Консультация для родителей адаптация в ясельной группе: Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду» | Консультация (младшая группа):

Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду» | Консультация (младшая группа):

Консультация для родителей на тему:

«Адаптация детей ясельной группы

к детскому саду»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад, по сути, является первым серьезным коллективом, в который попадает Ваш малыш. Всем известно, что когда ребенок поступает в детский сад, у него начинается адаптация – привыкание к детскому саду. У кого-то этот период протекает легко и незаметно, а кто-то  привыкает тяжело, много плачет, часто болеет, сильно переживает расставание с мамой. Вы можете несколько облегчить этот процесс, помочь малышу быстрее привыкнуть к тому, что теперь он будет ходить в садик и оставаться там с другими детками и воспитателями, а мама придет за ним вечером. Чем меньше Вы будете переживать, чем спокойнее Вы будете оставлять ребенка в группе, тем легче будет Вашему малышу в детском саду.

     Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно.     Узнайте распорядок дня в группе: когда у детей завтрак, обед, полдник, какую именно пищу, они едят, в какое время у них занятия, когда прогулки, а когда дневной сон. Старайтесь дома следовать такому же режиму, еще до начала посещения детского сада.

Научите ребенка кушать самостоятельно, мыть руки, пользоваться полотенцем.

Обязательно приучите малыша к горшку. Не забывайте о том, насколько важен полноценный отдых для ребенка, который начинает ходить в сад. Следите за тем, чтобы Ваш малыш как можно меньше проводил времени возле телевизора, как можно больше времени — на улице, старайтесь укладывать его спать в дневное время в те же часы, что и в саду.

Первые несколько дней ребёнок находится в группе детского садика недолго,  один — два часа, или меньше, если малыш сильно переживает.

По мере того, как Ваш ребенок привыкает, постепенно увеличивается время пребывания в детском саду. О том, сколько времени потребуется Вашему ребенку, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни может решить только сам ребенок. Есть дети, которые привыкают к садику легко и быстро и с удовольствием бегут в группу. А некоторые дети привыкают долго, тяжело, много плачут, устают в садике. Не нужно торопить ребенка. Обязательно хвалите его, говорите, что он молодец, что мама очень им гордится. Ведь детский садик должен стать домом радости для ребенка.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

Если у Вас есть возможность, не спешите выходить на работу, одновременно с началом посещения ребенком детского сада. Так Вы поможете ему быстрее адаптироваться. Не будете переживать из-за того, что все еще есть необходимость водить его в сад на несколько часов, а не на весь день, а Вы в это время заняты на работе. А если он заболеет, Вы сможете полноценно за ним ухаживать, не думая о том, что в это время происходит у Вас на работе.

Большинство детей, которые ходят в детский сад первый год начинают часто болеть, несмотря на то, что раньше они были здоровы. Это происходит потому, что в детском коллективе иммунная система ребенка вступает в контакт с чужой микробной флорой, которая отличается от микрофлоры его родителей и ближайших родственников. Поэтому нельзя забывать об укреплении иммунной системы малыша. Прежде всего, ребенка следует закалять.  Не одевайте ребенка слишком тепло, пусть он бегает голышом, принимая воздушные ванны.

Не отчаивайтесь, если сразу не все получается так гладко, как хотелось бы. Главное не торопиться. Очень скоро Ваш малыш привыкнет к садику, и будет ходить в него с удовольствием.

Чем могут помочь родители своему ребенку при адаптации к детскому саду?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

·     В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

·     В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться” слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется “отсыпаться”, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

·     Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

·      Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

·     Будьте терпимее к капризам.  Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

·     Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. “Проиграйте” эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

 ·       Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что “он обещал не плакать”, — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют “держать слово”. Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно  придете за ним.

·        Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

·        Нельзя пугать детским садом (“Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!”). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

·        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

·       Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе».

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе».

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.

Что такое адаптация?

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:

– эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается) ;

– нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно) ;

– нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый) ;

– утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться) ;

– в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности,

уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т. д.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.

При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше

Кому адаптироваться легче?

– Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

– Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

– Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

– Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

– Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом.

Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

– Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

– В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

– В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться” слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

– Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

– Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

– Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

– Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

– Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

– И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

– Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

– Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

– Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

– Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

– Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь! »). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

– Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

– Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже “рвется” сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

– быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

– поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

– заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Все готовы? Три шага к успешной адаптации в детской комнате

В течение первого года жизни у ребенка выстраивается первичная связь с самыми близкими членами семьи (обычно с матерью и отцом). Отношения с близким взрослым дают детям чувство безопасности, позволяют им заниматься новыми задачами и идти на риск. Это означает, что для того, чтобы ребенок мог открыться социальным контактам и новым людям, он или она должны находиться в правильных условиях и иметь время для создания вторичной связи — привязанности к опекуну.

Невозможно заранее предсказать, сколько времени потребуется конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к условиям дошкольного образования. В среднем это занимает около 2 недель. Но может быть и так, что на третий день ребенок помашет маме на прощание и охотно останется в группе. Также может случиться так, что через три недели ребенка нужно будет сопровождать родитель. Это зависит от темперамента ребенка, его или ее опыта в новых ситуациях, типа отношений с родителем, чувствительности и компетентности воспитателей и группы детей, частью которой он или она является. [1,2].

Многие родители и опекуны разделяют «народное поверье», что в начале пребывания в учреждении ребенок будет плакать, потом перестанет и как-то привыкнет к новой обстановке. Этот плач — это «нормальная» вещь. Такая адаптация не идет на пользу детям, она вызывает у многих из них большой стресс, а также трудна для воспитателей и родителей, беспокойство которых часто способствует стрессу ребенка.

Как всем сторонам — родителям, опекунам и детям — пройти процесс адаптации мягко?

Что говорят исследования?

Исследования показывают [3], что дети в адаптационном периоде в течение 2-3 недель более раздражительны, чем обычно, и их общее настроение хуже (уровень кортизола – гормона стресса – выше), поэтому присутствие родителей очень важны для них [4]. Дети старшего возраста (старше года) дольше испытывают стресс, больше протестуют, особенно на второй неделе адаптации, когда проходит любопытство к новому, и они особенно чувствительны к тому, как проходит адаптация. Оставление ребенка в яслях на длительное время с самого начала (в исследовании указано на пребывание более 4 часов с первого дня) вызывает не только значительное ухудшение его настроения, но и влияет на качество его отношения с матерью – есть ограниченное чувство безопасности. Мягкая адаптация детей к яслям (т. е. кратковременное пребывание – первоначально по 2-3 часа в день) не приводила к ослаблению надежной связи между детьми и их матерями, хотя и сопровождалась мощными колебаниями настроения.

Другое исследование [5], проведенное с участием 70 детей в возрасте 11–20 мес, показало, что уровень кортизола значительно повышался у детей, перенесших внезапную/раннюю разлуку с матерью (на 75–100 % выше, чем дома), и оставался на сбалансированном уровне. (хотя тоже выше, чем дома), когда матери проводили время с ребенком в яслях, т. е. когда фаза адаптации перед разлучением была более продолжительной.

Процесс разлуки включает в себя не только физическое отсутствие, но и чувство одиночества. Это нормально, когда дети чувствуют себя некомфортно и испытывают стресс, разлучаясь со своими близкими. Исследования показывают, что в первую, а иногда и во вторую неделю разлуки уровень стресса достаточно высок, чтобы проявлять признаки стресса в течение дня (наивысшее значение наблюдается примерно через час после разлуки) [6]. Кроме того, у детей наиболее сильная реакция на разлуку на первом этапе (в первые дни). С течением времени стресс постепенно снижается и стабилизируется примерно к 4-й неделе адаптации. Помните, однако, что стресс — это не только грусть или потеря, это также волнение, радость и новые вызовы.

Признаки недовольства отъездом родителя встречаются довольно часто. Исследования показывают, что даже дети с «сильной личностью», с надежной связью (привязанностью) со своими родителями и со своим опекуном и интересующиеся тем, что предлагает учреждение, часто разочаровываются в первую неделю разлуки [5]. ]. Но со временем, однако, чувство дискомфорта проходит.

Три шага к детской адаптации

Адаптация — это процесс, который обычно длится около 10 дней (но его продолжительность всегда должна соответствовать потребностям ребенка!), и состоит из нескольких этапов, которые можно обозначить как «Первый этап». встреча», «Доверие» и «Доверие» [6].

Первая встреча

На этом этапе ребенок узнает о новой среде (например, о пространстве, людях, звуках, запахах, привычках, вкусах), родители знакомятся с устройством и его работой, воспитатели знакомятся с ребенка и родителей. Вот несколько практических советов о том, как плавно реализовать этот этап:

  • Обмен информацией об обстановке – письменная информация для родителей о том, как работает учреждение (часы работы, время приема пищи, виды деятельности, организация отдыха, миссия и видение учреждения). удобство и развитие ребенка).
  • Индивидуальные встречи в сочетании с посещением родителями учреждения – полезны формы интервью с открытыми вопросами о привычках, потребностях и любимых играх ребенка.
  • Проведение мастер-класса – встреча с группой родителей новоиспеченных детей непосредственно перед началом года (знакомство, обсуждение возможных опасений родителей, напоминание родителям о правилах их пребывания в учреждении).
  • Первое пребывание детей с родителями в учреждении – в небольшом количестве групп (если группа многочисленная, то в адаптационный период она может делиться – одни дети могут приходить с родителями утром, другие – в полдень, третьи во время чаепития). В некоторых учреждениях в Польше существует правило, что в неделю появляется не более пяти новых детей – это означает, что адаптация растягивается на несколько недель.
  • В первые дни дети не должны оставаться в обстановке более нескольких часов (за это время воспитатель познакомится с ребенком, выслушает его, понаблюдает за его любимой игрой, отреагирует на сложные ситуации и проверит как он/она реагирует на попытки включить его/ее в ритм групповой жизни).

Trust

Дети и родители, опираясь на положительный первоначальный опыт (первый этап), начинают чувствовать себя в учреждении в безопасности. Дети доверяют своим воспитателям, готовы играть, получать помощь и, как следствие, устанавливать с ними безопасные отношения.

8 советов по поддержанию отношений между воспитателем и ребенком:
  1. Дайте ребенку время понаблюдать, создайте условия, чтобы ребенок мог самостоятельно присоединиться к занятиям в любое время (например, вы можете оставить пустой стул у стола, лишнюю подушку на ковре).
  2. Приспособьте программу и пространство к свободе действий и самостоятельности ребенка – возможность самостоятельного приема пищи, дидактические пособия, доступные игрушки (не должно быть слишком много), полотенца и салфетки в пределах досягаемости детей.
  3. Ограничьте количество визуальных раздражителей и шума (это тоже стресс!) — например, проводите как можно больше времени в саду.
  4. Обеспечить привлекательные, малоизвестные игры и дидактические пособия, например. изготовление торта, строительство горки для машин, строительство башни из крупных блоков, полосы препятствий для детей (тоннели, барьеры, игрушки-качалки), обливание водой сенсорного уголка (стол или миска с водой на террасе).
  5. Инициировать контакт: визуально, на уровне ребенка, с помощью языка тела. Затем опишите, что делает ребенок («о, я вижу, ты насыпаешь фасоль в большую чашку, может быть, тебе нужна ложка?», «я вижу, ты строишь башню, я принес тебе еще кубики») .
  6. В сложных ситуациях – выразить понимание, обозначить чувства (печаль, разочарование, гнев, трудности в ожидании и т. д.). Договоритесь с родителями, что постепенно воспитатель будет более активно помогать ребенку, а мать или отец просто будут рядом.
  7. Не заставляйте ребенка есть или пить. Время приема пищи является чувствительным моментом для многих детей, особенно на втором году жизни.
  8. В первый и второй день родитель более активен и сопровождает ребенка в осмотре комнаты, туалета, приема пищи и т. д. Затем желательно показать родителю удобные места для сидения в комнате, что позволит ребенок понимает: «Я здесь сижу, я не выйду, если хочешь, можешь играть. Я буду здесь”. Такая информация дает ребенку чувство безопасности, а также пространство и выбор.

Доверительное управление

Доверительное управление подразумевает разлучение с ближайшим(и) родителем(ями). Только на этом этапе ребенок будет готов оставаться в учреждении без присутствия родителей – сначала на короткое время, затем на более длительный.

Как родители могут помочь ребенку привыкнуть к яслям самостоятельно? Они могут сделать следующее:

  • Запланировать отъезд ребенка на короткое время («Я хотел бы пройтись по магазинам прямо сейчас и вернусь через 15 минут. Вы будете играть с детьми»).
  • Расскажите ребенку об изменениях: «Кася, мне через десять минут на работу. Я поцелую тебя и уйду. Я вернусь после……”  Не уходи тайком!
  • Провести ритуал прощания, например. целовать в ушко, махать в окно, обнимать любимый талисман, петь песенку.
  • Не оставлять ребенка надолго первые несколько недель.
  • Вместо «Отпусти маму на работу» нужно конкретное сообщение: «Мама идет на работу и вернется через 4 часа».

Педагоги могут помочь родителям, которым тяжело расстаться с ребенком, например, отправив текстовое сообщение с информацией о том, как ребенок играет. Ведь отдать ребенка кому-то, даже если доверие уже есть, — очень сложная ситуация.

Мы можем заключить, что ребенок адаптировался, когда, среди прочего, он/она:

  • охотно входит в комнату, здоровается с воспитателем , 
  • знает, где его личные вещи (своя чашка, талисман),
  • участвует в играх, инициированных воспитателем и/или другими детьми,
  • смотрит на воспитателя и принимает от него/нее помощь, тянется к своим любимым игрушкам,
  • частей с родителем без слез.

Gracjana woźniak

Этот пост основан на 2 сообщениях блога, написанных Моникой Рошчевишкой-в-вуцениак:

Adaptacja a nie separcja-o procesie akcectewania żlaria ra Wskazówki dla wychowawców i rodziców

 

Источники:

  1. https://www. zerotothree.org/resources/67-temperament-intensity-of-reaction
  2. https://www.psychologytoday.com/us/blog/insight-therapy/201710/nonparental-daycare-what-the-research-tells-us
  3. H.Rauch, U Ziegenhain, et al. (1996). Опыт дневного ухода за младенцем и матерью, материал , представленный на 16-м двухгодичном собрании ISSBD 1996, Квебек, Канада.
  4. https://www.practicalresearchparenting.com/2016/07/24/daycare-when-to-start-are-there-risks-to-starting-too-early/  
  5. Л.Альмерт, М.Р.Гуннар и др. (2004). Переход к уходу за ребенком: ассоциации с привязанностью младенца к матери, негативными эмоциями младенцев и повышением уровня кортизола , Развитие ребенка, май-июнь 2004 г. Том 75.

Подпишитесь на нас и поставьте лайк:

Все готовы? Три шага к успешной адаптации в детском саду

Теги: адаптация

Адаптация среды ухода за детьми для детей с особыми потребностями – Альянс расширения за лучший уход за детьми

Posted on by childcare

Многие воспитатели работают с детьми с ограниченными возможностями или особыми потребностями. Помните, что дети с особыми потребностями в первую очередь дети, и у них больше сходства, чем различий, с детьми без инвалидности. Каждый ребенок обладает уникальным характером и особыми способностями. Сосредоточьтесь на сильных сторонах и способностях каждого ребенка, работая над внесением изменений и корректировок.

Адаптация для детей с особыми потребностями

Каждый ребенок индивидуален, и каждая задержка или инвалидность потребуют различных изменений. Поставщики услуг по уходу за детьми должны собрать как можно больше информации о ребенке и инвалидности, а также узнать о типичных модификациях, которые можно внести. Родители ребенка и специалисты, работающие с ребенком, могут быть огромным ресурсом. Не бойтесь задавать вопросы или вносить предложения.

Многие изменения, которые вы вносите в свою программу ухода за детьми, будут простыми. Часто изменения также принесут пользу другим детям в вашей программе ухода за детьми.

Общие модификации для детей с особыми потребностями

  • Планируйте вместе. Родители, консультанты и опекуны должны вместе ставить цели. Попросите присоединиться к команде, которая разрабатывает и отслеживает Индивидуальный план обучения (IEP) ребенка, чтобы вы могли обсудить занятия, упражнения и поддержку, необходимые для достижения целей. Цели должны быть простыми и соответствовать способностям ребенка. Всегда обсуждайте свои идеи и планы с семьей.
  • Модифицировать игрушки и оборудование. В обычные игрушки часто можно внести простые изменения. Например, вы можете помочь ребенку, которому трудно складывать кольца, просто сняв каждое второе кольцо. Для ребенка, которому трудно держать бутылочку, накройте бутылочку тканевым носком, чтобы маленькие ручки могли лучше ее удерживать.
  • Внесите небольшие изменения в обстановку по уходу за ребенком. Небольшие изменения в обстановке вашего ухода за детьми могут сделать время, которое ребенок с особыми потребностями проводит с вами, более легким и приятным для всех. Тихое уединенное пространство для игр может помочь гиперактивному ребенку. Ребенку с плохим зрением может быть полезна дополнительная лампа в игровой зоне. Снятие соскальзывающего коврика поможет ребенку, которому трудно ходить.
  • Моделируйте соответствующее поведение. Дети с особыми потребностями иногда стесняются играть с другими. Вы можете показать им, как стать партнером по игре. Вы можете поиграть с ребенком в игру или притвориться, что вместе ходите по магазинам. Когда ребенок освоится, вы можете пригласить других детей присоединиться к вашей игровой деятельности.
  • Научите определенным словам и навыкам, которые покажут, как найти товарища по играм и как быть товарищем по играм. Научитесь смотреть прямо на другого ребенка, когда говорите, или спрашивать «Можно я поиграю?» большие шаги для некоторых детей.
  • Научите типично развивающихся детей разговаривать и играть с детьми-инвалидами. Поговорите с детьми о том, что делать. Например, легкое прикосновение к плечу ребенка с нарушением слуха или прямой взгляд на него во время разговора — эффективные способы привлечь внимание ребенка.
  • Ищите сильные стороны, а также потребности. Не зацикливайтесь на инвалидности ребенка. Относитесь к каждому ребенку как к целостной личности. Обеспечьте занятия, которые будут поддерживать сильные стороны ребенка. Каждый ребенок должен чувствовать себя успешным и способным.
  • Проконсультируйтесь с родителями, медицинскими работниками и специалистами по раннему развитию. Родители и специалисты могут предоставить конкретную информацию и предложения по работе с ребенком-инвалидом. Не бойтесь задавать вопросы. Родители иногда считают само собой разумеющимся, что опекуны знают, что делать.

Модификации для детей с определенными ограниченными возможностями

По следующим ссылкам вы можете получить конкретную информацию об адаптации условий ухода за детьми для удовлетворения потребностей детей с определенными типами ограниченных возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *