МБДОУ детский сад №5 г. Нововоронежа
Занятие по ФЕМП
Тема: «Свойства предметов»
для детей средней группы
Подготовила: воспитатель1 К. К.
Кораблина А.В.
2022 г.
ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о свойствах предмета.
Задачи:
Образовательные:
Научить выявлять свойства предметов (цвет, форма, размер, назначение), ввести понятие таблица, строка и столбец таблицы, учить в ней ориентироваться;
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе: выслушивать мнение других детей;
Развивающие:
Развивать логическое мышления; Речевую активность; познавательный интерес.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, загадки, вопросы.
Наглядные: презентация.
Практические: работа в тетради.
Ход занятия:
Приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем “здравствуйте! ” друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем “привет! ” и “добрый день! “;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
В: ребята посмотрите кто изображен на экране?
Ответы детей.
Воспитатель: как назвать их одним словом?
Ответы детей.
Что у них общего?
Ответы детей.
Чем каждый из них отличается от остальных?
Ответы детей.
Воспитатель: сколько их всего? Кто первый слева? Кто на четвертом месте? Кто посередине? Кто последний? Кто перед зайцем? Кто между зайцем и медведем? Кто справа от лисы? Кто слева от белочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:
Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая…
(Пауза. Предлагаемые ответы: лиса, белка).
По деревьям скачет
И орешки прячет.
Ответы детей. (Белочка)
Воспитатель: А может быть все-таки это лисичка? Почему?
Как догадались, что белочка? Что вам помогло?
Что вы еще знаете об этом зверьке?
Ответы детей.
Воспитатель: Знаете ли вы, что бывают не только рыжие белки, но и черные? А еще бывают белки-летяги, которые с легкостью преодолевают большие расстояния между ветками дерева. Но все белки умеют прыгать, грызть орешки – это их отличительные свойства. Такие отличительные свойства есть у всех предметов.
Воспитатель: Перечислите предметы, которые вы видите. (Плоды, грибы, игрушки).
Ответы детей.
Воспитатель: Кто сможет их сосчитать?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте разложим все предметы в шкаф по местам. Что интересного заметили?
Ответы детей. (Все предметы желтые).
Воспитатель: Как расположены предметы?
Ответы детей. (в ряд).
Воспитатель: в таком случае говорят: В СТРОЧКУ. Какие предметы белка положила во второй строке?
Ответы детей. (Красные). В
Воспитатель: третьей?
Ответы детей. (Коричневые).
Воспитатель: Какие еще цвета вы знаете?
Ответы детей. Назовите предметы из окружающей обстановки зеленого, голубого цвета.
Воспитатель: Назовите предметы из окружающей обстановки такого же цвета, как машина.
Дети находят предметы и называют их.
Воспитатель: По какому свойству мы разложили предметы в первом шкафу!?
Ответы детей. (По цвету)
Воспитатель: Во втором?
Ответы детей. (По назначению)
Воспитатель: Какой предмет находится в первой строке и втором столбце?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой предмет расположен во второй строке, но не в первом и втором столбце?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой предмет расположен в первом столбце и третьей строке?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой предмет расположен во втором столбце и второй строке?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой предмет расположен не в третьем и втором столбце, но в первой строке?
Ответы детей.
Воспитатель: Назовите по памяти предметы третьей строки.
Ответы детей.
Воспитатель: по какому признаку расположены предметы на изображении?
Ответы детей. В строку по цвету, в столбик по назначению.
ФИЗМИНУТКА:
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Рассмотрите следующий слайд. Что общего у этих предметов?
Ответы детей. (Это круги)
Воспитатель: Чем они отличаются?
Ответы детей. (Цветом и размером)
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего кругов?
Ответы детей. (15)
Воспитатель: Сколько красных кругов? (2)
Воспитатель: Сколько желтых? (4)
Воспитатель: Сколько зеленых? (3)
Воспитатель: Сколько коричневых? (5)
Воспитатель: Сколько всего маленьких кругов? (9)
Воспитатель: Сколько всего больших кругов? (6)
Воспитатель: Итак, какое свойство предмета мы еще узнали? (Предметы отличаются по размеру
Работа в тетрадях- соедини предметы по их свойствам.
Вывод.
Воспитатель: Итак, все предметы имеют свои свойства. Назовите их (Цвет, назначение, размер, форма).
Рефлексия.
Воспитатель: Какие свойства предметов вы знаете?
Ответы детей.
Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе
Цель: закреплять представления детей о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ.
Образовательные задачи:
-Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «метода маленьких человечков».
-Формировать навыки работы со схемами, навыки моделирования.
-Закреплять представления о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ, их взаимодействии.
Развивающие задачи:
-Развивать внимание, память, логическое мышление.
-Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи.
-Воспитание любви к окружающему миру.
-Воспитание ответственности за свои действия.
Виды детской деятельности – игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная
Демонстрационный материал – карточки – схемы «Маленькие человечки», надутый воздушный шарик, камень, бутылка с водой, бутылка с маслом, пустая бутылка, стекло.
Раздаточный материал – карточки «Маленькие человечки», стаканы с песком, с водой, тарелка/ поднос, трубочки, стаканы с водой с разведенным моющим средством.
Методические приемы – чтение познавательной литературы, беседа, работа со схемами, моделирование, экспериментирование
Ход НОД
Ребята, хотите, я расскажу вам сказку, которую вы еще не слышали?
Сказка про маленьких человечков.
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их всё равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся крепко за руки и пойдём из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали. Но тут вот что случилось.
Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите какая большая гора, какой твёрдый камень, какое прочное стекло, железо, дерево », – говорили все вокруг. «Что это с нами случилось, – мы стали деревом, стеклом, камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали крепко держаться за руки, с гор побежала вода. «Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твёрдыми веществами, а если просто будем стоять рядом, то будем жидкостями», сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, в дым над костром, запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твёрдых веществах они крепко держаться за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.
На столах перед вами лежат карточки, на которых изображены маленькие человечки. Давайте попробуем определить, какие из них в каких предметах находятся.
(Педагог последовательно показывает предметы, дети поднимают карточки с соответствующими изображениями. Педагог просит назвать свойство данного предмета или его содержимого – твердое, жидкое или газообразное, обращает внимание на то, что состояние вещества не связано с другими его свойствами – может быть прозрачным или нет)
Молодцы! Вы правильно определили свойства предметов. Хотите теперь сами побыть маленькими человечками? Я буду показывать вам схему, а вы выполняйте движения, которые соответствуют человечкам – двигайтесь врассыпную, отдельно друг от друга, или становитесь плечом друг к другу, или крепко беритесь за руки.
Как вы думаете, могут ли разные человечки дружить между собой? Вот, например, в стакане песок. Какое это вещество? Песчинки твердые, но между ними находится воздух. Составьте схему для такого песка. Какими свойствами он обладает? (сухой, сыпучий)
Как вы думаете, что будет, если в стакан с сухим песком добавить воды? (он станет мокрым, липким, перестанет сыпаться). Давайте проверим! (дети проводят эксперимент) Верно ли мы предположили? А теперь составьте схему для мокрого песка и попробуйте объяснить, почему так происходит (потому что в воде человечки ближе друг к другу, они не разбегаются, и песок тогда тоже склеивается).
А теперь посмотрите на схему и попробуйте догадаться, какое известное вам явление в ней зашифровано (педагог показывает схему жидкий-газообразный-жидкий). Дети по оставшимся инструментам определяют, что это воздух в воде, дуют в трубочки. Сюрпризный момент – появляются пузыри.
Рефлексия по вопросам – что было самое интересное? Самое сложное? Что понравилось? Не понравилось?
П риложение
Для использования предпросмотра презентаций создайте учетную запись Google (аккаунт) и войдите: https://accounts.google.com
ГБОУ СОШ ИТШ им. И Т. Д. Попович Дошкольное отделение на Большом Коптевском 10 Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Геометрические фигуры: ромб, трапеция». Выполнил: преподаватель Брыкова – Лукьянчикова Ю.А. Москва 2017
Цель: учить детей классифицировать фигуры по разным признакам; ввести трапецию и ромб; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости: «влево», «вправо»: учить передавать структуру дома путем сочетания геометрических фигур разного размера и цвета.
Математическая разминка Две пчелы жужжат в ромашках, Три летят над белой кашей. Хотел бы я посчитать пчел: два плюс три, всего пять.
Назовите все фигуры, покажите все фигуры? Что я могу сказать о треугольнике? Его нетрудно описать, Он подобен некоему крылу: Три стороны и три угла.
Изучены новые фигуры, просчитаны все углы! Если выше с пилой залезть, Крышу дома отпилить, То хозяев обидим, Но трапецию увидим!
Фигура ромба не проста, Она сочетает в себе два: Треугольник раз и два – Фигура вдруг встала одна.
Вставай рано, улыбайся, Потянись выше, потянись выше. Ну, расправь плечи, Подними, опусти. Поворачивались то влево, то вправо, касались руками коленей. Сели, встали, сели, встали И побежали на месте.
Вот квадрат, треугольник, Получился целый дом! Мы в него зайчика посадим, Здесь ему будет весело!
Как-то летом у ручья Я построила домик для зайчика, Заходи, дорогой зайчик, Хоть один, хоть все семейство!
Эй, привет! – Встречаю дом, Голову вверх подняв, Он крышу в ответ качает: – Доброе утро, Зайка!
Комплексное занятие по ФЭМП “Геометрические фигуры”.
Комплексное занятие “Геометрические фигуры”. Содержание программы: уточнить представления детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, все стороны равны; продолжайте делиться. ..
Конспект комплексного урока математики и дизайна во второй младшей группе Конспект комплексного урока математики и дизайна во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с цифрой и цифрой 6 Совершенствовать навыки счета и сравнения агрегатов предмета. Формировать умение детей различать вчера, сегодня, завтра. Закрепить знания по геоме…
урок математики “Геометрические фигуры”
Задачи: Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и овале. Учить детей находить решения проблемных задач и выполнять логические задания, составлять цепочки из геометрических фигур…
Никитина И.В., преподаватель II квал. категории
Д/С № 54 «Искорка», г. Набережные Челны
Учебные задания
Закрепить представления детей о геометрических фигурах. Треугольник, квадрат, круг, овал, ромб, трапеция.
Закрепить знания об основных цветах синий, желтый, красный, зеленый.
Повторить прямой и обратный счет, количественный и порядковый.
Задачи разработки
Развивать крупную и мелкую моторику.
Развивать память, мышление, внимание.
Развивать понимание последовательности чисел в пределах 10.
Учебные задания
Развивайте способность слушать друг друга.
словарный запас
Активизировать название геометрических фигур в речи детей.
1. Ход урока.
Ребята, сегодня мы вместе с Лунтиком отправляемся в мир загадок.
У Лунтика на столе разложено много фигурок. Смотрите, дети.
Ой, что спросил Лунтик, и указал на фигуру, у которой три угла, три стороны, три вершины.
Дети, я знаю загадку этой фигуры.
Ты сразу узнаешь кто я, ты посмотри на меня, у меня есть все, только три стороны и три угла, три вершины кончика. Мне это очень нравится, потому что я треугольник.
Дети: Треугольник!
Правильно!
О, что это за цифра? — спросил Лунтик и указал на площадь.
Ребята, а я знаю загадку про эту фигурку.
«Он мой друг давно, каждый угол в нем прямой, все четыре стороны одинаковой длины, рад представиться вам, но меня зовут квадрат!»
Дети, что вы знаете о площади?
А тут какой-то странный квадрат, – сказал Лунтик.
Дети, что это за цифра?
Прямоугольник.
Дети, у Лунтика в голове все перемешалось, и он хочет отдохнуть.
2. Физическое воспитание
“Локомотив паровой локомотив взревел
и вагоны проехали
FAL It Rock
Green Trailer !”
Дети, на какую геометрическую фигуру похожи колеса
К кругу.
Ой, опять какой-то странный круг, – сказал Лунтик.
Я знаю загадку про эту фигуру
«Мальчик нарисовал круг – убежал
Вот прошел слоненок – пришел
И круг превратился в овал!
Дети: Овал!
А что это за цифры? — спросил Лунтик.
Трапеция, ромб.
Теперь Лунтик знает все фишки, молодцы ребята, помогли Лунтику!
3. Ориентация на листе бумаги.
Нарисуйте детям на своих листах эти фигуры.
В центре листа треугольник, справа от треугольника квадрат, слева прямоугольник, под прямоугольником овал, над треугольником круг, под квадратом трапеция, под треугольником находится ромб.
Сколько фигурок получилось, посчитай.
Семь цифр.
Назовите детям соседей цифры 1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10.
Все молодцы!
4. Пальчиковая гимнастика.
“Вот пенек
Пять грибов на пеньке,
Пять ребят.”
Дети, раскрасьте свои фигурки цветными карандашами.
Какого цвета ваши фигурки?
У всех ребят красивые работы.
Наше путешествие в мир тайн подошло к концу, вернемся в детский сад.
5. Конспект урока.
Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?
Что ты сделал?
Все дети старались, молодцы!
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе “Поможем Колобку!”
Задача: обобщить полученные знания и закрепить умения по пройденному материалу;
Задания:
1. Уточнение представлений детей о геометрических фигурах;
2. Закрепить представление детей о холодных и теплых цветах спектра;
3. Упражнять детей в сравнении предметов по длине, развивать логическое мышление, сообразительность;
4. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
5. Воспитывать у детей стремление оказывать посильную помощь другим.
Материалы и оборудование: письмо, конверты с заданиями от лесных жителей, изображения 7 морковок разного размера, квадраты разных цветов (красный, желтый, оранжевый, розовый, синий, синий, фиолетовый, зеленый), геометрические фигуры ( круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция)
Ход урока:
Воспитатель: Дети, сегодня мы получили письмо от Колобка. Позвольте мне прочитать это вам:
«Я Колобок, Колобок, Я в ящике поскреблена, На дне бочки заметена, На сметане в мешке, И пряжа в масле, Холодная на окошке. Я ушел от дедушки, я ушел от бабушки. И вот в лесу лесные звери хотят меня съесть.
Сердюк Оксана
Сценарий непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Ознакомление с трапецией»
Тема : Познавательное развитие « Знакомство с трапецией » .
Возраст Группа : старшая группа .
Интеграция образовательных регионов : Познавательное развитие, Физическое развитие.
Мишень : ввести трапецию .
Задания :
1. познакомить с геометрической фигурой трапеция .
2. Закрепить навыки счета, умения сравнивать и уравнивать групп предметов по количеству.
3. Закрепить представления о геометрических фигурах
4. Формировать опыт самостоятельного преодоления трудностей с небольшой помощью учителя.
5. Развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, двигательную активность детей.
6. Воспитывать чувство сострадания и желание помочь героям сказки.
Материалы и оборудование : ноутбук, смарт-доска, листы в клетку с нарисованной геометрической фигурой трапеция на каждого ребенка , математические наборы на каждого ребенка.
Расчетный результат :
Они умеют считать до 8.
Знают геометрические фигуры.
Умеют соотносить объекты с геометрическими формами.
Они умеют ориентироваться в пространстве.
Распознать трапеций среди четырехугольников.
Иметь связную речь.
Введение в ситуацию.
Дети сидят за столами.
Ребята, посмотрите на доску, кто сегодня к нам в гости пришел? (Карлсон) .
(приветствие Карлсона)Ребята, Карлсон пришел к нам на помощь. Он прилетел к Малышу поиграть, но вернуться домой не может. Он забыл, как выглядит крыша дома, под которым он живет. Карлсон просит вас помочь ему найти крышу. Хочешь помочь Карлсону? Не могли бы вы?
Обновление знаний.
На одной стороне доски геометрические фигуры : треугольники и четырехугольники различной формы, на другой стороне изображены дома без крыш.
Ребята, как называются фигуры, которые изображены на доске?
Из этих фигурок нужно сделать крыши домов. Вам нужно использовать все формы, возможно даже у вас получится крыша, которая будет состоять из нескольких фигур. (дети выполняют задание) .
Сложность в ситуации.
Ребята, посмотрите какая интересная крыша у этого дома.
Сколько углов у фигуры? (4)
Сколько сторон? (4)
Как называется такая фигура? (четырехугольник)
Открытие новых знаний.
Ребята, кто знает, как называется этот четырехугольник? (не знаю)
А что делать, если вы чего-то не знаете, но хотите знать? (спросить у взрослого, прочитать в книге и т.д.)
– Трапеция – четырехугольник, у которого одна сторона длиннее другой.
(физминута)
Ребята встают в круг. Я буду бросать вам мяч и называть геометрическую фигуру, а вы должны будете назвать предмет, похожий на эту фигуру.
Включение новых знаний в систему знаний и умений.
Как мы выглядим трапеция ? (на крыше дома) .
Какие еще предметы похожи на трапецию ?. У вас на столах лежат листы, на которых нарисована трапеция , нарисуйте фигуру так, чтобы получился какой-то предмет. (дети выполняют задание)
Обсуждение детских рисунков.
Посмотрим, какие еще предметы похожи на трапеция . (видеоклип)
Какие предметы вы видели?
Молодец, теперь немного поиграем. На доске смешаны различные геометрические фигуры. Вам нужно распределить их по двум корзинам. В одной корзине – всего трапеция , в другом – не трапеция .
Молодцы ребята! Они проделали отличную работу.
Работа с математическими множествами.
Давайте составим трапецию из геометрических фигур, которые есть в ваших математических наборах. (дети выполняют задание) . Обсудите у кого какая трапеция получилась .
На доске заставка города и крыш.
Карлсон благодарит вас за помощь, вы нашли крышу его дома и теперь он может вернуться домой. (Голос Калсона звучит с благодарностью)
Имеет смысл.
Ребята, мы сегодня помогли Карлсону?
Чем мы ему помогли? (сложили крыши домов, дорисовали трапецию , распределили фигуры по группам ).
А с какой новой цифрой мы познакомились с ? (с трапецией )
Что трапеция ?
Вам понравилось занятие?
Связанные публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб всему голова» Цель: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу и уважительного отношения к людям, которые его выращивают и пекут. Предварительная работа: аудирование.
Введение в геометрические фигуры.
ТРЕУГОЛЬНИК
Самолет летит по небу, треугольное крыло
На моем велосипеде треугольное седло
Есть такой объект – квадрат, и все это ТРЕУГОЛЬНИК.
Потом мама положила на стол три спички
И сложила для меня треугольник из спичек.
А я в это время рисовала и смотрела на маму,
Я соединила три прямые линии и сделала то же самое.
Треугольный треугольник – угловатый своеволие.
Похоже на крышу дома и шапку гнома.
И на остром наконечнике стрелы, и на ушках рыжей белки.
На вид угловатый, похож на пирамиду!
КВАДРАТ
Пришел из школы старший брат, выложил квадрат из спичек.
Мама подарила шоколадку, я отломил кусочек – квадратик.
И стол квадратный, и стул квадратный, и плакат на стене квадратный,
Доска, где стоят шахматы, и каждая клетка квадратная,
Там кони и слоны, боевые фигуры.
КВАДРАТ – четыре стороны, все стороны равны,
И все углы прямые.
Как будто стол квадратный. Он обычно рад гостям.
Он положил квадратное печенье в качестве угощения.
Он представляет собой квадратную корзину и квадратную картину.
Все четыре стороны квадрата равны.
2.
РОМБ
Слон повернул квадрат, пригляделся и вздохнул.
Сел сверху, слегка раздавил, и квадрат стал ромбом!
3.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Прямоугольное окно, аккуратное, как школьник.
Похоже на дверь, на книги и на мальчишескую сумку.
В автобусе, на блокноте, на большой плитке шоколада.
На кормушке свиньи и на фантике детской конфеты.
КРУГ И КРУГ
Мы живем вместе с братом, нам так весело вместе,
Поставим кружку на лист, обведем карандашом.
Получилось то что нужно – позвонил в КРУГ.
Мой брат по рисованию считает себя мастером,
Всё, что внутри круга, он закрасил фломастером.
Вот красный круг, круг, синий ободок по краю.
КРУГ – пластина, колесо, КРУГ – обруч, ремень.
КРУГ – контур КРУГА. Смотрю на наш лист
Стал искать угол возле круга, но не нашел.
Брат смеется – всё! Да, у круга нет угла,
На тарелке и монете углов не найдёшь, их нет.
4.
КРУГ
Круглый круг похож на шар, он прыгает по небу, как солнце.
Круглый, как диск луны, как бабушкины блины,
Как тарелка, как венок, как весёлая булочка,
Как колёса, как кольца, как пирог из тёплой печи!
6.
ПОЛУКРУГ
Если вдруг разорвать круг, то получится полукруг.
Это месяц в облаках и половинка яблока в руке.
Это шляпка гриба, кочка на мокром болоте.
Над лугом поднялся разноцветный полукруг.
ОВАЛ
А как нарисовать овал? Я позвал брата на помощь.
Брат взял фломастер и мастерски нарисовал мне овал:
Чуть сплющишь круг, получается ОВАЛ.
Сколько раз я его видела, в ванной овальное зеркало!
Овал и блюдо, и яйцо. Мама говорит: – Лицо
У тебя овал. Пусть он будет овальным, лишь бы не был грустным.
Мы посмеялись и нарисовали лицо в овале.
Овал – вытянутый круг и удивленное лицо внутри него.
Круг упал с высоты. Теперь это не круг – овал!
Он овальный, как жук, на кабачок похож,
На глазки и на картошку, а еще на ложку похож,
На орех и на яйцо, на овал лица!
5.
ТРАПЕЦИЯ
Трапеция, трапеция – есть такая фигура, но я ее не знаю.
Где ты живешь, трапеция, в Америке, в Китае?
Может тебе надо в Грецию на трапецию?
Мама говорит: – Не надо, рядом с тобой трапеция.
Я развею твою тоску, подожди минутку.
И кладет юбку на гладильную доску,
Проводит по ней утюгом, чтобы она не топорщилась сумкой:
– Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не ходи в Грецию.
Если с пилой повыше залезть,
Отпилить крышу дома
То хозяев обидим,
Зато трапецию увидим!
А потом все исправим
И юбку из шкафа достанем.
Посмотрим: юбка тоже
Похоже на трапецию!
«Рисование сказки»
Комплексное занятие по рисованию и театрализованной деятельности в старшей специализированной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Программное обеспечение:
Познакомить детей с театральной деятельностью; учить эмоционально передавать образ и действия героев.
Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность.
Коррекционно-развивающие задания:
1. Вызывать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа.
Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитывать любовь к художественному слову, формировать уважение к книге.
Материал: Простой графитный карандаш, фломастеры, трафареты героев сказки, половинка альбомного листа, дырокол, ленточка.
Предварительная работа: беседа о художниках, рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам, чтение сказки «Грибоктеремок», экскурсия в библиотеку.
Ход урока
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и читает отрывок из стихотворения С.Я. Михалкова “Книга о книге”
Скворцов Гришка жил – были книги –
Грязный, лохматый, рваный, горбатый,
Без конца и без начала
Переплёты – что ты мокрый, каракули на листах
Книги горько плакали
Гришка С Мишкой подрался, книжкой замахнулся,
Дал один раз по голове-
Вместо книжки было две…
Как же быть? – спросил книги
Как избавиться от Гришки?
А книги им сказали – Возьмем и убежим…
Воспитатель: Можно ли так относиться к книгам? (запрещено)
Воспитатель. Правильно, ребята, их надо беречь. Что для этого нужно сделать? (с книгами надо обращаться бережно, не рвать, не пачкать, не мочить…)
Дети. С книгами нужно обращаться бережно, не рвать, не пачкать, не мочить…
Воспитатель. Как вы думаете, кто сочиняет сказки для детей? (писатели)
Воспитатель. Сделать книгу интересной, красочной, кто еще помогает писателю? (Художник. )
Воспитатель. Рисунки к сказкам рисует иллюстратор. А детям очень легко узнать по иллюстрациям, о чем сказка и даже как она называется. У меня есть для тебя сюрприз. Подойди поближе и посмотри. В этой коробочке под горошком спрятана сказка. Сейчас мы узнаем, насколько вы сообразительны.
Чтобы это узнать, нужно собрать все горошины. Тогда вы сразу догадаетесь, что за сказка здесь спрятана.
(дети собирают горох в отдельные ящики)
Дети. Это сказка “Под грибком”
Воспитатель. Как ты догадался?
Дети. Здесь нарисованы муравей, гриб, воробей..
Воспитатель. Кто автор сказки “Под грибком”? (Сутеев)
Воспитатель. Детский писатель Владимир Григорьевич Сутеев был не только иллюстратором, но и художником своих сказок. На полке есть книги. Посмотрите на иллюстрации и скажите названия сказок. (Сказка «Яблоко», «Три котенка»…)
Воспитатель. Вы видите, как легко узнать по иллюстрации, как называется сказка. Хотели бы вы сами стать художниками и сами создать книгу?
(ответы детей)
– Приступим к работе. Но мы будем рисовать с вами необычно, штрихом или штриховкой. Что такое инсульт? (ответы детей). Это линии, которые могут быть короткими или длинными. Какое затенение бывает? (ответы детей). Сверху вниз (показать), слева направо (показать), из левого угла наискось и вниз (показать), из правого угла наискось и вниз (показать)
(дети смотрят узоры штриховок)
-Для того, чтобы пальчики слушались вас, им нужна помощь
Пальчиковая гимнастика
На полянке стоит дом
Ну вот и путь к дому закрыт
Открываем ворота
Приглашаем вас в этот дом:
Муравей, лягушка, Серая Норушка,
Воробей – мальчик
Заинька – трус,
Бабочка – красавица
И коварная лиса
Мы вас не пустим в дом.
(Дети сидят за столами, у каждого трафарет героя сказки)
Воспитатель. Сначала наметим героя сказки. Для этого держим трафарет левой рукой, а правой обводим. Когда мы обрисовываем символы, можно приступать к штриховке. Оттенок выбирайте сами, кому что нравится. Но одно условие, линии должны быть непрерывными от начала до конца. (воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
Молодцы, все справились с заданием. У нас есть готовые иллюстрации, и я помогу вам сделать книгу. А поможет нам в этом дырокол. Складываем все листы вместе. Прокалываем их и пропускаем ленту через отверстия. На каждой странице герой сказки.
Книга готова! (Проводится анализ детских работ. Воспитатель обращает внимание на то, как дети выполнили штриховку, цвет, аккуратность)
-Надеюсь, что вы всегда будете дружить с книгой и беречь ее. Книга – наш друг и советчик. Она учит нас дружить и быть смелыми.
Мы неразлучны с хорошей книгой
И чудес в сказке – до небес.
Ты представляешь, как было бы скучно
Если бы в мире не было чудес.
В древности сочиняли небылицы
А теперь рождаются
Вот герои уходят со страницы
Прямо к нам. В эти дни.
В конце занятия детям показывают сказку «Под грибком».
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе.
Тема: «Волшебная книга сказок»
(рисование-фантазирование)
Задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей. Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального контента и соответствующих изобразительно-выразительных средств. Поощрять проявление воображения при придумывании сюжета сказки. Развивать словотворчество, творческое воображение и чувство юмора. Воспитывать любовь к сказкам, самостоятельность, инициативу.
Подготовительные работы. Составление сказки по сюжетным картинкам. Чтение сказок «Золушка», «Спящая красавица».
Материалы, инструменты, оборудование. Листы белой бумаги, художественные материалы на выбор – краски и кисти, гофрированная бумага, клей, ножницы, пайетки.
Воспитатель приносит детям необычную “волшебную книгу сказок”:
Посмотрите, ребята, сегодня необычайно красивый и даже загадочный день. У меня такое прекрасное настроение и я хочу подарить его тебе. В такие хорошие дни так приятно читать любимые сказки. Сегодня я принес вам книгу, не обычную, а волшебную. Его когда-то подарила мне добрая фея-крёстная. И сказки в ней необычные, очень веселые, интересные, добрые с яркими картинками. Иногда они даже оживают! Ну что, хочешь, я прочту тебе красивую сказку? Тогда усаживайтесь поудобнее на наши мягкие “облака” и приступим. (Дети садятся на подушки, расположенные на ковре).
Учитель открывает книгу и грустно отмечает:
Что-то я не узнаю свою книгу – с ней случилось какое-то несчастье. Дети, посмотрите, чего-то в нем не хватает. (Дети замечают, что страницы в книге пустые, ни текста, ни картинок.)
Я, конечно, не сразу это заметил, и догадываюсь, кто мог совершить такой плохой поступок. Это наверное. злой волшебник заколдовал мою книгу. Ему очень не нравится, когда люди читают сказки и становятся добрыми и хорошими. Что делать сейчас? (дети предлагают свои варианты).
Ребята, а вы хотите сами превратиться в добрых волшебников и попробовать вернуть сказки в книгу своими руками. Затем надеваем наши волшебные медальоны и волшебные колпачки. Но прежде чем стать волшебниками, вы должны преодолеть испытание дружбой и попасть в нашу «школу юных волшебников». Смотри, впереди большой овраг и путь только один – идти по радужным кочкам. Вам нужно держаться за руки со всеми и пересекать друг за другом по радужным кочкам так, чтобы никто не упал. Крепче держитесь друг за друга и произносите вместе магическое заклинание, иначе мы не попадем в нашу школу и чуда не произойдет. Какое заклинание будем говорить? (дети предлагают свои варианты и затем перебирают выбранными словами неровности).
Молодцы, все достойно прошли это испытание и теперь вы все настоящие волшебники. Теперь самое главное – на этих чистых листах, заколдованных злым волшебником, нужно нарисовать красивые картинки: изобразить можно все, что душе угодно, и даже украсить в конце разными блестками. А потом мы с вами придумаем красивую историю и у нас «родится» настоящая сказка.
Дети садятся за подготовленные столы, на которых разложены различные материалы для работы.
Закончив рисовать, воспитатель предлагает детям разложить все работы на столе и придумать по ним интересную веселую сказку. (Все записывается на диктофон и после урока записывается в «Волшебную книгу»).
В конце занятия воспитатель предлагает детям:
Погосян Армина
Сергеева Мария
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Рисование сюжета по мотивам сказки «Колобок»
Задача : продолжать учить детей создавать сюжет по мотивам знакомой сказки ; научить выполнять сюжетных индивидуальных заданий в строгом соответствии с содержанием отрывка, размещая рисунок на весь лист бумаги; передавать характерные черты персонажей, сохраняя пропорциональные отношения; научиться смотреть на готовую книгу – самоделку, найти в ней свой рисунок, рассказать содержание сказки ; развивать память, цветовосприятие, творческое воображение, воображение; воспитывать эмоциональное отношение к изображаемым предметам, прививать любовь к русскому народу сказки .
ОБОРУДОВАНИЕ : листы бумаги, карандаши, карточки с лабиринтами и силуэтами.
1. Организационный момент.
Солнышко-игрушка “Я твое солнышко”
Посмотри, какое солнышко. Скажем ему приятные слова.
Солнце смотрит в окно, светит в нашу комнату.
Мы хлопаем в ладоши очень довольные солнцем.
2. Телефонный звонок. Приглашение на выставку книг.
В мире много разных веселые и грустные сказки ,
Но без них на свете не прожить.
В сказка все бывает , наша сказка впереди ,
Сказка стучится в дверь – говорю гость : “Входи” .
Ребята, вы любите сказки ?
Много знаешь сказки ?
Сейчас проверим! Назовите сказок , отрывки из которых вы услышите.
В процессе отгадывания детьми сказок , показывая книгу с заданной сказкой .
1) Внучка за бабку, бабка за дедушку, дедушка за репу. Тянут, тянут, тянуть не могут. ( “Репка” )
2) – Кто, кто живет в домике?
Кто, кто живет в короткой?
Я мышонок.
Я, лягушка-лягушка, а ты кто? ( “Теремок” )
3) -Не садись на пенек, не ешь пирог. Неси бабушке, неси дедушке. ( “Маша и Медведь” )
4) – Я ушла от бабушки,
А он от дедушки.
А от тебя, заяц,
И уж тем более я уйду. ( « Пряничный человечек » )
Молодцы! Все выучили сказки !
Во всех книгах такие красочные иллюстрации, а в этой пустые страницы. Что мы можем сделать, чтобы сделать эту книгу красочной и интересной?
3. Упражнение для глаз. Лабиринты.
Сейчас я раздам вам карточки с силуэтами персонажей. сказки « Пряничный человечек » … Вам предстоит пройтись по лабиринту с карандашом, и определить встречу колобков, которых из сказочных героев вы будете иллюстрировать.
4. Релаксация. А теперь сядем на ковер, закроем глаза, вспомним сказку , представим, что ты нарисовал .
5. Игра “Собери животное”
Что есть у всех животных? (туловище, голова, ноги, хвост)
Какая форма тела у этих животных? (овал)
Какая форма головы? (круглый)
Какое животное самое большое, а какое самое маленькое?
Чем медведь отличается от зайчика? (медведь коричневый, а зайчик серый; у зайчика ушки длинные, а у мишки ушки маленькие, круглые; хвост у зайчика круглый, маленький) Как узнать лисичку? (она рыжая, ушки маленькие, острые, мордочка вытянутая, хвост длинный пушистый).
Чем волк отличается от лисы?
6. Физические минуты
Мы на сказках ходили и говорили о них
Мы топали ногами, мы хлопали в ладоши ,
На «двойка» поднялась, мы все улыбнулись
И снова топнули и похлопали по рукам.
Вот молодцы, вот смельчаки!
7. Игра “Найди искомое значение” (выбрать нужного размера дерево, животное, колобок )
У меня дерево выше животного колобок меньше чем животное.
8. Самомассаж рук «Найди, что краска » .
Что ты нарисуешь первым? Что тогда?
Что ты нарисуешь оранжевым карандашом? Серый?
Как ты собираешься закрашивать животное?
9. Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа.
10. Итог урока. Анализ произведений.
– Посмотрите, какие интересные иллюстрации у вас получились. Давайте соберем их в одну книгу и расскажем сказку .
Связанные публикации:
«Как прекрасен этот мир» (по мотивам русской народной сказки «Колобок») Итоговое занятие по ФСКМ в старшей группе МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» «Как прекрасен этот мир» (по мотивам русской народная сказка “Колобок”) Финал.
Научно-творческий проект в старшей группе «Путешествие по сказке «Колобок» Автор: Клюева Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 2», г. Ардатов Нижегородской области. Одна из основных задач современн.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №67, г. Балаково Саратовской области Конспект Интегрированного
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке Колобок» Программные задания: 1. К формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять расположение предметов в пространстве.
Конспект НОД в первой младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок» Конспект НОД в первой младшей группе на тему «Путешествие по сказке «Колобок» Подготовил педагог Поваляева Е.Е. Задачи: 1. К учат.
Итоги продуктивной деятельности в старшей группе. Рисование по сюжету Тема: «Бабочки» Содержание программы: 1. Продолжать учить работать над композицией сюжетного рисунка – располагать предметы равномерно.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе.
Тема: “Волшебная книга сказок”
(рисунок-фантазирование).
Задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей. Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального контента и соответствующих изобразительно-выразительных средств. Поощрять проявление воображения при придумывании сюжета сказки. Развивать словотворчество, творческое воображение и чувство юмора. Воспитывать любовь к сказкам, самостоятельность, инициативу.
Подготовительные работы. Составление сказки по сюжетным картинкам.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы белой бумаги, художественные материалы на выбор – краски, кисти.
Воспитатель приносит детям необычную “волшебную книгу сказок”:
-Посмотрите, ребята, сегодня необыкновенно красивый и даже загадочный день. У меня такое прекрасное настроение и я хочу подарить его тебе. В такие хорошие дни так приятно читать любимые сказки. Сегодня я принес вам книгу, не обычную, а волшебную. Прошлой ночью фея-крёстная подарила ей книги. И сказка в ней необычная, очень веселая, интересная, добрая с яркими картинками. Иногда они даже оживают! Сказка про “Волшебный шар”. Ну что, хочешь, я прочту тебе красивую сказку? Затем сядьте поудобнее и начните. (Дети садятся на ковер).
Учитель открывает книгу и с грустью отмечает:
-Что-то я не узнаю свою книгу – с ней случилось какое-то несчастье. Дети, посмотрите, чего-то в нем не хватает. (Дети замечают, что страницы в книжке пустые, ни текста, ни картинок.)
– Я, конечно, не сразу это заметила. И я догадываюсь, кто мог совершить такой плохой поступок. Это наверное. злой волшебник заколдовал мою книгу. Ему очень не нравится, когда люди читают сказки и становятся добрыми и хорошими. Что делать сейчас? (дети предлагают свои варианты).
-Ребята, а вы хотите сами превратиться в добрых волшебников и попробовать вернуть сказку в книгу своими руками. Тогда возьмите наши волшебные палочки. Но прежде чем стать волшебниками, вы должны преодолеть испытание дружбой и попасть в нашу «школу юных волшебников».