Лебедь щука рак басня читать: Басня Крылова Лебедь, щука и рак

И.А. Крылов “Лебедь, Щука и Рак”

Урзуфская ОШ І-ІІІ ст.

 

 

 

Открытый урок

(чтение)

 

 

Басня

“Лебедь, Рак и Щука”

И.А.Крылов

4 класс

 

 

                                                                          

                                                                            Учитель

высшей  категории

                                                          Бурназова Надежда Ильинична

2015 г.

Тема:              И.

А. Крылов “Лебедь, Щука и Рак”

Цель:              познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова,      

                        работать над выразительностью чтения басни, учить

                        понимать скрытый смысл произведения, воспитывать

                        чувство взаимовыручки, развивать любознательность,

                        прививать любовь к чтению.

Тип урока:  Комбинированный

 

 

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

Доброго утра! Доброго дня!

Пусть хлопают ладошки!

Пусть топают ножки!

Работают головки!

Доброго утра! Доброго дня!

Желаю я вам здоровья и добра!

 

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

·       Работа над пословицами о дружбе.

 

ü  – Вы дома подбирали пословицы о дружбе.

ü – Зачитайте их и объясните смысл этих пословиц?

Дети читают по одной пословице и объясняют смысл своей пословицы.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

·       Беседа

 

ü Ребята, какие литературные жанры вы знаете? (стихи, сказки, рассказы).

ü Мы сегодня познакомимся еще с одним литературным жанром – басня.

ü Басня, в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется так:

“Басня  – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.”

ü А что такое “нравоучительное”?

ü Как вы понимаете?

ü Выдающимся русским автором басен является Иван Андреевич Крылов.

ü Петр Андреевич Вяземский – русский поэт писал о Крылове такие строки:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

·       Знакомство с биографией Крылова.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. У Крылова было трудное детство. Он рано остался без отца, и матери пришлось отдать сына на службу в канцелярию. Только к сорока годам он смог устроить свою жизнь, поступив в Петербурге на службу в Публичную библиотеку, где прослужил больше тридцати лет.

     Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всем. У его памятника в Летнем саду в Петербурге всегда собираются дети. Они внимательно рассматривают сидящего в кресле поэта, с интересом вглядываются в изображенных на памятнике героев его басен – разных зверей и птиц.

IV. Сообщение темы и задач урока

ü На уроке мы с вами познакомимся с одной из басен Ивана Андреевича Крылова. А ее название вы узнаете, если отгадаете загадки.

ЛЕБЕДЬ

 

На доске перевернуты карточки.

 

 

 

После каждой отгаданной загадки карточка открывается.

 

В воде купался

А сух остался

                        (лебедь)

У нее во рту пила.

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала.

А теперь в котел попала.

                        (щука)

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдет –

Задом наперед.

                       (рак)

ü Прочитайте название басни.

V. Мотивация учебной деятельности.

·       Создание эмоционального фона

Прослушивание аудиозаписи басни в исполнении артиста.

ü Послушайте внимательно басню в исполнении артиста – Александра Клюквина. Если в тексте встретятся незнакомые слова, запомните их. Мы объясним их значения.

VI. Восприятие и осознание нового материала.

·       Словарная работа

 

Лад – действовать вместе

Поклажа  – груз

Ныне – сейчас, теперь.

ü Но как об этом сказал Крылов? (А воз и ныне там)

ü Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, даже не задумываясь о его значении. Такие выражения называют крылатыми.

А воз и ныне там – значит, работа не двигается с места.

ü Какие же недостатки героев высмеивал Крылов? (непонимание, несогласованность в действиях, в товарищах).

 

 

 

На доске запись:

 

Лебедь, Рак и                                       легкомыслия, хитрости

    Щука – воплощение:                            несогласованности,

                                                                  трудолюбия

ü Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения.

 

Физкультминутка

ü  А сейчас превратимся в одного из героев и отдохнем:

 

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Спустились над водой,

Качают головой.

Гордо и прямо умеют держаться

И тихо-тихо на воду садятся.

 

·       Чтение басни учителем.

·       Чтение басни учащимися.

(3 человека – по 1 человеку с каждого ряда).

·       Работа над басней.

 

ü Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и везти? (товарищи)

ü А как вы понимаете значение слова “товарищи”?

ü Кто герои басни?

ü Что у них общее? (их жизнь связана с водой)

ü Вспомните, о чем мы говорили в начале урока? (о дружбе)

ü Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет, они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места)

ü Прочитайте предложение, которое помогает увидеть образ лебедя в басне. (Лебедь рвется в облака)

ü Назовите главное слово (рвется)

Отодвигается часть рисунка 

ü А образ Рака? (Рак пятится назад)

                        

                         Отодвигается часть рисунка 

ü Найдите и прочитайте образ Щуки? (Щука тянет в воду)

 

                         Отодвигается часть рисунка 

 

·       Работа в парах по карточкам

Каждому ряду – один тип карточек.

 

1 ряд

Дополните:

– В этой басне говорится о том как…

– Они не справились потому, что….

 

2 ряд

 

Выберите то, что считаете правильным:

– Не следует браться за слишком тяжелую работу.

– Работать нужно дружно, слаженно.

Найдите в басне слова, в которых выражена основная мысль.

 

3 ряд

Найдите в тексте слова, которые соответствуют каждому из следующих предложений:

– Лебедь, Щука и Рак взялись за дело все вместе с охотой. (“Везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись”)

– Они очень старались, потратили много сил. (“Из кожи лезут вон”)

– Работа не ладилась, дело не двигалось. (“Да только воз и ныне там”)

 

ü Знаете ли вы случаи из жизни, к которому можно было бы применить эту басню?

 

·       Работа над выразительностью чтения басни

(3-4 учащихся)

 

ü Прочитайте басню медленно, не спеша, как будто рассказываете слушателям, что случилось с героями. Постарайтесь, чтобы слушатели представили героев басни и немного посочувствовали им.

VII. Закрепление и осмысление знаний

·       Работа над иллюстрациями.

ü Рассмотрение иллюстраций

ü Разные художники изобразили их так, как видели, как представляли героев басни.

ü Какими изобразили художники героев басни – внешне и по характеру?

 

·       Игра “Верно – неверно”

 

ü А сейчас поиграем в игру “Верно – неверно”

 

v Верно ли, что басня о дружбе?

v Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?

v Верно ли, что воз стал причиной разлада?

v Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?

v Верно ли, что Крылов своих героев наделил характерами людей?

v Верно ли, что без согласия любое дело по плечу?

v Верно ли, что дружба, согласованность – важные качества в выполнении любого дела?

 

VIII. Обобщение и систематизация знаний

 

·       Метод “Микрофон” (если успеваем по времени)

 

ü А теперь, взяв микрофон, выскажите свое мнение почему “воз и ныне там”?

 

Объяснить причину и доказав безысходность этого положения, если не изменить ситуацию!

·       Цветок “Дружбы”

 

ü А теперь, давайте составим цветок “Дружбы”, чтобы не попасть в ситуацию, в которую попали герои басни.

 

Дети выбирают лепестки цветка, которые соответствуют дружбе и вывешивают на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 


Лепестки:

 помощь, доброта, внимательность, отзывчивость,  доверие, честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм.

ü А почему вы выбрали именно эти слова для нашего цветка?

IX. Итог урока

ü Что нового вы узнали на уроке?

ü С какой басней познакомились?

ü Назовите героев басни.

ü Кто автор басни?

ü В каких словах выражена основная мысль?

ü Чему учит нас басня?

ü Я хотела бы наш урок закончить словами известного русского поэта М.В.Исаковского:

 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде призывал сердца.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

 

X. Оценивание учащихся

XI. Домашнее задание

          (не задается, так как урок проводился в пятницу).

По желанию нарисовать иллюстрацию к басне.

 

 

И.А.Крылов, Лебедь, щука, рак.

Басня Лебедь, Щука и Рак

К огда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.


      ***

      Однажды Лебедь, Рак да Щука
      Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

П оклажа бы для них казалась и легка:
      Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;
      Да только воз и ныне там.

Впервые напечатана басня в 1816 году. В ней выражено скептическое отношение к Александру I.
Подобно «Квартету», она высмеивает неурядицы в Государственном совете. Реформы и комитеты, затеваемые Александром I, не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия.

Басню трактовали как отклик на деятельность Государственного совета, на несогласие между его членами.

Урок чтения в коррекционной школе.

Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Цели:

Познакомить учащихся с баснописцем И. А. Крыловым ; расширять представления об особенностях жанра.

Познакомить с басней «Лебедь, рак и щука».

Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.

Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитывать чувство дружбы, сплочённости.

Ход урока.

1.Биография

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других -людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Умер 21 ноября 1844 г., Санкт-Петербург

Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.

Басня – один из древнейших литературных жанров. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. В басне обязательно должно быть мораль (совет).

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

2. Просмотр и чтение басни.

Басня Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

***

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.

3.Анализ услышанного.

Кто является героем этой басни? (лебедь, рак и щука)

Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?

“Лебедь рвётся в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый

“Рак пятится назад” – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад

“Щука тянет в воду” – упрямая, только своё дело знает

Обратите внимание на действия героев, которые очень точно передают характер каждого из них.

“Из кожи лезут вон” – усердствовать, стараться изо всех сил.

4. А теперь давайте с вами сделаем аппликацию по этой басне:

От воза к животным проведем линии в том направлении, в которое направлялись герои басни.

5. Словарная работа:

Лебедь-красивая и благородная птица из семейства утиных, самая крупная водоплавающая птица.

Рак -животное обитающее в пресной воде.

Щука-самая известная и популярная пресноводная рыба-хищница.

Лад – согласие, мир.

Поклажа – вещи, груз, багаж.

Воз – телега, повозка.

Впряглись – сами запряглись в повозку, чтобы перевезти груз.

Ныне – в настоящее время, теперь, до сих пор.

6. Физминутка.

7. Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Пересказать и сделать вывод о басне).

8. Глобальное чтение (соотнести слово с животным из басни).

9. Игра (взять фигурку и рассказать, какую она играла роль в басне).

10. Рефлексия

С каким писателем мы познакомились?

Что он писал?

Как называется басня?

Какой мы можем сделать вывод? (если нет согласия между людьми, то ничего не получится, нужно уметь договариваться и уступать)

Мораль басни Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак» учит согласию и взаимопониманию между людьми. Если у людей есть общее дело, которое необходимо сделать хорошо и качественно, то делать его нужно дружно и слаженно. Тогда и работа будет приносить удовольствие всем членам команды, и результат труда будет прекрасным. А если в группе будет разлад и непонимание, то надеяться на отличный результат даже не стоит, ведь такая работа – сплошное мучение.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/376617-iakrylov-lebed-schuka-rak

258425 БАСНЯ КРЫЛОВА лебедь рак и щука Старинный русский ПК | Темы – Фольклор и легенды – Фольклор

ID: 30721342 Открыть

  • Листинг
  • Подробности
  • Продавец
  • История
  • Перевозки
  • Вопрос

$54,99

Продавец: открыткимир (1897)

Крылов Басня Лебедь Рак и Щука Старинный Русский ПК Винтажная оригинальная старая открытка В очень хорошем состоянии, есть небольшие заломы, для более подробной информации смотрите сканы пожалуйста. Издательство рус. Прибл. Размер: 5,5X3,5 дюйма (14X9 см) Отправляем только авиапочтой заказным… Читать дальше

Крылов Басня Лебедь Рак и Щука Винтаж Русский ПК
Винтажная оригинальная старая открытка В очень хорошем состоянии, есть небольшие заломы, подробнее смотрите сканы пожалуйста. Издательство рус. Прибл. Размер: 5,5X3,5 дюйма (14X9см)
Отправляем только авиапочтой заказным письмом с номером отслеживания. Мы можем объединить несколько заказов, чтобы сэкономить ваши деньги на доставке. Если вы купите 10 или более моих лотов, я предоставлю вам бесплатную зарегистрированную почтовую доставку. Обычно международное заказное письмо от нас идет 3-4 недели.

Информация о продавце
Продавец
postcardsworld (1897)
Зарегистрирован с
28. 09.2017
Обратная связь
100%
Магазин
открыткимир
  • Продажи
История продаж

Товар еще не продан.

Местонахождение товара
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Отправляет на
США, Канада, Великобритания, Албания, Андорра, Аргентина, Армения, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария, Камбоджа, Китай, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Джибути, Египет, Эстония, Эфиопия, Франция, Грузия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Святой Престол (город-государство Ватикан), Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Ирак, Ирландия, остров Мэн, Израиль , Италия, Япония, Джерси, Иордания, Казахстан, Кения, Корея (юг), Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Макао, Македония, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мартиника, Мексика, Молдова, Республика , Монако, Монголия, Черногория, Марокко, Нидерланды, Нидерландские Антильские острова, Нигерия, Норвегия, Оман, Пакистан, Филиппины, Португалия, Катар, Реюньон, Румыния, Российская Федерация, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сербия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения , Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Сен-Пьер и Микелон, Швеция, Швейцария, Тайвань, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Турция, Туркменистан, ОАЭ, Узбекистан, Вьетнам
Почтовый калькулятор
Выберите страну
United StatesCanadaUnited KingdomAlbaniaAndorraArgentinaArmeniaAustriaAzerbaijanBahrainBangladeshBelarusBelgiumBosnia and HerzegowinaBrazilBulgariaCambodiaChinaCroatiaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiEgyptEstoniaEthiopiaFranceGeorgiaGermanyGibraltarGreeceGreenlandGuernseyHoly See (Vatican City State)Hong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKorea (South)KuwaitKyrgyzstanLatviaLebanonLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMalaysiaMaldivesMaltaMartiniqueMexicoMoldova, Republic ofMonacoMongoliaMontenegroMoroccoNetherlandsNetherlands AntillesNigeriaNorwayOmanPakistanPhilippinesPortugalQatarReunionRomaniaRussian FederationSan MarinoSaudi ArabiaSerbiaSeychellesSingaporeSlovakiaSloveniaSouth AfricaSpainSri LankaSt. Пьер и МикелонШвецияШвейцарияТайваньТаджикистанТаиландТунисТурцияТуркменистанОбъединенные Арабские ЭмиратыУзбекистанВьетнам
Количество
Принятые возвраты

Вы должны войти в систему, чтобы задать вопрос продавцу.
Нажмите здесь, чтобы войти

Fable Krylov – Etsy Canada

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *