой рукой, а также ползал неуклюже, что она видела только у двух других детей. Ее наблюдение привело к более целенаправленным наблюдениям и, в конечном итоге, к диагнозу церебрального паралича.
Педагогам необходимо записывать важные аспекты того, что они наблюдают за детьми в течение года, чтобы они и родители могли обсудить и оценить, насколько хорошо дети развиваются, и спланировать способы поддержки каждого ребенка в развитии и обучении.Такие наблюдения значимы для ребенка, позволяя ему взять на себя ответственность за свой учебный путь.
Я надеялся, что пересмотренный EYFS и руководство внесут ясность в наблюдения и порекомендуют педагогам выполнить установленный объем наблюдений, чтобы снизить рабочую нагрузку – например, девять целостных углубленных наблюдений в год для детей, посещающих детские сады или с нянями. , и шесть наблюдений для детей в детских садах или приемных классах. Это представляет собой одно наблюдение за каждым ребенком каждые шесть недель, что является приемлемой и хорошей практикой.
У этого подхода три преимущества:
Наблюдение и обучение
Нигде в пересмотренной структуре нет объяснения того, как наблюдение связано с эффективным преподаванием и обучением (как это видно на примере Новой Зеландии).
Moylett (2018) описывает эти сложности как настройку, наблюдение, внимательность, любопытство, задавание вопросов и знание, когда нужно замолчать. Наблюдение за детьми позволяет нам увидеть, что мы должны и чего не должны делать, чтобы мы могли оказать соответствующую поддержку.
Целенаправленное наблюдение чрезвычайно важно, если мы хотим предложить детям задачи и качественную учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям каждого ребенка. Педагогам необходимо развивать сильные стороны детей, наблюдая за ними, начиная с того места, где ребенок находится сейчас.Он также подчеркивает жизненно важные связи между наблюдением и эффективным преподаванием и обучением.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
То, что не могут решить пересмотренные рамки и руководство, – это давняя проблема, поднятая в Nutbrown Review (2012), заключающаяся в том, что многие преподаватели не обладают навыками проведения наблюдений.
Процесс наблюдения может быть эффективным только тогда, когда практикующий распознает «важные моменты» и знает, как реагировать. Это зависит от наличия у педагога глубоких знаний о развитии ребенка и способах поддержки обучения.Без него упускаются важные моменты, наблюдения становятся поверхностными, а преподаватели полагаются на грубые контрольные списки развития, которые не могут дать полной и богатой картины прогресса ребенка.
Министерство образования следует поздравить за его желание снизить рабочую нагрузку, чтобы педагоги сосредоточились на понимании уникальных способностей каждого ребенка, целостном развитии и обучении. Но педагогам необходимо уметь наблюдать за детьми, чтобы это стремление было реализовано.
Мы можем развить практику наблюдения только в том случае, если мы возьмем центральное место, уделяемое наблюдению за детьми, встроив его в начальную и непрерывную профессиональную подготовку и квалификацию, и если мы будем активно поощрять педагогов думать о том, что они видят, и действовать в соответствии с их наблюдениями.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР: замечать, распознавать, отвечать
Пример передовой практики в An Introduction to Kei Tua o te Pae / Assessment for Learning, проведенном правительством Новой Зеландии.
Тим интересуется пылесосами. Запись этого интереса включает в себя уровни замечаний, узнавания и реакции учителя и самого Тима в течение нескольких дней.
Заметка : Тим приходит в центр для детей младшего возраста и в некотором волнении говорит Джули, учительнице: «Я видел Дайсона». Другой учитель слышит комментарий и объясняет Джули, что «Дайсон» – это пылесос. .
Узнавание: Джули разговаривает с Тимом и обнаруживает, что пылесосы представляют для него большой интерес.Она понимает, что для Тима пылесосы предоставляют много возможностей для обучения.
Ответ : Джули приносит пылесос центра, и они разбирают его и проводят эксперимент, чтобы выяснить, сколько пластиковых пластин он может всосать, прежде чем загорится сигнальная лампа. Также участвует ряд детей…
Учителя уже отметили ранние попытки Тима рисовать. Джули считает это еще одной возможностью для обучения и предлагает Тима нарисовать пылесос.Он также завершает картину.
Возможно, чувствуя, что двухмерного рисунка и живописи недостаточно, чтобы изобразить то, что он хочет изобразить, Тим решает создать трехмерную модель пылесоса.
Условия обучения расширяются, когда Тим идет в магазин пылесосов. Тим замечает двигатели в магазине и позже разговаривает с учителем о двигателях и электричестве.
Tim : Некоторые пылесосы подключены к двигателям.
Джули : Может ли пылесос работать, если у него нет двигателя?
Тим : Нет. Если мотор не работает, пылесос может не работать.
Джули : Как вы думаете, что заставляет мотор работать?
Тим : Э … не знаю.
Джули : А что насчет вилки?
Тим : Вы подключаете его к стене, потому что в стене много электричества.
Джули : Как вы думаете, как электричество попадает в стену?
Тим : Не знаю.Когда шнур вставлен в эту вилку, как электричество присоединяется к вилке внутри стены?
Джули : Гм… что ты думаешь?
Тим встал и медленно пошел к офису в поисках улик. Джули последовала за ней, гадая, к чему это приведет…
Тим получает новую информацию о пылесосах и электричестве. В то же время он приобретает навыки и развивает предрасположенность к тому, чтобы быть учеником … Учителя и сам Тим замечают, распознают и реагируют на возможности учиться.
www.education.govt.nz/assets/Documents/Early-Childhood/Kei-Tua-o-te-Pae/ECEBooklet1Full.pdf
Присмотритесь
Наблюдение помогает практикующим понять целостные потребности ребенка. В рамках этого процесса практикующие врачи должны активно проверять свои подсознательные предубеждения, чтобы убедиться, что они действуют в наилучших интересах ребенка.
Например, наблюдение за тем, как ребенок выполняет задание от начала до конца, может предоставить практикующему врачу время и пространство для размышлений и оспаривания его предвзятости или основы доказательств, которые им представлены – хотя это также, скорее всего, зависит от культуры отражение в сеттинге.
Хотя это может показаться просто семантикой, разница в языке в недавно реформированной EYFS может привести к неосязаемым различиям в результатах для детей.
Возьмем, к примеру, четырехлетнюю Лилу, которая, найдя семя, наблюдает, описывает и затем сажает его. Несколько дней спустя она видит съемку, которую описывает. Роль учителя – действовать в соответствии с интересами и действиями Лилы.
Педагог, который озабочен только «замечанием», может отмечать только посев семян.Однако педагог, который «наблюдает», мог бы основываться на наблюдении, возможно, прочитав ей рассказ о садоводстве и размышляя над предыдущими наблюдениями – например, связав описание Лилой пурпурного семени с беседой неделей ранее о ее пурпурных штанах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Доктор Луи проведет семинар по наблюдениям на выставке Nursery World Show 2021 – Virtual. Для получения дополнительной информации посетите: www.nurseryworldshow.com/virtual.
Если вы хотите принять участие в одном из вебинаров доктора Луи по теме «Наблюдения», свяжитесь с Early Education, www.Early-education.org.uk
ССЫЛКИ
Доктор Стелла Луис – консультант и инструктор в первые годы работы
Скачать сейчас• общение и язык
• физическое развитие
• личное, социальное и эмоциональное развитие
• грамотность
• математика
• понимание мира
• изобразительное искусство и дизайн
• играем и исследуем
• активное обучение
• творчество и критическое мышление
Заполненный профиль EYFS состоит из 20 элементов информации: достижения каждого ребенка оцениваются по каждому из 17 дескрипторов целей раннего обучения (ELG) вместе с кратким описанием способов обучения ребенка, выраженных в терминах три характеристики обучения.Для каждого ELG практикующие будут судить, соответствует ли ребенок уровню развития, ожидаемому в конце Года приема (ожидаемый), превышающему этот уровень (превышающему) или еще не достигающему этого уровня (развивающемуся).
«Профиль EYFS не предназначен для использования для текущего оценивания или для оценки начального уровня для настройки начальной школы или классов приема».
Основная цель профиля EYFS – обеспечить надежную, достоверную и точную оценку отдельных детей в конце EYFS.
Основные виды использования данных профиля EYFS, которые послужили основой для разработки профиля, заключаются в следующем.
• Чтобы проинформировать родителей о развитии их ребенка по сравнению с ELG и особенностях его обучения.
• Обеспечить плавный переход к ключевому этапу 1 путем информирования профессионального диалога между учителями EYFS и ключевого этапа 1.
• Чтобы помочь учителям 1-го класса спланировать эффективную, гибкую и соответствующую учебную программу, которая будет отвечать потребностям всех детей.
Кроме того, Департамент считает, что вторичной целью оценки является предоставление точного национального набора данных, касающихся уровней развития детей в конце EYFS, которые можно использовать для отслеживания изменений в уровнях развития детей и их готовности к жизни. следующий этап их обучения как на национальном, так и на местном уровне (результаты на уровне школы не должны публиковаться в таблицах успеваемости).
Справочник источника STA EYFSP.
Оценка в классе Система баллов Pre-K была проверена в дошкольных учреждениях Германии.
Результаты свидетельствуют о приемлемых психометрических качествах CLASS Pre-K.
Результаты подтверждают трехкомпонентную структуру взаимодействия учителя и ребенка.
Качество взаимодействия учителя и ребенка меняется в течение утра.
В исследовании изучалась применимость и возможность обобщения системы оценки успеваемости в классе Pre-K (CLASS Pre-K; Pianta, La Paro, & Hamre, 2008) и связанной с ней концептуальной основы обучения через взаимодействие для понимания работы в классе. процессы в немецкой системе дошкольного образования. Эффективное взаимодействие учителя и ребенка описывают три широкие области: эмоциональная поддержка , организация работы в классе и учебная поддержка .В настоящем исследовании мы наблюдали взаимодействие учителя и ребенка в 63 классах 26 различных дошкольных учреждений с использованием CLASS Pre-K. В соответствии с исследованиями, проведенными в Соединенных Штатах, результаты теста CLASS Pre-K показали, что качество взаимодействия учителя и ребенка сильно различается. Данные показали, что уровни эмоциональной поддержки и классной организации были умеренными. Напротив, уровень Инструкционной поддержки был довольно низким и даже снизился в течение утра.Более того, было обнаружено, что эмоциональная поддержка снижается в течение дня в классах с более высоким соотношением детей и учителей. Результаты имеют важное значение для политики и практики в отношении качества ухода и образования в немецких дошкольных учреждениях.
Взаимодействие учителя и ребенка
Качество дошкольного образования
Международные перспективы ухода за детьми
Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)
Полный текстCopyright © 2014 Elsevier Inc.Все права защищены.
Наблюдение за детьми – это метод наблюдения, слушания, задания вопросов, документирования и анализа наблюдаемых слов и действий детей, когда они взаимодействуют со своим окружением и другими людьми. Надлежащее наблюдение при уходе за детьми имеет решающее значение для помощи педагогам и родителям в решении проблем раннего развития детей.
Намерение должно быть ясным, прежде чем вы начнете наблюдение за ребенком:
Когда вы начинаете думать о конце, вы можете лучше подготовиться к наблюдению за ребенком и выбрать наиболее полезные методы наблюдения.
В этой статье кратко обсуждается важность наблюдения за детьми в раннем детстве, методы наблюдения за детьми, ситуационные примеры отчетов о наблюдениях за детьми, а также информация или детали, которые обычно включаются в отчет о наблюдении. Мы также порекомендуем некоторые полезные инструменты, которые преподаватели учебных центров могут использовать для своих ежедневных отчетов о наблюдении за детьми.
Наблюдение за детьми жизненно важно для выявления и лучшего понимания сильных и слабых сторон каждого ребенка.Это важный элемент в создании точного и действенного отчета о наблюдении за детьми, который, в свою очередь, поможет адаптировать среду ухода за детьми для дальнейшего облегчения обучения.
Исследование и обучение являются краеугольными камнями дошкольного образования, и отчет о наблюдении за детьми поможет удовлетворить потребности в развитии дошкольников и других учащихся младшего возраста. Для воспитателей и воспитателей детей наблюдение за детьми может быть самым простым и эффективным способом оценки развития детей младшего возраста.
Наблюдение в уходе за детьми начинается с наблюдения за поведением ребенка, его успеваемостью и взаимодействием с другими людьми и с незнакомыми ситуациями. Эта информация позже используется для определения способов улучшения учебной среды.
Отчет о наблюдении за ребенком должен основываться на том, что на самом деле видели и слышать, и быть как можно более подробным. Вот несколько примеров наблюдения за развитием ребенка, которые помогут вам задокументировать и достичь цели наблюдения за ребенком:
При документировании наблюдений за детьми обращайте внимание на то, что вы действительно наблюдаете, что вы видите и слышите в точности. Будьте объективны и всегда основывайтесь на фактах. Информация, собранная во время наблюдения за ребенком, должна служить намеченной цели, которую вы поставили с самого начала, и может помочь с потребностями развития детей в раннем возрасте.
Пример отчета о наблюдении за детьми
Поначалу заполнение отчета о наблюдении за ребенком может показаться сложной задачей, но, вооружившись основными методами наблюдения за ребенком, педагоги могут составить исчерпывающий отчет о наблюдениях за детьми. Чтобы помочь вам начать работу, вот несколько примеров наблюдений за детьми или документирования обучения детей, основанных Ассоциацией семейного дневного ухода за детьми Квинсленда (ConnectFDC):
Детали в отчете о наблюдении за детьми зависят от того, какой тип формата отчета требуется образовательным учреждением или какой тип метода или техники наблюдения использовался педагогом при наблюдении за детьми. Как правило, отчет о наблюдении за ребенком должен включать:
Чтобы помочь вам с документацией и отчетами о наблюдениях за детьми, вы можете использовать iAuditor на своем iPad, планшете, компьютере или мобильном устройстве, чтобы делать фотографии мимолетных моментов и быстро комментировать то, что вы видели и слышали.
Вы можете использовать функцию расписания iAuditor, чтобы приурочить свои наблюдения к запланированным событиям, таким как время игры и художественные сеансы. Благодаря облачному хранилищу iAuditor (неограниченное использование при подписке на Premium) вы можете быть уверены, что наблюдения за детьми безопасны и доступны только для преподавателей, которым разрешен доступ.
Педагоги могут использовать нашу коллекцию тщательно созданных форм и шаблонов по уходу за детьми для своих наблюдений и создания отчетов на месте. Отчеты можно легко отправить родителям одним нажатием кнопки, что сэкономит время и силы, которые можно было бы лучше потратить на общение с детьми.
Наблюдение – это основная часть процесса оценки и планирования непрерывного улучшения качества (CQI). Специалисты в области дошкольного образования используют наблюдения для документирования обучения ребенка и информирования о практике преподавания. Но еще одна причина для наблюдения – побудить к обучению и развитию.
Исследования показывают, что обучение детей младшего возраста лучше всего происходит в отношениях и при интенсивном общении.Чтобы учиться, детям необходимо стимулирующее и целенаправленное взаимодействие. Исследователи считают, что развитие мыслительных навыков детей посредством качественного взаимодействия имеет решающее значение для обучения детей.
«Дети получают наибольшую пользу, когда учителя участвуют в стимулирующих взаимодействиях, которые поддерживают обучение и оказывают эмоциональную поддержку. Взаимодействия, которые помогают детям приобретать новые знания и навыки, предоставляют детям информацию, вызывают у них вербальные ответы и реакции, а также способствуют вовлечению и получению удовольствия от обучения.”(Йошикава и др., 2013)
Качественное взаимодействие происходит, когда учитель намеренно планирует и тщательно думает о том, как она подходит к детям и реагирует на них. Эмоционально поддерживающие взаимодействия помогают детям развить сильное чувство благополучия и безопасности. Отзывчивое взаимодействие – это реакция и общение с детьми, которые удовлетворяют их потребности в данный момент.
Большинство взаимодействий с детьми предлагают профессионалам дошкольного образования возможность участвовать, взаимодействовать, обучать и обмениваться информацией, способствующей здоровому развитию и обучению.Отношения между детьми и учителями крепнут в повседневном общении. По мере того как дети получают новую информацию и идеи, специалисты в области дошкольного образования могут побуждать их делиться своими мыслями и знаниями. Более глубокое мышление и обучение вовлекают детей в радость обучения и помогают подготовить детей к новому опыту и вызовам.
Observation помогает специалистам в области дошкольного образования взглянуть на свое взаимодействие с детьми и понять, насколько важно взаимодействие, когда они узнают и поддерживают детей.Наблюдение – это способ установить связь с детьми, обнаружить их связи с другими людьми и их окружением. Дети, которые чувствуют заботу, безопасность и защищенность, взаимодействуют с другими и вовлекаются в свой мир, чтобы учиться. Они с большей вероятностью приобретут навыки и станут лучше поступать в школу.
Используйте наблюдение для цели ребенка. Когда вы действительно видите ребенка, вы лучше узнаете его и больше видите его способностей, интересов и личных качеств. Знание каждого ребенка поможет вам спланировать индивидуальные занятия с учетом его особенностей развития.Посмотрите, что ребенок делает и говорит, не оценивая и не навешивая ярлыков.
Найдите способы развить у каждого ребенка по уверенности в себе. Подкрепляйте успех и усилия. Он может не добиваться успеха во всех делах, но он может учиться на неудачах, а также на успехах. Поощряйте настойчивость, любопытство, принимайте вызовы и пробуйте новое.
Укрепляйте отношения, узнавая больше о ребенке. Поговорите с ней о том, что ей нравится, и обсудите общие интересы, чтобы установить с ней связь.Примите во внимание ее настроение и подходы к ситуациям и дайте ей понять, что вы понимаете ее точку зрения.
Понаблюдайте за , чтобы привлечь ребенка к себе, другим детям и учебной среде. Создайте среду с занятиями и материалами, которые ему нравятся, отвечают его индивидуальным потребностям и способствуют его развитию.
Обдумайте наблюдений, чтобы оценить успехи каждого ребенка, понять его потребности и личность, улучшить практику преподавания и спланировать учебную программу.Реализуйте идеи на практике, чтобы улучшить обучение и отношения.
Подтвердите вопросов и опасений по поводу ребенка. Поговорите о нем с семьями и персоналом. Наблюдайте, если развитие или поведение нетипично.
Будьте в курсе качества взаимодействия с каждым ребенком. Сделайте шаг назад и подумайте, как и почему вы и другие сотрудники общаетесь с ней. Все ли взаимодействия способствуют отношениям и обучению?
Внесите поправок или небольших изменений, наблюдая и после.Если что-то не работает, попробуйте другой подход или занятие вместо того, чтобы «проталкивать» планы. Подумайте, почему что-то не сработало, придумывайте способы улучшить упражнения и подумайте о новых занятиях, которые стоит попробовать.
Используйте информацию из наблюдений, чтобы информировать программных практик и политик. Взгляните на то, как программа поддерживает всех детей и обучение. Используйте информацию для планов CQI.
Сделайте наблюдение постоянной практикой , частью всех взаимодействий и действий, и следите за небольшими изменениями и индивидуальными чертами.Постоянное наблюдение дает возможность действовать на опережение и предотвращать проблемы.
Делайте заметок либо во время занятий, либо вскоре после этого. Легко забыть о быстрых моментах «ага», когда вы заняты обучением и заботой, не говоря уже обо всех незапланированных перерывах, которые возникают! Примечания также облегчают выявление закономерностей и роста.
Взаимодействие, отношения и связи предлагают самую глубокую поддержку обучению. Наблюдение объединяет множество фрагментов информации, чтобы дать профессионалам в области дошкольного образования более полное представление о каждом ребенке.Наблюдение – это постоянная неотъемлемая часть качественной программы дошкольного образования, и профессионалы играют важную роль.
Загрузить эту статью в формате PDF