я/с. Айголек
Прогулка
Наблюдение за одуванчиком
Воспитатель: Муратбекова Ш.К.
2015 г.
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растениях. Воспитывать любовь к растениям.
Ход наблюдения
Наблюдать за цветком – одуванчиком. Рассмотреть желтую головку, состоящую из множества желтых лепестков. Она окружена двумя рядами зеленых листочков, которые образуют обертку. Днем одуванчик широко раскрывает свой цветок, вечером плотно закрывается; листья темно-зеленого цвета, длинные, резные. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Художественное слово
Загадка
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два –
Облысела голова.
Спрячука в карманчик
Бывший… (одуванчик).
Стихотворения
Желтая головушка,
Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко –
И расстанусь с ним.
В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки – зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный – многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Трудовая деятельность
Работа на участке. Уборка песка вокруг песочницы
Учить детей выполнять поручения (убирать лопаткой песок вокруг песочницы). Воспитывать у детей стремление к аккуратности, чистоте.
Подвижные игры
«Спящая лиса».
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
Самостоятельная игровая деятельность
Рисование мелками на асфальте
Привлечь детей к рисованию мелками на асфальте. Воспитывать способность занять себя игрой. Поощрять инициативу, самостоятельность, совместные действия детей в группах.
nsportal.ru
Весенняя прогулка: «Наблюдение за одуванчиком».
Цель; Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках.
Познакомить со строением цветка и его особенностями.
Научить подбирать образные слова и выражения.
Воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений.
Ход;
Ребята, посмотрите в окно, пришла весна и раскрасила нашу землю в яркие цвета. Посмотрите как стало красиво. Я предлагаю вам пойти на одну красивую полянку, где расцвело много цветов. (Дети с воспитателем идут к поляне, где расцвели одуванчики).
– Посмотрите,как красиво. Сколько много цветов. Они как маленькие солнышки упали на зеленую траву и раскрасили землю. (Даю детям время полюбоваться красотой, читаю стихотворение.)
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся, улыбнулся;
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише, ветер луговой!»
Что это за цветок? (одуванчик)
Какого цвета его шапочка? (желтая, белая)
У цветка есть стебель и листья (Рассматриваем).
Какого цвета стебель и листья?
А это живой цветок или нет?
Где растет живой цветок?
В какое же время года цветет одуванчик?
Давайте поиграем; Игра «Одуванчики»
Дети сидят на корточках.
Цветок проснулся,
К солнцу потянулся. (Встали, руки вверх, потянулись)
Ветер на него подул
И цветочек наш нагнул. (Руки на поясе, наклоны влево, вправо)
Бабочка прилетела (машут руками)
На головку ему села (Приседание, Руки на голову)
Нектара поела,
Дальше полетела (бег в рассыпную)
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в зеленой траве,- нектар для насекомых.
С чем можно сравнить одуванчик?
Желтый, как солнышко.
Круглый, как….
Мягкий,как….
Белый, как…
Пушистый, как…
Хрупкий, как….
Вот какой необычный цветок!
Одуванчик очень полезное растение, из него можно делать салат, лечит болезни, варить варенье. Им питаются насекомые и животные. Это очень красивый весенний цветок.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
infourok.ru
Структура наблюдения
Тема: Наблюдение за одуванчиками в среднейгруппе
Цель: Расширить и уточнить знания об одуванчике.
Задачи:
Образовательные: Учить описывать растение, закреплять знания о строении одуванчика;
учить различать растения по характерным признакам (желтый пушистый цветок, стебель длинный, дать представление о разных стадиях жизнедеятельности растения: желтый в период цветения и белый в период созревания семян;
Развивающие: Продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.
Воспитательные:Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: просмотр презентации с одуванчиками, беседа о пользе этого лекарственного растения, чтение стихов и загадок.
Материал:Одуванчик.
Ход наблюдения
1. Организация. Мотивация.
– Ребята, вы любите разгадывать загадки? Я сейчас вам загадаю.а вам нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно.
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие .воздушные-
Ветерку послушные! (Одуванчик).
Дети отгадывают загадку
2. Основная часть.
Рассматривание цветка.
-Дети, посмотрите, какой красивый цветок у меня в руке, кто знает как он называется?- – Какого размера этот цветок?
Какого цвета?
Какой формы?
Какой на ощупь?
– Цветок одуванчика называется соцветие, которое напоминает желтую корзинку, оно так и называется – корзинка. Затем одуванчик становится белым, воздушным, а семена – «парашютики» созреваюти ветер разносит их в разные стороны.
-Понюхайте одуванчик, поднесите к носику поближе. А теперь посмотрите друг на друга.Одуванчики на ваших носиках оставили свою ярко-желтую пыльцу.
-Дети, посмотрите, какая красивая у нас лужайка
(Дети наклоняются, трогают цветы).
– Одуванчики просыпаются очень рано, в ясную погоду рано утром можно любоваться этим чудесным солнечным цветком. Пока на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, одуванчики тоже спрячутся, с головой укроются зелеными листочками.
Знакомство детей с приметами:
В солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.
-А давайте сейчас немножко поиграем
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
– Ребята, оказывается одуванчик можно встретить везде: на полях, лугах, склонах оврагов, вдоль дорог. Одуванчик имеет длинный, толстый корень. Из земли выходит розетка из ярко-зеленых листьев.Чем больше влаги получает растение, тем больше и красивее у него листья. Каждый листочек имеем желобок, в котором скапливается роса, капельки дождя. Из желобков вода направляется к корню и питает все растение. Из листочков выходит толстая трубочка без листьев – это стебель.
-Одуванчики – это цветочки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).
-Ребята ,а вы знаете, что из цветков одуванчика варят варенье, а девочки из этих цветов любят плести венки.Срывать их нужно очень аккуратно потому , что растение выделяет сок, который пачкает ладошки и одежду, эти пятна трудно отстирать.
3. Заключительная часть
-Ребята вам понравилось наше наблюдение?
Что интересное вам запомнилось?
Что новое вы узнали ?
Вопросы к детям:
Как называется цветочек, с которым мы сегодня знакомились?
В какое время дня одуванчик раскрывает свою цветочную корзинку?
Как мы должны относиться к миру растений?
Кто знает ещёчто то интересное об этом цветке?
nsportal.ru
Конспект прогулки в старшей группе
Наблюдение за одуванчиком.
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ребята, отгадайте загадку:
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
и развеял этот шар. (одуванчик)
Правильно, ребята. Это одуванчик. Именно, об этом цветке я хочу вам рассказать.
Желтая головушка, розовая ножка.
Одуванчик солнышко, подержу в ладошке.
Появилось солнышко в мае на лугу,
На него любуюсь, очень берегу.
Жаль, недолго солнышко, будет золотым,
Побелеет солнышко, и расстанусь с ним. В. Мирясов.
– С чем сравнивает автор одуванчик?
(ответы детей)
– Как вы думаете почему? (ответы детей)
Одуванчик назван солнышком, потому что его цветок желтого цвета, круглый, похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки – зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. (рассказ сопровождается показом карточек с фотографиями разных стадий созревания)
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
– Теперь, ребята, я приглашаю вас в поход, в то место, где много цветков-одуванчиков.
В.: Где растут одуванчики?
Какого они цвета? Дети идут на цветочный луг
На прогулку мы идем. Игровая разминка
На прогулку мы шагаем (ходьба обычная)
И вокруг все примечаем: (кружение)
Скачет по траве кузнечик, (поскоки)
Муравьи шагают, (ходьба мелким шагом)
Над цветами мотыльки (движение рук – цветок)
И бабочки летают, (импровизация движений)
К лужице бегут цыплята, (легкий бег, руки «крылышки»)
Идет важно петушок (образная ходьбы высоким шагом)
Спинки выгнули котята
(выгнуть спинки)
Виляет хвостиком щенок (образное движение на четвереньках).
Плывут по небу облака (полетный бег, руки– свободная импровизация).
Змейкою течет река (хороводный шаг змейкой)
На берегу растет камыш (Движение рук снизу-вверх)
А вокруг такая тишь!
Дети доходят до яркого луга одуванчиков.
Перед нашими глазами яркий луг, усеянный одуванчиками. Если бы эта картина была нарисована художником, как можно было бы назвать ее?
(ответы детей). Правильно, А ещё можно назвать «Золотой луг». Если одуванчик растет на лугу, то это какой цветок? (ответы детей)
Правильно, луговой цветок.
Поздоровайтесь с цветочками, наклонитесь, понюхайте, бережно проведите ладонью по цветку. Какой он? (пушистый, мягкий, шелковистый). Ответы детей.
Одуванчики утром раскрываются, вечером – закрываются в одно и то же время. Они могут предсказать погоду – если днем одуванчик закрывается, значит, будет дождь.
– Почему вокруг одуванчика кружатся насекомые? (ответы детей). Правильно, потому что они собирают нектар, желтая пыльца является для них кормом.
Опыт «Что будет, если положить цветок на ладошку?»
Предлагаю, вам осторожно сорвать цветок одуванчика. Положите на ладошку. Что случилось с ладошкой? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Да, это та самая пыльца, которую так любят насекомые. Но и сами цветы не могут обходится без насекомых, потому что именно они опыляют их. И нужно отметить, одуванчики неприхотливые растения. За ними не нужен такой уход, как за садовыми. А садовые цветы нуждаются в нашей помощи.
Вы согласны помочь нашим цветкам на клумбе? (ответы детей)
– Тогда, возьмите лейки и польем цветы. Нарциссы в частых поливах не нуждаются, они пользуются влагой в почве после таяния снега и весенних дождей. Их надо поливать 1 раз в 3-4 дня.
Артем: Мне не нужен огород, ягода, клубника
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минуту.
Первый опыт у меня, не совсем удачен
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче.
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Поработали мы славно, теперь же отдохнем. Предлагаю поиграть в игру «Маргаритки», «Садовник». Выбираем с помощью считалки «Маргариту».
Как у нас на нашей клумбы,
сколько цветиков цветет:
Маргаритки, ноготки, астры, пестрые цветы, георгины, и левкой
Выбираешь – ты какой?
Маргарита в середине,а дети идут по кругу и говорят:
Собирала Маргарита маргаритки на горе
Растеряла Маргарита маргаритке во дворе.
Снова хочет всех собрать, только нужно нас догнать.
Маргарита догоняет детей и приводит их в цветник. Когда 5-6 детей поймает, считает сколько маргариток в цветнике. Остальным, «соседям» маргариток дает названия цветков. Одно и то же название не должно 2 раза повторяться.
Индивидуальная работа Метание мяча в горизонтальную цель – развивать меткость, глазомер, координацию движений. (с мальчиками)
Индивидуальная работа с Викой с. и Сашей К. Отбивание об пол мяча одной двумя руками. Упражнять в умении отбивать мяч раскрытой ладошкой, учить поставить руки в правильном положении и силой бить мяч, добиваясь поскока мяча.
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке (веточек, камешков). Цель: – воспитание положительного отношения к труду; формировать умение работать дружно и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.
Д/и «Съедобное – несъедобное» (с мячом) – формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
П/и «Мышеловка» Цель: учить рассказывать правила игры, развивать двигательную активность, быстро действовать по сигналу.
nsportal.ru
Познавательно-исследовательская деятельность
“Наблюдение за одуванчиком на участке “
(средняя группа)
Форма проведения: групповая.
Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».
Цели и задачи: «Познание»
-формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Цветы»;
-развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;
-расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.
«Здоровье»
-формировать умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов.
«Безопасность»
-воспитывать желание беречь и защищать природу.
«Коммуникации»
-формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;
-обогащать и активизировать словарный запас : цветок, семя, одуванчик, парашют, стебель, солнце.
-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
«Социализация»
-формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Советы педагогу: Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.
Ход: Наблюдение проводится на участке.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут очень красивые цветы.
– Какие? Вот послушайте стихотворение:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
– Сказали одуванчик, а говорят то про желтый то про белый. Значит можно увидеть и такой и такой. Давайте мы с вами проверим…
-Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас.
Дети рассматривают поляну и видят вокруг себя много одуванчиков.
Подходят ближе к желтым одуванчикам и рассматривают их.
-Ребята, скажите пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем? …. (Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки)
-Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке – это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку- это и есть сам цветок- одуванчик.
-Скажите, на что похож цветок? (Солнышко)- Он похож на солнышко, потому что любит солнечные лучики.
Воспитатель читает стихотворение:
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
От большого солнца, маленький портрет.
-Вот, ребята, мы можем сказать, что одуванчик может появиться только тогда, когда солнце направит свои яркие, желтые лучики на него.
-Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику.
Подходят и рассматривают его.
-А как вы думайте распространяются одуванчики и почему их так много? … .(Их распространяет ветер… .)
Воспитатель слушает ответы детей и дополняет:
-Они неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашутиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик
удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.
-Ребята, скажите пожалуйста, кто из обитателей леса часто приходит в гости к одуванчику?. (Бабочки, жуки, пчёлы… .)
– Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром.
-Ещё одуванчик должны любить не только насекомые, но и люди, которые должны его беречь.
-А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?. (Бабушки варят варенье, мёд… .)
Воспитатель слушает ответы детей и дополняет:
-Одуванчик – лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.
-Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся:
-Сейчас сорвёт три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.
Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.
nsportal.ru
Методическая разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца на тему:
«Одуванчики» (младший дошкольный возраст)
Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №33
«Золотая рыбка» г. Кстово
Зубатова О.А.
г. Кстово
2015
В конце 20века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Во второй половине 20 века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, современное общество не «чувствует» природы.
Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира ближайшего окружения).
Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям. К тому же данный метод является наиболее близким в младшем дошкольном возрасте поскольку учитывает психологические особенности детей данного возраста.
Цикл наблюдений за одуванчиком в 1 младшей группе детского сада:
Ознакомительное (первичное) наблюдение за первоцветом (одуванчиком) «Что за листики такие».
Цель: привлечь внимание детей к неизвестному растению, дать первоначальные представления о нём. Переживать радость и любопытство при встрече.
Задачи:
Образовательная: формировать реалистичные представления об явлениях живой природы ближайшего окружения. Дать общие представления о строении растения (корень, листья). Обратить внимание на цвет, величину и форму листьев.
Развивающая: продолжать развивать сенсорные способности, подводить детей к освоению простейших форм наглядно – действенного мышления.
Воспитательная: воспитывать любопытство, любознательность при встрече с новым, неизведанным.
Повторное наблюдение за одуванчиком «Ой, какая палочка».
Цель: поддерживать интерес детей к наблюдению за растением. Продолжать расширять знания детей о строении растения, на основе выделения новых частей (стебель, бутон).
Задачи:
Образовательная: узнавать и называть знакомое растение. Уточнить и расширить имеющиеся знания о нём (корень, листья, стебель, бутон). Использовать действия обследования при рассматривании растений.
Развивающая: продолжать поддерживать интерес к природе, поощрять инициативу детей.
Воспитательная: бережное отношение к природе, любовь.
Наблюдение за одуванчиками «Золотой луг».
Цель: продолжать привлекать детей к наблюдению за растением, заинтересовывая изменениями, происходящими с ним в ходе роста и развития (раскрытие бутона, появление цветка).
Задачи:
Образовательная: формировать представления о связи растения с различными экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения (тепло, влага). Познакомить с новыми частями растения (цветок).
Развивающая: развивать зрительно-осязательные действия, направленные на обследование объектов природы по показу взрослого (погладить листья, провести рукой по соцветьям).
Воспитательная: умение удивляться и любоваться, получать удовольствие при встрече.
Наблюдение «Одуванчики и насекомые».
Цель: поддерживать интерес к объекту наблюдения, путём целостного восприятия картины окружающего мира (а не обособлено).
Задачи:
Образовательная: изучение детьми объекта природы во взаимосвязи со средой обитания. Раскрыть назначение цветов в жизни человека и насекомых (пыльца служит кормом для насекомых, люди любуются, едят полезный мёд).
Развивающая: умение любоваться пейзажем, замечать красоту в привычном.
Воспитательная: экологически грамотное поведение в природе.
Наблюдение за одуванчиком в течение дня в разные временные промежутки «Цветочки тоже спят».
Цель: познакомить с одним из интереснейших явлений в жизни растений – суточной периодичностью цветения.
Задачи:
Образовательная: продолжать обогащать и пополнять знания детей, путём получения новой информации (многие растения, в том числе и одуванчик, «просыпаются» и «засыпают» в одно и тоже время; они могут предсказывать погоду- если днём одуванчик закрывается, значит, будет дождь).
Развивающая: развивать интерес к объекту наблюдения, умение подмечать изменения, происходящие с ним.
Воспитательная: любовь, умение понимать природу.
Заключительное наблюдение за одуванчиком «Пушистое облачко».
Цель: познакомить с заключительным этапом роста и развития цветка (образованием семян). Систематизировать знания, полученные в ходе наблюдений.
Задачи:
Образовательная: продолжать упражнять подмечать изменения, происходящие с объектом наблюдения. Узнавать и называть объект. Знать строение растения и называть все его части. Продолжать обогащать знания детей и обобщить имеющиеся.
Развивающая: самостоятельно применять зрительные, осязательно-двигательные действия, направленные на обследование (посмотреть, вдохнуть аромат, провести рукой по листьям, прикоснуться к цветку…).
Воспитательная: продолжать воспитывать экологически грамотное поведение в природе, любить, наслаждаться красотой.
Список используемой литературы:
«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Уч. Пос. 2001
А.И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003
А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2004
Книга для чтения в детском саду 2 – 4года
Стихи, загадки об одуванчике (Интернет ресурсы)
В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич Прогулки в природу. – М., 2002
Приложения к наблюдениям:
«Что за листики такие».
Ой, беда! Ой, беда! Дети бегут по кругу, руки на поясе.
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки Идут по кругу, высоко поднимая ноги,
На снегу проталинки. руки на поясе.
Пробежал в саду ручей, Бегут на носочках, руки на поясе.
Прилетели сто грачей! Бегут на носочках, машут руками как крыльями.
А сугробы тают, тают, Встают лицом в круг, медленно приседают.
И цветочки подрастают. Медленно встают, поднимают руки, тянутся вверх.
***
Одуванчики везде
По весенней травке
Замелькали во дворе
Разбежались по горе
Спрятались в канавке.
«Ой, какая палочка».
***
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу.
Если взять его в букет
Ветер дунет – шапки нет.
«Золотой луг».
***
Уронило солнце лучик золотой
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет
Он большого солнца маленький портрет.
***
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастёт нарядится в беленькое платьице
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Чтение рассказа Пришвина «Золотой луг».
Рисование на тему «Одуванчики везде» (метод примакивания).
«Одуванчики и насекомые».
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал и
Развеял этот шар.
Детей делят на пчёл и одуванчиков. Дети – одуванчики встают на колено, пчёлы «летают» (бегают) вокруг них, останавливаются, делают вид, что собирают нектар (складывают руки трубочкой, подносят ко рту, втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчёл. По сигналу взрослого дети меняются ролями.
«Цветочки тоже спят»
Наши жёлтые цветки
Дети соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».
Распускают лепестки.
Разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся бутон».
Ветерок чуть дышит,
Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет.
Покачивают «цветком».
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
Соединяют пальцы рук – вновь «бутон».
Головой качают,
Покачивают «бутоном» вправо-влево
Тихо засыпают.
Сомкнутые соединённые ладони складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки
Вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «тянется к солнцу».
Вновь распустят лепестки.
Разводят пальцы рук в стороны.
Проговаривание (повторение) разученного ранее стих-я об одуванчике.
Лепка «Одуванчик».
«Пушистое облачко».
***
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Или чтение стихотворения И. Токмаковой.
***
Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся…
и будут — одуванчики!
***
Одуванчик! До чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть!
Одуванчик так хорош! Дети стоят лицом в круг, сомкнув руки над головой
Он на облачко похож. Покачивают головой и сомкнутыми руками
Только ветер налетел, Сильно раскачиваются
Одуванчик наш задел.
Одуванчик облетел Роняют руки
Облетел и похудел Опускают голову, плечи, расслабляются
Дидактические игры: «Узнай по запаху», «Назови часть растения».
настольные игры: «Сложи цветок», «Что где растет?»
infourok.ru
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1959 «Дети мира»
__________________________________________________________________________
Дошкольное отделение «Улыбка»
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РОМАШКА»
Окружающий мир
ТЕМА: «Одуванчики»
Составила и провела: Султанова Дарья Владимировна
Воспитатель
Москва, май 2017г.
Цель занятия: заинтересовать детей в проектно-исследовательской деятельности по теме «Цветы».
Задачи:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
«Здоровье»
«Безопасность»
«Коммуникация»
«Социализация»
Занятие проводится на территории детского сада, на поляне, где растет много одуванчиков.
Предварительная работа: беседа с детьми о цветах рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети все вместе стоят на полянке с цветами.
Воспитатель:
Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут очень красивые цветы. Какие? Послушайте стихотворение:
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Когда мы говорим про одуванчик, то представляем себе то желтый, то белый. Одуванчики действительно бывают разными. Давайте проверим.
Дети расходятся по полянке и рассматривают желтые одуванчики.
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем?
Дети:
Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки.
Воспитатель:
Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке – это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку – это и есть сам цветок – одуванчик. Скажите, на что похож цветок?
Дети: Солнышко
Воспитатель:
Он похож на солнышко, потому что любит солнечные лучики. Послушайте стихотворение:
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
От большого солнца, маленький портрет.
Ребята, мы можем сказать, что одуванчик может появиться только тогда, когда солнце направит на него свои яркие, желтые лучики?
Дети: да.
Воспитатель:
Как вы думаете, как распространяются одуванчики? Почему их так много?
Дети:
Их разносит ветер.
Воспитатель:
Правильно ребята. Одуванчики неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик – удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.
Как вы думаете, ребята, какие насекомые часто прилетают к одуванчику?
Дети:
Бабочки, пчелы, осы…
Воспитатель:
Верно, ребята. Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром. Ещё одуванчик должны любить не только насекомые, но и люди, которые должны его беречь. Как вы думаете, чем одуванчики полезны для человека? Почему люди должны их беречь?
Дети:
Бабушки варят варенье, мёд, лекарство…
Воспитатель:
Одуванчик – это лекарственное растение, из него делают настой, одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает.
Сейчас мы сорвем три желтых одуванчика и принесем их в группу, а после сна мы проверим, что же с ними произойдет.
Дети идут в группу и ставят цветы в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки одуванчиков поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.
nsportal.ru