Логопедическое занятие осень в старшей группе – План-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме “Осень”

План-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме “Осень”

Тема:         ОСЕНЬ

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

– учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

– развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

– уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

– закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

– упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

– формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.                (Осень)

– Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

– Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

Вводная беседа.

– Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три,                             Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять,             Левая – с мизинца, правая – с большого.

Вышел дождик погулять.             Беспорядочные удары.

Шел неспешно по привычке,    «Шагают» средним и указат. палъцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:            Ударяют то ладонями, то кулачками.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:             Часто и ритмично бьют в ладоши.

«Ох!» И ушел.                             Ритмичные хлопки по коленям.

Газон засох.

Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

– Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

– Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Гимнастика для глаз   «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

– Ребята! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете. 

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

– А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

– Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

– Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)

– Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

– С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

– Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

– Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

– Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

– Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

– Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Физкультминутка  «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.                (Дети встают в круг, руки над головой в  кольцо.)

Дунул ветер – полетели.        (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели,                (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели,                (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил                (Покружились.)

И на землю опустил.                (Присели.)

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

Игра «Подбери признак»

Осень (какая?) – … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)

– Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

А теперь закончите предложения.

Игра  «Закончи предложения»

В поле собирают урожай (чего?) – … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) – … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) – … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) – … (Ягод, грибов)

3. Итог занятия. Рефлексия

– В чьем царстве мы побывали?

– Какая она Королева Осень?

– Что собирают осенью?

– Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по теме “Осень”

Тема: Осень

   Цели: 1) закрепление представлений об осени и ее приметах;

  1. уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
  2. развитие словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  3. закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
  4. развитие слуховой памяти;
  5. воспитание чувства прекрасного.

    Оборудование: корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки об осени, конверт с письмом, игрушка Незнайка.

   Ход занятия:

  1. Орг.момент. Психогимнастика:

– Ребята, давайте встанем в кружок и возьмемся за руки! Настал новый день! Вспомним, как мы приветствуем друг друга, когда приходим в садик! И сейчас давайте скажем друг другу: «Доброе утро!»и улыбнемся!

Мы спокойны, добры и внимательны друг к другу!

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете красоту, доброту сегодняшнего дня! А теперь выдохните через рот! Молодцы! Начнем наше занятие.

  1. Введение в тему.

– Ребята, нам Незнайка прислал письмо (достаю конверт и показываю детям). Давайте посмотрим! Что там? А там — загадка.

– Наступают холода, часто дует ветер, дождик моросит, птички улетают. Когда это бывает? (осенью).

– Мы сегодня на занятии поговорим об осени!

  1. – Ребята, какое время года было перед осенью? (выслушиваю ответы детей). А какое будет после осени? (выслушиваю ответы детей).

– Что мы можем сказать об осени? Осень (какая?) – холодная, ранняя, золотая, дождливая, красивая…

– Посмотрите за окошко, вспомните, как вы шли сегодня в детский садик и ответьте на мой вопрс: «Какая погода осенью?» ( холодная, хмурая, пасмурная…).

– Что происходит с листочками осенью? Как называется это явление? Листопад. Давайте хором повторим это слово!

– Ребята, как вы считаете, осень — красивое время года? (выслушиваю ответы детей). Художники много картин писали с осенним пейзажем. Как вы думаете, какой цвет краски они больше всего использовали? (желтый). Почему? А поэты сочиняли красивые стихи об осени! (уточняется значение слова «поэт»).

Логопед читает стихотворение:

Осень кругом, позабыли про лето,

Падают листья с кустов,

Свяжем большие-большие букеты

Из разноцветных листов!

– Ребята, а кто из вас уже гулял восеннем лесу и собирал листья? (выслушиваю ответы детей). Посмотрите на картинку, какие красивые листья можно собрать в осеннем лесу!

– Какого цвета листья осенью? (выслушиваю ответы детей). Как можно одним словом о них сказать? (разноцветные). Повторим хором это слово!

  1. Физминутка.

Детям раздаю разноцветные листочки.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят,

Скоро голым станет сад!

(дети проговаривают стишок и танцуют с листями).

Игра с мячом: «Назови ласково!»

лист — листик

ветка — веточка

дерево — деревце

трава — травка

птица — птичка

дождь — дождик

шапка — шапочка

цветок — цветочек

птица — птичка

туча — тучка

  1. Дети садятся за парты.  

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого),

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки),

Листья березы, листья рябины, ( загибают пальчики, начиная с большого)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

  1. – Ребята, а теперь мы с вами будем отгадывать осенние загадки!

Падают с ветки золотые монетки (листья)

Шумит он в поле и лесу,

А в дом не попадает,

И никуда я не иду,

Покуда он гуляет! (дождь)

  • Осенью часто идет дождь. Как еще можно сказать про дождь? Что дождь делает? ( капает, моросит, стучит по крышам, льет).
  • Что нужно взять с собой, когда идет дождь? (зонт). Как ласково назвать зонт? (зонтик).
  1. – Ребята, атеперь мы с вами вспомним название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь. Хоровое проговаривание.

– А сейчас у нас какой месяц? Это ранняя или поздняя осень? Посмотрите на картинку: в сентябре дети идут в школу, начинается новый учебный год.

  1. Игра «Закончи предложение!»:

Летом на улице тепло, а осенью…

Летом листья зеленые, а осенью…

Летом дети надевают легкую одежду, а осенью…

  1. – Давайте с вами придумаем несколько предложений об осени.

Дети придумывают предложения. Логопед задает вопросы, если возникли затруднения ( Что делают птички осенью? Какая осенью погода? Как мы одеывемся осенью?)

  1.  Итог.

nsportal.ru

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему “Осень” (старший дошкольный возраст)

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по теме «Осень. Приметы осени»

Цель: Уточнить и расширить представления об осени и ее приметах.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные

– Уточнить и активизировать словарь по теме;

– Образование глаголов ед. и мн. числа;

– Согласование существительных с глаголами ед. и мн. числа наст. вр.;

– Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным схемам;

– Согласование существительных с прилагательными;

– Образование падежных окончаний существительных.

2. Коррекционно-развивающие

– Развитие фонематического слуха и мелкой моторики;

– Развитие зрительного восприятия и графических навыков;

– Развитие связной речи и координации речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные

– Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности;

– Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Сюжетная картина «Осень», предметные карточки к упражнениям, листы бумаги, цветные карандаши, опорная схема для составления рассказа, осенние листья с разных деревьев.

Ход занятия

I. Орг.момент

– Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:

«Осенние листья» И. Токмакова

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

– О каком времени года идет речь?

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Упражнение «К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний существительных.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

– Мы ждали…(Осень).

– Долго не было…(Осени).

– Мы одеваемся тепло…(Осенью).

– Мы поем песни об…(Осени).

– Мы любим…(Осень).

2. Упражнение «Картинки осени». Знакомство с признаками осени, используя предметные картинки.

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети заканчивают предложения, опираясь на картинку, затем повторяют его полностью.

– Осенью бывает…(Дождь).

– Осенью бывает…(Листопад).

– Осенью бывает…(Ветер).

– Осенью бывают…(Грибы) и т.д.

3. Упражнение «Подбирай, запоминай». Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными.

Небо осенью (какое?) – …….

Дождь осенью (какой?) -……

Солнце осенью (какое?) – …..

Листья осенью (какие?) – ……и т.д.

4. Игра «Угадай слово». Использование в речи глаголов ед. и мн. числа наст. вр.

Птица улетает, а птицы………

Ветер дует, а ветры…………

Холод наступает, а холода…….

Цветок увядает, а цветы………

Лист желтеет, а листья………

Дождь моросит, а дожди…… и т.д.

III. Развитие связной речи

Составление детьми рассказа «Осень» с использованием опорной схемы.

СОЛНЦЕ ПТИЦЫ

НЕБО ЖИВОТНЫЕ

ЗЕМЛЯ, ДЕРЕВЬЯ ЛЮДИ

Кончилось теплое лето, наступила….. . Солнце…., на небе…., часто моросит…. .

Листья на деревьях…., их сдувает…., и они падают ….. . Птицы……., звери в лесу готовятся……. : заяц……., белка……., ежик…… . Люди надевают…… и собирают….. .

IV. Физкультминутка

Прошагать стихотворение «Осень». На каждую строчку четыре шага в такт.

Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она:

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.

V. Сенсорное развитие

Упражнение «Обведи листочек». У детей на столе бумага, карандаши, листочки с разных деревьев.

Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я возьму.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты листок не улетай!

Дети повторяют зачин, затем кладут листок на бумагу, обводят его карандашом, заштриховывают.

VI. Работа над звуковой стороной речи

  1. Игровое упражнение «Дружные слова». Развитие фонематического слуха. Подобрать слова, похожие по звучанию. Дети используют предметные карточки.

Листочки – грибочки

Помидор – мухомор

Птички – синички

Листопад – снегопад и т.д.

2. Игровое упражнение «Спрячь слоги в ладошки». Работа над слоговой структурой слова.

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Вслух слова произносить.

Слово нужно повторить,

И на части разделить.

Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:

Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т.д.

VII. Итог занятия

infourok.ru

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

подготовила учитель-логопед Алехина Елена Николаевна г. Валуйки 2015 ТЕМА: «Осенняя сказка».

ЦЕЛЬ: актуализация и закрепление словарного запаса по теме «осень»

; использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать навыки словоизменения; лексико-грамматических навыков.
  • Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже.
  • Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
  • Развивать творческую активность, художественно-творческие способности.
  • Закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (оттиск листьями).
  • Вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке.
  • Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным.
  • Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности, эстетическое отношение к природе.

Скачать конспект

ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы Осени и Лесовичка, мольберт, краски и простые карандаши, магнитофон, лесной домик, бумажный дятел, магнитная доска, иллюстрации осенних деревьев и листьев, пиктограммы «радость» и «грусть», корзина с сосновыми шишками, мяч-орех, панно с нарисованным стволом дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент:

Звучит музыка. В гости к детям приходит Осень (логопед в костюме Осени).

ЛОГОПЕД: Здравствуйте дети! Я – Осень. Я пришла к вам в гости. Рады вы моему приходу?

ДЕТИ: Да!

II. Основная часть:

1. ПАНТОМИМИКА.

ЛОГОПЕД: (На мольберте пиктограмма – «радость»)

– Дети, расскажите, чем же хороша осень? (за каждый ответ ребенок получает бумажный лист)

ДЕТИ: Осенью поспевает урожай.

Осенью красивые разноцветные листья на деревьях.

Осенью заготавливают припасы на зиму.

Осенью надеваем нарядную теплую одежду.

Осенью делимся впечатлениями о проведенном отпуске с родителями.

Осенью цветут на клумбах красивые цветы и т. д.

ЛОГОПЕД: А что грустного осенью? (пиктограмма – «грусть»)

ДЕТИ: Осенью идут дожди.

Осенью день становится короче и быстро темнеет.

Осенью дуют холодные ветры.

Осенью нужно одеваться теплее.

Осенью нельзя загорать и купаться.

Осенью мало солнечных дней и т.д.

ЛОГОПЕД: Все правильно, молодцы! Чтобы вы не скучали, отгадайте мою загадку:

Закружился надо мною дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош, где такой еще найдешь –

Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья – дождь из листиков и я.

(Автор: Разводова Л.)

ЛОГОПЕД: Что это за дождь из листиков?

ДЕТИ: Это листопад.

ЛОГОПЕД: Что такое листопад? Ответы детей (опадание листьев осенью).

2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ЛОГОПЕД: Давайте и мы с вами устроим листопад. Встаньте в круг. Положите листочек на ровную ладошку, сделайте вдох носом и подуйте на листок через вытянутые вперед губы (повторить 2 раза).

Осень в гости к вам пришла,

Деток радует она:

Разукрасила ваш сад,

Подарила листопад.

(Автор: Смирнова Л. Н.)

ЛОГОПЕД: Какой чудесный ковер получился из осенних листьев.

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОГИ ОДЕТЬСЯ ДРУГУ»

ЛОГОПЕД: Дети, а не хотели бы вы отправиться со мной в осенний лес?

ДЕТИ: Да.

ЛОГОПЕД: Отлично. Но сначала нам нужно одеться в осеннюю одежду. Поможем своему товарищу. Разделитесь на пары, встаньте лицом друг к другу

Образец логопеда: Я надену на Настю осенний жилет.

осенний плащ осеннюю шапку

осеннюю куртку осеннее пальто

осеннюю ветровку осенние перчатки

ФИЗМИНУТКА — ЛОГОРИТМИКА

ЛОГОПЕД: Оделись потеплее. Пошли… (идут по кругу)

В лес отправимся гулять, будем весело шагать, маршируют

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом, ходьба змейкой

На носочки встали и к лесу побежали, бег на носочках

Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем, высокий шаг

И снова по дорожке мы весело шагаем. марш

(Автор: ОвчинниковаТ. С.)

4. МАССАЖ РУК

ЛОГОПЕД: (Звучит музыка «пение птиц»)

– Вот мы и попали в осенний лес. Что это там под кустом? (корзина с шишками).

– Наверно это Ёжик сделал нам подарок. (Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе).

– Дети, что у вас в руках? (сосновые шишки). Давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. (Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью):

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Радость и веселье,

Ум и доброту!

5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С МЯЧОМ

ЛОГОПЕД: Посмотрите, белочки играли на полянке и оставили орешек (мяч). Поиграем с мячом в игру «Назови ласково»:

лес-лесочек лист-листочек

дождь-дождик куст-кустик

ветка-веточка туча-тучка

6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ ЛИСТ?»

ЛОГОПЕД: Молодцы! Смотрите, там ещё одна корзинка. Это от зайчиков сюрприз. Что в ней? Да это необычные рисунки! (пунктирное изображение листьев). Найдите каждый свой лист, обведите его, начиная с красной точки. И скажите, чей лист? С какого дерева? А помогут нам волшебные слова:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Карандашик я возьму.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой, Мой листочек небольшой.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Ты листочек угадай!

ДЕТИ: У меня березовый лист У меня дубовый лист

У меня осиновый лист У меня кленовый лист

У меня липовый лист У меня рябиновый лист

ЛОГОПЕД: Все справились с таким сложным заданием. Странно, почему же все листья не цветные?! (Раздаётся стук дятла). Что это за звук?

ДЕТИ: Это дятел стучит.

ЛОГОПЕД: Где же он? (подходим к избушке). Кто живет в этой лесной избушке? Постучим.

7. ВСТРЕЧА С ЛЕСОВИЧКОМ.

ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, ко мне на помощь пришли?

ЛОГОПЕД: А что у тебя случилось?

ЛЕСОВИЧОК: В моём лесу произошло несчастье. Деревья вдруг перестали быть нарядными и красивыми. Все листья потеряли свой цвет. Всё вокруг стало грустным и бесцветным. Вот и я загрустил, потому что не знаю, как можно всё исправить, ведь осенью все листья на деревьях разноцветные: красные, …

ЛОГОПЕД: Не грусти, старичок. Мы постараемся тебе помочь. Правда, дети?

ДЕТИ: Да!!!!

ЛЕСОВИЧОК: А как вы думаете, чем вы мне можете помочь? (Подвести детей к мнению, что нужно раскрасить листики на деревьях всем вместе).

– Верное решение! (достаёт корзину с живыми листьями).

– Дети, здесь у меня в корзине остались цветные листочки на память о том, какие были деревья красивые. Может они нам помогут? Мы этими листиками будем рисовать. Точнее, делать оттиски, отпечатки листьев. В моём волшебном лесу всё готово для работы.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ЛЕСОВИЧОК: (Звучит музыка и дети подходят к столам (на мольберте висит панно с нарисованным стволом дерева).

– Дети, посмотрите на листики из моей корзины. Какого они цвета? А какого цвета ещё бывают осенние листья? И в моем лесу листья были оранжевого цвета. Посмотрите, есть ли на столе оранжевая краска?

ДЕТИ: Нет. Только красная и желтая.

ЛЕСОВИЧОК: Как получить оранжевый цвет?

ДЕТИ: Смешать краски между собой.

ЛЕСОВИЧОК: Правильно! Сейчас я покажу, как выполнить оттиск (отпечаток). Гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок. Аккуратно переворачиваем его, держа за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток. Посмотрите, какой красивый листик у меня получился. Попробуйте и вы сделать такие листочки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ЛЕСОВИЧОК: Но сначала разогреем наши пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

(Автор: В.И. Ковалько)

(Звучит негромкая музыка и дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно.)

ЛЕСОВИЧОК: Молодцы, дети! Хорошо поработали! Спасибо вам за помощь! Теперь мой лес снова станет ярким и веселым! Побегу обратно, обрадую всех лесных жителей! До свидания!

ДЕТИ и ЛОГОПЕД: До свидания, Лесовичок. Приходи ещё к нам в гости!

IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

ЛОГОПЕД: Ну и мне пора, дети. Понравилась ли вам наша встреча?

Литература:

  1. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. — 2006.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. — М., 2007.
  3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М, 2006.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика. КОРОНА. — 2005.
  5. ОвчинниковаТ. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.
  6. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

                                                             

                                                             Автор-составитель:

                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                                Ремизова Эльмира Станиславовна

Цель:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

 2.Совершенствовать грамматический строй речи.

 3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

     4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

     5.Развивать речевое дыхание.

     6.Развивать артикуляционную гимнастику.

  7.Развивать пространственные представления.

8.Развивать внимание, память.

     9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность,    контроль над собственной речью.

     10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.

     11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

    12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением..

Оборудование:

Картинки с листьями,  листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

 Ход  занятия:

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте,мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхателной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам ,а вы улыбнётесь мне,а потом мы улыбнемся друг-другу (элементы артикуляционной гимнастики)

Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: -Правильно, мы отправляемся в Осень.

 Звучит музыка осеннего леса. Дети идит по кругу вокруг листьев на полу.

Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

 Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами  их закрепим ( элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

  • Введение в тему

Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

 

Л.:-О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей:-( об осени).

Л.-: – Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Ответы детей:-Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

  •    Игра «Подбери действие». 

Л.: – Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Л.: – Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Л.:-Листья осенью (что делают?)

Ответы детей:-Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Л.:-Дождь осенью?

Ответы детей:-Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Л.:-Урожай осенью?

Ответы детей:-Урожай осенью убирают.

Л.:-Птицы осенью?

Ответы детей:-Птицы осенью улетают.

Л.:-Деревья осенью?

Ответы детей:-Деревья осенью роняют листья.

Л.:-Звери осенью ?

Ответы детей:-Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

 

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

 

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

 

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

 

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Л.:-Лист с березы?       Ответы детей: – березовый,

     -Лист с рябины?      Ответы детей: – рябиновый,

     -Лист с дуба?                                        – дубовый.

     -Лист с осины ?                                    – осиновый .

(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).

 

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

 

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

        (Логопед предлагает детям выложить узор  из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

        — Какой лист в середине?

        — Какой лист слева?

        — Какой лист справа?

              (ответы детей).

  • Пересказ рассказа по картинкам. 

Л.: – Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

(Пересказ рассказа детьми)

 

  • Релаксационная минутка.

       Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

 

Л.: – Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Л.:-Спасибо всем большое,за то ,что они так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем( дети хлопают в ладони).

.

 

nsportal.ru

Логопедическое занятие по лексической теме Осень

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать глагольный словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка».

Логопед:

– Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

– Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?

Логопед:

– Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  • Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дует злой северный ветер.
  • Часто идет холодный дождь.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Люди собирают урожай.
  • В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие».

Логопед:

– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Логопед:

– Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика

Логопед:

– Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.

Выполняем дыхательную гимнастику.

Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол)
И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Логопед:

– Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам.

Логопед:

– Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка.

Логопед:

– А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.

Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия.

Логопед:

– Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Переход Валентина Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ Волоконовский детский сад
комбинированного вида №1 «Березка»
Волоконовского района Белгородской области

logoportal.ru

Конспект занятия “Осень” | Логопед по Скайпу


Автор-составитель:

учитель-логопед

Косоротова Ирина Борисовна

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

 

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями,  листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

 

 

Ход  занятия:

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

— Какого цвета листья?

(ответы детей).

— Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

(ответы детей).

 

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

 

— О каком времени года это стихотворение?

( об осени).

 

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

-Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

(Ответы детей).

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

(ответы детей).

— А сейчас нам Таня расскажет стихотворение про осенний месяц – октябрь.

/выходит ребенок и рассказывает стихотворение/.

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

 

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

       Раз, два, три, четыре, пять-

       Будем листья собирать

        (сжимать и разжимать кулачки),

       Листья березы, листья рябины,

        Листики тополя, листья осины,

        Листики дуба мы соберем,

        Маме осенний букет отнесем.

       (загибать поочередно пальцы).

 

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Дождь-дождик, лист-листик

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

 

  • Игра «Подбери признак»

Логопед:

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч ,тот  отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

-Какие деревья?

-Какая трава?

-Какой дождь? и т.д.

 

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

 

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

 

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

 

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

 

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

(дети подбирают листья к нужному дереву).

 

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

 

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

        (Логопед предлагает детям выложить узор  из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

        — Какой лист в середине?

        — Какой лист слева?

        — Какой лист справа?

              (ответы детей).

 

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

 

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.

 



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *