Конспект занятия в старшей группе «Я и моя семья».
Цель: способствовать формированию у детей представление о семье и нравственных нормах, воспитание любви и уважения к родным и близким
Задачи: формировать у детей понятие «семья»; развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход нод
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем?
Дети. Телеведущей.
Воспитатель. А все, кто в зале?
Дети. Телезрителями.
Воспитатель. Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день , уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из д/с «Рябинка» г. Челябинска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях.
В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
Дети. Разрешите представиться. Меня зовут …
Воспитатель. Благодарю участников передачи. Вы можете занять свое место в студии. Ребята, скажите кто для вас самый родной и близкий человек на свете?
Дети. Никого роднее мамы в целом мире нет.
Воспитатель. Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова своей маме.
Дети. Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, внимательная, приветливая, прекрасная, замечательная.
Воспитатель. Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото».
Дети вместе с педагогом читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.
«Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч к тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым, и обутым,
Всё прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей:: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой , с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И веселым, интересным
День твой должен получиться».
Воспитатель. А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах (рассказ ребенка).
Воспитатель. Да ребята, « мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку , и птенцу.
Давайте с вами поиграем в игру «Детеныш и его мама».
Дети.
«У ягненка- овца.
У козленка- коза.
У жеребенка- лошадь.
У цыпленка- курица.
У теленка- корова.
У тигренка- тигрица.
У олененка – олениха.
У гусенка – гусыня.
У поросенка- свинья.
У лисенка- лисица.
У львенка- львица.
Воспитатель. Ребята, о ком из членов своей семьи вы могли бы рассказать?
Рассказ о папе.
О бабушке…
О дедушке…
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Я буду говорить слова о дедушках , а вы- о бабушках ( но противоположные по смыслу).
« Сильный – слабая.
Грустный – веселая.
Быстрый – медлительная.
Вспыльчивый- спокойная.
Хмурый- улыбчивая.
Внимательный- рассеянная.
Молчаливый- говорливая.
Воспитатель. Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».
1-2-3-4 Хлопки на счет
Кто живет в моей квартире?
1-2-3-4-5 Хлопки на счет
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, Поочередное поглаживание
Кошка Мурка, два котенка, (массаж)
Мой , Щегол, сверчок и я всех десяти пальчиков.
Вот и вся моя семья.
-Ребята, пока вы играли, у нас в студии красивый цветок распустился. А на каждом лепестке что-то написано.
Игра «Назови ласково»( дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно ласкательные).
«Бабушка –бабуля-бабуленька-бабуся.
Папа-папуля –папуленька.
Сын-сынок-сынулечка-сыночек.
Мама-мамочка-матушка-маменька.
Дочь-доченька-дочурка».
Воспитатель. А теперь пословицы для наших телезрителей:
«При солнышке тепло, при матушке добро».
«Без корня и полынь не растет».
«Нет такого дружку, как родная матушка».
«На что и клад, коли в семье лад».
« Братская любовь крепче каменных стен».
« Птица рада весне, младенец – матери».
« Изба детьми весела»»
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
« Бабушке один только дедушка не внук».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
Воспитатель. Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья». До новых встреч.
.
Задачи:
Образовательные:
– Формирование представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.).
Коррекционно-развивающие:
-Совершенствование умения детей рассказывать о своей семье:называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома;
-Развивать зрительное восприятие, тактильное восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.
Оборудование: таблички со словосочетаниями, «возрастные» картинки людей, фотографии членов семьи.
Ход НОД:
Мотивационно – побудительный этап:
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям
определить тему занятия:
Очень мудрые дедули,
Две бабули — красотули.
Папа, мамочка моя —
Это все моя –…
(Семья)
-Да верно, тема нашего занятия семья.
Поисково-деятельностный этап:
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья”?» Давайте проверим».
Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня —
На кого похожий я?
-Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная — мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая
фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья”
Игра «Назови отчество»
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии
и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку
по имени папы, например, если папа Алексей, то отчество ребенка
Алексеевич.
Воспитател,называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество.
Физкультминутка «Семья»
У меня есть семья —
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем — (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.
Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.
Игра «Профессии моих родителей».
Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» — и возвращает мяч педагогу.
Самостоятельное творчество детей:
Выкладывают из геометрических фигур маму папу и ребенка.
Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» — и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.
Рефлексивно – корригирующий этап:
-Ребята, о чем мы сегодня говорили?
-Ребята, я вижу, что все вы очень любите свою семью.
-Как хорошо когда у человека есть дружная семья!
Главное чтоб в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Дети должны уважать своих родителей, любить их и быть послушными. И тогда они будут жить счастливо.
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить свое здоровье с возрастом, включая выбор здоровой пищи и отказ от курения. Но знаете ли вы, что участие в социальных и других мероприятиях, которые вам нравятся, также может способствовать здоровому старению?
По мере взросления вы можете проводить больше времени дома в одиночестве. Одиночество или социальная изоляция вредны для здоровья в целом. Например, это может усилить чувство депрессии или беспокойства, что может оказать негативное влияние на многие другие аспекты вашего здоровья. Если вы обнаружите, что проводите много времени в одиночестве, попробуйте заняться теми делами, которые вы считаете значимыми — теми, которые создают ощущение цели в вашей повседневной жизни. Это могут быть хобби, волонтерская деятельность или время, проведенное с семьей и друзьями.
Мелвин не совсем в себе после выхода на пенсию. Он скучает по своим клиентам и обучению новых сотрудников торговле. Линн присматривала за внуками, пока дочь была на работе. Теперь, когда ее внуки ходят в школу, у нее появилось много свободного времени. Мелвин и Линн скучают по пробуждению с чувством цели. Они думают, что вступление в группу волонтеров может помочь — и они правы.
Участие в общественной и продуктивной деятельности, которая вам нравится, например, посещение уроков рисования, вступление в туристический клуб или волонтерство в вашем районе, может помочь сохранить ваше благополучие и независимость в старости. Активный образ жизни — это больше, чем просто ежедневные шаги. Он включает в себя выполнение действий, которые имеют для вас значение и приносят пользу вашему разуму, духу и телу.
Исследования показали, что пожилые люди, ведущие активный образ жизни:
У всех есть разные ограничения на количество времени, которое они могут потратить на социальные или другие мероприятия. То, что идеально подходит для одного человека, может быть слишком много для другого. Вы можете начать с добавления одного или двух занятий в свой распорядок дня и посмотреть, как вы себя чувствуете. Вы всегда можете добавить больше. Помните: участие в мероприятиях, которые вам нравятся, должно приносить удовольствие, а не стресс.
Существует множество мест, где можно найти возможности заниматься тем, что вам нравится, в зависимости от ваших интересов и способностей. Ниже приведены идеи, которые могут сработать для вас. Некоторые из них включают занятия, которыми можно заниматься даже на расстоянии с помощью телефонов, компьютеров и других устройств. Другие можно сделать в одиночку. Поэтому, даже если вы находитесь в сельской местности или у вас есть другие ограничения, вы все равно можете найти способы заниматься тем, что вам нравится.
Волонтерский портал природных и культурных ресурсов Америки
www.volunteer.gov
Корпорация национальной общественной службы
800-942-2677
Experience Corps 2-RP 30-4RP 4RP 4RP 4AA 49
3
3 6400
[email protected]
www.experiencecorps.org
VolunteerMatch
415-241-6868
www. volunteermatch.org
Этот контент предоставлен Национальным институтом по проблемам старения NIH (National Institute on Aging). Ученые NIA и другие эксперты проверяют этот контент, чтобы убедиться, что он точен и актуален.
Контент проверен:
28 марта 2022 г.
Во многих богатых странах люди старше 65 лет являются самой быстрорастущей демографической группой. Как глобальное общество мы живем дольше и остаемся активными в более позднем возрасте. Согласно исследованию, проведенному Pew Research Institute, в 2019 году 73% людей старше 65 лет были подключены к Интернету. Бюро переписи населения США сообщает, что люди старше 65 лет имеют самый высокий уровень благосостояния среди всех возрастных групп.
Цифровые продукты часто подводят эту растущую и богатую демографическую группу. Как заметил Дон Норман, плохой дизайн изобилует как в физических, так и в цифровых продуктах. Текущий дизайн взаимодействия часто включает неразборчивый текст, крошечные цели, поразительные звуки и другие функции, которые делают онлайн-мир недружественным для пожилых пользователей.
Наше недавнее исследование изучает, как пожилые люди используют технологии, и предлагает рекомендации по улучшению цифровых продуктов для удовлетворения их потребностей.
Мы провели три раунда исследования пользователей, в которых приняли участие 123 человека в возрасте 65 лет и старше. Наши исследования проводились в США, Канаде, Австралии, Германии и Японии в течение почти двух десятилетий. (См. сводку результатов раннего исследования пользователей с участием пожилых людей.)
Наши сеансов качественного исследования использовали сайты и приложения различных жанров, в том числе:
Мы используем простое определение: пожилые люди — это пользователи в возрасте 65 лет и старше. У нас не было верхнего предела, хотя самому старшему участнику нашего исследования было 89 лет.
Конечно, этот возрастной диапазон является упрощением. Люди не меняют все свое поведение в свой 65-й день рождения. Процесс старения человека начинается, когда вам исполняется 20 лет; люди в возрасте 40 лет уже имеют достаточно слабое зрение, чтобы требовать несколько большего размера шрифта, чем дизайнеры с орлиным взглядом в возрасте 20 лет.
Наше тестирование с участием пользователей среднего возраста показало, что в возрасте от 25 до 60 лет способность людей использовать веб-сайты снижается на 0,8% в год .
С одной стороны, мы должны учитывать влияние старения человека на удобство использования задолго до 65-летнего возраста. Однако, с другой стороны, в некоторых контекстах 65 лет слишком молоды, чтобы считаться пожилым гражданином. Поскольку мы живем дольше, люди во многих странах уходят на пенсию в более позднем возрасте. В нашем последнем раунде исследования мы в основном набирали участников исследования в возрасте 9 лет.0018 не моложе 70 лет .
С тех пор как 18 лет назад мы впервые провели исследования юзабилити с пожилыми людьми, изменились как цифровой ландшафт, так и характеристики пожилых людей. (Хотя распространенное предубеждение может свидетельствовать о том, что пожилые люди меняются медленно, результаты нашего последующего исследования пользователей с участием пожилых людей в 2013 году также претерпели существенные изменения. ) Пожилые люди набираются опыта в использовании Интернета и приложений. Их ожидания в отношении цифровых продуктов меняются, и устройства, которые они используют для доступа в Интернет, изменились.
Поколение бэби-бумеров приближается к пенсионному возрасту. Это поколение, родившееся между 1946 и 1964 годами, гораздо более вероятно, чем предыдущие поколения пожилых людей, имеет более значительный опыт работы с информационными технологиями. В прошлые годы очень немногие из старшеклассников, которых мы набирали для учебы, пользовались компьютерами в течение своей трудовой деятельности. В нашем последнем исследовании многие пожилые люди использовали компьютеры и Интернет на работе в течение многих лет, прежде чем выйти на пенсию. Хотя технические навыки среди всех пользователей довольно ограничены, цифровая грамотность среди пожилых людей растет. Из-за более высокого уровня цифровой грамотности сегодняшние пожилые люди демонстрируют совершенно иные модели поведения, чем когорты, которые мы изучали в нашем прошлом исследовании.
Когда мы проводили исследование с пожилыми людьми в 2001 году, мы заметили, что многие участники проявляли опасения и нерешительность в своем поведении в Интернете. Сегодняшние пожилые люди более уверены в себе и с большей вероятностью адаптируют свои действия в Интернете, чтобы избежать распространенных неприятностей, таких как раздражающая реклама, приложения, отнимающие время, и сервисы, которые собирают слишком много личных данных. Некоторые из поведенческих изменений , которые отражают повышение цифровой грамотности пожилых людей , включают:
В первом и втором раундах исследования мы проводили сеансы, используя только настольные веб-сайты. В нашем последнем исследовании мы давали участникам задания для выполнения на настольных компьютерах, планшетах и мобильных телефонах, используя как веб-приложения, так и приложения для конкретных устройств. Социальные сети становятся все более важной частью нашей жизни в Интернете, поэтому мы также изучили, как пожилые люди используют различные социальные сети.
Вот некоторые из причин, по которым участники нашего исследования используют компьютерные технологии:
Пожилые люди в наших исследованиях использовали Интернет, чтобы преследовать свои интересы, следить за текущими событиями, управлять деньгами, делать покупки, исследовать темы и поддерживать связь с друзьями и семьей. Многие положительно отзывались о том, как Интернет помог им жить лучше. Один 87-летний участник исследования сказал, что «выход в интернет заставил меня чувствовать себя намного более независимым».
Использование смартфонов быстро растет среди пожилых людей. С 2011 по 2016 год количество владельцев смартфонов среди людей старше 65 лет увеличилось в четыре раза. Пожилые люди в нашем исследовании использовали свои телефоны, чтобы отслеживать события, исследовать информацию, заниматься хобби и оставаться на связи с близкими.
Пожилые люди в основном используют социальные сети, чтобы оставаться на связи с друзьями и семьей. Большинство пожилых людей, которых мы наблюдали, предпочитали просматривать свои учетные записи в социальных сетях и лишь изредка делились контентом. Интересный, визуально приятный и доступный контент, скорее всего, будет распространяться в Интернете этой возрастной группой.
Время берет свое, когда мы становимся старше. Слух, зрение и ловкость рук ухудшаются с возрастом. Многие цифровые продукты не учитывают эти изменяющиеся потребности: интерфейсы имеют мелкий текст, плохую цветовую контрастность и крошечные цели. Недоступность выбора дизайна раздражает пользователей всех возрастов — недавно мы заметили, что мелкий шрифт вызывает проблемы и вызывает жалобы даже среди пользователей-подростков. Варианты дизайна, которые раздражают молодых пользователей, создают существенные препятствия для доступа к ним для пожилых.
Сайты и приложения, разработанные молодыми людьми и для них, часто недоступны для пользователей старшего возраста. Как заметил один из участников исследования, «Интернет недружелюбен к людям с плохим зрением». Удобочитаемость оставалась проблемой для пожилых людей на протяжении всех наших исследований на протяжении многих лет. Веб-сайты и приложения с крошечным типом распространены. Интерактивные элементы, такие как кнопки, выпадающие списки и ссылки, часто отображаются в маленьком размере, и пожилым пользователям трудно нажимать или нажимать на них. Хотя пожилые люди сочли приложения на мобильных устройствах удобными, проблемы с читабельностью на этих устройствах были значительными. Текст интерфейса в мобильных приложениях часто был слишком мелким и слегка окрашенным, чтобы пожилые люди могли его комфортно читать.
Интерфейсы веб-сайтов и приложений часто негибки и не прощают ошибок. Многие сайты и приложения принимали пользовательский ввод только в одной форме, и пожилые люди были разочарованы этим узким диапазоном взаимодействия. Когда одна пожилая женщина управляла привередливым селектором даты и времени на своем iPad, она сказала: «Это так расстраивает! Почему они [дизайнеры приложений] не позволяют мне просто напечатать время или произнести его?»
Пожилые пользователи делают больше ошибок , чем молодые пользователи. Участники исследования часто комментировали ошибки, говоря: «Я тупил» или «если бы я только мог писать». (Это классический вывод в исследованиях юзабилити, что пользователи винят себя, но для нас более уместно возлагать вину на плохой дизайн, который недостаточно приспособлен к тому, как ведут себя реальные люди.) В наших исследованиях мы часто видели, как пожилые люди терпят неудачу из-за простых опечаток в запросах. и наказывали за ввод дефисов или скобок в номерах телефонов или кредитных карт.
Кроме того, пожилые люди часто сталкивались с проблемами при чтении сообщений об ошибках либо из-за того, что формулировка была неясной или неточной, либо из-за размещения сообщения на экране среди обилия других элементов дизайна. Когда пожилые люди сталкиваются с обработкой ошибок, простота важнее, чем обычно. Сосредоточьтесь на ошибке, четко объясните ее и максимально упростите ее исправление.
Пожилые люди часто справедливо считали, что веб-сайты и приложения не разрабатывались с учетом их потребностей и интересов. Один пожилой человек сказал, что он чувствовал себя «выброшенным» из онлайн-мира, потому что он был создан «для кого-то, кто совсем не похож на меня». Другой старший заметил:
«Вы смотрите на вещи, которые есть в Интернете, и они смещены в сторону не моей демографической группы. Молодые люди, это их среда. Люди моего возраста не выросли с этим. Люди моего возраста этим не занимаются. В сети есть стремление быть крутым, а пожилые люди не обязательно крутые».
Наше недавнее исследование показывает, что цифровые продукты по-прежнему дискриминируют пожилых людей. Контент, написанный для пожилых людей и написанный ими, трудно найти — когда этот контент доступен, он часто рассматривает пожилых людей как нишевую группу интересов, а не как разнообразную и растущую демографическую группу.