Стихотворение по литературе 4 класс – ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 4 КЛАССА. СТИХИ

Содержание

Материал (чтение, 4 класс) по теме: Материал к устному экзамену по литературному чтению 4 класс.

Стихотворения наизусть:

  1. Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки».
  2. Марина Ивановна Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»
  3. Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон».
  4. Борис Пастернак «Золотая осень».
  5. Николай Рубцов «Сентябрь».
  6. Иван Бунин «Листопад».
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов «Дары Терека» .
  8. Дмитрий Кедрин «Бабье лето».
  9. Спиридон Дрожжин «Родине».
  10. Борис Слуцкий «Лошади в океане».
  1. С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.
  1. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…

  1.  В. Я. Брюсов «Опять сон».

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Желтый лев крадется к зебре

Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо

В небо ветви вознесли.

Слышу шаг гиппопотама,

Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,

Весь я – зренье, весь я – слух.

Но виденья старых басен

Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея

Не затмят ли вдруг закат?

Не взлетит ли, искры сея,

Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли

Племя карликов ко мне?

Обращая ветки в угли,

Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.

Зебра мчится вдалеке.

Лев, взрывая листьев ворох,

Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.

Хруст слышнее. Страшно. Ведь

Кто же знает: это ль духи

Иль пещеры царь – медведь!

  1. Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.


Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.


  1.  Н. М. Рубцов «Сентябрь».

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября…

  1. И. А. Бунин «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…

  1.  М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» .

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

   “Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить я готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал”.

  1. Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

9. Спиридон Дрожжин «Родине».

Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей в тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

1904

  1. . Борис Слуцкий «Лошади в океане».

                    И.Эренбургу

Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.

“Глория” – по-русски – значит “Слава”,-
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли


nsportal.ru

Урок по литературному чтению для 4 класса «Стихи русских поэтов»

План-конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: Обобщение. «Стихи русских поэтов».

Рубрика «Проверьте себя».

Учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г.

Тип урока: комбинированный

Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.

Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Ресурсы: презентация

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.

Ход урока

  1. Орг.момент (дети стоят в кругу)

Урок литературного чтения. Что вы ждёте от предстоящего урока? (Новых знаний,…)

А чтоб у нас всё получилось – пожелаем друг другу удачи (дети пожимают друг другу руки и садятся по группам)

2. Чтение учителем стихотворения

Мне хочется начать урок со стихотворения.

Мир был бы без тебя пещерой, что темна,

Иль морем, но без синевы.
Без этой вечно блещущей прохлады,
Иль садом без травы
Без пенья соловья или цикады.
Деревья стали б голы и черны,
Сплошной ноябрь: ни лет, ни зим, ни вёсен.
А люди б стали дики и бедны.
 
А песни… Песен не было бы вовсе

О чём говорит автор? Без чего бы наша жизнь стала скучной и однообразной?

(Без поэзии)

– Иногда мы слышим:

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

А что такое поэзия?

Детские ответы………

– Заменим слово “поэзия” словом «красота». Прочитайте, что получилось?

– Что вы теперь скажете? (Это когда воспевается красота окружающего мира)

Словарная работа

– Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (зачитывается значение слова поэзия и записывается в словарик)

– поэзия- это словесное художественное творчество, преимущ.стихотворное. Это произведения, в которых красота и прелесть чего-н., возбуждают чувство очарования.

На доску прикрепить слово поэзия

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке литературного чтения мы ещё раз поговорим о поэзии, вспомним знаменитых русских поэтов, обратимся к их творчеству. В течении урока каждая группа будет выполнять работу на определённых листах, а в конце урока, когда листы соберём все вместе и объединим в одну книгу, то получится сборник стихов русских поэтов.

4. Викторина (каждая группа получает своего автора)

А начнём мы с викторины. Вот первый вопрос:

А) Назови автора строк: (дети находят на доске портрет автора)

Звонким колокол ударом

Будит зимний воздух.

Мы работали недаром,

Будет светел отдых. (А.Блок «Рождество»)

Б) Этот поэт является лауреатам Нобелевской премии (И.А.Бунин)

В) Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая! (К.Д.Бальмонт «Снежинка»)

Сколько знаменитых романсов на стихи этого поэта! Кто же это?

Г) Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.(С. Есенин)

Задание №2(Проталинки)

В файле вы найдёте другое стихотворение поэта, в котором есть проталинки. Необходимо вклеить недостающие слова. После завершения работы прочитайте стихотворение, убедитесь в правильности выбора.

Мне хочется услышать эти стихи.

Выразительное чтение стихов.

С.Есенин «Белая берёза», А.Блок «Россия», К.Бальмонт «К зиме», И.Бунин Листопад.

А что помогло вам так быстро справиться с заданием? (рифма)

А что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк (с ударением на последнем слоге)

Какая бывает рифма? (Парная, перекрёстная, охватная)

Какая рифма в вашем стих-нии?(перекрёстная)

Входит Муза поэзии:

-Я –поэзия, друзья,

Жить без рифмы мне нельзя.

Люблю поэтам помогать,

Стихотворенья сочинять.

А вы знаете, что такое «буриме»? Это старинная игра, которая появилась в XVII веке. На заданные рифмы пишутся двустишья. Но сначала к ней нужно подготовиться. Порифмуем слова, например: тень-день, почки – звоночки. Попробуем… весна- …., ночка…., Молодцы! Но, а теперь вот вам рифма (в тишине – в вышине), работая в парах, составьте двустишие

Какие вы молодцы! А вот вам домашнее задание: по картинкам составить четверостишие (раздаёт картинки и уходит).

Литературные приёмы

Какие литературные приёмы используют авторы, чтобы донести до читателя свои мысли?

Сравнение, олицетворение, эпитеты

Найдите эти приёмы в ваших произведениях

Сравнение: «Листопад» (лес точно терем расписной) Олицетворение: Осень-вдова

Сравнение: «Белая берёза» (принакрылась точно серебром)

Эпитеты: «Россия» (разбойная краса, годы золотые, нищая Россия, песни ветровые)

Олицетворение: «К зиме» (лёд прильнёт к воде), Эпитет (лес сквозистый)

Задание №3 Найди картинку

Очень часто стихи сопровождаются рисунком. Как вы думаете, просто так ли это..

(они помогают читателю понять то, что хотел сказать автор)

У вас на столах лежат картинки, найдите ту, которая подходит к вашему произведению.

Какая основная мысль произведения?

«Листопад» – Красота осенний природы

«Белая берёза» – автор любуется зимней красавицей

«К зиме» – Автору нравится зима

«Россия» – Нежная любовь к Родине

Вывод:

Одному нравится русская зима, другой сравнивает лес с теремом, третий с тоской вспоминает глухую песню ямщика.

Что объединяет? Любовь к Родине, к России

Создаём книгу (дети приносят свои рабочие листы, складывают в одну папку и получается сборник стихов русских поэтов)

Какая должна быть обложка у нашей книги?

Физминутка

Проверка дом.задания

Ребята, было задание выучить наизусть одно понравившееся вам стихотворение. Давайте послушаем.

(Дети читают свои стихи наизусть)

Самостоятельная работа на индивидуальных компьютерах (кроссворд по теме: «Русские писатели»)

Пришло время проверочной работе, отвечают на вопросы на индивидуальных компьютерах)

(Самопроверка)

-Что такое лирика? (что-то задушевное, нежное…)

Я думаю у нас урок таким и получился.

А ваше мнение? Вспомните, что вы ожидали от урока и выберите нужный цветок.

Рефлексия. Какой красивый у нас получился букет! И не случайно! Встречам Весну, а вместе с ней и праздник наших дорогих мам.

infourok.ru

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Стихи русских поэтов.

Паницкой Татьяны Ивановны. Учителя начальных классов

Учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г.

Тип урока: комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)

Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.

Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.

За каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.Оргмомент

На доске высказывание «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела»

Джозеф Аддисон. Англия (слайд 1)

– Как понимаете это высказывание? Что развивает в человеке чтение?

– Зачем человек читает?

– Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?

Ответы учащихся: чтение развивает ум, логику, нашу речь.

– Чтобы больше узнать.

( Слайд 2)

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: планирование работы на уроке

  1. Актуализация знаний и выявление затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

– Проведём словарный диктант. Запишите слова: олицетворение, эпитет, метафора, рифма, строфа, жанр, поэт, баллада, пауза, логическое ударение.

– Проверьте самостоятельно. (Слайд 3). Оцените себя.

– К какому жанру относятся записанные слова?

– Чем мы занимались на предыдущем уроке?

– Каков жанр произведений И.А.Бунина? А тема его стихов?

– Проверим д/з. Откройте тетради. Проверим задания к стих-ю «Детство»

– Какие рифмы использует И.Бунин в стихотворении «Листопад»?( с.43 – тетрадь, №1)

– Какие литературные приёмы использует И.А.Бунин?

– Найдите и прочитайте метафоры.

– Кого одушевляет поэт? Как называется такой приём в литературе?

Дети записывают слова. Проверяют.

– Стихотворный жанр.

– Изучали поэзию И.А.Бунина.

– Стихи о природе, детстве.

Ответы «цепочкой»: №1- прочитать с паузами и логич. ударениями;

№2 – здесь перекрёстные рифмы;

№3 – сравнение: песок – как шёлк;

№4 – сравнение – это сопоставление людей, животных и предметов по сходным признакам;

№5 – дети зачитывают свои отзывы.

– Перекрёстные, парные и охватные.

– Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

– «Среди широкого двора», «пёстрый терем», «странно лес молчал, когда пурпурный блеск огня и злата пожаром терем освещал»;

– Одушевляется осень. Это олицетворение.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: организовать учащимися анализ возникшей проблемы и на этой основе выявить места и причины затруднения. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока

– Заполните схему (слайд 4)- авторы стихов о природе.

– О чём мы продолжим говорить на уроке?

– Игра «Вспомни и назови»

«Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе»;

– «Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе»;

– «Улицей гуляет

Дедушка мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз»;

– «Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается»

– «Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

– Это стихи, изученные в 3-м классе. А сегодня мы повторим произведения, которые изучили недавно.

– Как вы думаете. Какова тема нашего урока?

– О стихах, о поэтах.

– А.Фет.

– С.Есенин

– С.Дрожжин

– И.Никитин.

– Ф.Тютчев

Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия;

Познавательный: осуществляют поиск нужной информации

Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации.

Работа в парах: – Откройте в тетрадях раздел «Проверьте себя», выполните задание №1. Какая пара справилась с заданием первая? Назовите стихотворения.

– Продолжим работу в парах. Выполните задание №3.

-А.Блок. «Рождество», К.Бальмонт. «Снежинка», И.Бунин. «Гаснет вечер»

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний.

Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника

  1. Первичное закрепление.

Цель: построение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

– Вы принесли книги стихов русских поэтов. Есть ли среди выбранных вами произведений такие, которые мы не изучали? Встретились ли вам неизвестные авторы?

– Какие произведения вам понравились? Запомнились? Что бы вы хотели прочитать всему классу – поделиться полученными знаниями со всеми?

Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес

  1. Самостоятельная работа.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, формировать умение его применять при решении задач, вызвавших затруднения

Работа в группах. Заполнение кроссворда (тетрадь, с.46).

С.46 № 5, № 6, №7.

Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия;

Коммуникативные: умение работать в коллективе

  1. Рефлексия

8. Дом.задание

– Покажите смайлики, как вы себя оценили.

– Приготовить аннотацию принесённой вами книги. Выучить стихотворение И.А.Бунина по выбору

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: понимание причин успеха и неуспеха.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Стихи русских поэтов.

План-конспект урока

Паницкой Татьяны Ивановны. Учителя начальных классов

МОУ «СОШ р.п.Озинки» Саратовской области

УМК «Начальная школа ХХI века»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4-а

Тема: Стихи русских поэтов

Учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г.

Тип урока: комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)

Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.

Педагогические задачи:  формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Ресурсы: презентация

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.Оргмомент

На доске высказывание «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела»

Джозеф Аддисон. Англия (слайд 1)

– Как понимаете это высказывание? Что развивает в человеке чтение?

– Зачем человек читает?

– Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?

                     

Ответы учащихся: чтение развивает ум, логику, нашу речь.

– Чтобы больше узнать.

( Слайд 2)

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: планирование работы на уроке

  1. Актуализация знаний и выявление затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

– Проведём словарный диктант. Запишите слова: олицетворение, эпитет, метафора, рифма, строфа, жанр, поэт, баллада, пауза, логическое ударение.

– Проверьте самостоятельно. (Слайд 3). Оцените себя.

– К какому жанру относятся записанные слова?

– Чем мы занимались на предыдущем уроке?

– Каков жанр произведений И.А.Бунина? А тема его стихов?

– Проверим д/з. Откройте тетради. Проверим задания к стих-ю «Детство»

– Какие рифмы использует И.Бунин  в стихотворении «Листопад»?( с.43 – тетрадь, №1)

– Какие литературные приёмы использует И.А.Бунин?

– Найдите и прочитайте метафоры.

– Кого одушевляет поэт? Как называется такой приём в литературе?

 Дети записывают слова. Проверяют.

– Стихотворный жанр.

– Изучали поэзию И.А.Бунина.

– Стихи о природе, детстве.

Ответы «цепочкой»: №1- прочитать с паузами и логич. ударениями;

№2 – здесь перекрёстные рифмы;

№3 – сравнение: песок – как шёлк;

№4 – сравнение – это сопоставление людей, животных и предметов по сходным признакам;

№5 – дети зачитывают свои отзывы.

– Перекрёстные, парные и охватные.

– Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

– «Среди широкого двора», «пёстрый терем», «странно лес молчал, когда пурпурный блеск огня и злата пожаром терем освещал»;

– Одушевляется осень. Это олицетворение.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации.

 Коммуникативные:  контролировать действия партнёра

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: организовать учащимися анализ возникшей проблемы и на этой основе выявить места и причины затруднения. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока

– Заполните схему (слайд 4)- авторы стихов о природе.

– О чём мы продолжим говорить на уроке?

– Игра «Вспомни и назови»

«Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе»;

– «Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе»;

– «Улицей гуляет

Дедушка мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз»;

– «Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается»

– «Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

– Это стихи, изученные в 3-м классе. А сегодня мы повторим произведения, которые изучили недавно.

– Как вы думаете. Какова тема нашего урока?

– О стихах, о поэтах.

– А.Фет.

– С.Есенин

– С.Дрожжин

– И.Никитин.

– Ф.Тютчев

Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия;

Познавательный: осуществляют поиск нужной информации

Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации.

Работа в парах: – Откройте в тетрадях раздел «Проверьте себя», выполните задание №1. Какая пара справилась с заданием первая? Назовите стихотворения.

– Продолжим работу в парах. Выполните задание №3.

-А.Блок. «Рождество», К.Бальмонт. «Снежинка», И.Бунин. «Гаснет вечер»

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний.

Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника

  1. Первичное закрепление.

Цель: построение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

– Вы принесли книги стихов русских поэтов. Есть ли среди выбранных вами произведений такие, которые мы не изучали? Встретились ли вам неизвестные авторы?

– Какие произведения вам понравились? Запомнились? Что бы вы хотели прочитать всему классу – поделиться полученными знаниями со всеми?

Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес

  1. Самостоятельная работа.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, формировать умение его применять при решении задач, вызвавших затруднения

Работа в группах. Заполнение кроссворда (тетрадь, с.46).

С.46 № 5, № 6, №7.

Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия;

Коммуникативные:  умение работать в коллективе

  1. Рефлексия

8. Дом.задание

– Покажите смайлики, как вы себя оценили.

– Приготовить аннотацию принесённой вами книги. Выучить стихотворение И.А.Бунина по выбору

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: понимание причин успеха и неуспеха.

Самоанализ открытого урока по литературному чтению

ОС «Начальная школа ХХI века»

Учитель: Паницкая Татьяна Ивановна

Класс: 4

Краткая психолог-педагогическая характеристика класса

   В классе 17 учащихся с разным уровнем обученности и разными психологическими особенностями. Есть дети с высоким уровнем обученности, есть –  со средним, 1 учащийся с низким уровнем обученности, он прибыл с Украины.

Уроки литературного чтения детям нравятся, они затрагивают их эмоциональную сферу, материал уроков доступен детскому пониманию, воспитывает в детях этические понятия.

Авторы учебника:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г

Тема: Стихи русских поэтов.

Тип урока:  комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)

Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.

Педагогические задачи:  формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Ресурсы: презентация

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.

1.На уроке использовались разнообразные формы работы, смена видов деятельности, что способствовало поддержанию интереса к уроку.

2. Проблемные ситуации разрешались путем исследования проблемного материала.

3. Выбранные приёмы и методы обучения способствуют формированию знаний и умений учащихся в соответствии с задачами урока, развивают образное мышление, чувственную сферу детей, обогащают их представление об окружающем мире.

4. Высокая активность и работоспособность учащихся , их заинтересованность в работе говорит о развитии детей в разных направлениях в соответствии с принципами развивающего обучения.

5. Учащиеся умеют работать в парах, в группах, показали умение вести монологическую речь, вести дискуссии, высказывать своё мнение.

6. Учащиеся показали хорошие знания о творчестве русских поэтов.

Лист самооценивания

За каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»

Высказывание

Высказывание

Высказывание

Словарный диктант

Словарный диктант

Словарный диктант

Дом.задание

Дом.задание

Дом.задание

    Игра

   Игра

Игра

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Сборники стихов

Сборники стихов

Сборники стихов

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд

Лист самооценивания

За каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»

Высказывание

Высказывание

Высказывание

Словарный диктант

Словарный диктант

Словарный диктант

Дом.задание

Дом.задание

Дом.задание

    Игра

   Игра

Игра

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Сборники стихов

Сборники стихов

Сборники стихов

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд

nsportal.ru

Поэтический сборник стихов, учащихся 4 класса.

Поэтический сборник

Учитель начальных классов

Федотова Лилия Васильевна

Между взрослостью и детством

Нет мостов и сказок нет.

Остается нам в наследство

Только память детских лет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

с углубленным изучением отдельных предметов»

Поэтический сборник

Барнаул – 2009г.

Поэтический сборник: творческие детские работы учащихся начальной школы МОУ «СОШ № 38» / сост. Л.В. Федотова. – Барнаул: МОУ «СОШ № 38», 2009. – 61с.

Поэтический сборник содержит детские стихи, написанные учащимися начальной школы 4 «А» класса МОУ «СОШ № 38» на уроках литературного чтения и краеведения.

МОУ «СОШ № 38», 2009

Дорогие мои ученики!

Перед вами поэтический сборник, в котором собраны стихи вашего сочинения. Эта книга подарит вам счастливые минуты воспоминаний об уроках литературного чтения в начальной школе.

Желаю вам творческих успехов.

Автор-составитель Л.В. Федотова

13.09.1998г.р.

Моя игрушка.

На полке, где игрушки,

Живут одни зверушки.

Котята и тигрята,

Львята и зайчата.

Но самая любимая,

Большая и пушистая

Собачка белоснежная.

Осенний клад.

Падают с ветки желтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам, и всем подряд.

У нас в семье живет

Маленький, удаленький,

Четвероногий дружок –

Пушистенький хомячок,

Кличут его – Хомка.

Чудесные Явления

Творятся за окном!

Осень краски поменяла,

Лес зеленый – желтым стал.

Весь год меняется погода –

Такая разная природа!

Каждый маленький ребенок

Хочет дружную семью.

Чтоб любимой была мама,

Чтоб чудесный был и папа.

Очень хочется, ребята,

Всем на свете нам любви,

Счастья, мира и семьи!

Семья.

Спокойно и легко в доме моём.

Когда вечером собираемся в нем,

Мама булок напечет вкусных, ароматных

И игрушек налепит красивых бумажных.

Папа учит немецкий со мной.

Просто чудо жить в семье такой!

Сорока.

Сорока – белобока

Сидит на дереве высоко,

Глядит она по сторонам.

Вдруг видит,

Что – то на земле мерцает.

Летит она и подбирает.

19.03.1999г.р.

Алтай.

Мы живем на Алтае,

В прекрасном крае.

Здесь поля золотые,

И леса тут большие.

Зайчишка.

У меня есть игрушка,

Заводная зверушка.

Зайчишка мой маленький,

Друг мой удаленький.

Солнце.

Солнце золотистое

На небе блестит.

Маленьким ребятам

Лучиком грозит.

-Не стремитесь, дети,

Долго загорать!

-Будет ваша кожа

Лентой облезать!

Моя семья.

Моя семья – мамуленька,

Бабуленька, дедуленька.

Я так их всех люблю!

Хорошими отметками

За все благодарю.

20.12.1997г.р.

Осень.

В гости пришла осень,

Дождь стучит по крышам.

Птицы улетают

в дальние края.

Осень, осень – чудная пора!

Осень, осень, я люблю тебя

Мою кошку зовут Муся.

Она красивая – лапуся!

Цветом черная она

Грудка ее белая.

Она, просто –лапуся!

Моя милая Муся!

08.07.1998г.р.

Мой щенок.

Для любимого сыночка.

Подарили мне щеночка.

Мой любимый славный друг,

Любит всех людей вокруг.

Он и лает и кусает,

Счастья много доставляет.

Наша дружная семья

Это – мама, папа, я!

На досуге мы с отцом

Занимаемся трудом:

Ловим рыбку на Оби,

Вкусно жарим пироги.

Строили из кирпича

Во дворе гараж, бренча.

Наша мамочка для нас

Напекла блинчиков – таз!

14.07.1998г.р.

Мой Алтай.

Всех прекрасней наш Алтай.

Здесь зеленые леса.

Солнце светит очень ярко,

Летним днем бывает жарко.

Здесь красивые луга.

Не забудем никогда,

Золотой ты наш Алтай,

Я так люблю тебя, ты знай!


Собачка Теди.

Ушастая, носатая,

Забавная зверушка.

Моя пушистая и мягкая

Любимая игрушка.

Осень

Есть прекрасная пора

В школу мчится детвора.

Все вокруг преображается,

Золотом природа наряжается.

От красоты такой нам

Нам радостней живется.

Это время года осенью зовется!

Кот.

Милый котик озорной,

Ласковый, Кешуня мой.

В нашем доме он живет.

Белый у него живот.

Лапки, ушки, хвост трубой!

Мой дружочек дорогой.

Вишня.

Красавица вишня у бани растет.

Весною так пышно вся белым цветет.

Гуляет в ней ветер – цветы все собьет,

И ягод нам летом совсем не дает.

Огурец.

Большой, колючий,

На грядке сидит.

Под солнышком ясным

Он в небо глядит.

Созреет, хрустящий,

В окрошку пойдет.

Кто съест его сразу-

Блаженство найдет.

Кошка.

Тут кошка рядом морду трёт

Стихи писать мне не даёт.

То лапку лижет, то мяучит,

Похоже, от меня получит.

Вдруг на колени улеглась,

Глаза закрыла.

Покою, дреме предалась.

Про все забыла…

Подарок бабушке.

От всей души дарю подарок,

Чтоб счастье было у тебя.

Пусть для тебя он будет даром,

Сюрприз сей малый от меня.

Котик.

Котик мой любимый

Любит погулять.

Толстенький, пушистый,

Кешей его звать.

Черные полоски,

Серенький он сам.

Беленькие лапки,

Любит он «ням, ням»!

Проказница тучка,

Так любит шалить.

Приходит в ненужный момент.

Давайте оставим ее на денек.

Он пошалит и уйдет.

О, смейся, народ!

О, рассмейся, народ!

Смеяться весело, смеяться хорошо.

О, рассмейтесь до упада!

Рассмешите других,

Смех всем нравится.

О, рассмейся, народ,

Смех радость несёт!

Смейтесь, рассмейтесь,

Засмейтесь, усмейтесь!

О, смейся, народ!

О, рассмейся, народ!


Через форточку в подъезд

Залетела птичка.

Крылышками бьёт в стекло

Вам знакомая….(синичка)

На колу сидит сорока

Вся красивая такая.

И трещит не умолкая,

В такт, себе хвостом махая.

Во многих сказках славится

Чёрно-белая красавица.

23.03.1998г.р.

Алтай.

Я люблю свой Алтай!

Богатый, красивый край.

Здесь много гор, рек, полей

Красивых и добрых людей.

12.10.1998г.р.

Алтайский край.

Широки на Алтае поля.

Хлебородная наша земля.

На Алтае ребята живут

И веселые песни поют.

Мы Алтаем гордимся своим

И об этом мы всем говорим.

Славим наш Барнаул дорогой

Милый город над Обью рекой.

Барнаул свой я очень люблю,

Потому на Алтае живу.

Моя семья.

Мое любимое число – четыре!

Ведь вся семья стоит на нем.

Вы стишок мой повторите,

И все поймете вы о нем.

Первая – мама, папуля – второй,

Третий мой котик любимый, живой.

А четвертая живет девчушка

Мамой и папой любимая Катюшка.

29.10.1997г.р.

Игрушка.

Подарили мне игрушку,

Ярко розового мишку.

Днем я с ней люблю играть.

Ночь придет – с ней лягу спать.

Назвала ее Маруся.

Вот такая – Лапотуся!

Зимним утром на березе,

Я видала снегирей.

От их радостного свиста

Сразу стало веселей.

У них розовые грудки,

Два блестящие крыла.

Любоваться этой птицей,

Каждый день бы я могла.

Семья.

Мама, папа, Дана, я-

Наша дружная семья!

Мамочка любимая, самая красивая!

Рядом с мамой я себя чувствую счастливою!

Папа очень даже крут, балагур и баламут.

Любит рыбачить, проложит маршрут,

Летом нас всех путешествия ждут!

Дана – это собака моя.

Любит её вся наша семья.

Дома одна Дана очень скучает,

Хвостиком радостно, встретив, виляет!

Я – девочка активная, весёлая, спортивная!

Во дворе с мячом играю,

Дома песни распеваю,

С папой в шахматы играю.

Вот такая у меня очень дружная семья!

Эта птица так вертлива.

Хлопотлива и болтлива.

С белыми боками,

С чёрными глазами.

Всё стрекочет и стрекочет

Хочет новость нам сказать.

Как же нам её назвать?

28.08.1998г.р.

Кот.

У меня есть кот Митяй,

Он мой верный друг, ты знай!

С ним мы ляжем на диван

Нам уютно очень там.

Митя ляжет на подушку.

У него своя игрушка-

Мышка белая с хвостом.

Очень любит он её!

Выхожу с ним погулять,

Очень любит он играть.

Все животные – друзья!

Это вам скажу и я!

Я сегодня на рассвете

Ах! Какую киску встретила!

Ласково ее погладила,

С нею очень я поладила.

Ах, она была какая!

Бело рыжая, цветная…

* * *

Солнце засветило, весна наступила.

Черное море под солнцем искрило.

Все ожило, и ромашки цветут.

Жаворонки в небе звонко поют.

Знаю я точно, как всегда,

После зимы приходит весна.

Семья.

Наша дружная семья –

Мама, папа, кот и я.

Папа – строгий, самый смелый,

Самый сильный и умелый.

Папа даст всегда совет.

Я послушаю в ответ.

Мама – ласковая очень.

Ну а в прочем, ну а в прочем,

Сердце радует ее,

Как жар-птицино оно.

Я… хм…! Ну, вы знаете меня.

Я – несносная певица.

На все руки мастерица.

13.05.1998г.р.

У меня есть кошка Дуся,

Очень вспыльчива она.

А еще есть у меня

Два задорненьких кота.

Бесятся они весь день.

К вечеру набесятся,

Разбегутся кто-куда

И все спят там до утра.


16.07.1998г.р.

Алтайский край.

Алтайский край,

Родной мой край.

Люблю твою природу.

Люблю поля, люблю леса,

Широких рек просторы.

Расти, мой край, и процветай.

Когда-нибудь здесь будет рай!

Осень

Как я люблю осень!

Когда касаясь, с осин

Падает желтый лист.

И аккуратно летит вниз.

Он падает на землю…

И это не сюрприз…


Пришла суровая зима.

Опять настали холода.

Снежинку ветер подгоняет,

Она летит, беззвучно тает.

Снова день ненастный наступает,

И снежок на улице играет.

Моя семья.

Я люблю нашу семью

Без нее я не могу.

Я семьей дорожу

И родных я берегу.

Папу, маму я люблю,

Деда с бабой уважаю.

Никого и никогда

Я не обижаю.

Синичка. Синичка,

Моя любимая птичка.

Прилетай скорей

И зови с собой друзей.

19.03.1998г.р.

Алтай.

Живу я в крае хлебосольном,

Богатым лесом и рекой.

Поля пшеницы золотятся,

А горы светят синевой.

Как солнце землю согревает,

Так душу греет мне мой край.

С величественным, благородным

И звучным именем – Алтай!


Собака.

Собака-друг людей,

И взрослых и детей.

И лает и играет,

И хвостиком виляет.

Зимой морозным, ясным днем,

Иду на лыжах я кататься.

Деревья и кусты кругом,

Блестят и ярко серебрятся.

Пушистый снег, снежинок вихрь,

Вокруг меня они кружатся.

Зима – красивый чудный мир,

Он дарит нам свои богатства.

Мама.

Мамочка родная, милая моя!

Я тебе признаюсь, что люблю тебя!

За твоё терпение, ласку, доброту,

За улыбку милую, вкусную еду.

За любую шутку, за весёлый смех.

За сырую осень, за колючий снег.

За ручьи весенние, за летнюю жару.

Мама моя рядом – счастливо живу!

Кожаный мяч.

Я люблю играть с друзьями

Белым кожаным мячом.

Летом мы в футбол играем

Нам и дождик нипочем!

Наступили холода,

Мяч на полке – это да!

Ну, а мы не унываем

В школе в баскетбол играем!

Если там идут уроки

Мы тихонько подождем.

И тогда, не зная скуки,

Поиграем мы с мячом!

Сенька и пушок.

(по произведениям В. Свинцова)

Весёлый, озорной щенок

Дружил с Пушком – котёнком белым.

Играли в прятки, догонялки,

Роняли стулья в доме смело.

Но вот пушок узнал про мир,

Про тот большой, что за порогом,

И вдруг пропал, ушёл из дома,

Оставив Сеньку одного.

Щенок тоскует, не играет,

Кружит вокруг, ни пьёт, ни ест.

Бывает так, что жизнь без друга

Грустнее всех других невзгод.

Живёт сорока весело

В полях, березняке.

Стрекочет белобокая

Проказница везде.

Бывало, что трещётка

Спасала, и не раз

Своей тревожной дробью

Предупреждая нас.

29.03.1998г.р.

У меня есть кошка Женя

И собака – Прошей звать.

Женя спит на покрывале,

Проша лает во дворе.

Вот такие у меня

Четвероногие друзья.



02.04.1998г.р.

Алтайский край.

Алтайский край богатый хлебом,

Ведь золотым его зовут.

И есть здесь все: поля и небо,

Луга – сокровища в цвету.

И рек прозрачное теченье,

Поди, попробуй отыскать.

Алтай – наш край,

Он самый лучший.

Нигде такого не сыскать:

Высоких гор, вершин могучих.

Красивей всех любимый край!


* * *

Моя кошка просто – класс!

Черная, пушистая.

Грудка золотистая.

Зелененькие глазки,

Ну, прямо как в сказке!

* * *

В лазурном небе солнце блещет,

Листва тихонечко трепещет.

И будто что-то шепчет мне.

Ручей бежит, смеется,

А в руки не дается.

Цветок растет на берегу

И светится цветами.

И это – все в лесу густом

Случалось вместе с нами.

04.07.1998г.р.

Дождик.

Дождик идет, кап – кап – кап.

Тучка гремит, тук – тук – тук.

Грустно стало….

На двери даже сели воробьи.

Ребятишки во дворе,

С дождиком играют.

И по лужам босяком

Весело шагают.

Птичка во дворе поёт:

«Синь-синь-синь!»

Жёлто – голубая, ростом не большая.

Кто ж не знает, что за птица?

Всем известная….(синица)


Трещит, трещит трещётка,

Умная головка.

Сама красива и вольна,

Поможет, если вдруг беда.

Повсюду она летает,

Новости распространяет.

Стрекотунья, белобока,

А зовут её…

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Наша семья.

Наша дружная семья:

Мама, папа, свинки, я.

Живём мы дружно, без хлопот,

Но у всех есть несколько забот:

Мама кормит, одевает,

Меня в школу собирает.

Папа ходит на работу,

Деньги он приносит в дом.

Ну и мне расти охота,

Чтобы стать такой как он!

Мама учит ремеслу:

Как готовить, шить, стирать,

Это всё мне нужно знать.

15.10.1998г.р.

Мой край.

Опускается ночь на горы Алтая.

Свет луны освещает луга,

И укрывшись бесшумно туманом,

Дремлют реки, леса и поля.

Я люблю тебя, земля родная,

Алтай, ты – родина моя!


Лунтик.

Лунтик –

Моя любимая игрушка,

У него четыре ушка.

Очень добрые глаза,

Растрепались волоса.

Он родился на Луне,

И упал с нее ко мне.

Хомячок.

Храбренький, удаленький

Хомячок мой маленький.

В карусельке кружится,

Любит делать лужицы…

Мороз.

Он окна разрисовывает

Разными узорами.

Морозит воздух зимний

И щиплет нас за нос.

А все это – явление природное –

Мороз!

Это птица белобока.

Эта птица хитрая.

Всё блестящее она

Унесёт со двора.

Сорока-белобока фартук свой надела,

Сорока белобока на праздник полетела.

Она там все известия на хвост свой собрала.

И нам, ребятам, новости все быстро принесла.

Осень.

Осень золотая

Пришла к нам в край родной,

Природу, разукрасив

Палитрою цветной.

Деревья, словно барышни,

Меняют свой наряд,

И красками играя,

В сказку нас манят.

Кружится в хороводе

Осенняя листва

Ложится наземь тихо,

Как будто спать пора.

07.01.1998г.р.

* * *

Высокие снежные горы,

Глубокие реки, леса.

Полей золотые просторы-

Алтая родного краса!

Мой друг.

Мой Верный – ласковый щенок!

Он любит прыгать и скакать.

Умеет даже мячик кидать.

Я бросаю, он – кидает,

Он кидает, я ловлю!

Вот какие мы друзья,

Друг без друга нам нельзя!

* * *

На опушке леса

Снег присыпал елки.

Серебром окутал

Острые иголки.

Круглое, как блюдце

Озеро в лесу.

И березы видят

В нем свою красу.

Моя семья.

Есть хорошая семья у меня:

Мама, папа и. конечно, я!

Маме я на кухне помогаю,

С папой гвозди забиваю.

А в свободную минутку

Я пеку в духовке утку.

После, книжки я читаю

И из дома убегаю.

Вот закончился рассказ

В полтора десятка фраз.

Мой дедушка.

Давным-давно, когда-то,

Мой дедушка служил.

В войсках артиллерийских

Наводчиком он был.

Стрелял он очень метко

И классно попадал.

И часто командир

Его к награде приставлял.

* * *

Осень багряная

В окна глядит.

Красной рябиною

Нам шелестит.

05.05.1998г.р.

Алтай.

Алтай, ты родина моя!

Алтай, ты чудесный край.

Алтай, я люблю тебя.

Алтай, ты родная, любимая земля.

Белка.

Белка, белка-

Рыжий хвост.

Белка, белка

Скок да скок.

Белка шишки собирает

И в дупло к себе таскает.

Их она зимой сгрызает,

Расти бельчатам помогает.

Осень.

Осень – дни короче стали,

Осень – солнце холодней.

Осенью я в небе увидала

Стаю перелетных журавлей.

Осень – рыжая лисица,

Словно, крадучись идет.

Ветер бьет нам дружно в лица,

И зиму в гости к нам зовет.

* * *

Ранним утром птицы защебечут.

Станет день длиннее на чуток.

Но марток нам скажет: «Обязательно

Надевайте, дети, семь порток».

* * *

Мама, папа, я – вот моя семья!

С мамой ездим мы на море,

С папой нянчим мы собак.

С папой ездим мы в деревню,

С мамой ходим на базар.

Папы, мамы – всякие нужны.

Мамы, папы – всякие важны!

08.09.1998г.р.

Мишка.

Маленький, мягонький

Мишка косолапенький.

Любит прыгать и играть

И со мною танцевать.

05.03.1999г.р.

Алтайский край.

Алтайский край…

Я в нем живу.

Алтайский край…

Я в нем расту.

Я в нем готова жить всегда,

Алтайский край – моя страна.

Живу я в нем уж девять лет,

Красот таких нигде и нет.

Здесь есть леса и горы

И есть еще в наших краях

Чудесные просторы.

Мы ценим наш Алтайский край.

Люби его, не забывай!

Осень

Листики падают вниз.

Дети в школу бегут.

Птицы в поле поют.

Я иду по лужайке

Прыгать, бегать хочу.

Когда птицы поют,

Лучше я помолчу.

Дружок.

У меня сидит дружок,

Маленький, любимый.

Назвала его – Пушок.

Черненький, красивый.

Шёрстка дыбом вся стоит,

Всем «Гав, гав!» он говорит.

Лайка.

Знаю, плохо быть одной,

Не играют все с тобой.

Все играют на лужайке,

А со мной сидит друг Лайка.

Он мой самый лучший друг!

Мамы.

Сколько в мире разных мам?

Счастье они дарят нам.

Ради них мы будем жить,

Будем крепко их любить.

Дарим песни, дарим танцы,

Есть у нас, наверно, шансы

Стать такими же как мамы.

Расскажите нам программу!

Как любить, дарить улыбку,

Очень вкусно жарить рыбку.

Шить, кроить и вышивать,

На ночь сказку рассказать.

Если трудно будет нам

Соблюдать программу мам,

Мы же постараемся

С той программой справиться.

Очень смышленая птица, отважная.

Считается птица эта – самая важная.

Блестящее любит и песни поёт,

Ей нравится всё, она всё украдёт.

Я сидела у окна и смотрела птичек.

Много было всяких разных,

Среди них синички.

Воробьи и голуби, важные вороны.

Не хватает только им золотой короны.

Посидела, посмотрела, сделала кормушку.

Положила я в неё хлебушка горбушку.

Вороньё кружится, близко не подходят.

Голуби воркуют, друг за другом ходят.

Воробьи – наглята, те ещё воришки,

Таскают у голубок последние коврижки.

Набрала я зёрен и окно открыла,

Руку протянула, птичек поманила.

Голуби летают, воробьи боятся,

А синички с радостью на руку мне садятся.

* * *

В нашем доме есть семья:

Мама, папа, братик, я.

Вместе мы живем счастливо

Есть у нас своя квартира.

Папа служит, баба – врач.

Дома папа смотрит матч.

Бабуля дома отдыхает,

Диму из сада забирает.

Мама на работе допоздна.

Вот такая у нас дружная семья.

* * *

Травка зеленеет, солнышко блестит.

Надо мною птичка – красавица летит.

Подо мною лужи, слякоть, сырость, грязь.

Ты просто эту жизнь в яркий цвет подкрась.

Например, в оранжевый, красный или розовый.

Ветер то на улице, вон какой морозный!

Холодно на улице и трещит мороз.

Но, зато зимою, приходит Дед Мороз!

24.07.1994г.р.

Осень.

Солнце светит с небосвода.

На лугу цветы цветут.

И кузнечик по дороге,

Прыгает то там, то тут!

Дождик капает по крыше,

Тучи по небу плывут.

Как прольет воды он вдоволь,

Солнце выглянет из туч.

Дождик тихо глохнет, глохнет.

С неба тучи убегут.

Снова лучики от солнца,

В даль по крышам побегут.

Желание.

Звезды вдруг зажгутся в небе.

Вдруг появится луна.

Вдруг все небо вспыхнет ярко

И проснутся небеса.

Звездочка сорвется с неба.

Вниз она, к земле летит.

Загадаем мы желанья,

Сбудутся они вдруг в миг!

День земли.

Вдруг земля вся встрепенется,

Праздник, отдых у нее!

Вдруг она вся в пляс ворвется.

Мы не трогаем ее.

Веселится пусть на славу,

Веселится, завесь год.

Завтра ведь ее работа

Непрестанная, зовет.

Долг уж свой она исполнит.

И исполнит хорошо.

И не надо волноваться

Нам за качество его.

26.12.1998г.р. 27.07.1998г.р.

21.04.1998г.р. 07.07.1998г.р.

и другие учащиеся нашего класса

Герб семьи Алексеенко

Герб семьи Астафьевых

Герб семьи Борисовых

Герб семьи Гутниковых

Герб семьи Зеленцовых

Герб семьи Козимировых

Герб семьи Коломейцевых

Герб семьи Кривошаповых

Герб семьи Кунгуровых

Герб семьи Лещенко

Герб семьи Манеевых

Герб семьи Матохиных

Герб семьи Мирмоминовых

Герб семьи Михалиных

Герб семьи Поротиковых

Герб семьи Пиянзиных

Герб семьи Репиных

Герб семьи Савченко

Герб семьи Сафроновых

Герб семьи Симоновых

Герб семьи Усольцевых

Герб семьи Филатовых

Содержание

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

с углубленным изучением отдельных предметов»

infourok.ru

Тест по чтению (4 класс) на тему: Проверочная работа по литературному чтению “Стихотворения К.Д. Бальмонта”. 4 класс.

Проверочная работа по литературному чтению «Стихотворения К. Д. Бальмонта». 4 класс.

  1. К. Д. Бальмонт «К зиме».
  1. Объясните словосочетания и выражения.

Лес сквозистый – ________________________________________________________________________________________________________________________________

Опушит окна – ________________________________________________________________________________________________________________________________

Лед прильнет к воде – ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое это стихотворение по настроению? Объясните свой ответ.

Это стихотворение _____________________, потому что в нем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К.Д. Бальмонт «Камыши».
  1. Отметь жанр и тему произведения

– рассказ о природе

– стихотворение о природе

– рассказ о животных

– сказка о природе

– стихотворение о Родине

2) Перечитайте строфы. Подчеркните олицетворения.

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багряный печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

3) Какую опасность таит в себе болото? Как об этом говорит поэт?

4) Подбери антоним к слову

Бесшумно – _____________________________________________________

3. Перечитайте последнюю строфу стихотворения «У чудищ». Какие строчки говорят о веселом настроении поэта? Подчеркните.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны – и был таков.

4*. Сравните стихотворения К.Д. Бальмонта. Заполните таблицу.

Заглавие стихотворения

Тема

Эпитеты

Олицетворения

«Россия»

«Снежинка»

«У чудищ»

«Русский язык»

«Золотая рыбка»

5*. Вы прочитали стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык» и «Золота рыбка». Напишите отзывы об одном из них.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Материал по чтению (4 класс) по теме: Подборка стихов Есенина к урокам чтения в 4 классе.

Сергей есенин.

Береза

Белая береза                                                          

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром  

***

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

замираньем летит на звезду.

***

 Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

 Нивы сжаты, рощи голы,

 От воды туман и сырость.

 Колесом за сини горы

 Солнце тихое скатилось.

 Дремлет взрытая дорога.

 Ей сегодня примечталось,

 Что совсем-совсем немного

 Ждать зимы седой осталось.

***

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.              

***

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

        Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

        Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

        Прижались у окна.

***

 Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *