Консультации для воспитателей инструктора по физкультуре в доу – Консультация по физкультуре по теме: Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателей по физической культуре в ДОУ

Консультация для  воспитателей на тему:

«Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению  здоровья детей.

Задачи:

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке  детей и проведения занятий по физической культуре.

2. Познакомить педагогов с требованиями к  воспитателю  в совместной работе  по вопросам физического воспитания.

3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.

    Одной из задач, реализуемой педагогическим  коллективом  нашего детского сада в этом учебном году является  оптимизация работы  по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором лечебной физкультуры, инструктором по плаванию. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач:

общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации,

обучения плаванию. Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой.

Требования к воспитателю:

1. Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).

2. Проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.

3. Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

4. Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применяет только методические материалы, рекомендованные органами образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми дошкольного возраста.

5. При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на данных методических материалов.

6. Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т.д.).

7. Использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников.

8. Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.

9. Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.

10. Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

11. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

12. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т.п.).

13. Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.

14. Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.

15. Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

      Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей и подготовительных  к школе группах воспитатель  помогает физинструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.

Физинструктор консультирует воспитателей, даёт необходимые советы,        

оказывает помощь.

Особенно содержательная  совместная  работа  с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

Чтобы воспитатель был первым помощником физинструктора, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей  с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать  воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

      Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей

«Планирование и организация спортивных игр на прогулке».

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании. 
     Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу. Поэтому я предложу вам краткое описание содержания спортивных игр и спортивных упражнений и систему подводящих упражнений, которые помогут детям овладеть их основными приёмами. Однако прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион ( городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д. А также спортивные игры и упражнения следует подбирать и проводить, исходя из научно обоснованных рекомендаций.

          

Правила подбора спортивных игр и упражнений.

Главное правило подбора – соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.
      Функциональные возможности малышей ниже, чем  у взрослых, что определяет ограниченное использование физических упражнений, требующих значительной физической нагрузки, выносливости. Свойственная дошкольникам непосредственность, некоторая импульсивность нервной деятельности ограничивает их возможности и в быстром ориентировании.
     В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры- бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол.

    Дошкольники ещё не умеют выполнять цепочки технических приёмов или тактических комбинаций спортивной игры, им доступны лишь начальные, элементарные приемы или отдельные простые комбинации.
      Например, в бадминтоне: ударом ракетки послать волан в направлении к партнеру, а при возвращении волана – отбить; в волейболе: броском от груди послать мяч тем же приемом на  другую сторону сетки; получая мяч от партнера, не отбивать его, а лишь ловить, снова повторить такой же прием броска.
     Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе. В комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых.
   При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными.
     Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, бегу ( умеренному, быстрому, на выносливость), играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой_ катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.
Место спортивных игр и упражнений в режиме дошкольного учреждения.
Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. 
      Утром, принимая малышей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те , которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно.
     Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях.
       Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как  дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы коррегирующей гимнастики.      На дневной прогулке  можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр. 
       В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.
       В дни когда нет физкультурных занятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.

Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями.

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр.
Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического воспитания при широком использовании подвижных игр, спортивных упражнений, развлечений – неотъемлемая часть повседневной воспитательно-образовательной работы. Нужно на практике реализовать требования программы по обучению детей спортивным упражнениям, элементам спортивных игр. 
    Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой,  искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви.
      Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих.
   Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они оставляют свои дела, что разрушает их творческие замыслы.
 Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям.
     Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.
   При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий.
     Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания.
   С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник развлечений, особенно в том случае, если действия незнакомы малышам. Старшим дошкольникам педагог помогает начать развлечение, распределить роли,  договориться о действиях, о порядке их выполнения, а потом уже наблюдает за ходом развлечения и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями, воспитатель должен все время принимать участие в них.
    Организовывая игры и упражнения с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель побуждает их лучше выполнять действия. Воспитанников этой возрастной группы привлекает не роль победителя, а само действие. Воспитатель в каждом случае словесно поощряет всех, кто правильно выполнил действия.  Педагог следит , чтобы дети не переутомлялись. Необходимо учитывать, что физическая нагрузка действует на весь организм и вызывает изменение как в физиологическом, так и в психическом состоянии.
Руководя педагогическим процессом, воспитатель не может применять точных методов контроля за физическим и психическим состоянием детей. Однако он довольно оперативно может подсчитать частоту пульса и дыхания, что ориентировочно просигнализирует о приближении усталости или недостаточности нагрузки. Пульс подсчитывается за 10 с и множится на шесть, а дыхание – за 30 с и множится на два.
    Внимательно наблюдая за внешними признаками физиологического состояния, замечаем отрицательные изменения его от переутомления. Об этом, например, свидетельствует покраснение или побледнение кожи лица, появление на лице и на волосах ребенка пота, заметная отдышка. Проникая в психику, переутомление приводит к тому, что исчезает интерес, ослабляются выдержка и внимание. 
   Вследствие переутомления детей ухудшается регулирующая роль высшей нервной системы. Внешне это выражается в утрате точности движений, деавтоматизации уже сформированных навыков, ухудшении пространственной ориентировки. В жаркую погоду тренировочный процесс должен быть короче , чем в прохладную, поскольку организм из-за большой теплоотдачи быстрее теряет влагу.
   В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё нет необходимых умений , длительность процесса должна быть ограниченной, так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10 минут с накоплением умений затраты энергии можно регулировать за счет знакомого: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а новый, например, один элемент  техники. Благодаря этому можно повысить нагрузки, увеличивая продолжительность упражнений. Постепенно она увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами на отдых .
               

Планирование спортивных игр и развлечений.

Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок .
В каждом плане на неделю для закрепления необходимо планировать несколько видов спортивных игр и упражнений. В зависимости от погодных условий, наличия спортивного инвентаря, степени овладения детьми той или  иной спортивной игрой и упражнениями воспитатель распределяет на все прогулки недели (утренние и вечерние). В одних случаях дети могут упражняться в нескольких видах игр, например: одни катаются на самокатах, другие играют в настольный теннис и бадминтон, а затем они меняются местами. В других случаях на прогулке планируется только один вид спортивных игр, например игра в городки. При этом дети должны играть только в присутствии воспитателя.
   К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале  привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним. 
  Стоит так планировать игры на каждый день, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.

Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой  деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.
Но одна из главных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.
   Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Езда на самокате.
Езда на самокате – упражнение, привлекательное для дошкольников. Ребенок осваивает движения также под руководством и контролем взрослого. Ребята должны отталкиваться попеременно как правой, так и левой ногой; катиться, поставив обе ноги на платформу. Важно, чтобы самокат был по росту ребенка, чтобы не создавались неблагоприятные условия для нарушения осанки, искривления позвоночника.

Катание на велосипеде.
Катанию на двухколесном велосипеде можно обучать детей с 3-4 лет, научив прежде кататься на трехколесном велосипеде. Эта работа проводится на асфальтовом покрытии в теплое время года. Катание на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую , дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
                             Подготовительные упражнения:
1.Учить детей  водить трехколесный велосипед, держа его за руль двумя руками.
2.Учить садиться на велосипед. 
Ребенок встает с левой стороны от велосипеда, переносит правую ногу через седло. Необходимо научить ребенка плавно нажимать на педали и ездить по прямой дорожке.
3.Катание на трехколесном велосипеде с поворотами вправо-влево, объездами вокруг предметов.
4.Катание на комбинированном (четырехколесном) велосипеде – подготовка к обучению езде на двухколесном велосипеде. Основная цель – научить детей сохранять равновесие.
5.Учить водить двухколесный велосипед, держа его обеими руками за руль, выполнять разные повороты.
6.Езда с помощью взрослого, который держит велосипед за руль и седло, а потом только за седло. 
7.Катание на велосипеде с отталкиванием от земли ногами. Это упражнение поможет детям научиться удерживать равновесие.
8.Езда на велосипеде прямо и с поворотами. Дети должны научиться без напряжения держать руль, глядя вперед на 5-10 м, ступни и колени – параллельно раме велосипеда. Носки ног нажимают на педали плавно, не отрываясь от них. При повороте руль направляют в сторону поворота. Взрослый идет рядом с ребенком, при необходимости поддерживает его за седло или за плечи, пока ребенок не научится двигаться свободно и уверенно.
9.Учить детей садиться на велосипед и сходить  с него. Ребенок стоит слева от велосипеда, наклонив его к себе, переносит через седло правую ногу и ставит её на правую педаль. Затем, отталкиваясь левой ногой от земли, ребенок нажимает на педаль правой ногой и садится на велосипед. Сходить с велосипеда следует в обратном порядке: велосипед останавливают, наклоняют влево, ставят левую ногу на землю.
Можно научить детей садиться на велосипед и сходить с него другим способом. Держа велосипед за руль, встать левой ногой на педаль и отталкиваться правой ногой от земли, двигаться, перенося одновременно ногу через велосипед. Сходить с велосипеда следует также в обратном порядке.
10.Езда на велосипеде восьмеркой вокруг предметов.

Бадминтон. 
         Игра проводится на площадке размером от 3,5 на 8 до 5 на 10 метров. Посередине на высоте 130 см натягивается сетка (или шнур). Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попадавший допустил ошибку (дал упасть волану на свою площадку, отбил его за пределы площадки партнера или в сетку, ударил ободом ракетки), то подача переходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то попадавшему   засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков (по договоренности). Игра может состоять и из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку очерчивают зону, за которую он не должен выходить, чтобы не мешать другим.
         Подготовительные упражнения:
1.Обучение детей способу правильно держать ракетку.
2.Подбрасывание волана.
3.Жонглирование воланом.
4.Техника удара ракеткой справа, слева, над головой.
5.Подача волана.
6.Игра вдвоем.
   Овладев элементарной техникой и правилами игры в бадминтон, дети могут играть в неё через веревку или сетку в помещении и на участке.

Футбол.
     Для игры необходима площадка 30 на 15 м и футбольный мяч. Через центр площадки поперек её проводится линия. На торцевых сторонах стойками обозначаются ворота шириной 3-4 м. края площадки могут быть обозначены флажками : четырьмя угловыми и двумя средними.
      В игре участвуют 2 команды по 5-7 игроков, включая вратаря. Один из игроков капитан. Капитаны бросают жребий, в результате один выбирает ворота, другой производит первый удар по мячу от центра поля в сторону команды противника. Игроки каждой команды стремятся серией передач подвести мяч к воротам соперника и забить гол. Задача противоположной команды – не пропустить мяч в ворота и перейти в атаку. Запрещается подставлять подножки, ударять игроков по ногам и толкать их руками, сильно отталкивать друг друга корпусом во время борьбы за мяч, отбирать мяч у вратаря. Игра длится 2 тайма по 15 минут.

Подготовительные упражнения:
1.Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.
2.То же с поворотами в стороны и кругом.
3.Подбивание мяча подъемом ноги.
4.Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м удобным способом.
5. Прокатывание мяча друг другу между предметами.
6.Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте 40-50 см.
7.Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.
8.Ведение мяча бегом в прямом направлении.
9.Ведение мяча змейкой.
10.Передача мяча друг другу ударом ноги.

Волейбол.
   Для детского волейбола подойдет площадка 10 на 10 м. волейбольная сетка или шнур натягивается на уровне вытянутых рук ребенка.
   Мяч перебрасывается через сетку сразу или через пас, он не должен касаться сетки во время подачи, но это допустимо в процессе игры. Задача играющих – не дать мячу коснуться земли на своей половине, а передавать его так, чтобы он упал на половине соперника. При подаче и передаче мяч не должен улетать за границы площадки, в этом случае не засчитывается очко и подача переходит к другой команде. Очко засчитывается, если мяч, перелетев сетку, коснулся земли на половине противника. Игра идет до 5 или 10 очков, продолжительность – 15 – 25 минут (2-3 партии).
Подготовительные упражнения:
1.Отбивание мяча пальцами или ладонями о стену на расстоянии 1м от неё.
2.То же упражнение, но с продвижением вдоль стены приставным шагом вправо-влево.
3.Отбивание мяча о пол ладонями рук стоя на месте.
4.То же упражнение, но с продвижением вперед.
5.Отработка техники прямой подачи мяча:  удар правой (левой – для леворуких детей) рукой – основанием ладони или сжатым кулаком.
6.Передача мяча в парах, на месте и в движении вперед приставным шагом.
7.Передача мяча друг другу верхней подачей (расстояние 2 м).
8Перебрасывание мяча друг другу через сетку.

Баскетбол.
С мячом диаметром 60-70 см дети играют с 3-4 лет, но в мини-баскетбол их можно обучать игре с 5-6 лет. Эти игры организуются на спортивной площадке размером 18 на 12 м , диаметр центрального круга для спорных бросков – 3 м, линия штрафного броска на расстоянии 3,6 м от щита, высота щита 2,6 м, нижний край щита на высоте 2,35 м от поверхности земли, размер щита 1,2 на 0,9 м, прямоугольник на щите размером 45 на 59 см, внутренний диаметр кольца 45 см, длина сетки 40 см, вес мяча 450-500 г, окружность – 60-73 см.
   Обучение игре  в мини-баскетбол, как, впрочем, и остальным спортивным играм и упражнениям, следует начинать с подготовительных упражнений, которые педагог организует по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их по предлагаемой схеме. Переходить от одного упражнения к следующему рекомендуется только после того, как оно освоено большинством детей группы.
Подготовительные упражнения :
   Обучать детей правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;
   Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением) ;
    Ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон. При ловле научить детей правильному способу : встречать мяч руками как можно раньше, а как только мяч коснулся кончиков пальцев, схватить его и подтянуть к груди мягким движением ;
   Бросать мяч в корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча ;
   Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты : передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками. ( Важно научить ребенка при ведении мяча накладывать кисть на мяч сверху и от себя, пальцы свободно расставлены, рука согнута.) мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой. На 2 шага приходится примерно один удар мячом.

infourok.ru

Консультация для педагогов ДОУ – физкультура, прочее

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

Инструктор по физической культуре

Шульгина Яна Олеговна

Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков.

Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая об­щую задачу укрепления здоровья, тем не менее, ставит и конкрет­ную цель.

Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее на­строение и поднимать мышечный тонус. Она проводится без при­нуждения. Если помещение небольшое, то гимнастику можно про­водить в два захода (с детьми, которые приходят раньше, и с теми, кто подходит лишь ко времени завтрака).

Рекомендуем широко использовать музыкальное сопровожде­ние (пианино, грамзаписи, магнитофонное сопровождение со спе­циально подобранной музыкой). Поднять интерес к гимнастике по­может использование разнообразного спортивного инвентаря (мелкого, крупного, тренажеров).

Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учетом имеющихся у них двигательных на­выков, условий, где она проводится, методической грамотности воспитателей. Важно предусмотреть содержание двигательного ре­жима в течение последующего времени:

  • оздоровительный бег с комплексом упражнений;

  • занятия на полосе препятствий, если гимнастика проводится на воздухе и с применением тренажеров в физкультурном зале;

  • в форме двух-трех подвижных игр;

  • танцевально-ритмические упражнения.

Необходимо учесть, что если в течение дня детям предстоит серьезная умственная нагрузка, то утренняя гимнастика может но­сить развлекательный характер; если же в этот день должно со­стояться занятие спортивной секции, то утренняя гимнастика вы­полняет роль небольшого подготовительного занятия.

На физкультурных занятиях дети осваивают различные дви­жения, спортивные упражнения.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность.

Так, например, на занятиях для самых маленьких главное — доставить как можно больше удовольствия, научить правильно использовать оборудование, ориентироваться во всем пространстве зала или спортивной площадки.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание воспита­тель направляет на развитие физических качеств, прежде всего выносливости и силы, которые станут основой необходимой фи­зической подготовки в целом, и на освоение приемов элементарной страховки.

В старшем возрасте, уделяя большое внимание физической подготовке воспитанников, педагогу необходимо создать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.

Длительность занятий составляет 20—30 мин и зависит от ха­рактера нагрузок, содержания материала, настроения и самочув­ствия детей.

Формы работы с детьми различны. Например, разучивание но­вых сложных движений, требующих страховки, проводится инди­видуально, а более легких — по подгруппам. Во фронтальное за­нятие включаются только те движения и упражнения, которые освоили все дети.

Кроме проведения классических занятий, возможны следую­щие варианты физкультурных занятий:

  1. Игровые занятия, построенные на основе народных подвиж­ных игр и игр-эстафет с включением игр-аттракционов (такие занятия несколько схожи с бытующими в практике детских садов спортивными досугами).

  1. Занятия-тренировки по обучению «школе мяча», спортив­ным играм, элементам легкой атлетики.

  1. Прогулки-походы: длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Такое занятие позволяет детям не только укре­пить свое здоровье, так как ходьба и бег — универсальные ви­ды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить знания об окружающем мире. Воспитате­ли должны заранее намечать маршрут, используя компасы, учи­тывать природные ориентиры. Протяженность маршрута до 4—5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый — самый короткий: от 200—300 м для детей среднего возраста, до 500—600 м для старших детей. Постепенно рассто­яние увеличивается. После освоения одного маршрута переходят на другой, более длинный. Дойдя до намеченной цели, можно дать детям отдохнуть, расслабиться. Здесь мы не рекомендуем прово­дить интенсивные подвижные игры, так как детям надо сохранить силы для возвращения. У ребят могут быть с собой рюкзачки, питье, какие-то любимые игрушки или вещи.

  2. Сюжетно-игровые занятия. В них всегда есть замысел, интересный для детей. Если малышам понятны игровые приемы («Попрыгали, как мячики»; «Идем на носочках, как мышки»), то более старшие любят не только игровой образ, но и длительный сюжет. Например: «Поход в зоопарк» — на таком занятии дети
    имитируют движения животных; «Пожарные на учениях» — осо­бое внимание уделяется быстроте движений, развитию скорост­ных качеств, а значит, любое движение (лазанье по гимнастиче­ской лесенке, пробегание по скамейке и т. д.) должно быть знакомо детям.

5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах поз­воляют детям выполнять их любимые движения: вращения, кача­ния, лазанье. Основная цель этих занятий — научить детей поль­зоваться тренажерами, развивать их самостоятельность. Другая цель — повышение плотности физкультурных занятий. Дети, умеющие работать на тренажерах, не нуждаются в страховке, что позволяет сделать эти снаряды частью игровой зоны группы или включать их как элемент в физкультурное занятие. Мелкие тре­нажеры типа балансира, ручного эспандера, ролика хорошо ис­пользовать в общеразвивающих упражнениях. Понятно, что спо­соб организации детей на таких занятиях зависит и от количества тренажеров.

6. Занятия, построенные на танцевальном материале, про­­водятся музыкальным руководителем не менее двух раз в месяц.­ Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обу­­чению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам. На­­копленный детьми на подобных занятиях двигательный опыт ис­­пользуется затем воспитателем для проведения гимнастики или ­музыкальных разминок на воздушных ваннах, в физкультурных­ паузах, спортивных досугах. Структура занятий такова: сначала­ используются разные виды ходьбы и бега под музыку с включе­­нием элементов танцевальных движений, затем — музыкально-­ритмическая разминка, народные или современные танцы, музы­­кально-подвижные игры и хороводы. Музыкальный руководитель­ показывает движения. Воспитатели находятся среди детей и вы­­полняют движения вместе с ними. Занятия проводятся под фоно­­грамму. Между структурными частями занятия проводятся рас­­слабляющие упражнения под классическую музыку.

  1. Самостоятельные занятия. Дети приучаются к организатор­­ским действиям, так как им поочередно поручают провести раз­­минку, бег, организовать игры. Смысл их в том, чтобы научить ­не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной­ последовательности, но и страховать себя и товарища, уметь за­­мечать ошибки и исправлять их.

  1. Занятия серии «Забочусь о своем здоровье» можно про­­водить три-четыре раза в месяц. На этих занятиях дети учатся­ приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению ­закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной­ медицинской помощи, знакомятся с правилами гигиены жилища,­ ухода за одеждой, постелью. Отдельные фрагменты занятия про­­водят не только педагоги, но и медицинские работники.

  1. Занятия-зачеты. Это своеобразные итоговые занятия, ко­­торые проводятся каждые два месяца. Их роль заключается в по­­мощи детей воспитателю при квалифицированной оценке уровня­ развития сверстников. На занятиях-зачетах присутствуют медра­­ботники и старший воспитатель. Целесообразно заранее соста­­вить протоколы оценки физических качеств и физической подго­­товленности. Занятия проводятся в виде соревнований или­ спартакиад. Возможно, что дети среднего дошкольного возраста ­показывают свои успехи знакомому литературному герою, скажем ­доктору Айболиту.

Кроме занятий, мы накопили опыт организации гимнастики после сна.

Гимнастика после сна (или воздушные ванны в движении) под­нимает настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает про­филактику нарушений осанки и плоскостопия. Настроение детей зависит от их самочувствия, от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель. В ос­нове подбора содержания такой гимнастики лежит учет имеюще­гося у детей двигательного опыта и характера предыдущей дея­тельности.

Например, если в этот день дети занимались спортивной под­готовкой, то гимнастика проводится в игровой форме. Как и ут­ренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна со­стоит из нескольких частей.

Ходьбу проводим сначала в медленном темпе, используя уп­ражнения для профилактики плоскостопия, затем предлагаем бег, но он значительно короче по длительности (нельзя давать боль­шие нагрузки сразу после пробуждения, кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей. Предпочтительнее органи­зовывать бег как серию подвижных игр или игровых упражне­ний). Для детей, просыпающихся раньше или позднее других, а также любящих заниматься самостоятельно, готовим комплекс уп­ражнений для выполнения в группе. В содержание воздушных ванн в движении рекомендуем включать:

  • подвижные игры, хороводные игры с пением;

  • комплекс профилактической гимнастики;

  • спортивный ералаш с имеющимся оборудованием;

  • комплекс ритмической гимнастики.

После дневной гимнастики, согласно рекомендациям врача, проводятся закаливающие процедуры. Помимо специальных видов закаливания необходимо учить детей самостоятельным процеду­рам. Здесь можно обратиться к методике сухого и влажного об­тирания и обширного умывания. Последнее довольно просто. Ре­бенок должен:

  • открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз», то же проделать левой рукой;

  • намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два»;

  • намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «три»;

  • намочить обе ладошки и умыть лицо;

  • ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

Понятно, что эта методика больше подходит детям старшего дошкольного возраста, но мытье рук и лица после гимнастики доступно уже со второй младшей группы. Этот прием будет слу­жить не только оздоровлению детей, но и приучению их к здоро­вому образу жизни с применением гигиенических процедур.

Мы убеждены, что работа детского сада по внедрению раз­личных вариантов физкультурно-оздоровительных мероприятий органически входит во всю его многоплановую жизнь. Важно не заорганизовывать детей, решать вопросы психологического благо­получия, здоровья детей через связь с другими видами деятель­ности и, самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.

kopilkaurokov.ru

Инструкторам по физической культуре – Воспитателю.ру

 Инструкторам по физической культуре

        У вас есть свои авторские наработки для инструкторов по физической культуре или иные материалы, касающиеся педагогической деятельности? – Разместите их на нашем сайте и получите Свидетельство о публикации (подробнее).

        Также приглашаем вас посетить разделы сайта – “Музыка для занятий” и “Утренняя зарядка”.   

 Последние опубликованные материалы:

* Конспект утренней зарядки к Дню победы

* Методическая разработка (итоговое занятие по ритмике) – Олимпийские игры

* Физкультурный праздник ” Зимушка – зима”

* Сценарий физкультурного развлечения для детей младшего дошкольного возраста “Путешествие на лесную полянку”

* “Развитие сенсорики (для детей старшего дошкольного возраста)”

* “Здоровье ребёнка – тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй”

* Проект: “Танцевальное конфетти”

* Сценарий летнего физкультурного праздника для детей дошкольного возраста “Путешествие к волшебному дереву”

* Сюжетно-познавательное физкультурное занятие для детей младшей группы « Сказка про лень»

* Консультация для воспитателей и родителей «Гимнастика маленьких волшебников» (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, семье)

* Консультация для родителей “Советы инструктора по физической культуре”

* Физкультурное занятие для младших дошкольников совместно с родителями “Цирковое представление”

* Конспект развлечения в младшей группе “Будь здоров!”

* «Путешествие к волшебному цветку» Сюжетное занятие по физической культуре с детьми старшей группы

* Конспект физкультурно-логопедического досуга для детей 5 лет с нарушением речи по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»

* Развитие двигательной активности детей 3 – 4 лет в подвижных играх на открытом воздухе

* “Конспект утренней зарядки для 1 младшей группы”

* Спортивный досуг с родителями “Маленьким детям – большие права”

* Конспект спортивного развлечения “Смелые, умелые”

* Спортивный праздник с родителями и воспитанниками средней группы. Тема: «Папы и дочки, мамы и сыночки»

* Консультация на тему “Здоровый образ жизни и дети”

* Методическая разработка “Веселые старты”

* Методическая разработка “Олимпийские игры”

* Польза дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

* Занятие по физической культуре “Планета фантазёров”

* Занятие по физической культуре “Мыши и кот Васька” для младшего дошкольного возраста

* Сценарий спортивного развлечения День защитника Отечества “Мы мужчины”

vospitately.ru

Консультация по физкультуре на тему: Консультация для воспитателей: «Организация занятий по физической культуре в летний оздоровительный период в ДОУ»

Консультация для воспитателей

«Организация занятий по физической культуре в летний оздоровительный период»

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

На занятиях решаются задачи оздоровительного, воспитательного характера

           Основными средствами воспитания и развития движений у дошкольников летом должны стать:

 – Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

– подвижная игра, игровые упражнения, игры – забавы, спортивные игры, «школа мяча», «школа скакалки», игры- эстафеты, спортивные развлечения.

Чтобы была высокая работоспособности детей на протяжении всего занятия должно быть правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

            Продолжительность занятий, как в зале, так и на воздухе соответствует САНПИНу. И  прописано в вашей программе, соответственно возрасту

Занятия по физической культуре можно проводить как в конце прогулки, так и в начале. При проведении занятия в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку сухими. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 минут в помещении под контролем няни, а затем выйти на прогулку. Поэтому целесообразней проводить занятия в конце прогулки, чтобы вспотевшие дети уходили в группу и переодевались.

             До начала занятий с детьми должна проводиться предварительная работа. Дети должны получать сведения о Здоровом образе жизни, о частях тела, для развития каких групп мышц выполняются те или иные движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общей гигиены и др.

 Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности

  • Инструктор по физической культуре в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
  • При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
  •  Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
  • В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
  • При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
  •  Недооценка значения страховки и помощи

– неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках;

– отсутствие матов под снарядами

 Обучая детей различным навыкам, приёмам выполнения движений,  необходимо обеспечить правильный, четкий и точный показ движения. Должна быть четкая инструкция выполнения упражнения, движения.

Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.


8 слайд Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы. В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки.  

После непродолжительной ходьбы дается бег по площадке, обучение различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Бег – от 40сек до 2 мин (в зависимости от возраста). 

Заканчивается бег ходьбой с упражнениями на восстановление дыхания, и перестроением в круг или колонны.

 При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Разведение рук их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. Повторение каждого упражнения от 4 до 6 раз, в зависимости от возраста детей. Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: мышцы шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног. Начинается сверху от головы и заканчивается ногами. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений повторяется на 4 занятиях, т. е. в течение двух недель. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.

Основные виды движений

При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, на первом занятии изучается движение, повторяется на втором и закрепляется на третьем. В таком случае на первых двух ставится задача создания у ребенка общего, целостного представления о движении (например, о прыжке в длину). В последующих двухнедельных циклах идет уточнение отдельных элементов (исходного положения, замаха рук, отталкивания, приземления и т. д.). Но в каждом цикле мы все равно обучаем детей элементу этого движения.
           Заключительная часть.

Организуется подвижная игра или игра-эстафета. Они подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на предыдущих занятиях умения и навыки в игре. Это помогает закреплению основных движений.
Все мы знаем, что игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.

Во время игр не всегда удается добиться точного выполнения движений: дети стараются достичь поставленной цели (перепрыгнуть, убежать, достать рукой и т. п.) и в меньшей мере контролируют правильность движения. Поэтому при повторении этого движения на последующих занятиях нужно добиваться устранения допущенных ошибок.
           После интенсивных игр проводятся игры малой подвижности. 

При выборе игр, упражнений и других двигательных форм следует учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности, и физические силы отдельных детей, степень организованности и дисциплинированности группы, уровень двигательных умений. Заканчивается занятие построением и подведением итогов

Дети, впервые приступившие к физкультурным занятиям, в том числе и на воздухе, постепенно привыкают к нагрузкам, поэтому в начале у большинства наблюдается обильная потливость. В течение одного- двух месяцев дети приспосабливаются к новым условиям и с предлагаемой нагрузкой справляются значительно легче.

Педагог должен внимательно следить, чтобы дети не перегревались, регулировать их активность.

Когда ребенок теряет интерес к игре и упражнениям, появляется нарушение координаций движения, потливость, он начинает жаловаться на усталость – это признаки чрезмерного переутомления. Чаще всего переутомление наступает по двум причинам: физическая нагрузка на данном этапе для ребенка велика или он излишне тепло одет.

            При нормальной нагрузке, полученной ребенком в игре, дыхание его несколько учащается, лицо розовеет, настроение бодрое, движения остаются координированными, сохраняется желание играть. Если ребенок сильно вспотел, стал часто дышать, покашливать, побледнел или, наоборот, очень покраснел, значит, мера превышена, у него ухудшается четкость движений. Ребенку нужно предложить отдохнуть, сесть в тень, предложить воды.

            Легкая степень утомления свидетельствует о физиологическом уровне нагрузки на занятии. Средняя степень утомления допустима у детей старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и медицинских ограничений.

На занятиях по физической культуре, во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, мы вырабатываем настойчивость, прививаем детям умение преодолевать трудности. В то же время выполнение движения в разных погодных условиях способствует выработке у детей умения использовать изучаемые движения в изменяющейся обстановке. На занятиях по физической культуре, как нигде, с большим успехом решаются эти задачи.

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация для воспитателей “ Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей”

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение    детский сад № 53 « Фиалка компенсирующего вида » п .Биокомбината           

                        Щелковского муниципального района Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация  для воспитателей

 

Тема : “ Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Подготовила и провела:

Инстркутор по физической культуре

                                                                      Данилина Е.А.

 

Сентябрь 2016.

Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению  здоровья детей.

Задачи:

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке  детей и проведения занятий по физической культуре.

2. Познакомить педагогов с требованиями к  воспитателю  в совместной работе  по вопросам физического воспитания.

3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Одной из задач, стоящей перед педагогическим  коллективом  нашего детского, является  оптимизация работы  по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа должна организовываться  воспитателями и  инструктором по физическому воспитанию в тесном сотрудничестве. Каждый из которых, выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями.

 Требования к воспитателю:

1. Знать  программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).

2. Проводить диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.

3. Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

4. Организовать занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применять  только методические материалы, рекомендованные органами образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми дошкольного возраста.

5. При проведении физкультурного занятия иметь  план занятия, основанный на данных методических материалов.

6. Формировать  у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т.д.).

7. Использовать средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников.

8. Контролировать физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.

9. Обеспечивать  безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.

10. Планировать , проводить  и анализировать  физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

11. Создавать  условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.

14. Организовать самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.

15. Информировать  родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

      Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.

     Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом. В средней, старшей и подготовительных  к школе группах воспитатель  помогает структору  по физической культуре в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

      Во время выполнений общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

       Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.   

      Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей. Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей. Инструктор по физической культуре консультирует воспитателей, даёт необходимые советы,  оказывает помощь.

      Особенно содержательная  совместная  работа воспитателя  и  инструктора  по физической культуре проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. На консультациях инструктору  необходимо  знакомить воспитателей  с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. Инструктору необходимо учитывать способности каждого воспитателя при распределении ролей для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы…                                                                                Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

Литература:

1. Журнал  «Дошкольное воспитание» № 7, 2010 г., стр.12,  Филиппова С., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой оздоровительной физической культуры, Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. Статья первая «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры»; «О профессиональной компетентности педагога».

 2. Журнал  «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г., стр.47, Филиппова С., статья вторая «Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры».

3. Журнал  «Инструктор по физкультуре» №1, 2010 г., стр.84,  Тарасова Т. А. «Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в условиях ДОУ и семьи

 

nsportal.ru

Материал по физкультуре по теме: консультации для воспитателей

Методика проведения физкультурных занятий на прогулке

Консультация для воспитателей

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.

Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в вводно-подготовительной во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной части даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным.

Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах. В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола, учатся играть в бадминтон. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предшествующих физкультурных занятиях.

Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной, заключительной.

Вводно – подготовительная часть призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей физической нагрузке.

Начинается вводно – подготовительная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы воспитатель следит за четким шагом, правильным движением рук, соблюдением дистанции. Ходьба без остановки переходит в медленный бег, который продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором – третьем круге дети выполняют упражнения (3-4): бегут боком приставным шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах, бегут спиной вперед и др. Медленный бег заканчивается ходьбой. Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.

Основная часть занятия продолжается от 14 до 26 минут. В этой части решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использовать их в игровой деятельности.

В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной игры, затем следует короткая (в пределах 1 минуты пробежка в среднем темпе. После этого дети осваивают спортивные упражнения или выполняют одно из основных движений. Заканчивается эта часть сюжетной подвижной игрой.

В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного упражнения и ли элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем проводится подвижная игра.

В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в старшей, но воспитатель чаще использует групповой метод, которое позволяет сочетать обучение детей педагогом и самостоятельное совершенствование детьми приобретенных навыков.

  В старшей и подготовительной группах бег может усложняться – детям предлагается маршрут с преодолением препятствий.

При выполнении основных движений, спортивных упражнений или элементов спортивных игр нельзя допускать спешки – нужно требовать четкости и законченности движений.

Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой. В целях повышения двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не более чем на одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок, перерывы между повторениями 15-20 сек.

В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и подготовленности детей: после игры большой подвижности продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том же объеме, что и в начале занятия.

На протяжении всего занятия дети много бегают. По скорости у дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем темпе и быстрый.

Медленный бег является важным средством воспитания у детей выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу.

Бег в среднем темпе предъявляет более высокие требования к деятельности важнейших систем организма. Как показали исследования,  дети средней группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от 500 до 600 метров, а подготовительной – от 7—до 900 метров.

Быстрый бег является составной частью игр, игр-эстафет, у дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.

Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во время бега, игры дети дышат ртом.

Одежда и обувь детей во время занятий на воздухе должна обеспечивать свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и вместе с тем от перегревания.

nsportal.ru

Инструктор по физкультуре

  

     Моя позиция в работе инструктора по физкультуре –               «Я сделаю все, что в моих силах и даже больше!». Ядром моей педагогической инициативы является убеждение того, что здоровый и физически развитый ребенок – главная ценность нации, государства, общества.

Мое педагогическое кредо: прививать интерес к физической культуре, приучать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у дошкольников потребность в двигательной активности. Я стремлюсь создать в нашем детском саду маленькую страну Здоровья, где живут здоровые, умные, весёлые жители. Когда видишь радость и интерес в глазах малышей, их желание быть с тобой как можно чаще, чтобы постигать удивительный мир ДВИЖЕНИЙ, это даёт вдохновение и желание растить здорового ребёнка, дарить радость детям.

 

 

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3лет

Консультация для педагогов «Использование информационных и компьютерных технологий в работе инструктора по физической культуре в детском саду».


Консультация для воспитателей  «Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»


Консультация для родителей”Если в руки ребенку попал мяч”

Консультация для педагогов “Методика проведения физкультурных занятий на прогулке”

Консультация для родителей  «Начальное ознакомление детей со спортом»

 

Консультация для родителей”Десять советов по укреплению физического здоровьядетей”

Консультация для родителей«Профилактика плоскостопияв условиях ДОУ и семье»

Мультимедийное пособие “Зимние олимпийские игры”

мультимидийное пособие “Двигательная активность детей в разные времена года”

Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей «Спортивный уголок дома»

Конспект занятиядля детей 4-5 лет”Цветок здоровья”
“Спортивное оборудование и инвентарь как средство воспитания в ДОУ” презентация

 

Мои достижения

detskiysad79.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *