Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста: Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников | Коррекционная работа в ДОУ

Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников | Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Самошкина Наталья Александровна

Организация: МБДОУ ДС «Парус»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Волгодонск

В этой статье я хочу поделиться своей педагогической находкой. Как нетрадиционные игры по развитию мелкой моторики могут успокоить, заинтересовать и увлечь даже самого непоседливого малыша.

Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, в результате материал усваивается лучше и быстрее. Это и различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. Все эти методы я использую, внедряя в работу свой проект «Моя любимая игрушка». Этот проект ориентирован мною на то, чтобы развивать у детей речь по средствам открытия для них интересного и увлекательного мира игры.

Доказано, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

К сожалению, сегодня приходится констатировать постоянный рост детей с отклонениями в развитии, и более значительной, чем все остальные является группа детей с речевой патологией. В данной ситуации актуальными являются системный, комплексный подходы к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Восстановление и укрепление общей и мелкой моторики позволяет сформировать необходимую по возрасту ребенка координацию основных движений, развить речевую и умственную деятельность, подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

Для формирования мелкой моторики используются:

упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением

игры с различным материалом

художественное творчество (аппликация, рисование, лепка), использование графических упражнений, штриховки, игры на развитие ориентации на листе, в том числе нетрадиционные формы работы.

Цели при использовании нетрадиционных методов следующие:

Развивать мелкую моторику, координацию движения и гибкость пальцев рук;

В процессе работы над мелкой моторикой совершенствовать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей;

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но хочется подойти к решению этой проблемы творчески. Поэтому я познакомлю вас с нетрадиционными методами и приёмами развития мелкой моторики у детей.

Суджок терапия

Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Массаж кисти руки Су-Джок шаром (дети выполняют действия с шариком в соответствии со смыслом текста стихотворения, сначала на правой руке, затем на левой)

 

Массаж кисти руки Су-Джок шаром
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Я применяю су-джок — массажер в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

 

Так же можно использовать и массажеры ежики большего объема для всего тела.

 

 

 

 

 

Но самая лучшая игрушка для детей в моей практике – куча песка!

К нетрадиционным формам развития мелкой моторики можно отнести кинетический песок. Это уникальная инновационная разработка в сфере развивающих игр для детей. Он представляет собой смесь для лепки, которая по цвету и текстуре напоминает влажный песочек с берега моря. Однако, несмотря на внешнее сходство, кинетический песок отличается от обычного своими удивительным свойствами:

отлично лепится

легко принимает любую форму и долго сохраняет ее;

не распадается на отдельные песчинки;

не прилипает к рукам и другим предметам.

Этот продукт нетоксичен и абсолютно безопасен, он является неблагоприятной средой развития для микробов и бактерий. Все эти качества делают кинетический песок идеальным материалом для детских игр.

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Кинетический песок эффективен при работе с детьми с ограниченными возможностями развития (имеющего задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения), агрессивными, гиперактивными, застенчивыми и «зажатыми» детьми, возбужденными, невнимательными детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков. Песочная терапия дает возможность и ребенку, и взрослому снять стресс и расслабиться. После регулярных занятий происходит то самое «волшебство»: развивается моторика, улучшается речь, корректируется гиперактивность и застенчивость.

Помимо успокаивающего эффекта, игры с «космическим» песком развивают фантазию и побуждают к творчеству. Все дети любят играть в песок, лепить из него различные фигуры, делать рисунки, выстраивать композиции.

Игры с кинетическим песком очень важны детям, у которых:

плохой сон, ночные кошмары

истерики, непослушание, капризы

логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы

застенчивость, неуверенность в себе

агрессия, тревожность

страх перед садиком

тренирует внимание и усидчивость;

улучшает мелкую моторику рук, что способствует развитию речи;

снимает эмоциональное напряжение;

развивает творческие способности;

дарит радостные эмоции.

 

 

 

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса.

Я хочу вам рассказать о нескольких вариантах игры в песок:

Перебирание

Эта игра подойдет для самых маленьких игроков. Малыши могут просто перебирать кинетический песок ручками, пересыпать его или мять в песочнице или на любой другой заранее подготовленной поверхности. Педагогам остается только наблюдать, чтобы ребенок не ел волшебный песок.

Подобное занятие помогает избавиться от тревожности, также способствует развитию мелкой моторики рук.

«Учимся считать»

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например, от киндер-сюрприза. Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек.

Игра «Карта сокровищ»

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. Сначала взрослый совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное.

Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.

Игра «Необыкновенные следы»

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие»

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение “Необыкновенные следы”

Цель: развитие тактильной чувствительности.

“Идут медвежата” — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

“Прыгают зайцы” — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

“Бегут жучки-паучки” — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — “жучки здороваются”).

Игра “Строители”

 

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут порхать разноцветные бабочки.

Игра “Волшебные превращения”

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра “Цветные острова” (групповая)

 

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Игра «Буквы»

И тут нам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Игры с орбиз

Помогают:

формировать и закреплять правильный захват шарика кистью руки;

развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

развивать мышление;

развивать фразовую речь;

работать над звукопроизношением;

формировать и закреплять правильный образ буквы;

работать над дифференциацией цветов;

развивать тактильные ощущения, воображение, память, внимание ;

упражнять в счете;

развивать фантазию ребенка.

С помощью гидрогелевых шариков мы с ребятами рисовали рисунки моря для нашего Петруши.

Для рисования потребуется:

гуашь или пальчиковые краски

орбиз

контейнер

бумага

скотч

Шаг 1. Положите в контейнер бумагу. С помощью скотча ее можно прикрепить к днищу.

Шаг 2. Добавляем сначала краску, а потом орбиз.

Шаг 3. Наклоняя контейнер в стороны перекатываем шарики из одной стороны в другой. В процессе такого рисования мы можем добавлять краску новых цветов.

 

А это результат нашего творчества. Вам понравился такой способ рисования? Чуть позже мы рисовали маленькими мячиками, здесь вы можете посмотреть, как это было.

 

 

 

 

 

 

 

Ловля шариков из емкос ОРБИЗ в творческой деятельности.

 

 

 

 

 

Игры с шариками с помощью лопатки

 

Изучение цвета с шариками Орбиз

 

 

 

Перекладывание шариков Орбиз с помощью ложки из одной емкости в другую

 

 

Массаж ножек шариками Орбиз

Аквагрунт – шарики, обладающие уникальной способностью поглощать и удерживать до 2 х литров воды. Изначальная форма аквагрунта кристаллы квадратной, круглой или произвольной формы. Они разного цвета.

Другие упражнения:

раскладываем, изучаем цвета

постараться выловить шарик из воды (рукой или при помощи ложки)

переливать воду вместе с шариками из одной миски в другую, в бутылку с узким горлом

шарики прыгают, скачут по комнате детям весело их догонять

перекладывать из одной миски в другую при помощи ложки, пластикового пинцета

пересыпать шарики из одной ручки в другую, стараться не рассыпать

в миске с шариками можно спрятать маленькие игрушки, детям надо постараться их найти (усложнив задачу закрыть глаза)

Очень большим спросом у малышей пользуются игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки. Вот некоторые из них:

«Весёлые прищепки»

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т. д.

Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Здесь перед вами открывается замечательная возможность проявить свою творческую фантазию. Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три… Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Такие игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Игра «Ёжик»

Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Цветок»

Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко»

Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Игра «Покорми животных»

Способствует углублению и обобщению знаний детей о животных

Расширяет представление о том, чем питаются животные

Развивает память, связную речь

Помогает воспитывать любовь и бережное отношение к животным, проявлять заботу и внимание к ним

Формирует доброжелательность

Развивает мелкую моторику рук.

Игры для развития мелкой.

  1. Упражнение с пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в работе детский сервиз (упражнение выполняется под наблюдением взрослого)

Упражнение с пинцетом

В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы, шарики. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на что-то мягкое (ковер), и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

  1. Камешки Марблс

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 – 5 человек) или индивидуально.

 

 

 

Подводя итог можно, сказать, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, стимулирует речевое развитие. Детям такие методы интересны, они активно в них участвуют, они им нравятся, они получают удовольствие, а мы получаем наилучшие результаты.

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью нетрадиционных игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Всем желаю успехов в работе и новых творческих идей!

 

 

Библиографический список:

1. 30 уроков развития мелкой моторики руки; Современная школа, Кузьма – М., 2012.

2. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир – М., 2013.

3. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 4 лет; РГГУ – М., 2013.

4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга подготовки к школе для детей 3-4 лет. Математика, логика, речь, мелкая моторика руки; Академия развития – М., 2013.

5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки; Академия развития – М., 2015.

6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет; Академия развития – М., 2013.

 

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Приложения:

  1. file1.docx.. 3,5 МБ
Опубликовано: 14. 05.2021

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»

Педагог-психолог И.Г. Юркина

Для формирования мелкой моторики используются:

  • упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением
  • игры с различным материалом
  • художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы
  • использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.

Цели при использовании нетрадиционных методов следующие:

  1. Развивать мелкую моторику, координацию движения и гибкость пальцев рук;
  2. В процессе работы над мелкой моторикой совершенствовать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей;

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но хочется подойти к решению это проблемы творчески для этого внедряют в деятельность как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей.

Традиционный метод – это пальчиковая гимнастика.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них.

Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы применяем су-джок — массажер в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Так же можно использовать и массажеры ежики большего объема для всего тела.

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К.Д. Ушинский

К нетрадиционным формам можно отнести и кинетический песок? Это уникальная инновационная разработка в сфере развивающих игр для детей. Он представляет собой смесь для лепки, которая по цвету и текстуре напоминает влажный песочек с берега моря. Однако, несмотря на внешнее сходство, кинетический песок отличается от обычного своими удивительным свойствами:

  • отлично лепится
  • легко принимает любую форму и долго сохраняет ее;
  • не распадается на отдельные песчинки;
  • не прилипает к рукам и другим предметам.

Этот продукт нетоксичен и абсолютно безопасен, он является неблагоприятной средой развития для микробов и бактерий. Все эти качества делают кинетический песок идеальным материалом для детских игр.

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Кинетический песок эффективен при работе с детьми с ограниченными возможностями развития (имеющего задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения), агрессивными, гиперактивными, застенчивыми и «зажатыми» детьми, возбужденными, невнимательными детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков. Песочная терапия дает возможность и ребенку, и взрослому снять стресс и расслабиться. После регулярных занятий происходит то самое «волшебство»: развивается моторика, улучшается речь, корректируется гиперактивность и застенчивость.

Помимо успокаивающего эффекта, игры с «космическим» песком развивают фантазию и побуждают к творчеству. Все дети любят играть в песок, лепить из него различные фигуры, делать рисунки, выстраивать композиции.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

  • плохой сон, ночные кошмары
  • плохо развита мелкая моторика
  • истерики, непослушание, капризы
  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы
  • застенчивость, неуверенность в себе
  • агрессия, тревожность
  • нет взаимопонимания с родителями
  • страх перед школой, садиком
  • ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса.

Я хочу вам рассказать о нескольких вариантах игры в песок:

«Учимся считать».

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например, от киндер-сюрприза. Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек.

Игра «Карта сокровищ».

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.

Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, на-бор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.

Сначала взрослый совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту.

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

Игра «Необыкновенные следы».

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение “Необыкновенные следы”

Цель: развитие тактильной чувствительности.

“Идут медвежата” — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

“Прыгают зайцы” — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

“Бегут жучки-паучки” — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — “жучки здороваются”).

Игра “Строители”

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Игра “Волшебные превращения”

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов ак-тивно включаются в игру.

Игра “Цветные острова” (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы. Учим буквы? И тут нам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Аквагрунт – шарики, обладающие уникальной способностью поглощать и удерживать до 2 х литров воды. Изначальная форма аквагрунта кристаллы квадратной, круглой или произвольной формы. Они разного цвета.

Упражнения следующие:

  • раскладываем, изучаем цвета
  • постараться выловить шарик из воды (рукой или при помощи ложки)
  • переливать воду вместе с шариками из одной миски в другую, в бутылку с узким горлом
  • шарики прыгают, скачут по комнате детям весело их догонять
  • перекладывать из одной миски в другую при помощи ложки, пластикового пинцета
  • пересыпать шарики из одной ручки в другую, стараться не рассыпать
  • в миске с шариками можно спрятать маленькие игрушки, детям надо постараться их найти (усложнив задачу закрыть глаза)

– можно применять гидрогель как массажор рук, ног.

После игры обязательно помыть руки с мылом.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

«Весёлые прищепки»

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки, прищепки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т.д.

Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Здесь перед вами открывается замечательная возможность проявить свою творческую фантазию. Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три… Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Такие игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Прищепки можно заменить на скрепки.

Игра «Ёжик»

Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Цветок»

Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко»

Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Игра «Покорми животных»

  • Способствует углублению и обобщению знаний детей о животных
  • Расширяет представление о том, чем питаются животные
  • Развивает память, связную речь
  • Помогает воспитывать любовь и бережное отношение к животным, проявлять заботу и внимание к ним
  • Формирует доброжелательность
  • Развивает мелкую моторику рук.

Игры для развития мелкой.

1. Упражнение с пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в работе сподручные средства: детский сервиз.

2. Упражнение с пинцетом

В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы, шарики.

Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

3. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на что-то мягкое (ковер), и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Подводя итог можно, сказать, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, стимулирует речевое развитие, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Детям такие методы интересны, они активно в них участвуют, они им нравятся, они получают удовольствие, а получаем наилучшие результаты.

< Предыдущая   Следующая >

Руководство по мелкой моторике в раннем детстве

  • Поделиться
  • Электронная почта

Мелкая моторика у детей начинает развиваться в младенчестве и продолжается в дошкольном возрасте и позже.

В этой статье я объясню, что такое мелкая моторика, почему она важна в раннем возрасте и как развить мелкую моторику с помощью 10 простых упражнений.

Навыки, которые позволяют ребенку двигаться, известны как моторика . Двумя основными типами моторики являются крупная моторика и мелкая моторика .

Важно, чтобы оба эти фактора были хорошо развиты у детей, чтобы быть готовыми к школе и самостоятельно функционировать.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика относится к способности ребенка управлять мелкими мышцами своего тела для выполнения определенных функций, таких как письмо или завязывание шнурков.

Он включает мелкие мышцы рук, пальцев, глаз, языка и пальцев ног.

Примеры развития мелкой моторики

Вот несколько примеров использования мелкой моторики:

  • Удерживание мелких предметов
  • Рисунок, живопись и т. д.
  • Переворачивание страниц книги
  • Резка , склеивание и складывание
  • Еда
  • Строительство из кубиков и игра с мелкими предметами
  • Действия по уходу за собой, такие как одевание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка зубов и т. д.
  • Письмо

Разница между мелкой и крупной моторикой

Крупная моторика относится к развитию крупных мышц тела, которые позволяют ребенку ходить, карабкаться, балансировать и т. д.

Мелкая моторика относится к развитие мелких мышц , позволяющее ребенку держать карандаш или застегивать рубашку.

Включает координацию глаз и рук, координацию глаз и пальцев , силу пальцев и управления , а также развитие мышц, таких как пальцев ног , языка и глаз .

Двигательные навыки развиваются от головы вниз, и от тела наружу (к конечностям). После этого укрепляются мелких мышц.

Крупная моторика , поэтому развивайте до мелкой моторики.

Это можно увидеть у детей дошкольного возраста, которые умеют лазать, бегать и ходить, но еще учатся держать карандаш или управляться с ножницами.

Почему важна мелкая моторика?

Мелкая моторика важна по нескольким причинам.

Дети должны развить мелкую моторику, чтобы научиться выполнять основных повседневных задач , таких как одевание, завязывание шнурков, приготовление еды и другие задачи по уходу за собой.

В школе они должны уметь вырезать, вставлять и рисовать , а мелкая моторика абсолютно необходима для обучения письму.

Прежде чем дети смогут научиться писать буквы и развить силу пальцев и владение карандашом, необходимые для их образования, они должны развить свои маленькие мышцы.

В первые годы может возникнуть соблазн попытаться научить маленьких детей ясельного возраста и дошкольников составлять буквы и писать как можно раньше, но в таком юном возрасте это не обязательно.

Их мышцы еще недостаточно развиты для необходимого типа управления карандашом.

Ранние годы — это время для развития навыков письма, в основном за счет упражнений, развивающих мышцы пальцев.

Физическое развитие является одной из четырех основных областей развития вашего ребенка, наряду с социальным, эмоциональным и интеллектуальным развитием.

Основные этапы развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Ниже приведен краткий обзор развития мелкой моторики у детей в течение первых 6 лет.

Если дети достигают всех этапов мелкой моторики, они, как правило, лучше справляются с академической частью школьных занятий, особенно с письмом.

Если у них возникают трудности с выполнением некоторых основных задач, таких как правильное нарезание карандашей или их удерживание в руках, читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете дома или в классе дать им возможность поработать над этими основными навыками.

Таковы вехи согласно Мэри Шеридан, автору книги «От рождения до пяти лет: прогресс в развитии детей».

От рождения до 18 месяцев

В младенчестве и дошкольном возрасте ваш ребенок должен научиться:

  • Брать игрушки отдельными руками и стучать ими друг о друга
  • Поднимайте мелкие предметы клешнями
  • Указать на объект указательным пальцем
  • Бросай и бросай игрушки
  • Начать строить базовую башню до 3 блоков
  • Возьмите мелок или карандаш и начните рисовать
  • Укажи на картинки в книгах

2 года

В этом возрасте ваш ребенок учится:

  • Строить башню из 6, 7 и более блоков
  • Держи карандаш в ведущей руке и пиши
  • Перелистывать страницы книги по одной
  • Распознавать мелкие детали на картинках
  • Начните рисовать линии, круги и буквы, такие как «Т» и «V»

3 года

В 3 года ваш ребенок может:

  • Построить башню из 10 блоков и построить мост из 3 блоков
  • Нанизать на нить большие деревянные бусины
  • Держите карандаш в правильном захвате – штатив для карандашей – между первыми двумя пальцами и большим пальцем 
  • Нарисуйте человека с головой и несколькими чертами лица
  • Краска большой кистью
  • Вырезать игрушечными ножницами

4 года

В 4 года ваш ребенок учится:

  • Строить башню из более чем десяти блоков с мостами и строить «ступени» из блоков
  • Используйте правильную ручку для карандашей для взрослых
  • Нарисуйте человека с руками, пальцами, ногами и т. д.
  • Нарисовать дом
  • Копирование букв, крестов и кружков
  • Разрезать по прямой
  • Сам одевайся и раздевайся

5 лет

С 5 лет ваш ребенок должен уметь:

  • Подбирать мелкие предметы и обращаться с ними
  • Копируйте и стройте более сложные башни и конструкции
  • Демонстрировать хороший контроль при письме карандашом или рисовании кистью
  • Чертеж с деталями
  • Раскрась его рисунок и оставайся в пределах линий
  • Скопируйте квадрат и треугольник
  • Вырезать с точностью
  • Имитировать «письмо», копируя буквы или слова, не обязательно зная, что он пишет
  • Нить, кружево и простая вышивка

Как улучшить мелкую моторику

Мелкую моторику можно улучшить с помощью основных повседневных действий. Вам не нужно покупать какое-либо модное оборудование или моторные пакеты.

Используя предметы повседневного обихода, вы можете предложить множество развлечений, которые укрепят мышцы пальцев.

Мой опыт работы в классе показал, что многие дети в настоящее время испытывают трудности с этими базовыми навыками и испытывают повышенные трудности при письме .

Частично это может быть связано с увеличением времени, проводимого перед экраном, и сокращением времени, проводимого за играми, что приводит к плохому развитию крупной и мелкой моторики.

Убедитесь, что у ваших детей достаточно времени для игр каждый день, и что часть этого времени тратится на простые творческие занятия и другие виды мелкой моторики.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

10 занятий по развитию мелкой моторики для дошкольников

Вот 10 основных занятий, которые ваши дети должны выполнять как можно чаще, чтобы обеспечить развитие мелкой моторики.

Несмотря на то, что на Pinterest и в Google можно найти бесконечное множество идей для творческих занятий мелкой моторикой, я решил упростить ситуацию, поделившись 10 самыми простыми занятиями, которые вы можете позволить своему ребенку делать для развития этих важных навыков.

Это занятия, которые мои дети почти каждый день делали в моем классе.

Вам не нужны модные гаджеты. Наиболее распространенные и простые действия обычно являются наиболее эффективными.

Я также предложил различные способы выполнения каждого действия.

Помните: деятельность должна быть сосредоточена на процессе, а не на продукте, чтобы иметь положительное влияние на развитие и творчество. например бесплатное рисование намного лучше, чем использование книжки-раскраски.

1. Рисование

Творческие занятия — один из лучших способов развития мелкой моторики. Предоставьте вашему ребенку ежедневные возможности для творчества, используя различные материалы и средства.

Дети должны рисовать каждый день в обязательном порядке. Они хотят рисовать и творить на природе. Используйте возможность представить различные материалы, такие как:

  • Рисование восковыми мелками разного размера и толщины (обычными, а также гигантскими, треугольными мелками для мизинцев)
  • Рисование масляной пастелью, цветными карандашами, фломастерами, ручками, смываемыми маркерами и маркерами.
  • Рисование на доске мелом или на тротуаре снаружи мелом (используйте крупный тротуарный мел и тонкий мел).
  • Используйте любые другие носители информации, какие только сможете придумать. Приучите ребенка держать в руках посуду разного размера и формы и научиться ею управлять.

Хотя может показаться заманчивым купить вашему ребенку книжки-раскраски и позволить им раскрашивать заранее нарисованные картинки, это не вдохновляет на творчество, поэтому используйте их экономно.

Чистый лист бумаги стимулирует творческое рисование. Страница-раскраска не будет иметь такого же эффекта!

Дети проходят предсказуемые этапы рисования, когда у них есть достаточно возможностей для свободного рисования.

2. Рисование

Рисование – еще одно любимое занятие детей. Чем грязнее деятельность, тем лучше! Есть много разных способов рисования:

  • Рисуйте на бумаге кистями разного размера, сидя или стоя, рисуйте на мольберте.
  • Используйте пальчиковую краску — поэкспериментируйте с созданием узоров и отпечатков пальцами.
  • Краски листьями, ветками или другими природными материалами.
  • Добавьте жидкость для мытья посуды в краску и выдуйте пузыри, а затем поймайте пузыри на бумаге.
  • Используйте разные типы красок – напр. акварель и темпера.

Вот несколько забавных идей рисования пальцами.

3. Резка и разрывание

Резка — важный навык, который следует регулярно практиковать.

Со временем дети учатся правильно держать ножницы и держать бумагу другой рукой, контролируя бумагу во время резки. Продемонстрируйте правильный хват и помогите исправить его, когда это необходимо.

Резка включает:

  • Резка бумаги без линий – резка свободно
  • Резка по линиям – напр. прямые линии, волнистые линии
  • Вырезание фигур – например, квадратов, треугольников, кругов
  • Вырезание картинок по линиям

Разрежьте различные типы бумаги (например, картон, газеты, папиросную бумагу и т. д.) тупыми ножницами.

Разрывание — отличное упражнение для развития мышц пальцев. Сначала кусочки будут большими и случайными, но со временем ваш ребенок сможет рвать маленькие кусочки бумаги на нужные ему размеры.

  • Пусть ваш малыш или дошкольник (даже ваш ребенок) свободно рвет бумагу и привыкает управлять ею пальцами.
  • Сделайте коллаж из цветной бумаги или журналов и оторвите кусочки бумаги, чтобы наклеить их на картинку.
  • Сделайте разноцветные конфетти, порвав маленькие кусочки бумаги и разделив их по цветам.
  • Рвите различные материалы – газеты, бумагу, журнальную бумагу, картон, папиросную бумагу и т. д.

4. Склеивание

Детям нужно время, чтобы научиться наносить нужное количество клея на что-либо (будь то жидкость или палочка), как приклеивать его точно туда, куда они хотят, приклеивать прямо и т. д.

Склеивание можно выполнять разными способами:

  • Используйте жидкий клей (особенно для детей младшего возраста) и дайте им залезть туда пальцами! Многим детям трудно испачкать руки в песочнице или клеем и краской. Выставляйте их заранее.
  • Приклейте обрывки или обрезки бумаги клеем для рукоделия.
  • Постройте из бумаги и коробок и используйте жидкий клей. Поощряйте их настойчивость, когда они пытаются что-то склеить. Достаньте рулоны скотча и дайте им поэкспериментировать, склеивая вещи вместе.

5. Пластилин

Дети любят играть с пластилином. Это был мой личный фаворит в классе, и я брал его каждое утро.

Я чередовала бы домашнее тесто без варки, тесто, купленное в магазине, и глину (это то, что мы использовали).

Пластилин не только укрепляет пальцы и развивает моторику, но также стимулирует творческие способности, навыки планирования и мышления.

  • Оставьте много времени для свободной игры с пластилином без каких-либо резаков.
  • В другое время предоставить формочки для печенья, инструменты и т. д.
  • Поощряйте ребенка находить свои собственные предметы для использования с пластилином (которые не входят в набор), например чашки с кухни.
  • Используйте игрушки, чтобы следовать за их творениями из пластилина (например, динозавры на их горе из пластилина), и в то же время поощряйте некоторые фантазии. В следующий раз они могут сделать динозавра и из пластилина.

Это также очень терапевтическое и расслабляющее занятие. У детей действительно должна быть возможность ежедневно играть с тестом.

В Интернете можно найти бесконечное количество рецептов пластилина, в зависимости от того, насколько необычным и стойким вы хотите получить тесто. Вот несколько основных рецептов домашнего пластилина, которые стоит попробовать.

6. Нанизывание и шнуровка

Надевание нити — отличное занятие для развития мелкой моторики. Многие дети действительно борются с этим, поэтому сделайте приоритетной задачей научить вашего ребенка вязать.

Это занятие можно выполнять с раннего возраста.

  • Наденьте на веревку пустые рулоны туалетной бумаги/катушки для вязания.
  • Предложите большие бусы или даже макаронные изделия и наденьте простое ожерелье.
  • По мере взросления ребенка отверстия должны становиться меньше. Перейдите к мелким бусинкам, которые требуют большой концентрации и усилий для нанизывания.

Вот набор бусин для нанизывания.

Подобно завязыванию нити, но с другим навыком, шнуровка отлично подходит для развития зрительно-пальцевой координации.

Чтобы сделать инструмент для шнуровки, просто вырежьте форму из твердого картона, проделайте отверстия по краям и обвяжите фигуру ниткой или кусочком шерсти или используйте набор карточек для шнуровки.

7. Конструирование

Конструирование – отличное занятие для развития крупной и мелкой моторики.

Это может включать в себя конструирование из кубиков, Lego или других игрушек для мелкой моторики, а также строительство из коробок и отходов. (Читайте о преимуществах Lego).

Конструкторы, купленные в магазине, хороши (например, набор для сборки самолета), но в них нет никакой необходимости.

Заведите дома большую корзину – такую, как ваш ребенок, вероятно, имеет в школе – и наполните ее рулонами туалетной бумаги, коробками, бумагой и любыми другими полезными отходами.

Вы будете наблюдать, как ваш ребенок ломает голову, пытаясь удержать крыло или здание, чтобы оно не рухнуло, и он будет учиться решать проблемы, с которыми он не столкнется в готовых наборах.

В наличии все типы строительных блоков разных размеров.

По мере того, как блоки становятся меньше, ваш ребенок будет все больше и больше полагаться на мелкую моторику, чтобы манипулировать ими.

Хороший набор деревянных кубиков должен быть в каждом доме и школе.

8. Головоломки

Головоломки очень хороши, так как их сборка развивает когнитивные способности и мелкую моторику. Даже малыши могут собирать простые головоломки.

  • Начните с больших деревянных пазлов, которые ваш ребенок может держать в руках и в которых количество деталей соответствует уровню вашего ребенка.
  • Правильный уровень — это головоломка, которая нравится вашему ребенку и которую он может решить, но с некоторыми заданиями. Если они оставят головоломку и сдадутся, она, вероятно, будет слишком сложной.
  • По мере взросления вашего ребенка переходите к пазлам с меньшими кусочками и большим количеством кусочков. Они требуют большого контроля над мелкой моторикой, чтобы соединить и сопоставить, а также много умственных способностей.

Начните с забавных распечатываемых головоломок, доступных в БЕСПЛАТНОМ наборе распечаток в конце поста.

9. Прищепки

Прищепки хороши тем, что они маленькие, и ваш ребенок должен научиться правильно их держать, поднимать вверх и аккуратно вставлять в отверстия.

Они представляют собой довольно сложную задачу для ребенка и требуют большой концентрации и контроля.

  • Начните с больших прищепок и переходите на меньшие по мере того, как дети учатся управлять пальцами.
  • Разрешить им привязывать случайным образом, пока они не будут готовы создавать узоры или изображения (свободно).
  • Раздайте карточки с образцами, которым дети могут следовать, чтобы воссоздать установленный образец.

Творческий родитель может найти способ сделать доску для перил из дерева и самодельных колышков, однако я бы купил именно этот предмет. Вот хороший набор карточек с шаблонами.

Прищепки хороши по многим причинам: они развивают мелкую моторику, учат детей узорам и дают бесконечные математические опыты (такие как арифметика, геометрия, площадь, квадратные числа и т. д.).

10. Палочки для захвата

Это одна из моих любимых палочек. Палочки для захвата развивают внимание ребенка, контроль пальцев и тонкие мышцы. Сначала будет сложно играть, но вашему ребенку понравится следить за тем, чтобы палочки не двигались.

В эту игру также можно играть с помощью соломинок, веток из сада или длинных палочек для коктейлей.

Что делать, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Если ваш ребенок испытывает трудности с выполнением заданий, соответствующих возрасту и которые он должен уметь выполнять, ему может потребоваться вмешательство эрготерапевта.

Некоторые из этих признаков, перечисленных Марти Питерс в ее книге «Язык и готовность к школе», также могут быть признаками задержки моторного развития:

  • Неуклюжесть
  • Плохая самооценка – это происходит из-за того, что ребенок не имеет адекватного контроля движений и, следовательно, не исследует и не экспериментирует так, как это делают другие
  • Плохая концентрация
  • Плохая осанка – этот ребенок может легко утомляться и предпочитает лежать

Если проблема не кажется серьезной, вы можете предпочесть несколько недель интенсивно заниматься мелкой моторикой дома с ребенком.

По прошествии некоторого времени оцените, произошло ли улучшение. Возможно, будет лучше отправить вашего ребенка к специалисту по трудотерапии для оценки и определения того, как вы можете лучше всего помочь ему.

Терапевт может порекомендовать, чем заняться дома, или сочтет необходимым проводить регулярные сеансы терапии.

Вот статья, объясняющая, чем занимаются эрготерапевты и как они работают с детьми.

В любом случае убедитесь, что ваш ребенок получает адекватную поддержку как можно раньше .

Игнорирование таких знаков только усугубляет проблему, и в младших классах дети в конечном итоге с трудом пишут и выполняют свою работу.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
Доступ бесплатен навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Развитие мелкой моторики у малышей и дошкольников: советы и занятия

Развитие в раннем детстве включает в себя приобретение навыков мелкой и крупной моторики. Хотя оба этих навыка связаны с движением, у них есть различия:

  • Навыки мелкой моторики включают в себя движение мелких групп мышц рук, пальцев и запястий вашего ребенка.
  • Навыки крупной моторики связаны с движением больших групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти большие группы мышц позволяют младенцам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.

Оба типа двигательных навыков позволяют детям стать более независимыми. Однако мелкая моторика особенно важна, потому что способность использовать более мелкие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. В том числе:

  • чистка зубов
  • прием пищи
  • письмо
  • одевание

Младенцы и малыши развивают мелкую и крупную моторику в своем собственном темпе. У некоторых детей одни навыки развиваются раньше, чем у других, и это совершенно нормально. Дети обычно начинают приобретать эти навыки уже в возрасте 1 или 2 месяцев и продолжают приобретать дополнительные навыки в дошкольных учреждениях и начальной школе.

К наиболее важным навыкам мелкой моторики, которые необходимо развивать детям, относятся следующие:

  • Ладонные дуги позволяют ладоням сгибаться внутрь. Их укрепление помогает координировать движения пальцев, что необходимо для письма, расстегивания одежды и хватания.
  • Стабильность запястья развивается к младшим школьным годам. Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
  • Умелая сторона руки — использование большого, указательного и других пальцев вместе для точного захвата.
  • Внутреннее развитие мышц кисти — это способность выполнять небольшие движения рукой, при которых соприкасаются кончики большого, указательного и среднего пальцев.
  • Двусторонние навыки рук позволяют координировать обе руки одновременно.
  • Навыки владения ножницами развиваются к 4 годам и развивают силу рук и зрительно-моторную координацию.

Вот краткая хронология развития мелкой моторики у младенцев и детей ясельного возраста:

От 0 до 3 месяцев

  • кладет руки в рот
  • руки становятся более расслабленными

от 3 до 6 месяцев

  • держит руки вместе
  • перекладывает игрушку из одной руки в другую
  • держит и трясет обеими руками 900 используя04

6-9 месяцев

  • начинает хватать предметы, «загребая» рукой
  • сжимает предмет руками
  • соприкасается пальцами
  • берет игрушку обеими руками
  • прикасается к предметам указательным пальцем
  • хлопает в ладоши

от 9 до 12 месяцев

  • ест пищу, которую можно есть руками
  • берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
  • стучит предметами одной рукой
  • 4

от 12 месяцев до 2 лет

  • строит башню из кубиков
  • рисует на бумаге
  • ест ложкой
  • переворачивает книгу по одной странице
  • держит карандаш кончиками пальцев и большим пальцем

2–3 года

  • Повороты Doorknob
  • Washes Hands
  • Используйте ложку и вилку. до 4 лет
    • расстегивает пуговицы и пуговицы на одежде
    • режет бумагу ножницами
    • рисует фигуры на бумаге

    Мелкая моторика развивается естественным образом по мере того, как ваш ребенок приобретает способность контролировать и координировать свое тело. Имейте в виду, что у некоторых детей мелкая моторика может развиться раньше, а координация — лучше, чем у других.

    Один ребенок может научиться трясти погремушкой в ​​3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может трясти погремушкой только через месяц. Это совершенно нормально.

    Не пугайтесь, если ваш ребенок развивается не так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, что тело вашего ребенка все еще растет. Через несколько недель или месяцев они могут нарастить достаточную мышечную силу в руках, чтобы приобрести новые навыки мелкой моторики.

    Включение веселых занятий в распорядок дня вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность учиться и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может принести им пользу в учебе, обществе и в личной жизни.

    Вот некоторые действия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:

    • Позвольте ребенку помогать в приготовлении еды, например, помешивать, смешивать или наливать ингредиенты.
    • Соберите пазл всей семьей.
    • Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.
    • Рисуем пальцами вместе.
    • Пусть ваш ребенок накроет обеденный стол.
    • Научите ребенка наливать себе напитки.
    • Попросите ребенка раскатать и расплющить пластилин руками, а затем с помощью формочек для печенья сделать вырезы.
    • Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
    • Потренируйтесь надевать резинки на банку.
    • Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка извлечь их пинцетом.

    Несмотря на то, что мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру, если у ребенка возникают проблемы с этими навыками или крупной моторикой. Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. Им страдают от 5 до 6 процентов детей школьного возраста.

    Признаки проблем с мелкой моторикой включают:

    • падение предметов
    • невозможность завязать шнурки
    • трудности с удерживанием ложки или зубной щетки
    • проблемы с письмом, раскрашиванием или использованием ножниц

    Некоторые задержки мелкой моторики не обнаруживаются, пока ребенок не станет старше. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, необходимую для развития навыков и развития.

    Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:

    • мелкая моторика ниже, чем ожидается для его возраста
    • плохая мелкая моторика, затрудняющая выполнение повседневных задач в школе и дома
    • задержка развития моторных навыков, начавшаяся в раннем возрасте

    научиться методам улучшения координации в их более мелких группах мышц.

    Мелкая моторика необходима для жизни и обучения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *