Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.
Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.
В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.
Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:
— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!
— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?
— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.
Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка домой.
— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.
— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.
Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.
Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.
Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.
— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.
Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из ноздрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.
— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.
Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.
Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.
Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.
— Вот вам, хозяюшки, грибков, — говорит.
Рассердились тут невестки на Ивана:
— Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!
Усмехнулся Иван и опять залез на печь.
Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.
На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.
Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.
Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.
На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.
Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.
— Что это у тебя такое? — спрашивают Ивана невестки.
— Да вот, — говорит, — искавши грибов, сучком накололся. — И полез Иван на печь.
Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.
— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!
Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.
Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.
Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.
В конце пира стала царевна медом из своих рук rocтей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… просто страсть. |
— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.
Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.
Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:
— Вот, батюшка, мой суженый.
Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят…
ВСЕ СКАЗКИ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО
← Предыдущая
Следующая →
{{autors_str}} {{#if analog.rusname}} «{{analog.rusname}}» {{else}} «{{analog.name}}» {{/if}} {{year_type}} | {{#if avg_work_mark}}
{{avg_work_mark}}
({{analog.![]() | {{#if analog.work_mark}}{{analog.work_mark}}{{else}}-{{/if}} | {{analog.responses_count}} отз. |
1 рабочий день
Я сделаю все возможное, чтобы выполнить эти расчеты доставки, но не могу их гарантировать. Фактическое время доставки будет зависеть от выбранного вами способа доставки.
Покупатели несут ответственность за любые таможенные пошлины и налоги на импорт, которые могут применяться. Я не несу ответственности за задержки из-за таможни.
Просто свяжитесь со мной в течение: 14 дней с момента доставки
Отправьте мне товар в течение: 30 дней с момента доставки
Не удалось рассчитать доставку. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Выберите страну
Choose Country———-AustraliaCanadaFranceGermanyGreeceIndiaIrelandItalyJapanNew ZealandPolandPortugalSpainThe NetherlandsUnited KingdomUnited States———-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo, Republic ofCook IslandsCosta RicaCroatiaCuraçaoCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyIvory CoastJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmar (Burma )NamibiaNauruNepalNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, State ofPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSerbia and MontenegroSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia и Южные Сандвичевы островаЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияТайваньТаджикистанТанзанияТаиландНидерландыТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидадТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыСоединенное КоролевствоСоединенные ШтатыСоединенные Штаты Малые отдаленные острова США.
Почтовый индекс
Пожалуйста, введите действительный почтовый индекс
В русских народных сказках главным героям часто помогают животные, обладающие необычными и даже волшебными качествами. Это свидетельствует о тесной связи наших предков с природой, вере в ее силу и справедливость. Яркий пример – сказка о волшебной лошадке Сивке Берке. Простая на первый взгляд история о том, как в жизни главного героя появляется вещая курка и меняет ее к лучшему. Он раскрывает глубокий смысл взаимодействия человека с силами природы и дает представление о том знании устройства мироздания, которым располагали славяне. Чтобы лучше понять наших предков и понять их идеи, для начала стоит вспомнить сказку.
Сказка имеет несколько вариантов развития событий. Напомним два самых известных.
У одного крестьянина было трое сыновей. Старшие были хитры и расчетливы, поэтому добрый и бескорыстный младший брат Иван считался глупым. Работа у него черная, да и место для отдыха не самое лучшее – за печкой. Однажды отец позвал к себе сыновей и сказал, что пришло его время умереть. Единственной предсмертной просьбой родителя было то, чтобы три ночи подряд каждый из сыновей приходил к его могиле и приносил хлеб. Старшие братья испугались, поэтому схитрили и переложили устрашающую обязанность на младшего. Через три ночи после смерти отца Иван носил хлеб на могиле покойного, исполнив таким образом его просьбу. За храбрость и послушание он был вознагражден. Отец поднялся из могилы и сказал Ивану волшебные слова, которыми он мог призвать на помощь волшебного коня: «Сивка-бурка, вещий преследователь, встань передо мной, как лист перед травой!»
В другом варианте сказки крестьянин просит своих сыновей найти того, кто вытаптывает пшеничное поле ночью. Старшие обращаются к инструкции через рукава. Только младшему сыну удается поймать ночного нарушителя спокойствия. Это была волшебная лошадь. В обмен на свободу пророческая курка говорит главному герою волшебные слова.
Дальнейший сюжет тот же. Король решает выдать свою единственную дочь замуж, но прекрасная принцесса ставит условие. Она соглашается стать женой шустрого юноши, который в ее возбужденном состоянии может подпрыгнуть на своей лошади к окну и поцеловать ее в сладкие губы. Многие ребята пытались добиться заветной цели, но только получали травмы. Главный герой тоже решил попытать счастья. Несмотря на многочисленные препятствия и насмешки братьев, Иванушке удается доказать свою удаль. Путешествующая курка помогает ему выполнить условие и завоевать сердце принцессы. Полцарства вдобавок еще и хорошая награда за трудолюбие и терпение.
Как и во многих других сказках, главный герой по имени Иван был третьим и младшим сыном в семье. Роль главного героя отведена ему не случайно, ведь именно с младшим сыном, по обычаю, доживали свой век родители. Следовательно, вместе с равной долей наследства он получил все тяготы по уходу за стариками. Но, как это часто бывает, младшего обманули, и ему достались только проблемы. В сказках вмешательство магических сил способствовало торжеству справедливости, и каждый получил по заслугам.
Слушая сказки, дети учились ценить поистине ценные человеческие качества; Доброта, любовь к ближнему, мужество, бескорыстие, великодушие и честность. Ведь именно за них вознаградила героев вселенная в лице таких волшебных животных, как конь Сивка-бурка, курка вещия. О том, что конь волшебный, говорит его имя, состоящее из названия трех мастей; Серый, коричневый и коричневый. Это сочетание не случайно. Наши предки верили в единство и взаимодействие трех миров. Правило есть небесный, божественный мир света. Реальность — это наш материальный мир. Флот – темный мир духов.