Публикации раздела Музыка
Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.
Василий Поленов. Золотая осень (фрагмент). 1983. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область
Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».
Станислав Жуковский. Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода) (фрагмент). 1912. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».
Александр Глазунов. «Времена года. Осень»
Алексей Степанов. Осень (фрагмент). 1900. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.
Архип Куинджи. Осень (фрагмент). 1890–1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.
На основе постановки в 1960 году режиссер Александр Роу и балетмейстер Ростислав Захаров сняли фильм-балет «Хрустальный башмачок».
Фрагмент фильма-балета «Хрустальный башмачок». Танец фей времен года
Читайте также:
Борис Кустодиев. Октябрь в Петрограде (фрагмент). 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.
О. Черных. Болдинская осень (фрагмент). 1998. Многофункциональный социокультурный комплекс, Стрежевой, Томская область
Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.
Георгий Свиридов. «Метель. Весна и осень»
Исаак Бродский. Осень (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.
«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год
«Отговорила роща золотая». Музыка Григория Пономаренко, слова Сергея Есенина. Исполняет Любовь Бажина, 1976 год
Евгений Столица. Осень (фрагмент). 1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.
«Дождик осенний». Музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы. Исполняет Елена Камбурова
Станислав Жуковский. Осень. Веранда (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.
Автор: Татьяна Григорьева
Теги:
ПлейлистКомпозиторыКлассическая музыкаПубликации раздела Музыка
печали и прощания.
М
Осень — это ярко-оранжевая, завораживающая своей красотой, пора года. Но, не смотря на обилие красок, осень признана грустным периодом в жизни каждого живого существа. Активность падает, животные и птицы утепляют гнезда и норы. А человек начинает подводить итоги и задумываться о жизни.
Именно осень так любят изображать в своих картинах известные художники, а музыканты посвящают целые сонаты и композиции лирическому образу осенней печали.
Рассмотрим самые трогательные и запоминающиеся музыкальные произведения:
Рисовать осень — одно из любимых занятий и великих и начинающих художников. Именно осенью можно углубиться в свой внутренний мир, разобраться в себе и отразить на полотне красивый пейзаж с чуть уловимой грустью, присущей осени.
Замечено, что в прошлые столетия художники предпочитали рисовать осенние пейзажи, на которых изображали леса, поля и сады. А вот современные художники чаще рисуют осенний город: парковые лавочки, усыпанные желтыми листьями, одинокие фонарные столбы под дождем, гуляющие пары под зонтом.
В любом случае, любая из этих осенних картин создаёт соответствующее приятно-грустное настроение.
Поэты и писатели всех времен и народов с удовольствием пишут сочинения про осень. Именно осенью зачастую происходят значимые события в жизни героев. К изучаемым в школе “осенним” произведениям относят следующих авторов:
Т
Музыкальные произведения:
-1- П.И. Чайковский – цикл “Времена года”. Октябрь или Осенняя песнь
-2- А. Вивальди – цикл “Времена года”. Осень
-3- А. Рыбников – “Осеняя мелодия”
-4- Г.В. Свиридов – “Осень”.
Осень в литературе:
-1- А.Блок – “Осенний день высок и тих…”
-2- Ф.И. Тютчев – “Есть в осени первоначальной…”
-3- А.Н. Майков – “Осень”
-4- И.С. Тургенев – “Осень”.
Осень в живописи:
-1- И. Левитан – “Золотая осень”
-2- И.Е. Репин – “Осенний букет”
-3- В.Э. Борисов-Мусатов – “Осенняя песня”
-4- В.Е. Попков – “Осенние дожди. Пушкин”.
Знаешь ответ?
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Будьте внимательны!
0 /10000
14 сентября 2021, 17:53
Классическая музыка, вдохновленная осенью. Картина: АламиРози Пентрит
@rosiepentreath
Лето угасает, а вокруг нас сгущаются коричневые листья, и мы ищем лучшие музыкальные произведения, вдохновленные осенними месяцами.
Смена времен года и бодрящая погода, которую она приносит, послужили источником вдохновения для многих замечательных произведений классической музыки.
Ни одно время года так не вызывает чувства перемен, обнадеживающих новых вещей на горизонте и бурных размышлений, как осень. После яркого лета у него, кажется, есть чувство беспокойства, прежде чем успокоиться и подготовиться к надежде на будущее.
Время года вдохновило многих композиторов. От Вивальди, принесшего осенние краски в третью из своих Времена года концерты, Имоджен Холст, которая создала серию этюдов Падение листьев , вот некоторые из самых запоминающихся произведений классической музыки, вдохновленных осенью.
Подробнее: 13 произведений классической музыки, вдохновленных пением птиц
Композитор эпохи барокко Вивальди воплотил в жизнь времена года в северном полушарии четырьмя виртуозными скрипичными концертами, опубликованными в 1725 году.
«Осень», как и другие концерты, состоит из трех частей: первая — энергичная и ритмичная, изображает танец праздника урожая. Вторая часть — это медленная часть, которая, кажется, хорошо и по-настоящему вводит прохладный воздух и отражающее хрустящее осеннее утро. А третья часть — это живое и веселое дело, кладущее на музыку осеннюю охоту, происходящую на слое хрустящих осевших листьев. .
Подробнее: Как Вивальди прекрасно уловил осень и создал один из великих концертов
В 1841 году Фанни Мендельсон сочинила набор из 12 фортепианных пьес, представляющих каждый месяц года.
«Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь» Das Jahr («Год») имеют отчетливое осеннее настроение, отражающее не только времена года, но и собственную жизнь и настроение Мендельсона на момент написания.
Жюль Массне известен своими операми, особенно Thais и его прекрасной скрипкой Méditation .
Он также писал песни для голоса и фортепиано. В «Мыслях осени» задумчивый певец обращает свои мысли к поворотному году и поет: «Год ускользает, как струящийся поток, унося убегающие огни Запада. И, как у скорбящих птиц, полет воспоминаний томится в воздухе».
В своих « временах года » русский композитор Чайковский охарактеризовал 12 месяцев года в отдельных частях, осенние части которых изображают урожай, охоту и «Осеннюю песню», возвышенно-лиричную и скорбную.
Осень — сезон, когда кленовые листья меняют свой цвет на ярко-коричневый и огненно-красный, которыми они славятся.
«Тряпка кленового листа» — одна из ранних тряпок «Короля рэгтайма» Скотта Джоплина, и она стала дорожной картой для рэгтайма, используемой последующими композиторами, работающими в этом жанре.
Подробнее: 7 блестящих вещей Скотта Джоплина, которые вы должны знать
Примерно через 245 лет после того, как Вивальди запечатлел четыре времени года в музыке, аргентинский композитор Пьяццолла создал пропитанную танго дань уважения бессмертному творчеству композитора эпохи барокко.
Серия одиночных движений танго Пьяццоллы в Las Cuatro Estaciones Porteñas содержит несколько отсылок к знаменитой работе Вивальди, и осень достаточно драматична, с каплями дождя и глубоким светом и тенью, отбрасываемыми низким зимним солнцем, слышимым в музыке.
Английский композитор Имоджен Холст сочинила «Падение листа» как набор этюдов для виолончели соло, первоначально для своей подруги, виолончелистки и пианистки Памелы Хинд О’Мэлли.
Вариации на мелодию 16 века. Короткие пьесы лиричны и задумчивы – хотя и перемежаются парой энергичных средних движений – с глубокими резонирующими цветами, отражающими настроение листьев, плывущих и падающих осенью.
Атмосферная композиция «Ноябрьские шаги » современного японского композитора Такемицу была заказана к 125-летию Нью-Йоркского филармонического оркестра, и он сочинил ее в уединенном горном убежище.
Как и большая часть музыки Такемицу, она отличается сочетанием традиционных японских инструментов — в данном случае бива и сякухати — с западными оркестровыми силами. Такемицу находился под сильным влиянием таких композиторов, как Дебюсси и Мессиан, а также японских музыкальных традиций, и он изобразил осень в нескольких других произведениях, в том числе в своей оркестровой работе 1973 года Autumn и Ceremonial, An Autumn Ode .
Произведение финского композитора Раутаваары с изображением осенних садов – лирическое произведение в три момента для симфонического оркестра.
Мерцающие струны напоминают о последних муках лета во вступительной части, перед тем, как свет начинает меркнуть во второй части, а в заключительной части пьесы ощущается полный осенний холод.
шотландский композитор Тея Масгрейв был заказан в 1988 Академии Святого Мартина в полях, чтобы изобразить земные времена года в музыке.
Произведение вдохновлено картиной художника эпохи Возрождения Пьеро ди Козимо Caccia Primitiva , на которой изображена кровавая сцена охоты, и она начинается с беспокойной и зловещей «Осени».
Дженнифер Хигдон — американский композитор, вдохновивший ее на создание духового квинтета Autumn Music , написанного в 1995, взято из Summer Music Сэмюэля Барбера.
«Осень приходит к нам во многих обличьях: невероятные взрывы красок; воздух, который внезапно щелкает с четкостью и ясностью; оттенок меланхолии накануне перемен во всей нашей жизни», — пишет композитор в программке к произведению. «Это произведение — музыкальный портрет сущности и образов осени».
Узнать больше Откройте для себя музыку
4 часа назад
Андреа Бочелли
4 часа назад
Андреа Бочелли
4 часа назад
Женщины в музыке
9 часов назад
Лучано Паваротти
1 день назад
Мария Каллас
5 дней назад
Подробнее Лучшая классическая музыка
Посмотреть еще Плейлисты Classic FM Live
Посмотреть еще Поиск по
Циммер
Циммер
Осень с ее золотыми листьями и туманным утром уже здесь. Чтобы составить вам компанию по мере приближения ночи, мы представляем лучшую классическую музыку, вдохновленную этим временем года.
Вивальди – Времена года, «Осень» (1723)
Какой сезонный плейлист может не включать Вивальди ? От Allegro после сбора урожая в «Осени» программная музыка Vivaldi переносит нас в несколько менее яркое утро после, когда медленные приостановки приближаются к музыкальному похмелью, как и все, что вы когда-либо когда-либо слышали. слышал. В величественном финале Allegro , «Охота», виртуозное соло скрипки представляет убегающую добычу охотника, которую они в конце концов ловят и убивают. Не так весело для карьера, но как старые добрые времена для всех охотников.
BAX – Ноябрь Вудс (1917)
, хотя якобы, вдохновленные Nature, Bax ‘S ноябрь. о его бурном романе с пианисткой Гарриет Коэн. Часто тревожная работа, тон стихотворения колеблется между бурной драмой и тихим экстазом, но постепенно переходит в тихий и неразрешенный конец.
Фанни Мендельсон – Das Jahr (1841)
Фанни Мендельсон написала фортепианный цикл Das Jahr в качестве музыкального дневника того года, который она провела со своей семьей в Риме. 12 месяцев представлены 12 отдельными механизмами. В «Сентябре» плавный аккомпанемент перекрывает мрачную мелодию в левой руке. «Октябрь» — более яркая маршевая песня, а «Ноябрь» возвращается к самоанализу и минорной тональности. Она поручает исполнителю играть грустно.
Richard Strauss – Four Last Songs, ‘September’
Sometimes considered Strauss ‘ собственной музыкальной эпитафии, все Four Last Songs посвящены смерти. «Сентябрь» — это мерцающее и воодушевляющее произведение, спокойно сравнивающее смену времен года с течением жизни. Strauss также включает острое и задумчивое соло для инструмента своего отца: валторны.
Imogen Holst – Падение Leaf (1963)
Осень из Leaf было написано как исследование. , виолончелистка и пианистка Памела Хинд О’Мэлли. Он основан на мелодии Мартина Пирсона, которую Холст нашел в Fitzwilliam Virginal Book 9.0016 (1572-1651). Объединенные этой мелодией, все шесть движений расширяют ее, используя множество различных струнных техник, от пиццикато до двойной остановки.
Massenet – Pensée d’Automne (1887)
‘Год ускользает, как соло’открытие строк, 90 текущая струя, скорбит’ Pensée d’Automne (Мысли об осени).