№ |
Тема, колич. деятельности | Цель |
Материал |
1 | Диагностика (2) | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики |
2 | «большой», «маленький» (1) |
Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». | Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) |
3 | «такие же» (1) | Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые». | Круги и квадраты, треугольники разной величины |
4 | «разные» (1) | Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые». | Круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре |
5 | «вкладыши» (1) | Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм | Грани геометрического куба ( геометрические фигурки к ним) каждому ребенку |
6 | «цветные палочки» (1) | Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», « не такой», «разные». | Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый. |
7 | «цветные палочки» (1) | Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре. | Палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый. |
8 | «фигурки» (1) | Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы. | Геометрический куб с фигурками |
9 | Бусинки (1) | Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Веревки по количеству детей, бусинки |
10 | «курочка и цыплята» (1) | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета) |
11 | «домики и флажки» (1) | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, красного цвета) |
12 | «огоньки ночью» (1) | Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. | Гуашь красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4, черная бумага с альбомный лист |
13 | «снежинки» (1) | Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти. | Гуашь красная, зеленая, белая, синяя, кисть №4, черная или синяя бумага с альбомный лист |
14 | «апельсин» (1) | Проводить детей к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением. | Гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя бумага 1/2 |
15 | «елочки и грибочки» (1) | Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету | Мозаика или элементы конструктора «лего» (зеленого, красного цвета) |
16 | «Гуси с гусятами» (1) | Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов3 заданных цветов из пяти предложенных. | Мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета) |
17 | «Помоги куклам найти свои игрушки» (1) | Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | Куклы однотонных платьях (или с разноцветными бантиками) 8 цветов, грибочки и палочки |
18 | Бусинки большие и маленькие (1) | Учить детей чередовать предметы по величине. | Шнурки, бусинки |
19 | «бусинки» (1) | Учить детей чередовать предметы по форме. | Шнурки, бусинки |
20 | «Двухцветная игра» (1) | Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства | Два ведёрка (большое-красное, маленькое-желтое), игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка. |
21 | «бусинки» (1) | Учить детей чередовать предметы по цвету. | Шнурки, бусинки |
22 | «шарики» (1) | Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. | Шарики разного цвета |
«большой», «маленький» (1) | Закрепить умение детей подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. | Игрушки разной величины | |
24 | форма (1) | Учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик. | шарики, кирпичики и кубики по количеству детей |
25 | подбери по цвету (1) | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. | Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. |
26 | “умелые ручки” (1) | Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя. | книга, кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей. |
27 | « маленькие волшебники» (1) | Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький). | Сенсорная стенка, к которой пришиты колокольчики, бубен, погремушка, геометрические фигуры, мячики маленькие разных цветов по количеству детей, большой мяч, корзина для мячиков. “Чудесный мешочек” – в нём 2 разборные башенки. Тазик. Ведёрко синее с холодной водой, красное – с «горячей» водой |
28 | Диагностика (2) | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики |
urok.1sept.ru
Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования
ПодробнееПояснительная записка. Сенсорное развитие (от лат. sensus чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
ПодробнееПояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей
ПодробнееСОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 6 3. Планируемые результаты 7 4. Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов 8 5. Методическая работа…13 6. Список
ПодробнееСОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 6 3. Планируемые результаты 7 4. Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов 8 5. Методическая работа…13 6. Список
ПодробнееСентябрь «Детский сад» / Октябрь / «Части тела» Тема: «Дорожка» Цели: Научить детей элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу, узкой гранью), учить
ПодробнееАктуальность. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Пояснительная записка Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
ПодробнееПрограмма «Разноцветные ладошки» детского объединения «Разноцветные ладошки» Воспитатель Баширова П.Р. Москва 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование
Подробнее1 Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Игры с дидактическим материалом» для детей II группы раннего возраста с 1,5 до 2 лет образовательная область «Познавательное развитие» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ПодробнееМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 10 п.зимёнки» Кружковая работа для детей первой и второй младшей группы по сенсорному развитию. «Калейдоскоп» Разработал: воспитатель
ПодробнееПриложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога «Формирование элементарных
ПодробнееМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад 53 «Дюймовочка» Утверждаю Заведующий детским садом 53 «Дюймовочка» Т.А. Андрусяк сентября 2016
ПодробнееДидактические игры для детей от 2 до 3 лет Мы предлагаем вам серию игр с предметами и серию игр на изучение формы, цвета и величины. Игры с предметами Цели игры: Игры с предметами развивают мелкую моторику;
ПодробнееПояснительная записка. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник
Подробнее1 Пояснительная записка Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка
ПодробнееМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 325 компенсирующего вида» Дидактическое пособие Образовательная область: познавательное развитие Автор: старший
Подробнееоктябрь сентябрь Месяц, число тема недели 4 Дары осени. Овощи, фрукты. (19.09 23.09) ООД Познавательное развитие (окружающий мир) Тема: «Овощи, фрукты» (конспект 1) ООД Познавательное развитие (ФЭМП) Тема:
ПодробнееМуниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад
ПодробнееАктуальность. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность
ПодробнееОкружающий нас мир, среда, в которой мы живем, несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку,
ПодробнееВоспитатель: ФОКИНА Е.И.. Консультация для родителей «Воспитание СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного
ПодробнееОглавление Пояснительная записка… 3 Учебно-тематический план… 6 Методики диагностики для изучения развития детей младшего дошкольного возраста… 10 Используемая литература… 12 2 Пояснительная записка
ПодробнееУТВЕРЖ ДЕНО: заведующим М БДОУ «Детский сад 452 «Родничок» Д^(У4/ОщЛ.М. Т о н к о н о г Приказ от 0Е09.2017 г. 158 ft $ X X 2У 11 I «s Ц 1 \л о С Комплексно-тематическое планирование работы учителя – дефектолога
ПодробнееПояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего
ПодробнееМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «15» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад 15») УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ “Детский сад 15 28.08.2017 89-од ПРИНЯТА педагогическим
ПодробнееДидактическая игра «Найди свой домик» Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие,
ПодробнееКартотека игр по развитию мелкой моторики Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи; развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении
ПодробнееУправление образования и молодежной политики администрации города Рязани МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 120» Конспект подгруппового коррекционно-развивающего
Подробнееdocplayer.ru
МДОУ «детский сад №15 Звёздочка»
Программа кружка
по развитию сенсорных способностей
у детей во второй младшей группе
“Её величество-Сенсорика”
Руководитель: воспитатель
Патройная Ольга Михайловна
2018-2019 г.
Ермолино
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – СЕНСОРИКА».
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.
Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
ПАСПОРТ КРУЖКА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – СЕНСОРИКА»
Кружок находится в группе «Цветик-Семицветик». Игровая зона расположена на расстоянии 1,5 – 2 метров от детей, чтобы не отвлекать их во время НОД. Материал и оборудование находятся рядом со столами детей. В кружке занимаются 10 человек 3 – 4 летнего возраста.
Кружок ведет воспитатель группы «Цветик-Семицветик» – Патройная О.М.
Цель работы: развивать у ребенка процессы восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира: научить определять отношения выявленных свойств и качеств предметов и свойствам и качествам других предметов. Обучить детей простейшему сенсорному анализу, развивать мелкую моторику рук, учить планировать свою работу, доводить начатое дело до конца, совершенствовать речь, дать возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, воспитывать терпеливость и познавательный интерес.
В кружке есть необходимое оборудование к занятиям:
• Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Закрути пробочки», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Половинки», «Развивающее лото», «Ассоциации», «Что к чему», «Разноцветные дорожки» и т. д.
• Материал: разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы домашних и диких животных, овощи и фрукты, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор.
• ТСО: магнитофон, компьютер, колонки.
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
подгрупповая; индивидуальная.
Время проведения кружка:
Количество деятельности в месяц | День недели | Время | Продолжительность |
Сентябрь(2) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15мин. |
Октябрь (4) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Ноябрь (4) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Декабрь (4) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Январь (2) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Февраль (4) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Март (4) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Апрель (4) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
Май (2) | понедельник/вторник | 16:35 | 10-15 мин. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы кружка
по сенсорному развитию «Её величество – Сенсорика»
в МДОУ №15 д.с «Звездочка» г. Ермолино
во второй младшей группе «Цветик-Семицветик»
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
1.1. Цель организации кружка – дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности
1.2. Организация работы кружка по сенсорному развитию «Её величество – Сенсорика» является дополнительной услугой для детей, посещающих вторую младшую группу «Ромашка».
1.3. Основанием работы кружка является: социальный заказ
1.4. Кружок не является платным.
1.5. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием НОД. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой во второй младшей группе – не более 15 минут. Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения деятельности различны.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.
2.1. Развитие индивидуальных и творческих способностей детей.
2.2. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
2.3. Оказание дополнительных услуг по желанию родителей в рамках образовательной программы ДОУ.
2.4. Просветительская работа среди родительского сообщества.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА
ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – СЕНСОРИКА».
3.1. Руководитель кружка: воспитатель Патройная Ольга Михайловна.
3.2. Руководитель кружка организует деятельность в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не дублирует основную образовательную программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
3.3. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – 3 – 4 года.
3.4. Руководитель кружка организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
– Организованная образовательная деятельность;
– Тематические прогулки;
– Индивидуальная работа;
– Развлечения, досуги;
– Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях.
3.5. Руководитель кружка предоставляет отчет о результатах деятельности кружка старшему воспитателю.
3.6. Контроль за деятельностью кружка осуществляет заведующий и старший воспитатель.
4. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
4.1. Перспективный план работы на текущий год.
4.2. Список детей.
4.3. Табель посещаемости воспитанников.
4.4. Дидактический материал.
4.5. Результаты диагностики за время ведения кружка.
8.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – СЕНСОРИКА»
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Тема | Кол-во ОД | Цель | Материал |
Сентябрь | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики | |
«Спрячь мышку» | 1 | Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. | Игровое поле, картинка – мышка, квадраты 6 цветов | |
«В царстве фигурок-человечков» | 1 | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. | Круг, квадрат, треугольник | |
Октябрь | Лото «Цвет» | 2 | Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. | Игровые поля – карты и картинки 6 цветов. |
«Кто где спит» | 2 | Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. | Круг, квадрат, треугольник, овал | |
Ноябрь | «Гости» | 2 | Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. | Круг, квадрат, треугольник, овал |
«Окраска воды» | 2 | Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». | Вода, баночки, гуашь | |
Декабрь | «Бусинки большие и маленькие» | 2 | Учить детей чередовать предметы по величине. | Шнурки, бусинки |
«Кислое, сладкое, соленое» | 2 | Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов. | Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы | |
Январь | «Найди предмет такой же формы» | 1 | Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч. |
«Три квадрата» | 1 | Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. | Квадраты 3-х размеров | |
Февраль | «Достроим домики» | 2 | Развитие глазомера детей. | 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина |
«В царстве царя-Разноцвета» | 2 | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков. | Цветные плоскостные человечки, цветные карточки – домики. | |
Март | «Орнамент» | 2 | Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы | Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера |
«Магазин» | 2 | Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки») | |
Апрель | «Радуга» | 2 | Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет | Бумага с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги |
«Чудесный мешочек» | 2 | Обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу | Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек. | |
Май | «Составные картинки» | 1 | Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. | Круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники, образцы рисунков, составленных из геометрических фигур |
«Какой формы предметы в нашей группе» | 1 | Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Предметы, находящиеся в групповой комнате. | |
Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики |
Приложение
Конспекты ОД по сенсорному развитию
«Спрячь мышку»
Цель: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы, игрушка – кошка.
Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
Ход ОД. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.
Дети усваивают названия шести цветов спектра.
«В царстве фигурок-человечков»
Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..
Материал. Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» – фигурки-человечки.
Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,
Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.
«Лото «Цвет»
Цель: Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.
Ход ОД. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель – ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если” ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.
«Кто где спит»
Цель: Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.
Материал: Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки).
Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.
Ход ОД. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков. Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник – вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
«Гости»
Цель: Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.
Ход ОД. Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы – на лист бумаги с изображением овала.
«Окраска воды»
Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: “светлый”, “темный”, “светлее”, “темнее”.
Материал. Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.
Ход ОД. Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем – более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.
«Бусинки большие и маленькие»
Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.
Материал. Шнурки, плоскостные бусинки.
Ход ОД. Воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку. Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.
«Кислое, сладкое, соленое»
Цель: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.
Материал. Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы
Ход ОД. Воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о вкусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал. Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.
Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы – круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.
«Три квадрата»
Цель: Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.
Ход ОД. Воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.
«Достроим домики»
Цель: Развитие глазомера детей.
Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина
Ход ОД. Воспитатель предлагает поиграть в игру “Достроим домики”. Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.
«В царстве царя-Разноцвета»
Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка – царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.
Ход ОД. Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки – в синем домике, все зеленые – в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.
«Орнамент»
Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.
Материал. Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5×5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3×3 см), круги (диаметром 4 см).
Ход ОД. Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие – по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.
«Магазин»
Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.
Материал. Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).
Ход ОД. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».
«Радуга»
Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.
Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.
Ход ОД. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.
«Чудесный мешочек»
Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.
Ход ОД. Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.
«Составные картинки»
Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.
Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.
Раздаточный: фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники, овалы треугольники для фланелеграфа.
Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.
«Какой формы предметы в нашей группе»
Цель: Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
Материал. Предметы, находящиеся в групповой комнате.
Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они форма. Затем проводится игра: воспитатель называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.
nsportal.ru
МБДОУ № 8 «Светофор»
Кружковая работа для детей первой младшей группы по сенсорному развитию.
«Калейдоскоп»
Составила и разработала: воспитатель 1мл.гр.
Серебрякова Елена Петровна
2014-2015уч.год
«КАЛЕЙДОСКОП»
Кружковая работа в 1младшей группе на период (с 1сентября 2014г. по 31мая 2015г.)
по сенсорному развитию.
Пояснительная записка.
Тема кружковой работы мной была выбрана не случайно, в начале учебного года (2014-2015г.) в 1младшей группе.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
www.prodlenka.org
profhelp.net
profhelp.net
Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Пальчиковая страна».
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
– развитие тонкой моторики пальцев;
– развитие движений кистей рук;
– развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;
– обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности и творческого воображения.
– развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Формы работы:
– пальчиковая г
weburok.com