ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 690
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Музыкальные кроссворды
(для учащихся 3-7 классов)
подготовила учитель музыки
Захарьян Оксана Ивановна
г. Санкт-Петербург
2018 г
Кроссворды
Слово «кроссворд» в переводе на русский язык означает «пересекающиеся слова».
Вписывая угаданные слова в нужные клетки, отгадчик получает возможность узнать контрольное слово или буквы для других слов.
В каждую клетку кроссворда вписывается по одной букве.
Задание для каждой головоломки описывается отдельно.
Интересным на уроке музыки для школьников является и отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкальной тематике. Только предварительно учитель должен показать школьникам принцип отгадывания таких головоломок. С этой целью можно даже наглядно продемонстрировать, как надо отвечать на вопросы кроссворда и вписывать ответы в нужные клеточки.
Вот примеры нескольких кроссвордов, в составлении которых была использована тематика, изученная детьми в начальных классах.
Начнем разгадывать музыкальные кроссворды с самых простых.
I. Разгадав этот кроссворд, ты узнаешь, как называются значки, которыми записываются музыкальные звуки.
Вопросы к кроссворду:
(здесь все по горизонтали):1
1. Музыкальный инструмент с двумя клавиатурами.
2. Музыкальный инструмент в форме стола на трех ножках.
3. Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами.
4. Звучит веселая, праздничная…
II. Разгадав второй кроссворд, ты узнаешь, что надо нарисовать в начале нотного стана, чтобы определить название ноты.
Вопросы к кроссворду
(тоже пока по горизонтали):
1. Что мы слышим ухом?
2. Форма головки ноты.
3. Музыкальное произведение как упражнение.
4. Палочка с натянутым вдоль нее волосом для игры на скрипке.
Кроссворд «О ком поется в песенке»
Если все слова в кроссворде будут отгаданы правильно, то в столбце можно будет прочесть имя героини народной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».
1. Песня, которая убаюкивает.
2. Песня, танец, марш — это музыкальные… кто?
3. Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это называется…
4. Музыкальный «кит», под который удобно шагать.
Контрольное слово по вертикали — «лиса», героиня русской народной песни «Уж как шла лиса по травке».
Кроссворд «Герой музыкальной сказки»
Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки композитора С. С. Прокофьева.
1. Музыкальная страна, в которой все поют.
2. Музыкальный «кит».
3. Увертюра М. И. Глинки «Арагонская…».
4. Большая песня главного героя.
Если слова будут вписаны правильно, то в выделенном вертикальном столбце можно будет прочесть контрольное слово — Петя, имя героя музыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»
Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспомнить оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в вертикальном столбце можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.
1. Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки.
2. Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила».
3. Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка создал оперу «Руслан и Людмила».
4. Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила».
Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного оркестра»
Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».
1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
2. Древнейший струнно-щипковый инструмент.
3. Такой инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют — народная…
4. На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший…
5. Струнный инструмент, напоминающий балалайку.
6. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием.
7. Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками.
8. Дудочка с голосом жалобного высокого звучания.
Кроссворд «Жанры народных песен»
В каждой строчке этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны.
Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.
ДО ТРУ ВЫЕ (трудовые)
РЯДО ОБ ВЫЕ (обрядовые)
ЧЕС КИЕ ЛИРИ (лирические)
Е ВОДНЫ ХОРО (хороводные)
РИЧЕС КИЕ ИСТО (исторические)
Кроссворд «Вспомни ноты»
Думается, каждый из нас знает названия семи нот. Попробуйте вписать эти названия в горизонтальные ряды, пользуясь «словом-подсказкой».
Кроссворд «Музыкальные инструменты»
Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, то правильные ответы помогут вам угадать название восьмого, которое можно будет прочесть в вертикальном ряду. Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».
1. Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.
2. Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.
3. Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?
4. Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.
5. Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.
6. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».
7. Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.
Кроссворд «Музыкальный спектакль»
Впиши в горизонтальные ряды правильные ответы, и в вертикальной строчке можно будет угадать, как называется музыкальный спектакль, в котором все исполнители не говорят, а поют.
1. Если в опере поют все исполнители, которые присутствуют на сцене, то это называется…
2.
3. Как называется музыкальное вступление к опере или балету?
4. Так в опере называется большая песня главного героя.
5. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
Еще несколько нижеприведенных заданий требуют дополнительных знаний о музыке, но, возможно, они тоже окажутся полезными для домашних и учебных развлечений.
Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»-2
Чтобы отгадать этот кроссворд, вам придется вспомнить героев опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также то, какие еще произведения написал этот композитор. Учтите, что в клеточку с цифрой также надо вписывать нужную букву.
По горизонтали:
1. Имя дочери Ивана Сусанина
2. Фамилия поэта, на сюжет сказочной поэмы которого Глинка написал свою оперу.
3. Романс Глинки о весенней птичке.
По вертикали:
4. Польский танец из оперы Глинки «Иван Сусанин».
5. Главный герой оперы Глинки.
6. Имя приемного сына Ивана Сусанина.
7. Название симфонической фантазии Глинки, написанной на темы двух русских народных песен. Об этой фантазии Чайковский сказал: «Из нее вышла вся наша симфоническая музыка, как дуб из желудя».
Головоломка «Ступеньки»
1. Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей».
2. Французский композитор, автор оперы «Кармен».
3. Вид искусства, в котором все содержание передается через танец.
4. Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям».
5. Композитор, автор знаменитой песни «Катюша».
6. Великий композитор, который в середине жизни потерял слух.
7. Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского означает «песня лодочника».
Головоломка «Лесенка»
Все слова-ответы этой головоломки начинаются с буквы «Ш». Их надо писать в столбик. Маленькая подсказка: слова-ответы 1 и 2 , а также 3 и 4 равны между собой.
1. Польский композитор, проживший большую часть своей жизни во Франции.
2. Немецкий композитор, который сначала собирался стать пианистом. Этот композитор создал сборник «Альбом для юношества», по которому учатся играть юные музыканты.
3. Австрийский композитор, большинство пьес которого — песни и фортепианные миниатюры.
4. Композитор, которого называют королем вальсов.
5. Великий русский певец-бас.
6. Композитор, в одной из симфоний
которого есть эпиграф:
«Посвящается моему родному городу Ленинграду и нашей
грядущей победе над фашизмом».
Головоломка «Эскалатор»
Все слова этой головоломки начинаются с буквы «А». Ответы головоломки надо писать в столбик, тогда получатся ступеньки, напоминающие эскалатор. Маленькая подсказка: слова 1—3,4-5 и 6-7 равны.
1. Струнный инструмент, ближайший родственник скрипки.
2. Струнный музыкальный инструмент, на котором играют, перебирая пальцами его струны.
3. В опере так называется большая песня главного героя.
4. Большая ария.
5. Имя принцессы, героини балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
6. Маленькая ария.
7. Перерыв между действиями оперы или балета.
8. Коллектив исполнителей-музыкантов.
Кроссворд «Вспомни «Евгения Онегина»
Если отгадать этот кроссворд, то по вертикали можно будет прочесть фамилию одной из героинь оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
1. Русский композитор, руководитель музыкального кружка «Могучая кучка».
2. Опера А. С. Даргомыжского по драме А. С. Пушкина.
3. Герой оперы композитора А. П. Бородина.
4. Имя героя оперы М. И. Глинки.
5. Композитор, основоположник русской классической музыки.
6. Музыкальный «кит».
Контрольное слово по вертикали – Ларина.
Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера).
Каждая последняя буква слова является первой буквой следующего слова.
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.
2. Перерыв между действиями оперы.
3. Действующее лицо в опере Ж. Визе «Кармен».
4. Опера Дж. Верди.
5. Коллектив музыкантов в опере.
6. Главное действующее лицо в опере М. И. Глинки.
7. Имя героини в опере украинского композитора Н. Лысенко «…-полтавка».
8. Опера С. В. Рахманинова.
9. Опера П. И. Чайковского.
Чайнворд «Музыкальная тропинка» (пение).
Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.
Помоги грибникам поскорее вернуться домой.
1. Небольшое вокальное произведение лирического характера.
2. Лирическая песня под окном возлюбленной.
3. Песня действующего лица в опере.
4. Поэт 19 века, на слова которого написана песня «Нелюдимо наше море» (1829).
5. Слово, обозначающее «профессиональное пение».
6. Известнейший русский оперный певец-тенор, Народный артист СССР.
7. Современная эстрадная певица.
8. Имя Народной артистки СССР Образцовой.
9. Полный сбор в театре, когда все билеты на данный спектакль проданы.
10. Торжественная песня — символ государства.
11. Иное название мелодии.
12. Инструментальный проигрыш перед началом пения.
13. Имя певицы Шавриной.
14. Автор известного романса «Соловей» на слова Дельвига.
15. Замечательный певец, артист эстрады, народный артист России, участник «Аншлага».
16. Имя ведущей «Аншлага» Дубовицкой.
17. Исполнительский коллектив певцов, музыкантов и т. д.
III. Кроссворд «Волшебный замок» (темпы исполнения произведений)
Если верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие темп исполнения музыкального произведения, то по вертикали прочтешь имя известной певицы.
1. Не спеша.
2. Очень медленно, широко, протяжно.
3. Медленно.
4. Медленно, спокойно.
IV. Кроссворд «Плоды»
Если верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие нарисованные плоды, то прочтешь по вертикали название деревянного духового инструмента.
V. Кроссворд «Рояль»
Если правильно расставишь буквы по горизонтали, то по вертикали прочтешь название музыкального лада.
1. Знак альтерации.
2. Знак альтерации.
3. Ударение в музыке.
4. Клавишный инструмент.
5. Одновременное созвучие 3-х и более музыкальных звуков.
Чайнворд «Большой барабан»
1. Несозвучие в музыке.
2. Интервал.
3. Одновременное звучание трех и более звуков.
4. Интервал, который можно обозначить цифрой 10.
5. Ударение в музыке.
6. Скорость движения в музыке.
7. Знак молчания в музыке.
8. Быстрый музыкальный темп.
VI. Кроссворд «Египетская пирамида»
Более 5 тысяч лет тому назад египтяне построили пирамиды, сохранившиеся до нашего времени.
Если ты сумеешь построить пирамиду, ответив на вопросы, тогда прочитаешь по вертикали название медного духового инструмента.
1. Какой цифре соответствует этот интервал?
2. Название этого знака.
3. Старинный испанский медленный танец в трехдольном размере.
4. Старинный музыкальный инструмент — маленький орган.
VII. Кроссворд «Гитара»
По вертикали:
1. Часть грифа гитары.
2. Азербайджанский и армянский струнный щипковый инструмент.
3. Духовой мундштучный медный музыкальный инструмент высокого регистра звучания.
4. Музыкальный инструмент, похожий на баян, с фортепианной клавиатурой для правой руки.
По горизонтали:
5. Часть оперы.
6. Части нотного текста, отделяемые друг от друга вертикальными чертами.
7. Расстояние между двумя звуками по высоте звучания.
8. Сколько тонов в тритоне?
9. Приспособление для изменения характера звучания в музыкальных инструментах.
10. Клавишный инструмент симфонического оркестра, по звучанию напоминающий звон колокольчиков.
11. Последовательность звуков, образующая напев.
12. Исполнение вокального произведения.
VIII. Кроссворд «Ксилофон» (жанры произведений)
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое музыкальное вступление, предшествующее основной части музыкального произведения (в сонате, симфонии, в опере).
2. Музыкальное произведение типа концерта для инструмента соло, но с менее развитыми частями.
3. Пьеса виртуозного характера с частой «капризной» сменой настроений, с многими неожиданными эффектами.
4. Крупное оркестровое произведение, состоящее обычно из 3—4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.
5. Крупное музыкальное произведение для пения обычно с оркестровым сопровождением, состоящее из сольных, ансамблевых и хоровых частей.
6. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее обычно из 3—4 частей, объединенных общим художественным замыслом.
7. Умеренный или быстрый танец в трехдольном размере.
8. Музыкальная пьеса как вид упражнения.
9. Многоголосная вокальная музыкальная пьеса, а также певческий коллектив.
IX. Кроссворд «Музыкальный треугольник» (Композиторы)
Вопросы к кроссворду:
По вертикали: 1. Известнейший современный российский композитор, автор замечательных песен.
По горизонтали: 2. Автор оперы «Князь Игорь». 3. Норвежский композитор. 4. Французский композитор. 5. Известный прибалтийский композитор, автор многих песен, написанных для А. Б. Пугачевой.6. Русский композитор, автор опер «Рогнеда», «Вражья сила» и др. 7. Российский композитор, автор песни «Одинокая гармонь» и др. 8. Русский композитор, автор «Музыкальной табакерки», «Кикиморы» и др. 9. Итальянский композитор, автор оперы «Риголетто». 10. Финский композитор 19 века. 11. Известнейший композитор современности, лауреат Государственных премий СССР, лауреат Ленинской премии, Народный артист России, Герой Социалистического Труда. 12. Популярный композитор России, автор «Гимна демократической молодежи мира», песен «Вася-Василек», «Эх, дороги» и др.
X. Кроссворд «Виолончель» (исполнители)
Вопросы к кроссворду:
По вертикали:
1. Величайший виолончелист современности.
По горизонтали:
2. Польский композитор XIX века.
3. Известный российский скрипач.
4. Знаменитый симфонический дирижер, композитор и пианист, Народный артист СССР.
5. Российский пианист.
6. Известная ленинградская (петербургская) певица.
7. Гениальный российский пианист, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.
8. Знаменитый американский пианист.
9. Выдающийся российский скрипач, Народный артист СССР.
10. Известная российская арфистка.
XI. Кроссворд «Шарманка»
По горизонтали: 1. Знак, выставляемый в самом начале каждой строки нотоносца. 2. Отдельный снимок на киноленте. 3. Краткое содержание оперы, оперетты, балета. 13. Выдающийся норвежский композитор 19 века. 14. Прибор из двух стекол, используемый при ненормальном зрении. 15. В музыке называется «акцент». 17. Молдавский танец.20. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.21. Знак повторения в музыке.
По вертикали: 1. Переложение оркестровой пьесы для фортепиано. 4. Ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей, с бубенчиками по краям. 5. Азербайджанский и армянский струнный щипковый инструмент. 6. Струнный щипковый музыкальный инструмент народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции. 7. Переливчатый, дрожащий звук от быстрого чередования двух соседних тонов (звуков). 8. Небольшое вокальное произведение лирического характера. 9. Высота звучания голоса или инструмента. 10. Приспособление для издания свиста. 11. Старинный французский танец оживленного характера. 12. Тот, кто звонит в церковные колокола. 15. Забота о ком-либо, оказание помощи кому-либо. 16. Французский композитор 18 века. 18. Группа певцов, совместно исполняющих вокальное произведение. 19. Расстояние по звучанию между двумя звуками.
XII. Кроссворд «Живопись и музыка»
По горизонтали:
1. Пьеса Э. Грига, рисующая наступление нового дня.
2. Герой оперы М. Мусоргского, который очень похож на образ священника в картине И. Репина «Протодьякон».
3. Красота, благозвучие.
4. Русский композитор, который обладал «цветным» слухом.
5. Французский композитор, которого называли импрессионистом в музыке.
По вертикали:
6. Что чаще всего вдохновляет художников и композиторов на творчество?
7. Литовский композитор-художник.
8. Русский художник, которому М. Мусоргский посвятил свой цикл «Картинки с выставки».
9. Музыкальная краска.
XIII. Кроссворд «Литература и музыка»
Вопросы
1. Песня без слов.
2. Автор романса «Жаворонок».
3. Музыкальный спектакль, основа которого — танец.
4. Древнегреческий певец, герой мифов.
5. Музыкальный спектакль, где все артисты поют.
6. Дом, предназначенный для постановки спектаклей.
7. Ансамбль из четырех исполнителей.
8. Песня романтического содержания с инструментальным сопровождением.
9. Литературная основа оперы или балета.
XIV. Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»
По вертикали:
1. Благозвучие.
2. Струнный инструмент.
6. Музыкальная мысль, «душа» музыки.
7. Сила звука.
10. Способ изложения музыкального материала.
11. Окраска музыкального звука.
По горизонтали:
1. Лад.
4. Лад.
5. Чередование звуков различной длительности.
6. Взаимосвязь музыкальных звуков, их согласованность.
9. Вид фактуры.
12. Скорость движения музыки.
13. Способ извлечения музыкальных звуков.
14. Чередование сильных и слабых долей.
15. Одновременное звучание нескольких звуков.
Ответы на кроссворды
Кроссворд I. Ответ: НОТЫ
Кроссворд II. Ответ: КЛЮЧ
Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера) . ОТВЕТЫ:
Чайнворд «Музыкальная тропинка» (пение). ОТВЕТЫ:
Кроссворд III «Волшебный замок» (темпы исполнения). Ответ: Алла.
Кроссворд IV «Плоды». Ответ: ГОБОЙ
Кроссворд V «Рояль». Ответ: МИНОР
Чайнворд «Большой барабан».
Кроссворд VI «Египетская пирамида». Ответ: ТРУБА
Кроссворд VII «Гитара».
Кроссворд VIII «Ксилофон».
Кроссворд IX «Музыкальный треугольник». Ответ: БОГОСЛОВСКИЙ
Кроссворд X «Виолончель». Музыканты.
Кроссворд XI «Шарманка»
Кроссворд для детей 6-7 лет «Детский оркестр»
Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, г. Дмитров, Московская область
Описание. Кроссворд «Детский оркестр – 2» со стихотворными заданиями можно использовать на уроках в подготовительном и первом классах детской школы искусств в процессе ознакомления детей с музыкальными инструментами, на которых они играют в детском оркестре, для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Кроссворд ориентирован на умеющих читать детей шести – семи лет. Кроме предложенного варианта работы преподаватель может использовать только загадки с картинками инструментов, что тоже будет интересно и познавательно для ребёнка.
Цель: разгадывание загадок кроссворда.
Задачи:
обучать детей решению кроссворда;
развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность;
воспитывать интерес к предмету изучения, желание играть на музыкальных инструментах в коллективном виде творчества – школьном оркестре.
Кроссворд «Детский оркестр – 2»
Вопросы.
Д – От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
(аккордеон)
Е – Есть бубенчики на нём,
По нему рукой мы бьём.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий … (бубен)
Т – Я похож на барабан,
Грома звук напомню вам.
Платье медное на мне,
Бьют по кожаной спине.
Звуков разной частоты
От меня добьёшься ты.
А в оркестре двое нас:
Мы для труб играем бас.
(литавры)
(
С – Сам Садко на них играл
И душевно распевал.
Слыша переливы струн,
Вышел из моря Нептун.
(гусли)
К – Я старинный инструмент,
Мне уже немало лет.
Сторож по двору ходил,
И в меня он колотил.
Злых людей он отгонял
и порядок сохранял.
Я из дерева и кожи,
С колотушкой мы похожи.
Шарик бьёт по мне, и стук
с пулеметом схожий звук.
Шар – отличный мне помощник…
Как зовут меня?. . (кокошник)
(
И – Выстроились дружно в ряд:
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Хорошо звучим с свирелью,
Скрипкой и жалейкой.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
(кугиклы)
(
Й – Осторожно возьмёшь её в руки,
И чудесные, дивные звуки
Издаёт она, если уметь
Ей помочь свои песенки спеть:
Словно издали плач летит чей-то…
Это плачет поющая … (флейта).
(
О – В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижёра.
Знает это каждый школьник,
Это звонкий … (треугольник).
К – Деревянные подружки
Жить не могут друг без дружки.
Друг о друга постучат,
Всех ребят развеселят!
(ложки)
Е – На дуге висят спокойно,
Стоит лишь дугу встряхнуть –
Мелодично и привольно
Украшают долгий путь.
(Бубенчики)
(
С – Он шумит как погремушка,
Но при этом – не игрушка.
Ясно каждому из нас,
Что отгадка … (маракас).
Т – В старину меня ценили:
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят…
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)
(
Ответы
Д – Аккордеон – от французского слова accordeon – означает «ручная гармоника», это язычковый клавишно – пневматический музыкальный инструмент. Исполнителя на аккордеоне называют аккордеонист.
Аккордеон
Е – Бубен – ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания. Исполнителя на бубне называют перкуссионист, бУбенщик, бьющий в бубны. Бубен состоит из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Особенно широко бубны применялись в ратном деле и у скоморохов.
Бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.
Бубен
Т – Литавры – от итальянского слова timpani, французского timbales, немецкого Pauken, английского kettle drums – ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Исполнителя на литаврах называют перкуссионист, литаврист, литаврщик, исполнитель на литаврах. Литавры состоят из двух и более металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Литавры
С – Гусли – от древнерусского слова гусли, от старославянского gosli, связанное с гудеть – струнный щипковый музыкальный инструмент. Исполнителя на гуслях называют гусляр. На гуслях играют герои русских былин: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.
Гусли
К – Кокошник
В старину сторож ходил по деревне и стучал в колотушку, показывая, что он работает, не спит, отпугивает воров и хулиганов. Именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основа кокошника – деревянный каркас, с боковых сторон обтянутый кожей или бычьим пузырём или другим, хорошо звучащим материалом. К верхней части кокошника привязан шнуром деревянный шар, который ударяет по верхней части корпуса кокошника и издаёт резкий хлопающий звук, похожий на пулемётную очередь. Играть на кокошнике непросто, нужна определённая тренировка. Исполнителя на кокошнике называют перкуссионист.
Кокошник
И – Кугиклы (кувиклы) – русская разновидность многоствольчатой флейты, известной под названием «флейта Пана». Кугиклы состоят из набора пустотелых трубок различной длины и диаметра. Кугиклы изготавливались из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука. Поднося верхние концы кугикл ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая короткие звуки. Музыкантов называют ансамблем кугИкальниц, исполнителями на кугиклах.
В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название: «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка». Играют на кугиклах ансамблем, преимущественно, женщины, при этом издают голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуаром ансамбля являются плясовые наигрыши. Инструмент хорошо сочетается с жалейкой, свирелью, скрипкой.
Кугиклы
Й – Флейта – от немецкого слова – Flote – деревянный духовой музыкальный инструмент. Исполнителя на флейте называют флейтист.
Флейта
О – Треугольник – оркестровый ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Он имеет яркое, как у колокольчика звучание. Треугольник сделан из стального прута, изогнутого в форму равностороннего треугольника, один угол которого остаётся разомкнутым. Играют на треугольнике металлической палочкой – гвоздём. Исполнителя на треугольнике называют перкуссионист.
Треугольник
Р – Рубель – русский народный ударный инструмент. Как и ложки, он зародился в быту. В старину русские женщины использовали его для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на скалку и раскатывали ребристой стороной рубеля, да так, что даже плохо выстиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьём, так катаньем».
Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, а бытовой цельный. Пустотелый звучит более громко. Применяют его для подчеркивания исполнения коротких арпеджио, музыкальных украшений. Исполнителя на рубеле называют перкуссионист.
Рубель
К – Ложки – ударный деревянный самозвучащий музыкальный инструмент. Предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.
Музыканты, которые играют на ложках, называются ложкарями, ложечниками. В старину на пирах плясали под аккомпанемент ложек, сковородок, тазов, печных заслонок, самоварных труб, кастрюль. Среди предметов домашней утвари в качестве музыкальных инструментов использовали косу и пилу.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева (ясеня, клёна, дуба, бука, граба). Они имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы. Если использовать ложки разных размеров, получаются звуки, разные по высоте.
Ложки
Е – Бубенчики
Бубенец, бубенчик – ударный музыкальный инструмент, небольшая металлическая погремушка, представляет собой полый шарик с маленьким цельным шариком или несколькими шариками внутри.
Бубенчик может крепиться к конской упряжи («Тройка с бубенцами»), одежде, обуви, головным уборам (колпак шута), бубну. Исполнителя на бубенцах называют перкуссионист, бУбенщик.
Бубенчики
С – Маракасы
Маракас или марака – древнейший ударно – шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов – индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. Мараки – символ латиноамериканской музыки. Музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек – по одной в каждой руке.
Маракасы
Т – Свистулька
Свистульки изготавливают из глины, дерева, пластмассы. Они получили распространение во многих странах мира, с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару дождя и ветра и отпугивание нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили своё обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.
Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки – свистульки могут изготовляться в неокрашеном виде для самостоятельной росписи.
В некоторые виды свистулек можно налить внутрь немного воды и вместо свиста получить трели.
Кроссворд на тему “Музыкальные инструменты ” из 12 слов
По горизонтали
2. Любимый инструмент на деревенских свадьбах
5. Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру струнный смычковый инструмент
6. Труба с передвижной трубкой
7. Духовой инструмент шотландцев
10. Инструмент в виде геометрической фигуры
11. Основной инструмент джаза
12. По нему ударяют молоточками
По вертикали
1. Древнейший ударно-шумовой инструмент, похож на погремушку
3. Большая скрипка, на которой играют сидя
4. Произошла от охотничьего рожка
8. Полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной
9. Русский народный 3-х струнный щипковый инструмент
Ответы к кроссворду:
Кроссворд на тему “Музыкальные инструменты ”
По горизонтали
1. Инструмент, на котором играл Садко
3. Любимый инструмент на деревенских свадьбах
4. Губной инструмент народов Севера
6. Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов
7. Труба с передвижной трубкой
9. Духовой инструмент шотландцев
12. Самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб
13. Инструмент в виде геометрической фигуры
14. Щипковый струнный музыкальный инструмент в виде треугольника, который стоит
15. С его помощью шаман общается с духами
17. Основной инструмент джаза
18. По нему ударяют молоточками
20. 4-хструнный смычковый инструмент
22. Музыкальный инструмент туристов и бардов
23. Самый виртуозный инструмент в семействе духовых
По вертикали
1. Мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты
2. Древнейший ударно-шумовой инструмент, похож на погремушку
4. Большая скрипка, на которой играют сидя
Вопросы к кроссворду:
1. Музыкальный инструмент с двумя клавиатурами.
2. Музыкальный инструмент в форме стола на трех ножках.
3. Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами.
4. Звучит веселая, праздничная…
Ответы на кроссворд: Баян, Рояль, Гитара, Музыка
Музыкальный детский кроссворд с ответами
Вопросы к кроссворду
1. Что мы слышим ухом?
2. Форма головки ноты.
3. Музыкальное произведение как упражнение.
4. Палочка с натянутым вдоль нее волосом для игры на скрипке.
Ответы на кроссворд: Звук, Овал, Этюд, Смычок
Музыкальный детский чайнворд
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.
2. Перерыв между действиями оперы.
3. Действующее лицо в опере Ж. Визе «Кармен».
4. Опера Дж. Верди.
5. Коллектив музыкантов в опере.
6. Главное действующее лицо в опере.
7. Имя героини в опере украинского композитора Н. Лысенко «…-полтавка».
Музыкальный детский чайнворд
Вопросы к музыкальному чайнворду:
1. Небольшое вокальное произведение лирического характера.
2. Лирическая песня под окном возлюбленной.
3. Песня действующего лица в опере.
4. Поэт 19 века, на слова которого написана песня «Нелюдимо наше море» (1829).
5. Слово, обозначающее «профессиональное пение».
6. Известнейший русский оперный певец-тенор, Народный артист СССР.
7. Современная эстрадная певица.
8. Имя Народной артистки СССР Образцовой.
9. Полный сбор в театре, когда все билеты на данный спектакль проданы.
10. Торжественная песня – символ государства.
11. Иное название мелодии.
12. Инструментальный проигрыш перед началом пения.
15. Замечательный певец, артист эстрады, народный артист России, участник «Аншлага».
16. Имя ведущей «Аншлага» Дубовицкой.
17. Исполнительский коллектив певцов, музыкантов и т. д.
Детские музыкальные шарады
ШАРАДА №1 Начало мое – нота, Потом – краса оленья. А в целом – это место Оживленного движенья | Конец – на дне пруда. А целое в музее Найдешь ты без труда. | ШАРАДА №3 Первый слог мой – нота, И второй слог – тоже. Вместе оба слога На бобы похожи. |
ШАРАДА №4 Площадь – первый слог мой. Нота – слог привычный. В целом получился Инструмент отличный. | ШАРАДА №5 Две ноты надо соединить. И если их найдешь, То можешь имя получить, Которым девочку зовешь. | ШАРАДА №6 Первая половина слова – ГРОМКО. Вторая половина – ТИХО. А в целом – музыкальный инструмент. |
ШАРАДА №7 Первая часть слова – мажор или минор, Вторая – орган слуха у ребенка. А в целом – детская игра. | ШАРАДА №8 Первая часть слова – соединительный союз. Вторая – река в России. А в целом – певчая птица. |
Кроссворд с ответами «Фортепиано» для детей, обучающихся на первой ступени школы искусств
Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер филиала МБУДО ДДШИ «Детская школа искусств города Дмитрова», город Дмитров, Московская область
Описание. Кроссворд внесёт разнообразие в учебный процесс в качестве повторения и закрепления изученного материала по предметам «Сольфеджио», «Фортепиано», а также пригодится преподавателям дополнительного образования при проведении самостоятельных работ, музыкальных викторин для детей первой ступени обучения (1-3 классы ДШИ).
Цель: разгадывание кроссворда.
Задачи: повторить и закрепить знания о музыкальных терминах, развивать мышление, внимание, память, смекалку, воспитывать интерес к музыкальным знаниям.
Кроссворд «Фортепиано»
Фортепиано (нем. Klavier, Pianoforte, франц. piano) – струнный ударно – клавишный музыкальный инструмент.
Вопросы.
1 – Динамический оттенок в музыке, обозначающий громкое звучание инструмента, голоса.
2 – Особенность этого музыкального лада в том, что его третья ступень отстоит от первой на большую терцию.
3 – Этот знак музыкальной нотации ставится над нотой или паузой, увеличивая их длину в полтора – два раза.
4 – Этим словом определяется скорость движения в музыке.
5 – В переводе с итальянского языка этот термин означает «чтение с листа».
6 – Этим оттенком обозначают тихую, нежную, негромкую музыку.
7 – Особенность этого музыкального лада в том, что его третья ступень отстоит от первой на малую терцию.
8 – Приём игры на музыкальном инструменте, при котором звуки плавно, связно, без пауз переходят один в другой.
9 – Графический символ звука музыкального произведения.
10 – У этого королевского инструмента крыловидный корпус с горизонтально расположенными струнами. Раньше в России его называли флигель – фортепиано (от немецкого flugel – крыло), в Германии – молоточковый клавир, flugel.
Ответы.
1 – Форте
2 – Мажор
3 – Фермата
4 – Темп
5 – Сольфеджио
6 – Пиано
7 – Минор
8 – Легато
9 – Нота
10 – Рояль
С данным кроссвордом ребёнок справится, если пройдёт предварительную подготовку по предмету сольфеджио за первый класс. При таком условии ему, во – первых, будет интересно, так как любому малышу интересно, если он с пониманием подходит к делу. Во – вторых, он самоутвердится, что знает уже многие темины, и с музыкой он на “ты”. Успехов Вам в воспитании и обучении детей!
По горизонтали:
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)
5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)
7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)
8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)
9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)
По вертикали:
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера. )
2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)
3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)
4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)
5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)
6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)
Распечатайте кроссворд со словами, относящимися к теме музыки или инструмента — у вас есть выбор между легким кроссвордом для детей младшего возраста и более сложным кроссвордом для детей старшего возраста и взрослых.
Предложите детям подумать и вставить буквы. Я думаю, что кроссворды — отличный способ расширить словарный запас и попрактиковаться в словах, а также закрепить темы, которые вы изучаете.
Версия для печати этих инструкций
Кроссворд//
Это рабочий лист музыкального кроссворда. Распечатайте это задание для начинающих. изучающие английский язык. Слова для практики включают: флейта, скрипка, труба, барабан и многое другое.
Печать рабочего листа
Это рабочий лист кухонного кроссворда. Распечатать это занятие…
Это рабочий лист музыкального кроссворда. Распечатать это действие…
Это школьный лист с кроссвордом. Распечатать это…
Это кроссворд с морскими животными. Распечатать это…
Это рабочий лист кроссворда фигур. Распечатать это занятие…
Это спортивный кроссворд. Распечатать это действие…
Это транспортный кроссворд. Распечатать это…
Это кроссворд с овощами. Распечатать это действие…
Это рабочий лист кроссворда о погоде. Распечатать это занятие…
Это рабочий лист кроссворда животных зоопарка. Распечатать это…
Это лист с кроссвордом о насекомых. Распечатать это действие…
Это рабочий лист кроссворда со словами Хэллоуина. Распечатать это…
Это рабочий лист кроссворда монстра Хэллоуина. Распечатать…
Это лист кроссворда по мебели. Распечатать это действие…
Это кроссворд с фруктами. Распечатать это действие…
Это рабочий лист кроссворда о еде. Распечатать это действие…
Это кроссворд с домашними животными. Распечатать это…
Это рабочий лист кроссворда напитков. Распечатать это действие…
Это кроссворд со столицами стран. Распечатать…
Это цветной кроссворд. Распечатать это действие…
Это кроссворд по одежде. Распечатать это занятие…
Это рождественский кроссворд. Распечатать это действие…
Это рабочий лист кроссворда тела. Распечатать это действие…
Это кроссворд с изображением птиц. Распечатать это действие…
Это лист кроссворда для спальни.