Составитель картотеки – Дубинина Татьяна Алексеевна
Автоматизация звука [с] в изолированном звучании
“Песенка насоса”
Насос накачивает шины и поёт: “С – С – С …”
Автоматизация звука [с] в прямых слогах
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СА – СА – СА – СА – СА
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
Автоматизация звука [с] в обратных слогах
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
АС – АС – АС – АС – АС
ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
УС – УС – УС – УС – УС
ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС
Автоматизация звука [с] в интервокальных слогах
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСА – УСА – ОСА – ИСА
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ
СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ
СВА – СВО – СВУ– СВЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ
СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СНА – СНО – СНУ – СНЫ
Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на,
са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва, со-фа;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.
Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;
ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
СУ: не-су, па-су, по-су-да;
УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;
СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
ЮС: бюст;
ЯС: яс-ный.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова
АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: на-вес.
ЯС: по-яс.
Автоматизация звука [с] в словах с двумя этими звуками
Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.
Автоматизация звука [с] в словосочетаниях
Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска, медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.
Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень, мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 3 слов
В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 4 слов
В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт сливовый сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Саня готовит суп киске. В саду посадили кусты. Скамейка стоит в саду. Денис сам снял сапоги.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 5 слов
В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони – коса до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки скользят сами. На сосновом суку сидят совы. Стас и Соня идут в сад. У высокой скалы – навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный суп.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 6 слов
В субботу Стас идёт в сад. Соня готовит вкусный суп с капустой.
Денис ставит свой самокат у скамейки.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 7 – 8 слов
У Сани в сумке – ананас и капуста. У Саввы – фикус, а у Сони – кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. У Сани в банке – сом с усами. У нас в саду – кусты и высокие сосны.
Автоматизация звука [с] в чистоговорках
СА – СА – СА длинная коса
СА – СА – СА хитрая лиса
СА – СА – СА вот летит оса
СА – СА – СА укусила в нос оса
СЫ – СЫ – СЫ у дедушки усы
СЫ – СЫ – СЫ лисёнок у лисы
СЫ – СЫ – СЫ хвост красивый у лисы
СЫ – СЫ – СЫ новые весы
СЫ – СЫ – СЫ заведи часы
СЫ – СЫ – СЫ не боюсь я злой осы
СУ – СУ – СУ воду я несу
СУ – СУ – СУ дом стоит в лесу
СУ – СУ – СУ я осу в руке несуСО – СО – СО у Сони колесо
СО – СО – СО стал мой нос, как колесо
АС – АС – АС дети входят в класс
АС – АС – АС дети пили квас
АС – АС – АС свет у нас погас
АС – АС – АС я корову пас
АС – АС – АС вкусный ананас
ОС – ОС – ОС на поляне много коз
ОС – ОС – ОС я несу поднос
УС – УС – УС я несу арбуз
УС – УС – УС у Сони много бус
ЕС – ЕС – ЕС автобус едет в лес
ИС – ИС – ИС на суку Борис повисАСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ на столе подносы
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ заплетали косы
УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы
ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист
ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист
ОСТ – ОСТ – ОСТ у Васьки длинный хвост
АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста
АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска
АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска
АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски
ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка
ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска
ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска
ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску
ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски
ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто
УСТА – УСТА – УСТА вкусная капуста
УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто
ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто
ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка
ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны
СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты
СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты
СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы
СТЫ – СТЫ – СТЫ улетели аисты
СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты
СТА – СТА – СТА У Сони два листа
СТА – СТА – СТА стояли у моста
СТА – СТА – СТА мы видели аиста
СТА – СТА – СТА сели на места
СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту
СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту
СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту
СКИ – СКИ – СКИ новые носки
СКА – СКА – СКА длинная доска
СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску
СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны
СНА – СНА – СНА на улице весна
Автоматизация звука [с] в стихах
***
Есть у дождика сестричка: «С – с – с».
Это быстрая водичка: «С – с – с».
«С – с – с», – она свистит.
«С – с – с», – она поёт
И струёй из крана льёт: «С – с – с».
Эту песенку послушай: «С – с – с».
Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».
***
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
***
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет – самокат.
***
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
***
Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут —
На охоту летят.
***
Тихо-тихо сон идёт.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете…
Так бегом в постели, дети!
***
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
***
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
***
Сколько всего у Сони котят,
Если два — под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?
***
Соня спит и видит сон –
Снова снегом занесён
Дом и сад, и всюду иней –
Синий, синий, синий.
***
Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад –
Он катать всех станет.
***
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит.
Не спит сама, и лес не спит.
***
Сойка, сидя на сосне,
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.
Автоматизация звука [с] в текстах
СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ
У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!
САМОКАТ
У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.
Едет мимо Денис на своём самокате. «Ага, вот, как надо ехать!» – думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.
Атоматизация звука [с] в скороговорках
Без пастуха – не стадо.
У Сысоя – усы до пояса.
Сани у Сани едут сами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
2. Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –
32 с. (Конфетка)
3. Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 40 с.
tatyana1972.blogspot.com
[С]
1. Повтори слоги и цепочки слогов. 1
са са-со са-су-сы
со су-сы со-сы-са
су со-сы су-са-со
сы сы-су сы-со-су
2. Повтори слова.
Сад, санки, сало, сабля, салки, сок, сом, соль, сода, сокол, соболь, суп, сук, суд, сумка, сумма, сутки, сын, сыпь, сытый, сыпать.
Сапог, салют, самолёт, салфетка, сандалии, самокат, совет, собака, совок, солома, соловей, солдат, судак, суббота, сундук, суматоха, сынок, суметь, сопеть, соединить, соблюдать.
3. Поиграй в игру «Один – много».
Судья – судьи сапог – …
Сабля – … самолёт – …
Сокол – … собака – …
Сок – … сова – …
Сумка – … сундук – …
[С]
1. «Назови ласково». 2
Сом – сомик
Салат – …
Солдат – …
Самокат – …
2. Посчитай слова от 1 до 5.
Сабля, сумка, соболь, самолёт, сова, сундук.
3. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
Соня пьёт сок.
Соня видела сокола.
Соня сыпет соль.
Соня сытая.
У Сони маленькая сумка.
У тёти Сони сын Саня.
Саня поймал сома.
У сына новые сандалии.
Мама советует купить санки.
Сане надо соединить линии.
У Сони новый самокат.
Собака лает на соловья.
[С]
1. Измени предложения по образцу. 3
Образец: я пью сок. Ты пьёшь сок. Он пьёт сок. Она пьёт сок. Мы пьём сок. Вы пьёте сок. Они пьют сок.
Я еду на санках. Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …
Я сам надену сапоги.
Я сыплю соль.
Я кладу салфетку на сундук.
2. Выучи стихотворение.
Сам.
Варит сам самовар,
Катит сам самокат,
Ходит сам самоход,
Сам летает самолёт.
[С]
1. Повтори слоги и цепочки слогов. 4
Аса са-аса
Осо со-осо
Усу су-усу
Исы сы-исы
2. Повтори слова.
Оса, коса, лиса, гусак, досада, колбаса, полоса, посадка, касатка, кусок, висок, песок, носок, колесо, фасоль, подсолнух, плясун, посуда, весы, косынка, посылка.
Касса, пьеса, мясо, особняк, косолапый, бусы, посылать, выписывать.
3. «Один – много».
Оса – осы кокос – …
Коса – … ананас – …
Лиса – … фокус – …
Полоса – … лес – …
Касса – … колесо – …
Пьеса – … голос – …
Ус – … пояс – …
Нос – …
Волос – …
[С]
1. Назови ласково. 5
Лес – лесок
Пояс – …
Колос – …
Голос – …
Мыс – …
Квас – …
Волос – …
2. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
По лесу бегает лиса.
На полке сухая посуда.
У сома длинные усы.
Дети несут песок.
У самоката два колеса.
Софья и Саня умеют писать.
У Сони косынка на волосах.
Для супа надо фасоль и мясо.
Алиса посылает посылку.
У Анфисы длинные волосы.
Инесса выписывает буквы.
Самолёт летит высоко над лесом.
Собака любит мясо и колбасу.
[С]
1. Изменяй предложения. 6
Я куплю колбасу. Ты … он … она … мы … вы … они …
Я буду высоким.
Я высыпаю песок.
Я посылаю посылку.
2. Повтори чистоговорки.
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – я поймал осу.
Са-са-са – в банке у меня оса.
Сы-сы-сы – а у Сани нет осы.
Са-са-са – ходит хитрая лиса.
Сы-сы-сы – будут детки у лисы.
Са-са-са – норку будет рыть лиса.
Су-су-су – нарисую я лису.
3. Доскажи слово в рифму.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в…
Пришли барсук и бурундук,
Но не смогли открыть …
[С]
1. Повтори слоги, цепочки слогов. 7
Ас ас-ос-ус
Ос ис-ус-ос
Ус ус-ас-ис
Ис ос-ис-ас
2. Повтори слова.
Квас, палас, класс, ананас, пояс, компас, нос, кокос, овёс, колос, волос, лотос, вкус, кактус, минус, фокус, глобус, автобус, полюс, мыс, дефис, лес, навес, деликатес, теннис.
3. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
У нас будет палас.
У вас будет ананас.
Денис пьёт квас.
Влас поливает кактус.
Минус и дефис одинаковые.
4. Изменяй предложения.
Я надену пояс. Ты … он … она … мы … вы … они …
Я поливаю кактус и фикус.
[С]
1. Повтори чистоговорки. 8
Ас-ас-ас – на полу лежит палас.
Ёс-ёс-ёс – квас я в комнату понёс.
Ос-ос-ос – под ноги упал кокос.
Ас-ас-ас – вылил квас я на палас.
2. Повтори слоги, цепочки слогов.
Са-сы-су ас-ус-ис
Со-су-са ус-ос-ас
Сы-са-со ос-ис-ус
Су-со-сы ис-ас-ос
3. Посчитай предметы от 1 до 5.
Кокос, компас, колесо, фокус с ананасом, полосатый палас, поднос с посудой.
4. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
Алиса входит в класс.
Соня посадит кактус.
Денис кусает кокос.
Деликатес солёный на вкус.
Дети несут поднос в класс.
Надо писать плюс и минус.
[С]
1. Изменяй предложения. 9
Я посолю суп и салат. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я откусываю кусок деликатеса.
Я сумею сам сойти вниз.
2. Продолжи предложение по образцу.
Образец: мама варит суп из риса, будет рисовый суп.
Соня выжимает сок из ананаса, будет…
Анфиса варит суп с фасолью, будет…
Тарас делает полку для посуды, будет…
Денис покупает платок для носа, будет…
3. Выучи скороговорки.
У Саньки новенькие санки.
Мы гуляли в лесу и увидели лису.
Оса боса и без пояса.
[С]
1. Повтори слоги. 10
Ска, ско, ску, ски, ста, сто, сту, сты, сма, смо, сму, смы, сва, сво, сву, свы, спа, спо, спу, спы, сна, сно, сну, сны.
2. Повтори слова.
Скалка, скандал, скамейка, статуя, стук, стакан, студент, свадьба, свалка, сводка, свобода, снова, спутник, спальня.
Слово, слойка, съёмка.
3. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
Слава спит спокойно.
Вот стоит высокая статуя.
У Алисы и Дениса будет свадьба.
Студенты съели по две слойки.
Снова написали сводки погоды.
4. «Один – много».
Высокая скала – высокие скалы.
Сухой стакан – …
Светлая спальня – …
Сладкая слойка – …
Сломанная скамейка – …
[С]
1. Изменяй предложения. 11
Я ставлю стакан на стол. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я стою слева от Светы.
Я стану самым смелым.
2. «Скажи наоборот».
Лук горький, а сахар…
Лев сильный, а котёнок…
Куст низкий, а дерево…
У Кати волосы тёмные, а у Вали…
У Вити сумка новая, а у Тараса…
Слава до обеда голодный, а после обеда…
Бельё после стирки мокрое, а потом…
3. Закончи предложение.
У Сони волосы светлые, а у Нади ещё…
Анфиса говорит спокойно, а Слава ещё…
У Бориса свитер старый, а у Стёпы ещё…
В ведре песок сырой, а в яме ещё…
У Коли папа суровый, а у Тараса ещё…
У Димы собака смелая, а у Вани ещё…
У Тани сарафан свободный, а у Светы ещё…
У Любы яблоко спелое, а у Алисы ещё…
[С]
1. Повтори слова. 12
Паста, ласка, масло, пастух, асфальт, баскетбол, восток, восход, Москва, остановка, остаток, воспитание, капуста, мускул, пустыня, испуг, пистолет, выступ, пляска, коляска, весна, тесто, невеста, лепесток.
2. «Один – много».
Кусок – куски
Маска – …
Леска – …
Аист – …
Куст – …
Пустая миска – …
Плоская каска – …
Вкусная паста – …
Спелый колосок – …
3. «Назови ласково».
Колбаса – колбаска
Полоса, искра, капуста, кастрюля, остров, пистолет, бисквит, кроссворд, пескарь.
[С]
1. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам. 13
Пастух гонит стадо.
В миске кислая капуста.
У моста автобусная остановка.
Анфиса достала остатки колбасы.
Денис хвастает своей маской.
Алиса искала место для выступления.
2. Изменяй предложения.
Я успел на автобус. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я выступаю с Алисой.
Я таскаю с собой маску.
Я искал в песке леску.
3. «Скажи наоборот».
Полная миска – пустая миска
Сладкий квас, высокое место, широкий асфальт,
далёкая остановка, жидкий суп, медленный автобус, тупая сабля, весёлая маска, сложный вопрос, храбрый поступок, ясная погода.
4. Выучи скороговорку.
Сало с рисом в красной миске
Принесли усатой киске.
[С]
1. Повтори слова. 14
Куст, мост, лист, аист, хвост, август, пуск, писк, поиск, блеск, киоск, отпуск, кекс, аванс, импульс, комплекс.
2. Посчитай слова от 1 до 5.
Аист, мост, отпуск, вкусный квас, киоск у остановки, лист капусты.
3. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
У папы отпуск весной.
Вот стоит высокий мост.
Солдат не оставит пост.
В субботу выдали аванс.
Спутник посылает импульс.
Собака ведёт поиск следов.
Скоро наступит август.
У скорпиона опасный хвост.
Аист весной прилетает с юга.
С клёна слетел красный лист.
Макс идёт в киоск купить словарь.
В саду установили спортивный комплекс.
[С]
1. Изменяй предложения. 15
Я командую пуск самолёту. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я тяну сома за хвост.
2. Выучи скороговорки.
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
Испугал собаку слон –
Наступил на хвост её он.
3. Дай полный ответ на вопрос.
Например: Когда растает снег? – Снег тает весной.
Какой лимон на вкус?
Что видит Макс, когда спит?
Из чего испекли кекс?
Кто мама и папа у слонёнка?
Что умеет делать фокусник?
Кто воспитывает детей в садике?
Какой последний звук в слове «лес»?
[С]
1. Повтори слова. 16
Соус, состав, сосуд, соска, сосна, уксус, насос, пылесос, сосулька, состояние, скос, спуск, свист, список, смысл, способ, космос, самосвал, саксофон, спасатель, свойство, солист, оснастка, пластмасса, искусство, согласование.
2. Изменяй предложения.
Я спас Свету от собаки. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я составлю слово из слогов.
Я оставлю сосульку, не столкну её.
Я могу сплести стакан из соломы.
3. Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.
Весной много сосулек.
Спутник летит в космос.
Самосвал высыпает песок.
У нас сломан пылесос.
Спасатель спасает людей.
В лесу стоят высокие сосны.
Стас сломал пластмассовый стакан.
logo676.jimdo.com
Конспект индивидуального занятия:
«Автоматизация звука С»
Цели:
Образовательные:
Коррекционные:
Воспитательные:
Оборудование: зеркало, дидактическое пособие «Домик», массажные ёжики, предметные картинки со звуком «С», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Повторение стихотворения «Киска»
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
2. Артикуляционная гимнастика
а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
«Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
«Самомассаж» языка:
«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
«Сердитая кошечка за забором» – «кошка» прячется за забор, но продолжает злиться.
«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…
б) задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.
3. Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений
а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ
повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс
б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:
Са-Со-Су-Сы-Сэ
Ас-Ос-Ус-ыс-Эс
в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»
Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы
4. Развитие фонематического слуха
Задания:
а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:
Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.
Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.
б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:
Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со
в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова
Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.
5. Карточки-картинки с использованием дидактического пособия «Домик»
Задание: называй картинки. Карточки без звука «С» положи слева, а со звуком «С» положи в свой домик.
6. Игра «Скажи ласково» с мячом
Куст – кустик
Нос…
Ус…
Сом…
Самолёт…
Кот…
Сад…
7. Игра «Один – много» с мячом
Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….
8. Повторить предложения
Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.
Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок
Физкультминутка
Выполнение движений по тексту.
Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты
9. Задание: замени первый звук в слове на звук «С»
Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).
10. Задание: доскажи словечко
Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп)
Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок)
Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани)
Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли)
11. Домашнее задание
Повтори чистоговорки
ас – ас – ас – покупаем ананас
ас – ас – ас – какой вкусный ананас
ас – ас – ас – съедят осы ананас
ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус
ис – ис – ис – ананасы ест Денис
Выучи стих
Сани, сани едут сами
Едут в степи и леса
Едут сани в небеса.
nsportal.ru
Са-са-са-сад-сад-сад
сы-сы-сы-сын-сын-сын
са-са-са-сани-сани-сани
сы-сы-сы-сыт-сыт-сыт
са-са-са-самбо
сы-сы-сы-сыпать
са-са-са-сапоги
са-са-са-самокат
са-са-са-самоход
со-со-со-сом, сок, Соня, песок, носок
ас-ас-ас-квас
су-су-су-сук, суп, сумка, сундук, несу, посуда
ос-ос-ос-нос
ста-ста-ста-стадо, стакан, капуста, невеста
ос-ос-ос-кокос
сто-сто-сто-место, тесто, пусто, густо
ус-ус-ус-фокус
сту-сту-сту-стук, ступка, ступеньки
ыс-ыс-ыс-кумыс
сты-сты-сты-кусты, мосты, хвосты, аисты
ст-аст-аст-наст
ост-ост-ост-мост
уст-уст-уст-куст
Автоматизация звука [с] в словах
Цель: добиваться правильного произношения звука [с] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.
Автоматизация в словах:
а) со звуком [с] в начале:
Сад, сам, сани, Саня, сало, сайка, сахар, сабля; салат, сапог, салют, сарай, самокат, самолёт, самовар, сарафан;
сом, сон, соя, сор, сода, Соня, соль, совы, соты, сойка, сопка, соус, сокол, соболь, сорок, ссора, сохнуть; сосед, сорока, солонка, собака, соловей;
сук, суп, сухо, сухарь, сумма, сумка, сутки; судак, сучок, сурок, судья, сукно, сундук, сугроб, сухарь;
сыт, сыпь, сыпать, сытый, сырник; сырок, сынишка, сыроежка; свая, свора, свалка, смута, смуглый, смыть, смысл,
спор, спорт, спуск, спутник, стан, сто, стол, стон, столяр,
стул, ступа, стужа, стык, стыть, скатерть, скука, скумбрия;
сварить, свобода, смола, смутить, смычок,
спасибо, спаниель, спускать, стакан, стадион, старик, студент, стыдить, стыковка, скамейка, скакать, скользить, скорпион, скулить, сковорода;
б) со звуком [с] в конце:
Бас, нас, квас, палас, баркас,
нос, босс, трос, насос, кокос, покос, кросс, вопрос, поднос, матрос, Барбос, абрикос,
ус, вкус, трус, укус, индус,
бис, кис-кис, лис, рис, ирис, редис, Борис, Денис, кумыс, кипарис, барбарис,
вес, лес, нёс, утёс, овёс, пляс;
голос, колос, лотос, космос, термос, компас, ананас, уксус, ярус, минус, парус, палтус, фикус, фокус, кактус, глобус, автобус, троллейбус;
в) со звуком [с] в середине:
Оса, коса, лиса, роса, масса, трасса, гусак, полоса, посадка, колбаса;
песок, кусок, висок, лесок, брусок, осока, фасоль, поясок, колосок, волосок, голосок;
усы, осы, носы, весы, бусы, косы, кассы, трусы, рельсы, посылка, индусы, тунгусы, матросы, вопросы, автобусы,
барсук, рисунок; астра, асфальт, Астрахань, хруст, небосвод, спускать.
г) с ударением на слоге.
Образец: с—ам, с—оп-ка, пе-с—ок.
са сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса полоса, колбаса.
со сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий колесо, фасоль, рассол.
су суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда рисую, несут, плясун.
сы сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, ко сынка, посылка.
д) без ударения на слоге.
Образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.
са сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.
су сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.
сы сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
е) слова со стечением согласных.
Образец: с—вой, с—патъ, прис—танъ.
сва, свосвая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.
ска, скоскала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.
сла, сло, слуслава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.
смо, сму, смы, сна, сно, снысмог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.
Игра «Добавь слог».
Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слово «сок» («бусы»).
авто… (бусы) ре… (бусы) гло… (бусы) троллей… (бусы)
пе… (сок) воло… (сок)
ку… (сок) коло… (сок)
но… (сок) голо… (сок)
ле… (сок) бро… (сок)
Задание «Назови второй слог, а потом все слово»
(материал предъявляется на слух).
ко-су-ля о-со-ка
по-су-да ле-со-чек
ри-су-нок ку-со-чек
ко-сын-ка по-сыл-ка
Упражнение в назывании слов со звуком [с].
Упражнение в проговаривании названий предметов со звуком [с].
Упражнение в проговаривании имен, названий животных, продуктов питания со звуком [с].
Игра «Добавь слово»,
И-го-го! — поёт лошадка.
Спи, мышонок, сладко… (сладко).
Дядя Стёпа в этот раз Утопающего… (спас).
Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит… (слон).
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты… (спишь)
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский… (сад).
Почетный диплом получил водолаз. Он в море тонувшего мальчика… (спас).
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи. Х
вост лохматый, чёрный нос…
Кто же это? Рыжий… (пёс).(И. Киуру).
Автоматизация звука С в слогах и словахАвтоматизация звука С в слогах и словахАвтоматизация звука С в слогах и словах
logosha.com
Конспект
индивидуального занятия
«Автоматизация звука [С]
в слогах и словах»
Подготовила:
учитель-логопед
Савосина Т.А.
г. Саратов, 2015 г.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]
Цель: автоматизация звука [С]
Задачи:
Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.
Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.
Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетела бабочка. Давай покажем бабочке как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.
Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».
Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».
Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».
Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».
Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».
3. Воздушная струя.
Логопед: Пока мы делали упражнения, бабочка сидела на цветочке. Давай поможем ей взлететь.
4. Изолированное произнесение звука [с].
Логопед: Чтобы летать, бабочке нужен ветерок. Покажи как дует ветерок.
Ребенок: (произносит длительно) С-с-с-с-с-с-с-с-с
5. Автоматизация в слогах
Логопед: Пока наша бабочка летала, совсем забыла все слова, которые знала. Давай ей поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.
Логопед: Ли…Ко… О… Ве… Ча… Бу… У… Абрик… Какт… Глоб… Подн… Автоб…
Ребенок: са…са… са…сы… сы… сы… сы… ос… ус… ус…ос…ус
6. Д/и «Поймай звук»
Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], поймай его – хлопни в ладоши».
ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],
Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …
Ряд простых слов: сок, дом, санки, сумка, кот, и т.д.
7. Автоматизация в словах.
Логопед: Бабочка принесла нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:
Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака.
Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.
Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка.
8. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась (тянем ручки вверх)
Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)
Раз – росой она умылась (показываем как она умывается)
Два – изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)
Три – нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)
На четыре – улетела (машем ручками, показывая как бабочка летит).
7. Мелкая моторика.
Логопед: Бабочка принесла тебе задание. Обведи по точкам и назови кто это. Ребенок: Собака.
8. Итог занятия.
Логопед: бабочка хочет знать слова со звуком [С] ты научился произносить на занятии. Давай вспомним.
Вручается картинка бабочки и предлагается дома раскрасить ее.
nsportal.ru
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;
-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
– закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, речевое дыхание;
-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
-воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:
«Всех лечит вареньем и чаем,
Зарядку для всех назначает.
Энергичная болтунья,
Догадалась, кто это?»
-Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.
2. Артикуляционная гимнастика
-Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.
«Заборчик»
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Горка»
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
«Качели»
А сейчас качели вверх-
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт-
И никто не отстаёт.
«Загнать мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку посильней,
Гол забей поскорей!
«Улыбка»
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
– Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
«Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
«Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе –
Язычок я подниму
И, остатки оближу».
-Молодец! У тебя все отлично получилось.
3. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).
4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».
-Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.
5. Автоматизация звука [С] в слогах.
Самомассаж су-джок шариками.
Проговариваем слоги и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).
-Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс
сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос
су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас
со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс
-Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!
6. Автоматизация звука [С] в словах.
– Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.
Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
(Ребенок выполняет задание).
6. Игра «Скажи ласково»». Самомассаж колечками су-джок.
На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.
Сад-садик
Лес-лесок
Пояс-поясок
Сын-сыночек
Самолет-самолетик
Сумка-сумочка
Носок-носочек
Сундук-сундучок
7. Игра «Что с чем?»
Лиса с хвостом
Лестница со ступеньками
Сом с усами
Краски с кисточкой
Сахарница с песком
Куст с листьями
Автобус с колесами
Совок с мусором
Скамейка со спинкой
Кастрюля с рисунком
8. Автоматизация звука [С] в предложениях.
-Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.
Динь-дон, динь-дон
В переулке ходит… (слон)
И рыщут по дороге
Слоны и … (носороги)
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не … (киска)
На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит… (сон)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
9. Образование притяжательных прилагательных.
–Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?
– Сок из слив? – сливовый
– Сок из ананасов? – ананасовый
– Сок из абрикосов? – абрикосовый
– Сок из смородины? – смородиновый.
10. Физкультминутка.
– Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук,
Повернись скорей вокруг.
11. Формирование навыка звукового анализа
Игра «Где спрятался звук [С]?»
– Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?
(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)
12. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много»
-Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса- полосы
Колбаса-
Оса-
Касса-
Салют-
Сахар-
Сундук-
Сова-
Сад-
13. Развитие мелкой моторики.
-Послушай стихотворение про сову и выучи наизусть.
В саду темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
-Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.
(Ребенок собирает).
14. Итог занятия.
– Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
-Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».
– Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.
nsportal.ru
Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [С]!
Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука. С каждой статьи по ссылкам можно переходить на следующие или предыдущие статьи подборки речевого материала на звук [С]/
Материал для автоматизации звука [С] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести звук в речь.
логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта http://LogopedRunet.ru
Звук [С] в прямых слогах:
СА-СА-СА
СЫ-СЫ-СЫ
СЭ-СЭ-СЭ
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
АСА-АСА-АСА
ЫСЫ-ЫСЫ-ЫСЫ
ОСО-ОСО-ОСО
УСУ-УСУ-УСУ
СА-СЫ-СО
СУ-СЭ-СЫ
ЫСЫ-АСА-ОСО
УСУ-ЭСЭ-АСА
Звук [С] в словах с прямым слогом:
Сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, сабля, сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, соль, соты, соболь, соки, сойка, суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сутки, сын, сыр, сыпать, сытый, сырник, сытно, сыворотка, сыпь.
Оса, коса, лиса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, полоса, колбаса, писатель, роса, полосатый, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, волосок, фасон, посол, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун, косуля, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка, осыпал.
Сады, садил, салат, салют, сапог, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, самокат, сандалии, сова, собака, сосед, сорока, софа, соловей, солонка, совет, солёный, солома, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, судья, султан, судак, судить, сурок, сучок, сухой, суббота, сухарь, сукно, суета, суфле, сырой, сырки, сынок, сыроежка, сынишка.
Касса, Лариса, колёса, посох, мясо, высота, насухо, вынесу, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, посылать, насыпь.
Повторить словосочетания и предложения:
Сани у дома, поймали сома, соты с мёдом, суп с салом, сытный суп, соску сосут, высокая осока, фасолевый суп. солью солят, усатый сом, полосатое платье, сонная сова, соль солёная, сухая солома, солёное сало, новая софа, яблочное суфле, умный судья, солист ансамбля, сухой песок, масса советов, посылку посылают, сырой песок, сухие волосы.
В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У сома усы. В буфете сайка, сахар, сыр, сало. У Сони быстрые санки. У Софы красивые косы. Трава сохнет на солнце. В сумке несут сахар и соль. Собака своих не кусает. Соня любит сыр. У осы усы. Оса пьёт сок. В лесу мы увидали лису. Соня моет посуду. Соня катается на санках. Саня любит сырники. Мальчик рисует солнце. У Сони сани едут сами. На суку сидит сова. У Сани скрипят сапоги. У Светы сумка. Собери сор совком. Я упал из санок в сугроб. Собака видит на суку сороку и лает.
На улице сыро, надевай сапоги. На соломе сидит собака. Собака сидит около сарая. На рисунке солдат с автоматом. Наш сосед — санитар. Папа купил сыну самокат. Лариса убирает мусор. У Бориса русые волосы. На рисунке стойкие солдаты. Самолёт летит высоко над лесом. В саду сладкие абрикосы. Алиса гуляет в лесу. В лесу поёт соловей. Около сосны был сухой песок. Собаки охраняли сон солдат. Ларису укусила оса. У Сани сафьяновые сапоги.
Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [С]:
Са – са – са — у Сони длинная коса.
Са – са – са — где живёт лиса?
Со – со – со — у машины колесо.
Су – су – су — в сумке сушки я несу.
Сы – сы – сы — у деда пышные усы.
Сы – сы – сы — на стене висят часы.
Сы – сы – сы — хвост пушистый у лисы.
Аса – аса – аса — здесь просторная терраса.
Иса – иса – иса — бантиком играет киса.
Иса – иса – иса — девочку зовут Лариса.
Асы – асы – асы — кто корчит смешные гримасы?
Асы – асы – асы — на полу паласы.
Исы – исы – исы — вот подарок для Ларисы.
Исы – исы – исы — молоко для кисы.
Асу – асу – асу — мы покрасили террасу.
Осы – осы – осы — долго заплетают косы.
Осы – осы – осы — на столе лежат подносы.
Усы – усы – усы — подарю я маме бусы.
Продолжение подборки речевого материала читайте в статье
«Звук [С] в обратных слогах и конце слова»
logopedrunet.ru