Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье – бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Как же укрепить свое здоровье? Ответ прост – вести здоровый образ жизни.
1. Режим дня и здоровье человека.
Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.
Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.
2. Рациональное питание и его значение для здоровья.
Извечное стремление людей быть здоровыми и работоспособными привело к тому, что в последнее время много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание — это важнейшее условие здоровья, работоспособности и долголетия человека.
С пищей человек получает все необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, необходимой для роста и поддержания жизнедеятельности тканей.
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться — это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все, что требуется организму.
Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.
Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.
Рассмотрим подробно основные типы питательных веществ, необходимых организму.
Углеводы — органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.
Углеводы по сложности их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные углеводы.
Основной единицей всех углеводов является сахар, называемый глюкозой. Глюкоза является простым сахаром.
Несколько остатков простых Сахаров соединяются между собой и образуют сложные сахара. Основной единицей всех углеводов является сахар, называемый глюкозой. Глюкоза является простым сахаром.
Несколько остатков простых Сахаров соединяются между собой и образуют сложные сахара.
Тысячи остатков молекул одинаковых Сахаров, соединяясь между собой, образуют полисахарид:присутствует около 50 тысяч различных типов белков. Все они состоят из четырех элементов: углерода, водорода, кислорода и азота, которые, определенным образом соединяясь между собой, образуют аминокислоты. Существует 20 типов аминокислот. Соединение, состоящее из большого числа аминокислот, называют, поли пептидом. Каждый белок по своему химическому строению является полипептидом. В составе большинства белков находится в среднем 300—500 остатков аминокислот. Необходимо отметить, что некоторые бактерии и все растения способны синтезировать все аминокислоты, из которых строятся белки.
Витамины — это органические химические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины не относятся ни к углеводам, ни к белкам, ни к жирам. Они состоят из других химических элементов и не обеспечивают организм энергией.
Цитрусовые – великолепный источник витамина С. Получение необходимого количества витамина С из фруктов и овощей заряжает иммунную систему.
Так же для укрепления иммунитета очень важен цинк – он имеет антивирусное и антитоксическое действие. Получить его можно из морепродуктов, из неочищенного зерна и пивных дрожжей. Кроме того, нужно пить томатный сок – он содержит большое количество витамина А.
Нужно употреблять белок. Из белка строятся защитные факторы иммунитета – антитела (имунноглобины) Если вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они просто не смогут образовываться.
Пробиотики:
Полезно употреблять продукты, повышающие количество полезных бактерий в организме. Они называются пробиотическими, в их список входит репчатый лук и лук-порей, чеснок, артишоки и бананы.
Весной и в конце зимы в организме наблюдается недостаток витаминов. Вам, конечно известны коробочки и баночки с витаминами. Некоторые накупят сладких таблеток, содержащих витамины, и съедят, чуть ли не всю пачку сразу. Потом вдруг ни с того ни сего начинается тошнота, головная боль…. Это организм дает знать о повышенном содержании витаминов. Поэтому препараты витаминов можно принимать только по рекомендации врача или, по крайней мере, с разрешения взрослых.
В состав тела человека входят самые различные вещества: железо, кальций, магний, калий и т. д. Но больше всего в организме человека воды. В головном мозгу, например, содержится 80% воды, в мышцах 76%, в костях 25%.
Животные в процессе эволюции утратили способность осуществлять синтез десяти особо сложных аминокислот, называемых незаменимыми. Они получают их в готовом виде с растительной и животной пищей. Такие аминокислоты содержатся в белках молочных продуктов (молоке, сыре, твороге), яйцах, рыбе, мясе, а также в сое, бобах и некоторых других растениях.
В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь и попадают в клетки. В клетках из них строятся собственные белки, характерные для данного организма.
Минеральные вещества — неорганические соединения, на долю которых приходится около 5% массы тела. Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Они необходимы для мышечного сокращения, свертывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны. Минеральные вещества организм получает с пищей.
Минеральные вещества подразделяются на два класса: макроэлементы и микроэлементы.
Макроэлементы — кальций, фосфор, калий, сера, натрий, хлор и магний — требуются организму в относительно больших количествах.
Микроэлементы: железо, марганец, медь, йод, кобальт, цинк и фтор. Потребность в них несколько меньше.
Вода — это один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Вода является главным компонентом всех биологических жидкостей. Она служит растворителем питательных веществ и шлаков. Велика роль воды в регуляции температуры тела и поддержания кислотно-щелочного равновесия; вода участвует во всех протекающих в организме химических реакциях.
Для того чтобы питание отвечало требованиям здорового образа жизни, оно должно обеспечивать организм всеми необходимыми пищевыми элементами в необходимом количестве и нужном сочетании. Человеческий организм — сложный механизм. Здоровье человека зависит от того, сколько человек получает энергии и сколько он ее расходует и как гармонично при этом работают все его органы, обеспечивая необходимый уровень жизнедеятельности.
3.Влияние двигательной активности и закаливания
Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.
Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. Занятия физической культурой — лучшая мера профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.
Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.
Ежедневная утренняя зарядка – обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.
Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (например, низкой или высокой температуры) путем систематического воздействия на организм этих факторов.
Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность, солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды. Закаливание – мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие голы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.
Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном.
Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение! минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту. В холодное время года прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.
Более сильный закаливающий фактор-вода. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающем кровоснабжение.
Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой. Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 градусов и дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на один градус. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной (10-12 градусов).
Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах. При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания. Вначале продолжительность купания оставляет 4-5 минут, постепенно ее увеличивают до 15-20 минут. Во время слишком долгого купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью.
Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение. Оно вызывает расширение сосудов, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно важно для предупреждения у детей рахита.
Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 минут, но не более. При этом надо помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам.
Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это, прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях.
Отказ от вредных привычек. Вред курения.
К вредным привычкам относятся злоупотребление алкоголем, курение, наркомания и токсикомания. Все они отрицательно влияют на здоровье человека, разрушающе действуя на его организм и вызывая различные заболевания. Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.
Прежде всего, от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.
Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.
Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно – сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям.
Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым содержит более трех тысяч вредных веществ. Все их запомнить невозможно. Но три основные группы токсинов знать надо:
Смолы. Содержат сильные канцерогены и вещества, раздражающие ткани бронхов и легких. Рак легких в 85% всех случаев вызывается курением. Рак полости рта и гортани также в основном бывает у курильщиков. Смолы являются причиной кашля курильщиков и хронического бронхита.
Никотин. Никотин является наркотическим веществом стимулирующего действия. Как любой наркотик вызывает привыкание, пристрастие и зависимость. Повышает частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Вслед за стимуляцией мозга наступает значительный спад вплоть до депрессии, что вызывает желание увеличить дозу никотина. Подобный двухфазный механизм присущ всем наркотическим стимуляторам: сначала возбуждают, затем истощают. Полный отказ от курения может сопровождаться синдромом отмены продолжительностью чаще до 2-3 недель. Наиболее частые симптомы отмены никотина – раздражительность, нарушение сна, тремор, беспокойство, пониженный тонус.
Все эти симптомы угрозы здоровью не представляют, они угасают и исчезают полностью сами собой.
Повторное поступление никотина в организм после длительного перерыва быстро восстанавливает зависимость.
Токсичные газы (окись углерода, цианистый водород, окись азота и др. ):
Окись углерода или угарный газ – основной ядовитый компонент газов табачного дыма. Он повреждает гемоглобин, после чего гемоглобин теряет способность переносить кислород. Поэтому курильщики страдают хроническим кислородным голоданием, что отчетливо проявляется при физических нагрузках. Например, при подъеме по лестнице или во время пробежки у курильщиков быстро появляется одышка.
Угарный газ не имеет цвета и запаха, поэтому является особо опасным и нередко ведет к смертельным отравлениям. Угарный газ табачного дыма и выхлопных газов автомашины – это одно и то же вещество с одинаковой химической формулой – СО. Только в табачном дыме его больше.
Цианистый водород и окись азота также поражают легкие, усугубляя гипоксию (кислородное голодание) организма.
Постарайтесь запомнить хотя бы одну цифру: табачный дым содержит 384000 ПДК токсичных веществ, что в четыре раза больше, чем в выхлопе автомашины. Иными словами, курить сигарету в течение одной минуты – примерно-то же самое, что дышать непосредственно выхлопными газами в течение четырех минут.
Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. В этом случае у некурящих людей возникает головная боль, недомогание, обостряются заболевания верхних дыхательных путей, происходят негативные изменения в деятельности нервной системы и составе крови. Особенно вредное влияние оказывает пассивное курение на детей.
Важными направлениями профилактики табакокурение являются повышение нравственности, общей и медицинской культуры населения и другие меры психологического и педагогического воздействия.
Вред алкоголя.
Алкоголь разрушающе действует на все системы и органы, так как хорошо растворяется в крови и разносится ею по всему организму.
Попадая в желудок, этиловый спирт негативно воздействует на его слизистую, а через центральную нервную систему — на всю пищеварительную функцию. При частом употреблении алкоголя это может привести к хроническому алкогольному гастриту.
Очень вредное влияние оказывает алкоголь на печень, которая не способна справляться с большим количеством спирта. Работа печени с перенапряжением приводит к гибели ее клеток и развитию цирроза.
Злоупотребление спиртными напитками приводит к тяжелым нарушениям в деятельности желез внутренней секреции, прежде всего поджелудочной и половой.
Главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ.
Особенно страдает от алкоголя головной мозг, в результате чего нарушается координация движений, изменяются речь и почерк, снижается моральный и интеллектуальный уровень человека, а в дальнейшем происходит социальная деградация личности. Снижается интеллектуальный потенциал и моральный уровень, все интересы формируются вокруг одной проблемы — достать спиртное. Прежние друзья заменяются на новых, соответствующих стремлениям пьющего. Забываются семейные друзья и друзья по работе. Возникают сомнительные знакомства с лицами, склонными к воровству, мошенничеству, подлогам, грабежу, пьянству. Ведущим мотивом поведения становится получение средств для приобретения спиртных напитков.
Пивной алкоголизм формируется быстрее водочного!
Пиво влияет на гормоны человека:
1. У мужчин: подавляется выработка мужского полового гормона-тестостерона. Одновременно начинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины.
2. У женщин: возрастает вероятность заболеть раком, становится грубее голос, появляются «пивные усы».
Основными направлениями профилактики пьянства и алкоголизма являются трудовое воспитание, организация полноценного отдыха, повышение культуры и санитарной грамотности населения, а также меры психологического, педагогического и административно-правового характера.
Наркотическая зависимость.
Установить факт употребления наркотиков можно несколькими путями:
• С помощью экспресс-тестов на наркотики.
• По косвенным признакам употребления наркотиков и наркотической зависимости.
• В процессе наркологической экспертизы.
Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости: Помните, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем.
• Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки.
• Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения.
• Отрешенный взгляд.
• Часто – неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков».
• Осанка чаще сутулая.
• Невнятная, «растянутая» речь.
• Неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта.
• Явное стремление избегать встреч с представителями властей.
• Раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы.
После его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги.
• Следы уколов наркоманы обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, а вообще-то наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами. Часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.
Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет. Детский организм – намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана – 25 лет. Число детей наркоманов растет с ужасающими темпами. Стремительный рост наркотизации, алкоголизма среди детей и подростков влияет на здоровье нации.
Итак, можно сделать следующие выводы:
• Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
• Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
• Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Цели:
Подготовительная работа:
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыка Э.Грига «Утро»; карточка темы «Здоровый образ жизни», на доске задачи урока и закрыты, цветок с правилами на лепестках, картинки микробов, книги о питании, песня Высоцкого «Утренняя гимнастика», фото лёгкие и зубы курящего человека; карточки на доске для рефлексии.
Оборудование для обучающихся: карточки с пословицами, картинки с продуктами, карточки с началом сказки, лепесточки для рефлексии. Карточки с режимом дня.
Ход клубного часа
1 этап – мотивационныйДети (20 человек) сидят полукругом. Перед каждыми 10 ребятами стоит маленький столик.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно( если светит солнышко: отметить, если нет: обратить внимание на доску ) У нас на доске есть солнышко. Оно нам улыбается! Давайте и мы нашу встречу начнем с улыбки.
Расслабляющий тренингЗдравствуйте!
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.
(В.Солоухин)
Тренинг проводится на фоне музыкальной композиции «Утро» Э. Грига.
– Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро.
Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают кистями рук лицо)
Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими)
В этом слове спрятано пожелание другому человеку самого важного – здоровья. И сегодня, после ваших теплых улыбок, пожеланий здоровья, давайте оставим плохое настроение за дверью. Согласны?
– А теперь вопрос: Вы любите болеть?
А вы умеете беречь свое здоровье? А как? (брейн-стронг)
Многие народы накопили опыт сохранения здоровья на долгие годы, и люди всего мира этим опытом пользуются. Вот и мы сегодня к нему обратимся. НАЧИНАЕМ!!!
2. Основная частьВы подбирали эпиграф к нашему клубному часу. Как прошло голосование? Ваш выбор. (Группы озвучивают результаты)
Итак: выбрали: Я хочу быть здоровым!!!!
Тема нашего часа «Я выбираю здоровье!»
Мы сейчас разделимся на группы. А названия возьмем из книг. – Каких книжных докторов вы знаете? (Пилюлькин, Айболит, Медуница). А вот и они! (Появляются доктор Пилюлькин, Айболит, Медуница: приглашенные родители или старшеклассники) А теперь разобьемся на группы (вытащим жетончик).
– Представьте себе, что наше здоровье – это большой красивый цветок. Чтобы он расцвёл, нам необходимо узнать правила здорового образа жизни.
На доске кружок от цветка, на котором написано слово здоровье.
– Ответим сначала на 1-й вопрос. Что такое здоровье, ваши предположения?
– А в словаре В.Даля даётся следующее определение здоровья: состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.
* Задание Доктора Пилюлькина.
– Продолжите пословицы о здоровье человека.
Доктор Пилюлькин: – А зачем моется человек? (Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем не заболеть).
– Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – человек плохо дышит. Грязные руки – появляются кишечные заболевания.)
– У Чистоты есть помощники. Назовите их (мыло, шампунь, зубная щётка, вода, мочалка, расчёска).
– Я предлагаю вам послушать сказку о микробах.
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: “Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи”. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
– Откуда появляются микробы на коже? (от грязи)
– Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)
– Как вы заботитесь о чистоте тела? (Рассказ представителей от групп)
На цветке появляется первый лепесток «Соблюдайте чистоту!».
Доктор Медуница: Игра «Полезно, вредно».
На стене расположены картинки с разнообразной едой.
– Ребята, а сейчас поиграем. Снимаете картинку со стены и крепите её на доску, распределяя продукты по группам: полезно и вредно.
– Почему эти продукты полезны? А эти вредны? (Овощи и фрукты – есть витамины, укрепляют здоровье; вредные продукты приводят к болезням, разрушают здоровье).
– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: продолжить сказку.
Продолжите сказку: (групповая работа (по 10 чел.))
На карточках: “Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда”.
– Какая случилась беда с принцессой? (Стала худой, грустной, болел живот).
– Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. Расскажите, как правильно питаться.
Правила появляются на доске:Здоровое питание: разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки.
– Объясните, что значит «разнообразное»?
– Объясните, как понимаете пословицу “Овощи – кладовая здоровья”.
Это интересно! Выставка книг о правильном питании.
– Ребята, кто побольше хочет узнать о правильном питании почитайте эти книги.
– Поднимите руку, кто питается правильно? Если нет, постарайтесь поправить дело.
– Назовите второе правило здорового образа жизни.
На цветке появляется 2-й лепесток: «Правильно питайся».
(Физминутка – аэробика под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика» в исполнении «А-Студио» выполняют зарядку вместе с доктором Медуницей и доктором Пилюлькиным
– Ребята, скажите, чем надо заниматься, чтобы быть здоровым и весёлым?
– Поднимите руку, кто из вас посещает спортивные секции?
– Зачем много двигаться?
– Назовите 3е правило ЗОЖ.
На цветке появляется лепесток «Больше двигайся!»
– Посмотрите на доску, это лёгкие и зубы курящего человека. (На доске картинки).
– Курение является вредной привычкой. Назовите ещё вредные привычки (употребление спиртного и наркотиков).
Про вредные привычки рассказывают 3 ученика у доски.
– Эти три привычки самые – самые вредные для человека!
Поэтому выведем последнее правило ЗОЖ.
Лепесток «Вредным привычкам «Нет!!!»
Доктор Медуница: – Вставьте следующее слово в предложение.
Питание – одно из необходимых условий для жизни человека. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Почему мы называем одни продукты полезными, а другие неполезными? (Одни продукты содержат витамины, а другие – нет).
Что такое витамины?
–Витамины – это вещества необходимые для поддержания жизни.
-Какие витамины вы знаете ребята? (Представители групп)
Доктор Айболит: Стихи о человеке и его часах.
Кто жить умеет по часам,
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
Успеет в школу он дойти
За парту в школе сесть.С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
– Хороший был денёк!
– О чём говорится в этом стихотворении? (о режиме дня)
– Вы – ученики, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день. Я хочу попросить вас, ребята, помочь третьеклассникам из другой школы: составить режим дня.
Работа в группах.
Проверка:
– Ребята, я вспомнила, что в книге «Здоровье ребёнка» я нашла режим дня. Я сейчас предлагаю сверить ваш режим дня с режимом дня из книги. (Режим дня на экране).
– Умнички, ребята! Один режим дня мы подарим ребятам, а другой повесим в наш уголок.
– Чем не надо увлекаться, когда отдыхаешь? (просмотром телевизоров и компьютеров)
– Если поработали за компьютером, надо обязательно сделать зарядку для глаз.
Появляется лепесток: Режим дня.
– Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления. Оказывается, свежие фрукты содержат витамины. Чтобы в нужном количестве получить эти вещества, необходимо питаться разнообразной пищей. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей. Старайтесь есть в одно и то же время. Утром перед школой обязательно завтракайте. Ужинайте не позже, чем за 2 часа до сна.
Какие вещества поддерживают жизнедеятельность организма?
Белки – основной «строительный материал» клеток тела. В теле нет участка, где бы не было белка. В крови и мышцах белки составляют 1/5 от их общей массы, в мозгу ½. Дополнительное белковое голодание вызывает слабость и глубокие психологические расстройства. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 грамм белков.
Жиры – их делят на растительные и животные. Растительные жиры активируют обмен веществ, предупреждают ряд заболеваний. Недостаток жиров сокращает жизнь, нарушает деятельность мозга, снижает выносливость организма.
– Правильное питание – условие сохранения здоровья, неправильное приводит к болезням. Посмотрим сценку, которую приготовили нам ребята.
3. Рефлексия(Метод 6 думательных шляп)
Учитель: Вот и подошел к концу наш клубный час. Мы ещё не раз вернемся к этой теме. Расцвел на нашей доске цветок здоровья. Назовем еще раз составляющие здоровья(хором!). Молодцы!
А теперь перед вами шесть думательных шляп:каждый из вас должен положить туда свои мысли и выводы, которые он сегодня сделал.
Введение
Правильное питание, ежедневные физические упражнения и достаточный сон являются основой здорового образа жизни. Здоровый образ жизни поддерживает вас в форме, энергичность и снижает риск заболеваний. По данным ВОЗ, здоровый образ жизни — это образ жизни, который помогает вам получать больше удовольствия от жизни. Это образ жизни, который снижает риск серьезного заболевания или ранней смерти. Здоровье заключается не только в том, чтобы избежать болезни или недуга. Речь идет также о физическом, психическом и социальном благополучии.
Когда вы ведете здоровый образ жизни, вы являетесь более позитивным образцом для подражания для других членов вашей семьи, особенно для детей. Вы также создадите лучшую среду для их взросления. Помогая им вести более здоровый образ жизни, вы будете способствовать их благополучию и получению удовольствия от жизни сейчас и в будущем.
Позитивное управление стрессом, а не курение или употребление алкоголя, снижает износ вашего тела на молекулярном уровне. Для более долгой и комфортной жизни вам следует вести здоровый образ жизни. Следующие факторы могут регулярно влиять на ваш образ жизни:
Еда
Ваше сердце, мышцы, кости, иммунная система и другие системы организма зависят от постоянного снабжения питательными веществами для роста клеток и метаболизма. Вам необходимо придерживаться разнообразной диеты, чтобы получать необходимые питательные вещества в виде белков, витаминов, углеводов, минералов и жиров. Употребляйте нежирное мясо, такое как курица, вместе с бобовыми, яйцами и орехами для здорового образа жизни. Ограничьте размер порции во время еды, чтобы контролировать свой вес и риск сердечно-сосудистых и других заболеваний в зависимости от образа жизни. Если вы хотите контролировать свой вес и снизить риск различных заболеваний, вы, помимо ограничения размера порций, следите за тем, чтобы рацион был питательным.
Тренировка
Калории сопровождают питание в пище, и если вы не будете заниматься спортом, вы наберете вес. Лишний вес увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2 типа и рака. Ваш образ жизни должен поддерживать постоянный здоровый вес для нормальной повседневной активности. Вы всегда должны выполнять упражнения для укрепления мышц, такие как поднятие тяжестей, наряду с аэробными упражнениями, такими как ходьба или бег. Вы также должны включить упражнения, такие как йога, чтобы улучшить гибкость тела.
Спальный
Ежедневный обмен веществ способствует увяданию и омоложению клеточной ткани, а самовосстановление организма происходит, когда вы спите. Укрепление памяти и регуляция аппетита также происходят в это время с пониженной физической активностью. Семь-девять часов ночного сна ежедневно считается оптимальным для большинства людей для здорового образа жизни.
Снижение стресса
Ваше тело реагирует на повседневный стресс выбросом гормонов, которые подготавливают вас к реакции. Хотя некоторый стресс неизбежен и необходим, его избыток может привести к различным проблемам со здоровьем. может вызвать мышечную боль, головные боли, нарушения сна и другие симптомы. Образ жизни, который включает в себя регулярное управление стрессом, разрывает этот цикл до того, как он достигнет нездорового уровня. Вы можете достичь физического расслабления с помощью растяжки, массажа тела, йоги или приятных упражнений. Общайтесь с друзьями и семьей, чтобы снять психологическое напряжение, и уделите время чтению, занятию хобби или другим занятием, которое доставляет вам удовольствие.
Почему люди должны вести здоровый образ жизни?
Здесь поднимаются важные и важные вопросы:
Почему стоит выбрать здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни дает вам более долгую и счастливую жизнь. С ростом распространенности болезней, связанных с образом жизни, в Индии каждый четвертый индиец рискует умереть от неинфекционных заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые заболевания или рак, в возрасте до семидесяти лет. Принятие вредных привычек, таких как неправильное питание, отсутствие физических упражнений, нерегулярный режим сна и чрезмерное курение или употребление алкоголя, может поставить вас в один ряд с 38 миллионами человек, которые ограничены в возможностях из-за одного или нескольких хронических заболеваний.
Как нам контролировать вредную привычку и вести здоровый образ жизни?
Вредные привычки мешают нам оставаться здоровыми. Табак, алкоголь, отсутствие физической активности и вредная пища очень вредны для здоровья. Сила воли играет важную роль, чтобы держаться подальше от вредных привычек. Возьмите на себя обязательство вести здоровый образ жизни, чтобы прожить более долгую и здоровую жизнь.
Чтобы узнать больше о здоровом образе жизни, нажмите здесь
Заболевания, связанные с образом жизни:
Мы всегда должны вести здоровый образ жизни; в противном случае мы можем страдать от любого из заболеваний, включая следующие наиболее распространенные:
Этот контент утвержден Генеральным управлением служб здравоохранения, MoHFW, GOI
Введение
Социальное здоровье — это больше, чем просто профилактика психических заболеваний и социальных проблем. Быть социально здоровым означает повышенную степень счастья, включая чувство принадлежности и заботу о других.
По мере того, как мы растем, социальные связи начинают занимать свое место в нашей жизни. Мы становимся частью различных сообществ вокруг нас, таких как школа, колледж, офис и т. д. Эти позитивные отношения помогают нам создать систему поддержки, которая делает нас более здоровыми. Социальное здоровье может показаться игнорируемым и трудным для решения, но оно остается одним из столпов здоровья.
Было доказано с соответствующей частотой, что те, кто хорошо интегрирован в общество, имеют более долгую и здоровую жизнь. Обзор, опубликованный в PLoS Medicine, показывает, что хорошие социальные отношения связаны с увеличением шансов на выживание на 50%.
Определения
Поскольку социальное здоровье является одним из измерений здоровья, мы должны знать, что такое здоровье.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Благополучие – Благополучие означает отсутствие отрицательных состояний и чувств, а если не полное отсутствие, то наличие положительных моментов больше, чем отрицательных.
Социальное благополучие – Способность людей быть свободными от нужды в предметах первой необходимости и мирно сосуществовать в сообществах с возможностями для продвижения или благополучия означает отсутствие негативных условий и чувств и если не полное отсутствие, а наличие больше положительных ощущений, чем отрицательных.
Социальное здоровье: состояние благополучия
Социальное здоровье – это положительное измерение здоровья, которое включено в конституционное определение здоровья ВОЗ. Это способность человека обращаться и действовать в зависимости от различных социальных условий.
Потребность в социальном здравоохранении
Здоровые отношения предполагают хорошее общение, сочувствие и заботу о семье, друзьях и коллегах. Эгоцентризм, жестокость и одиночество пагубно сказываются на здоровье, вызывая стресс и депрессию, которые представляют угрозу для себя и других. Социальная изоляция и социальная изоляция являются причинами низких шансов на выживание со сниженным уровнем качества жизни, депрессией и повышенным риском хронических заболеваний. Это, в свою очередь, может привести к ухудшению физического и психического здоровья. Следовательно, социальное здоровье можно рассматривать как причину, стоящую за причиной.
Детерминанты социального здоровья
Такие факторы, как неравномерное распределение различных состояний, наносящих ущерб здоровью, например. экономика, товары и услуги, доступ к образованию, сообщества и т. д. определяют социальное здоровье человека. В свою очередь плохое и неравномерное распределение этих условий является результатом плохой социальной политики и программ, оказывающих определяющее влияние на жизненные условия жизни человека. По данным ВОЗ, продолжительность жизни людей сильно различается в зависимости от места рождения. В Японии люди, как правило, живут > 80 лет, в Бразилии — 72 года; Индия, 63 года; а в одной из африканских стран продолжительность жизни составляет менее 50 лет. В свою очередь, таким образом, должен существовать баланс между социальным и экономическим развитием для общего здоровья страны.
Аспекты социального здоровья
По словам Кори Ли М. Киза, существует 5 аспектов социального здоровья и благополучия, т. е. социальная интеграция, социальный вклад, социальная согласованность, социальная актуализация и социальное признание.
Это ощущение себя частью общества. Это объясняет, в какой степени чувства человека связаны с обществом и сообществом. Он отражает общность человека с другими наряду с чувством принадлежности. Для социальной интеграции необходима взаимозависимость от других через нормы и любовь. Отсутствие социальной интеграции приводит к отчуждению от общества, и человек чувствует себя социально отвергнутым.
Это чувство собственной значимости в обществе. Он отражает самообязательство человека по отношению к другим и влияет ли поведение человека на общество в целом. Чтобы внести свой социальный вклад, человек должен чувствовать ответственность за то, чтобы дать миру что-то ценное. Если он не в состоянии сделать это, то человек может чувствовать себя отчужденным от общества. Согласно Эриксону, средний возраст — это период, когда взрослые могут внести наибольший вклад в развитие общества и сделать подрастающее поколение продуктивными членами общества.
Это состояние, когда человек или группа взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между людьми порождает новые идеи и способность сохранять согласованность при столкновении с нежелательными и стрессовыми жизненными событиями.
Это положительный уровень комфорта с другими. Существует открытость к идеям, усилиям и опыту для постоянного роста. Люди, которые могут представить себе этот потенциал, социально здоровы. Они осознают, что способны сделать общество лучше и здоровее и, в свою очередь, станут бенефициарами социального роста.
Это способность человека принимать хорошее и терпеть плохое в обществе. Чтобы вписаться в сообщество, человек может вести себя как окружающие его люди. Люди демонстрируют такое поведение, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе. Известно, что человек с хорошим пониманием себя и принимающий в себе как хорошее, так и плохое, имеет хорошее социальное и психическое здоровье. Таким образом, можно сказать, что принятие себя необходимо для социального принятия других.
Стратегии достижения социального здоровья
Для достижения хорошего социального здоровья человек должен быть готов:
Стратегии улучшения социального здоровья
Выполнение соединений
Стань активным
Построить здоровые отношения
Формировать здоровые привычки в семье
Каталожные номера: