Конспекты занятий в младшей группе детского сада по фгос: Планы-конспекты занятий для проведения во второй младшей группе по предметам: математика, развитие речи, окружающий мир. | План-конспект занятия (младшая группа):

Планы-конспекты занятий для проведения во второй младшей группе по предметам: математика, развитие речи, окружающий мир. | План-конспект занятия (младшая группа):

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе ” Транспорт”

Цель: Учить детей определять и различать транспорт.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о транспорте, и его видах;

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища;

Развивающие: развивать диалогическую речь детей, слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: демонстрационный материал по теме «Транспорт», мольберт, игрушка – мышка, кубики.

Подготовительная работа: Рассматривание демонстрационного материала по теме «Транспорт».

Реализация ФГОС: интеграция получённых умений, навыков ребёнка через направление развития: познавательное, социально – коммуникативное,  речевое, физическая культура, и художественно – эстетическое, использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрения развивающих технологий вы работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «. От рождения до школы»Н. Е.  Веракса , Т. С. Комарова , М. А. Васильева.

Ознакомление с предметным и социальным окружением О.В. Дыбина.

 

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет!” и “Добрый день!”;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила мышонка. Поздороваемся с мышонком вместе. ( Здравствуй, мышонок)

Мышонок стоял у дороги и был очень грустным. Узнаем, почему он такой грустный. Оказывается, мышонок не знает, что такое транспорт, какой он бывает и для чего он нужен. Мы сможем помочь мышонку?

Дети: Да.

Воспитатель: Мышонок, посиди, послушай, мы тебе расскажем, что такое транспорт, слушай внимательно и запоминай.

 

 Основная часть

 Воспитатель:  Ребята, что нарисовано на картинке? 

Дети: Автобус, самолёт, корабль, поезд.

Воспитатель: Назовём, одним словом что это. 

Дети: Это – транспорт! 

Воспитатель: Правильно. Это транспорт. А для чего нужен транспорт? 

Дети: Чтобы ездить, летать, плавать.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки, и мышонок узнает, каким бывает транспорт:

1. Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус) (показ картинки)

2. У него два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (велосипед)  (показ картинки)

3.Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались – путь далек,

Лишь оставили дымок ( поезд) (показ картинки)

4. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое? (Самолёт) ) (показ картинки)

5.Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина) (показ картинки)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали. Предлагаю покататься мышонка на машине. Прежде, чем отправиться в путь, пристегнёмся ремнями безопасности пристегнуться. А что может случиться, если не пристегнуться ремнями безопасности?

Дети: Без ремня безопасности пассажир автомобиля может упасть и очень сильно удариться, получить травму.

Воспитатель: Ну что отправляемся в путь.

Физкультминутка« Машины»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

Воспитатель: (Показываю игрушку- машин) Что это?

Дети: Машина. 

Воспитатель: Для чего нужна эта машина?

Дети: Чтобы перевозить людей и ездить на ней.

Воспитатель: Что есть у машины?

Дети: Кабина, колеса,, сиденье, двери, руль.

Воспитатель: Кто сидит в кабине за рулём?

Дети: Шофер.

Воспитатель:  А кто сидит рядом с шофёром?

Дети: Пассажир.

Воспитатель: (Показывает картинку). Ребята, что это ?

Дети: Самолёт, вертолёт и ракета.

Воспитатель: Как передвигаются самолет?

Дети: Летит по небу.

Воспитатель: Верно, самолеты, вертолёты, ракеты летают по воздуху- это воздушный транспорт.

Предлагаю полетать на самолёте:

Физкультминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Воспитатель: Назовите, что вы видите на картинке.

Дети: Корабль, лодка, пароход.

Воспитатель: Как они передвигаются?

Дети: По воде.

Воспитатель: Правильно, корабль, лодка, пароход – это водный транспорт.   Покатаем мышонка на кораблике.

Артикуляционная. Гимнастика

Давайте вспомним и произнесем звуки, которые мы слышим от транспорта, и мышонка   научим:

– шины автомобиля шуршат по дороге: ш-ш-ш-ш-ш;

– машина застряла в канаве и буксует: дзззз-дзззз, джжж-джжж;

– летчик заводит мотор самолета: р-р-р-р-р;

– полетел самолёт: у-у-у-у-у;

– заводят мотоцикл, и он все громче и быстрее трещит: д-д-д-д-д;

– проезжает мимо поезд: чух-чух-чух, ту-ту-ту.

Итог занятия.

– Ребята, мышонку пора возвращаться домой. О чём мы рассказали мышонку? Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что не очень понравилось? ( Ответы детей) Мышонок, говорит вам спасибо, он узнал много интересного. Скажем мышонку « До свидания». ( До свидания, мышонок!)

Вы, ребята  сегодня молодцы.

показательное занятие в младшей группе по ФГОС | План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа):

                Методическая разработка образовательной деятельности

по теме «В гости к Мишке»

(занятие разработала Титовой О. В., провёл воспитатель Титова О.В., воспитатель ДОО № 24 МО Выселковский район ст. Березанской, в 2019 году)

                                                                               

Возраст воспитанников: младшая группа (3 год жизни).

Виды деятельности: игровая, художественно-эстетическое , социальная, коммуникативная, самообслуживание, развитие речи.

Образовательные области: интеграция образовательных областей      «Социально-коммуникативное развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения в гостях.
Задачи: 

– познакомить детей с основными правилами поведения в гостях.

– развитие нравственных норм общения.

– воспитывать у детей культуру поведения.

Словарь: слова приветствия «здравствуйте», «добрый день», прощания «до свидания», «пока».

Предварительная работа: отгадывание загадок,  разучивание физкультминуток : «Мы шагаем»,«Каравай», дид. игры  «Как вести себя в гостях», «Слово в ладошке», «Поможем  накрыть на стол», рассматривание иллюстраций  «Чаепитие у куклы Маши», картинок  чайной посуды, чтение  художественной литературы, потешек, закрепление приёмов лепки.

1этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Педагог: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Повернитесь друг к другу и подарите улыбку.

А теперь посмотрите на меня, я рада вновь видеть ваши улыбки и желаю вам сохранить хорошее настроение на весь день.

Педагог. Дети, ответьте мне на вопрос. Любите ли вы принимать гостей или ходить в гости? 

Педагог. А почему вам нравиться ходить в гости? 

Педагог. Да, я не сомневалась, что в гости любят ходить все: и девочки, и мальчики. В самом деле, что может быть лучше, чем встретиться с друзьями, поиграть, посмотреть вместе мультфильмы, поделиться радостью друг с другом. В гостях можно приобрести новых друзей. Скажите, когда следует навещать своих друзей, подруг, знакомых? 
Почему нельзя приходить к знакомым без приглашения? 

Педагог. Сегодня к нам в гости спешит гость. А кто он, вы узнаете, если угадаете загадку:

Он любитель грызть морковку, 
Ест капусту очень ловко, 
Скачет он то тут, то там, 
По полям и по лесам 
Серый, белый и косой, 
Кто, скажите, он такой? (Заяц) 

Дети сидят на стульчиках в полукруге, внимательно слушают воспитателя.

 (Дети выполняют). 

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети (Только в случае, если вас пригласили.)

(У каждого человека могут быть свои дела.)

Педагог. Правильно, а вот и наш зайчик пришел к нам в гости (педагог достает игрушку зайца. Заяц приветствует детей, здоровается лапкой с каждым ребенком).

Педагог. Зайчик рассказал мне, что его пригласил в гости на день рождения его друг медвежонок. Но зайчик наш не знает как вести себя в гостях. Поможем зайчонку расскажем и покажем как себя вести в гостях? 

 Педагог. Что нужно сделать, если вас пригласили в гости?

Педагог. Давайте и мы с вами приготовим подарок для медвежонка.

Скажите, что любит медвежонок?

Педагог. А ещё?

Дети здороваются.

Дети отвечают. (Поблагодарить и начать готовиться к визиту: готовить подарок и продумывать свой наряд)

Дети. Мед.

Дети. Печенье, конфеты…

2этап: способствуем планированию детьми их деятельности.

Педагог. Изготовим печенье для медвежонка.

(показ воспитателя)

Возьмем желтый пластилин, скатаем его в шарик, затем возьмем миксер и печатками выдавим печеньки.

Педагог. У нас получилось печенье. Осталось его красиво упаковать. Положим наши печеньки в красивую коробочку.

Педагог. Подарок у нас с вами готов. И мы можем отправляться в гости.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем, по полям и по лугам.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас в гости мы придем, а потом уж отдохнем.
Вот мы и пришли в гости

Педагог. Что нужно сделать, когда пришли в гости?

А вот наш именинник медвежонок. Давайте  поздороваемся с ним и будем по очереди поздравлять его с днем рождения. 

Педагог. А иногда в гостях вас могут, попросили помочь, что нужно сделать? 

Педагог. Раз мы пришли в гости то конечно нужно помочь имениннику.

Давайте поможем медвежонку накрыть на стол.

Педагог. А каждому имениннику мы поем каравай.

Физкультминутка “Каравай”.

Как на Мишкины именины испекли мы каравай,

вот такой вышины, вот такой ширины.

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!

Я люблю, конечно, всех, но вот этого лучше всех!

Дети предлагают слепить печенье.

Дети смотрят все действия воспитателя.

Дети лепят.

Дети. Поздороваться и поздравить именинника с днем рождения, подарить подарок.

Дети по очереди  говорят поздравления.

Ответы детей.

Дети по двое трое встают и помогают накрыть на стол из предметов находящихся на дополнительном столике. Расстилают скатерть на столе, расставляют чайный сервиз, салфетницу, вазочки.

Игрушка медвежонок во время физкультминутки сидит на стульчике в середине хоровода.

Дети повторяют все движения за воспитателем.

3 этап: реализация детского замысла.

Педагог. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слово в ладошке».

– Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, «положит его на ладошку и угостит соседа» Мармелад. Кладу его на ладошку и угощаю: «Кушай Катя, пожалуйста, мармелад». Она поблагодарит, «Съест» мармелад и угостит своего соседа, чем-нибудь другим.

Педагог. Дети, смотрите, у нас на столе тарелка с конфетами? Как вы думаете, по сколько нужно взять конфет, чтобы хватило всем?

 

« В гостях хорошо, а дома лучше»- говорится в пословице. И как бы хорошо ни было в гостях, всегда наступает момент, когда нужно уходить, момент прощания. Что нужно сказать на прощание?

Педагог обращается к зайчику.

Педагог. Вот мы и рассказали и показали тебе зайчик как нужно вести себя в гостях. А теперь пора прощаться.

– Игра идёт по кругу. Угощения не повторяются

Дети. По одной.

Педагог раздает детям по одной конфете-раскраске.

Дети .Нужно поблагодарить и попрощаться.

Дети прощаются с зайчиком.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Что нового вы узнали на занятии?    

Что вам больше всего понравилось?

Кого мы учили правилам поведения в гостях?

Каким бы ты хотел быть гостем?

 Всего доброго!

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Секрет обучения детей абстрактным понятиям

Опубликовано: 14 марта 2020 г.

Обучение абстрактным понятиям детей младшего и дошкольного возраста может быть сложной задачей, поскольку они могут быть не в состоянии понять менее конкретные идеи в силу своего развития. Но есть определенные методы, которые вы можете использовать, чтобы помочь детям младшего возраста понять абстрактные идеи.

Ваши дети могут понять гораздо больше, чем вы думаете.

Когда 4-летний Крейг подумал об Иисусе, «воходящем в его сердце» — распространенная метафора спасения, — у него было видение, как он открывает рот, высовывает язык, и Иисус проходит по его языку, чтобы войти в его сердце.

Он упустил суть.

Итак, мы задаемся вопросом, могут ли дети с конкретным мышлением действительно понимать абстрактные понятия? Или мы просто сбиваем их с толку, говоря об абстрактных вопросах веры?

Одна школа мысли утверждает, что дети всех возрастов могут мыслить абстрактно, если их правильно научить. Давайте посмотрим, как это влияет на служение ваших детей.

Когда развивается абстрактное мышление?

Мышление развивается поэтапно, но эти этапы могут не встречаться в возрастных категориях, как предполагают некоторые диаграммы развития. Джейн Хили, автор Your Child’s Growing Mind (Doubleday) говорит: «Бессмысленно ставить уровень оценки [абстрактному] мышлению. Потому что абстрактное мышление, как мы теперь точно знаем, развивается постепенно в течение жизни. И даже маленькие дети могут реагировать абстрактно и спонтанно».

Психолог-педагог Хили приводит пример трехлетнего ребенка, который танцует по комнате и говорит: «Сегодня я чувствую себя солнечным лучом». Это абстрактное сравнение может привести к метафорическому мышлению — «Я солнечный луч» — другому уровню абстрактного мышления.

«У всех детей очень разные темпы освоения абстракций, — говорит Хили. «Поэтому ожидать, что целый класс восьмилетних детей сможет понять что-то на том же уровне, нелепо».

Как думают дети?

На каждом уровне развития ребенок развивает свою способность мыслить абстрактно, используя два основных инструмента.

Умственные крючки

Предыдущие знания — это умственные крючки (или схемы), на которые дети навешивают новую информацию. Снег может быть абстрактным понятием для ребенка во Флориде. Если вы попытаетесь объяснить снег порошкообразной субстанцией, она может повесить это новое понятие на мысленный крючок порошка для ванн. Чтобы помочь ребенку полностью понять, на что похож снег, он должен получить практический опыт того, на что похож настоящий снег.

Узоры

По мере роста детских схем и развития их когнитивных способностей дети могут использовать мыслительные операции. Эти умственные операции позволяют детям более абстрактно мыслить об отношениях или закономерностях объектов без самих объектов. Например, 4-летний ребенок может взять два яблока из группы из пяти человек и определить, что осталось три яблока. 8-летний ребенок может вычесть два из пяти, не используя никаких предметов, и получить тот же ответ.

Первый шаг в оказании помощи детям в понимании абстрактных понятий состоит в том, чтобы предоставить им соответствующие мысленные зацепки. Вот почему вместо того, чтобы просто говорить детям, что Бог — это божественное существо, мы также говорим им, что Бог — это отец, друг, кормилец и многое другое. Мы «подвешиваем» Бога на мысленных крючках, за которые они могут зацепиться.

Как же мы будем учить?

Если мы хотим эффективно учить детей, мы должны серьезно отнестись к их потребности испытать и установить соответствующие умственные крючки. Ниже приведены идеи, которые помогут революционизировать подход вашего служения к обучению абстрактным понятиям.

Выбросьте рабочие листы.

Представление о том, что хороший класс — это тот, где дети сидят неподвижно и делают что-то с карандашом и бумагой, вредно для реального обучения. По данным Национальной ассоциации образования детей младшего возраста, эти методы обучения снижают у детей мотивацию к обучению. Исследователи детского развития продемонстрировали, что дети приобретают знания об окружающем их мире посредством игрового взаимодействия с предметами и людьми.

Создайте среду обучения, полную сенсорных ощущений. Ваши дети должны понюхать, попробовать на вкус, услышать, потрогать или увидеть абстрактную концепцию, которую вы хотите передать. В рамке «Адам и Ева» вы найдете эффективный урок об абстрактном понятии искушения.

Магазин стульев.

И пусть дети встают и двигаются. Эффективное обучение происходит, когда дети лично или активно участвуют.

На самом деле личное участие способствует когнитивному росту. В эксперименте, описанном в «Растущий разум вашего ребенка» , для одного котенка был установлен вращающийся стержень, который тянул другого котенка в корзине. Каждый день один и тот же котенок таскал другого котенка вокруг узорчатой ​​коробки. У обоих котят были одинаковые зрительные стимулы. Но в конце эксперимента у рабочего котенка рост мозга был больше, чем у пассивного котенка.

Закройте дверь.

Шум хороший. Хили говорит, что некоторым учителям, жаждущим контроля, «вероятно, не понравится то, что они увидят в классе, который мне показался бы очень привлекательным. Это может показаться им неструктурированным, недисциплинированным… Должна быть структура, но в пределах этого контроля должно быть исследование идей. И опять же, люди, у которых есть проблемы с этим, будут иметь проблемы с обучением детей таким образом, чтобы дети либо получали удовольствие, либо получали от этого пользу».

Задавайте вопросы.

«Учитель должен иметь возможность прекратить раздачу информации на достаточное время, чтобы выслушать детей и поощрять их вопросы, — говорит Хили. «И именно так вы строите более высокое концептуальное мышление — отвечая на их вопрос другим вопросом, который подталкивает их к тому, чтобы больше думать об этом и больше размышлять об этом».

Я испытал это с моим 2,5-летним сыном. Пока мы смотрели на проходящий поезд, Грант спросил: «Почему это поезд?» Я спросил его: «Почему это поезд?» Его ответ раскрыл мыслительные способности, о которых я не подозревал. Он сказал: «У него есть колеса. У него есть камбуз, и кто-то его водит. Я не мог бы объяснить это лучше.

Когда вы будете задавать вопросы, вы обнаружите, есть ли у ребенка адекватные мысленные крючки, чтобы привязать к ним абстрактное понятие. На дошкольном уроке об Илье и вдове дети с широко раскрытыми глазами внимательно слушали. Но когда учитель спросил детей: «Кто знает, что такое вдова?» у одной девушки взметнулась рука, и она ответила: «Это паук!»

Обращение к детским эмоциям.

Предоставление детям возможности выразить свои чувства делает обучение личным для них. Задавайте такие вопросы, как «Что бы вы чувствовали, если бы вы были на месте Авраама?» или «Что вы чувствовали, когда были добры к Кайлу?»

Строить мосты.

Дети должны уметь связать абстрактное понятие с чем-то, что они уже испытали в своем собственном мире, — со своим мысленным крючком. Если обучение имеет отношение к известному опыту детей, они смогут перейти «мост» к абстрактному обучению.

В одном классе учитель навел мосты понимания, заставив маленьких детей играть на музыкальных стульях. После игры дети обсуждали, что они чувствовали, когда стулья продолжали исчезать. Затем учитель спросил: «Бывает ли на детской площадке время, когда не хватает качелей, чтобы играть на них?» Да, дети кивнули. «Это называется дефицитом», — объяснил учитель. И она продолжала строить мост понимания, чтобы объяснить нехватку ресурсов в мире.

Используйте термины, соответствующие возрасту.

Айрис Мирс, исполнительный президент Ассоциации детского христианского служения в Калифорнии, объясняет, что у детей могут возникнуть трудности с некоторыми терминами. Она использует термин «Хозяин» вместо «Лорд» с детьми, и они это понимают. Она предлагает называть Библию «письмом от Бога» и быть особенно деликатной в том, как мы описываем спасение. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вечности, она говорит: «Я стараюсь подходить к этому не столько как к вечной жизни, сколько к важности любовных отношений — что Бог так сильно возлюбил нас, что послал Своего сына Иисуса, который показал нам и рассказал нам о Боге. отец.”

Дети могут не пройти тест на богословский словарный запас, но они начнут лучше понимать концепцию.

Обеспечить манипуляции верой.

Одним из новейших методов обучения математике является использование практических манипуляций: дети используют кубики, палочки или другие предметы, чтобы научиться сложению и вычитанию. Каждый из длинных оранжевых стержней может представлять 10. Каждый из коротких красных стержней представляет собой единицу. Когда учитель просит ребенка составить число 45, ребенок собирает вместе четыре палочки «10» и пять палочек «1», чтобы получилось 45.

Христианство относительно; у нас есть отношения с Богом и друг с другом. Практическим материалом нашей веры являются наши отношения. Вместо того, чтобы просто говорить о доброте, смоделируйте ее в своих отношениях с детьми и другими взрослыми. И укажите на абстрактные качества, которые проявляют дети, например: «Спасибо за терпение, Дезири».

Познакомьте детей с абстрактными понятиями нашей веры, но не торопите их. По мере взросления детей понятия будут сливаться с их когнитивным ростом. Следуйте примеру Иисуса — главного учителя. Он понимал, что людям нужны мысленные крючки, на которые можно повесить абстрактные понятия. Даже толпам взрослых Иисус использовал конкретные притчи и наглядные уроки для объяснения абстрактных понятий.

Вы являетесь проводником на пути ваших детей к более глубокому пониманию абстрактных концепций веры. Вам может показаться, что вы просто возводите бессмысленные рекламные щиты, а концепции усваивают только некоторые дети. Но если вы будете применять эти принципы, когда-нибудь ваши дети придут к полному пониманию.

Кристин Юнт Джонс — бывший исполнительный редактор журнала «Детское министерство».

Ищете дополнительные советы по обучению? Выезд эти идеи !

© Group Publishing, Inc. Все права защищены. Несанкционированное использование или копирование запрещено.

ШКАФ / Фребель и дары детского сада

Зима 2002/03

Воспитание современного ребенка в игровом саду

Бумажный складной альбом неизвестного детсадовца. Филадельфия, ок. 1875 г.; Восемнадцатый подарок (бумага для складывания), Milton Bradley Company, Спрингфилд, Массачусетс, 1920; Альбом для вырезания из бумаги Й. Хеммельмана, Германия, ок. 1875 г.; Бумага Эбби А. Херрик «Формы красоты». Вестфилд, Массачусетс, 1875 г .; Тринадцатый подарок (бумага для вырезания). Компания Милтона Брэдли, Спрингфилд, Массачусетс, ок. 1920.
Все изображения, кроме композиции Василия Кандинского 8 , взяты из Inventing Kindergarten © 1997 Norman Brosterman. Опубликовано компанией Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк. Используется с разрешения. Все права защищены.

Детский сад существует так давно и настолько хорошо знаком, что вполне естественно предположить личный опыт в этом вопросе. Но детский сад для нас и для большинства поколений, родившихся в этом столетии, является искажением, разбавленной версией того, что Фридрих Вильгельм Фребель (1782–1852) зародил как радикальную и высокодуховную систему абстрактной проектной деятельности, разработанную для обучения распознаванию.

и ценить естественную гармонию. Детский сад всегда включал в себя пение и танцы, а также наблюдение за работой природы — ростом растений, симметрией кристаллов и морских раковин. Учителем обычно была женщина, и она вела занятия в классе, которые считались бы играть возле школы. Но давно заброшенным и поэтому малоизвестным сегодня является практическое и философское сердце системы — взаимосвязанная серия Фребеля из двадцати игровых «подарков» с использованием палочек, цветной бумаги, мозаичных плиток, карточек для шитья, а также строительных блоков, инструментов для рисования, и столы с сеткой, за которыми сидели дети.

Сын лютеранского священника, Фребель родился в Обервайсбахе, лесном городке в центральной Германии. Одинокий мальчик с небрежной мачехой и рассеянным отцом, он установил необычайное родство с природой, которое переросло в духовное возвышение в разгар эпохи романтизма. Работы его современников Гёте и Шиллера дополнили интуитивную космологию Фребеля, и он сформировал личную философию Единства, охватывающую духовный потенциал внутри человека, отношения между людьми в свободном обществе, место человека по отношению к природе, которая окружает и включает его, а также жизненную силу, контролирующую рост всего сущего — и как постоянную цель, и как рабочий показатель.

Имена Иоганна Генриха Песталоцци и Кристиана Вайса сегодня ни о чем не говорят, но благодаря их общему ученику Фребелю их влияние было огромным. Песталоцци (1746–1827) был одним из первых педагогов, отказавшихся от стандартной учебной практики бесконечных лекций, за которыми следует декламация учениками, в пользу более активной практической деятельности и того, что он назвал

Anschauung — «наглядными уроками», или прямыми уроками. , конкретное наблюдение. В школе, которую он открыл в Ивердоне, Швейцария, в 1804 году, успех Песталоцци с сиротами и ранее бесправными детьми рабочего класса изменил курс современного образования.

Традиционной образовательной деятельности по рисованию уделялось большое внимание в Ивердоне, так как Песталоцци считал его первостепенным в обучении письму и пониманию формы. Признавая, что дети проявляют естественный «вкус к рисованию» и столь же часто отвращение к изучению букв, Песталоцци разработал методы, сочетающие в себе оба эти качества.

В их совместной публикации 1803 года, ABC der Anschauung , его помощник Йоханнес Бусс зашел так далеко, что построил экспериментальный «алфавит» формы, состоящий из различных сегментов линий, начерченных в квадратах матрицы с сеткой. [1] Абстрактная и непреднамеренно иконографическая азбука была инструментом, разработанным для облегчения наблюдения и обучения письму путем фрагментации букв и изображений на их основные компоненты. Песталоцци надеялся создать метод, с помощью которого любая серия букв, произнесенных маленькими детьми, будет сразу же понятна в определенной визуальной форме. Так, например, «L2B3» может означать короткую диагональ, за которой следуют две длинные горизонтали. Подобно причудливо закодированным версиям настенных рисунков Сола Левитта, система по своей сути была запутанной и недолговечной.

Василий Кандинский Композиция 8 1923 года, воссоздана из подарков детского сада № 7 (бумажный паркет), 8 (палочки), 9 (кольца), 14 (плетение), 15 (рейки) и 16 (сочлененные рейки).

Первый визит Фребеля в Ивердон состоялся в 1805 году. Два года спустя, поработав частным репетитором во Франкфурте, он вернулся преподавать у Песталоцци и оставался там до 1810 года. После поражения Наполеона в 1814 году, после работы лесником, учителем и солдата, Фребель устроился ассистентом в Минералогический музей Берлинского университета у профессора Кристиана Самуэля Вайса (1780–1856). С 1811 по 1815 год, что совпало с пребыванием Фребеля в музее, Вайс находился в процессе формулирования теоретических параметров и объективных методов современной кристаллографии, превращая эту область из области натуральной философии в точную математическую науку. До двадцатого века, когда существование атомов было окончательно подтверждено изобретением рентгеновской дифракции, естественные формы кристаллов справедливо считались внешними проявлениями правильного расположения мельчайших частиц в трехмерных матрицах. Гениальность наставника Фребеля Вайса заключалась в том, что он понял, что количество, тип и относительное направление наблюдаемых геометрических симметрий образца отличают его уникальную внутреннюю структуру и в конечном итоге раскрывают его специфический химический состав.

В течение почти двух лет Фребель каждый день работал в «закрытой и совершенно тихой комнате», расставляя разнообразные и ослепительные образцы великолепной сводной коллекции минералогического музея. [2] В частности, формы кристаллов — систематические вариации их форм, плоскостей и симметрии — обеспечили очевидную структуру для категоризации классов минералов, что в конечном итоге привело к открытиям Вайса.

Для Фребеля, склонного рассматривать природу как великое произведение замысла высшей силы, это напряженное и продолжительное занятие геометрической работой Бога оказало глубокое и продолжительное воздействие. Он стал воспринимать «преобразующую, развивающую энергию» в мельчайших фиксированных формах бесконечного нёба природы и научился распознавать людей, растения и кристаллы как равнозначные следствия, вытекающие из одних и тех же законов роста: «И с тех пор мои камни и кристаллы служили мне зеркало, в котором я мог бы видеть человечество, его развитие и историю.

… Природа и человек теперь казались мне взаимно объясняющими друг друга на всех своих бесчисленных различных стадиях развития». [3] То, что когда-то казалось Фребелю очевидным в отношении живых существ — что их сущностный рост управляется установленными свыше законами, — теперь резонировало и с простыми камнями. Более того, и что более важно для последующих поколений, он открыл формы символического единства, которые можно было с помощью карандаша и линейки перенести на бумагу и переплести в книги. Проще говоря, Фребель постулировал, что, поскольку формы кристаллов — комбинации треугольников и тетраэдров, квадратов и кубов — являются следствием тех же естественных законов, которые также приводят к росту детей, людей и целых обществ, правильное обращение с этими формами будет раскрыть и осветить разум самого творца.

В 1816 году Фребель отказался от должности профессора минералогии в Стокгольме, чтобы основать свою первую маленькую школу для детей. Проведя еще двадцать лет преподавания в Германии и Швейцарии, он пришел к выводу, что, когда многие дети идут в школу в официально установленном семилетнем возрасте, в них слишком часто уже закрепляется жесткая тупость. В 1837 году в курортном городке Бланкенбург Фребель открыл свое первое учреждение для самых маленьких. Два года спустя он с ликованием остановился на совершенно новом слове для описания своего революционного изобретения — «детский сад», который заключал в себе в одном искусном неологизме две взаимосвязанные идеи: его организационную модель (детский сад) и его духовную основу (сад детей). дети).

Сформулировав явный урок детского сада (рост и взаимосвязанность), Фребель разработал физические инструменты (модели природных кристаллов или дары), которые, как он предполагал, приведут к его пониманию. Одновременно он создал методологию, которая при правильном использовании давала детям бесконечное количество концептуальных связей между ними — упражнения в том, что обычно называлось «тремя сферами». В коротких сеансах направленной игры геометрические дары использовались для создания картин или структур, которые в общих чертах вписывались в каждую из трех основных категорий — формы Природы (или Жизни), формы Знания (или Науки) и формы Красоты (или Искусства).

). В отличие от строительных блоков, мозаичных игрушек и традиционных ремесел, которые были их предшественниками, подарки никогда не были доступны для полностью «свободной игры». Всегда каким-то образом привязанные к формам трех миров, их использование подчинялось большему целому, которым было Единство.

Перфорированные подушки, Milton Bradley Company, Спрингфилд, Массачусетс, ок. 1900 г.; Воспитанница детского сада Джина (фамилия неизвестна) Формы природы, сделанные из прокалывания бумаги. США, ок. 1900 г.; Форма красоты воспитательницы детского сада Эбби А. Херрик, Вестфилд, Массачусетс, 1875 г. Фотография: Zindman/Freemont.

Формы жизни были осязаемы: стулья, деревья, люди; математические формы знаний: 2×4=8, 4+4=8; формы красоты обычно представляли собой симметричные узоры, поскольку Фребель считал, что симметрия наиболее понятна маленьким детям как красота. Равенство было основой детского сада и выражалось во всем и во все времена. Для четырех-, пяти- и шестилетних детей, превращающих одни и те же материалы во что-то новое каждый день, по мере того как класс переходил от подарка к подарку и от сферы к сфере, окончательный урок детского сада был простым.

В несколько ином обличии мир, математика и искусство были взаимозаменяемы, а их предполагаемые границы были обманчивыми, искусственными конструкциями. Стул может стать числами, числовым искусством и искусством одним или обоими. С помощью чрезвычайно простых средств бывший кристаллограф Фребель эффективно собрал все компоненты Вселенной в свою программу обучения младенцев. Дети могли делать все, что видели, воспринимали или воображали, и при этом входили в мир — и он входил в них.

Первоначальный детский сад успешно распространялся по всему миру в течение десятилетий после смерти Фребеля в 1852 году. Он был особенно популярен в Голландии, Италии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Японии (первая школа открылась в 1876 году), Канаде и США. Состояния. Публично запрещенный в Германии в результате неудавшейся революции 1848 года, он сохранялся там в частных, либеральных и еврейских школах до полного принятия в начале двадцатого века. Усилиями миссионеров оно вскоре стало привычным почти во всех странах мира, а немецкое слово «детский сад» до сих пор встречается в словарях множества совершенно неродственных языков.

Первоначальная функция системы Фребеля как духовного проводника к «музыке сфер» была испорчена в некоторых странах и некоторых школах с момента ее возникновения. Тем не менее, все подарки оставались практически неизменными и широко использовались по крайней мере до 1910 года, а в некоторых областях и намного позже. Начиная с 1860 г., миллионы маленьких детей в Европе, Северной Америке и Японии начали свое образование в классах Фребеля, и, что немаловажно, их родители этого не сделали, так что поколение, достигшее зрелости перед Первой мировой войной, состояло из первых получателей образования. оригинальный кристаллический детский сад, прежде чем некоторые из них выросли и изобрели абстрактную живопись и современную архитектуру.

Детский сад, неопознанный детский сад, Лос-Анджелес, ок. 1900.

Поскольку дети девятнадцатого века в странах от Австрии до Австралии должны были изучать новый формальный язык как необходимое условие детского сада, распространение системы привело к непредвиденным последствиям, касающимся, но значительно удаленным от явного урока Фребеля о Единстве. Соединяя дарственные пьесы с абстрактным способом выражения, воспитатели первых детских садов, по сути, создали огромную международную программу, предназначенную специально для того, чтобы изменить видение широких масс. Сосредоточившись на многих образовательных и социальных преимуществах детского сада, они упустили из виду потенциально радикальный результат своих усилий, который очевиден в ретроспективе — детский сад 9.0005 научил абстракции. В своей явной эквивалентности идей и вещей она учила абстрактному мышлению, а в своем повторяющемся использовании геометрической формы она учила новому способу видения, который был совершенно незнаком предыдущему поколению. В 1882 году Мари Матрат, Inspectrice Générale французской национальной системы детских садов, или écoles maternelles , в раздражении заявила:

Даже лучшие директрисы имеют видимую форму в качестве своей первой заботы! Вместо того, чтобы прибегать к нескольким случайным упражнениям, которые можно было бы даже назвать импровизированными, они превратили их в доминирующую часть, а настоящие предметы, окружающие детей, остаются навсегда забытыми. Одним словом, эти игры являются не подготовкой, а настоящим обучением.

Три маленькие палочки, сложенные веером, представляют собой вазу с цветами; совокупность треугольников, выложенных по заданному образцу, – это фабрика, гробница, бревно, механизм ветряной мельницы, сотня вещей, которых ребенок никогда не видел, которые он не может изобразить с помощью этих безделушек, кроме как с помощью фантазии . Такое представление настолько мало похоже на реальный объект, что даже при самых лучших намерениях для меня было невозможно распознать объект . [4]

Хотя вполне вероятно, что Фрэнк Ллойд Райт начал свое обучение в детском саду за много лет до того, как его мать предположительно «обнаружила» подарки на столетии Филадельфии в 1876 году, нет никаких сомнений в том, что система глубоко повлияла на его архитектуру. Слова Райта, одного из немногих детей детского сада, написавших о своем раннем опыте, чрезвычайно ценны:

Мать узнала, что Фредерик Фрёбель [так в оригинале] учил, что детям нельзя позволять рисовать из случайных проявлений Природы, пока они не научатся рисовать. впервые освоил основные формы, скрытые за внешним видом. Космические, геометрические элементы должны были прежде всего стать видимыми для детского ума.

В возрасте трех лет меня отвезли на восток в пасторство моего отца недалеко от Бостона, и я несколько лет сидел за маленьким столиком в детском саду, разлинованным линиями на расстоянии четырех дюймов друг от друга, образуя четырехдюймовые квадраты; и, между прочим, игра на этих «единичных линиях» с помощью квадрата (куба), круга (сферы) и треугольника (тетраэдра или треножника) — это были гладкие кленовые бруски. Алый картон Треугольник ( 60 °– 30 ° ) длиной два дюйма по короткой стороне и с одной белой стороной представлял собой гладкие треугольные секции, которые появились по образцу — рисунку — моему собственному воображению. В конце концов мне пришлось создавать проекты в других средах. Но самыми важными были гладкие картонные треугольники и блоки из кленового дерева. Все в моих руках по сей день.

Еще одним из «подарков» была немецкая бумага, глянцевая и матовая, прекрасного мягкого цвета — она была разрезана на листы примерно по двенадцать дюймов в каждую сторону, эти квадраты были прорезаны, чтобы сплести их в пестрые разноцветные шашки, как подскажет фантазия. . Так пробудилось чувство цвета. Существовали также хитроумные «конструкции» из прямых, тонких, заостренных палочек, вроде зубочисток или соломинок, сушеного гороха для соединений и т. д. и т. п. Достоинство всего этого заключалось в пробуждении детского ума к познанию. ритмическая структура в Природе, дающая ребенку чувство врожденной причинно-следственной связи, которое иначе было бы далеко за пределами детского понимания. Вскоре я стал восприимчив к конструктивному паттерну 9.0006 развивается во всем, что я видел . Я научился «видеть» таким образом, и когда я это сделал, я не хотел рисовать случайные случайные явления природы. Я хотел дизайн . [5]

Форма красоты неизвестного детсадовца, сделанная с помощью четырнадцатого дара (ткачество из бумаги), США, ок. 1890 г. Фото: Зиндман/Фримонт.

Форма красоты воспитанницы детского сада Алисы Хаббард, сделанная с помощью четырнадцатого дара, Провиденс, США, ок. 1892 г. Фото: Зиндман/Фримонт.

Если бы Райт был единственным важным ответчиком педагогики детского сада в двадцатом веке, мы все равно были бы в долгу перед настойчивой мечтой Фребеля. Но были и другие. Василий Кандинский посещал один из самых первых итальянских детских садов во Флоренции, где он жил со своими родителями в 1870 году. Двадцать даров Фребеля, намеренно деконструировавших природу от твердого тела к плоскости, к линии, к точке и обратно, очень похожи на компоненты его картины Баухауза. Йоханнес Иттен, первый мастер формы в Баухаузе и создатель его революционной Воркурс , был учителем детского сада Фребеля в Вене до того, как Вальтер Гропиус пригласил его в Веймар в 1919 году. В 1889 году, в возрасте семнадцати лет, Пит Мондриан получил лицензию на преподавание рисования в голландских начальных школах, как и его отец до него. Педагогический рисунок для маленьких детей в Голландии в то время предполагал систематическое построение все более сложных геометрических рисунков на прямоугольных сетках. Он был идентичен схеме netzzeichen (рисунок сетки), впервые предложенной Фребелем в 1826 г.0005 ABC der Anschauung . Это был также подарок для детского сада номер десять, который использовался в Голландии вместе с остальной системой с 1860 года. 1 сентября 1891 года, еще до своего четырехлетия, Шарль-Эдуар Жаннере, будущий Ле Корбюзье, начал учебу в году. École Particulière в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, которой руководит одна из первых выпускниц новой государственной педагогической школы Невшателя Фребеляна, мадемуазель. Луиза Колин. После трех лет в этом частном детском саду Жаннере сдал экзамены на эквивалентность, которые позволили ему поступить в государственную начальную школу, которая, согласно указу 1889 г.право, также было построено по образцу Фребеля. [6]

Сетка детсадовского стола стала очень реальной моделью типа исследования, которое черпало из нескольких источников, разрезало и соединяло, казалось бы, расходящиеся данные и могло привести к более чем одному «правильному» результату. заключение. В своем молчаливом принятии абстракции детский сад учил интеллектуальному разнообразию и ценности нетрадиционных рассуждений. А благодаря конфигурации и особенностям игры с подарками повседневная деятельность в любом среднестатистическом детском саду ни с чем так не сближалась, как с вводным курсом механики искусства и архитектуры. Можно было ожидать, что дети, подвергшиеся такому воздействию, в конечном итоге сосредоточат свои первичные переживания на искусстве, и некоторые определенно так и сделали. Тем не менее, как это ни парадоксально, специфические формы детского сада, имитируя некоторые из традиционных действий настоящего искусства, по своей сути не подходили для реального подражания европейскому искусству и архитектуре конца девятнадцатого века или, если уж на то пошло, любой другой эпохи. Но, столпившись вокруг сетки детсадовского стола в своих кружевах и вельвете, первое великое детсадовское поколение умело делать хорошо, и все они в той или иной степени умели систематически преобразовывать дары в своего рода кристаллические выражения, связанные с другим искусством. ; новое искусство, которое станет следующим искусством, ранним модернизмом, искусством их будущего.

Викторианское детство выдающихся модернистов совпало с развитием и широким распространением радикальной образовательной системы, которая стала катализатором взрыва культурного прошлого и реструктуризации полученного интеллектуального арсенала с новым мировоззрением. Он никогда не был поводом для художественных споров об абсенте и Gauloises в кафе на Монмартре, и его не преподавали в академиях, связанных традициями. Его в значительной степени игнорировали, потому что его участники — дети в возрасте от трех до семи лет — относились к основному диапазону школьного спектра. Это была жемчужина современной эпохи, и ее называли детским садом.

  1. Йоханнес Бусс и Иоганн Генрих Песталоцци, ABC der Anschauung, oder Anschauungs-Lehre der Massverhältnisse (Тюбинген: JG Cotta, 1803).
  2. Фридрих Фребель, Автобиография Фридриха Фребеля , пер.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *